Первая мировая война конспект урока 9. Уроки первой мировой войны
Первая мировая война
Первая мировая война 1914-1918 гг. является первым глобальным конфликтом в новейшей истории человечества, включившим в свою орбиту 38 государств и коренным образом изменившим мир в политическом, экономическом, социальном и даже культурном планах. О причинах войны, её основных этапах и сражениях будет рассказано ниже.
Первая мировая война
Продолжавшая с 1914 по 1918 год Первая мировая война открыла новую страницу в истории человечества. Масштаб войны и число участников, новые методы ведения войны, принципиально новые вооружения и многомиллионные жертвы, крушение империй и политических режимов – всё это позволяет нам говорить о начале очередной исторической эпохи, получившей название Новейшего времени.
Предыстория
Стремление милитаристской Германии к гегемонии в Европе, столкновение интересов России и Австро-Венгрии на Балканах, претензии ведущих держав на наследие близкой к распаду Османской империи – эти и другие факторы стали причиной ряда вооруженных конфликтов и локальных войн в начале XX века. С каждым годом обстановка накалялась все сильнее, были сформированы два военно-политических блока – Антанта и Тройственный союз. Европа готовилась к грядущей войне, для который нужен был лишь повод.
Участники
Уже во время войны Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) превратился в Четверной (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария). Италия в 1915 г. выступила на стороне Антанты (Англия, Франция, Россия). В апреле 1917 г. к коалиции Антанты присоединяется мощный союзник – США.
События
28 июня 1914 г. – наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд с женой убиты в Сараево (Босния) боснийским сербом Гаврило Принципом (подробнее: Пуля, начавшая Первую мировую войну).
23 июля 1914 г. – Австро-Венгрия, считавшая власти Сербии косвенно ответственными за убийство, предъявила Сербии ультиматум (текст: Австро-Венгерская нота от 23 июля 1914 г.), фактически ставивший под вопрос суверенитет страны. Ультиматум был принят частично, в ответ на него через несколько дней Австро-Венгрия объявила Сербии войну. В течение последующей недели все участники Антанты и Тройственного союза провели военную мобилизацию и объявили друг другу войну. Первая мировая война началась.
1914 г. – успех в целом сопутствует Германии и Австро-Венгрии. Германия успешно ведет войну на два фронта – против России на востоке и Франции на западе, однако нехватка сил не позволила ей взять Париж и вывести Францию из войны. Германское наступление было остановлено в боях на Марне.
1915 г. – на западном фронте стороны ведут позиционную войну. Начинает активно применяться химическое оружие. На восточном фронте – Великое отступление русской армии, Германией оккупированы обширные территории Российской империи. В Турции происходит геноцид армян (подробнее: Геноцид армян), классифицированный Антантой как преступление против человечества (впервые в истории).
1916 г. – Верденская битва (Верденская мясорубка); германские войска предприняли попытку прорыва на западном фронте, чтобы достичь Парижа, однако не смогли прорвать французскую оборону. Боевые действия длились практически весь год, использовалась авиация, огнеметы, химическое оружие (подробнее: Боевые отравляющие вещества в Первой мировой войне). Порядка миллиона убитых и раненых.
1916 г. – битва на Сомме. Неудачная попытка наступления британских и французских войск. Первое в истории применение танков. Порядка миллиона убитых и раненых.
1916 г. – Брусиловский прорыв. Успешное наступление русских войск против Австро-Венгрии в Галиции (подробнее: Россия в Первой мировой войне 1915-1917 гг. Продолжение).
1917 г. – в России в результате Февральской революции пала монархия, внутренняя нестабильность негативно сказывается на активности русских войск.
3 марта 1918 г. – Россия, в которой к власти пришли большевики, выходит из войны, подписывая сепаратный Брестский мир с Германией и ее союзниками, по которому Россия теряла значительные территории (подробнее: Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг.).
1918 г. – летом Антанта и союзники проводят успешное наступление по всем фронтам, война близится к завершению.
Ноябрь 1918 г. – во многом в результате военных неудач происходят революции в Германии и Австро-Венгрии; в этих странах ликвидируются монархии; новые правительства заключают перемирие; Первая мировая война заканчивается.
Заключение
Падение империй
Затянувшаяся война требовала от всех ее участников огромных ресурсов. Экономика стран, участвовавших в войне, работала в первую очередь на нужды армии, что приводило к нехватке ресурсов в гражданской сфере. Это вызывало народные волнения, усиливавшиеся в случае неудач на фронте. В итоге прекратили существование Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская империи; во всех этих странах изменилась форма правления, монархии были ликвидированы. Распад империй изменил политическую карту Европы и Ближнего Востока.
Влияние на умы
Первая мировая войны стала самой кровопролитной войной в истории на тот момент. Для нее было характерно ведение позиционной войны, когда миллионные жертвы не приводили к значительному изменению баланса сил. Многие современники были поражены, сколь малой сделали цену человеческой жизни новые вооружения, такие как химическое оружие. Эти чувства, нашли отражение, в частности, в антивоенных литературных произведениях, появившихся позднее.
Конспект
К началу Первой мировой войны мировая политическая система находилась в состоянии глубокого кризиса и острых противоречий, связанных с недоговорённостью ведущих мировых держав по вопросам колоний, сфер влияния и торгово-экономическому балансу сил. Создававшиеся на протяжении последних 30 лет военно-политические блоки к 1914 году окончательно оформились и не скрывали друг от друга своих враждебных настроений. Такими блоками, с одной стороны, была коалиция Германии, Австро-Венгрии и Италии, с другой – Антанта с входившими в неё Англией, Францией и Россией.
Ведущую роль в развязывании Первой мировой войны играли такие страны, как Германия и Австро-Венгрия. Первая стремилась к новому переделу мира, желая заполучить новые колонии и сферы влияния. Вторая – усилить своё влияние на Балканском полуострове и Украине, чьи территории входили в зоны влияния Российской империи.
В свою очередь, страны Антанты, не желавшие допустить нового передела Мира, в силу складывавшихся обстоятельств были вынуждены пойти на конфронтацию, и открыто заявляли о возможности открытия боевых действий.
Как было уже сказано выше, Австро-Венгрия имела территориальные претензии на Балканах, и в первую очередь в Сербии, которая являлась многовековым союзником России. Подталкиваемая Германией к ведению более активных политических действий, Австро-Венгрия стала всё давить на Сербию в политическом и экономическом планах.
Формальным поводом для начала Первой мировой войны стал т. н. «Выстрел в Сараево». 28 июня 1914 года девятнадцатилетний боснийский серб – Гаврило Принцип, член террористической организации «Млада Босна», застрелил наследника австрийского престола Франца Фердинанда и его жену во время посещения ими боснийского города Сараево, который незадолго до этого был присоединён к Австрии (см. Рис. 1).
Именно этот выстрел положил начало крупномасштабному мировому конфликту и явился поводом к развязыванию боевых действий.
Рис. 1. Эрцгерцог Франц Фердинанд (Источник)
Спустя месяц, 28 июля 1914 года, Австрия объявила войну Сербии. 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Вслед за этим 3 августа 1914 года Германия объявила войну Франции, 4 августа 1914 года Великобритания объявляет войну Германии. 6 августа 1914 года Австро-Венгрия начала боевые действия против России, а 11 августа 1914 года Франция и Великобритания объявили войну Австрии.
Первая мировая война конспект урока 9. Уроки первой мировой войны
Рассмотрите карту и подумайте над вопросами и заданиями.
• Карта «Мир в начале XX в.».
1. Какие основные метрополии существовали в мире к началу XX в.? Назовите их колонии.
2. Определите роль колоний в экономическом развитии монополий.
3. Анализируя карту, выясните, какие европейские страны нуждались в увеличении колониальных владений. Каким способом они могли этого достичь?
Ответьте на вопросы:
1. Назовите военно-политические союзы, сформировавшиеся в Европе в начале XX в., и время их образования.
2. Перечислите основные локальные войны рубежа XIX—XX вв. и назовите их цели.
3. К каким последствиям привели Балканские войны?
4. В чем выражалась подготовка к войне европейских держав?
Рассмотрите карту и подумайте над вопросами и заданиями.
• Карта «Европа накануне Первой мировой войны».
1. Какие стратегические достоинства и недостатки имел Тройственный союз, исходя из географического положения?
2. В чем заключались стратегические достоинства и недостатки положения стран Антанты?
Вопрос: Считаете ли вы, что в 1914 г. мир был обречен на крупномасштабное противостояние?
3. Изучение новой темы
Тема урока: Причины и начало Первой мировой войны.
После озвучивания темы ученикам предлагается заполнить таблицу: (стратегия «ЗХУ»)
На сегодняшнем уроке вам предстоит узнать:
· Что явилось поводом к началу первой мировой войны;
· Причины первой мировой войны;
· Каковы были цели и планы участников войны.
Вступительное слово учителя. Первая мировая война стала прологом потрясений двадцатого века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества.
«Величайшие преступления империализма против человечества»
Убитых 10 000 000 млн. человек
Раненых 20 000 000 млн. человек
Огромные разрушения, страдания сотен миллионов человек.
Ради чего были принесены эти жертвы?
Учитель озвучивает проблемный вопрос урока :
«Можно ли было предотвратить мировую войну в начале XX века?»
Далее работа на уроке проводится в группах (используется метод «аквариум»)
Задание 1 группе: рассмотреть повод к войне и ее начало.
Объясните слова итальянского историка Альбертини: «Сербский террорист стрелял не только в грудь австрийского принца, он метил в самое сердце Европы».
Задание 2 группе: выявить причины войны.
-Как вы думаете, какие причины начала первой мировой войны можно выделить?
– Почему между великими державами возникли противоречия?
– Прокомментируйте высказывание: «Когда не могут договориться дипломаты, начинают «говорить» пушки».
Задание 3 группе: ознакомьтесь с целями ведущих стран мира накануне войны.
Были ли задачи в войне враждебных блоков (Тройственного союза и Антанты) по своей сути сходными или принципиально различными? Если различны, то в чем именно?
«Кто на ваш взгляд главный виновник войны?»
Решение проблемного задания.
«Можно ли было предотвратить мировую войну в начале XX века»
4. Стадия рефлексия
«Шесть шляп мышления»
Каждой группе предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.
Красная шляпа- предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.
Белая – перечень фактов.
Черная – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).
Зеленая -ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал.
Синяя- предполагает общий, философский вывод.
Желтая- продолжите фразу «Уходя с урока, я хочу сказать …
5. Домашнее задание
Читать параграфы 2-3 и письменно в тетради составить «ромашку вопросов» по пройденной теме.
6. Мониторинг результативности
1)Актуализация знаний: высокий уровень
2)Работа в группах: средний уровень
3)Решение проблемного вопроса: средний уровень
4) Рефлексия: высокий уровень
7. Какие могут возникнуть сложности на уроке?
· Разный уровень подготовки учеников.
· Не все участники умеют корректно выражать свое несогласие и владеть методами разрешения конфликтов-поэтому возникают споры.
· Слабая речевая деятельность учащихся, пассивное поведение в целом.
· Отбор нужного материала для правильного ответа.
15(28) июня 1914 г. В городе Сараево был убит наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд членом конспиративной группы “Молодая Босния” Г. Принципом. Убийство в Сараево послужило толчком к началу войны. В скорейшем развязывании войны были заинтересованы немцы, желавшие начать военные действия до того, как будет реализована программа реформирования и усиления Русской Армии, которая должна была закончится к 1917 г. Подстрекаемое Берлином австро-венгерское правительство предъявило Сербии ультиматум, оскорблявший ее национальное достоинство и посягавший на ее суверенитет. Австрия потребовала предоставления ей права провести расследование по делу убийства на территории Сербии, также в ультиматуме предусматривалось введение в Сербию ограниченного контингента войск. Ультиматум совпал по времени с массовыми забастовками питерских рабочих, сопровождавшимися уличными демонстрациями и беспорядками. В разгар
июльских революционных выступлений в Петербург прибыл французский президент Пуанкаре, чтобы подтолкнуть Россию к войне. В беседах с царем и его министрами он убеждал их быть “твердыми” и не отступать перед угрозами Австро-Венгрии и Германии. По совету России Сербия заявила, что выполнит все условия ультиматума. Но несмотря на это 15 июля Австрия объявила Сербии войну.
После долгих колебаний, под давлением Совета министров и начальника генерального штаба Николай II согласился на объявление мобилизации. И 18(31) июля была объявлена общая мобилизация в России. В тот же день Германия потребовала отменить мобилизации и после того, как царское правительство отказалось выполнить это требование, 19 июля (1 августа)
Германия объявила войну России. Франция, во исполнение своих союзнических обязательств по отношению к России, 21 июля так же вступила в войну. Италия, сославшись на то, что войну объявила Германия, а не ее сторонники, объявила нейтралитет. Германия, для обходного нападения на Францию, вторглась в пределы Бельгии, нарушив ее нейтралитет. Это дало Англии повод объявить войну Германии. Война сразу приобрела общеевропейский характер, а вскоре мировой. В нее было вовлечено 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек, или ¾ населения земного шара.
Первая мировая война (1914 – 1918 гг.) – одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Причины Первой мировой войны многообразны.
Германия стремилась добиться доминирования в мировой политике и расширить свои владения в Европе, Африке, Китае. Австро-Венгрия пыталась отодвинуть распад своего многонационального государства и имела территориальные претензии к Сербии, Черногории, Румынии, России. Франции хотелось вернуть утраченные в результате франко-прусской войны 1870 г. Эльзас и Лотарингию, а также захватить Саарский угольный бассейн и Рур. Великобритания желала сокрушить мощь Германской империи, как главного соперника в торговле на море и в колониях, но сохранить Германию в качестве соперника России и Франции, а также надеялась отобрать у Турции богатые нефтью земли Месопотамии и Аравийского полуострова. США старались увеличить политическое влияние в Европе, подчинить себе весь американский континент и усилить свое проникновение в Китай. Россия надеялась остановить надвигающуюся революцию с помощью победоносной войны и хотела включить в состав империи Константинополь, Дарданеллы и западное побережье Мраморного моря. К тому же накануне Первой мировой войны Европа уже была расколота на две группировки противоборствующих держав. В одну ми них, названную Тройственным союзом, входили Германия, Австро-Венгрия и Италия. Во вторую коалицию, именуемую Антантой («сердечное согласие»), вошли Великобритания, Франция и Россия.
Урок «Первая мировая война»
Тема урока истории: Причины, повод и начало Первой мировой войны
Тема урока информатики: Компьютерная презентация. Разработка слайдовой презентации
Цель урока истории:
Охарактеризовать причины и пово д Первой мировой войны, а также стратегические планы государств-участников;
Проследить процесс начала боевых действий в 1914 году;
Сформировать у учеников представление о целях и мотивах европейских государств в Первой мировой войне;
Развивать умения учеников анализировать исторические события;
Раскрыть ученикам трагизм такого процесса, как война, для населения воюющих государств.
Цель урока информатики:
Формировать высокий уровень ответственности в процессе изучения вопросов темы урока, самообразовательную компетентность учащихся;
Закрепить навыки создания и демонстрации презентаций средствами MS Power Point ;
Развивать самостоятельность и творческие способности учащихся;
Воспитывать умения работать самостоятельно.
План урока истории:
Повод Первой мировой войны.
Причины Первой мировой войны.
Характер Первой мировой войны.
Постепенные союзники Тройственного союза и Антанты.
Последовательность объявления войны государствами-участниками.
Театр боевых действий.
План урока информатики:
Пользование документом Microsoft Word .
Самостоятельное создание презентации Microsoft Power Point 2007 с элементами применения дизайна и вставок.
Представление презентации созданной с помощью Microsoft Power Point 2007.
Тип урока: интегрированный, комбинированный урок-практикум.
Оснащение: учебник, мультимедийная презентация, конспект урока, компьютеры с операционной системой WINDOWS 7, Microsoft Power Point 2007, инструкции по ОБЖД.
Организация учебной деятельности
Проверка присутствующих, так же готовности учеников к уроку, ознакомление с целями урока.
Проверка домашнего задания
Вопросы к классу по истории:
Объясните исторические понятия и термины: «военно-политический блок», «гонка вооружения», «шовинизм».
Какие мировые кризисы имели место быть в начале 20 века?
Опишите процесс создания Тройственного союза и Антанты.
Проанализируйте свидетельство 2 на с.67. Как вы считаете, справедливо ли данное высказывание, или нет. Свой ответ-мнение аргументируйте.
Проанализируйте свидетельство 4 на с.69. Выскажите собственное отношение к этому свидетельству: согласны/не согласны с данным свидетельством.
Согласны ли Вы с тем, что гонка вооружений может удерживать страны от войны (свидетельство 4). Ответ обоснуйте.
Фронтальный опрос учеников:
Мультимедийный проект (презентация)
Программа, позволяющая создать презентацию ( Power Point )
Оформление презентации (дизайн)
Команда создания нового слайда (вставка)
Способ «оживления» презентации (анимация)
Электронная страница презентации (слайд)
Демонстрация презентации (показ)
Мотивация учебной деятельности
Вопрос урока истории: Как Вы считаете, можно ли было избежать вооруженного конфликта между двумя военно-политическими блоками?
Мотивация учебной деятельности урока информатики: Созданную презентацию, посвященную теме «Начало Первой мировой войны: повод, причины, планы государств – участников» продемонстрировать ученикам средних классов в рамках проведения тематической недели истории.
Изучение нового материала
Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации) : Первая мировая война (1 августа 1914 г – 11 ноября 1918 г) началась в последствии обострения в начале 20 века противоречий между развитыми государствами мира. Мощь вооружения с каждым годом увеличивалась, шовинистическая пропаганда делала свое дело – развязывала национальную вражду, правящие круга все больше-больше жаждали реализации планов захвата.
Поводом для начала Первой мировой войны послужило убийство 28 июня 1914 года в боснийском городе Сараево наследника австро-венгерского престола эрц-герцога Франца-Фердинанда членом организации «Млада Босна» Гаврилом Принципом. Эрц-герцог был главнокомандующим армии Австро-Венгрии и прибыл в Сараево для участия в военных маневрах, которые должны были состояться на границе с Сербией. У сербов же 28 июня было днем национального траура. В этот день чествовали память сербов, погибших в битве с турками на Косовом поле в 1389 году. Этот визит сербские национальные круга расценили как оскорбление.
После гибели эрц-герцога немецкий император Вильгельм II предложил австро-венгерскому императору Францу-Иосифу «покончить с сербами», использовав сараевское убийство как повод для провозглашения войны. Австро-венгерское правительство дал Сербии 48 часов для выполнения ряда ультиматумов.
Работа с историческим документом (Текст ультиматума размещен в документе Microsoft Word ).
Условия ультиматума Австро-Венгрии к руководству Сербии:
Запретить издания, пропагандирующие ненависть к Австро-Венгрии и нарушение её территориальной целостности
Закрыть общество «Народна Одобрена» и все другие союзы и организации, ведущие пропаганду против Австро-Венгрии
Исключить антиавстрийскую пропаганду из народного образования
Уволить с военной и государственной службы всех офицеров и чиновников, занимающихся антиавстрийской пропагандой
Сотрудничать с австрийскими властями в подавлении движения, направленного против целостности Австро-Венгрии
Провести расследование против каждого из участников сараевского убийства с участием в расследовании австрийского правительства
Арестовать майора Воислава Танкосича и Милана Цигановича, причастных к сараевскому убийству
Принять эффективные меры к предотвращению контрабанды оружия и взрывчатки в Австрию, арестовать пограничников, помогших убийцам пересечь границу
Сделать объяснения насчет враждебных к Австро-Венгрии высказываний сербских чиновников в период после убийства
Без замедления информировать австрийское правительство о мерах, принятых согласно предыдущим пунктам.
Вопросы к историческому документу:
Можно ли считать действия австро-венгерского руководства юридически принятыми?
Чего больше желала Австрия: развязать войну или установить согласия и мирно урегулировать убийство?
Нарушала ли Австро-Венгрия суверенитет Сербии? (При ответе на данный вопрос дайте определение «суверенитет»).
Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации) : После активных действий со стороны Австро-Венгрии государства Европы заняли выжидающие позиции, чтобы не стать обвиняемыми во вмешательстве в конфликт и поддержке одной из сторон.
За 10 минут до окончания срока ультиматума Сербия заявила, что принимает его условия, кроме одного – участия австрийской полиции в проведении следствия на территории Сербии.
Это заявление об отказе выполнения одного из пунктов стало для Австро-Венгрии поводом для разрыва дипломатических отношений с Сербией и провозглашением войны. И в ночь с 28 на 29 июля произошло артиллерийское бомбардирование Белграда. И это положило начало боевым действиям.
Первая мировая война
1 августа 1914 года – 11 ноября 1918 года
Источники:
http://interneturok.ru/lesson/istoriya/9-klass/noveyshaya-istoriya-pervaya-polovina-xx-v/pervaya-mirovaya-voyna
http://www.sites.google.com/site/masterskaaurokov/tehnologia-razvitia-kriticeskogo-myslenia/priciny-i-nacalo-pervoj-mirovoj-vojny-urok-istorii-v-9-klasse
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/pervaya_mirovaya_vona_103427.html