Все о Русских Былинах! Какая из русских былин самая древняя.

Все о Русских Былинах! Какая из русских былин самая древняя.

Точный возраст той или иной былины определить невозможно, потому что они складывались веками. Ученые начали массово записывать их лишь после 1860 года, когда в Олонецкой губернии обнаружилась еще живая традиция исполнения былин. К тому времени русский героический эпос претерпел значительные изменения. Подобно археологам, снимающим один слой почвы за другим, фольклористы освобождали тексты от более поздних «пластов», чтобы выяснить, как звучали былины тысячу лет назад.

Удалось установить, что старейшие былинные сюжеты повествуют о столкновении мифологического героя и киевского богатыря. Еще один ранний сюжет посвящен сватовству богатыря к иноземной царевне. Древнейшими героями русского эпоса считаются Святогор и Волх Всеславьевич. При этом народ нередко вводил в архаичные сюжеты современных ему действующих лиц. Или наоборот: древний мифологический персонаж по воле рассказчика становился участником недавних событий.

Слово «былина» вошло в научный обиход в XIX веке. В народе же эти повествования назывались старинами. Сегодня известно около 100 сюжетов, которые рассказаны в более чем 3000 текстов. Былины, эпические песни о героических событиях русской истории как самостоятельный жанр сложились в X–XI веках — в эпоху расцвета Киевской Руси. На начальном этапе они основывались на мифологических сюжетах. Но былина, в отличие от мифа, рассказывала о политической обстановке, о новой государственности восточных славян, и потому вместо языческих божеств в них действовали исторические лица. Реальный богатырь Добрыня жил во второй половине X — начале XI века и приходился дядей князю Владимиру Святославичу. Алешу Поповича связывают с ростовским воином Александром Поповичем, погибшим в 1223 году в битве на реке Калке. Святой преподобный Илья Муромец жил, предположительно, в XII веке. Тогда же в новгородской летописи был упомянут купец Сотко, превратившийся в героя новгородских былин Садко. Позже народ стал соотносить героев, живших в разное время, с единой былинной эпохой князя Владимира Красное Солнышко. В фигуре Владимира слились черты сразу двух реальных правителей — Владимира Святославича и Владимира Мономаха.

Реальные персонажи в народном творчестве стали пересекаться с героями древних мифов. Например, Святогор, предположительно, попал в эпос из славянского пантеона, где он считался сыном бога Рода и братом Сварога. В былинах Святогор был столь огромен, что его не носила сыра земля, потому он жил в горах. В одном сюжете он встретился с воином Ильей Муромцем («Святогор и Илья Муромец»), а в другом — с землепашцем Микулой Селяниновичем («Святогор и тяга земная»). В обоих случаях Святогор погибал, но, что примечательно, не в бою с молодыми героями — его смерть была предопределена свыше. В некоторых вариантах текста, умирая, он передавал часть своей силы богатырю нового поколения.

Еще один древнейший персонаж — Волх (Вольга) Всеславьевич, рожденный от женщины и змея. Этот оборотень, великий охотник и колдун упоминается в славянской мифологии как сын Чернобога. В былине «Волх Всеславьевич» дружина Волха отправилась завоевывать далекое царство. Проникнув в город с помощью колдовства, воины убили всех, оставив себе лишь молодых женщин. Этот сюжет явно относится к эпохе родоплеменных отношений, когда разорение одного племени другим было достойно воспевания. В более поздний период, когда Русь отражала нападения печенегов, половцев, а затем и монголо-татар, критерии богатырской удали изменились. Героем стал считаться защитник родной земли, а не тот, кто вел захватническую войну. Чтобы былина о Волхе Всеславьевиче соответствовала новой идеологии, в ней появилось пояснение: поход был против царя, якобы задумавшего напасть на Киев. Но и это не спасло Волха от участи героя ушедшей эпохи: в былине «Вольга и Микула» колдун-оборотень уступил в хитрости и силе все тому же крестьянину Микуле, который фигурировал в былине о Святогоре. Новый богатырь вновь победил старого.

