Подземные святыни Киево – Печерской Лавры, какие тайны они хранят.

Тайны пещер киево-печерской лавры ч. 2

ч.2
Лаврские пещеры как архитектурная памятка украинской истории
( эта часть имеет 16 фотографий их можно посмотреть тут:http://h.ua/story/430723/

В этой части мы с вами уважаемый читатель по возможности отойдем от политики и церковной истории и всех связанных с ними «перипетий» в истории киевских лаврских пещер и попытаемся изучить пещерные комплексы как одно целое архитектурное сооружение.
Но вначале обратимся к планам пещер.

Как давним, так и современным. Изучение этих планов тоже поможет нам при разборе вопроса о пещерах как уникальном архитектурном сооружении.

Начнем с «Ближних пещер».

И если мы посмотрим на планы «Ближних пещер» за 1661,1674 и 1638 года, то мы увидим, что локализация погребений четко делит их на четыре части, которым мы и присвоим условные номера А, B, С, D.

А затем, когда мы обратим внимание на те захоронения дата которых нам известна, то оказывается, что самые ранние погребения приходятся на сектор B.

Тут нет келий, а имеются одни ЛОКУЛЫ. То есть тут никто не жил и этот сектор был специально выкопан для создания подземного кладбища!
В то же время сектор С ученными признан наиболее древней частью подземного монастыря. В нем имеется большое количество жилых келий и одна большая (общая) келья, использовавшаяся в качестве ТРАПЕЗНОЙ.

Так же в этом секторе имеются две подземные церкви: Введение Богородицы во Храм и Святого Антония Печерского.

Собственно, самих подземных захоронений в секторе С немного, но зато тут похоронены «знатные монахи»: врач Агапит (3104) врач Дамиан (№70) художники Алипий (№110) и Григорий (331), а так же знаменитый Нестор Летописец (), Никон Великий (№105), двенадцать греков строителей () и несколько монахов-затворников.
Так же тут похоронены монахи великомученики: Кукша (390),Евстратий (№89) и Никон Сухой (№106).
Все эти погребения археологи датировали концом XI- началом XIII веков.
Но сказав выше «несколько монахов затворников» я немного отошел от истины. Ибо тут имеется одна как бы «подземная галерея, где упокоились исключительно монахи-затворники.
В связи с чем я на этом моменте остановлюсь подробнее.
Итак, есть один уникальный коридор с именами монахов, ушедших в затвор.
«Это по принятой церковной практике монашеских подвигов означало замуровывание в пещерах заживо». И это делалось исключительно по воле самого монаха решившего пойти на такой радикальный путь спасения от земной грешной жизни!
И у руководителей Киево-Печерской Лавры прошлых времен было припасено вот такое оправдание этим действиям:
«Господь дал человеку свободную волю и его никто не может ограничивать.
Инок мог выходить, просто мог уединиться, жить своей духовной жизнью и только после смерти его замуровывали на месте затворничества.
Для затвора нужен был большой духовный опыт и благословение священноначалия, так как в затворе нападение дьявольское намного сильнее, чем когда монах живет среди братии.
Если в миру дьявол чаще всего нападает на человека через физические проявления (ситуации, болезни), то в затворе — через помыслы.
Были два неудачных ухода в затвор — с преподобными Никитой и Исаакием, которые решили самостоятельно уйти, без благословения старших священников.
Вот дьявол и уловил их по их гордости.
Никиту бесы уговорили читать Ветхий завет, без Евангелия, и убедили, что он настолько угодил Господу, что молиться ему больше не нужно.
Тем более, что Никита знал Ветхий Завет наизусть!
Когда братия увидела, что Никита в беде (“в прельщении”), стали за него молиться.
В итоге, когда бесы отступили от затворника, он не мог вспомнить ни строчки из Библии.
А вот Исаакию бесы явились в виде ангелов, показали мнимого Христа и велели ему поклониться.
Забыв перекреститься, затворник поклонился, после чего келью наполнили бесы и заставили его танцевать перед мнимым Христом под тимпаны и бубны.
Затворника вытащили из кельи еле живого, после чего он три года лежал недвижимый”. “Выздоровев, Исаакию и Никите священники “прописали” прохождение “духовных прелестей” — послушания самой тяжелой и грязной работы до упада, чтобы смирить помыслы, в данном случае гордыню.
Никита, пройдя через покаяние и тяжелые работы, настолько вырос во Христе, что стал епископом Новгородским. Погребен в Дальних пещерах, а Исаакий — в Ближних”.
И как сам видит читатель, что ЗАТВОР дело не простое и не все могли на это пойти, а пойдя выдержать испытание!
Потрясающий рассказ о лаврских пещерах оставил в своих «Записках» Николай Мотовилов, «служка Божией Матери и преподобного Серафима Саровского».
Он рассказал, как ездил на поклонение мощам в Киев и в ночь с 8 на 9 февраля 1835 года сподобился переночевать в келье преподобного Феодосия по разрешению митрополита.
Ибо «много пакостей делают бесы ночующим в пещерах, и многие умирали даже от ужаса; почему лаврское начальство и принуждено было воспретить свободное для всякого невозбранное ночеванье в пещерах, как было некогда в давние прежние времена, кроме особых разрешений».
Всю ночь до утра паломник не смыкал глаз в пещере и потом вспоминал:
«Чувства, испытанные мною, тут были следующие: кроме необыкновенной тишины внутри и явно, и чувственно с головы до ног осенившей и препоясавшей меня благодати Всесвятого Духа Божиего, все стало ходить во мне, то рассыпая, то сбирая во мне всю кровь, то гоня ее из головы в ноги и из ног опять в голову».
После Святого причастия в пещерной церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы «во мне такое поднялось чиханье, что я не помню, сколько десятков, а может быть, и сто раз пришлось мне чихнуть, и с меня как тяжелая гора свалилась такая тяжесть, и мне стало так легко и весело, что я не могу это никаким словом прилично выразить, ибо все будет слабо».
После этого по молитвам Богородицы, Печерских чудотворцев ему было явлено от Господа откровение «дивное и великое».

Что касается захоронений в секторе А, то археологи установили, что их датировка не возможна, поскольку в этом сектора перезахоронили лиц, ранее умерших и похороненных вне стен монастыря.

По мнению археологов, самым таинственным место в Ближних пещерах есть сектор D.
На картах пещер 17-18 веков значится что тут похоронен киевляне «убиенные Батыем».
Археологи установили, что тут просто сносили тела убитых и слаживали их не погребая в ЛОКУЛЫ. Поэтому галереи этого сектора и «забиты» костями умерших, перемешанных с землей из обвалов пещер.

Изучение истории «Дальних пещер» до сих пор не завершено. Последние археологические исследования были в конце 1990 г. и поэтому у археологов увы нет точного плана этих пещер, как и нет точных данных о числе и местах, замурованных в ЛОКУЛЫ останки монахов монастыря.
И тем не менее археологи установили, что в секторе А находится келья одного из основателей монастыря Феодосия Печерского. Она уже указывается на карте пещер за 1638 год.
В самом секторе А находятся и две подземные церкви: Рождества Христово и Феодосия Печерского.
В секторе D «Дальних пещер» так же имеется подземная церковь Благовещения. И вот ее археологи признают самым первым подземным храмом монастыря.
Археологи так же пришли к выводу что сам сектор D изначально был вкопан как подземное кладбище.
На планах Дальних пещер видно, что к описываем секторам примыкают ещё и две системы ходов. Они образуют сектора F и Е и как бы СОЕДИНЯЮТ Ближние и Дальние пещеры в качестве буферной зоны.
В дальних пещерах есть и сектор C, но он очень мало исследован и есть не на каждом из старинных планов. Но что интересно именно тут располагался правда на день сегодняшний и не функционирующий –подземный колодец.

Читать еще:  Не могу найти работу: что делать. Не могу найти работу – что делать

Теперь зная о том, что и как располагается пещерах, мы изучим вопрос «Как и благодаря чему они были вырыты и почем сохраняются в течении 1000 лет без особых усилий со стороны монахов монастыря?»

И тут оказалось, что ПЕЩЕРЫ не имеют или не имели в своем первичном виде никаких КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, А РОЛЬ КОНСТРУКЦИИ тут выполняет сама ФОРМА подземных сооружений, которые идеально приспособлены для удерживания веса нависающего грунта.
Археологи с помощью привлеченных для консультаций геологов установили, что с самых первых шагов монахам, решившимся на расширения уже имевшихся Варяжских пещер, пришлось решать сложные технические задачи.

Во-первых, нужно было выбрать определенный геологический шар, который лучше всего подходил для выкапывания пещер который не требовал дополнительно укрепления!
И такой шар нашёлся.
Над серо-зеленными песками залегает шар (слой) белых песков толщиной около 13 саженей. (Сажень- Старая русская мера длины, равная трём аршинам (2,13 м)
Причем в верхней части этого шара грунта к песку примешивается белая фаянсовая глина, которая связывает зерна песка в крепкий каолиновый песчаник.
Он очень крепкий, настолько крепкий что вырубленные в нем пещеры Киево-Печерского монастыря отлично выдерживают и суровые испытания прошедших веков и прекрасно сохранились до наших дней.

Так же археологи отметили что очень правильно были выбраны формы и габариты подземных ходов и помещений.
А «мерилом» в этих пропорциях послужили габариты стандартного человеческого тела.
Им были подчинены все размеры, кроме длины галерей.
Высота галереи равнялась среднему человеческому росту, а ширина давала возможность разойтись двум встречном путникам.

Так же глядя составленные планы пещер, археологи пришли к выводу что они есть результат сознательного компромисса между факторами природными: местными особенностями породы, наличием подземных вод и т.п. и функциональным предназначением.

Так же ученные изучая самую древнюю часть пещер – Варяжские пещеры, пришли к выводу о том, что первоначально всё-таки данное сооружение была пристанищем днепровских речных разбойников, но затем в Варяжской пещере (пещерах) поселились другие «собственники».
Которые уже нашли этим помещениям другое применение.

В частности, археологи, обратив внимание на структуру и дину ходовых галерей что она непропорционально большая относительно полезной площади некоторых внутренних помещений является характерным признаком пещерных монастырей!
Поэтому археологи допустили, что Варяжские пещеры — это помещения древнего христианского центра, который со временем был заброшен.

Можно согласится с мнениями других историков, о том, что этот подземный христианский храм использовался для своих нужд ВАРЯГАМИ находившиеся в княжеской дружине киевского князя.
О чем имеется и запись в летописи за 945 г.
« мнози..быша Варязи ХРИСТИАНЕ». И что в самом Киеве у варягов была своя церковь св. Ильи.

Так же в Иокимовской летописи за 971 г. имеется запись, что по указания князя Святослава в Киеве и его окрестностях были разорены и сожжены все христианские храмы. Очевидно тогда и настал конец храмовому комплексу в Варяжских пещерах!
Причем поздние летописцы указывают что это были христиане западного толка-латинские! Ныне католики.
На этом я заканчиваю данную часть. А в следующей мы и займемся изучением конкретных мест захоронений монахов и тех чудес, что связываются в пещеры Киево-Печерской Лавры.
(конец ч.2)

Святыни Киево-Печерской Лавры

О великом духовном авторитете Киева свидетельствует название «второй Иерусалим». По преданию, апостол Андрей Первозванный предрек, что здесь будет красивый город со множеством церквей. Так и случилось. Во все времена особое место среди них занимала Киево-Печерская Лавра.

«Будет город великий»

В то время, когда Руси как государства еще не существовало, о распространении христианства на этих землях не могло идти речи, апостол Андрей Первозванный возвращался с проповеди на территории Византии. По Божьему промыслу он поднялся по Днепру и попал на то место, где через много веков должен появиться город Киев. На горах апостол поставил крест и сказал: «На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей».

Сегодня находится много скептиков, которые говорят, что такого не могло быть, апостол Андрей Первозванный никогда не был на территории будущего Киева.

Но как бы там ни было, через несколько веков на горах действительно появился великий город со множеством храмов. Особое место среди них всегда занимала Киево-Печерская Лавра, основанная преподобными Антонием и Феодосием.

