В какой стране появился акмеизм. Появление акмеизма
История возникновения акмеизма
Акмеизм возник в 10 – х годах ХХ столетия и был генетически связан с символизмом.
Молодежь, желавшая состояться на поэтическом поприще, посещала «ивановские среды» – встречи творческой интеллигенции на «башне» Вячеслава Иванова (в его петербургской квартире на Таврической улице).
В 1907-1908 г.г. сложился «кружок молодых поэтов». Члены кружка были оппозиционно настроены по отношению к символистской поэтике и практике. С одной стороны, им хотелось поучиться у старшего поколения «стихотворной технике», с другой – поэтические амбиции искали выхода. Особенно выделялся среди молодых поэтов своей активностью Сергей Городецкий.
В 1909 году «молодежь» попросила Иннокентия Анненского, Вячеслава Иванова и Максимилиана Волошина прочесть для нее курс лекций по стихосложению.
К занятиям на «башне» присоединились Алексей Толстой и Николай Гумилев. Затем занятия стали проводиться в редакции журнала «Аполлон». Вскоре слушатели лекционного курса объединились в «Общество ревнителей художественного слова» (молодые поэты назвали его поэтической Академией).
В 1910 году были прочитаны два доклада:
–А.Блока «О современном состоянии русского символизма»;
–Вяч.Иванова «Заветы символизма».
Вяч.Иванов попытался обосновать символизм как целостное течение с перспективой на будущее, а Блок посчитал символизм поэтической школой, исчерпавшей свои возможности.
В октябре 1911 года слушатели поэтической Академии основали новое литературное объединение – Цех поэтов (по образцу средневековых наименований ремесленных объединений).
Поэзия рассматривалась членами Цеха поэтов как профессиональная сфера деятельности. Они полагали, что поэтический дар – не от Бога, и писать стихи может научиться каждый, если приложит к этому определенные усилия.
Первоначально Цех мыслился школой формального мастерства. Его участники не отождествляли себя ни с одним из течений в литературе и не стремились к общей эстетической платформе. По мнению Н.Гумилева и С. Городецкого, мировоззрение никакого значения для творчества не имеет.
Но ситуация менялась: в 1912 году на одном из заседаний Цеха его участники решили объявить о возникновении новой поэтической школы. Так возник акмеизм. В переводе с греческого akmeозначает «высшая степень чего – либо, цветущая сила».
Из слушателей Цеха выделилась наиболее сплоченная группа поэтов – акмеистов: Н.Гумилев, С.Городецкий, О.Мандельштам, А.Ахматова, М.Зенкевич, В.Нарбут.
В 1912 -1913 годах Цех издавал журнал «Гиперборей» (гиперборейцы в античной мифологии – народ, живший на Севере, за Бореем), альманахи «Цех поэтов».
Г.Иванов, Г.Адамович и М.Лозинский не были правоверными акмеистами, но активно с ними сотрудничали.
По отношению к символистам акмеисты выступали как младшее поколение, а футуристы были их сверстниками. Поэтому их творческие принципы формировались в полемике с теми и другими.
Введение
На рубеже XIX и XX веков в русской литературе возникает интереснейшее явление, названное затем «поэзией серебряного века». Это было время новых идей и новых направлений. Если XIX век все-таки в большей части прошел под знаком стремления к реализму, то новый всплеск поэтического творчества на рубеже веков шел уже по иному пути. Этот период был со стремлением современников к обновлению страны, обновлению литературы и с разнообразными модернистскими течениями, как следствие, появившимися в это время. Они были очень разнообразными как по форме, так и по содержанию: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм…
Благодаря таким разным направлениям и течениям в русской поэзии появились новые имена, многим из которых довелось остаться в ней навечно. Великие поэты той эпохи, начиная в недрах модернистского течения, очень быстро вырастали из него, поражая талантом и многогранностью творчества. Так произошло с Блоком, Есениным, Маяковским, Гумилевым, Ахматовой, Цветаевой, Волошиным и многими другими.
Условно началом «серебряного века» принято считать 1892 год, когда идеолог и старейший участник движения символистов Дмитрий Мережковский прочитал доклад «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Так впервые символисты заявили о себе.
Начало 1900-х было расцветом символизма, но к 1910-м годы начался кризис этого литературного направления. Попытка символистов возгласить литературное движение и овладеть художественным сознанием эпохи потерпела неудачу. Вновь остро поднят вопрос об отношениях искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры.
Должно было появиться некое новое направление, иначе ставящее вопрос о соотношении поэзии и действительности. Именно таким и стал акмеизм.
Появление акмеизма
В 1911 году в среде поэтов, стремившихся создать новое направление в литературе, возникает кружок “Цех поэтов”, во главе которого становятся Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. Членами “Цеха” были в основном начинающие поэты: А. Ахматова, Н. Бурлюк, Вас. Гиппиус, М. Зенкевич, Георгий Иванов, Е. Кузьмина-Караваева, М. Лозинский, О. Мандельштам, Вл. Нарбут, П. Радимов. В разное время к «Цеху поэтов» и акмеизму были близки Е. Кузьмина-Караваева, Н. Недоброво, В. Комаровский, В. Рождественский, С. Нельдихен. Наиболее яркими из «младших» акмеистов были Георгий Иванов и Георгий Адамович. Всего вышло четыре альманаха «Цех поэтов» (1921 – 1923, первый под названием «Дракон», последний издан уже в Берлине эмигрировавшей частью «Цеха поэтов»).
О создании же литературного направления под названием «акмеизм» было официально заявлено 11 февраля 1912 года на заседании «Академии стиха», а в № 1 журнала «Аполлон» за 1913 год появились статьи Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», которые считались манифестами новой школы.
История возникновения акмеизма. “Цех поэтов”
Акмеизм (от греч. аcme – “высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие”) – течение русского модернизма, сформировавшееся в 1910-е годы и в своих поэтических установках отталкивающееся от своего учителя – русского символизма. Заоблачной двумирности символистов акмеисты противопоставили мир обыденных человеческих чувств, лишенных мистического содержания. По определению В.М. Жирмунского, акмеисты – “преодолевшие символизм”. Название, которое выбрали себе акмеисты, должно было указывать на стремление к вершинам поэтического мастерства.
Акмеизм как литературное течение возник в начале 1910-х годов и генетически был связан с символизмом. В 1900-е годы молодые поэты, близкие символизму в начале своего творческого пути, посещали “ивановские среды” – собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей в их среде название “башня”. В недрах кружка в 1906–1907 годах постепенно сложилась группа поэтов, назвавшая себя “кружком молодых”. Стимулом к их сближению была оппозиционность (пока еще робкая) символистской поэтической практике. С одной стороны, “молодые” стремились научиться у старших коллег стихотворной технике, но с другой – хотели бы преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий.
Необходимо отметить родовую связь акмеизма с литературной группой “Цех поэтов”. “Цех поэтов” был основан в октябре 1911 года в Петербурге в противовес символистам, и протест участников группы был направлен против магического, метафизического характера языка поэзии символистов. Возглавляли группу Н. Гумилев и С. Городецкий. В состав группы входили также А. Ахматова, Г. Адамович, К. Вагинов, М. Зенкевич, Г. Иванов, В. Лозинский, О. Мандельштам, В. Нарбут, И. Одоевцева, О. Оцуп, В. Рождественский. “Цех” издавал журнал “Гиперборей”.
Название кружка, образованное по образцу средневековых названий ремесленных объединений, указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. “Цех” был школой формального мастерства, безразличного к особенностям мировоззрения участников. Поначалу они не отождествляли себя ни с одним из течений в литературе, да и не стремились к общей эстетической платформе.
Из широкого круга участников “Цеха” в начале 1910-х годов (около 1911–1912) выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. В состав группы входили Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут (другие участники “Цеха”, среди них Г. Адамович, Г. Иванов, М. Лозинский, составляли периферию течения).
Источники:
http://mylektsii.ru/5-49760.html
http://studbooks.net/638887/literatura/poyavlenie_akmeizma
http://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/66-russkaya_poeziya_xx_veka__ocherki_poetiki_analiz_tekstov/stages/3046-istoriya_vozniknoveniya_akmeizma_ceh_poetov.html