Редукция гласных. Теоретическая и прикладная, общая и частная фонетика

Закон редукции гласных в русском языке. Теоретическая и прикладная, общая и частная фонетика

Редукция первой степени
Прислушаемся к собственной речи. Произнесите слово «кафе». Какой звук вы слышите в первом слоге? Нет, это не звук [а]. В первом предударном слоге звуки [а], [о] и [э] переходят в позиции после твёрдых согласных в невполне ясный звук «крышечка»[^] . Таким образом, слова «кафе», «окно», «этаж» произносятся как [к^фЭ], [^кнО], [^тАш]. Со звуком [ы] в этой позиции ничего не происходит.
Со звуком [ы] тоже происходят некоторые изменения, но чуть другие. В первом предударном слоге он становится похожим на звук [э], вследствие чего получил название «[ы], близкое к [э]» , или «[ы], склонное к [э]» (это не я издеваюсь, это он так называется!)) — [ы э ]
А вот после мягких согласных звуки [а], [э], а также [и] во всех позициях переходят в звук «[и], близкое к [э]» , или «[и], склонное к [э]»[и э ] : слова «петух», «святой», «пирог» мы произносим как [п»и э тУх], [св»и э тОi], [п»и э рОк].

Редукция второй степени

А что же происходит с гласными, оказавшимися во втором предударном или в заударных слогах? А с ними происходят ещё более удивительные изменения!
После твёрдых согласных появляется совсем уж неясный звук «еръ»[ъ] . В старославянском языке этот звук бывал даже ударным, да и в некоторых современных славянских языках (болгарском, сербском) еръ бывает под ударением.
Итак, такие слова, как «караван», «помидор», «кукла» произносятся [кър^вАн], [пъм»и э дОр], [кУклъ].
С гласными, стоящими после мягких согласных, происходят подобные же превращения, но только они переходят в звук «ерь»[ь] : пишем «беличий», «пирамида», «перевод», а говорим [б»Эл»ьчьi], [п»ьр^м»Идъ], [п»ьр»и э вОт].
Исключение составляют лишь гласные, стоящие в начале слова. Достаточно непросто произнести первым звуком в слове [ъ] или [ь]. Поэтому в первом неприкрытом слоге (начинающемся с гласной) звуки произносятся так же, как при редукции первой степени: «апельсин» — [^п»и э л»с»Ин], «Испытать» — [и э спытАт»].

Отдельно ото всех гласных стоит звук [у]. Дело в том, что это, пожалуй, единственный звук, не подвергающийся качественной редукции — меняется лишь его долгота: в словах «курица», «укусить», «парус» везде слышится [у], различается лишь его долгота. Сверхкраткий [у] записывается как [ у ]: [кУр»ьцъ], [ у кус»Ит»], [пАр у с].

Аккомодация гласных согласным

Даже с гласными, стоящими под ударением, происходят превращения. Это случается тогда, когда перед или после ударного гласного стоит мягкий согласный. Тогда со стороны этого согласного над буквой ставится точечка. Такие гласные называются «продвинутыми» . Например, слово «белый» в транскрипции изображается как [б» . Элъi], а слово «пористый» — [пО. р»ьстъi]. Слово же «капель« выглядит так: [к^п» . Э. л»].
Это явление называется аккомодацией гласных согласным. Точки эти показывают изменение гласного при произношении. При прогрессивной аккомодации (это когда мягкий согласный предшествует гласному и влияет на него) гласный становится ближе к переднерядным, а в речи более высоким; тогда точка ставится слева от гласного. При регрессивной аккомодации (мягкий согласный влияет на предшествующий гласный) гласный звук произносится с большим напряжением, хотя мы этого часто и не замечаем:). Это обозначается в транскрипции точкой справа над гласным.

Вот такие волшебные гласные в русском языке! 🙂

Редукцией называются изменения, которые происходят с гласными звуками в безударных слогах.

Различаются два типа редукции: количественная и качественная.

При количественной редукции безударные гласные произносятся короче, но не меняются их основные характеристики — ряд и подъём, т. е. качество звучания, поэтому они узнаваемы: луч [луч’] — лучи [луч’и] — лучевой [луч’ивой]; сын [сын], но сыны [сыны] — сыновья [сънав’jа]. Смыслоразличительная функция при такой редукции звуком не утрачивается (баран [баран] — буран [буран]). Звук [у] почти во всех позициях, а также [ы] и [и] в некоторых позициях (в первую очередь в предударной части слова) подвергаются лишь количественной редукции, поэтому в транскрипции могут передаваться теми же знаками, что и ударные: бурундук [бурундук], пылесос [пъл’исос], дыра [дыра], пилигрим [п’ьл’игр’им].

При качественной редукции, которой при определенных условиях может подвергаться безударный гласный [а] и которую всегда испытывают на себе безударные [о] и [э], изменяются основные характеристики звука, т. е. качество звучания. Происходит совпадение этих звуков с другими (нейтрализация), поэтому они утрачивают в таких позициях смыслоразличительную функцию: сом [сом] — сома [сама], сам [сам] — сама [сама], лес [л’эс] — леса [л’иса], лис [л»ис] — лиса [л»иса].

Степень и тип редукции, которой подвергаются звуки [а], [о] и [э], зависят от степени близости слога, образованного этими звуками, к ударному слогу, от звуков, составляющих слог, и порядка их следования в слоге (тип слога), а также от характеристик предшествующего гласному звуку согласного.

Звук [а] не подвергается качественным изменениям в первом предударном слоге после твердых согласных, в абсолютном начале слова и в конечном открытом слоге как после твердых, так и после мягких согласных (ананаса [ананаса], дядя [д’ад’а]). После мягких согласных в первом предударном слоге [а] претерпевает качественную редукцию (пятак [п’итак]). Во втором и последующих предударных слогах и в заударных слогах [а] как после твердых, так и после мягких согласных сильно редуцируется количественно и качественно. В фонетической транскрипции звуки такой степени редукции обозначаются знаками [ъ] — нелабиализованный гласный звук среднего ряда и среднего подъёма после твердого согласного и [ь] — нелабиализованный гласный звук переднего ряда и среднего подъёма после мягкого согласного (к барабанам [гбърабанъм], пятака [п’ьтака], людям [л’уд’ьм]).

Читать еще:  Что такое гм в крмп. Что такое дм дб ск тк рп мг гм пг в самп (samp)

Звук [о] не под ударением всегда подвергается количественной и качественной редукции: он звучит как безударный [а] в первом предударном слоге после твердых согласных (роман [раман]), в абсолютном начале слова (облака [аблака]) и в конечном открытом слоге после твердых согласных (мясо [м’аса]). Редко встречается [о] после мягких согласных в первом предударном слоге и в конечном открытом. В первом случае [о] уподобляется [и] (майонез [мъjинэс]), во втором — звучит как [а] (лечо [л’эч’а]).

Звук [э] подвергается редукции в абсолютном начале слова. В этом слоге он звучит как [э] с призвуком [и] или как [и], а в транскрипции может передаваться знаком [и] (этаж [иташ]). В первом предударном слоге после твердых согласных и в конечном открытом слоге после твердых согласных [э] сильнее меняет свое качество и по звучанию приближается к безударному [ы] (шеста [шыста], в луже [влужы]). Gосле мягких согласных в первом предударном слоге [э] уподобляется [и] (река [р’ика]), в конечном открытом звучит как [и] с призвуком [э], но в транскрипции может передаваться знаком [и] (поле [пол’и]).

Во втором и последующих предударных, а также в заударных слогах (кроме конечного открытого слога) [о] и [э] всегда испытывают крайнюю степень редукции, которая обозначается знаками [ъ] — после твердых согласных и [ь] — после мягких согласных: поводок [пъвадок], перелёт [п’ьр’ил’от], порядок [пар’адък], танец [тан’ьц].

Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются и особое влияние оказывают мягкие. Изменение комбинаторное – выражается в процессе аккомодации. С фонетической точки зрения аккомодация – приспособление для всех языков, но специфичное для каждого.

Редукция гласных – изменение, ослабление гласных в безударном положении.

редукция бывает количественной и качественной

при количественной гласный теряет свою длительность.(под ударением он звучитв 2 раза дольше,чем в безударном положении)-все 6 звуков

При качественной звук меняет свои характеристики,т.е превращается в другой звук-а,о,э

кач.зависит от твердости/мягкости предш.согл и степени удаленности от ударного слога

ТЕМА 8. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ФОНЕТИКИ И ФОНОЛОГИИ

Терминологический минимум: акустические характеристики звуков речи, артикуляционные характеристики звуков речи, органы речи, голосовой аппарат, палатализация, лабиализация, нозализация, дифтонг, сонант, аффрикат, фонема, конститутивные и дифференциальные признаки, дизъюнктивные и коррелятивные оппозиции, нейтрализация, сильная и слабая позиции, редукция (количественная и качественная), аккомодация, ассимиляция, диэреза, диссимиляция, гаплология, метатеза, слог, интонация, мелодика, ритм, тембр, ударение (слоговое, словесное, фразовое).

Фонетика (греч. φονήτικος – звуковой) – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка, то есть звуковую материю, в которой объективируется человеческая мысль в процессе речевого общения. Фонетика исследует:

  • принципы выделения и сущность звуковых единиц языка,
  • их акустические и артикуляционные свойства,
  • законы образования свойств единиц языка,
  • правила их функционирования,
  • исторические изменения в составе звуков (историческая, или диахроническая фонетика).

Объект фонетики – все звуковые явления языка (звуки, тоны, ударение, интонация и др.), предмет – сущностные характеристики звуков языка. Фонетика изучает производство, передачу и восприятие звуковых сигналов в процессе речевого общения, а также систему способов и средств кодирования и декодирования фиксируемой в звуковой материи языка информации. Н.С. Трубецкой назвал фонетику учением о звуках речи и противопоставил ей фонологию как учение о звуках языка. Об этом противопоставлении мы будем подробно говорить позже.

Задача фонетики – ответить на вопрос, как произносится тот или другой звук и благодаря работе каких органов речи достигается этот акустический эффект.

Аспекты изучения звукового строя.

1. Акустический (изучает звуки как физические явления). Каждый звук, в том числе и речевой, – явление физическое. Это колебательное движение, передающееся через упругую среду (воздух) и воспринимаемое (человеческим) слухом. Такое колебательное движение характеризуется определенными физическими – акустическими – свойствами.

Рассмотрение этих свойств и составляет сущность первого аспекта исследования звуковой материи – акустического. Колебания, воспринимаемые слухом, могут быть равномерными, периодическими, и тогда соответствующий им звук называют музыкальным тоном или тоном. Если колебание неравномерное, непериодическое то возникает шум. В языковых звуках то и шум сочетаются в определенной пропорции. Тоны возникают в результате колебания голосовых связок в гортани, а также в результате ответных колебаний воздуха в надгортанных полостях. Шумы возникают чаще всего в результате преодоления воздушной струей разного рода преград в речевом канале.

Гласные звуки – это в основном тоны, глухие согласные – шумы (к, т, ф). В ряде согласных, которые называются сонантами (слогообразующими) – р, л, м, н – тон преобладает над шумом, в других, напротив, преобладает шум (г, д). Звуки характеризуются высотой (она зависит от частоты колебаний, от количества колебаний в единицу времени), силой, или интенсивностью (она зависит от амплитуды колебаний) и тембром – специфической окраской, которая создается резонансными характеристиками – дополнительными тонами, которые наслаиваются на основной тон и на шумы. Роль резонатора выполняют при произнесении звуков речи полость рта, носа и глотки, причем благодаря разнообразным движениям органов речи (языка, небной занавески и губ) форма, упругость стенок и объем резонатора меняются, что и приводит к появлению различных резонаторных тонов. Это создает качественное разнообразие звуков речи. С помощью специальной техники получают спектрограммы звуков и словосочетаний.

Читать еще:  1с бухгалтерия кадры. Какая программа лучше подходит для отдела кадров

2. Анатомо-физиологический (изучает звуки как результат работы ряда органов человека).

3. Лингвистический, или функциональный (исследует функции звуковых единиц языка и является предметом особого раздела – фонологии).

Все аспекты тесно между собой связаны. С одной стороны, никакое фонетическое исследование не может быть успешным без выявления его функции в системе языка. С другой стороны, исследование функций звуковой материи предполагает понимание того, в каких материальных явлениях эти функции реализуются. Как самостоятельная дисциплина фонетика выделилась в конце XIX в., хотя изучение звуковой стороны языка и ее элементов началось в Древней Индии (грамматика Панини), Древней Греции.

В фонетике выделяется несколько дисциплин, исследующих звуковую сторону языка с разных позиций и в разных аспектах.

Антропофоника изучает звуки человеческой речи как физические явления.

Психофонетика исследует звук как психическое явление. «Звук – это воспринимаемое слухом физическое явление, и при исследовании акустической стороны речевого акта фонетист соприкасается с психологией восприятия. Артикуляция звука представляет собой наполовину автоматизированную и все же контролируемую волей и управляемую центральной нервной системой деятельность; исследуя артикуляторную сторону речевого акта, фонетист соприкасается с психологией автоматизированных действий»[1].

Экспериментальная, или инструментальная фонетика занимается экспериментальным исследованием звуков речи. Именно в силу того, что фонетика имеет дело со звуковой материей как физической данностью, ее, эту материю, можно регистрировать и измерять с помощью аппаратуры. Здесь можно назвать палатографию, статическую и динамическую, при помощи которой устанавливается место соприкосновения языка с небом при звукообразовании, тензопалатографию, с помощью которой измеряется сила артикуляции, рентгенографию, позволяющую наблюдать работу органов речи, осциллографию, определяющую высоту, длительность и интенсивность звуков, наконец, спектрографию, которая дает представление об общей акустической картине звука.

Прикладная фонетика решает ряд важнейших практических задач:

  • методика обучения письму и чтению на родном и иностранном языках,
  • постановка произношения на неродном языке,
  • создание рациональной системы письма для бесписьменных языков,
  • усовершенствование существующих систем письма,
  • лечение дефектов речи,
  • моделирование автоматического распознавания и синтеза звучащей речи.

Иногда фонетику в зависимости от аспекта исследования звуковой материи языка подразделяют на артикуляторную, изучающую производство звуков, акустическую, исследующую результат звукопроизводства, аудивную, или перцептивную, изучающую восприятие звуков.

Фонетика подразделяется также на общую и частную, синхронную и историческую, описательную и нормативную, теоретическую и прикладную.

Общая фонетика изучает общие условия звукообразования исходя из возможностей произносительного аппарата человека, анализирует акустические особенности звуковых единиц, их спектральные характеристики. В рамках общей фонетики строятся классификации звуков речи на основе акустических и артикуляционных признаков. Общая фонетика изучает закономерности сочетаемости звуков, влияние звуков друг на друга, природу слога, принципы образования слога и факторы, обусловливающие слогоделение. Кроме того, исследуется интонация как общее свойство человеческой речи. В частной фонетике все перечисленные проблемы рассматриваются применительно к конкретному языку или группе родственных языков.

Синхронная (синхроническая, описательная) фонетика исследует фонетическое состояние языка в определенный момент времени, диахроническая изучает эволюцию звукового строя языка или группы языков. Например, диахроническим является исследование изменения древнерусских звуков (г), (к), (х) в (ж), (ч), (ш,), что нашло отражение в современных чередования луг – лужок, мука – мучной, муха – мушка. Фонетические изменения звуков влияют на изменение значения слов, на изменение отношений между словами. Так, в современном русском языке однокорневыми словами являются дышать, вдох. Ср. также: город – град, холод – прохлада, колодец – клад, порох – прах, полотно – платок, смородина – смрад.

В фонетике используется специфический вид письма – транскрипция. Поскольку в обычном письме часто нет точного соответствия между звуком и буквой, используется специально разработанная научная транскрипция, в которой последовательно проводится принцип однозначного взаимного соответствия между звуковой единицей и письменным знаком.

Речевой аппарат как совокупность органов человека, необходимых для производства речи, включает в себя:

  • на нижнем этаже дыхательные органы: легкие, бронхи, трахею (дыхательное горло);
  • на среднем этаже: гортань, которая состоит из хрящей с натянутыми между ними двумя пучками мускул – голосовых связок;
  • на верхнем этаже: органы, находящиеся над гортанью, а именно глотка
    (с носоглоткой), переходящая в две полости – ротовую и носовую, которые разделены небом. Передняя, костная часть – твердое небо, задняя, мускулистая – мягкое нёбо. Вместе с маленьким язычком мягкое небо называется небной занавеской.

Полость носа – постоянный по объему и форме резонатор, а ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря движениям губ, нижней челюсти, языка.

По способности двигаться все органы речи делятся на подвижные (нижняя губа, язык, вся нижняя челюсть, небная занавеска) и неподвижные (зубы, твердое небо, вся верхняя челюсть).

Звуки речи возникают при выдохе, при этом используется сила выдыхаемой струи воздуха.

При изолированном произнесении звука различают три фазы его артикуляции: 1) экскурсию (приступ, начало работы), т. е. переход органов речи в рабочее состояние, необходимое для производства звука; 2) выдержку, т. е. собственно рабочее состояние, производство звуков; 3) рекурсию (отступ), переход к артикуляции следующего звука или возвращение в исходное нейтральное положение.

Все звуки речи артикуляционно, акустически и функционально делятся на два класса – гласные и согласные, систему вокализма и консонантизма соответственно.

Читать еще:  Приснилась школа – что это может значить? К чему снится Школа.

Основное артикуляционное отличие состоит в том, что при образовании гласных звуков голосовые связки дрожат, они напряжены, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через полость рта, не встречая преграды на своем пути, тогда как при образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости. Следствием такого артикуляционного различия является и акустическое: так гласные состоят только из голоса, это чисто тоновые, музыкальные звуки, образуемые в результате гармонических, периодических колебаний голосовых связок, а согласные характеризуются наличием шума, возникающего в результате неритмических, негармонических колебаний голосовых связок при преодолении воздушной струей различных препятствий в ротовой полости.

Функциональное отличие гласных звуков от согласных в том, что они принимают на себя ударение и всегда образуют слог, т. е. являются слоговыми, тогда как согласные звуки лишь примыкают к ударным гласным и в потоке речи функционально не нагружены.

Все гласные русского языка характеризуются наличием голоса (фонацией), их артикуляция обусловлена вибрацией голосовых связок и свободным проходом выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

Различаются гласные по следующим признакам:

1. По ряду (положению языка в горизонтальной плоскости): передний, средний (смешанный, центральный) и задний ряд: гласные переднего ряда: [и] [э]; гласные среднего ряда: [ы] [а]; гласные заднего ряда: [у] [о].

2. По степени подъёма языка к нёбу (его положению в вертикальной плоскости): верхний, средний и нижний подъём: гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема: [э], [о]; гласные нижнего подъема: [а].

3. По наличию или отсутствию лабиализации, т.е. степени участия губ: огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабилизованные) гласные: гласные лабиализованные: [у], [о]; гласные нелабиализованные: [и], [ы], [э], [а].

ПОЗИЦИОННЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Речь, как известно, является линейным явлением, она представляет собой непрерывный поток звучания, который разворачивается во времени и пространстве. Таким образом, звуки произносятся не изолированно, а в речевом потоке связной речи, что обуславливает возможность их фонети­ческих преобразований. Эти преобразования звуков в потоке речи представ­ляют собой фонетические процессы (изменения), которые являются синтагматически обусловленными. Живые фонетические процессы (далее — ФП) прежде всего подразделяются на две большие группы: 1) первичные ФП и 2) вторичные ФП. В свою очередь каждая из названных групп является неоднородной, охватывая частные подтипы и разновидности фонетических изменений.

І. ПЕРВИЧНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Выделяют две группы фонетических условий, обуславливающих дейст­вие первичных ФП:

1. Влияние общих условий произношения, артикуляции звука, т. е. его место, позиция в потоке речи (ударный или безударный слог, позиция перед паузой или после нее, позиция в начале или в конце фонетического слова). Изменения звуков, вызванные влиянием общих условий произношения, местом звука в рамках фонетического слова, называются позиционными ФП.

2. Влияние звуков друг на друга, их взаимодействие. Изменения смежных (соседних) или несмежных (отдаленных друг от друга) звуков, обусловленные их взаимодействием, называются комбинаторными ФП (

Редукция гласных бывает двух типов.

А. Количественная редукция — это редукция, при которой гласные звуки безударных слогов утрачивают силу и долготу, но сохраняют свое качество, т. е. тембр. Так, в рядах слов дýбдубóк — дубовúк и бýр— бурáв — буровóй возрастает слабость и краткость звука [у] по мере отдаления его от ударного слога, но этот звук сохраняет свое качество, т. е. харак­терный для него тембр.

Б. Качественная редукция — это редукция, при которой гласные безударных слогов утрачивают не только силу и долготу, но и некоторые признаки своего тембра, т. е. своё качество. Степень качественной редукции зависит от места безударного слога относительно ударного, а само наличие качественной редукции определяется типом словесного ударения в этом языке по его физической природе.

По физической природе словесное ударение в украинском языке является динамическим (силовым), а в русском языке — динамико-квантита­тивным, т. е. ударные слоги одновременно являются и более сильными, и более долгими.

Так, в украинском языке между безударными слогами выдыхаемая энергия распределяется более или менее равномерно, поэтому безударные гласные произносятся чётко и выразительно. Таким образом, в современном украинском языке нет качественной редукции гласных: молоко [молокó]. В украинском языке только безударные [е] и [и] в слабой позиции звучат одинаково как [е и ], а также [о] перед [у] и перед ударным [і] приобретает соответствующий призвук, становясь более губным: [зо у зýл´а], [ко у жýх], [со у б’і].

В русском языке ударение намного сильнее, потому на ударный слог приходится больше выдыхаемой энергии, чем на безударный, вследствие чего ударный слог резко выделяется на фоне безударных слогов. В то время как на безударные слоги приходится очень мало выдыхаемой энергии, между ними она распределяется как бы по остаточному принципу. В силу этого гласные в безударных слогах претерпевают существенные изменения. Таким образом, в русском языке, в отличие от украинского, существует качествен­ная редукция гласных: молоко [мъл^кó], часы [чи е с΄ы]. Сравните варианты фонемы в таких словах русского языка, как вóды [вóды], вода [в^дá], водяной [въд’э и нó . і]. В первом слове это звук заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный, во втором — задне-среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, в третьем — среднего ряда, среднего подъема, нелабиа­лизованный.

Таблица гласных звуков русского языка (с учетом редуцированных)

Источники:

http://paperstoy.ru/zakon-redukcii-glasnyh-v-russkom-yazyke-teoreticheskaya-i/

http://linguistics-online.narod.ru/index/tema8/0-552

http://studopedia.ru/18_17081_pozitsionnie-foneticheskie-protsessi.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×
×
×