История Печерского монастыря

В ХІІ веке на той территории, где сегодня расположена Киево-Печерская Лавра, были леса. Люди жили разве что в близлежащих деревнях. Одному монаху, Илариону, хотелось уединения. Он ушел подальше от людей, выкопал себе пещеру и поселился в ней.

Но через некоторое время его избрали киевским митрополитом. Пещера пустовала. Через некоторое время в Киев попал монах Антоний, который раньше подвизался на Афоне. Он не нашел себе пристанища в киевских монастырях и ушел искать уединения. Нашел его в Иларионовой пещере. Жизнь его была благочестивой и праведной, что и привлекало многих православных, которые хотели посвятить свою жизнь Богу. Среди последователей Антония был и Феодосий.

Когда количество иноков достигло 12, они открыли церковь, сделали себе кельи, Антоний «назначил» игуменом Варлама, а сам пошел дальше и выкопал себе пещеру (с нее и начинается история Ближних пещер). Вскоре количество монахов возросло настолько, что Антоний обратился к князю Изяславу Ярославичу с просьбой отдать монахам всю гору над пещерой. Отсюда и берет начало название монастыря — Печерский.

На месте современного Успенского собора была поставлена церковь, игуменом назначили Феодосия. Именно он ввел студийский общежительный устав. Интересно, что одним из его требований было чтение книг из монастырской библиотеки. Поэтому неудивительно, что в то время образованными людьми были, в первую очередь, монахи.

Читать еще:  Снятие ленинградской блокады. Попытки прорыва блокады

Статус Киево-Печерской Лавры монастырь обрел только в 1688 г.; как до этого времени, так и после пережил много изменений. В 1151 году его разграбили турки, в 1203-м — половцы, в 1240-м он подвергся ужаснейшим разрушениям после набегов хана Батыя, в 1482 году войско Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь, в 1718-м сгорели великая церковь, архив, библиотека и типография. И во всех случаях монастырь отстраивали.

Последней волной разрушений стало советское время. Сначала монастырь превратили в музей, а потом вообще закрыли. Кроме того, место омыто кровью многих новомучеников, среди которых был и митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).

После прихода немцев Лавру сначала открыли, но 3 ноября 1941 подорвали Свято-Успенский собор. Отстроили и открыли эту святыню только в 2000 году.

Киево-Печерская Лавра сегодня

Сегодня это не только красивейший монастырь в центре Киева, на правом берегу Днепра, но и музейный комплекс. Он разделен на Верхнюю (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник, которому был присвоен статус национального в 1996 году) и Нижнюю (в ней сконцентрирована монастырская жизнь) Лавры. В отличие от прошлых веков существования монастыря, сегодня обе его части открыты для посетителей.

Сегодня Киево-Печерская Лавра привлекает многих архитектурой. Это, в первую очередь, Большая колокольня и Успенский собор (в нем находятся мощи первомученика Стефана), а также храмы:

  • Троицкая надвратная церковь (Святые врата) — древнейшая из сохранившихся;
  • Аннозачатиевский храм;
  • Крестовоздвиженская церковь;
  • Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия;
  • Храм «Всех преподобных отцов печерских»;
  • Церковь «Живоносный источник»;
  • Церковь Всех Святых;
  • Храм и бывшие больничные покои Никольского монастыря;
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Церковь Спаса на Берестове;
  • Церковь Христова Воскресения;
  • Благовещенская церковь.

Но туристов и верующих привлекают не столько архитектурные решения Киево-Печерской Лавры, сколько дальние и ближние пещеры, в которых находятся нетленные мощи печерских преподобных.

Ближние пещеры: мощи преподобных Антония, Агапита, Нестора Летописца

Те самые, которые берут начало с 1057 года, когда Антоний отделился от остальных иноков. Сегодня длина лабиринтов — 383 метра, захоронено 73 печерских преподобных, среди них и Антоний Печерский (несколькими веками позже в пещерах построили церковь в его честь). Также многие верующие приходят сюда, чтобы помолиться Дамиану Целебнику, Нестору Летописцу, Иоанну Многострадальному, Николе Святоше, Алипию Иконописцу, Агапиту, врачу Печерскому и многим другим угодникам Божьим.

Также здесь находятся мощи Марка Гробокопателя. Многим этот святой известен благодаря его 4-килограммовой шапочке. В Киево-Печерской Лавре совершается специальный молебен о здравии, после которого на головы пришедших одевается этот головной убор. Известны случаи исцелений.

Еще одним сюрпризом для многих является возможность увидеть в ближних пещерах нетленные мощи Ильи Муромца. Это подтверждает, что прославленный богатырь — персонаж совсем не вымышленный.

28 сентября Православная Церковь отмечает Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

Дальние пещеры: мощи и мироточивые главы

Выглядят «поскромнее» в сравнении с предыдущими. Длина лабиринтов — 293 метра, количество захороненных святых — 49. Они еще называются Феодосиевыми, поскольку здесь в своей келье был погребен преподобный Феодосий, рядом — Феодосиевская церковь.

28 августа Церковь чтит Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих.

Здесь есть мощи Агафона Чудотворца, Илариона, митрополита Киевского, Арсения Трудолюбивого, преподобного Ахилы, многих святых, которые жили в более поздние времена (митрополит Тобольский Павел, Владимир Киевский и Галицкий).

Но Дальние пещеры, как и Киево-Печерская Лавра вообще, известны еще и 12 мироточивыми главами. Трудно представить, как 12 черепов могут источать миро. Но это чудо совершается веками. Об этом мы узнаем из Печерского патерика. В советское время, когда главы перенесли в музей, чудо не происходило. Возобновилось оно в 1988 году. Тогда монастырь открыли (также это время празднования 1000-летия крещения Руси).

Чтобы ни у кого не возникало сомнений, лаборатория кафедры биохимии Киевского медицинского института провела химический анализ мира, взятого от разных глав. Результаты шокировали: с химической точки зрения миро представляло собой высокоочищенные масла неизвестного происхождения (на основе белка, что свойственно только живому организму). Искусственно его получить тоже невозможно.

Киево-Печерская Лавра уже много веков исполняет функцию колыбели монашества, культурного центра, библиотеки и школы для многих поколений монахов и мирян. Но вместе с этим тысячи туристов и паломников приезжают сюда, чтобы помолиться перед мощами преподобных и мироточивыми главами.

«Пещера святая являет ваши мощи»

Памяти преподобных Киево-Печерских отцов, почивающих в Ближних пещерах

Если во вторую неделю Великого поста празднуется Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних (преподобного Антония) и Дальних (преподобного Феодосия) пещерах, то есть и отдельные «попещерные» почитания: скажем, 11 октября по новому стилю сугубо почитается Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пещерах.

В целом сонм русских Киево-Печерских старцев разных веков поражает своим изобилием. Это воистину рать духовная, наши небесные защитники, по земной кончине своей продолжающие духовное стояние за Русь на Небесах.

Годом основания Киево-Печерского монастыря принято считать 1051 год, когда, по мнению большинства исследователей, преподобный Антоний поселился в одной из Варяжских пещер, составляющих часть нынешних Дальних пещер. Позднее к преподобному Антонию примкнул монах Феодосий. Оба святых являются родоначальниками всего русского монашеского подвижничества.

Мощи преподобного Антония Печерского пребывают под спудом. Считается, что основатель обители сам не пожелал открыть свои честные мощи для обретения

Мощи преподобного Антония Печерского остались в скрытом под спудом месте. Считается, что основатель обители сам не пожелал открыть свои честные мощи для обретения. Между тем, в древнейших вариантах Киево-Печерского патерика не упоминается даже факт пребывания мощей преподобного «под спудом». Предание же об утвержденной особыми знамениями недоступности мощей подвижника отражено в другом, многими забытом документе. Это дневник немецкого посла Э. Лясоты, посетившего Киев и осматривавшего лаврские пещеры в 1594 году. Сопровождавший Лясоту инок рассказал гостю, что перед своей кончиной преподобный Антоний преподал братии назидание, а затем направился вглубь пещеры. В этот миг между подвижником и его учениками обрушилась земля. Когда же иноки попытались откопать завал, то навстречу им вырвались огонь и вода.

В Ближних (Антониевых) пещерах почивают святые мощи семидесяти трех подвижников Православия (а в Дальних, Феодосиевых, – сорока восьми; Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах, празднует угодников Божиих, подвизавшихся в основном в XIII–ХV вв.)

Святые мощи пребывают в деревянных или металлических раках, а также «затворах» – древних погребальных нишах. В некоторых раках оставлены непокрытыми кисти рук святых, наглядно свидетельствующие о нетлении.

В 1760 году над Ближними пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским (известно, что святителю принадлежит Второй канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2/15 сентября).

Читать еще:  Индия где отдохнуть. Лучшие курорты Индии у моря: обзор, фото и отзывы

О протяженности лаврских пещер ходят легенды. Много говорят и пишут о подземных ходах, связывающих Лавру с другими монастырскими пещерами Киева, Чернигова, и чуть ли не Псково-Печорской и Почаевской обителями. Действительно, общая длина существующих под Лаврой подземелий огромна. Но с остальными подземными обителями Руси Лавру связывает все-таки лишь преемственность традиции иноческого пещерножительства. Лаврские подземелья делятся на четыре вида: собственно пещеры, которые служили жилищем подвижников, иноческим кладбищем и местом паломничества; потайные ходы под окружающими монастырь крепостными сооружениями; хозяйственные погреба, имеющие порой много камер-отделений и этажей; инженерные коммуникации – отопительные и водоотводные каналы.

К моменту октябрьского переворота 1917 года и водворения безбожной власти в Ближних и Дальних пещерах Лавры паломники могли увидеть 118 гробниц с почивающими в них мощами святых. Современный поэт так пишет о Ближних пещерах:

Где покоятся Авраамий трудолюбивый,
чудотворец Исаия да Пимен постник, цвет благовонный,
да Сильвестр, да Нифон, епископом Новгородским бывый,
мученик Кукша, а также Макарий, помнящи “времена оны”;
а подале – Феофил, Алексий, Сириг Мелетий,
Ефрем-евнух, умная голубица,
словом Божиим питашеся паче,
нежели брашном;
Спиридон, незлобия крин, и Никодим победотезоименитый,
Илия Муромский, непреборимый воин,
в руце имущий от оружия язву, и другие братья,
также Лука эконом, Элладий, Сисой, Онисим…

Однако при упоминании Собора Печерских Святых к последнему не относили многих других, весьма известных подвижников Руси, временно обитавших в Лавре. Это святые Серапион Владимирский, Стефан Махрищский, Косьма Яхромский, Афанасий Брестский, Макарий Овручский, Феодосий Черниговский, Димитрий Ростовский, Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский. Некоторые исследователи имеют резоны утверждать, что эти подвижники также могут именоваться Киево-Печерскими преподобными. Составленный в 1643 году «Канон» преподобным Печерским причисляет к Собору еще десятерых епископов древнерусского времени, являвшихся выходцами из Лавры.

Следует учесть, что к 1917 году были забыты некоторые святые, чьи мощи упоминались на планах пещер XVII века, но затем оказались сокрыты. Редко вспоминают и об отмеченном в летописях факте погребения в пещерах святого епископа Дионисия Суздальского, постриженника Лавры.

В ХХ веке совершилось причисление к лику святых целого ряда других лаврских подвижников: святых митрополитов Петра Могилы, Павла Тобольского, Филарета (Амфитеатрова), Владимира (Богоявленского), преподобных Досифеи, Феофила, Парфения, Паисия, Алексия, Ионы Киевского, Паисия Величковского и Кукши Одесского, из которых первые четверо почивают в Лавре, а остальные, кроме двух последних, – в пределах Киева.

Обращает на себя внимание и то, что сегодня, как и до 1917-го года, на иконах Собора преподобных Печерских изображаются также святые князья Владимир, Борис и Глеб, святая княгиня Ольга, а также святая великомученица Варвара (+ около 306 г.; память 4/17 декабря), честные мощи которой почивают в киевском Владимирском соборе, выстроенном всем народом Российской Империи к 900-летию Крещения Руси, то есть к 1888 году, однако с начала 1990-х, к сожалению, захваченном самосвятами анафематствованного Филарета Денисенко («киевского патриарха» Филарета).

Понятно желание прославить на одной иконе всех наиболее почитаемых киевских святых. Глава святого князя Владимира с 1630-х по 1930-е годы действительно находилась в Лавре. Здесь же с XVIII века хранится и перст святого архидиакона Стефана. В конце XIX века было выдвинуто предположение, что одна из пребывающих в пещерах мироточивых глав принадлежит святому Клименту, папе Римскому, и принесена в Лавру в древнерусское время.

Таким образом, в целом Собор Печерских преподобных насчитывает к сегодняшнему дню более 160 имен подвижников, по житиям которых можно изучать историю Православия от Рождества Христова до 1960-х годов, подвизавшихся от Иерусалима до Петербурга и от Рима до Сибири.

Конечно, и сегодня известны не все имена преподобных отцов Киево-Печерских. В икосе службы на 28 сентября/11 октября об этом сказано так: «Восхвалити по единому, кто возможет святыя Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена нарицаяй, яви им мольбы наша».

Инок Дионисий, зайдя на Пасху в пещеры, возгласил: «Христос воскресе!» и услышал в ответ из подземных закутков, где покоились святые мощи: «Воистину воскресе!»

И вновь тишина тишин разлилась в подземье – венцом молчанья.
Поклонился гробам живым Дионисий с волненьем в жилах
и затворил уста – аж до дней скончанья,
потому что прибавить ни слова он был не в силах.

Да и ведь поразмыслим, братие: впрямь, глаголать нелепо,
коль слуховым осязал ты славу Господню зреньем.
Вот таким, речет Патерик, удостоен был умудреньем
во святой горе киевской отец Дионисий Щепа,

что сокрылся затем в затвор, дабы впоследствии там умерети,
не перемолвясь боле ни с кем и словом.
Было то в лето тыща четыреста пятьдесят третье
по Рождестве Христовом».

Одним из известнейших монахов, упокоенных в Ближних пещерах, является Нестор Летописец, оставивший нам «Повесть временных лет» (иначе памятник называется «Летопись Нестора») – самое знаменитое из древнерусских летописных сочинений (XII в.), описывающее в основном историю восточных славян. Повествование начинается от Всемирного потопа и охватывает исторические и полулегендарные события, происходившие в древней Руси. В целом «Повесть временных лет» является трудом нескольких монахов Киево-Печерской лавры.

Илья Муромец не только победитель врагов Земли Русской, но и воин духовный, стяжавший свет Христов в монашеском делании

Покоится в пещерах и Илья Муромец сын Иванович (память 19 декабря/1 января) – самый известный и самый загадочный герой русского эпоса и русской духовной истории. Это не только персонаж многих былин и сказаний и олицетворитель ратного подвига, победитель непобедимых дотоле врагов Земли Русской, но и воин духовный, стяжавший свет Христов в монашеском делании. Илья Муромец, по прозвищу Чоботок (есть предание, что в одном из боев он одолел врагов своей обувкой), жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Православная церковь причислила монаха Илию к лику святых в 1643 году.

В 1990 году ученик знаменитого антрополога М. М. Герасимова С. Никитин, используя методику учителя, по гипсовой копии лицевой части и рентгенограмме головы воссоздал облик «законника Ильи» из Ближних пещер Киево-Печерской лавры.

Почитая память преподобных Киево-Печерской Лавры, православные поют:

Не многобурное море,
но пещера святая являет ваша мощи,
аки бисерие драгое, угодницы Божии,
и обогащаете чудес излиянии всех к вам со верою приходящих,
яко отсюду превозносят Господа хвалами вовеки…

Святые отцы Киево-Печерские, молите Бога о нас!

Источники:

http://www.proza.ru/2016/07/13/1580

http://megapoisk.com/kievo-pecherskaja-lavra-moschi-prepodobnyh-mirotochivye-glavy

http://pravoslavie.ru/74238.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: