Относительная избирательная система. по политологии на тему

ЛЕКЦИЯ №10. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ

Политические избирательные системы: сущность, типология, механизмы функционирования.

Парламентаризм, в рамках которого современные политические партии реализуют свою важнейшую функцию — отражать интересы различных слоев общества, немыслим без тех или иных избирательных систем. Под ними понимается определенная система процедур, в ходе которых электорат реагирует на программы действий политических партий, претендующих на участие во власти, отдает им свои «голоса» в ходе парламентских, президентских и других выборов и тем самым обеспечивает легитимное становление государственных органов власти.

В широком смысле избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан.

При таком подходе избирательная система включает в себя принципы и условия участия граждан в выборах, порядок их назначения, подготовки и проведения, круг субъектов избирательного процесса, правила установления итогов голосования и определения результатов выборов.

Избирательная система в широком смысле, по существу, отождествляется с избирательной кампанией, представляющей собой деятельность по подготовке выборов, осуществляемую в период со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня представления организующей выборы комиссией отчета о расходовании выделенных на их проведение бюджетных средств. По этой причине использование понятия избирательной системы в широком смысле вряд ли оправданно.

Узкое понимание избирательной системы связывается, как правило, с методами (приемами) установления итогов голосования и определения победителя на выборах и рассматривается в качестве своеобразной юридической формулы, при помощи которой определяются результаты избирательной кампании на заключительной стадии выборов. Так, в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под избирательной системой при проведении муниципальных выборов понимаются условия признания кандидата (кандидатов) избранным (избранными), списков кандидатов — допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов. Вместе с тем не следует забывать, что правила подведения итогов голосования зависят, кроме способов определения результата, от ряда избирательных действий, которые оказывают непосредственное влияние на принятие решения об избрании того или иного кандидата. Исходя из этого в юридическом смысле узкое понимание избирательной системы предпочтительнее увязывать с совокупностью норм, закрепляющих правила:

. образования избирательных округов;

  • • выдвижения кандидатов (списков кандидатов);
  • • определения роли политических партий (избирательных объединений) в выборах;
  • • утверждения формы избирательного бюллетеня;

. определения результатов выборов и установления победителей, включая распределение депутатских мандатов между политическими партиями (избирательными объединениями);

. проведения в случае необходимости повторного голосования (второго тура выборов);

. замещения вакантных мандатов.

Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. Так, например, первоначально избирательные права получили мужчины на основе имущественного ценза и ценза грамотности. Так, в 1830 г. в Англии избирательным правом обладапо только 4% взрослых мужчин. Во Франции в 1848 г. впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 г. в Новой Зеландии, в 1902 г. в Австралии и в 1906 г. в Финляндии избирательные права впервые получили женщины. В 1917 г. их примеру последовала Россия. В 1920 г. женщины получили избирательные права в США. В Швейцарии женщины были лишены избирательного права до 1971 г., а в Лихтенштейне -до 1986 г.

В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы.

Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (это 50% + 1 голос и более). Такая избирательная система существует, например, в Австралии. Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников. В настоящее время такая система используется в четырех странах — США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии. Иногда используются одновременно обе разновидности мажоритарной системы. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором — относительного.

Пропорциональная избирательная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов. Эта система распространена в современном мире более широко, нежели мажоритарная. В странах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной системе. При использовании пропорциональной избирательной системы преследуется цель обеспечения широкого пропорционального представительства в органах власти политических партий, а также социальных и национальных групп. Она используется в Австралии, Бельгии, Швеции, Израиле и многих других странах.

Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет разновидности. Существует два ее основных вида вида:

  • — пропорциональная избирательная система, на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны и при этом избирательные округа не выделяются;
  • — пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния политических партий в избирательных округах.

И мажоритарная и пропорциональная избирательные системы имеют свои сильные стороны и свои недостатки. К числу положительных свойств мажоритарной избирательной системы относится го, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным политическим партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства. Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику (например в США, Англии).

К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановки политических сил. Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества, что в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.

Однако при пропорциональной избирательной системе возникают сложности в формировании правительства, так как отсутствует доминирующая партия с четкой и твердой программой; создаются многопартийные коалиции, включающие партии с разными целями и задачами. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью, часто уходят в отставку. Так, например, в Италии с 1945 г. сменилось более пятидесяти правительств.

В ряде стран (Германия, Болгария) пытаются найти компромисс между двумя системами выборов и используют различные варианты смешанной системы, которая предполагает сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем.

Партийная избирательная система функционирует в активном режиме тогда, когда проходит избирательная кампания. В ходе ее политические партии стремятся добиться избрания членов своей организации в те или иные представительные органы власти.

Читать еще:  Кто воевал 4 гв пикирующий бомбардировочный авиаполк.

Стартующая после заявления кандидата предвыборная кампания проходит три этапа, каждый из которых решает свои задачи.

Первый этап — это создание основы предвыборной кампании. В это время формируется ее штаб, анализируются задачи предыдущей избирательной кампании, решаются вопросы об источниках финансирования, о связи со средствами массовой информации и др.

Второй этап — выработка стратегии. Многообразие стратегических вариантов является кажущимся. Вопрос выбора стратегии, например, в американских избирательных кампаниях сводится к одному из трех вариантов:

  • 1. Организовать кампанию с четким ориентиром на партийную принадлежность, с опорой на ее сторонников и на собственные возможности.
  • 2. Вести кампанию в форме дискуссии по важнейшим спорным вопросам, предлагая свой путь их решения, в котором заинтересованы влиятельные силы.
  • 3. Проводить кампанию, ориентированную на известную личность (например, при избрании президента во второй срок). При этом подчеркиваются личные качества, деловые возможности и имидж.

Третий этап — завоевание голосов избирателей через широкую рекламу платформы кандидата. На этом этапе проводятся многочисленные встречи кандидата с избирателями, рекламируются основные положения платформы кандидата. Активно и по возможности убедительно опровергаются аргументы соперников.

Важная составляющая избирательной кампании — ее финансирование. Финансовые средства необходимы для проведения предвыборной кампании: организации выдвижения кандидатов, их встреч с избирателями, выступлений по телевидению, радио, в печати с изложением программных обещаний. Законодательство, регулирующее финансирование избирательных кампаний, в различных странах имеет свои особенности, но общее заключено в следующем: так, в большинстве стран существует верхняя (ограничительная) граница финансирования избирательных кампаний, практически во всех странах существует государственное дофи- нансирование в случае, если у кандидата в распоряжении имеется недостаточная для проведения кампании сумма средств. Почти во всех странах законодательство предусматривает известность всех источников такого финансирования. Во многих государствах законодательство о выборах требует внесения кандидатом залога, который в случае, если он наберет определенный процент голосов, ему возвращается. Это обретает особое значение в тех странах, где любой гражданин может выдвинуть свою кандидатуру.

Перечисленные обстоятельства преследуют ряд целей, главными из которых являются:

  • — обеспечить равенство возможностей для всех кандидатов;
  • — не допустить избрания лиц, не соответствующих требованиям, предъявляемым к кандидатам.

Понятие избирательной системы

Избирательная система — это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

Избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как избиратели понимают интересы своей партии и общества, каковы политические традиции и культура. В мире существует большое количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Мажоритарная система. В основе системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования (фр. majorite — большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства.

В случае абсолютного большинства избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50% плюс один голос. В связи с тем что не всегда удается кому-либо из кандидатов собрать более половины голосов в первом туре, проводится второй тур выборов. Ко второму туру выборов допускаются кандидаты, набравшие определенное количество голосов (например, во Франции ко второму туру допускаются все кандидаты из первого тура, за исключением лиц, собравших менее 12,5% голосов). Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто-либо из соперников.

В случае относительного большинства (плюральной избирательной системы) кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные округа, как и при системе абсолютного большинства, являются, как правило, одномандатными, т. е. от каждого округа избирается только один депутат. При этом, если какой-то гражданин сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата, то он автоматически становится депутатом без проведения голосования. При этой системе победителю достаточно одного голоса, который он может подать за себя сам (Великобритания, США).

Достоинства мажоритарной системы: учет мнения большинства избирателей определенного округа; предопределяет господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильные правительства, что способствует стабильности политической системы общества в целом.

Недостатки мажоритарной системы: не полностью выражает политическую волю населения (может теряться, не учитываться практически до 49% голосов избирателей); нарушается принцип всеобщности избирательного права (голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают); избиратели, голосовавшие за проигравших кандидатов, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы; не дает адекватного соотношения между поддержкой, которую получает партия в стране, и числом ее представителей в парламенте (небольшая партия, имеющая большинство в нескольких избирательных округах, получит несколько мест, а крупная партия, рассредоточенная по всей стране, не получит ни одного места, хотя за нее проголосовало больше избирателей).

Иными словами, мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населения. Это прерогатива пропорциональной избирательной системы.

Пропорциональная система. Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу (партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от этого не меняется). Партийные списки могут быть различных видов (открытые, закрытые и смешанные).

Для определения результатов голосования устанавливается квота, т. е. минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.

В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый избирательный барьер. Для того чтобы быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей (Турция —- 10%, Россия — 7, Германия и Италия ?— 5, Венгрия и Болгария — 4,

Дания — 2%). Партии, не преодолевшие этот барьер, не получают ни одного места в парламенте.

Достоинства пропорциональной системы: является наиболее демократичной, позволяет учитывать политические симпатии населения; стимулирует многопартийность; создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

Недостатки пропорциональной системы: затруднено формирование правительства (в условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий); не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата (он выбирает не человека, а партию); значительно возрастает роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе (создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за “теплые” места и т. д.); нарушается сам принцип пропорциональности.

Читать еще:  Древняя египетская колесница. Древние колесницы, какие они были

Смешанные избирательные системы. Смешанная система представительства соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем — мажоритарной и пропорциональной. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов (например, Германия). Выборы проходят в один тур. Избирательный порог не дает возможности мелким партиям получать места в парламенте. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.

Таковы основные характеристики избирательных систем. Необходимо также отметить, что существует определенная взаимосвязь между партийными и избирательными системами в государстве. По мнению французского политолога М. Дюверже, содержание этой взаимосвязи проявляется в действии трех сформулированных им законов.

Первый закон. Мажоритарная избирательная система с голосованием в один тур с неизбежностью приводит к формированию и утверждению в той или иной стране партийной системы, состоящей из двух соперничающих партий. В основе действия этого закона лежат два вывода. Первый заключается в том, что в данной ситуации третья партия и все последующие оказываются слабо представленными в парламенте. Создается эффект “недопредставительности”. Второй вывод имеет психологический характер: избиратель, как правило, предпочитает голосовать за того кандидата, который имеет больший шанс победить на выборах.

Второй закон. Становление в той или иной стране мажоритарной избирательной системы с голосованием в два тура свидетельствует о том, что в ней утвердилась партийная система, включающая несколько партий. При этом данные партии занимают достаточно гибкие позиции, стремясь к компромиссу. В основе действия закона лежит тот факт, что данная избирательная система создает для всех партий возможность участия в первом туре выборов. Это и ведет к многопартийности.

Третий закон. Пропорциональная партийная система способствует становлению многопартийной системы. При этом партии отличаются жесткой внутренней структурой и независимой по отношению друг к другу позицией. Данная система способствует широко развитой многопартийности. Это очевидно. Каждая партия при такой системе получает реальную возможность иметь своих членов в парламенте, не вступая в союзы, блоки и не прибегая к компромиссам.

Таким образом, в природе существует множество разновидностей избирательных систем, которые неоднократно совершенствовались с целью обеспечить соответствие поданных голосов и распределяемых депутатских мандатов.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Какова роль выборов в политической системе современного общества?
  • 2. Что такое мажоритарная избирательная система: основные принципы, преимущества, недостатки?
  • 3. Раскройте технологии избирательных кампаний.
  • 4. Что такое электоральное поведение?
  • 5. Охарактеризуйте механизм манипулирования электоратом.

Избирательные системы

Практическая реализация избирательного права гражданина в значительной степени зависит от типа избирательной системы, действующей в конкретной стране.

Избирательная система — это порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нормах, способы определения результатов голосования и порядок распределения депутатских мандатов.

В мировой практике наиболее распространенными типами избирательных систем являются мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

1. Мажоритарная (фр. majorite — большинство) избирательная система: избранным по избирательному округу считается кандидат (список кандидатов), набравший установленное законом большинство голосов. Поскольку большинство бывает относительным, абсолютным и квалифицированным, различают три разновидности этой системы.

При мажоритарной избирательной системе относительного большинства победившим считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его соперников (Великобритания, Канада). При такой системе, как правило, не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Выборы считаются действительными, если проголосовал хотя бы один избиратель. При выдвижении одного кандидата на место последний считается избранным без голосования.

При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства избранным становится кандидат, набравший свыше 50 % голосов. При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Поскольку на практике получение абсолютного большинства труднодостижимо, проводится второй тур голосования. К участию в нем допускаются чаще всего два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Для победы кандидату достаточно набрать относительное большинство голосов. Во Франции во втором туре могут участвовать все кандидаты первого тура, набравшие не менее 12,5 % голосов. Победителем также становится кандидат, набравший относительное большинство голосов.

При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов (2/3, 3/4 от общего числа поданных голосов), которое устанавливается законодательством страны. Эта система еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. Поэтому она применяется редко. Например, в Чили палата депутатов избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая 2/3 отобщего числа действительных голосов, получает оба мандата округа.

Мажоритарная избирательная система имеет ряд достоинств:

1) обеспечивает победившей партии большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство;

2) предполагает формирование крупных политических партий или блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства;

3) способствует формированию прочных непосредственных связей между избирателями и кандидатом (впоследствии депутатом).

Вместе с тем для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и существенные недостатки.

Во-первых, эта система искажает реальную картину социально-политических сил страны в пользу победившей партии. Избиратели, проголосовавшие за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права.

Во-вторых, данная система может способствовать ослаблению легитимности власти, вызывать недоверие к существующему строю, поскольку ограничивается доступ представителей проигравших небольших партий в депутатский корпус. При этом сформированное правительство может не пользоваться поддержкой большинства населения страны.

В-третьих, непосредственная зависимость депутатов от выборщиков конкретного избирательного округа побуждает их защищать местные интересы в ущерб общегосударственным.

В-четвертых, частая нерезультативность первого тура выборов при мажоритарной системе абсолютного и квалифицированного большинства требует дополнительных расходов для проведения второго тура выборов.

2. Пропорциональная избирательная система. В ее основе заложен принцип пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ею мандатами: при ней не пропадает ни один голос, каждый влияет на состав выбранного органа. Эта система в современном мире распространена более широко, чем мажоритарная. Она применяется в большинстве стран Латинской Америки, скандинавских государствах и только в многомандатных избирательных округах.

Проводимые по этой системе выборы являются строго партийными. Это значит, что мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за список кандидатов той или иной партии, а значит, и за ее программу. Существуют три основные разновидности списков для голосования: жесткие, полужесткие, свободные (гибкие).

1. Система жестких списковтребует от избирателя голосовать за партию в целом. Кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках (Греция, Израиль, Испания).

Читать еще:  Как вычислить число души. Считаем число души

2. Система полужестких списков, во-первых, предполагает голосование за партийный список целиком; во-вторых, гарантирует кандидату, возглавляющему партийный список, обязательное получение мандата. Распределение остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от набранных кандидатом голосов, или преференций (от лат. praeferre — предпочитать, давать преимущество). Преференцированное голосование — это установление избирателем той очередности кандидатов внутри; одного партийного списка, которая ему более всего подходит. Избиратель проставляет цифры очередности против имен одного, нескольких или всех кандидатов. Данная система применяется в Австрии, Дании.

3. Система свободных списковпредполагает голосование за партийный список целиком и допускает распределение всех депутатских мест в соответствии с преференциями избирателей. Избранными оказываются кандидаты, набравшие наибольшее число преференций (Бельгия).

После голосования приступают к распределению мандатов. В основе определения количества мандатов той или иной партии лежит принцип избирательной квоты, или избирательного метра. Избирательной квотой называется число голосов, необходимых для избрания одного депутата. Каждая партия получает по округу столько депутатских мандатов, сколько избирательных квот содержится в сумме собранных ею по данному округу голосов. Как правило, законы не фиксируют величину квоты, а указывают способ ее вычисления.

Пропорциональная избирательная система имеет свои достоинства:

1) она позволяет сформировать органы власти, состав которых более адекватно отражает фактическое соотношение партийных сил в стране. Это дает возможность в большей мере учитывать интересы отдельных социальных и политических групп;

2) эта система, если она не искажена какими-либо дополнительными «правилами», обеспечивает представительство даже небольшим партиям, то есть способствует развитию политического плюрализма, многопартийности.

Однако пропорциональная система имеет и существенные недостатки.

Во-первых. Слабая связь между депутатами и избирателями обусловлена тем, что последние голосуют не за конкретных кандидатов, а за партии. Этот недостаток в определенной мере компенсируется преференцированным голосованием. Преодолению указанного недостатка способствует и панаширование (от фр. panachage — смешивание). Панаширование дает избирателю возможность голосовать за определенное число кандидатов из разных партийных списков. Кроме того, избиратель имеет право предлагать новых кандидатов и вносить их имена в список.

Во-вторых, весьма сильная зависимость кандидатов от партийного аппарата, обязанностью которого является составление партийных списков. Отсюда появляется возможность оказывать давление на кандидатов, а впоследствии и на законодательную деятельность парламентариев.

В-третьих, возникают сложности при формировании правительства. В условиях многопартийности, отсутствия доминирующей партии неизбежно появление многопартийных коалиций, состоящих из партий с разными программными целями и задачами. Политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается меньшей последовательностью и стабильностью, частыми кризисами. Пример — Италия, использующая данную систему с 1945 г. За это время здесь сменилось более пятидесяти правительств.

Для преодоления указанного недостатка в ряде стран применяют так называемые «заградительные барьеры», или «процентные оговорки», устанавливающие необходимый для получения мандатов минимум голосов. Так, в Германии, России этот «барьер» равен 5% от общего числа поданных по всей стране голосов, в Болгарии, Швеции — 4%, в Дании — 2%. Партии, не преодолевшие данного порога, не получают ни одного депутатского мандата.

Указанные способы (панаширование, «заградительные барьеры» и др.), с одной стороны, способствуют преодолению недостатков пропорциональной системы, а с другой — значительно ограничивают принцип пропорциональности и тем самым искажают волю избирателей.

Для преодоления недостатков и использования достоинств мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в послевоенный период началось формирование смешанной избирательной системы.

3. Смешанная избирательная система. Суть данной системы заключается в том, что одна часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, а другая — в соответствии с принципами пропорциональной. Указанная система применяется в Болгарии, Германии, Литве, Италии, России. Например, в России в Государственную Думу избирается 450 депутатов, из них 225 — по одномандатным округам (избирается по одному депутату от каждого округа по мажоритарной системе относительного большинства) и 225 — по федеральному избирательному округу на основе пропорциональной системы. При этом избиратель получает два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, а другим — за политическую партию.

К достоинствам смешанной избирательной системы относится то, что она: способствует укрупнению политических партий или блоков при одновременном соблюдении принципа пропорциональности. Это обеспечивает формирование устойчивого правительства; предоставляет возможность сохранения связи между избирателями и выбранными ими депутатами, которая в определенной степени нарушается пропорциональной системой.

Рассмотренные типы избирательных систем непосредственно влияют на технологию проведения избирательной кампании.

Любые выборы проводятся в четко обозначенный законом период. Этот период называется избирательной кампанией. Каждая избирательная кампания имеет свой календарь предвыборных мероприятий, учитывающий предусмотренные законодательством сроки. Так, по российскому законодательству дата выборов должна быть назначена не позднее, чем за 72 дня, регистрация кандидатов осуществлена за 40 дней и т.д. Для проведения избирательной кампании партиями, отдельными кандидатами создаются предвыборные штабы, в которые входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник кандидата.

Помимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественного мнения, консультанты по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств, имиджмейкеры и т.д. Разрабатываются планы агитационно-пропагандистских мероприятий, встреч кандидата с избирателями, назначаются представители кандидата (наблюдатели) в избирательные комиссии. В условиях современной России такие штабы создаются кандидатами, представляющими властные структуры, оппозиция лишена такой возможности из-за отсутствия материальных средств.

Как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы сами избиратели имели возможность самостоятельно обдумать и всесторонне сделать свой выбор — за кого и за что именно отдать свой голос.

Избирательные кампании, независимо от типа выборов (президентские, парламентские, региональные, местного самоуправления) имеют одинаковые этапы, границы которых определяются законами (положениями) о выборах.

Они выглядят следующим образом:

— определение даты проведения выборов;

— выдвижение кандидата, формирование его команды;

— сбор подписей в поддержку кандидата;

— составление социально-психологической и политической матрицы избирателей округа;

— разработка предвыборной программы кандидата и широкое ознакомление с ней избирателей;

— составление плана агитационно-пропагандистских мероприятий, встреч кандидата с избирателями;

— мониторинг избирательной кампании;

— создание денежного фонда кандидата, мобилизация организационно-технических средств (транспорт, связь, оргтехника и т.д.);

— обеспечение контроля в день голосования, оперативного сбора информации о ходе голосования;

— проведение заключительного социально-политологического исследования.

Дату проведения в центральные органы власти, как правило, определяет глава государства, в региональные органы — законодательное собрание региона.

109.201.137.33 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://studme.org/248059/politologiya/politicheskie_izbiratelnye_sistemy_politicheskie_vybory

http://studref.com/357518/politologiya/ponyatie_izbiratelnoy_sistemy

http://studopedia.ru/7_50564_izbiratelnie-sistemi.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×
×
×