Создавая героический эпос, народ преподносил устаревшие сюжеты в новом свете. Так, в основе более поздних былин XI, XII и XIII веков лежал переработанный на новый лад мотив сватовства. При родоплеменных отношениях женитьба была главной обязанностью вступившего в зрелую пору мужчины, о чем рассказывали многие мифы и сказки. В былинах «Садко», «Михайло Потык», «Иван Годинович», «Дунай и Добрыня сватают невесту князю Владимиру» и других герои женились на иноземных царевнах, подобно тому, как в древности отважные мужи «добывали» жену в чужом племени. Но этот поступок нередко становился для богатырей роковой ошибкой, приводил к гибели или предательству. Надо жениться на своих и вообще больше думать о службе, а не о личной жизни — такова была установка в Киевской Руси.

Каждое значимое для народа событие находило отражение в былинах. В сохранившихся текстах упомянуты реалии из эпохи Ивана III и Ивана Грозного, войны с Польшей и даже с Турцией. Но главное место в былинах начиная с XIII–XIV веков занимала борьба русского народа с Ордынским игом. В XVI–XVII веках традиция исполнения былин уступила место жанру исторической песни. Вплоть до XX века героический эпос жил и развивался лишь на Русском Севере и в некоторых областях Сибири.

Точный возраст той или иной былины определить невозможно, потому что они складывались веками. Ученые начали массово записывать их лишь после 1860 года, когда в Олонецкой губернии обнаружилась еще живая традиция исполнения былин. К тому времени русский героический эпос претерпел значительные изменения. Подобно археологам, снимающим один слой почвы за другим, фольклористы освобождали тексты от более поздних «пластов», чтобы выяснить, как звучали былины тысячу лет назад.

Удалось установить, что старейшие былинные сюжеты повествуют о столкновении мифологического героя и киевского богатыря. Еще один ранний сюжет посвящен сватовству богатыря к иноземной царевне. Древнейшими героями русского эпоса считаются Святогор и Волх Всеславьевич. При этом народ нередко вводил в архаичные сюжеты современных ему действующих лиц. Или наоборот: древний мифологический персонаж по воле рассказчика становился участником недавних событий.

Читать еще:  К чему видеть во сне океан? К чему снится океан с голубой.

Слово «былина» вошло в научный обиход в XIX веке. В народе же эти повествования назывались старинами. Сегодня известно около 100 сюжетов, которые рассказаны в более чем 3000 текстов. Былины, эпические песни о героических событиях русской истории как самостоятельный жанр сложились в X–XI веках — в эпоху расцвета Киевской Руси. На начальном этапе они основывались на мифологических сюжетах. Но былина, в отличие от мифа, рассказывала о политической обстановке, о новой государственности восточных славян, и потому вместо языческих божеств в них действовали исторические лица. Реальный богатырь Добрыня жил во второй половине X — начале XI века и приходился дядей князю Владимиру Святославичу. Алешу Поповича связывают с ростовским воином Александром Поповичем, погибшим в 1223 году в битве на реке Калке. Святой преподобный Илья Муромец жил, предположительно, в XII веке. Тогда же в новгородской летописи был упомянут купец Сотко, превратившийся в героя новгородских былин Садко. Позже народ стал соотносить героев, живших в разное время, с единой былинной эпохой князя Владимира Красное Солнышко. В фигуре Владимира слились черты сразу двух реальных правителей — Владимира Святославича и Владимира Мономаха.

Реальные персонажи в народном творчестве стали пересекаться с героями древних мифов. Например, Святогор, предположительно, попал в эпос из славянского пантеона, где он считался сыном бога Рода и братом Сварога. В былинах Святогор был столь огромен, что его не носила сыра земля, потому он жил в горах. В одном сюжете он встретился с воином Ильей Муромцем («Святогор и Илья Муромец»), а в другом — с землепашцем Микулой Селяниновичем («Святогор и тяга земная»). В обоих случаях Святогор погибал, но, что примечательно, не в бою с молодыми героями — его смерть была предопределена свыше. В некоторых вариантах текста, умирая, он передавал часть своей силы богатырю нового поколения.

Еще один древнейший персонаж — Волх (Вольга) Всеславьевич, рожденный от женщины и змея. Этот оборотень, великий охотник и колдун упоминается в славянской мифологии как сын Чернобога. В былине «Волх Всеславьевич» дружина Волха отправилась завоевывать далекое царство. Проникнув в город с помощью колдовства, воины убили всех, оставив себе лишь молодых женщин. Этот сюжет явно относится к эпохе родоплеменных отношений, когда разорение одного племени другим было достойно воспевания. В более поздний период, когда Русь отражала нападения печенегов, половцев, а затем и монголо-татар, критерии богатырской удали изменились. Героем стал считаться защитник родной земли, а не тот, кто вел захватническую войну. Чтобы былина о Волхе Всеславьевиче соответствовала новой идеологии, в ней появилось пояснение: поход был против царя, якобы задумавшего напасть на Киев. Но и это не спасло Волха от участи героя ушедшей эпохи: в былине «Вольга и Микула» колдун-оборотень уступил в хитрости и силе все тому же крестьянину Микуле, который фигурировал в былине о Святогоре. Новый богатырь вновь победил старого.

Создавая героический эпос, народ преподносил устаревшие сюжеты в новом свете. Так, в основе более поздних былин XI, XII и XIII веков лежал переработанный на новый лад мотив сватовства. При родоплеменных отношениях женитьба была главной обязанностью вступившего в зрелую пору мужчины, о чем рассказывали многие мифы и сказки. В былинах «Садко», «Михайло Потык», «Иван Годинович», «Дунай и Добрыня сватают невесту князю Владимиру» и других герои женились на иноземных царевнах, подобно тому, как в древности отважные мужи «добывали» жену в чужом племени. Но этот поступок нередко становился для богатырей роковой ошибкой, приводил к гибели или предательству. Надо жениться на своих и вообще больше думать о службе, а не о личной жизни — такова была установка в Киевской Руси.

Каждое значимое для народа событие находило отражение в былинах. В сохранившихся текстах упомянуты реалии из эпохи Ивана III и Ивана Грозного, войны с Польшей и даже с Турцией. Но главное место в былинах начиная с XIII–XIV веков занимала борьба русского народа с Ордынским игом. В XVI–XVII веках традиция исполнения былин уступила место жанру исторической песни. Вплоть до XX века героический эпос жил и развивался лишь на Русском Севере и в некоторых областях Сибири.

Топ 10 известнейших героев русских былин

Былины и предания издавна стали неотъемлемой частью русской самобытной культуры. Народ воспевал в них силу, справедливость и мужественность богатырей, ум, ловкость и иные качества человека.

Многие сказания имели историческую основу и были описаны в древних летописях. Богатырей прославляли за совершаемые подвиги, защиту жителей Руси от набегов вражеских войск и иные благие поступки.

Ознакомиться со списком из десяти известнейших героев русских былин можно, прочитав нашу статью.

10. Микула Селянинович


Новгородский цикл былин прославляет богатыря по имени Микула Селянинович. Легенда гласит, что он был простым крестьянином по происхождению. Силу его приумножала матушка сыра Земля. Имя его было производной народной формой от современного имени Николай.

Чудесной силой обладал не только сам богатырь, но и его лошадь. У русского богатыря, согласно сказаниям, были две дочери,

Василиса и Настасья, которые также были наделены чудесной силой. Их имена также часто фигурируют в русских былинах.

Образ Микулы Селяниновича часто связывают с христианским святым Николаем Чудотворцем.

9. Ставр Годинович


Черниговский боярин приходился мужем знаменитой Василисы Микулишны (старшая дочь Микулы Селяниновича).

Сюжет известной былины с этими персонажами рассказывает слушателям о том, что Ставр на пиру у князя Владимира (Красное солнышко) стал хвалиться красивой женой, за что был отправлен в темницу.

Услышав про это, Василиса переодевается в мужскую одежду, собирает дружину и отправляется к князю, которому представляется сыном короля Ляховитского и сватается за дочь княжескую.

Она успешно проходит все заданные ей испытания, состоится свадебный пир, на который приводят Ставра играть на гуслях. Василисе удается его увести с пира.

Читать еще:  В чем выражается сила тока. Что такое электрический ток

Далее она переодевается снова в свою одежду, вместе с супругом они отправляются к князю, который признает, что Ставр не просто так чествовал свою жену у него на пиру.

8. Василий Буслаев


Богатырь был персонажем новгородских былин. Он обладал несокрушимой молодецкой удалью и силой. С младых лет герой имел собственное мнение, об этом свидетельствует его раздор с новгородской общиной.

Чтобы доказать свое превосходство, он набирает дружину таких же молодцев и буйствует в городе, спасает новгородцев мать богатыря, только она может вразумить его.

В зрелом возрасте герой осознает свои ошибки молодости и желает отмолить их, отправляется в Иерусалим. Но поездка не меняет характер Василия, на обратном пути он забывает все обеты и погибает, пытаясь в очередной раз доказать свою удаль.

7. Садко


Герой новгородских былин не является богатырем, он богатый купец, в литературе считается олицетворением богатства Новгорода.

Сюжет наиболее известного варианта былины повествует о том, что Садко удалось разбогатеть с помощью морского царя из Ильмень-озера, до этого он был бедным гусляром.

Разбогатев, купец снаряжает корабли и отправляется за море вести торговлю. Но море не благосклонно к нему, разразилась буря, во время которой решается принести в жертву морскому царю Садко.

На дне морском купец играет на гуслях из-за чего царь устраивает пляску, вследствие которой гибнет много людей, так как море начинает снова волноваться, помогает вернуться на землю Садко святой Микола Можайский, он учит его, как вести себя с царем.

6. Никита Кожемяка


Богатырь является одним из любимейших героев восточнославянского эпоса. В былинах Никита Кожемяка защищал русский народ от печенегов.

Первое упоминание о богатыре датируется 992 годом, обнаружено в «Повести временных лет». Прозвище Кожемяка Никита получил благодаря своей небывалой силе, он с легкостью разрывал бычьи шкуры.

Сюжет наиболее распространенной былины о богатыре повествует о том, что он побеждает змея, похитившего дочь князя Киевского.

5. Вольга Святославич


Вольга Святославич был не простым богатырем, у него имелись магические способности. Он умел понимать язык животных, птиц и рыб, менял свой облик.

Богатырь является одним из древнейших образов русского фольклора. Некоторые литературоведы считают, что прототипом героя былин был князь Всеслав Полоцкий.

Популярностью на Руси пользовались несколько сюжетов былин, в которых Вольга Святославич являлся центральным персонажем.

Одна из них повествует о рождении богатыря, другая о его походе на Индийское царство, третья о встрече Вольги с Микулой Селяниновичем.

4. Святогор

Одним из самых больших и сильных богатырей восточнославянских русских былин являлся Святогор. Был великаном. Согласно древним сказаниям он черпает силу от Матери – Сырой Землицы, когда он едет на своем коне, то земля дрожит, леса колышутся, а реки выходят из берегов.

Службу свою богатырь несет у дальних святых гор. Одна из легенд гласит, что перед смертью Святогор передал часть своей силы Илье Муромцу.

3. Алёша Попович


Алеша Попович был самым юным богатырем из известной и любимой всеми тройки силачей Руси.

В отличие от своих соратников Алеша не обладает сверхсилой, но он смекалист и ловок, а также смел. Но он легкомыслен и хвастлив, за что его часто осуждают старшие товарищи.

Образ его фигурирует в более, чем 50 сюжетах старинных былин. Самой известной является былина «Алеша Попович и Тугарин».

2. Добрыня Никитич


Добрыня Никитич имел знатное происхождение, на Руси занимал второе место по популярности, среди героев фольклора, после Ильи Муромца. Его женой была Настасья Микулишна, сам богатырь состоял на службе Киевского князя.

Историки и литературоведы считают, что прототипом образа героя послужил воевода Добрыня, который приходился дядей князю Киева и был братом его матери.

Согласно сюжетам былин, Добрыня Никитич был образованным человеком, хорошо пел и играл на гуслях, обладал добрым нравом. Имя богатыря упоминалось в 53 сюжетах русских сказаний, в 6 былинах он был центральным персонажем.

1. Илья Муромец


Самый известный и сильный герой русских былин. Согласно сюжету одного из сказаний, Илья был калекой до 33 лет, а после с помощью волхвов сумел не только встать, но и приобрел недюжинную силу.

На Руси образ богатыря пользовался популярностью, так как богатырь всегда оберегал народ и землю русскую от завоевателей. Он воплотил в себе общий народный идеал богатыря-воина.

Впервые имя Ильи Муромца было услышано в 1574 году в письме. Богатырь упоминается в 53 сюжетах древнерусского эпоса, в 15 из них он является центральной фигурой. Некоторые ученые отождествляют имя героя со святым Илией Печерским Чеботком.

lsvsx

Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

Почему русские былины изменялись только внешне, сохраняя суть? Где на самом деле жил Илья Муромец и кто такой Идолище Поганое? Зачем Илья Муромец хотел разгромить Византию? Почему былинный Киев стоит не на Днепре, а на Дунае? Могла ли Древняя Русь граничить с Италией? Откуда в былинах столько «языческих» обрядов и символов? Каким был обряд похорон знатных людей в Древней Руси? Был ли Князь Владимир Красно Солнышко русских былин тем человеком, который крестил Русь? Каков возраст русского эпоса? О том, какая информация зашифрована в русских былинах, рассказывает историк Лев Прозоров.

А знаете ли вы, что русский народ – один из немногих народов мира, сохранивший богатейший крупнейший национальный эпос: былины. Не только то немногое, что всем известно: при Илью Муромца и Соловья Разбойника, про Алешу, Тугарина. Масса героев, масса сюжетов, масса событий. Веками сказители пересказывали, переходили в семьях от бабки к внучке, от деда к внуку – переходили предания о богатырях. Священным долгом своим считали родители рассказывать, ничего не меняя. Хотя не всегда это удавалось, потому что время шло, изменялась жизнь, изменялся мир. И какие-то изменения на былинах сказывались. Появлялись какие-то новые персонажи, новые имена, потому что старые звучали не совсем понятно. Хотин превращался в Хотея, Лешка – в Алешу и так далее. Простой пример: былина об Илье Муромце и Идолище поганом первоначально в самых древних своих записях 17-го века – еще до Петра – повествует о том, что Илья отправился в поход на Царь-град, а Идолище поганое был слугой царь-градского кесаря: царь-градским богатырем – и собирался убить его ради приказа своего покровителя: византийского императора. И когда Илья со своими сподвижниками под видом перехожих пробрался в царь-град и побил идолище, тем самым он спас Русь от набега, спровоцированного византийцами. В последствии, когда на север… русский север хранились веками былины о потоке старообрядцев от преследований старообрядцев петровских, а старообрядцы царь-град: центр византийской веры – очень почитали. Стало как-то немножко неудобно описывать ситуацию, как православный богатырь – тем более, что в 17-м веке Илью задним числом записали в православные святые, – как-то неудобно стало, что русский богатырь, да еще и святой воюет со святым городом царь-градом.

Читать еще:  Сказочный патруль переодевалки. Игра сказочный патруль одевалки

И потому Идолище сделали уже не слугой, а пленителем, захватчиком царь-градского отца, царь-градского императора, а Илья стал спасителем святого города от захватчика, от негодяя. Но и это впоследствии сказителям показалось уж слишком далеким. И былина претерпела еще одно изменение. Ее сюжет переместился в Киев – и Илья спасал Русь уже в Киеве. Но тем не менее, несмотря на все эти изменения, очень много сохранилось с древнейших времен.

Отголоски былинных преданий мы встречаем в записях арабов 10-го века: Ибн Фадлана, Ибн Рушд. И получается, что уже в десятом веке уже сложенные былины были известны, исполнялись, их слышали арабские путешественники. Как же так получается? Получается, что былины сложились в языческие времена? Если мы присмотримся к текстам былин, мы обнаружим: да, сложились в языческие времена. Когда враг подходит к городу Киеву и Владимир Красное Солнышко, испуганный этим, собирается бежать, княгиня говорит ему: «Не бойся, а пойди ты к церквушке, молись богам нашим могучим». Из этого уже видно, что боги могучие.

Изначально там, конечно, была не церковь, раз Владимиру предлагается поклониться в этой церкви – якобы церкви богам могучим. В былинах сохранилось описание языческого обряда погребения в былине про Михаила Батурина: погребение в ладье, в колонне белодубовой, оббитой тесом по бокам, вместе с конем, вместе с женой. Такие обряды, конечно, в ближайшем окружении князя, то есть том, которые должны были первыми обратиться к новой вере, могли быть только в языческие времена. Но я уже говорил, что Ибн Фадлан, живший еще до крещения, описывает вещи, явно пересекающиеся с былинами.

«Ну как же так?» – могут спросить меня. Владимир-то у нас Красное Солнышко традиционно считается тем самым Владимиром, что крестил Русь. Получается, что не совсем так. В былинах Владимир вплоть до конца 19-го века, начала 20-го никогда не называется Святославовичем. Он везде называется Всеславовичем. Этого мало. Где княжит Владимир? В Киеве. А где стоит Киев? Всем понятно, что современный Киев: столица Украинской республики – находится на Днепре. В былинах он находится не на Днепре. Если вы видели картину Васильева «Рождение Дуная», то помните, что, по преданию – по былинному преданию Дунай-река зародилась из крови заколовшегося, бросившегося на меч богатыря. Кстати, тоже языческая черта, поскольку всем известно, что христианство самоубийство сурово осуждает, а вот у русов-язычников был такой обычай: когда человек обесчестил себя, а Дунай себя обесчестил, погубив свою жену, доверившуюся ему, он должен броситься на меч.

Так и делает Дунай в легенде. Но делает он это под Киевом. И под Киевом от его крови протекает Дунай-река. И это не единственный случай. В другой былине Илья Муромец, ведя на подмогу к осажденному очередным вражеским полчищем Киеву своих соратников, вместе с ними на конях перескакивает Дунай-реку. По Дунай-реке к Киеву приплывает Дюк Степанович в третьей былине. И таких примеров множество. Былинный Киев находится на Дунае, и правит там не Владимир Святославович, а Владимир Всеславович Красное Солнышко. Это совпадает с преданиями немецкими и шведскими о том, что Ильяз Русский: лучший воин прусского короля Вольдемара – сражался еще с готами и гуннами в стране, которая была… Граничила одновременно с апулийскими землями в Италии и землями вертинов, то есть веретов Лютичей: половских славян.

А если мы возьмем наши былины, найдем мы там упоминание об этом? Найдем. В былинах упоминается, что Илья Муромец жил несколько лет в тальянской земле, прижил там дочь, которая потом вернулась на Русь как богатырка и вступила в поединок со своим родителем. И в былинах же упоминается о том, что Киевское княжество тоже граничит с землей помарианской – тоже еще одно из названий земель балтийских славян.

Таким образом, и былины русские и немецкие предания по их мотивам и шведские предания по их мотивам указывают, что былины гораздо древнее, чем принято считать. Как минимум уже в рунах они существовали. Традиционно считается, что якобы там смещения какие-то произошли. Но это немножко странно, потому что подданные Вольдемара Конбергского Владимира Крестителя скандинавы прекрасно знали. И они не стали бы отлично знакомого им правителя соседнего государства сдвигать в древность готам и гуннам. Такого, конечно, произойти не могло.

В частности, например, Владимир Красное Солнышко в былинах ведет себя совершенно не так, как вели себя летописные князья Киевской Руси, зато очень похоже на то, как явно с песен русов описывал царя русов Ибн Фадлан. То есть, получается, что по былинам, если посмотреть внимательно тексты… Что Русь былинная… Русь былинная и Киев былинный расположены не совсем там, где мы их привыкли расставлять: не в Восточной, а в Центральной Европе. Не даром Илья Муромец постоянно ездит по латынским, то есть римским, знаменитым римским дорогам. И это, кстати, совпадает с исследованиями многих ученых, которые по названиям местностей, по упоминаниям подчеркивают, что в Центральной Европе в среднем течении Дуная в Средневековье долго еще помнилось о том, что там находилась какая-то Русь, родственная нашей. Видимо, памятью о той Руси и являются дошедшие до нас сейчас, перенесенные на нашу почву, киевские богатырские былины.

Источники:

http://www.culture.ru/s/vopros/byliny/

Топ 10 известнейших героев русских былин

http://lsvsx.livejournal.com/160181.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector