Поиск, сбор и хранение научной информации. Основные методы сбора информации

Поиск, сбор и хранение научной информации

Не все окружающие нас источники информации можно использовать для подготовки научных работ. Ведь научная работа всегда имеет достаточно узкую тематическую направленность, да и качество многих источников бывает неудовлетворительным, а часть источников просто недоступна (из-за секретности).

Поиск исходных источников информации предполагает их идентификацию на основании имеющихся в распоряжении исследователя выходных данных разыскиваемого источника.

Сбор исходных источников информации — это, вероятно, одна из самых простых процедур. Для ее выполнения исследователю достаточно к определенному сроку сконцентрировать большую часть искомых источников вблизи своего рабочего места.

Систематизация — это не что иное, как упорядочение и группировка собранного материала по содержанию и с учетом последовательности его использования. В результате все собранные источники должны быть разложены по соответствующим главам.

Анализом систематизированных источников завершается рассматриваемая процедура. Такой анализ — это тщательная проверка полноты отбора источников и проверка соответствия их выходных данных и содержания.

Основные средства поиска, сбора, систематизации и анализа исходных источников информации. Наиболее часто при подготовке письменных работ используются либо библиотечные каталоги либо поисковые системы в Интернете. Библиотеки по-прежнему представляют собой наиболее полный и доступный информационный фонд. В то же время трудно отрицать очевидные удобства работы с библиотечным каталогом.

Каталог — систематизированный перечень источников, состоящих на хранении в информационном фонде и учтенных в соответствии с установленными правилами.

Чаще всего в библиотеках используются алфавитные, алфавитно-предметные, предметные, библиографические, архивные, генеральные систематические и специальные каталоги. Все они различаются, во-первых, принципами отбора источников и, во-вторых, принципами расположения описательной (справочной) информации о них.

Алфавитный каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в алфавитном порядке. При этом за основу могут быть взяты как названия (наименования) источников, так и фамилии их авторов (редакторов, составителей и пр.).

Каталог, организованный по алфавитному принципу, дает достаточно общее, если не сказать формальное описание наличествующих в библиотечном фонде источников. К подобному каталогу прибегают обычно в том случае, когда располагают лишь самыми минимальными сведениями об источнике — его названии и авторе.

Тематический каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в тематическом порядке. За основу в этом случае принимают тематическую направленность содержания источника.

Каталог, организованный по тематическому принципу, дает описание библиотечных источников по различным отраслям и разделам знаний. Указанным каталогом пользуются в тех случаях, когда возникает необходимость за короткое время произвести обзор и отбор источников, предположительно содержащих информацию по теме научной работы.

Предметный каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в предметном (т. е. значительно более дифференцированном по сравнению с тематическим каталогом) порядке. При этом сведения о предметах, непосредственно не связанных между собой, систематизируются по алфавиту, что дает право рассматривать предметный каталог в качестве разновидности алфавитного. Этот каталог используется в тех случаях, когда возникает необходимость за короткое время произвести обзор и отбор источников, самым непосредственным образом относящихся к конкретному предмету (событию, явлению и т. п.).

Хронологический каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в хронологическом порядке, отражающем время выхода в свет того или иного издания, чаще всего периодического. За основу в данном случае принимается дата (год) издания источника.

К подобному каталогу прибегают обычно в том случае, когда об источнике известна лишь предполагаемая или реальная дата его публикации или когда необходимо оперативно подобрать все заслуживающие внимания источники, относящиеся к определенному периоду времени.

Архивный каталог — перечень архивных библиотечных источников, систематизированных чаще всего в алфавитном (реже — хронологическом) порядке. Для отыскания требуемого источника по архивному каталогу требуется располагать либо сведениями о его названии и авторе, либо о времени выхода издания в свет.

Библиографический каталог — перечень библиотечных источников, содержащих в себе библиографические (описательные) сведения о наиболее важных (наиболее часто используемых в работе) книжных и периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в данной библиотеке. К такому каталогу прибегают в тех случаях, когда сведений общего характера об источнике (полученной из алфавитного каталога) недостаточно и требуется за короткое время получить о нем дополнительную, более обширную информацию.

Генеральный систематический каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в соответствии с неким основополагающим принципом, отличным от алфавитного и иных, рассмотренных выше. Очень часто в качестве такого принципа используется принадлежность того или иного источника не к условной теме, а к вполне определенной области научного знания или системе учебных дисциплин (история, сексология, военное дело и т. д.). В свою очередь, каждая область или система разделяется на рубрики, подрубрики и т. д. Генеральный систематический каталог предоставляет для поиска, сбора, анализа и систематизации требуемых источников оптимальные возможности.

Специальный каталог — перечень библиотечных источников определенного типа. Примером специального каталога может послужить каталог статей, опубликованных в периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в данной библиотеке, или каталог новых поступлений.

Что касается поиска информации в Интернете, для этого разработаны специальные программы, которые по заданным адресам и ссылкам мгновенно отыскивают нужную информацию. При этом число обработанных информационных ресурсов может достигать сотен тысяч.

Поисковая система — Web-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.

Комплекс программ, обеспечивающий функциональность поисковой системы, называют поисковым движком или поисковой машиной. Индексация информации осуществляется специальными поисковыми роботами. Улучшение работы поисковых систем — это одна из приоритетных задач сегодняшнего Интернет.

Первой поисковой системой для Всемирной паутины был «Wandex» — робот, разработанный в 1993 году Мэтью Грэйем из Массачусетского технологического института. Также в 1993 году появилась поисковая система Aliweb, работающая до сих пор. Первой полнотекстовой (то есть индексирующей ресурсы при помощи робота) поисковой системой стала «WebCrawler», запущенная в 1994 году. В отличие от своих предшественников она позволяла пользователям искать по любым ключевым словам на любой Web-странице — с тех пор это стало стандартом во всех основных поисковых системах. Кроме того, это был первый поисковик, о котором стало известно в широких кругах. 23 сентября 1997 года была реализована поисковая система Yandex.

В настоящее время совокупности поисковых и сервисных программ образуют мощные общедоступные и коммерческие поисковые службы: в зарубежном секторе Интернет — это AltaVista, Excite, Google, HotBot, Infoseek (Go)Light, Lycos, Magellan, Norbern, Yahoo!, Open Text, Web Crawler, в русскоязычном секторе основными полнотекстовыми поисковыми системами считаются Апорт, «Иван Сусанин», «Кирилл и Мефодий», «Россия-Он-Лайн», Rambler, List.ru, Russia on the Net, FTP-Search, Yandex.

Читать еще:  Что стоит в центре. Места, которые надо посетить, пока вы живы

Большинство русскоязычных поисковых систем индексируют и ищут тексты на многих языках — украинском, белорусском, английском и др. Отличаются же они от «всеязычных» систем, индексирующих все документы подряд, тем, что, в основном, индексируют ресурсы, расположенные в доменных зонах, где доминирует русский язык или другими способами ограничивают своих роботов русскоязычными сайтами.

Для того, чтобы найти в Интернете требуемую информацию, необходимо знать либо адрес её местоположения (например, адрес html-страницы или файла), либо пользователя Интернета, который может предоставить информацию. Если мы не знаем ни адреса, ни человека, который мог бы нам помочь, то следует перейти к вопросам «Как можно узнать адрес размещения информации?» или «Как найти человека, который мог бы нам помочь с поиском информации?». При этом не следует переоценивать возможности Интернета. Лучшие результаты может дать совмещение онлайновых и офлайновых методов поиска информации.

Методов поиска в Интернете достаточно много, есть выбор методов поиска информации, что требует их оценки, исходя из поставленной задачи. В каждом конкретном случае успешность поиска определяется знаниями возможных методов и навыками владения ими, знанием этнических языков, на которых эта информация может быть представлена.

Для того, чтобы найти именно то, что необходимо, надо знать где и как это искать.

Таким образом, планирование поиска сводится к трём вопросам: «Что ищем?», «Где ищем?», «Как ищем?».

Поисковые запросы бывают явные и неявные. Поисковые запросы также делятся в зависимости от требуемой системы поиска. Первая группа поисковых систем предназначена лишь для линейного поиска информации, то есть для обнаружения в текстах фрагментов, аналогичных заданному. Следовательно, в запросе должен содержаться фрагмент текста. Вторая группа систем позволяет выбирать данные о связях между объектами, что требует указания в запросе на связь между теми или иными объектами.

Чтобы спланировать поиск, следует прежде всего определить объект поиска, сформулировать какую информацию необходимо найти. Если однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным, то поиск следует разделить на задачи с разными объектами. В планировании поиска также следует определить соотношение видов информации в поисковой задаче.

Нужно определиться и с возможными форматами файлов в которых может содержаться требуемая информация. Это может быть html-страница, текстовый документ в форматах txt, rtf, odt, doc или docx, документ pdf, презентация в форматах odp, ppt или pptx, электронная таблица в форматах ods, xls или xlsx, аудио в формате mp3, flash-ролик формата swf, видео в формате avi и т. д.

Информация может размещаться на веб-серверах, на ftp-серверах, в блогах, в новостях, в книгах, в словарях, в товарах, на географических картах, в справочниках адресов организаций, среди афиш театров и музеев, в телепрограммах, в каталогах, в Википедии, в архивах Интернета, в пиринговых сетях, в базах данных, в веб-закладках или в рейтинговых системах. Поэтому лучше заранее определиться где мы начнём свой поиск.

Методы поиска зависят от того, как мы ответили на два первых вопроса. Поиск может осуществляться в поисковых индексах, через размещение собственной публикации по определенной теме, через экспертов и т.д.

  • · Карты поиска информации;
  • · Поисковые индексы;
  • · Язык запросов в поисковых индексах;
  • · Собственная публикация как источник информации;
  • · Поиск через экспертов;
  • · Поиск на сайтах правовых систем;
  • · Поисковые системы;
  • · Специализированные поисковики;
  • · Спутник

Хранение информации — это способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга, библиотека, картина, музей, фотография, альбом). В настоящее время особое значение получило хранение информации в виде последовательностей двоичных символов. Для реализации этих методов используются разнообразные запоминающие устройства. Они являются центральным звеном систем хранения информации.

Запоминающее устройство — носитель информации, предназначенный для записи и хранения данных. В основе работы запоминающего устройства может лежать любой физический эффект, обеспечивающий приведение системы к двум или более устойчивым состояниям.

Устройства хранения информации делятся на 2 вида:

  • § внешние (периферийные) устройства
  • § внутренние устройства

К внешним устройствам относятся магнитные диски, CD, DVD, BD, cтримеры, жесткий диск (винчестер), а также флэш-карта. Большинство устройств внешней памяти может переноситься с одного компьютера на другой. Главный их недостаток в том, что они работают медленнее устройств внутренней памяти.

К внутренним устройствам относятся оперативная память, кэш-память, CMOS-память, BIOS. Главным достоинством является скорость обработки информации. Но в то же время устройства внутренней памяти довольно дорогостоящи.

С недавнего времени в мире активно используется такой способ хранение информации, как облачное хранилище данных — это сервис, предлагающий пользователю место для хранения данных на удаленном сервере. В настоящий момент облачные хранилища данных становятся все популярней и популярней благодаря возможности бесплатно получать доступ к своей личной информации практически в любой точки мира, для этого нужен только доступ к сети Интернет. Немаловажное значение в этом вопросе играет возможность использования, как традиционных консолей, типа ПК, так и мобильных устройств, например, смартфонов или планшетов. Примеры облачных хранилищ:

  • · Dropbox
  • · Яндекс.Диск.
  • · Microsoft SkyDrive.
  • · Google Drive

Методы поиска и сбора научной информации

Для проведения научного исследования необходима как первичная, так и вторичная информация.

Первичная информация — это исходные данные, которые есть результатом конкретных экспериментальных исследований, изучения практического опыта.

Вторичная информация — это результат аналитико-синтетической переработки первичной информации.

Этап сбора и отбора информации для проведения научных исследований является одним из ведущих. Его организация предусматривает:

определение круга вопросов, которые будут изучаться;

хронологические границы поиска необходимой информации;

уточнение возможности использования литературы зарубежных авторов;

уточнение источников информации (книги, статьи, стандарты или др.);

· определение степени отбора литературы — всю по этому вопросу или только отдельные материалы;

участие в работе тематических семинаров и конференций;

личные контакты со специалистами по данной проблеме;

изучение архивных документов, научно-технических отчетов;

поиск информации в Internet.

При поиске информации необходимо придерживаться определенных принципов ее формирования, а именно:

актуальность информации должна реально отображать состояние объекта исследования в каждый момент времени;

информационное единство, то есть соединение информации в такой системе показателей, при которой исключались бы вероятности противоречий в выводах и несогласованность первичных и полученных данных.

Поиск информации с каждым годом усложняется. Поэтому все научные работники должны знать основные положения информационного поиска.

Читать еще:  Что положение человека в обществе. Вопросы и задания к документу

Информационный поиск — это совокупность операций, нацеленных на поиск документов, которые нужны для разработки темы проблемы.

Поиск может быть: ручным, который осуществляется по библиографическим карточкам, картотекам, каталогам; автоматизированным.

Для подтверждения достоверности выводов и результатов исследования важное значение имеет первичная информация.

Наиболее распространенными и содержательными методами накопления первичной информации есть: опрос, наблюдение, эксперимент, тестирование и анкетирование.

Эффективным способом получения первичной информации есть анализ документов. Документы с различным уровнем полноты отображают экономическое содержание проблемы, фактологическую сторону социальной действительности; в них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности предприятия, отдельных людей и общества в целом. Именно с анализа документов должно начинаться конкретное исследование.

Исследование документальных информационных потоков осуществляется с помощью использования банка данных, т.е., определенной совокупности программных, организационных, технических средств предназначенных для централизованного накопления и многоцелевого использования информации, которая систематизирована и сконцентрирована в определенном месте (в памяти ЭОМ, библиотеке, каталоге, картотеке).

Под обработкой данных (информации) понимается:

  • · классификация данных (группировка);
  • · сортировка данных (упорядочение);
  • · вычисления и получение новых данных;
  • · укрупнение данных (агрегирование).

Методы сбора и обработки научной информации (криминологической, иной).

Овладение информацией представляет собой её сбор и обработку.

Весь процесс сбора и обработки информации разбивается на несколько этапов.

Сначала следует определить проблему, то есть сформировать объект предмет исследования, чётко сформулировать задачу.

Далее следует первоначальные сбор и обработка информации из внешних источников, анализ уже имеющихся вторичных источников.

Затем необходимо «очистить», то есть обработать и привести информацию к унифицированному виду. Это упрощает последующую обработку.

После сбора и обработки информации идет следующий метод обработки информации — систематизация и организация накопленных данных. Это нужно для последующего использования, а также способствует быстрому внутреннему поиску и извлечению нужных документов.

Проведение глубокого анализа информации, систематизация и получение знаний можно отнести к четвертому методу обработки информации.

Завершает сбор и обработку информации последний этап, этап формирования отчета по конкретной тематике.

Методы обработки информации способствует централизованному сбору и хранению информации. Эффективный доступ и управление большими объемами данных в непрерывной интегрированной среде, объединение данных в единую информационную структуру является актуальной задачей, решение которой существенно повышает эффективность методов обработки информации, а также сбора и обработки информации. Вследствие этого, а также из-за непрерывно растущего объема информации, осуществляется сбор и обработка информации. База данных, являясь одним из главных звеньев, выступает в качестве основного источника для обработки и анализа всей имеющейся информации.

Информация– это всегда получение содержания, которое уменьшает неопределенность знаний о том или ином факте, событии. Чем в большей степени изменяется в результате получения сообщения неопределенность относительно того или иного факта, тем больше информации содержит данное сообщение.

Информация о преступности и мерах по ее предупреждению – это криминологическая информация. Для того, чтобы криминологическая информация правильно (адекватно) отражала состояние и другие характеристики преступности и меры по ее преодолению, она должна отвечать по крайней мере трем главным методическим требованиям: полноте, своевременности и достоверности.

Очевидно, что сделать правильное заключение о состоянии преступности можно только получив достаточный объем информации об этом явлении. Неполная, тем более односторонняя информация может привести к искаженному представлению, послужив основой ошибочных выводов и рекомендаций. Однако, требование полноты криминологической информации не должно трактоваться по принципу «чем больше – тем лучше». Чрезмерное обилие информации, в которой присутствует равным образом и существенное и несущественное для познания данного явления и практических выводов, не только ведет к непроизводительным затратам материальных ресурсов и времени, но и осложняет сам процесс познания. Требование полноты информации должно определяться экономно, исходя из конкретных задач того или иного исследования по принципу «необходимо и достаточно». Необходимо – для познания данного явления в его существенных чертах и достаточно – для этих целей.

Своевременность криминологической информации определяется в зависимости от задач конкретного исследования.

Требование своевременности криминологической информации не должно приниматься столь категорично. Чтобы иметь суждение о состоянии преступности, надо накопить и суммировать данные о совершенных преступлениях за определенный, относительно продолжительный период времени. Поэтому своевременной будет и такая криминологическая информация, которая поступает из отчетных данных за прошедший период времени или полученная в результате исследований предшествующей практики борьбы с преступностью. Следует иметь при этом в виду, что хотя характеристики преступности относительно устойчивы во времени, важно путем сравнения двух или более временных периодов получать дополнительную информацию о тенденциях их изменения.

Важнейшим требованием к криминологической информации является ее истинность, достоверность. Искажения информации при ее первичной регистрации, при передаче для последующей статистической обработки, а равно возникающие вследствие нарушения технологического процесса ее обработки могут привести к неверным суждениям и практическим выводам.

Закономерности преступности проявляются только при достаточно большом числе наблюдений. В связи с этим главными источниками криминологической информации являются: во-первых, статистическая отчетность о преступности и результатах борьбы с нею и, во-вторых, результаты научных криминологических исследований.

Статистика преступности является важнейшим источником криминологической информации. Ее достоинства – в сплошном охвате статистическим наблюдением всех факторов преступных проявлений, в регулярности поступления информации, ее сопоставимости за длительный период наблюдения, в отлаженной системе обработки и выдачи аналитических данных по назначению.

Однако для суждения о закономерностях преступности и личности преступника, для выявления причин преступности, разработки и оценки эффективности мер по ее предупреждению имеющихся статистических данных недостаточно. Здесь важны дополнительные криминологические исследования, которые проводятся специализированными научными учреждениями. Научные криминологические исследования, проводимые по правилам выборочного статистического обследования, но по более широкой программе, с привлечением данных других видов социальной статистики (демографии, здравоохранения, образования и др.) позволяют глубже проникать в предмет исследования, разрабатывать конкретные рекомендации по повышению эффективности мер борьбы с преступностью.

Исходя из конкретных задач научного криминологического исследования, помимо использования имеющейся в отчетности правоохранительных органов статистической информации, применяются специальные методы сбора информации. Поскольку эта информация подлежит в конечном итоге обязательной статистической обработке, предпочтение отдается методам программированного сбора информации (наблюдение, изучение документов, опрос соответствующих лиц). Определенное место в криминологических исследованиях занимают также социометрия и эксперимент.

Наблюдение– это непосредственное восприятие самим исследователем и прямая регистрация им фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

Очевидно, что приступая к наблюдению, исследователь должен заранее определить программу (перечень и способ фиксации) интересующих его факторов, их признаков и характеристик. Однако, непосредственное восприятие дает такую богатую по разнообразию и содержанию информацию, что в процессе наблюдения эта программа может существенно расширяться за счет выявления ранее не предполагавшихся, но существенных, с точки зрения целей исследования, обстоятельств. В богатстве картины наблюдаемого объекта, в возможности выявления неожиданного – основное достоинство наблюдения как метода криминологического исследования.

Читать еще:  Освобождение освенцима советской армией. Концлагерь Аушвиц

Но далеко не все события и факты, интересующие исследователя, поддаются наблюдению, а само наблюдение требует значительных затрат времени и потому затруднительно для получения информации о большом числе объектов. Кроме того, на результаты наблюдения могут оказать отрицательное влияние сам факт присутствия наблюдателя при интересующем его событии, а также личностные качества наблюдателя, его, возможно, неосознанное желание увидеть заранее заложенные в программу исследования стороны и качества объекта, в то время как более существенными могут оказаться совсем иные, не предполагавшиеся ранее его характеристики. В этом – определенные недостатки наблюдения как метода криминологического исследования, накладывающие ограничения на практику его применения.

Изучение документов – распространенный и наиболее надежный метод криминологического исследования.

В документах фиксируются факты, которые, как правило, уже проверены и потому заслуживают доверия исследователя. Наиболее значимые для криминологического исследования документы содержатся в материалах расследования и рассмотрения в суде дел о совершенных преступлениях, в личных делах осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. В этих же целях могут использоваться и другие документы о деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Для того, чтобы вести изучение документов целеустремленно, а впоследствии иметь возможность статистической обработки полученной информации, эта работа заранее программируется. Составляется вопросник, по которому и ведется фиксация интересующих исследователя фактов, извлекаемых из содержания документов. Однако, указанные выше документы не рассчитаны на будущий интерес криминолога. В них, как правило, содержится только часть необходимой ему информации. В этом обстоятельстве – ограниченность изучения документов как метода криминологического исследования.

Опрос как метод криминологического исследования имеет по форме две разновидности: очный опрос-интервью и заочный опрос-анкетирование. И в том, и в другом случае опрос, исходя из конкретной цели исследования, заранее программируется. Составляются вопросник, карточка, анкета, которые после заполнения подвергаются статистической обработке.

Интервью проводится в форме беседы с опрашиваемым, в ходе которой выясняются и фиксируются в документе (карточке, справке) интересующие исследователя факты и характеристики. Результативность интервью, получение в ходе его достоверной информации во многом зависят от опыта и искусства исследователя.

В связи с этим рекомендуется соблюдать следующие основные методические требования проведения интервью. Вначале важно установить с опрашиваемым психологический контакт, снять напряженность, естественную при беседе с незнакомым человеком, добиться готовности дать правдивые ответы. В продолжение этой линии на адаптацию первые вопросы следует задавать об очевидном, о том, о чем скрывать опрашиваемому нет никакого смысла. Затем осуществляется переход к главному для исследователя. При этом вопросы комбинируются таким образом, чтобы некоторые из них перепроверяли правдивость ответов на ранее заданные. В конце интервью важно снова снять напряжение опрашиваемого, побудить его дополнительно высказаться в произвольной форме по теме беседы. Здесь могут быть обнаружены новые факты, новые характеристики изучаемого явления, не предусмотренные программой интервью, но существенные для целей исследования.

Нетрудно заметить, что в некоторых элементах интервью приближается к непосредственному наблюдению. Только при наблюдении исследователь занимает пассивную позицию, а при интервью играет активную роль в получении информации от опрашиваемого. Сходство этих методов криминологического исследования порождает в определенной степени и общность их недостатков, ограничивающих возможности применения. Тем не менее интервью – важный и распространенный на практике метод криминологических исследований.

Анкетирование – заочный метод опроса. Как правило, оно осуществляется анонимно. Анкетирование существенно экономит время для сбора интересующей исследователя информации, так как одновременно большее количество анкет может заполняться без его непосредственного участия. Для получения достоверной информации следует основательно продумать форму и содержание анкеты. Без преувеличения можно сказать, что успех исследования зависит от методически правильно составленной анкеты.

Прежде всего, анкету нужно составить экономно, по принципу «необходимо и достаточно», чтобы при всех условиях она не отпугивала громоздкостью. Вопросы должны быть ясными и понятными, обеспечивать однозначное их восприятие всеми опрашиваемыми, а порядок их постановки, в том числе и включение «контрольных вопросов», – соответствовать тем же основным методическим требованиям, что и при проведении интервью.

Вопросы в анкете могут быть поставлены в различной форме. Для удобства последующей статистической обработки рекомендуется, однако, пользоваться так называемыми закрытыми вопросами, в которых для опрашиваемого заранее сформулированы возможные ответы (альтернативные, шкальные вопросы, вопрос-меню).

Простейший альтернативный вопрос требует от опрашиваемого выбора положительного или отрицательного ответа (да – нет). Более сложный альтернативный вопрос предоставляет ему возможность выбора из нескольких вариантов того или иного ответа (ранее судим за хулиганство, кражу, грабеж, разбой, иные преступления).

Шкальный вопрос ставится обычно для оценки интенсивности какого-либо явления (осужденный доказал свое исправление – 5 баллов, встал на путь исправления – 4, недостаточно изучен – 3, не встал на путь исправления – 2, злостный нарушитель – 1 балл).

При подготовке вариантов ответов на шкальный вопрос следует позаботиться о четкости критерия их разделения между собой и соблюдении примерного равенства интервалов по интенсивности изучаемого явления.

Вопрос-меню предлагает несколько возможных ответов, но при этом не требует выбора только одного из них (например: «В чем Вы видите причины совершенного Вами преступления?»). Далее предлагаются возможные ответы. Опрашиваемый может подчеркнуть (или отметить иным образом) все, что соответствует его мнению по данному вопросу, один, два, три и более ответов-утверждений.

В некоторых случаях в анкету также включаются так называемые открытые вопросы. Для ответа на них опрашиваемому не предлагаются какие-либо заранее сформулированные варианты. Ему предоставляется возможность самому сформулировать ответ (например: «Укажите, где или у кого Вы намерены поселиться после освобождения?»).

Иногда анкетирование может быть проведено и без заранее составленных вопросов анкеты. Например, осужденным, если они согласны на это, предлагается самим изложить свою автобиографию с указанием ранее совершенных ими преступлений и их причин либо воспитанникам воспитательно-трудовых колоний с целью выяснения уровня их правосознания задается школьное сочинение на соответствующую тему. Анализ полученных таким образом материалов имеет несомненно познавательное значение.

Эксперимент на математической модели нашел применение главным образом в научных исследованиях. Примером такого эксперимента являются работы в области прогнозирования преступности и вероятности индивидуального преступного поведения.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 259 ; Нарушение авторских прав

Источники:

http://vuzlit.ru/790123/poisk_sbor_hranenie_nauchnoy_informatsii

http://studwood.ru/1034550/filosofiya/metody_poiska_sbora_nauchnoy_informatsii

http://lektsii.com/2-43015.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector