Традиции, ритуалы, заблуждения. Радоница

Традиции, ритуалы, заблуждения. Радоница

Сообщение Liby » 05 апр 2018, 12:55

Во вторник второй недели после Пасхи, через день после Фоминого воскресенья (или Антипасхи), Православная Церковь установила день поминовения усопших, первый после праздника Пасхи. Этот день называется Радоницей и считается Пасхой для усопших.

Радоница

Радоница в 2018 году – 17 апреля
Радоница в 2019 году – 7 мая
Радоница в 2020 году – 28 апреля
Радоница в 2021 году – 11 мая

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.

Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.

История праздника уходит корнями в язычество — у древних славян был культ почитания своих предков. Эта традиция, как и обычай оставлять на горках угощение для предков, насчитывает более 16 столетий.

В древние времена считали, что в определенные дни в году, души усопших могли вернуться в родные места и даже повлиять на жизнь живых определенным образом. Славяне верили, что мертвые, находясь в подземном мире, могут влиять на урожай и плодородие земли.

Поэтому, на Радоницу после полудня вся семья шла на кладбище, где по могилкам катали крашенные яйца, поливали их пивом, а затем проводили богатые застолья, с песнями и весельем.
Такой обряд называли тризнами – он был призван задобрить души ушедших. Люди считали, что от настроений умерших зависело благосостояние живых и могли как помочь в решении определенных вопросов, так и навредить.

На могилах устраивали даже игрища, веря, что души умерших радуются, наблюдая за этими действами. Возвратившись с кладбища, старшие члены семьи оставались дома, а молодые шли водить хороводы, играть в веселые игры и петь песни.

Праздник Радоницы – это не глубокое переживание о смерти родных и близких людей, а скорее, наоборот, в этот день — радость новому рождению своих родных в другой, вечной жизни.

Победа над смертью и воскресение Христа вытесняют мысли о печали и временной разлуки с родными. Так что стенания, громкий плач с причитаниями никак не уместен у могил тех, кого любили и без кого жизнь не представляли.

Традиции

С принятием христианства, церковь признала данный обычай, и языческий праздник Радоница органично «переплелся» с православными церковными традициями.

Дата получила в церковном календаре привязку к Пасхе, как и большинство православных праздников с языческими корнями. Этот праздник занимает особое место среди прочих церковных праздников — этот день считают Пасхой усопших.

Могилы родных и близких приводят в порядок перед Радоницей — убирают, моют памятники, красят оградки. Особо ухаживают за крестом – символом воскресения и вечной жизни. Могильные холмики украшают живыми или искусственными цветами.

По сей день люди носят на могилки крашеные яйца, куличи и другие пасхальные яства, отдавая дань древней традиции. Многие накрывают около могил богатые столы – пируют и веселятся.

Церковь считает эту традицию языческой и не приветствует такое поведение. Священнослужители рекомендуют раздать еду, принесенную на кладбище, нищим с просьбой о молитве за ушедшего в мир иной.

На могиле нужно навести порядок, зажечь свечу и прочитать молитву. В Радоницу нельзя отказывать в подаянии – все просящие должны получить милостыню. В этот день не ругаются и не злословят.

Как молиться об усопших

Церковь учит, что молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто уже отошел в мир иной, так как покойник, по большому счету, не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг каждого христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.

Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.

Это дни:

1. Суббота мясопустная – за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы – на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения – парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.

Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:

4. Радоница (Радуница) – пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота – день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября – дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов – 26 апреля (9 мая нового стиля).

Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

«Когда будешь молиться об упокоении души усопшего, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, – принудь себя помолиться о нем от всей души, памятуя, что это существенный долг твой, а не одного священника и клирика. Вообрази, как необходим усопшему покой и как он нуждается в молитве за него живых, будучи членом единого тела Церкви; как бесы оспаривают у Ангелов душу его и как она трепещет, не зная какая участь постигнет ее навеки. Много значит пред Владыкой молитва веры и любви за усопшего.

Вообрази еще, как необходим для тебя покой, когда тебя свяжут пленницы грехопадений, и как ты тогда усердно, с какою искренностью, жаром, силою молишься Господу и Пречистой Богородице, и как радуешься и торжествуешь, когда после усердной молитвы получишь избавление от грехов и покой душевный.

Приложи это и к душе усопшего: и его душа также нуждается в молитве — теперь уже твоей, потому что сама не может молиться плодотворно; и его душа нуждается в покое, который ты можешь испросить для него теплою молитвою, с благотворением в пользу души его, и особенно приношением за него бескровной жертвы. О усопших молись так, как будто бы твоя душа находилась в аду, в пламени, и ты сам мучился; чувствуй их муки своим сердцем и пламенно-пламенно молись об упокоении их в месте светле и злачне, в месте прохлаждения».

Читать еще:  К чему снится призрак мальчика с кошкой. Привидение по соннику

Радоница обычаи, традици, заговоры, приметы

Сообщение Liby » 05 апр 2018, 12:57

Обычаи и приметы

В старину люди считали, что в Радоницу умершие посещают родной дом — для покойных родственников на окно ставили чашки с водой, а на стол – три лишние тарелки, из которых они должны были завтракать, обедать и ужинать.

Для покойных также топили баню и оставляли в ней чистое белье. После этого сутки не входили в баню и не мылись. Для поминовения усопших на Радоницу готовили еду и раздавали нуждающимся.

Обряд окликания дождя был основным на Радуницу. Люди считали, что дождь на Радоницу сулил богатый урожай. Поэтому, детвора целый день поджидала дождь, окликая его, и умывалась дождевой водой – на счастье.

Девушки, когда дождь лил без грома, умывались дождевой водой через кольца, серебряные или золотые, считая, что это поможет сохранить красоту и молодость.

Плохой приметой считалось заниматься в этот день сельскохозяйственными работами – сеять, копать, сажать и так далее, а тем, кто это делал, урожай обещали скудный и плохой.

Работать на Радоницу можно было только утром, поэтому все дела заканчивали к обеду, затем всей семьей шли на кладбище поминать покойных, а вечером выходили на праздничное гулянье.

Видео — Радоница Приметы и обычаи

Радоница обычаи, традици, заговоры, приметы

Сообщение Liby » 05 апр 2018, 13:00

Тропари, глас 4

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко един еси Человеколюбец. Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой. И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память.

Тропарь глас 8

Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего (или: душу рабы Твоея; о многих же: души раб Твоих), на Тя бо упование возложи (или о многих: возложиша), Творца и Зиждителя и Бога нашего. Слава, и ныне: Тебе и Стену и Пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей об усопших родителях

Радоница. Традиции, ритуалы, заблуждения.

Радоница – день особого поминовения усопших, выпадает на вторник недели, которая следует за Пасхальной. С этого момента Церковный устав вновь позволяет совершать заупокойные службы, отмененные на Пасху ради великой радости о Воскресении Христовом.

Несмотря на поминальное содержание, Радоница считается праздником. В этот день православные, молясь об умерших родственниках, вспоминают, что Христос освободил души, томящиеся в аду, и с пасхальной радостью надеются на воскресение мертвых.

С поминовением усопших часто связано множество заблуждений и суеверий.

Сегодня предлагаем вашему вниманию ответы православных священников на распространенные вопросы о поминовении усопших.

Можно ли беременным посещать кладбище на Пасху?
На Пасху никому не желательно посещать кладбище (эта ошибочная традиция возникла в советское время), а вот Радоница – подходящий для этого день. Возможно, этот вопрос происходит от смутного знания о том, что женщине в определенные дни по церковным правилам не полагается приступать к Таинствам. Беременность к таким состояниям не относится – будущие мамы могут причащаться и, наоборот, Церковь призывает их причащаться чаще. И, к тому же, посещение кладбища и молитва на кладбище не являются Таинством, поэтому никаких ограничений тут нет.
А Радоница – это что такое?
Это вторник второй, Фоминой, недели после Пасхи – первый день после Пасхи, когда на Литургии совершается заупокойная служба, возглашается ектенья об усопших. В этот день принято ездить на кладбище – убираться на могилках, молиться за своих усопших родных.

Читать еще:  Лучшие визуальные новеллы. Визуальные новеллы

Это будний день, я не могу отпроситься с работы, что же мне делать?
Действительно, поскольку это будний день, не все имеют возможность посетить могилы родных. К этому надо отнестись спокойно, ведь поехать на кладбище можно и в выходные после Пасхи, а на Радоницу – помолиться о родных там, где есть возможность: в храме или дома.

А почему на Пасху и в Светлую неделю – нельзя?
Если боль потери свежа, и есть такая сильная потребность, человек может своими словами молиться дома о своих усопших родных и на Светлой седмице. Но общецерковного поминовения в дни Светлой седмицы нет. В эти дни даже в домашнем молитвенном правиле нет молитв об усопших, а читаются или поются радостные Часы Пасхи. Потому что Пасха – самый радостный и торжественный праздник для христианина, он вытесняет собой всякую скорбь.
Святитель Афанасий (Сахаров), в книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви», объясняет это так: «О смерти и о мертвых, в этот день вспоминается часто, притом даже гораздо чаще, чем в другие, меньшие, праздники.
Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех.
Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых. Но это не значит, что память об усопших совсем изгоняется на это время из Церкви.
Просто она приобретает несколько иную окраску».

Значит, если человек умер накануне Пасхи, его неделю нельзя отпеть?
Нет, можно. Казалось бы, действительно – неужели нужно изображать радость только потому, что радуются все христиане, тогда как у нас личное горе? Разве горе может подождать? На Светлую неделю погребают и совершают отпевание, но – особым чином, который разительно отличается от обычного отпевания.
Таинство начинается с пения Пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав». Также поются стихиры Пасхи, пасхальный канон, обычное «Господи, помилуй» на ектенье – поется праздничным распевом, звучит пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» и т.д.
Такой особый чин отпевания – радостный – совершается на Светлой седмице, как сказано в Требнике, «величия ради и чести светлого праздника Воскресения: веселия бо и радости, а не сетования есть праздник».
На Светлой седмице, к примеру, отпевали в 1993 году в Оптиной пустыни убитых на Пасху монахов – иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима.
Вот как об этом вспоминает Нина Павлова, автор книги об убиенных оптинских монахах «Пасха Красная»: «На погребении храм был переполнен, и люди с ослепшими от слез глазами шли прощаться с братьями последним целованием. По монашескому обычаю их лица были закрыты черной тканью наличников. Земная скорбь переполняла сердце, но душа уже чувствовала дыхание святости. В пасхальные дни чин отпевания праздничный — пели Пасху. И как на Пасху — опять воссияло солнце и было чувство пасхальной радости».

Можно ли устраивать поминки на Светлой седмице?
Поминки священники все-таки советуют перенести на Радоницу.

А это правда, что алкоголь запрещен Церковью на поминках?
Какого-то официального запрета на употребление алкоголя на поминках в Церкви нет. Но надо понимать, что на поминальную трапезу нередко собираются люди широкого круга, дальние родственники, и мы часто сами не знаем, во что выльется лишняя рюмка – в какие «откровения» об усопшем, в какие разборки, а, бывает, и богохульства.
Вообще издревле поминки были не только способом собраться в семейном кругу, чтобы вспомнить умершего, вместе оплакать его и поддержать друг друга.
Был обычай устаивать пир для нищих, малоимущих.
Акт милосердия – накормить нищих – совершался в память об усопшем и как бы от его лица, чтоб люди поминали его добрым словом и молились об упокоении его души.
Сохранился обычай готовить кутью (коливо) на поминки и в особые дни поминовения усопших (в том числе, на 40-й день после смерти, в годовщину смерти).
Иногда эту кутью после богослужения раздают людям в храме.
Иногда можно встретить обычай раздавать и другое угощение, например, конфеты, в кругу прихода с просьбой молиться об усопшем родственнике.
А гадать на кутье – грех, причем тяжкий грех, впрочем, как и любое гадание.

Что значит, когда просят дать денег «на помин души»?
Это и есть как раз отражение древнего обычая – творить милостыню ради усопшего. Правда, сегодня эта фраза чаще звучит формально, не всегда просящие «на помин души» спрашивают даже имени умершего.
Святитель Иоанн Златоуст так писал о смысле милостыни ради усопшего: «Ты хочешь почтить усопшего? Почти его не плачем и рыданиями, но милостынями, благодеяниями, служениями (…).
Не о памятниках, не о надгробных украшениях будем заботиться, ты собери вдовиц — вот наилучший памятник! Скажи им имя покойного, пусть все творят за него молитвы и моления. Это преклонит на милость Бога, хотя и не он сам, а другой за него совершает милостыню. Это сообразно с человеколюбием Божиим (…)
Будем помнить, какие утешения мы можем доставить умершим, – вместо слез, вместо рыданий, вместо надгробных памятников – милостыни, молитвы, приношения, – чтобы и им, и нам сподобиться обещанных благ, по благодати и человеколюбию Единородного Сына, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.».

На Радоницу надо положить на могилу освященное пасхальное яйцо, да?
Нет. Ничего общего с христианством не имеют представления о том, что пасхальное яйцо способно как-то помочь душам умерших или исцелить живых от болезней, хотя в Интернете можно найти массу таких поверий, горе-советов похристосоваться с покойником через фото на могиле и прочих не полезных россказней.
Подобные магические обряды, несомненно, являются грехом. Христиане верят в Бога как Личность, всеблагого и любящего, а значит и отношения с этой Личностью должны быть открытые и основываться на вере и доверии, а не на механическом совершении того или иного «обряда»: «задабривание», подношение еды и т.п. – отражают языческое, на современный лад, представление о Боге.

А на канон в церковь ведь тоже приносят еду – какая разница, еда на кладбище или в церкви?
Еда, приносимая на канон, раздается потом нуждающимся, малоимущим и т.д. Это тоже род милостыни ради умершего и отражение древнего обычая – устраивать тризну по усопшему, пир, на который приглашались и где кормились все, в том числе и нищие.
Еда, приносимая на кладбище – стопка водки, хлеб и пр. – уже отражение языческого обычая и ничего общего с христианством не имеет: покойному еда не нужна, он нуждается в молитве живых, подкрепленной их богобоязненной жизнью.

Если человек был кремирован, его нельзя поминать?
Нет, можно. Поминовение усопших не зависит от способа погребения. Однако нормой Церковь считает все-таки обычное погребение, поскольку к телу усопшего относится с благоговением.
Обычно считается, что в христианстве отношение к человеческому телу пренебрежительное – как к оболочке, «кожаным ризам», которые человек сбросит после смерти, как ненужную ветхую одежду. Но это не совсем так.
Дело в том, что Церковь верит в телесное воскресение. В Великую Пятницу – на Страстной неделе – как раз читалось пророчество Иезекииля о том, как будет это воскресение. Вот отрывок оттуда: «… И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!». Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. (…) И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище» (Иер.37:1-14).
Отношение Церкви к кремации можно уложить в два предложения – в церковном документе «О христианском погребении усопших» об этом говорится так: «Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20, 13). «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле», — писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».
Поэтому и при таком способе погребения совершается отпевание, и за усопшего можно молиться обычным порядком в храме и дома.

Читать еще:  Кто такой преподобный и кто такие святые? Преподобные.

А какая разница между отпеванием, панихидой и литией?
Отпевание совершается однажды над умершим человеком на третий день по его смерти, перед погребением.
Панихида – заупокойная служба в память усопших христиан (совершается как до погребения человека, так и после, на 3-й, 6-й, 9-й и 40-й день смерти, в годовщину, дни рождения и тезоименитства). В особые дни поминовения усопших (Родительские субботы, на Радоницу) служатся панихиды за всех христиан, отошедших в мир иной.
Лития – краткое заупокойное моление, которое может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и мирянином.

Можно ли говорить с усопшими, слышат ли они нас?
Естественно желание сохранить хоть какую-то связь с родным человеком, перешедшим в мир иной, желание высказать не высказанное при жизни. У Бога все живы!
Однако Церковь не советует стремиться к получению «ответов» из загробного мира, запрещает христианам участие в разного рода спиритических сеансах и призывает с осторожностью и рассуждением относиться даже к снам.
Святитель Феофан Затворник пишет об этом так: «Что отшедшие живы, только другою жизнию, живут сознательно, пребывают в общении между собою по тамошним условиям и порядкам и на нас посматривают и к нам приходят, слышат наши молитвы о них и о нас молятся, и делают нам внушения (все по тамошним законам и порядкам, а не как вздумается) – это должно считать положительно верным, хотя ничего определенного по всем этим пунктам сказать нельзя».

Я боюсь кладбища, покойников и смерти. Что мне делать?
Известно такое высказывание митрополита Сурожского Антония (Блума): «Кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». «Гроб прежде был страшен, – пишет преподобный Анатолий Оптинский (1824 – 1894), –а как полежал во гробе Христос он стал Чертогом Царским; скорби и болезни были страшны и безотрадны, а как вечная Любовь испила до дна чашу скорбей и самую даже тяжкую чашу смерти, тогда болезни и скорби засияли паче сапфира и злата, паче звезд небесных, паче луны и солнца.
Потому что ими украшался Сам Бог богов, Сам Царь царей».

Радоница: традиции, обычаи и приметы

Радоница — великий весенний праздник, когда нужно почтить память умерших. Существуют определенные традиции этого дня, которые стоит соблюдать, чтобы не навлечь на себя несчастье.

Этот православный праздник берет свое начало в язычестве, когда наши предки поклонялись многим богам. Радоницы символизировали собой хранителей упокоенных душ. Славяне приносили им в дар различные жертвы и еду со своего стола, зарывая приношения в местах захоронения людей. Это делалось для того, чтобы расположить к себе божественную силу и увеличить продолжительность собственной жизни.

Сейчас мы празднуем Радоницу, или Родительский день, иначе, но существуют определенные традиции, которые следует соблюдать всем. Торжество принято встречать на 9 день после Святой Пасхи. По церковным законам это день особого поминовения усопших, когда мы должны поделиться с завершившими земной путь близкими радостью о случившемся Воскресении Христа.

Как правильно вести себя на кладбище

В первую очередь, нужно помнить о том, что в этот праздник не следует плакать и грустить. Посещая кладбище, вы должны поделиться с усопшими радостью и счастьем, чтобы на том свете им жилось легче. Придя к могиле родственника или близкого человека, следует зажечь свечу и прочитать молитву об упокоении усопшего.

Вспоминайте о покойных только хорошее. Вы можете поговорить с ними или просто помолчать. Обязательно наведите порядок на могиле, вынесите мусор и уберите залежавшуюся листву: место захоронения должно быть чистым и ухоженным.

Хоть церковь и не поддерживает обычай приносить на могилы куличи, яйца и другие угощения, это можно сделать. Оставляя гостинцы, вы проявляете уважение к мертвым. Можно помянуть усопшего тем, что принесли. Однако распитие спиртных напитков на кладбище строго запрещено: этим вы можете оскорбить память усопших и навлечь на себя беду.

Несъеденную еду лучше не оставлять, а отдать бедным и нуждающимся. Этот процесс очень символичен: по мнению священников, у усопшего появится возможность помочь другим людям даже после смерти.

Традиции, обычаи и приметы в Родительский день

Есть поверье, что на Радоницу умершие могут навещать живых, поэтому необходимо подготовиться к их визиту: расположить на праздничном столе, за которым вы собираетесь всей семьей, стакан воды, три тарелки и кусок хлеба. Считается, что вода и хлеб послужат покойному закуской после долгой дороги, а тарелки символизируют завтрак, обед и ужин.

Существует обычай подготавливать баню на ночь после праздника. Растопив ее, нужно положить там чистую одежду, а затем крепко запереть помещение и никого туда не пускать. Наутро можно найти следы покойного человека или получить от умершего совет во сне.

До наших дней сохранилась традиция готовить угощения на Радоницу, которые после относят в церковь. Часть из них предназначается священникам, а остальное раздают на нужды бедных людей. В этот праздник принято поддерживать нуждающихся. Известно, что чем больше вы окажете помощи нищим, тем благоприятнее пройдет ваш год.

Народная примета гласит, что если в этот день дует сильный ветер, то жди беды: усопшие сильно разгневаны тем, что их никто не навещает. Людей, которые пренебрегли этим праздником, могут ожидать неудачи и болезни.

А если в Радоницу идет дождь — это счастье, особенно если вы сможете умыться этой водой или сохранить ее в какой-нибудь бутылочке у себя дома. Считается, что дождь в этот день способен притянуть удачу и благополучие.

Раньше этот праздник встречали с широким размахом. Утром было принято усиленно работать и готовить угощения, днем — посещать усопших и церковь, а вечером — отмечать торжество вплоть до самого утра. Проходили народные гулянья, люди водили хороводы и не упускали возможность погадать в этот таинственный день.

На Радоницу обязательно нужно почтить память покойных родственников и близких людей. Многие уверены, что если в этот праздник не навестить усопших, то и вас никто никогда не вспомнит после смерти. Соблюдая народные традиции и обычаи, вы сможете правильно провести этот день и оградить себя от возможных неприятных последствий. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Источники:

http://ezoplaneta.ru/viewtopic.php?t=1928

Радоница. Традиции, ритуалы, заблуждения.

http://dailyhoro.ru/article/radonitsa-traditsii-obyichai-i-primetyi/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector