Положение об оплате труда гарант. Что будет, если не составить Положение
Обязательно ли применение ИП (не относится к микропредприятиям) внутренних локальных нормативных актов (положение об оплате труда и премировании, правила внутреннего трудового распорядка и пр.), уточняющих основные условия трудового договора, если в трудовом договоре присутствуют все обязательные пункты (в том числе условия оплаты труда, режим рабочего времени и отдыха, даты и место выплаты заработной и прочее)? Какая ответственность установлена для работодателя за отсутствие внутренних нормативно-правовых актов? Установлена ли какая-либо ответственность за неознакомление с внутренними локальными нормативными актами работника под расписку?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По общему правилу принятие локальных нормативных актов – это право работодателя. Однако в некоторых случаях издание локального нормативного акта является для работодателя, в том числе и индивидуального предпринимателя, обязательным. Отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, вправе лишь работодатели – юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные федеральным законом к микропредприятиям.
Работодатель обязан знакомить работников под подпись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Отсутствие локальных нормативных актов, издание которых обязательно, а также неознакомление с локальными нормативными актами работников может быть расценено органами контроля как нарушение трудового законодательства, за что работодатель и (или) его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.
Обоснование вывода:
Согласно части второй ст. 5 ТК РФ трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются, помимо прочего, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Работодатели, к которым в силу ст. 20 ТК РФ следует относить и индивидуальных предпринимателей, вступивших в трудовые отношения с работником, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст. 8 ТК РФ)*(1).
Отметим, что определения локального нормативного акта законодательство не содержит, как не содержит их перечня и возможных разновидностей локальных нормативных актов (смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.01.2013 N Ф01-5997/12 по делу N А82-15647/2011). При этом в правоприменительной практике сложилась позиция, согласно которой локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, – это изданный работодателем акт, направленный на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон трудовых отношений, рассчитанный на неоднократное применение в отношении индивидуально не определенного круга лиц*(2).
Законодательство не устанавливает каких-либо требований к форме локального нормативного акта, в связи с чем работодатель вправе определять ее самостоятельно (определение Архангельского областного суда от 24.08.2015 N 33-3923/2015). Таким образом, любой документ, независимо от его наименования, является локальным нормативным актом, если он отвечает перечисленным выше критериям. Локальные нормативные акты могут издаваться в форме положений, регламентов, инструкций, правил и т.д. Нет препятствий и для признания локальными нормативными актами приказов и распоряжений.
По общему правилу, предусмотренному ст. 22 ТК РФ, принятие локальных нормативных актов – это право, а не обязанность работодателя. Однако в некоторых случаях издание локального нормативного акта является для работодателя обязательным.
Так, работодатель обязан утвердить правила внутреннего трудового распорядка (статьи 68, 100, 189, 190 ТК РФ), правила и инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ). Как следует из статей 15 и 57 ТК РФ, работодатель, принимающий работников на работу по должности, должен иметь штатное расписание.
Также у работодателя должен существовать локальный нормативный акт, утверждающий форму расчетного листка (часть вторая ст. 136 ТК РФ). Из статей 86-88 ТК РФ следует необходимость принятия работодателем локального нормативного акта, устанавливающего порядок обработки персональных данных работников.
Работодатели, которым установлена квота для приема на работу инвалидов, обязаны принять локальный нормативный акт, содержащий сведения о рабочих местах, созданных или выделенных для трудоустройства такой категории работников (п. 1 части второй ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”).
Кроме того, законом определены вопросы, подлежащие обязательному урегулированию, а локальный нормативный акт назван одним из документов, где можно прописать соответствующие положения. Например, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами устанавливаются порядок индексации заработной платы (ст. 134 ТК РФ) и система оплаты труда (ст. 135 ТК РФ). Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается согласно части шестой ст. 136 ТК РФ правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором*(3). Соответственно, принятие соответствующего локального нормативного акта становится обязанностью работодателя, в том случае, если такие вопросы не урегулированы в договорном порядке.
Принятие работодателем ряда кадровых решений также должно сопровождаться фиксацией определенных правил в локальном нормативном акте. Например, если работодатель желает создать производственный совет, его полномочия, состав, порядок деятельности и взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом (ст. 22 ТК РФ). С целью проведения аттестации работников, когда она не является обязательной в силу закона или подзаконного акта, необходимо принять локальный нормативный акт о порядке проведения такой аттестации (часть вторая ст. 81 ТК РФ). Если работодатель планирует в предусмотренных ст. 105 ТК РФ случаях разделить рабочий день на части, такое разделение производится на основании локального нормативного акта. Привлечение работников к выполнению работ вахтовым методом требует от работодателя утверждения порядка применения вахтового метода (часть четвертая ст. 297 ТК РФ). Введение суммированного учета рабочего времени, в силу ст. 104 ТК РФ, должно быть отражено в правилах внутреннего трудового распорядка.
В некоторых случаях включение определенных положений в локальный нормативный акт является одним из предусмотренных законом способов обязательного регулирования инициируемой работодателем кадровой ситуации. Например, чтобы предусмотреть работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, необходимо установить перечень должностей таких работников коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом (ст. 101 ТК РФ). У работодателей так называемого частного сектора экономики практика направления работников в служебные командировки невозможна без определения коллективным договором или локальным нормативным актом порядка и размеров возмещения связанных с этим расходов (часть четвертая ст. 168 ТК РФ). Сюда же можно отнести необходимость установления коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения за нерабочие праздники, если работодатель посчитал нужным установить кому-то из работников систему оплаты труда, не основанную на окладе (часть третья ст. 112 ТК РФ). Работодатель, намеренный использовать труд работников в ночное время, должен проследить за тем, чтобы конкретные размеры повышения оплаты труда за такую работу были установлены коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (часть третья ст. 154 ТК РФ).
Отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графика сменности и других) вправе лишь работодатели – юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные федеральным законом к микропредприятиям. При этом на таких работодателей возложена обязанность включать в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством должны регулироваться локальными нормативными актами (ст. 309.2 ТК РФ).
Работодатель обязан знакомить работников под подпись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Устраивающихся на работу согласно ст. 68 ТК РФ необходимо знакомить с принятыми локальными актами еще до подписания трудового договора. С локальными актами, принимаемыми работодателем в процессе трудовой деятельности работников, обязывает знакомить ст. 22 ТК РФ. Однако какого-либо конкретного общего срока ознакомления законом не установлено. Лишь в отношении графика сменности и графика работы на вахте предусмотрена необходимость довести их до сведения работников не позднее чем за 1 и за 2 месяца до введения в действие соответственно (ст. 103 и ст. 301 ТК РФ).
Дистанционный работник может быть ознакомлен с локальными нормативными актами путем обмена электронными документами между работодателем и дистанционным работником (часть пятая ст. 312.1 ТК РФ).
Отсутствие локальных нормативных актов, издание которых обязательно, а также неознакомление с локальными нормативными актами работников может быть расценено органами контроля как нарушение трудового законодательства, за что работодатель и (или) его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 26.10.2006 N КА-А40/10220-06, решение Верховного Суда Чувашской Республики – Чувашии от 26.05.2015 по делу N 21-280/2015, решение Саратовского областного суда от 09.09.2016 по делу N 21-596/2016, решение Верховного Суда Республики Карелия от 10.06.2014 по делу N 21-198/2014).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Исключение составляют работодатели – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
*(2) Смотрите, например, определение Архангельского областного суда от 24.08.2015 N 33-3923/2015; определение Самарского областного суда от 20.04.2015 N 33-4222/2015; определение Московского областного суда от 04.06.2014 N 33-12441/2014; определение Суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014 N 33-173/14.
*(3) Смотрите Энциклопедию решений. Фиксация сроков выплаты зарплаты.
Положение об оплате труда: как составить, образец положения
Положение об оплате труда является одним из локальных нормативных актов компании, в котором устанавливаются применяемые в организации системы оплаты труда, доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, механизмы начисления и выплаты заработной платы. Положение об оплате труда разрабатывается работодателем с учетом экономических возможностей организации, но с соблюдением гарантий, установленных трудовым законодательством, и принимается с учетом мнения представительного органа работников (ст. 135 ТК РФ). Рассмотрим структуру положения об оплате труда, разберем ошибки, которые допускают работодатели при составлении положения, и определим, является ли индексация заработной платы обязательной для коммерческих организаций.
Трудовой кодекс не выделяет положение об оплате труда как отдельный документ, то есть он не является обязательным. На практике если в компании работникам выплачиваются только должностные оклады, то нормы положения об оплате труда включаются в состав правил внутреннего трудового распорядка. Утверждение отдельного документа целесообразно, если работникам кроме окладов производятся какие-либо дополнительные выплаты либо в компании одновременно существуют разные системы оплаты труда.
Как составить положение об оплате труда?
Структура и содержание положения об оплате труда определяются работодателем исходя из специфики деятельности, финансовых возможностей и штата компании. Основная задача положения об оплате труда – соблюдение гарантий, установленных трудовым законодательством и отраслевыми соглашениями. Структура положения об оплате труда может быть следующей:
- общие положения;
- системы оплаты труда;
- порядок начисления заработной платы;
- порядок выплаты отпускных и пособий по временной нетрудоспособности;
- порядок оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных (сверхурочная работа, работа в выходной день и в ночное время);
- порядок оплаты труда при выполнении дополнительных обязанностей (выполнение обязанностей отсутствующего работника, совмещение должностей, увеличение объема работ, расширение зоны обслуживания);
- порядок выплаты премий (если положение о премировании не выведено в отдельный локальный нормативный акт);
- порядок начисления иных выплат, установленных работодателем исходя из своих финансовых возможностей и специфики организации (материальная помощь, выдача подарков, северные надбавки, районные коэффициенты, доплаты за характер работы, за вахтовый метод работы, за работу во вредных условиях и др.);
- порядок, место и сроки выплаты заработной платы;
- порядок осуществления выплат в случае наступления срока в нерабочий день;
- утверждение формы расчетного листка;
- индексация заработной платы;
- заключительные положения.
Работодатель может дополнить положение об оплате труда: в него также могут быть включены порядок и случаи удержаний из заработной платы, оплаты времени простоя, сохранения среднего заработка, социальные гарантии и компенсации и др.
Ошибки, связанные с оформлением положения об оплате труда
Разберем типичные ошибки и нарушения, связанные с оформлением и содержанием положения об оплате труда.
Даты выплаты заработной платы
Трудовой кодекс определяет три документа, в которых должны быть прописаны даты выплаты заработной платы: правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, трудовой договор (ст. 136 ТК РФ). Но на практике часты случаи, когда эти даты нигде не прописаны, то есть требование законодательства не исполняется ни в одном документе работодателя.
Очень часто для выплаты заработной платы устанавливаются не конкретные даты, а периоды, например: аванс выплачивается в период с 20-го по 25-е число текущего месяца, окончательный расчет – с 5-го по 10-е число следующего месяца. Также многие работодатели не учитывают требование о том, что заработная плата должна выплачиваться каждые полмесяца (ст. 136 ТК РФ), например, устанавливают даты выплаты заработной платы 25-го и 15-го числа, между тем период между этими датами составляет более 15 дней.
Заработная плата должна выплачиваться не реже двух раз в месяц; даже если работник сам просит выплачивать ему заработную плату один раз в месяц, работодатель не может этого сделать, так как положение работника ухудшается по сравнению с установленным Трудовым кодексом. Из положения о премировании необходимо исключить такие нарушения.
Порядок выплаты зарплаты в положении об оплате труда
Указание порядка выплаты заработной платы означает, что необходимо прописать, каким образом выплачивается аванс, как он формируется, то есть какая часть заработной платы в каком размере и когда выплачивается.
Вопросы оплаты труда и ее выплаты для работников являются одними из самых приоритетных, и в случае, если работодатель не раскрывает всех условий, то работник эти условия додумает сам и при несовпадении его ожиданий с действиями компании пойдет с жалобой в трудовую инспекцию. Ошибка компаний в том, что они не уделяют должного внимания оформлению документов, вследствие чего из-за таких досадных недочетов платят штрафы. Итак, в положении об оплате труда должны быть четко определены порядок формирования первой и второй частей заработной платы и их размеры.
Трудовой кодекс не раскрывает понятие аванса, но при определении порядка выплаты заработной платы работодатели должны учитывать, что размер аванса в счет заработной платы за первую половину месяца определяется соглашением администрации предприятия (организации) с профсоюзной организацией при заключении коллективного договора, однако он не должен быть ниже тарифной ставки за отработанное время (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 08.09.2006 № 1557-6; пост. Совета Министров СССР от 23.05.1957 № 566). Таким образом, при определении размера аванса следует учитывать фактически отработанное работником время, то есть устанавливать аванс и окончательный расчет пропорционально отработанному времени.
Также необходимо учесть сроки выплаты заработной платы. При установлении их таким образом, что сотруднику, отработавшему норму рабочего времени и выполнившему нормы труда, аванс и заработная плата за текущий месяц выплачиваются лишь в следующем месяце, работодателя могут привлечь к административной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ; решения Ульяновского областного суда от 01.04.2014 по делу № 7-80/2014, Костромского областного суда от 20.06.2013 по делу № 7-171).
Не забывайте учитывать и права новых сотрудников, они также должны получать зарплату каждые полмесяца.
Датами выплаты заработной платы в компании являются 25-е и 10-е числа. Если сотрудник принимается в компанию в начале месяца, то первая выплата заработной платы (аванс) ему будет произведена 25-го числа, то есть с нарушением срока в полмесяца. Рекомендуем первую выплату новому сотруднику производить 10-го числа пропорционально отработанному времени; далее он будет получать заработную плату на общих условиях.
Нарушение сроков выплаты зарплаты
Никакие обстоятельства не позволяют работодателю задерживать выплату заработной платы. В день, указанный в локальном акте, работник должен получить причитающуюся сумму. Так, например, Верховный Суд Республики Алтай, установив, что компания не выплатила зарплату в установленный срок, отклонил довод об отсутствии вины работодателя по причине нехватки денежных средств на расчетных счетах. По мнению суда, разъяснившего порядок применения ст. 136 ТК РФ, деятельность компании должна осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства и иных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, в связи с чем экономические интересы предприятия не должны нарушать права работника на получение заработной платы в установленные законом сроки (решение Верховного Суда Республики Алтай от 29.01.2015 № 21-4/2015).
Работодатель также должен учитывать время проведения межбанковских операций. Задержка заработной платы, связанная с переводом денежных средств, является виной работодателя. Во всех случаях несвоевременной выплаты заработной платы, отпускных, расчета при увольнении, других выплат компания обязана начислить работнику компенсацию в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст. 236 ТК РФ).
Не утверждена форма расчетного листка
При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника (ст. 136 ТК РФ):
- о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
- размерах иных начисленных сумм, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
- размерах и основаниях произведенных удержаний;
- общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Утверждение формы расчетного листка и выдача его каждому работнику является обязанностью работодателя, но редко встретишь компанию, которая выполняет эту обязанность. Мнение о том, что выплата заработной платы путем перечисления на расчетный счет работника в банке освобождает от выдачи работнику расчетного листка, является ошибочным. Трудовой кодекс не ставит необходимость выдачи расчетного листка в зависимость от способа выплаты заработной платы. Подтверждением этому является судебная практика (пост. Пятнадцатого ААС от 03.08.2015 № 15АП-11205/15; апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 17.06.2015 по делу № 33-3670/2015).
Индексация зарплаты
Работодатели должны производить индексацию заработной платы в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 ТК РФ). Индексация заработной платы призвана обеспечить работникам повышение реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация как гарантия прописана в Трудовом кодексе, поэтому работодатель должен предусмотреть порядок ее начисления.
На необходимость наличия в положении об оплате труда условия об индексации заработной платы указывает Роструд (письмо Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1): если в локальных нормативных актах организации не установлен порядок индексации заработной платы, то необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты. Конституционный Суд РФ также определил, что индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору (определение КС РФ от 17.07.2014 № 1707-О). Но никаких требований к размерам, порядку, а также периодичности индексации заработной платы работников коммерческих организаций трудовым законодательством не установлено (апелляционное определение Рязанского областного суда от 23.07.2014 по делу № 33-1405). Порядок индексации работодатели определяют самостоятельно, она может проводиться в соответствии с индексом потребительских цен или, например, с учетом уровня инфляции, указанного в законе о федеральном бюджете или в законе о бюджете региона, периодичность также определяется работодателем.
Отсутствие в локальном нормативном акте или в коллективном договоре порядка индексации заработной платы квалифицируется как нарушение трудового законодательства, влекущее административную ответственность (ст. 5.27 КоАП РФ; пост. Пятого ААС от 13.08.2008 № 05АП-335/2008). Также в упомянутом выше определении (определение КС РФ от 17.07.2014 № 1707-О) Конституционный Суд РФ указал, что работодатель не вправе лишать работников предусмотренной законом гарантии и уклоняться от установления порядка индексации в коллективном или трудовом договоре либо в локальном нормативном акте.
Разберем, какая ответственность предусмотрена за наиболее распространенные на практике нарушения порядка индексации зарплаты.
Работодатель не указывает в локальном акте порядок индексации заработной платы. За данное нарушение компанию могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 50 000 рублей, а за повторное нарушение – от 50 000 до 70 000 рублей
(ч. 1, 4 ст. 5.27 КоАП РФ).
Работодатель предусмотрел порядок индексации в локальном акте, но саму индексацию не проводит. Работодатель обязан соблюдать условия коллективного договора, локальных нормативных актов и трудового договора (ст. 22 ТК РФ). Если в локальных актах содержится условие об индексации, а фактически она не проводится, работодателя можно привлечь к административной ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей
(ст. 55 ТК РФ; ст. 5.31 КоАП РФ).
Это, конечно, не полный перечень нарушений, мы рассмотрели только те, которые относятся ко всем компаниям. Также встречаются и нарушения, связанные со спецификой деятельности организации: например, не установлены районные коэффициенты, процентные надбавки, надбавки и доплаты за характер работы, за вредные условия труда, за вахтовый метод и т. д.
Аида Ибрагимова, руководитель кадровой службы компании КСК групп
Положение об оплате труда работников: как составить
Положение об оплате труда работников должны разрабатывать и утверждать все работодатели. О том, зачем и как это нужно делать, читайте далее.
Нормативное регулирование положения об оплате труда и премировании работников — 2019-2020
Положение разрабатывается работодателем с учетом специфики хозяйственной деятельности, финансовой возможности и штата компании. Данный документ не может противоречить Конституции РФ, трудовому законодательству и другим нормативным актам, регулирующим вопросы оплаты труда.
К примеру, когда устанавливается система оплаты труда в муниципальных и госучреждениях, одним из регуляторных документов являются Единые рекомендации. Они утверждаются Российской трехсторонней комиссией в виде решения, оформленного протоколом и подписанного представителями сторон — Правительства РФ, Общероссийского объединения профсоюзов и Общероссийского объединения работодателей (в 2019 году действуют рекомендации, принятые решением от 25.12.2018, протокол № 12).
Указанный документ зачастую является ориентиром и для составления положений на предприятиях различных организационно-правовых форм.
- единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий;
- положения об оплате труда, утверждаемые министерством, которому подведомственна организация-работодатель (например, для учреждений культуры такое положение утверждено приказом Министерства культуры РФ от 28.03.2019 № 349);
- закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ и т. д.
Основные функции положения об оплате труда и сфера его правового регулирования
Основная функция таких актов — источник сведений для сотрудников организации о порядке и правилах расчета и выплаты зарплаты. Имея ограниченную сферу действия, такие акты конкретизируют НПА, учитывая при этом особенности и условия труда на конкретном предприятии. Иными словами, этот документ регулирует отношения внутри одного предприятия.
Исходя из положений ч. 1 ст. 135 и ст. 372 ТК РФ, Положение составляется с учетом мнения представительных органов, сотрудников предприятия, а также профсоюзов.
Какой должна быть форма и срок действия документа
По общим правилам трудовых отношений Положение с момента его издания на предприятии становится обязательным для исполнения как работодателем, так и работниками.
Срок действия Положения устанавливает работодатель. Как правило, документ действует бессрочно и подлежит корректировке в случаях, если:
- предприятие планирует открытие новых видов деятельности, для которых потребуется привлечение специалистов различных профессий;
- изменяются условия оплаты труда для уже работающих сотрудников компании.
Выступать инициаторами поддержания актуального состояния локальных актов могут как работодатели, так и работники.
Положение может существовать в форме приложения к трудовому договору или приниматься в качестве самостоятельного нормативного акта.
Законодательные требования к структуре документа
- Общие положения
В данном разделе приводится терминология, употребляемая в Положении, и ее толкование. Раскрываются общие принципы действия Положения. Даются ссылки на нормативные акты, регулирующие вопросы трудового законодательства, на основании которых была разработана устанавливаемая Положением система оплаты труда. А также оговариваются другие общие вопросы.
- Порядок оплаты труда и условия осуществления выплат
Этот раздел является основным. В нем работодатель описывает систему оплаты для каждой категории своих работников: размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также основания, на которых они могут быть пересмотрены.
- Доплаты, надбавки и другие компенсационные выплаты
Вопрос дополнительных выплат достаточно подробно регламентирован Трудовым кодексом, поэтому, как правило, составление этого раздела не вызывает особых трудностей. Он должен содержать информацию о порядке, в котором проводятся дополнительные и компенсационные выплаты, например ночным работникам, совместителям и т. д.
- Премирование и стимулирующие выплаты
Применение стимулирующих выплат зависит от финансового положения компании. Работодатель имеет полное право устанавливать любую политику поощрения своих сотрудников. В частности, поощрять сотрудников можно: за мастерство и профессионализм; получение ученой степени; повышение квалификации и т. д.локальном акте предприятия.
- Ответственность работодателя
В Положении следует оговорить ответственность работодателя в случае нарушения законодательных норм, касающихся оплаты труда. В частности, можно включить в данный раздел норму, устанавливающую увеличенные размеры компенсации за несвоевременную выплату зарплаты по сравнению с нормами, предусмотренными Трудовым кодексом.
- Заключительные положения
Итоговый раздел должен содержать информацию о вступлении Положения в действие, порядок его изменения и дополнения, место хранения документа, информацию о лицах, ответственных за его хранение. Также в этот раздел включаются вопросы, которые не вошли в предыдущие разделы.
Важно! Приведенный перечень разделов Положения может дополняться и видоизменяться работодателем.
К примеру, могут быть добавлены разделы о материальной помощи и индексации зарплаты.
Издание приказа об утверждении положения об оплате труда
После согласования Положения с финансовой и кадровой службой издается приказ об утверждении положения об оплате труда за подписью первого руководителя организации.
Заполненный пример этого приказа можно скачать ниже.
В соответствии с требованиями ст. 22 ТК РФ каждый сотрудник должен быть ознакомлен с содержанием Положений под подпись.
С готовым образцом положения об оплате труда можно ознакомиться здесь.
Типичные ошибки при составлении положения
К наиболее типичным ошибкам относится игнорирование требований ст. 136 ТК РФ. Согласно положениям данной нормы локальные акты предприятия должны в обязательном порядке содержать информацию о дате выплаты зарплаты на предприятии. Однако на практике данное требование зачастую не выполняется.
Помимо этого, положения указанной нормы содержат требование осуществлять выплату зарплаты два раза в месяц. Даже если работник изъявит желание получать зарплату один раз в месяц, работодатель не вправе это сделать, поскольку одноразовая выплата зарплаты нарушит требование трудового законодательства, регламентирующее периодичность ее выплаты.
Важно! Предусматривать в Положении какие-либо штрафные санкции за ненадлежащее исполнение обязанностей работником неправомерно. Трудовое законодательство предполагает в данном случае только дисциплинарную ответственность.
Работнику можно объявить выговор или замечание, а также уволить его. Допустимо также предусмотреть в Положении условия, позволяющие не начислять сотруднику премию или уменьшить ее размер за определенные дисциплинарные проступки. Доказывать неисполнение трудовых обязанностей необходимо со ссылками на письменные документы, с которыми сотрудник ознакомлен под подпись (трудовой договор, внутренний трудовой распорядок, должностная инструкция).
Если Положение об оплате труда работников образца 2019-2020 годов содержит вышеперечисленные нарушения, их необходимо исключить.
Таким образом, Положение об оплате труда и премировании полезно как работодателям, так и работникам.
Работодателям с его помощью гораздо легче обосновать перед налоговиками включение в затраты различных зарплатных выплат. В соответствии с требованиями ст. 255 НК РФ компаниям разрешено включать в затраты расходы на оплату труда, в том числе стимулирующие и премиальные выплаты, установленные на предприятии локальными актами. Положение позволяет объединить в одном документе все правила и условия, в соответствии с которыми оплачивается труд наемных работников.
Работники же благодаря Положению приобретают дополнительные гарантии своевременной выплаты установленных компенсаций и надбавок и при необходимости могут потребовать их уплаты в судебном порядке.
Источники:
http://www.garant.ru/consult/work_law/1123529/
http://www.garant.ru/article/720441/
http://www.klerk.ru/buh/articles/492438/