Определение мифа. Зачет теория литературы

Определение мифа. Зачет теория литературы

Определение слова Миф

Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. М. о Прометее. 2. перен. Недо-стоверный рассказ, выдумка. М. о пришельцах. 3. То же, что вымысел (в 1 знач.). Вечная любовь — миф. || прил. мифический, -ая, -ое.

-(от греч. mythos — предание — сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы — основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания — установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). Мифы в переносном смысле — ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.

-м. греч. происшествие или человек баснословный, небывалый, сказочный; иносказанье в лицах, вошедшее в поверье. Шутники и Наполеона обратили в миф. Иные принимают дьявола за лицо, другие за миф, как олицетворенье зла. Мифический, к мифу относящийся. Мифология ж. баснословие; басни веры, по преданию, боговщина. -логичный, -ческий, баснословный, боговщинный. -лог, баснослов.

Проблема мифа намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд, и многогранна. Следует отметить хотя бы тот факт, что среди исследователей до сих пор нет общепринятого определения мифа. Миф — не сказка: на интуитивном уровне некоторые мифы (например, древневосточные) не воспринимаются как выдумки, но мыслятся содержащими в себе какую-то интересную, но непонятную информацию. Иногда миф противопоставляется легендам и преданиям, которые, как считается, в отличие от абсолютно фантастического повествования мифа, содержат в себе рациональное зерно реальных событий.

υθоς) — греческого происхождения и означает «слово, речь, сказание». В греческом языке было ещё несколько лексем с подобным значением, однако иная их форма говорит о том, что по смысловому содержанию они не совпадали. Между ними была очень тонкая разница, из которой можно уловить специфику мифа. Дело в том, что древние греки были очень чуткими к тончайшим оттенкам языка и представление о слове выражалось в их лексике особенным образом. Греки различали «слово» как «миф» (μύθος — mythos), «слово» как «эпос» (έπος — epos) и «слово» как «логос» (λόγος — logos). Миф, эпос и логос имели свои сферы употребления, хотя границы эти, некогда довольно чёткие, с течением времени стали не столь очевидными и доступны объяснению только при специальном анализе. Кроме того, надо иметь в виду, что каждое из этих трёх слов имело множество оттенков (в слове «эпос» их около шестидесяти), среди которых намечался ведущий, основной, тот, который отграничивал данное слово от другого и создавал его неповторимость.

Изучение первичного, устойчивого смысла этих слов с учётом их этимологии приводит к следующим выводам. «Миф», оказывается, выражает обобщённо — смысловую наполненность слова в его целостности. «Эпос» указывает на звуковую оформленность слова, на сам процесс произнесения ( например, в дальнейшем «эпос» — жанр героической песни, «слово» о подвигах, как гомеровские поэмы или древнерусское «Слово о полку Игореве»).

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре , где мифы представляют собой эквивалент науки , цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания , как искусство , литература , наука , религия , политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

Читать еще:  Скачать майнкрафт 1.2 10 полная.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе ; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с мифологическими основами сюжета, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков (достаточно назвать « Приключения Оливера Твиста » Чарльза Диккенса , «Нана» Эмиля Золя , «Волшебную гору» Томаса Манна ).

Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos слово, понятие,
учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Миф соединяет в себе рациональное (современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение) и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.

Мифы разделяются на:

  • теогонические, изображающие рождение и возникновение богов;
  • космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов;
  • космологические, описывающие построение и развитие мира;
  • антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе;
  • сатериологические, имеющие своей темой спасение человека;
  • эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов.
  • Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта – взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Это:

  • космогонические мифы – мифы о происхождении мира и вселенной;
  • антропогонические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества;
  • мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
  • эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времен;
  • космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем — иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода — древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпел страшные мучения — орел выклевывал ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Тесты по курсу «теория литературы»

1.Каким стихотворным размером написан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

2. В каком литературном направлении главенствующим было соблюдение «трех единств»?

Читать еще:  Игральные карты для печати на принтере. Материалы для изготовления карт

3. В каком литературном направлении герои – яркие, исключительные личности, обстоятельства – необычны и неожиданны?

4. Художественный прием, основанный на повторении однородных гласных звуков – это…

5. Художественный прием, основанный на повторении однородных согласных звуков – это…

6. Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты – это…

7. предельное преувеличение, основанное на фантастике, причудливом сочетании фантастического и реального – это…

8. Какие литературные понятия нацелены на анализ «формальных» особенностей произведения?

Б. проблематика, пафос.

Г. символ, метонимия.

9. Назовите равнозначное понятие категории «идейно-эмоциональная направленность произведения».

10. Дайте определение композиции произведения.

А. система событий, данных в хронологической и логической последовательности.

Б. соответственность, взаимосвязь всех составляющих произведение частей, эпизодов, образов.

В. естественная последовательность событий (=«как в жизни»).

Г. соединение внесюжетных элементов.

11. Что такое фабула?

А. цепь конкретных событий, расположенных в хронологической и логической последовательности.

Б. детальная схема событий, помимо основных, определяющих сюжет.

В. естественная последовательность событий.

Г. соединение внесюжетных элементов.

12. Завязка — это:

А. компонент сюжета.

Б. элемент композиции.

В. предыстория событий, созданных в произведении.

13. Кульминация — это:

А. момент максимальной напряженности и обострения противоречий в развитии действия;

Б. наиболее яркое событие в произведении.

В. предыстория событий, созданных в произведении.

14. Назовите термин, характеризующий неотделимость пространства и времени в произведении.

В. художественный конфликт.

15. Каково значение хронотопа в художественном произведении?

16. Перечислите синонимы термина «художественный образ».

А. пейзаж, художественная деталь.

Б. характер, психологизм,

В. динамический портрет, монолог.

Г. герой, персонаж, действующее лицо.

17. Какой уровень в художественном произведении можно считать «высшим»?

В. уровень системы образов.

18. Назовите основные положения методологии литературоведческого анализа.

А. принцип историзма.

В. закон единства содержания и формы в произведении.

Г. все вышеперечисленное.

19. Лирику как литературный род характеризует:

А. наличие сюжета.

В. сосредоточенность на анализе и изображении внутреннего мира человека в отдельный момент его жизни.

20. Перечислите общие свойства эпоса и драмы.

А. наличие сюжета.

Б. изображение многосторонних человеческих характеров.

В. наличие системы образов персонажей.

21. Как соотносятся понятия «художественная речь» — «язык художественных произведений» — «художественный стиль»?

А. как противоположные.

Б. как равнозначные.

В. как отчасти сходные.

Г. нет правильного ответа.

22. Что такое троп?

Б. интонационно-синтаксическая особенность художественной речи.

В. семантическая особенность художественной речи.

Г. элемент сюжета.

23. Какой вид тропа первичен?

24. Что такое олицетворение и овеществление?

А. виды метонимии.

Б. то же самое, что гипербола и литота.

В. виды метафоры.

Г. то же самое, что аллитерация и ассонанс.

25. Троп, который строится на соединении противоположных, контрастных понятий, — это:

26. Художественное нарушение нейтрального порядка слов в предложении — это:

27. Стилистический прием, основанный на повторении равнозначных по смыслу слов, — это:

28. Что является основной единицей «соразмерности стиха» (Г. Н. Поспелов)?

29. Охарактеризуйте систему русского стихосложения. Система русского стихосложения — это:

А. тоническая система

Б. силлабо-тоническая система.

В. силлабическая система.

30. Преемственность метафорически можно обозначить таким понятием, как:

Определение мифа. Зачет теория литературы

МИФОЛОГИЯ ДОКОЛУМБОВОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ ( ацтеки, тольтеки, сапотеки, миштеки, тараски, майя)

ОТ МИФА К ЛИТЕРАТУРЕ*

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ МИФА И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ЖАНРОВ»

Этa книга посвящена происхождению художественного воображения и художественного повествования, происхождению повест- вовательных литературных жанров. Так как словесное искусство восходит к мифу, а миф, в свою очередь, неотделим от обряда, литературная история начинается с комплекса «миф-ритуал», который является первоначальным источником всей духовной культуры и содержит синкретическое ядро (с точки зрения формальной, а также идеологической) религии и донаучных представлений, музыки, танца, театра и поэзии.

Миф — один из центральных феноменов в истории культуры и древнейший способ концепирования окружающей действительности и человеческой сущности. Миф — первичная модель всякой идеологии и, как только что было сказано, синкретическая колыбель не только литературы, искусства, религии, но, в известной мере, философии и даже науки.

Дифференциация первобытного синкретизма культуры влечет за собой частичную демифологизацию, но демифологизация всегда бывает неполной, относительной, а периодически ее сменяет ремифологизация, и это, в частности, относится к нашему веку. События уходящего XX в. показали, что наука не может, как надеялись позитивисты XIX в., полностью вытеснить мифологию, и прежде всего потому, что наука не разрешает такие общие метафизические проблемы, как смысл жизни, цель истории, тайна смерти и т.п., а мифология претендует на их разрешение. Миф вообще исключает неразрешимые проблемы и стремится объяснить трудноразрешимые через более разрешимое и понятное. Познание не является ни единственной, ни главной целью мифа. Главная цель — поддержание гармонии личного, общественного, природного, поддержка и контроль социального и космического порядка, в чем мифам помогают ритуалы — вторая, практически действенная сторона единого ритуально-мифологического комплекса.

Читать еще:  День св фотинии. Преподобная Фотиния (Светлана) Палестинская

Познавательный пафос подчинен в мифе этой гармонизирующей и упорядочивающей направленности, ориентированной на целостный подход, в котором нет места для неупорядоченности и хаоса. В мифе превалирует пафос преодоления хаоса и превращения его в космос, защиты космоса от сохранившихся сил хаоса. Все это и является причиной неполной демифологизации, что обеспечивает сохранение мифологической ментальности в народном сознании, в системах идеологических и политических и в поэтической фантазии, т.е. делает мифологию вечной и неизживаемой.

В книге будет подробно рассказано о мифологическом мышлении. Здесь же ограничусь только кратким рассуждением о том, что мифологический способ концепирования связан с определенным типом мышления, которое специфично для первобытного мышления в целом и для некоторых уровней сознания, в особенности массового, во все времена. Мифологию в политике, в том числе политике XX в., усматривали многие авторы. Французский философ и филолог Ролан Барт считал современность привилегированным полем для мифологизирования. Из орудия первобытного образного мышления миф превращается в инструмент политической демагогии. Барт имел в виду прежде всего «буржуазную» идеологию, нейтрализующую свою политическую сущность за счет мнимого превращения «истории» в природу. В то же время известный румыно-американский теоретик мифа М. Элиаде не без основания трактовал социализм в качестве нового эсхатологического мифа.

Позволю себе, несколько забегая вперед, обнажить мифологическую модель в русской советской идеологии. «Раннее» время — подготовка и проведение октябрьской революции — представляется как «космизация» дореволюционного хаоса «в отдельно взятой стране» (в других странах сохраняется капиталистический хаос). «Культурные герои» — Ленин и Сталин. Революционные праздники — ритуалы и ритуализированные партийные съезды, питаемые революционно-магической энергией «раннего» времени, как бы воспроизводят и укрепляют это «раннее» время в настоящем. Сталин — не просто исторический продолжатель Ленина, а его как бы перевоплощение («Сталин — это Ленин сегодня»), и следующие после Сталина вожди — не сменяющие друг друга исторические лица, а тоже своего рода перевоплощения все того же «культурного героя» Ленина. Я уже не говорю о явном превращении коммунистического атеизма в религию «наизнанку», компартии — в церковь, оппозиции — в еретические секты и т.д.

Постперестроечный период после отказа от советской власти и жестких идеологических запретов в свою очередь принял и религиозно-церковные, и прямо мифологические формы, включая сюда и идеализацию дореволюционного «раннего» времени как «золотого века» (без всяких критических поправок), и распространение всевозможных, в том числе и близких к первобытности или, наоборот, окрашенных технической мистикой, иррациональных вер, суеверий и мифов: колдуны, привидения, инопланетяне, снежные люди, могучие экстрасенсы (даже Христос представляется одним из них), мистическое знание всех наук в «Ригведе», мистическая информация в структуре египетских пирамид, ожившие старинные легенды, астрология, твердо внедрившаяся в «последние известия» наряду с прогнозом погоды, и т.д. и т.п. Все это вылилось на головы изумленных слушателей и читателей как не подлежащая критике информация.

Почему все это стало возможным? Потому что процесс демифологизации, начавшийся в ходе дифференциации первоначального ритуально-мифологического синкретизма культуры, в частности, по мере развития философии и науки, не получил своего завершения (в силу вышеуказанной «вечной» гармонизирующей ценности мифа) и периодически перебивался процессами ремифологизации, в особенности в XX в., отмеченном одновременно бурными достижениями технической мысли и разочарованием в рационалистической философии, эволюционизме, прямолинейных «просветительских» упованиях.

Источники:

http://www.sites.google.com/site/virtualmuzej/mif-kak-zanr-literatury

http://uz.denemetr.com/docs/769/index-331462-1.html

http://www.litmir.me/br/?b=250789&p=1

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector