Миргород краткое. Анализ произведения «Миргород» Гоголя Н.В

Анализ цикла повестей Н.В. Гоголя “Миргород”

Повести Н.В.Гоголя, вошедшие в «Миргород», были опубликованы впервые в 1835 году отдельным изданием, а затем переизданы в 1842 году, войдя во второй том собра­ния сочинений писателя.

Сборник «Миргород» во многом является продолже­нием первого сборника, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Писатель развивает тему жизни и быта украинских крес­тьян и казаков («Вий», «Тарас Бульба») и мелкопоместного дворянства («Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). В манере Гоголя сохраняется стремление к яркому описанию картин украинской природы, читатель найдет в этом сборнике элементы фантастики, чисто гоголевский лукаво-иронический юмор. Писатель, давая «Миргороду» подзаголовок «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и сам оценивал его таким же образом.

Но вместе с тем «Миргород» существенно отличается от «Вечеров». Второй сборник повестей свидетельствует о том, что в творчестве Гоголя возобладал реалистический метод изображения действительности. Писатель отражает жизнь в типических характерах, оттеняя в них наиболее существенное с социально-психологической точки зрения. Таковы Хома Брут и сотник («Вий»), Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна («Старосветские помещики»), Иван Иванович и Иван Никифорович («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Выражением величия народного духа является образ Тараса Бульбы из одноименной повести, в которой Гоголь с эпи­ческой широтой изобразил один из наиболее драматичес­ких периодов в истории украинского народа — период борьбы за независимость против панской Польши (см. «Тарас Бульба»).

Фантастика в «Миргороде» (повесть «Вий») не являет­ся самоцелью, а служит определенным средством выраже­ния жизненно правдивых обстоятельств и характеров: так, нечистые силы в повести «Вий» находятся в подчинении аристократической верхушки села и противостоят народу.

Претерпевает изменения в «Миргороде» и гоголевский юмор. Он становится острее, резче, часто переходит в сатиру. Именно здесь юмор Гоголя начинает звучать, по верному замечанию Белинского, как «смех сквозь слезы», свидетельствуя о глубоком понимании писателем сущности противоречий окружавшей его действительности. Писатель видит, что жизненные контрасты не случайны, а имеют социальную природу. Характеры миргородских помещиков и чиновников — порождение определенного жизненного уклада. Обыватели Миргорода не могут выйти за рамки этого уклада, и в этом трагизм их положения.

Миргород краткое. Анализ произведения «Миргород» Гоголя Н.В

В подзаголовке «Миргорода» указано, что этот сборник повестей является продолжением сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Книга стала началом нового этапа в творчестве Гоголя. Изображая быт и личные качества помещиков, автор больше не вносит ничего романтического или красивого. Люди оказались запутанными в собственной мелочности. Нет романтики грез, нет песен, нет душевных порывов, сплошь только пошлость и корысть.

Наряду с писателями своего времени Гоголя остро интересовала проблема крепостного права и его отмена, потому он реалистично обличал естественное положение вещей в поместьях, говоря о невозможности так жить дальше.

Читать еще:  Что такое несовершенный вид глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола

«Миргород» состоит из четырех повестей, которые в комплексе составляют единый сборник. Каждая часть имеет свое значение, обладает собственным смыслом, но объединяясь вместе, все части становятся дополнением и продолжением друг друга.

Хутора Диканьки сменяются провинциальным захолустьем, лишенным веселой и счастливой жизни. Но что за этим стоит? Почему человек не может всегда излучать добро, которое, по мнению Гоголя, обязательно есть в каждом? На этот вопрос автор пытался ответить с помощью повестей «Миргород», и работая над «Ревизором» и «Мертвыми душами».

Повести «Миргород» обрели в Гоголе не доброго рассказчика, простодушно повествующего и иронизирующего, а истинного художника, который безбоязненно вскрывал современные противоречия в обществе. Вместо веселья и романтики людей, вдохновения и поэзии природы, которыми были наполнены «Вечера», автор изобразил сухую жизненную прозу. Гоголь больше не иронизирует, он прямо говорит о своем критическом отношении к застоявшемуся помещичьему быту и к тому, какими пошлыми и мелочными стали жители уездов. На примере якобы добродетели Гоголь сатирически обличает человеческую мелочность и скупость, которая на самом деле хуже, чем откровенно негативные черты.

Но целью автора было не столько сатира, которая сквозит в сборнике очень явно, а противопоставление характеров для побуждения человека к переменам. Рядом с миром самодовольства и ограниченности Гоголь ставит сильные, героические характеры, чтобы в этом контрасте указать на то, каким человек может быть, каким он является на самом деле под панцирем своих пороков. Поэтому сборник объединил в себе, казалось бы, совершенно разные, не совместимые повести – «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба». Этим Гоголь укоряет и надеется на возрождение духа. Заветная мечта автора выявляется благодаря сочетанию романтизма и реализма, и их взаимного дополнения.

Критики говорили о повестях Гоголя как о комическом изображении карикатур и не многие его современники смогли понять важность вопросов, поднимаемых автором. С иронией и сарказмом в «Миргороде» отобразилась жизненная истина, настоящая народность и надежда автора на освобождение человека от его мелочных пристрастий в пользу широкой и доброй души, которой обладает каждый, не смотря на социальное положение.

Миргород

Очень кратко

Сборник из четырёх повестей, основанных на украинском фольклоре, позицио­нируется как продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Старосветские помещики

Старики Афанасий Иванович Товстогуб и его жена Пульхерия Ивановна жили в отдалённой деревне — такие поселения в Малороссии называли «старосветскими». Земля их поместья приносила настолько обильные урожаи, что старики не замечали, как их обкрадывает приказчик. Детей у Товстогубов не было, и всю свою привязанность, нежность и любовь они сосредоточили друг на друге. Старички любили принять гостей и вкусно покушать.

Так тихо и спокойно шли дни, пока любимая кошечка Пульхерии Ивановны не убежала в лес. Через три дня она явилась домой, но вскоре пропала навсегда. Пульхерия Ивановна решила, что это смерть приходила за ней, стала грустна, задумчива и взяла с ключницы обещание смотреть за Афанасием Ивановичем.

Читать еще:  Несладкие вафли в электровафельнице рецепт. Венские вафли в вафельнице

Пульхерия Ивановна умерла. Через пять лет дом обветшал, Афанасий Иванович состарился, согнулся, но его тоска по жене так и не ослабла. Гуляя однажды по саду, старик услышал, как его зовёт покойная жена, и вскоре умер, попросив перед смертью положить его возле Пульхерии Ивановны. Имение Товстогубов опустело и вскоре было пущено по ветру дальним родственником.

Тарас Бульба

Сыновья козацкого полковника Тараса Бульбы, Остап и Андрий, вернулись домой после учёбы в Киевской академии. Созвав весь полковой чин, козак решил отправить сыновей на Запорожскую Сечь, считая, что пребывание там станет для них лучшей наукой. Вдохновлённый молодой силой парней, Тарас Бульба решил ехать с ними, чтобы представить своим старым товарищам. По дороге Андрий вспоминал о прекрасной полячке, в которую успел влюбиться в Киеве.

Остап и Андрий погрузились в разгульную жизнь вольной Сечи, но Тарасу Бульбе праздное существование пришлось не по душе. Он не хотел тратить козацкую удаль на бесконечные пьянки и уговорил козаков избрать нового кошевого, которого подбил на поход против Польши.

Скоро весь польский юго-запад стал добычей запорожских козаков, а Остап и Андрий возмужали в боях. Затем казацкое войско осадило город Дубна с богатой казной. Козаки принялись сжигать окрестные сёла и неубранные хлеба, что не нравилось сыновьям Тараса.

Однажды ночью к Андрию явилась служанка его возлюбленной-полячки и рассказала, что панночка находится в осаждённом городе, голодает и просит кусок хлеба для умирающей матери. Нагруженного мешками с хлебом Андрия служанка отвела в Дубну по подземному ходу. Парень встретился с возлюбленной, отрёкся ради неё от отца, брата и отчизны и остался, чтобы защищать панночку от своих бывших товарищей.

Тарас узнал о предательстве сына. Он возглавил запорожское войско, встретился с Андрием в бою и убил его. В том же бою попал в плен Остап, а самого Тараса, тяжело раненного, увезли в Сечь.

Оправившись от ран, Тарас пробрался в Варшаву, чтобы выкупить из плена Остапа, и увидел страшную казнь сына на главной площади города. Лишившись сыновей, Тарас Бульба вновь поднял козаков в поход на Польшу и свирепо мстил полякам за смерть Остапа и Андрия.

Разгромленный польский гетман сдался, но Тарас не согласился на мир и увёл свой полк «гулять по Польше», безжалостно уничтожая всех на своём пути. Наконец, полк Тараса окружили пять польских полков. Бульбу взяли в плен и сожгли заживо, привязав железными цепями к дубу.

Три бурсака — богослов, философ и ритор — во время каникул отправились по городам и сёлам, зарабатывая пропитание духовными песнопениями. Однажды заночевали они на хуторе, старая хозяйка которого оказалась ведьмой. Ночью она оседлала философа Хому Брута и начала летать на нём.

Читать еще:  Кто такой преподобный и кто такие святые? Преподобные.

Не растерявшись, Хома прочёл молитву, а когда ведьма ослабла, хорошенько отходил её бревном. Ведьма упала на землю и превратилась в молодую красавицу. В страхе философ бежал и вернулся в Киев, где его вызвал ректор и велел ехать на хутор к богатому сотнику, у которого умерла красавица-дочь. Панночка вернулась с прогулки смертельно избитая и перед смертью успела попросить, чтобы отходные молитвы по ней три ночи читал семинарист Хома Брут.

Приехав на хутор под охраной, Хома узнал в мёртвой панночке ту самую ведьму. Живущие на хуторе козаки прекрасно знали, что дочь их хозяина — ведьма. Первые две ночи Хома читал молитвы, а панночка летала по церкви в гробу, но увидеть семинариста не могла — его защищали молитвы и начерченный им вокруг себя круг.

На третью ночь панночка встала из гроба, церковь наполнилась чудовищами, и ведьма потребовала привести Вия — предводителя нечистой силы. Вий явился, приказал поднять ему веки и увидел Хому, который, не выдержав, взглянул на него и дрогнул духом.

Чудовища бросились на философа, и тот умер. Тут второй раз закричали петухи, нечистая сила бросилась прочь, но покинуть церковь не успела. Так и осталась она с застрявшими в окнах и дверях чудовищами, и заросли к ней все дороги.

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Иван Иванович, владелец большой усадьбы и сада, любитель дынь, вдовец, был человеком добрым и богомольным. Дети девки Гапки звали его тятей, а нищим он хоть и не подавал милостыни, но и зла не причинял. Иван Иванович часто заходил в гости к городовому или Ивану Никифоровичу и любил принимать подарки.

Иван Никифорович, сосед и лучший друг Ивана Ивановича, никогда не был женат. Он весь день лежал на крыльце, а в жару любил купаться в прохладной воде. Несмотря на большую приязнь, по характерам и даже внешности друзья были противо­положны друг другу.

Однажды Иван Иванович увидел у соседа старое ружьё и захотел купить или выменять его. Но Иван Никифорович тоже считал, что старое ружьё — вещь в хозяйстве незаменимая, и другу отказал, обозвав того гусаком.

Приятели поссорились. Иван Никифорович начал строить гусиный хлев прямо напротив перелаза через плетень. Оскорбившись этим, Иван Иванович ночью подпилил столбы хлева, и строение обрушилось. Затем приятели подали друг на друга в суд.

Прошло несколько лет. Вражда между соседями окрепла, хотя весь город пытался их помирить на устроенной городничим ассамблее. Двенадцать лет спустя Иван Иванович и Иван Никифорович, постаревшие, но всё ещё не помирившиеся, вели тяжбы друг против друга и жили только благоприятными известиями из суда.

Источники:

http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/414-cikl-povestey-nv-gogolya-mirgorod.html

http://lib.repetitors.eu/literatura/174-2014-08-05-10-38-47/3636—–lr

http://briefly.ru/gogol/mirgorod/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: