Во времена правления анны иоанновны. Эпоха анны иоанновны в живописи

Во времена правления анны иоанновны. Эпоха анны иоанновны в живописи

Из биографии

  • Анна Иоанновна была племянницей Петра 1, дочерью его сводного брата Ивана 5.
  • На трон была приглашена из Митавы, где жила до этого, став к тому времени вдовой герцога курляндского, прожив в Курляндии 19 лет.
  • Туповатая, ленивая, малообразованная, она имела жестокий и своенравный характер
  • На трон её пригласили «верховники» по инициативе Д.Голицына и В.Долгорукова, стремясь ограничить её власть.
  • Подписала «Кондиции», цель которых — ограничение власти императора в пользу Верховного тайна совета. Условия «Кондиций» : императрица не могла принимать законы, объявлять войну, заключать мир, вводить новые налоги, производить в чины выше полковника, жаловать вотчины, выходить замуж, назначать наследника престола. Однако при поддержке гвардии и дворянства(А.Остермана, П.Ягужинского и др), Анна Иоанновна разорвала «Кондиции», снова власть императора стала неограниченной.
  • Время правления Анны Иоанновны получило название «бироновщины», по имени её фаворита — Бирона. Суть бироновщины: засилье иностранцев в высших органах власти – немцев: А.Остерман- глава правительства, Ф. Миних- фельдмаршал армии, Э. Бирон- фаворит и фактический правитель страны; казнокрадство, разгул властей, распущенность нравов, неуважение к русским традициям
  • Занималась политикой Анна Иоанновна мало, в основном за неё это делали её приближённые. Но вот отдыхать, веселиться она любила. Расходы на её развлечения были огромных размеров. Любила она и роскошь.
  • Любила себя окружать шутами и клоунами, часто эту роль играли видные вельможи – князья М.Голицын и Н.Волконский, граф А. Апраксин
  • Она устроила свадьбу своего 50-летнего шута Голицына и уродливой калмычки Бужениновой ( фамилию получила в честь любимого блюда императрицы). Для этого был построен настоящий Ледовый дом, где и замёрзли новобрачные.
  • Пред смертью своим наследником объявила Ивана 6( сына её племянницы –Анны Леопольдовны) при регентстве Бирона.

Исторический портрет Анны Иоанновны

Направления деятельности

1.Внутренняяя политика

Возвращение роли Сената

Восстановление Тайной канцелярии- сыска за выступающими против её правления.

В провинциях создана полиция.

1731- все земли помещиков стали наследственной собственностью.

Помещики получили право сами выбирать наказание для своих крепостных

1731- принят новый льготный таможенный тариф, что способствовало развитию торговли.

1735-1738- строительство новых железоделательных заводов на Урале.

Это время расцвета поэзии В.Тредиаковского

1738- основана балетная школа

1733-1743- вторая камчатская экспедиция В.Беринга.

Правление Анна Иоанновны (кратко)

После правления Петра I наступил сорокалетний период постоянной смены правителей на престоле. Первый русский император изменил систему престолонаследия. Теперь монарх сам решал вопрос о своем наследнике. Со смертью Петра II прервалась прямая ветвь династии Романовых. С 1730 года на престоле Российской империи занимают представители боковых ветвей царского рода. Анна Иоанновна стала третьей правительницей после смерти Петра I. Она была дочерью Иоанна V – старшего брата Петра I. В юном возрасте ее выдали замуж за Курляндского герцога, более 20 лет она прожила в столице Митаве.

Время правления

После окончания петровского царствования Россия стояла перед выбором правителя. Время от Петра I до восшествия на престол Екатерины II называют «Периодом дворцовых переворотов». В 1730 году Верховный Тайный Совет пригласил на престол племянницу Петра I – Анну.

Читать еще:  Сон мертвые дети чужие. Мертвый новорожденный младенец

Екатерина I учредила Совет, так как не имела интереса к государственным делам. Как и в правление жены Петра, так и в недолгое царствие его внука – Петра II, при Анне решающую роль в государственном управлении играли дворяне – сторонники петровских преобразований.

Анна Иоанновна царствовала в России 10 лет. Она умерла в 1740 году, в 47 лет, назначив наследником племянника Иоанна Антоновича.

Основные черты правления

Дочь Ивана V, в 38 лет став императрицей, не имела опыта государственного управления. Более 18 лет она была правительницей небольшого бедного герцогства. Власть в зависимой Курляндии находилась в руках дворянства. Получив титул российской императрицы, она не стала всерьез заниматься российскими государственными делами.

В правление Анны Иоанновны основными занятиями двора стали развлечения: празднества, театр и охота (сама императрица даже ходила с рогатиной на медведя).

Обладая тяжелым характером, в государственных делах Анна руководствовалась личной симпатией. Гонениям подверглись князья Долгорукие и Голицыны. Они были участниками Тайного Совета, который составил «Кондиции». Позже в государственных делах все большее влияние получают немцы, приехавшие вместе с правительницей из Курляндии – так называемая бироновщина.

Российская императрица постоянно опасалась заговоров. На второй год ее правления была возрождена Тайная канцелярия. Ее деятельность запугивала русское дворянство. Неосторожное слово приводило к аресту, смерти или ссылке в Сибирь.

Государством управляли сановники из ближайшего окружения – граф Остерман и фаворит императрицы Бирон. Будни императрицы проходили в праздности и увеселениях.

Основные события

  • Предпринята попытка ограничить абсолютную власть монарха: Верховный Тайный Совет составил документ, получивший название «Кондиции». С принятием дворянских условий в России устанавливалась ограниченная монархия. Верховная власть принадлежала бы Тайному совету, а Анна выполняла бы представительские функции. Придя к власти, императрица торжественно разорвала кондиции.
  • Восстановление Сената:Анна Иоанновна надеялась с его помощью получить поддержку русского дворянства. Этот орган власти был введен Петром и имел совещательные функции.
  • Пожар Москвы. Выгорела значительная часть города.
  • Реформа военного флота: Со смертью Петра российский военный флот постепенно приходит в упадок. Уменьшилось количество военных кораблей, а сохранившиеся со времен Петра не отличались боеспособностью. Специальная военная комиссия занималась кораблестроением.
  • Участие в польском кризисе после смерти АвгустаII: При поддержке Российской империи на польском престоле утвердился сын умершего короля.
  • Русско-турецкая война 1735-1739:Противостояние между Османской Портой и Российской империей продолжилось из-за набегов татар на южные границы. Односторонний выход Австрии из войны и заключение мира ухудшили положение России.

Итоги правления

Несмотря на отсутствие интереса к управлению государством, в царствование Анны Иоанновны сохранилась приверженность идеям Петра Великого. Его сподвижники оказывали большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику:

  • Возврат к петровской системе государственного управления.
  • Возрождение военного кораблестроения.
  • Возвращение крепости Азов и контроль над Хотином и Очаковым.
  • Разгром Крымского ханства.
  • Эти действия сохранили петровское наследие.

Плюсы и минусы правления

Период правления Анны Иоанновны имел больше минусов, чем плюсов.

Минусы:

  • Политика террора против несогласных дворян: Из-за запугивания и репрессий против дворян в управлении государством оставалось все меньше сторонников дела Петра.
  • Засилье курляндского дворянства при дворе императрицы: Ближайшее окружение Анны участвовало в расхищении государственной казны и преследованиях неугодных дворян.
  • Дочь Ивана V не обладала «государственным умом» и интересом к управлению. Предпочитала жестокие развлечения и обильные пиры.
Читать еще:  Тоталитарный политический режим понятие. Николай баранов

Историки оценивают царствование Анны Иоанновны, как постепенный отход от петровской политики управления государством.

Плюсы:

  • Составлена программа примерных реформ, которая частично была реализована.
  • Продолжена работа на новым сводом законов –Уложением. Действовавший свод законов был принят еще при царе Алексее Михайловиче.
  • Был дан толчок для развития русского искусства (особенно театра).

Правление Анны Иоанновны было характерным для эпохи дворцовых переворотов.

Во времена правления анны иоанновны. Эпоха анны иоанновны в живописи

АННИНСКИЙ ПЕРИОД

АННИНСКИЙ ПЕРИОД — период развития русского искусства в годы правления Анны Иоанновны (1730—1740), племянницы Петра I, дочери Иоанна V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны. По характеристике историка В. О. Ключевского:

“Это царствование — одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней — сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже тридцать семь лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений”.

Петербург в те годы был в запустении. Еще при жизни Петра Великого люди селились там неохотно. Под страхом казни они возводили требуемые “образцовые” фасады, но внутри дома оставались необжитыми. А со смертью Петра “началось всеобщее бегство из Петербурга“.

В царствование Петра II двор переехал в Москву. Анна Иоанновна вначале поселилась в подмосковном Измайлове. Но уже с 1730 г. “полетели грозные указы взошедшей на трон государыни, направленные на спасение дядиного „парадиза“ и увеселительных дворцов близ него“.

В 1732 г. с большой помпезностью двор был возвращен в “Северную Пальмиру”. Город возрождался, но художественная жизнь столицы все же была отмечена регрессивными тенденциями, своеобразной реакцией на бурную насильственную европеизацию, начатую в петровскую эпоху.

Парадокс аннинского периода состоял в том, что возврат к архаичному “византинизму” и показной пиетет к православию сочетались с абсолютным засильем немцев.

“Не доверяя русским, Анна поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев, навезенных из Митавы и из разных немецких углов. Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор”.

Во главе стоял всемогущий курляндский герцог Бирон. По меткому выражению современника, “царицыны мартышки и дураки, сказители и толкователи снов завершенно выражали стиль эпохи“.

Придворным архитектором императрицы Анны Иоанновны в 1730—1738 гг. был Бартоломмео Карло Растрелли Старший, хотя он и занимался более скульптурой . В 1738 г. в этой должности его сменил знаменитый в будущем архитектор Ф. Б. Растрелли Младший, но расцвет его творчества относится к периоду развития русского искусства в царствование Елизаветы Петровны .

Читать еще:  К чему снится есть сладкий виноград. Вам приснился виноград

Характерные для аннинского периода архаизирующие черты проявились в исполненной Растрелли Старшим скульптурной группе Анны Иоанновны с арапчонком (1741). Растрелли — автор выдающегося произведения, первого конного памятника в русском искусстве — Петру Великому (1720—1724). Но этот памятник удалось отлить в бронзе Растрелли-сыну и А. Мартелли только в 1747 г., а установлен он лишь в 1800 г., перед Михайловским замком . Прообразами композиции памятника послужили конные статуи Итальянского Возрождения , статуя Людовика XIV работы Ф. Жирардона (1699) и конный памятник курфюрсту Фридриху-Вильхельму II в Берлине , созданный А. Шлютером (1703). Большое влияние при дворе имел немецкий архитектор Й. Я. Шумахер, брат советника Академии наук И. Шумахера, известного своими интригами против М. В. Ломоносова.

В 1737 г. Комиссию о Санкт-Петербургском строении возглавил вернувшийся из Италии молодой русский зодчий Петр Михайлович Еропкин. Именно он разработал трехлучевую систему планировки центра города (Невский проспект, Вознесенский проспект, Гороховая улица), которая сохранилась и поныне.

Иван Кузьмич Коробов, один из первых петровских “пенсионеров“, обучавшийся строительному делу в Голландии , с 1732 г. возводил новое каменное здание Главного Адмиралтейства. Он в точности следовал замыслу и собственноручному наброску Петра Великого: высокая башня с золоченым “шпицем” и короной с трехмачтовым парусником наверху. От нее Еропкин и провел “три луча” .

В аннинское время работал талантливый русский архитектор Михаил Григорьевич Земцов, ученик первого архитектора Петербурга Д. Трезини. В 1728—1734 гг. на берегу р. Фонтанки он возвел церковь Св. Симеона и Анны , личную церковь Анны Иоанновны. Она выдержана в традициях “петровского барокко“, но с характерным возвратом к русским традициям, прежде всего в ярусном типе колокольни и выявленности объема трапезной .

В Москве строили И. Я. Бланк, И. Ф. Мичурин, И. Т. Мордвинов, А. П. Евлашев, И. И. Жеребцов.

Выдающимся живописцем был Луи Каравакк, в 1716 г. при Петре I прибывший из Марселя . Его творчество, близкое по стилю французскому Рококо , в полную силу развернулось при императрице Анне. Русским учеником этого художника был И. Я. Вишняков. Но “птенцам гнезда петрова” в эти годы приходилось туго. Кабинет-министр А. П. Волынский пытался противостоять немецкой партии Бирона, но потерпел поражение. В 1740 г. он был арестован и обвинен в государственной измене. Арестованы и вместе с ним казнены его единомышленники инженер А. Ф. Хрущов и архитектор Еропкин. В Сибирь были сосланы архитектор Бланк и живописцы братья Никитины.

Показательна и эволюция стиля живописцев- портретистов Ивана и Романа Никитиных, посланных в 1717 г. царем Петром учиться в Италию. В годы правления Анны эти художники вернулись к старорусскому парсунному стилю . Творческий спад испытал и петровский ” пенсионер “, ” первый русский живописец ” А. М. Матвеев, И. Я. Вишняков также дополнил стиль Каравакка парсунными элементами, с 1739 г. он возглавлял “живописную команду” Канцелярии от строений в Петербурге .

Источники:

http://istoricheskij-portret.ru/praviteli/romanovy/anna-ioannovna-2/

http://istoriyakratko.ru/pravlenie-romanovyh/imperatory/pravlenie-anna-ioannovny-kratko.html

http://shedevrs.ru/istoriya-iskusstv/624-anninskii-period.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: