В какие цвета облачаются священники. Цвета используемые на богослужении

Цвета облачений у священников: какие бывают и что обозначают?

Что обозначает цвет облачения у священника? Почему цвет облачений меняется в зависимости ото дня? Какой цвет полагается священнику на службу в Рождество? На Пасху? В другие праздники? Цвета облачений: рассказываем главное, что нужно знать.

Богослужебное облачение

Богослужебное облачение разнообразно и зависит от сана священника, священник ли это вообще (может быть диакон, например, или пономарь), а также — от тех или иных моментов служб.

Подробно о том, из чего состоит богослужебное облачение священника, мы обязательно раскажем. Но если говорить сейчас в самых общих чертах, то его отличает внешняя торжественность, и без него — надетым частично или полностью — священник не может совершать богослужение или некоторые Таинства. Например, священник не может служить или исповедовать без епитрахили.

В зависимости ото дня, когда проходит служба, облачение свящнника может быть разных цветов: желтым, красным, голубым, фиолетовым, черным, белым или зеленым. Другие цвета не используются.

Цвет облачений священников — что обозначает?

Набор цветов, которые используются в храме, сложились в Церкви традиционно — за два тысячелетия. Причем облачаются в разные цвета не только священник, но и все, кто сослужат ему — диаконы, алтарники, пономари. Также в зависимости ото дня меняется цвет облачения престола и, по возможности иные, детали в устройстве храма (например, на Пасху в некоторых храмах лампады меняют на красные — в цвет этого Праздника).

Что означает цвет облачения священника? С одной стороны, каждый цвет действительно приобрел свое символическое значение в Церкви и с этой точки зрения установились некоторые негласные правила. Например, все Богородичные праздники священники служат в голубом, а Пасхальные дни — в красном.

С другой стороны, цвет облачений — это именно традиция, а не догмат, поэтому в тех или иных случаях, в зависимости от храма, принципы выбора цвета могут незначительно отличаться. Но в общих чертах правила формирования цвета облачений священника одинаковы всюду и выглядят так:

Голубое облачение священника

Здесь и далее фото облачений: pravmagazin.ru

Полагается для Богородичных праздников. Например: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) или Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Или в день празднования особо чтимых Богородичных икон.

(Кстати, если у храма купол голубого цвета, то он тоже, скорее всего, освящен в честь Богородичного праздника. Хотя в целом, для куполов в отношения цвета каких бы-то ни было правил нет вообще… См. текст: сколько куполов бывает у храмов и какие они бывают?)

Белое облачение священника

Предназначается для праздников Рождества Христова (7 января), Богоявления Господня (18 января), Вознесения Господня (дата зависит от дня Пасхи), Преображения Господня (19 августа) и Обрезания Господня (14 января).

В белое священники, диаконы и алтарники облачаются также в дни Рождества Иоанна Предтечи, апостола Иоанна Богослова, а кроме того в дни памяти бесплотных сил, дев и девственников.

Погребрение, как правило, также совершается в белых облачениях, а не черных — потому что смерть в христианстве — это не трагическое событие, а наоборот — светлое, ибо душа уходит в Вечность.

Белые ризы используются и во время совершения Таинств Крещения и Венчания.

Фиолетовое облачение священника

Предназначается для праздников Креста Господня. Например — Воздвижение Креста Господня (27 сентября).

Кроме того, в фиолетовое священники облачаются во врем Великого Поста в Воскресные дни и дни Больших Праздников. Например — в День Торжества Православия, который празднуется в первое воскресение Поста.

Красное облачение священника

В красное священнослужители облачаются в дни памяти мучеников. Кроме того — это цвет Пасхальной седмицы. Хотя в ходе самого пасхального богослужения принято, что священники попеременно надевают облачения разных цветов, а встречают само Воскресение Христово и первую весть «Христос воскресе!» провозглашают в белом.

В Великий Четверг — последний четверг перед Пасхой — священник тоже облачаются в красный (память о Крови, данной Христом своим ученикам на Тайной Вечери) — но в красной темного оттенка, чтобы он не был Пасхальным.

Зеленый цвет облачений

Зеленые облачения предназначаются для праздников Святого Духа (51-й день после Пасхи), Святой Троицы (50-й день после Пасхи), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и кроме того — в дни памяти юродивых, подвижников и преподобных.

Читать еще:  К снится что моя девушка изменила. Измена девушки толкование сонника

Черный цвет облачений

Черный цвет облачений полагается для постов. Причем, в некоторые дни это может быть не только черный, но темно-синий или темно-зеленый. Однако в Великий пост — особенно в Страстную Седмицу — облачение исключительно черное.

Исключением для «постных» облачений являются Большие Праздники или Воскресные дни, когда священники тоже облачаются в фиолетовое облачение или в черное, но с золотой или цветной отделкой.

Желтое или золотистое облачение священника

Желтый цвет — апостолов, пророков, святителей и иных служителей Церкви.

Кроме того в этот цвет священник может облачаться в небогатых или сельских приходах в те дни, для которых у него нет облачений соответствующего цвета.

Про облачение священника можно сказать еще то, что шьется оно, как правило, из шелка или парчи.

При этом, облачение на узоре может быть самым разнообразным. Например, «минималистичным», как это:

Или наоборот — с изысканным узором, как вот это:

Однако выбор узора, в отличие от цвета облачения, совершенно не несет в себе правил и целиком и полностью зависит от вкусов тех, кто шьет и того, кто это облачение приобретает.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Благочиние

Взрослым

Благотворительность

Более 1030 лет Русская Православная Церковь представляет миру библейское учение о храме и богослужении. Священное Писание сравнивает Плоть и Кровь Господа Иисуса Христа с храмовой завесой (Евр. 10:19-20), которая разодралась надвое в момент крестной смерти Спасителя (Мф. 27:51; Мк. 15:38; Лк. 23:45).

Более 1030 лет Русская Православная Церковь представляет миру библейское учение о храме и богослужении. Священное Писание сравнивает Плоть и Кровь Господа Иисуса Христа с храмовой завесой (Евр. 10:19-20), которая разодралась надвое в момент крестной смерти Спасителя (Мф. 27:51; Мк. 15:38; Лк. 23:45). Подобно храмовой завесе, облачения священнослужителей указывают на соединение земного и небесного в богочеловеческом организме Церкви.

Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, средством воздействия на чувства молящихся. Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый , красный , оранжевый , желтый , зеленый , голубой , синий , фиолетовый , черный . Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий.

Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, можно объединить в шесть основных групп:

  • Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений — золотой (желтый), всех оттенков
  • Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. Цвет облачений — голубой и белый
  • Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. Цвет облачений — фиолетовый или темно-красный
  • Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений — красный (в Великий четверг цвет облачений — темно-красный , хотя все убранство алтаря остается черный , на престоле — белая пелена)
  • Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений — зеленый . День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святаго Духа празднуются, как правило, в зеленых облачениях всех оттенков.
  • В период постов цвет облачений — темно-синий , фиолетовый , черный , темно-красный , темно-зеленый . Черный употребляется преимущественно во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный ; в воскресные и праздничные дни — темный с золотой или цветной отделкой.

Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях.

В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно — монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в «багряны ризы» — в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.

В каноне богослужебных облачений нет «своего места» у оранжевого цвета. Однако он присутствует в Церкви с древнейших времен. Будучи соединением красного и желтого цветов, оранжевый цвет в тканях практически постоянно скользит: с оттенком в сторону желтого он воспринимается как желтый (золото часто дает оранжевый отлив), а с преобладанием красного — как красный.

Читать еще:  Строение атома: ядро, нейтрон, протон, электрон. Состав ядра атома

В церковных облачениях присутствуют белый цвет, как символ света, все семь цветов спектра солнечного света и черный цвет.

Семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, — шести дням творения мира и седьмому дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию; семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т. д. Наличие в красках трех непроизводных и четырех производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении.

Праздник праздников — Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. В этом есть смысл. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.

Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.

Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева — избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием — и в Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность.

В праздники, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, — День Святой Троицы и День Святого Духа используется зеленый цвет. Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Свое обетование послать от Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, «Господа животворящего». Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения.

Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13)

Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет- седьмой по счету от красного, с которого начинается спектр. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. Фиолетовый цвет выражает мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть.

Праздникам мучеников служит красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу «всем сердцем и всею душею» (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике-это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.

Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.

Читать еще:  Из угарного газа получить углерод. Что такое окись углерода

Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отошедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.

О святости богослужебных одежд свидетельствует Сам Господь. Находясь на грани материального и духовного миров, церковные облачения являются святыней и зримым образом Божественной Славы: «И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею» (Мф. 9:20-21; Мк. 5:25-34; Лк. 8:43-48); «И принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись»(Мф. 14:34-36); «И просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Мф. 17:2)

В какие цвета облачаются священники. Цвета используемые на богослужении

Литургия

Всенощная

Праздники

Постная Триодь

Ектении

Разные ноты

Светские ноты

Литургия

Всенощная

Праздники

Постная Триодь

Ектении

Разные ноты

Светские ноты

Одноголосные ноты

Сборники

Цвета богослужебных облачений 1

Рождество Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

и другие праздники в честь Креста Господня

Бордовый 2 или фиолетовый

Св. ап. и ев. Иоанна Богослова

Покров Пресвятой Богородицы,

Введение во храм Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

Навечерие Рождества Христова

(до отдания включительно)

Золотистый или белый

Собор Пресвятой Богородицы

Белый или голубой

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

Голубой или белый

Благовещение Пресвятой Богородицы

Подготовительные Недели к Великому посту

Фиолетовый или золотистый (жёлтый)

Тёмно-фиолетовый, багряный или чёрный 3

Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста

Литургия Преждеосвященных Даров

Фиолетовый, багряный или чёрный

Фиолетовый или бордовый

Вход Господень в Иерусалим

Зелёный или белый

Чёрный или тёмно-фиолетовый

(на литургии, после чтения Апостола)

и начало богослужения на Пасху

(до утрени 1-го дня Пасхи включительно)

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

Понедельник Святого Духа

Зелёный или белый

Рождество св. Иоанна Предтечи

Первоверх. апп. Петра и Павла

Золотистый (жёлтый) или белый

(до отдания включительно)

Успение Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно) 4

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи

Красный или бордовый

Господские средние праздники, седмичные и воскресные дни вне Великого поста

Памяти 5 Бесплотных Сил, свв. дев и девственников

Золотистый (жёлтый) или белый

Золотистый (жёлтый), белый или красный

Памяти преподобных и Христа ради юродивых

Памяти благоверных князей

Золотистый (жёлтый), зелёный или красный 6

(вне Великого поста)

Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

1 Указания на цвет облачений излагаются с учётом установившейся церковной практики, а также главы 4-го тома «Настольной книги священнослужителя» (М., 1983. С. 148) — «Цвета богослужебных облачений. Символика цветов».

2 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Христова в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более тёмного оттенка, чем пасхальные.

3 В древности в Православной церкви вовсе не было чёрных облачений, а в Великий пост служили в «багряных ризах», то есть в тёмно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совершаться и в фиолетовых облачениях, но более тёмного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

4 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

5 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остаётся золотистым.

6 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зелёных облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в мученических ризах.

Источники:

Цвета облачений у священников: какие бывают и что обозначают?

http://www.blagobor.by/article/vera/colors

http://horist.ru/bogosluzhenie/oblachenie.shtml

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: