По цели высказывания восклицательные. Виды предложений по интонации

Какие предложения бывают по интонации и по цели высказывания?

Предложения определяют по интонации и знакам препинания в конце предложения. Когда от удивления в конце предложения интонация повышается, явно предложение относится к восклицательным. Если человек спрашивает, то предложение относится к вопросительным. После вопросительного знака иногда стоит восклицательный знак, поэтому предложения по типу интонации делятся на восклицательные предложения и предложения не восклицательные.

По цели высказывания предложения бывают повествовательными, когда тон ровный, вопросительным, когда спрашивают и побудительным, когда что-то просят или приказывают. В помощь две таблицы по материалам начальной школы.

Синтаксический разбор предложения начинается с определения, простое предложение или сложное. Если перед нами простое предложение, следующим шагом в его характеристике является определение вида высказывания по цели:

повествовательное, вопросительное или побудительное.

В предложении, сообщающем о факте существования или отсутствия чего-либо, наблюдаем повествовательную интонацию, например:

Наступила золотая осень. Короткими стали осенние денёчки. Все чаще дует северный ветер.

Предложение, с помощью которого мы хотим узнать о чем-то, задаем вопрос, является вопросительным:

Скоро ли выпадет снег? Когда наступит зима?

Если предложение выражает побуждение к действию, приказ, то его классифицируем как побудительное, например:

Сядь, отдохни от забот!

Вторым параметром общей характеристики простого преддожения является его интонация. С этой точки зрения различают восклицательное и невосклицательное предложения.

Невосклицательное предложение произносится без особой выразительности и экспрессии, то есть довольно спокойным тоном:

Восклицательными могут быть все три вида предложений по цели высказывания, например, повествовательное:

А вот восклицательное побудительное предложение:

Восклицательным по интонации может быть и вопросительное предложение:

Ну разве можно было бросаться в ледяную воду?

Предложения разделяются по цели высказывания на:

1) Повествовательные – цель рассказать о чём либо, без каких-либо эмоций. Например, У нас есть 100 тарелок.

2) Вопросительные – цель узнать/спросить что-либо. Например, Нам хватит этого пирога на всех гостей?

3) Побудительные – цель привлечь объект к какому-либо действию. Например, Покажи, что ты привёз мне из Красноярска.

Предложения разделяются по интонации на:

1) Невосклицательные – без цели передать чувства или эмоции. Например, Зима наступила.

2) Восклицательные – с целью передать чувства или эмоции говорящего. Например, Как же тут холодно!

Также бывают предложения, одновременно имеющие признаки обеих групп.

Побудительно-восклицательные: Например, Прекрати немедленно!

или Вопросительно-восклицательные: Например, Разве можно такое говорить?!

или Повествовательно-восклицательные: Например, Как я замёрз сегодня утром!

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания
план-конспект урока по русскому языку на тему

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания

Тип урока : урок открытия нового знания.

Цель: познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания

Читать еще:  Сообщение о землетрясении в японии. Землетрясение и цунами в японии

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику предложения по цели высказывания, зависимость цели высказывания от речевой ситуации; уметь определять вид предложения по цели высказывания;

Метапредметные : овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, обрабатывать информацию и представлять в готовом виде;

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Необходимое оборудование : компьютер, экран, мультимедийный проектор;

Основные понятия : синтаксис, цель высказывания, повествовательные, вопросительные, побудительные предложения

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

к учебной деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Личностные : положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные : осознают познавательную задачу.

Регулятивные : планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Приём «Верю – не верю» (учащиеся соглашаются /не соглашаются с утверждениями, аргументируют свою точку зрения)

-Верите ли вы, что фонетика- это раздел науки о языке, изучающий правила построения словосочетаний и предложений?

-Словосочетание состоит из подлежащего и сказуемого?

– В предложении всегда есть грамматическая основа?

– Главные члены предложения не являются словосочетанием?

– Сочетание слов ПРИШЛИ ГОСТИ является словосочетанием?

2. Посмотрите на экран и выполните задание.

Личностные : имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, классификацию, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

III. Введение в тему и формулирование проблемы урока

-Внимательно посмотрите на слайд и прочитайте предложения. Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь?

– Подумайте, от какого слова образовалось слово “высказывание”? (Учащиеся делают предположения).

-Назовите однокоренные слова (сказать, рассказать, высказать).

– Да, действительно, всё это однокоренные слова с корнем – сказ-.

Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать на уроке?

Из ответов учащихся:

– Узнать, почему предложения делятся на группы по цели высказывания;

– Чем отличаются друг от друга предложения по цели высказывания;

-Какие знаки ставятся в конце предложения в зависимости от цели высказывания;

– Правильно ставить знаки в конце предложений.

– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, с какой целью мы высказываем, т.е. произносим, говорим предложения.

Как вы считаете, что такое интонация ? Посмотрите на экран. Зачем нам нужна интонация?

Личностные : желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные : читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в дополнительных источниках

Читать еще:  Игры с читами играть онлайн фредди. Игры мишка фредди онлайн

Регулятивные : контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки Коммуникативные : осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Класс делится на три группы. Каждая группа готовит сообщение по своему виду предложения.

– Итак! Есть три вида предложений по цели высказывания: по вест вовательные, вопрос ительные по буд ительные.

Раз — подняться, потянуться

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо стать.

Личностные :осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные : планируют( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Регулятивные :строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

V. Углубление знаний, развитие учебно­языковых и речевых умений

1. Определите вид предложений по цели высказывания.

1) Не переходите улицу на красный сигнал светофора.

2)Улицу надо переходить осторожно.

3)Вы знаете правила дорожного движения?

4)Как обозначается на дороге пешеходный переход?

5)Пешеходный переход обозначают «зеброй».

6)На дороге не отвлекайтесь на разговоры.

2. Упр. № 417, № 418.

3. Самостоятельная работа (задание на экране)

Личностные : понимают значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные : оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

VI. Итог урока. Рефлексия.

А теперь давайте подведём итог урока.

– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении заданий?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

  1. Выполнение этой работы понравилось (не понравилось), потому что…
  2. Наиболее трудным показалось …
  3. Самым интересным было …
  4. Если бы еще раз выполняли эту работу, то бы сделали следующее …
  5. И напоследок о теме урока…

Личностные : приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и операционных исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные : оценивают свою работу

VII. Домашнее задание

Домашнее задание: параграф 51, упр. № 413, 419

Тест «Виды предложений по цели высказывания»

  1. Назовите все предложения по цели высказывания?

а) Побудительное, восклицательное, отрицательное;
б) Повествовательное, вопросительное, побудительное;
в) Повествовательное, невосклицательное, вопросительное.

2. Каково назначение побудительных предложений?

Читать еще:  Как определить возрастающую функцию. Возрастание и убывание функции

a) Изложение информации;
б) Поделиться чувствами;
в) Призвать к действию.

3. Назовите повествовательное предложение:

a) Сегодня вечером мы идем в кино;
б) Нужно поставить согласную в конце слова?;
в) Хотите чаю?.

4. Какое назначение у вопросительных предложений?

a) Донести информацию;
б) Задать вопрос;
в) Призвать к действию.

5. Назовите побудительное предложение:

a) Давайте не будем забывать наших героев!
б) Какое прекрасное солнышко этим утром!
в) Сколько сейчас стоит обучение в университете?

  1. Расставьте в конце предложений знаки препинания. Охарактеризуйте их по цели высказывания

Виды предложения по цели высказывания

Каждое предложение произносится или пишется с определенной целью – люди рассказывают что-то, спрашивают, советуют или просят что-то сделать. Цель высказывания – это сообщение, вопрос или просьба.

По цели высказывания предложения делятся на:

  • повествовательные
  • вопросительные
  • побудительные

Повествовательное предложение – это предложение, в котором содержится сообщение о чем-то в виде утверждения или отрицания.

Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.

В конце повествовательного предложения может стоять точка ( . ), восклицательный знак ( ! ) или многоточие ( . ).

Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер.

В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.

Вопросительное предложение – это предложение, в котором о чём-то спрашивают.

Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак ( ? ). Когда предложение произносится с очень сильным чувством, в конце могут стоять сразу два знака – вопросительный и восклицательный ( ?! ).

Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!

Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.

Например: Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?

Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация. Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении.

Побудительное предложение – это предложение, содержащее просьбу, совет, приказ, требование или призыв к действию.

Подай мне книгу, пожалуйста. (просьба)

Позанимайся дополнительно. (совет)

Не отставай! (приказ, требование)

Берегите природу! (призыв)

В конце побудительного предложения ставится точка ( . ) или восклицательный знак ( ! ).

Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.

В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.

Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!

Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.

Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1717550-kakie-predlozhenija-byvajut-po-intonacii-i-po-celi-vyskazyvanija.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/11/15/predlozhenie-intonatsiya-predlozheniya-vidy-predlozheniy-po

http://budu5.com/manual/chapter/72

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: