Миргород краткое. Анализ произведения «Миргород» Гоголя Н.В
Анализ цикла повестей Н.В. Гоголя “Миргород”
Повести Н.В.Гоголя, вошедшие в «Миргород», были опубликованы впервые в 1835 году отдельным изданием, а затем переизданы в 1842 году, войдя во второй том собрания сочинений писателя.
Сборник «Миргород» во многом является продолжением первого сборника, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Писатель развивает тему жизни и быта украинских крестьян и казаков («Вий», «Тарас Бульба») и мелкопоместного дворянства («Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). В манере Гоголя сохраняется стремление к яркому описанию картин украинской природы, читатель найдет в этом сборнике элементы фантастики, чисто гоголевский лукаво-иронический юмор. Писатель, давая «Миргороду» подзаголовок «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и сам оценивал его таким же образом.
Но вместе с тем «Миргород» существенно отличается от «Вечеров». Второй сборник повестей свидетельствует о том, что в творчестве Гоголя возобладал реалистический метод изображения действительности. Писатель отражает жизнь в типических характерах, оттеняя в них наиболее существенное с социально-психологической точки зрения. Таковы Хома Брут и сотник («Вий»), Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна («Старосветские помещики»), Иван Иванович и Иван Никифорович («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Выражением величия народного духа является образ Тараса Бульбы из одноименной повести, в которой Гоголь с эпической широтой изобразил один из наиболее драматических периодов в истории украинского народа — период борьбы за независимость против панской Польши (см. «Тарас Бульба»).
Фантастика в «Миргороде» (повесть «Вий») не является самоцелью, а служит определенным средством выражения жизненно правдивых обстоятельств и характеров: так, нечистые силы в повести «Вий» находятся в подчинении аристократической верхушки села и противостоят народу.
Претерпевает изменения в «Миргороде» и гоголевский юмор. Он становится острее, резче, часто переходит в сатиру. Именно здесь юмор Гоголя начинает звучать, по верному замечанию Белинского, как «смех сквозь слезы», свидетельствуя о глубоком понимании писателем сущности противоречий окружавшей его действительности. Писатель видит, что жизненные контрасты не случайны, а имеют социальную природу. Характеры миргородских помещиков и чиновников — порождение определенного жизненного уклада. Обыватели Миргорода не могут выйти за рамки этого уклада, и в этом трагизм их положения.
Миргород краткое. Анализ произведения «Миргород» Гоголя Н.В
В подзаголовке «Миргорода» указано, что этот сборник повестей является продолжением сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Книга стала началом нового этапа в творчестве Гоголя. Изображая быт и личные качества помещиков, автор больше не вносит ничего романтического или красивого. Люди оказались запутанными в собственной мелочности. Нет романтики грез, нет песен, нет душевных порывов, сплошь только пошлость и корысть.
Наряду с писателями своего времени Гоголя остро интересовала проблема крепостного права и его отмена, потому он реалистично обличал естественное положение вещей в поместьях, говоря о невозможности так жить дальше.
«Миргород» состоит из четырех повестей, которые в комплексе составляют единый сборник. Каждая часть имеет свое значение, обладает собственным смыслом, но объединяясь вместе, все части становятся дополнением и продолжением друг друга.
Хутора Диканьки сменяются провинциальным захолустьем, лишенным веселой и счастливой жизни. Но что за этим стоит? Почему человек не может всегда излучать добро, которое, по мнению Гоголя, обязательно есть в каждом? На этот вопрос автор пытался ответить с помощью повестей «Миргород», и работая над «Ревизором» и «Мертвыми душами».
Повести «Миргород» обрели в Гоголе не доброго рассказчика, простодушно повествующего и иронизирующего, а истинного художника, который безбоязненно вскрывал современные противоречия в обществе. Вместо веселья и романтики людей, вдохновения и поэзии природы, которыми были наполнены «Вечера», автор изобразил сухую жизненную прозу. Гоголь больше не иронизирует, он прямо говорит о своем критическом отношении к застоявшемуся помещичьему быту и к тому, какими пошлыми и мелочными стали жители уездов. На примере якобы добродетели Гоголь сатирически обличает человеческую мелочность и скупость, которая на самом деле хуже, чем откровенно негативные черты.
Но целью автора было не столько сатира, которая сквозит в сборнике очень явно, а противопоставление характеров для побуждения человека к переменам. Рядом с миром самодовольства и ограниченности Гоголь ставит сильные, героические характеры, чтобы в этом контрасте указать на то, каким человек может быть, каким он является на самом деле под панцирем своих пороков. Поэтому сборник объединил в себе, казалось бы, совершенно разные, не совместимые повести – «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба». Этим Гоголь укоряет и надеется на возрождение духа. Заветная мечта автора выявляется благодаря сочетанию романтизма и реализма, и их взаимного дополнения.
Критики говорили о повестях Гоголя как о комическом изображении карикатур и не многие его современники смогли понять важность вопросов, поднимаемых автором. С иронией и сарказмом в «Миргороде» отобразилась жизненная истина, настоящая народность и надежда автора на освобождение человека от его мелочных пристрастий в пользу широкой и доброй души, которой обладает каждый, не смотря на социальное положение.
Миргород
Очень кратко
Сборник из четырёх повестей, основанных на украинском фольклоре, позиционируется как продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Старосветские помещики
Старики Афанасий Иванович Товстогуб и его жена Пульхерия Ивановна жили в отдалённой деревне — такие поселения в Малороссии называли «старосветскими». Земля их поместья приносила настолько обильные урожаи, что старики не замечали, как их обкрадывает приказчик. Детей у Товстогубов не было, и всю свою привязанность, нежность и любовь они сосредоточили друг на друге. Старички любили принять гостей и вкусно покушать.
Так тихо и спокойно шли дни, пока любимая кошечка Пульхерии Ивановны не убежала в лес. Через три дня она явилась домой, но вскоре пропала навсегда. Пульхерия Ивановна решила, что это смерть приходила за ней, стала грустна, задумчива и взяла с ключницы обещание смотреть за Афанасием Ивановичем.
Пульхерия Ивановна умерла. Через пять лет дом обветшал, Афанасий Иванович состарился, согнулся, но его тоска по жене так и не ослабла. Гуляя однажды по саду, старик услышал, как его зовёт покойная жена, и вскоре умер, попросив перед смертью положить его возле Пульхерии Ивановны. Имение Товстогубов опустело и вскоре было пущено по ветру дальним родственником.
Тарас Бульба
Сыновья козацкого полковника Тараса Бульбы, Остап и Андрий, вернулись домой после учёбы в Киевской академии. Созвав весь полковой чин, козак решил отправить сыновей на Запорожскую Сечь, считая, что пребывание там станет для них лучшей наукой. Вдохновлённый молодой силой парней, Тарас Бульба решил ехать с ними, чтобы представить своим старым товарищам. По дороге Андрий вспоминал о прекрасной полячке, в которую успел влюбиться в Киеве.
Остап и Андрий погрузились в разгульную жизнь вольной Сечи, но Тарасу Бульбе праздное существование пришлось не по душе. Он не хотел тратить козацкую удаль на бесконечные пьянки и уговорил козаков избрать нового кошевого, которого подбил на поход против Польши.
Скоро весь польский юго-запад стал добычей запорожских козаков, а Остап и Андрий возмужали в боях. Затем казацкое войско осадило город Дубна с богатой казной. Козаки принялись сжигать окрестные сёла и неубранные хлеба, что не нравилось сыновьям Тараса.
Однажды ночью к Андрию явилась служанка его возлюбленной-полячки и рассказала, что панночка находится в осаждённом городе, голодает и просит кусок хлеба для умирающей матери. Нагруженного мешками с хлебом Андрия служанка отвела в Дубну по подземному ходу. Парень встретился с возлюбленной, отрёкся ради неё от отца, брата и отчизны и остался, чтобы защищать панночку от своих бывших товарищей.
Тарас узнал о предательстве сына. Он возглавил запорожское войско, встретился с Андрием в бою и убил его. В том же бою попал в плен Остап, а самого Тараса, тяжело раненного, увезли в Сечь.
Оправившись от ран, Тарас пробрался в Варшаву, чтобы выкупить из плена Остапа, и увидел страшную казнь сына на главной площади города. Лишившись сыновей, Тарас Бульба вновь поднял козаков в поход на Польшу и свирепо мстил полякам за смерть Остапа и Андрия.
Разгромленный польский гетман сдался, но Тарас не согласился на мир и увёл свой полк «гулять по Польше», безжалостно уничтожая всех на своём пути. Наконец, полк Тараса окружили пять польских полков. Бульбу взяли в плен и сожгли заживо, привязав железными цепями к дубу.
Три бурсака — богослов, философ и ритор — во время каникул отправились по городам и сёлам, зарабатывая пропитание духовными песнопениями. Однажды заночевали они на хуторе, старая хозяйка которого оказалась ведьмой. Ночью она оседлала философа Хому Брута и начала летать на нём.
Не растерявшись, Хома прочёл молитву, а когда ведьма ослабла, хорошенько отходил её бревном. Ведьма упала на землю и превратилась в молодую красавицу. В страхе философ бежал и вернулся в Киев, где его вызвал ректор и велел ехать на хутор к богатому сотнику, у которого умерла красавица-дочь. Панночка вернулась с прогулки смертельно избитая и перед смертью успела попросить, чтобы отходные молитвы по ней три ночи читал семинарист Хома Брут.
Приехав на хутор под охраной, Хома узнал в мёртвой панночке ту самую ведьму. Живущие на хуторе козаки прекрасно знали, что дочь их хозяина — ведьма. Первые две ночи Хома читал молитвы, а панночка летала по церкви в гробу, но увидеть семинариста не могла — его защищали молитвы и начерченный им вокруг себя круг.
На третью ночь панночка встала из гроба, церковь наполнилась чудовищами, и ведьма потребовала привести Вия — предводителя нечистой силы. Вий явился, приказал поднять ему веки и увидел Хому, который, не выдержав, взглянул на него и дрогнул духом.
Чудовища бросились на философа, и тот умер. Тут второй раз закричали петухи, нечистая сила бросилась прочь, но покинуть церковь не успела. Так и осталась она с застрявшими в окнах и дверях чудовищами, и заросли к ней все дороги.
Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
Иван Иванович, владелец большой усадьбы и сада, любитель дынь, вдовец, был человеком добрым и богомольным. Дети девки Гапки звали его тятей, а нищим он хоть и не подавал милостыни, но и зла не причинял. Иван Иванович часто заходил в гости к городовому или Ивану Никифоровичу и любил принимать подарки.
Иван Никифорович, сосед и лучший друг Ивана Ивановича, никогда не был женат. Он весь день лежал на крыльце, а в жару любил купаться в прохладной воде. Несмотря на большую приязнь, по характерам и даже внешности друзья были противоположны друг другу.
Однажды Иван Иванович увидел у соседа старое ружьё и захотел купить или выменять его. Но Иван Никифорович тоже считал, что старое ружьё — вещь в хозяйстве незаменимая, и другу отказал, обозвав того гусаком.
Приятели поссорились. Иван Никифорович начал строить гусиный хлев прямо напротив перелаза через плетень. Оскорбившись этим, Иван Иванович ночью подпилил столбы хлева, и строение обрушилось. Затем приятели подали друг на друга в суд.
Прошло несколько лет. Вражда между соседями окрепла, хотя весь город пытался их помирить на устроенной городничим ассамблее. Двенадцать лет спустя Иван Иванович и Иван Никифорович, постаревшие, но всё ещё не помирившиеся, вели тяжбы друг против друга и жили только благоприятными известиями из суда.
Источники:
http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/414-cikl-povestey-nv-gogolya-mirgorod.html
http://lib.repetitors.eu/literatura/174-2014-08-05-10-38-47/3636—–lr
http://briefly.ru/gogol/mirgorod/