Литература и миф. Литература и мифология
Лекция № 14. Литература и мифология
Литература и мифология
Мифология – недостоверные предания, легенды. Мы воспринимаем как недостоверное.
Для людей с традиционным сознанием мифы о человеке, природе, происхождении мира нужны были, чтобы объяснить устройство жизни. Мифы отражали все стороны существования мира. Человек с традиционным сознанием воспринимал миф как достоверную информацию. Люди того времени видели в мифе достоверное знание.
Жители Сан-бичевых островов рассказывали тем, кто приезжал, свои мифы как достоверные факты. Приезжие к этому относились с недоверием. Так же мы рассматриваем древнегреческие мифы. Так же люди СССР рассматривали религию – как набор заведомо ложных сведений, разоблаченных наукой
Верующий как должное воспринимает устройство мира, описанное в Ветхом Завете.
Говорят сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Но в сказки не верят ни бабушки, которые их рассказывают, ни чуть повзрослевшие дети. Сказка – неправда, отражающая мифологические черты. В ней есть намек на правду.
Миф – реальное объяснение действительности, воспринимается как правда, миф не только что-то древнее, отжившее. Мифы создаются и сегодня.
Отношение современного искусства к традиционной мифологии.
1) Прямое заимствование.
Агата Кристи – «Подвиги Геркулеса». 12 рассказов. Современный Геракл совершает аналогичные подвиги – сама суть не изменяется. Эркюль (модификация имени Геракла-Геркулеса) Пуаро очищает Авгиевы конюшни в переносном смысле.
2) Образы из античной литературы в готовом виде вставляются в произведения другой эпохи.
А. Толстой читал ранние произведения Пушкина и его раздражало обилие образов древнегреческих богов – Вакха, Леля, граций, любимцев Цитереи. Пишет пародии на полях книг с произведениями Пушкина.
Пародическое осмысление поэта другой эпохи показывает то, насколько изменилось время.
3) В миф можно вкладывать иное содержание. Мифологический образ получает иное направление.
Аргонавты – из древней лит-ры – ездили за золотым руном на корабле «Арго».
Русская культура нач. 20-ого века.
Борис Бугаев (= Андрей Белый) студент МГУ – душа сообщества «Аргонавтов»
Пишет стихи, воспевающие аргонавтов. «. Зовет за собою старик аргонавт»
Сборник золото в лазури (=солнце в небе)
Золотое руно в понимании Белого – солнце, разливающее тепло на всю землю – и аргонавты этого сообщества должны добыть и привести в ощетинившуюся Москву это тепло, солнце.
Многие в то время искренне верили в эту теорию как в истину, ждали корабль «Арго».
20в. Лавров восстановил историю аргонавтов в своей статье. Живая и действенная мифология стала предметом описания.
В рамках тоталитарного строя создаются новые мифы. В СССР – о «благородном»
Павлике Морозове, который интересы партии поставил выше интересов своей семьи. После падения СССР была выяснена реальная подоплека этого мифа.
Сериал «17 мгновений весны» сегодня не отражение идеологии, а восхитительная актерская работа.
Новому обществу нужна дополнительная мифология, вокруг и на основании которой создаются фильмы, спектакли, лит-ра.
Мифы ограничены людьми, поглощенными этим сознанием. Мифологическое сознание – национальное, континентальное, мировое – явление универсальное.
Фрейд: индивидуальное бессознательное– то, что человек делает инстинктивно, то, что скрыто в нем глубинно и почти неизвлекаемо.
Люнг (ученик Фрейда): коллективное бессознательное (более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное) – за словом не только прямые значения, но и скрытые глубинные смыслы, которые для коллектива понятны на подсознательном уровне, к человеку с молоком матери приходят. Сумма проявлений, объединяющих людей единой общности.
Архетип – отдельная единица коллективного бессознательного.
Введенный автором «в лоб» архетип не срабатывает. Намного серьезнее, когда автор вводит архетипы исподволь, когда мы подсознательно чувствуем, что речь идет о чем-то большем, более высоком.
Трифонов. Повесть «Обмен». Думая об обмене, который претит ему, герой спускается в метро. Душно, люди с папками из хлорвинила.
Если поразмыслить и переступить бытовое осмысление произведение, мы понимаем, что герой спускается в ад. Этот глубинный смысл приближает бытовое произведение ко всечеловеческим, например, к «Божественной комедии» Данте.
109.201.137.33 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Литература и мифология. Миф в литературе.
Миф – древнегреч. «mifos»- «рассказ, повествование, сказание». Мифология – 1) совокупность мифов; 2) гуманитарная наука, занимающаяся исследованием мифов, их описанием, собиранием итд.
Научное понимание мифа имеет несколько аспектов.
1) Узкое понимание. Древнее народное сказание о богах, легендарных героях, о происхождении мира. Этиологический миф – миф о происхождении чего-либо. Космогонический миф – о происхождении мира, космоса.
2) Широкое понимание. Мифология – это надэпохальная, трансисторическая, бытующая на протяжении всей жизни народов форма общественного сознания, противостоящая научному объяснению. Человеку нужно объяснить, почему все вокруг именно так происходит, человек не может жить в мире непонятном, необъясненном. Назвать предмет – уже приблизить его к себе, сделать более понятным и не страшным. Боятся того, что непонятно. Самый простейший механизм объяснения происходящего вокруг человека – антропоморфизм, человекоподобие, объяснение через себя и других людей. Зафиксировано в языке – «весна пришла», «дождь идет» итд. Если с ними можно разговаривать, значит, на них можно и воздействовать. Пытались не только объяснять, но и воздействовать, поэтому так важны жрецы, шаманы, колдуны итд те, кому магия подвластна.
Признаки мифа, что его отличает:
– Миф всегда общезначим. Миф является настоящим мифом только тогда, когда он не осознается, как миф, для его носителей он абсолютно достоверен, все уверены в его правдивости. Миф – это реальность.
– Любой миф изменчив. Он не фиксируется на письме, он фиксируется в сознании человека, а сознание чела изменчиво. В разные эпохи миф имеет разные варианты. Одни народы перенимают мифы других народов.
– Наличие мифологического (синкретического) сознания. Лишено абстрактного мышления – способности мыслить вещи абстрактные, не конкретные. Для мифологического сознания все абстрактное – очень конкретно. Н-р любовь – Купидон. Зафиксировано в языке. Умер – «покинул нас», «уснул вечным сном», т.е. никуда не делся, просто перешел в иной мир.
Ученые выделяют 3 стадии развития мифа:
1. Архаическая. Миф как единственная форма человеческого сознания. Пространство и время мифологично. На небесах – царство богов, под землей – царство мертвых. Для мифологического сознания время циклично (время течет по кругу, события периодически повторяются). Весна – утро – детство, зима – ночь – старость, итд. Ты лично смертен, но кровь твоя продолжается в твоем потомстве, ты в этом бессмертен. И поэтому ты ответственен перед предками, которых ты продолжаешь, и перед потомками, которые продолжат тебя. Самое страшное проклятие для такого сознания – родовое, т.к. оскверняет и тебя, и предков, и потомков. Синкретическое сознание – люб. Абстракцию мыслят реально (конкретно), например: смерть – переход в другое состояние.
2. Классическая – стадия многобожия. Картина мира усложняется. Когда предание мифологизируется и рождается историческое сознание. Историческое сознание – сознание, которое позволяет челу определить свое место на шкале времени. Время, история не циклична, а векторна. События не повторяются, как в первой стадии. При этом в сознании остается представление о мифологическом, легендарном, доисторическом времени – что было время, когда жили герои и боги, спокойно спускались на землю и говорили с людьми, о времени начала начал, откуда все пошло. Его фиксируют в литре, песнях. У богов есть иерархия – высшие, более слабые соратники итд. Genius loci (Гений места) – у всякого места есть дух-покровитель, у дома – домовой, в болоте – кикимора, итд.
3. Монотеистическая – представление о единобожии. Укрепляется абстрактное мышление. Есть только историческое сознание.
Самые разные соцгруппы могут выработать свою мифологию. Есть и современные мифы, неомифы, вторичное мифотворчество. Вызвано те ми же причинами, что и архаические мифы, но работает иначе. Вызвано усложнением картины мира. Человеческое сознание не в состоянии переварить такое кол-во инфы о мире. Некогда и лень разбираться во всех деталях и причинах, изучать. Упрощенная картина выходит в итоге. Современная мифология держится на 2 тропах: синекдоха (когда часть выступает в роли целого) + гипербола (преувеличение). Например, миф берет одну какую-то причину, фактор (синекдоха) и выдает ее в качестве главной (гипербола). Миф не лжет, он использует правду, просто миф умалчивает и упрощает.
1. Не общезначима. Мифы не общенародны, носят групповой или клановый характер.
2. Мифы утопические или пан-трагические. Говорят либо о том, что будет все отлично, либо всем конец, все плохо.
Миф – хорошо или плохо? Разные мнения. Отрицательное: миф – лжеочевидности, помещают сознание в сеть ложных представлений, обедненное представление о реальности, в это его вред.
Мифы – носители собственной, вненаучной истины. Без мифов человек не может, они необходимы для понимания мира. Мифами движется история. Миф может обратиться к добру и к злу – как и все в мире, зависит от использования. Лихачев: Миф – это упаковка данностей. В нашем информационном мире слишком много информации на нас сваливается, мы не можем так много сразу потреблять и усваивать. Травма постмодерна – человек, оказавшись в сложном для него мире, озлобляется. Мир перестает быть для него понятным, от непонимания мы идем к страху, а естественная реакция на страх – агрессия. Люди начинают сбиваться в закрытые агрессивные сообщества, чтобы упростить мир и уничтожить тех и то, что он не понимает. Перед человечеством стоит важная задача генерировать позитивный миф, который поможет простому человеку принять мир, не бояться его, не бояться чего-то другого. Толерантность – умение не бояться непонятного, чужого, терпимость, то, что позволяет жить, не будучи постоянно закрытым и не ожидая постоянно удара.
Литература питается мифами. Мифы – это кладезь сюжетов. Мифы вдохновляют на создание своих мифов. Мифы помогают объяснить многое в произведении, в поведении героев итд.
Литература имеет две важнейших составляющих, т.к. строительным материалом искусства является творчество. Литература: 1. Лит-ра есть вымышленная предметность, описанная с помощью слов, и речь – средство изображения. 2. Лит-ра есть искусство слова (например, Пушкин: «Поэт и толпа» – «шебуршание» толпы – чшчцс итд – аллитерация или ассонанс).
Искусство: 1. Односоставное – чистое искусство (чистая поэзия, музыка). 2. Многосоставное (или синтетическое) – вбирают в себя разные виды искусства и соединяют их (например, песня – включает в себя музыку и поэзию). Изначально искусство было целостно (синкретично), когда еще не выделился танец, песня и пр. Искусство вышло из ритуалов, они отличались тем, что у ритуала не было деления на автора/исполнителя и зрителя, т.е. зритель и был исполнителем, а исполнитель и был зрителем. Из ритуала выделилось искусство тогда, когда у ритуалов появился зритель (тот, кто воспринимал его со стороны) и когда зритель стал оценивать ритуал не с точки зрения пользы, а с точки зрения красоты исполнения. Обратный процесс – синкретизм искусств (Вагнер к этому стремился, считал идеалом оперу, т.к. это одновременно поэзия, музыка, пение, живопись, костюмы, театр, архитектура). Подлинная синкретичность по Вячеславу Иванову – это храмовые богослужения.
Авангардисты пытались отказаться от истории и на голом месте создать новое. Авангардисты вдруг поняли, что творить можно не только создавая, но и разрушая. М.Бакунин: «Разрушение есть творческий акт». Есть ли стадия, где граница прекратится? В живописи такую границу нащупал Малевич – «Черный квадрат». Предметы искусства (без этого будет реальность): 1. Рамка (в музыке – первый и последний звук, литература – первое и последнее слово). 2.Номинация (автор и название. «Минус прием» – там, где ожидает прием, но его нет). 3. Презентация (представление произведения искусства, одним из первых это понял Марсель Дюшан «Фонтан» (писсуар)). Ноль музыки – Джон Кейдж «4.33» (выходит Кейдж, садится за рояль, поднимает руки и замирает на 4 минуты 33 секунды). Поэзия Василиск Гнедов «Поэма конца» (15 поэма книги «Смерть искусству») – пустая страница.
Литература и миф. Литература и мифология
Определение слова Миф
Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. М. о Прометее. 2. перен. Недо-стоверный рассказ, выдумка. М. о пришельцах. 3. То же, что вымысел (в 1 знач.). Вечная любовь – миф. || прил. мифический, -ая, -ое.
-(от греч. mythos – предание – сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы – основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания – установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). Мифы в переносном смысле – ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.
-м. греч. происшествие или человек баснословный, небывалый, сказочный; иносказанье в лицах, вошедшее в поверье. Шутники и Наполеона обратили в миф. Иные принимают дьявола за лицо, другие за миф, как олицетворенье зла. Мифический, к мифу относящийся. Мифология ж. баснословие; басни веры, по преданию, боговщина. -логичный, -ческий, баснословный, боговщинный. -лог, баснослов.
Проблема мифа намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд, и многогранна. Следует отметить хотя бы тот факт, что среди исследователей до сих пор нет общепринятого определения мифа. Миф – не сказка: на интуитивном уровне некоторые мифы (например, древневосточные) не воспринимаются как выдумки, но мыслятся содержащими в себе какую-то интересную, но непонятную информацию. Иногда миф противопоставляется легендам и преданиям, которые, как считается, в отличие от абсолютно фантастического повествования мифа, содержат в себе рациональное зерно реальных событий.
υθоς) – греческого происхождения и означает «слово, речь, сказание». В греческом языке было ещё несколько лексем с подобным значением, однако иная их форма говорит о том, что по смысловому содержанию они не совпадали. Между ними была очень тонкая разница, из которой можно уловить специфику мифа. Дело в том, что древние греки были очень чуткими к тончайшим оттенкам языка и представление о слове выражалось в их лексике особенным образом. Греки различали «слово» как «миф» (μύθος – mythos), «слово» как «эпос» (έπος – epos) и «слово» как «логос» (λόγος – logos). Миф, эпос и логос имели свои сферы употребления, хотя границы эти, некогда довольно чёткие, с течением времени стали не столь очевидными и доступны объяснению только при специальном анализе. Кроме того, надо иметь в виду, что каждое из этих трёх слов имело множество оттенков (в слове «эпос» их около шестидесяти), среди которых намечался ведущий, основной, тот, который отграничивал данное слово от другого и создавал его неповторимость.
Изучение первичного, устойчивого смысла этих слов с учётом их этимологии приводит к следующим выводам. «Миф», оказывается, выражает обобщённо – смысловую наполненность слова в его целостности. «Эпос» указывает на звуковую оформленность слова, на сам процесс произнесения ( например, в дальнейшем «эпос» – жанр героической песни, «слово» о подвигах, как гомеровские поэмы или древнерусское «Слово о полку Игореве»).
Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре , где мифы представляют собой эквивалент науки , цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания , как искусство , литература , наука , религия , политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.
Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе ; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с мифологическими основами сюжета, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков (достаточно назвать « Приключения Оливера Твиста » Чарльза Диккенса , «Нана» Эмиля Золя , «Волшебную гору» Томаса Манна ).
Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos слово, понятие,
учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.
Миф соединяет в себе рациональное (современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение) и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.
Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.
Мифы разделяются на:
- теогонические, изображающие рождение и возникновение богов;
- космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов;
- космологические, описывающие построение и развитие мира;
- антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе;
- сатериологические, имеющие своей темой спасение человека;
- эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов.
- Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта – взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).
Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.
Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Это:
- космогонические мифы – мифы о происхождении мира и вселенной;
- антропогонические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества;
- мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
- эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времен;
- космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.
Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем – иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода – древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпел страшные мучения – орел выклевывал ему печень, ежедневно вырастающую вновь.
Источники:
http://studopedia.ru/3_163602_lektsiya–.html
http://studfile.net/preview/5021318/
http://www.sites.google.com/site/virtualmuzej/mif-kak-zanr-literatury