В чем заключается единство финансового механизма. Финансовый механизм
Discovered
О финансах и не только…
Финансовый механизм
Финансовый механизм (Financial Mechanism) —
- совокупность форм организации финансовых отношений, методов (способов) формирования и использования финансовых ресурсов, которые применяет общество с целью создания благоприятных условий для развития национальной экономики, экономического и социального развития страны;
- элемент хозяйственного механизма, совокупность финансовых инструментов, рычагов, методов и способов регулирования экономических отношений и процессов. Финансовый механизм включает цены, налоги, таможенные пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, учетную ставку центрального банка, банковский процент, виды и формы платежей, методы распределения дохода и другие финансовые инструменты и методы;
- система сочетания методов и инструментов, которая направлена на совершенствование организации, планирования и стимулирования использования финансовых ресурсов.
В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяют на:
- финансовый механизм предприятий, организаций, учреждений;
- бюджетный механизм;
- страховой;
- налоговый;
- кредитный и тому подобное.
В каждом из них по функциональному назначения выделяют следующие звенья: мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение, финансирование, стимулирование, контроль и т.п.
Основными элементами финансового механизма являются:
- методы формирования и распределения финансовых ресурсов;
- методы финансового планирования, прогнозирования и управления финансами;
- финансовые показатели и нормативы;
- методы организации бюджетной и налоговой систем, финансов предприятий, рынка ценных бумаг и денежного рынка;
- финансовые рычаги и стимулы;
- финансовый контроль.
Финансовый механизм играет важную роль в реализации финансовой политики государства. Современный финансовый механизм призван не только создавать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности государства и субъектов хозяйствования, но и быть методом экономического регулирования в условиях функционирования рынка.
Финансовый механизм используется для воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов. Влияние финансового механизма на экономику и социальную сферу осуществляется, с одной стороны, через структуру финансового механизма и нацеленность различных его частей на решение конкретных задач и достижение реального эффекта, с другой — через величину финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и направляемых (инвестируемых) на удовлетворение потребностей общества (государства, его территориальных структур, хозяйствующих субъектов, граждан).
Структура финансового механизма очень сложна в связи с огромным разнообразием видов и форм организации финансовых отношений. Выделяют три группы, отражающие экономическое содержание финансов:
- механизм государственных и муниципальных финансов;
- финансовый механизм предприятия;
- страховой механизм.
Дальнейшее подразделение в каждой из групп (например, механизма государственных и муниципальных финансов — на бюджетный механизм, механизм государственного кредитования и механизм функционирования внебюджетных фондов; бюджетного механизма — на механизм федерального бюджета, механизм регион, бюджетов, механизм функционирования местных бюджетов; и т.д.) связано со специфичностью методов распределения и перераспределения стоимости ВВП и части национальных богатства, что влияет на формы денежных накоплений, виды платежей в бюджет, направление и формы бюджетного финансирования, методы образования финансовых резервов и т.д. Учитывая эти особенности, государство усиливает или ослабляет воздействие разных частей финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициирует ускорение соответствующих процессов, добиваясь желаемых результатов.
Кроме того, в структуре финансового механизма выделяют функциональные звенья:
- мобилизация финансовых ресурсов;
- финансирование;
- стимулирование и др.
Применяется также деление финансового механизма на организационно-управленческие блоки:
Функционирование финансового механизма обусловлено суммой финансовых ресурсов, выделяемых на конкретные цели, способами формирования финансовых ресурсов, а также тем, в каких формах и по каким каналам движутся денежные средства, на каких условиях они выделяются и используются.
Финансовый механизм, приводящий в движение финансовые ресурсы, воздействует на общественное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование. При этом, чем выше уровень развития общества и его экономики, тем значительнее роль финансового регулирования. Финансовое обеспечение реализуется с помощью самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Проблема практического использования этих форм заключается в установлении оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними.
Построение финансового механизма осуществляется в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве. Использование юридических норм в финансовой сфере деятельности дает возможность установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы граждан, хозяйствующих субъектов, государства. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину.
Государственный финансовый механизм
Финансовый механизм – это совокупность форм и видов отношений, методов и условий расчетов, планирования, прогнозирования. Этот комплекс используется в процессе формирования денежных ресурсов, образования и использования целевых фондов.
Общая характеристика
Финансовый механизм – это инструмент воздействия на социально-экономическую сферу. Он используется при проведении единой бюджетной политике на местном, региональном и федеральном уровнях, а также в сфере деятельности хозяйствующих субъектов. Воздействие этого института на социально-экономические отношения осуществляется, с одной стороны, посредством нацеленности разных его элементов на реализацию конкретных задач, достижение реальных результатов. С другой стороны, его влияние осуществляется через денежные ресурсы, которые формируются в ходе деятельности субъектов и направляются на удовлетворение общественных потребностей.
Финансовый механизм и его структура
Внутреннее устройство института достаточно сложное. Это обуславливается огромным разнообразием форм и видов бюджетных отношений. Система финансового механизма представлена в двух категориях. Они отражают экономическое содержание отношений. Финансовый механизм государства состоит из:
- Методов распределения национальной прибыли.
- Способов формирования бюджетных фондов на территориальном и федеральном уровнях.
- Методов образования социальных внебюджетных фондов.
- Финансового прогнозирования и планирования.
- Видов платежей в казну и прочие фонды.
- Финансового контроля.
Последующее разделение обуславливается спецификой методов распределения и перераспределения национального дохода и стоимости ВВП. Элементы финансового механизма хозяйствующих субъектов представлены в следующем виде:
- Правовое обеспечение.
- Финансовые методы.
- Нормативная база.
- Финансовые рычаги.
- Информационное обеспечение.
Финансовый механизм включает в себя также следующие звенья: мобилизацию, стимулирование, инвестирование и пр. Функционирование института осуществляется за счет суммы ресурсов, которые выделяются на решение конкретных задач, способов их формирования, каналами и формами движения средств, условий, в которых они выделяются и впоследствии используются.
Специфика компонентов
Финансовый механизм, цель которого – привести в движение денежные потоки, влияет на общественное производство посредством инвестирования и регулирования. Чем совершеннее социально-экономическая сфера, тем существеннее роль этого института. Инвестирование (обеспечение) реализуется кредитованием, самофинансированием и безвозвратной передачей средств. Основной задачей при использовании компонентов института выступает установление оптимального соотношения между ними. Оно определяется в соответствии с тем уровнем развития, на котором находится конкретное общество.
Юридический аспект
Бюджетная политика выступает в качестве основы, на которой создается конкретный финансовый механизм. Развитие института при этом невозможно без установления определенных норм и правил. Они отражаются в бюджетном законодательстве страны. Использование норм позволяет сформулировать единые правила, по которым осуществляется установление отношений и связей в сфере денежного обращения. Законодательство обеспечивает, кроме этого, защиту экономических интересов хозяйствующих субъектов, граждан, власти. Следование законодательным предписаниям способствует установлению бюджетной дисциплины. В результате формируется эффективный государственный финансовый механизм.
Методы
Финансовый механизм является многозвеньевым институтом. Внутри него существуют определенные способы влияния денежных отношений на процесс хозяйствования, образование и использование средств. Они именуются финансовыми методами. Их действие осуществляется по двум направлениям: в области управления перемещения денежных ресурсов и в сфере коммерческих рыночных отношений. Последние связаны с соизмерением результатов и затрат, материальным стимулированием и конкретной ответственностью за эффективность использования фондов.
Рычаги
Эти инструменты используются при применении финансовых методов. К рычагам, в частности, относят:
- Доходы (прибыль).
- Целевые денежные фонды.
- Амортизационные отчисления.
- Финансовые санкции.
- Вклады в капитал.
- Паевые взносы.
- Процентные ставки по облигациям, депозитам, ссудам.
- Дивиденды.
- Портфельные инвестиции.
- Дисконт.
- Котировку валютного курса и так далее.
Формы обеспечения
Как выше было сказано, финансовый механизм становится более эффективным при наличии определенной правовой базы. В рамках деятельности предприятия она включает в себя приказы, распоряжения, постановления, циркулярные письма, прочие локальные акты административного аппарата хозяйствующего субъекта. Все эти документы принимаются в соответствии с законодательными положениями. В этой связи не будет преувеличением сказать, что финансовый механизм любого предприятия функционирует в первую очередь в соответствии с федеральными правовыми актами.
Нормативное обеспечение предполагает использование определенных показателей и параметров. В частности, к ним относят налоговые и тарифные ставки, амортизационные нормы, нормативы оборотных средств. Однако указанных форм обеспечения недостаточно для того, чтобы финансовый механизм любого субъекта функционировал эффективно. Немаловажное значение в сфере денежного обращения имеет и информационная поддержка. Она предполагает обмен разного рода данными коммерческого, производственного, технологического, экономического и прочего характера. К ним, например, относится информация о финансовом положении конкурентов и партнеров, их платежеспособности, о курсах валют и рыночных ценах, процентах на валютных, фондовых, товарных торговых международных площадках и так далее.
Формирование отношений
Финансовый механизм является инструментом, с помощью которого между субъектами хозяйствования устанавливаются определенные связи. Вместе с этим он обеспечивает формирование взаимодействий и внутри предприятий, а также в рамках аграрно-промышленных объединений, холдингов, торгово-закупочных организаций. Функционирование механизма обеспечивает установление связей компаний с финансово-кредитным сектором, инвестиционными институтами, вышестоящими организациями, а также страховыми фирмами и государством.
Отношения внутри предприятия
Они складываются между административным аппаратом и структурными подразделениями, между отделами, работниками и руководством. В акционерных обществах к участникам прибавляется и совет директоров. Между тем следует сказать, что, несмотря на то, что данные связи устанавливаются внутри предприятия, они находятся под влиянием государственного механизма. Это в первую очередь проявляется в законодательных требованиях, установленных для всех хозяйствующих субъектов. В соответствии с ними выбираются методы и формы реализации отношений. Они ориентированы на:
- Установление и последующее соблюдение правил доведения финансовых заданий до структурных подразделений.
- Обеспечение контроля выполнения плана.
- Оценку финансовой и хозяйственной деятельности структурных подразделений
- Установление и применение стимулов, ориентированных на повышение финансового результата.
Изменения института
Компоненты финансового механизма корректируются в зависимости от условий социально-экономического развития страны. Их изменения предопределяют количественное и качественное воздействие на сферу хозяйствования. Первое выражается через пропорции и объем мобилизации органами власти и экономическими субъектами денежных ресурсов и их распределения между уровнями финансовой системы государства. Качественное влияние касается применения таких способов формирования и направлений дальнейшего использования средств, методов организации отношений, которые позволили бы рассматривать их в качестве стимулов для конкретного предприятия и всей экономики в целом. К регулирующим компонентам можно отнести:
- Установление предельной величины бюджетного дефицита.
- Снижение налогового бремени.
- Условия предоставления госкредитов организациям.
- Правила применения финансовых санкций и так далее.
Гибкость института
Реализация финансовой политики на практике невозможна без научно-обоснованного и оперативного регулятора. Компоненты института не могут быть статичными. Они должны изменяться в соответствии с динамикой отношений в области денежного оборота страны. Достаточно четко эти изменения отмечаются в тех государствах, которые находятся на переходной стадии и недавно стали использовать рыночные механизмы. В таких странах используются инновационные подходы формирования денежных отношений.
Перспективы
Финансовый механизм в РФ претерпел кардинальные изменения. Это было обусловлено упомянутым выше переходом к новым рыночным отношениям. Изменения механизма в первую очередь отразились в переводе на налоговую основу взаимосвязей между государственным сектором и частными, приватизированными компаниями. Новыми стали и межбюджетные отношения. С формированием фондового рынка претерпел изменения порядок перераспределения финансов хозяйствующими субъектами на основе эмиссии ценных бумаг и их реализации и покупки. Из госбюджета были выведены средства соцстрахования. Сформировались внебюджетные госфонды. Несмотря на все эти нововведения, процесс преобразований в России все еще продолжается.
Специфика реформирования
Ведущую роль в преобразовательных процессах принадлежит изменениям финансового механизма страны. Это обуславливается тем, что денежная масса определяет качество и вектор результатов, на которые, собственно, направлены все реформы. Как показывает практика многих развитых стран, преобразование финансовой системы является приоритетной задачей. В соответствии с этим на первом месте находится блок бюджетного прогнозирования и планирования. Денежная политика – второй по уровню важности компонент. Она направлена преимущественно на решение оперативных и тактических задач, которые стоят в рамках традиционного бюджета. Между тем задачи и цели финансового механизма и политики государства должны соответствовать планированию на долгосрочный период и увязываться с ним.
Заключение
В современных условиях становления государственного финансового механизма актуальной является разработка методологии совершенствования подходов к управлению бюджетом. Здесь во внимание необходимо принимать результаты оценки расходов. На их основании можно выработать наиболее эффективные методы управления затратной частью бюджета, обеспечить социально-экономическую стабильность. Частью общего механизма управления финансами выступают автоматизированные системы. Их функционирование основывается на экономико-математических методах и работе ЭВТ. Преобразования в финансовом секторе расширяет возможности использования автоматических систем. Они внедряются на всех уровнях управления. При этом автоматические системы создаются не параллельно, а выступают как неотъемлемый компонент финансового механизма. Это, несомненно, способствует более качественному и эффективному функционированию института.
Финансовый механизм: понятие, виды, структура
Финансы – это не только экономическая категория, но и инструмент воздействия на производственно-торговый процесс. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм, который используется для реализации финансовой политики.
Финансовый механизм – это совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.
Финансовый механизм – это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Финансовый механизм делится на следующее:
• финансовый механизм организаций;
• механизм функционирования государственных органов;
На основании принципа территориального деления финансовый механизм бывает:
По воздействию на общественное производство подразделяют:
• механизм мобилизации финансовых ресурсов;
• механизм предоставления финансовых ресурсов;
• механизм стимулирования общественного производства.
Финансовый механизм включает виды, формы, методы организации
финансовых отношений, способы их количественного определения.
Финансовый механизм представляет собой систему организации планирования и использования финансовых ресурсов
Финансовый механизм имеет сложную структуру, в которую входят различные взаимосвязанные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений: финансовые инструменты, финансовые рычаги, финансовые приемы и методы, обеспечивающие подсистемы (кадровое, правовое, нормативное и информационное, техническое и программное обеспечение).
Под термином «финансовые инструменты» понимаются различные формы краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках. К ним относятся денежные средства, ценные бумаги.
Финансовый метод – это способ воздействия финансовых отношений на хозяйствующий процесс.
Финансовые методы действуют в двух направлениях:
• по линии управления движением финансовых ресурсов;
• по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов (рис. 4.1).
Финансовый рычаг – прием (способ) действия финансового метода.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.
Нормативное обеспечение – это инструкции, методические указания нормы, нормативы, тарифы и т. п.
Информационное обеспечение включает в себя: экономическую, коммерческую, финансовую и иную информацию.
Рис. 4.1. Структура финансового механизма
К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на различных рынках.
Каждый элемент финансового механизма функционирует самостоятельно, отличается по сложности и степени развития.
Государство устанавливает способы организации финансовых отношений и фиксирует эти способы в нормативных актах и в финансовом праве.
Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом – юридическими нормами, позволяющими установить единые требования во всей финансовой системе, а также инструментом формирования и проведения финансовой политики.
Государство с помощью финансового механизма осуществляет свою деятельность в области финансов.
Финансовый механизм бывает директивным и регулирующим.
Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых координирующая роль принадлежит государству, через налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организацию бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.
Иногда директивный механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, где участвует непосредственно государство либо его агент – государственное предприятие.
Регулирующий финансовый механизм устанавливает рамки в каждом конкретном сегменте финансов, при этом должны учитываться интересы государства. Сюда же относятся внутрихозяйственные финансовые отношения на частных предприятиях. Государство лишь устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении предприятия, которое самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов и направления их использования.
Финансовый механизм также подразделяется на следующие:
• финансовый механизм предприятий и организаций;
• механизм функционирования государственных финансов.
Каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья
(например, государственные финансы включают бюджетный механизм и механизм функционирования внебюджетных фондов).
В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм следующих видов:
• местных органов власти.
С точки зрения воздействия механизма на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья:
• стимулирование и т. п.
Каждая сфера и отдельное звено хозяйственного механизма являются составной частью единого целого, при этом они функционируют самостоятельно.
Сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов.
•для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличия разнообразных направлений использования средств и методов финансирования;
•на предприятиях и организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, используются и формируются фонды;
•в страховых организациях формируются и используются резервные фонды.
«Конструкция финансового механизма» – сочетание его элементов, форм, видов, методов и организации финансовых отношений.
«Конструкция финансового механизма» приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т. е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и т. п.
Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма.
Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан.
Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину и позволяет проводить единую финансовую политику в области финансов.
Право – инструмент проведения и оформления финансовой политики, оказывающий активное, но опосредованное влияние (через финансовую политику и финансовый механизм) на экономическое развитие.
Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, являясь залогом полноты реализации ее целей и задач.
Таким образом, финансы являются одним из важнейших инструментов, с помощью которого осуществляется воздействие на экономику хозяйствующего субъекта.
Источники:
http://discovered.com.ua/glossary/finansovyj-mexanizm/
http://businessman.ru/new-gosudarstvennyj-finansovyj-mexanizm.html
http://economics.studio/finansistam/finansovyiy-mehanizm-ponyatie-vidyi-91606.html