Кто воевал 4 гв пикирующий бомбардировочный авиаполк.

128-й гв. бомбардировочный авиационный Ленинградский полк

25.07.1940 – 09.05.1945

Полк сформирован 25 июля 1940 года в Псковской области, как 205-й скоростной бомбардировочный авиационный полк.

На 22 июня 1941 года базируется в Крестцах, имея в своём составе 16 самолетов СБ (в том числе 3 неисправных). С 30 июня 1941 года в составе 41-й авиационной дивизии 23-й армии Северного фронта, совершает вылеты на бомбардировку войск противника, так 4 июля 1941 года ведёт бомбардировки в районе Острова. 5 сентября 1941 года выведен на восстановление, был вооружён Пе-2 и вновь поступил в действующую армию только в конце апреля 1942 года.

В июле 1942 года вошёл в состав 285-й бомбардировочной авиационной дивизии (в которой полк воевал до конца войны), и начал действовать в районе Ржева до конца сентября 1942 года, после чего был отведён в резерв. С ноября 1942 года задействован в боях под Сталинградом, Миллерово, Ворошиловградом, с февраля 1943 года – в районе Малоархангельска, с марта 1943 – в районах Харькова, Белгорода.

В апреле 1943 года полк перебазировался на Северо-Кавказский фронт, действует над Новороссийском и Таманским полуостровом. С 9 июля1943 года по июнь 1944 года воюет на Западном фронте и с 10 июля 1943 года базируется на аэродроме Кольцово в 30 километрах восточнее Калуги. Оттуда наносит удары в ходе сражения на Курской дуге, а затем и Орловской операции.

3 сентября 1943 года 205-й скоростной бомбардировочный авиационный Ленинградский полк Приказом НКО СССР № 265 и Директивой Генштаба № Орг/10/138919 от 4 сентября 1943 года был преобразован в 128-й гвардейский бомбардировочный авиационный Ленинградский полк.

С июня по июль 1944 в составе 3-го Белорусского фронта, полк участвует в освобождении Белоруссии – городов Борисов, Орша, Минск, Витебск. За отличное выполнение боевых заданий при освобождении г. Минск полк награждён орденом Боевого Красного Знамени.

С июля 1944 по февраль 1945 года полк в составе 1-го Прибалтийского фронта участвует в освобождении Прибалтики.

С середины января полк наносил удары по опорным пунктам и оборонительным сооружениям противника в Восточной Пруссии.

С 6 по 8 апреля 1945 года полк выполнял боевые задания в интересах 3-го Белорусского фронта по уничтожению опорных пунктов и оборонительных сооружений в г. Кёнигсберг, полк своими 77 успешными боевыми вылетами оказал содействие войскам фронта, 9 апреля овладеть г. Кёнигсберг, за что приказом Главнокомандующего от 09.04.1945 г. личному составу полка была объявлена благодарность.

9 апреля 1945 года полк нанесён бомбардировочный удар по аэродрому Цирава.

С 12 по 22 апреля полк произвёл 154 успешных боевых вылетов по уничтожению живой силы и техники противника на Земландском полуострове.

Закончил войну 128-й гвардейский бомбардировочный авиационный Ленинградский Краснознаменный полк, в составе Ленинградского фронта, блокируя Курляндскую группировку противника.

ВОИНЫ ПОЛКА

  • гв. лейтенант Баринов Алексей Кузьмич, командир звена 1921 г.р.
  • гв. капитан Белоусов Павел Семенович, пом. начальника штаба по разведке и аэрофотослужбе 1910 г.р.
  • гв. лейтенант Боркунов Григорий Алексеевич, командир звена 1921 – 28.09.1944 (р-н Либава)
  • гв. капитан Бурко Иван Васильевич, штурман АЭ 1908 – 09.04.1945 (р-н Цирава)
  • гв. мл. лейтенант Бухареев Риза Гаязович, штурман 1921 – 28.09.1944 (р-н Либава)
  • гв. лейтенант Гражданкин Петр Сергеевич, командир звена 1922 – 09.04.1945 (р-н Цирава)
  • гв. майор Дерябин Александр Михайлович, командир АЭ 1915 – 09.04.1945 (р-н Цирава)
  • гв. мл. лейтенант Дьяконов Виталий Васильевич, ст. лётчик 1922 г.р.
  • гв. ст. лейтенант Житковский Виктор Николаевич, штурман звена 1921 г.р.
  • гв. ст. лейтенант Кокуев Николай Семенович, штурман звена 1919 – 09.04.1945 (р-н Цирава)
  • гв. мл. лейтенант Ксензов Евгений Дмитриевич, штурман 1926 – 24.09.1944 (5 км с-в. Добеле)
  • гв. мл. лейтенант Каленчук Николай Ульянович, ст. лётчик 1919 г.р.
  • гв. мл. лейтенант Киселев Григорий Иванович, штурман 1921 г.р.
  • гв. мл. лейтенант Кравченко Алексей Афанасьевич, ст. лётчик 1919 г.р.
  • гв. лейтенант Кудрин Вениамин Иванович, штурман звена 1922 г.р.
  • гв. ст. лейтенант Мансуров Митхай Генадтович, командир звена 1921 – 21.12.1944
  • гв. мл. лейтенант Марзилович Алексей Иванович, штурман 1921 г.р.
  • мл. лейтенант Маслиев Борис Николаевич, штурман 1925 – 01.01.1945
  • мл. лейтенант Мостовой Павел Алексеевич, летчик 1922 – 01.01.1945
  • гв. мл. лейтенант Нестеров Венедикт Иванович, штурман 1922 – 15.09.1944
  • гв. мл. лейтенант Панченко Виктор Владимирович, ст. летчик 1923 г.р.
  • гв. лейтенант Помогаев Иван Назарович, адъютант АЭ 1908 г.р.
  • гв. мл. лейтенант Пырха Павел Васильевич, летчик 1921 – 24.09.1944 (5 км с-в. Добеле)
  • гв. ст. лейтенант Савченко Александр Артемович
  • гв. ст. лейтенант Скороходов Леонид Сергеевич, штурман звена 1917 – 21.12.1944
  • гв. майор Цапиков Павел Николаевич, зам. командир полка 1905 – 09.04.1945 (р-н Цирава, с-т взорвался в воздухе)
  • гв. ст. сержант Артемов Егор Ильич, воздушный стрелок-радист 1919 – 15.09.1944 (р-н Иецава)
  • сержант Козлов Сергей Гаврилович, воздушный стрелок-радист 1919 – 28.09.1944 (р-н Либава)
  • гв. старшина Федоров Игорь Петрович, воздушный стрелок-радист 1915 – 28.08.1944
  • гв. старшина Христинюк Николай Васильевич, воздушный стрелок-радист 1921 г.р.
Читать еще:  Виды контроля. Объекты судебной экспертизы

Если в Вашем семейном архиве сохранились фотографии Вашего родственника и Вы пришлёте его биографию – это даст нам возможность увековечить память о воине, участнике боевых действий Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, на территории Латвийской Республике.

Подвиг, который солдаты совершали при обороне и освобождение Латвийской Республики привёл к Нашей Победе, и память о людях, отдававших за это свою жизнь, не будет забыта.

Если у Вас есть информация о событиях Второй Мировой войны на территории Латвийской Республике и у Вас есть желание поделиться данным материалом с создателями веб-ресурса, можете её присылать на nashapobeda@inbox.lv.

Источник:

Обобщенный Банк Данных «Мемориал».

Женский 587-й авиационный полк пикирующих бомбардировщиков Пе-2

8 октября 1941 года известная советская летчица Герой Советского Союза майор Марина Михайловна Раскова сформировала три женских авиационных полка – 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й легких ночных бомбардировщиков (в последствии 46-й Гвардейский Таманский авиационный полк легких ночных бомбардировщиков). Сама Марина Раскова возглавила 587-й бомбардировочный полк. Обучение нового соединения проводилось в Энгельсе. Вначале планировалось вооружить полк самолетами Су-2, но они были сняты с вооружения и полк был вооружен пикирующими бомбардировщиками Пе-2. 25 ноября 1942 года полк был готов к боевым действиям. Боевая деятельность 587-го бомбардировочного авиационного полка началась во время Сталинградской битвы. 1 декабря 1942 года он убыл в действующую армию. При перелете на фронт 4 января, попав в сложные метеоусловия, погибла в авиационной катастрофе командир полка Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова. По просьбе летчиц полку было присвоено ее имя.

С 28 января 1943 года полк наносил удары по оборонительным сооружениям, живой силе и огневым точкам врага в районе поселка и Сталинградского тракторного завода. На выполнение этой задачи было произведено 50 самолето – вылетов. Летчицы сбросили на противника около 15 тонн бомбового груза. Полк прошел боевой путь от берегов Волги до берегов Балтийского моря. На Северо – Кавказском фронте он произвел 180 боевых вылетов, на Западном фронте – 234, на 3-м Белорусском – 291, на 1-м Прибалтийском – 379 боевых вылетов и сбросил на врага более 892 тонны бомбового груза. В воздушных боях полк сбил 5 истребителей противника. На земле уничтожил 16 танков, 82 орудия, 45 вагонов. Число уничтоженных автомобилей и живой силы противника точно установить не представилось возможным. Летчицы 587-го полка хорошо освоили пикирующие бомбардировщики Пе-2, несмотря на то, что отношение к самолету среди летного состава было двойственное. С одной стороны, это была современная машина для того времени, с отличными летными характеристиками, неплохим оборудованием, электроприводами и автоматикой. С другой стороны – самолет был сложен в пилотировании, особенно при взлете и посадке, требовал повышенных скоростей, и при ошибке пилотирования были случаи сваливания, приводившие к авариям. На разбеге самолет имел тенденцию к развороту, на посадке частенько “прыгал”, из-за особенностей амортизаторов шасси. При неаккуратном управлении на посадке самолет проявлял склонность к капотированию во время пробега.

За отличные боевые действия и проявленный личным составом героизм 587-й полк был преобразован в 125-й Гвардейский, удостоен почетного наименования “Борисовский”, награжден орденами Суворова и Кутузова 3-й степени. Пять девушек – пилотов и штурманов этого полка стали Героями Советского Союза: Гвардии майор Джунковская Галина Ивановна, штурман эскадрильи; Гвардии капитан Долина Мария Ивановна, заместитель командира 2-й эскадрильи; Гвардии старший лейтенант Зубкова Антонина Леонтьевна, штурман 1-й эскадрильи; Гвардии майор Федутенко Надежда Никифоровна, командир 1-й эскадрильи; Гвардии капитан Фомичева Клавдия Яковлевна, командир 2-й эскадрильи.

2 июня 1943 года 9 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 125-го Гвардейского женского авиационного полка под командованием командира эскадрильи капитана Евгении Тимофеевой в момент сбрасывания бомб на войска противника в районе станицы Киевская подверглись атакам 8 истребителей противника. Шестерка наших истребителей, сопровождавшая бомбардировщиков, в это время попала в облачность и оторвалась от них. В создавшейся обстановке советские летчицы проявили высокое мужество и самообладание. Не нарушая боевого порядка, они встретили атаки врага сосредоточенным огнем бортового оружия, сочетая его с маневром в строю. В ходе боя они сбили 4 вражеских истребителя и без потерь вернулись на свой аэродром. Командир эскадрильи Надежда Федутенко 20 раз водила в бой звено самолетов Пе-2, 25 раз – девятку, 4 раза выполняла задания в качестве заместителя ведущего и 2 раза водила в бой колонну из 54 бомбардировщиков Пе-2. Всего за время войны она водила в бой 823 самолета Пе-2 и лично сбросила на врага более 54 тонн бомб. 26 мая 1943 года в составе 9 бомбардировщиков Надежда Федутенко вела звено на уничтожение артиллерийско – минометных позиций и живой силы противника на окраине станицы Киевская. Противник встретил наши самолеты сильным огнем зенитной артиллерии. Умело маневрируя, Надежда вывела звено точно на цель и выполнила задание. В этом бою она была тяжело ранена в голову. Штурман перевязала рану своего командира. Собрав всю свою волю и мужество, Федутенко не вышла из боевого строя звена, применила противозенитный маневр и привела звено на свой аэродром без потерь. Командир звена Шолохова, тяжело раненная в голову и челюсть, на одном моторе перетянула линию фронта и посадила подбитый самолет на своей территории. Командир звена Губина ценой собственной жизни спасла жизнь своего экипажа. Младшие лейтенанты Язовская и Осадзе, защищая самолет командира звена, вступили в неравный бой с 4 вражескими истребителями. Летчица Малютина, тяжело раненная в живот, 4 раза теряла сознание во время полета. Напрягая последние силы и волю, она довела самолет до своей территории и благополучно посадила его. Летчица Тарасенко, получив тяжелое ранение в ногу, трижды теряла сознание в полете, но сумела перетянуть самолет через линию фронта, спасти дорогостоящую боевую машину и жизнь экипажа. О мужестве, храбрости и умении советских девушек, воевавших на пикирующих бомбардировщиках Пе-2, можно говорить очень долго. Всех слов все равно не скажешь.

Читать еще:  Кто по знаку зодиака 28 апреля.

Но тут память услужливо, но довольно ехидно, подсунула несколько строк, наверное, не очень известных широкому читателю. Просто констатация факта. Никаких комментариев. Кроме весьма удачно воевавшего истребительного авиационного полка “Нормандия” в СССР в 1944 году был сформирован из французских летчиков – добровольцев бомбардировочный полк “Лангедок”, вооруженный пикирующими бомбардировщиками Пе-2. Однако из-за сложности самолета половина экипажей так и не смогли его освоить, до окончания войны полк так и не был боеготов и не введен в боевой состав действующей армии.

Вот как – то так. Извините, ничего личного.

БОЕВОЙ ВЫЛЕТ ПЕШЕК 82 ГВ.БАП.

—————————————- —————————————- —-
“Наш полк на хорошем счету был у Полбина. Говорили, что он чаще, чем в другие полки, именно к нам прилетал. Любил к нам прилетать. А прилетал он зачем – задание какое-то давал. “

О боевом пути 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного, орденов Суворова и Кутузова, Берлинского полка в книге Евгения Чорного “Соколиный полет “Пешки” (82-й ГБАП. Боевой путь).(ИСТОЧНИК:ПРОЗА.ру : Евгений Чорный )
Воронежский фронт (26.03.43 – 18.07.43 )
26.03.1943 полк перелетел на фронтовой аэродром Евстратовский, вблизи Россоши и вошел в состав Воронежского фронта , командующий Н.Ф.Ватутин.
29.03.1943 на аэродроме выстроилась вся дивизия. Генерал-лейтенант Судец В.С. сдал корпус Герою Советского Союза полковнику И.С. Полбину (бывшему командиру 35 гвардейского Сталинградского авиаполка) .

На снимке: 16 июля 1943 года. Экипаж пикирующего бомбардировщика ПЕ-2 (82 ГВ.БАП ) , командир звена 2 АЭ Гв.мл.лейтенант К.Ф.Аксёнов (в центре). Фото предоставлено сыном В.К.Аксёновым ( источник:)

82-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк: 12.05.1943 полк перебазировался на полевой аэродром Иловское.

– с апреля 1943 года, на должность командира был назначен гв.майор Богатов В.А. ( прим:бывший политрук из соседнего 46 БАП (80 ГВ.БАП ).

Девятка Пе-2 82-го гв. бап, ведомая комэском ст. лейтенантом Скоробогатовым, смогла не только отбиться от наседавшего противника, но и сбить самолет фельдфебеля * Э. Зиблера (? Zibler) из III/JG3, имевшего на тот момент 36 побед. Экипажи «пешек» проявили в этом бою немалые выдержку и хладнокровие. Так, сержант Зиновьев и его радист получили ранения от обстрела зенитной артиллерией и многочисленных атак истребителей, но продолжали вести бой. Сильнее других пострадал штурман экипажа мл. лейтенант Беликов, потерявший сознание после попадания пули в плечо. Придя в себя, он смог одной рукой вновь открыть огонь из пулемета и сбил приблизившийся истребитель противника.
Вероятно, немецкий летчик решил, что штурман погиб, и поплатился за это. Вся изрешеченная «пешка», на которой затем насчитали 33 пробоины, совершила вынужденную посадку на аэродроме истребителей Завалье. По результатам боя со Скоробогатова было снято взыскание (полученное в июне за неточный сброс бомб) и он был восстановлен в звании гвардейца, а весь экипаж( ком.звена 2 АЭ) Рыбалко, претендовавший на два сбитых «сто девятых», наградили орденами Красной Звезды <224>( ЦАМО РФ. Ф. 1-й гв. бад. Оп. 1. Д. 33. Л. 93 )
ист: Хазанов Д. Б., Горбач В. Г. Авиация в битве над Орловско-Курской дугой. Оборонительный период. — М., 2004. — 200 с. //

Читать еще:  Лунный знак зодиака. Что такое лунный знак зодиака

* В 07:22 –05.07.43 г, фельдфебель ЗИБЛЕР на высоте 1500 метров в н.п. ТОМАРОВКА , сбивает ПЕ-2 854 БАП – Подробнее :https://aleks-savenkov.livejournal.com/52488.html , .”Но смерть полна коварства, Его подстерегла. Ля-ля-, бум-бум…

” “. The incredible number of successes they claimed on 5 July – the vast majority of them Il-2 Shturmoviks and Pe-2 attack bombers . 36-victory Feldwebel Emil Zibler, who was seen to belly-land north of Belgorod after attacking a gaggle of Pe-2s, was posted missing “. .

Aircraft of the Aces 116 – Aces of Jagdgeschwader 3 ‘Udet’

5/7/1943 Bf 109G-4 14883 9./J.G. 3
Zibler, Fw. Emil MIA after Luftkampf with Pe-2s.
Bauchlandung( посадка на живот) – seine Maschine wurde( его машина) am folgenden (на следующий) Tage (день) von vorgehenden deutschen Heerestruppen
-auf dem Bauch liegend gefunden лежащим на животе) [Prien] Pl.Qu. 61182, 10 km N Bjelgorod 100% F
Claimed one Pe-2 (заявлен один ПЕ-2) at 0722 hrs N Tomarowka [claim film]. and was taken prisoner ( были взяты в плен) (N Tomarowka)
[src: Khazanov/Gorbatsch]

05/07/43: Fw. Emil Zibler : 9./JG 3 /Bf 109 G-4 (14883)Yellow/ (Желтый)
-Combat with Pe-2, belly-landing, Pl. Qu. 61/1/8/2, 10 km N. Belgorod.
КООРДИНАТЫ: 61182 переводим 50.812500 N, 36.291667 E (получается в районе хутора КРЕСТОВ Яковлевского р-на, в поле неподалеку от урочища МАТЮХИНО 🙂
—————————————- —————————————- ————————————–
1-й боевой вылет 05.07.43 г, был осуществлен в н.п. Пушкарное, время атаки 8.15. Н-2300 метров (бомбили скопление танков) :
– самолет № 6/ 196 командира звена гв.лейтенанта Костина В.Г, был подбит ЗА в районе н.п. Сухосолотино, произвел вынужденную посадку в районе Яковлево.

Выдержка из Журнал боевых действий штаба 82 гв. бап :
Дата 05.07.43 г. Ведомый 2-й Авиаэскадрильи ст.лейтенант Скоробогатов:

-Бомбардировать скопление танков в н.п. РАКОВО.( наблюдали скопление танков в лощине в 2 км зап.РАКОВО)
– 10.19 .при подходе над целью была атакованы 8-мю МЕ-109 и ФВ-190.
– 10.20-10.25, при отходе от цели атакованы до 15 МЕ-109 и ФВ-190, с разных направлений. в результате воздушного боя сбито 4 МЕ-109 и ФВ-190 .
—————————————- —————————————- —————————————- ————–

Самолет № 6/ 177 мл.лейтенант Рязанов, штурман Андрианов, стрелок-радист Долгополов, пошел на снижение на Быковка..

1.) ВРЕМЯ (09:15)-координаты:[ 61 172 at 1000 m]:Oberleutnant Lucas Werner (Wilhelm) 4./Jagdgeschwader 3 ‘Udet’ / ( в балке Суходол между н.п.КОРОВИНО и н.п. ЧЕРКАССКОЕ, от н.п РАКОВО по прямой 28 км, от места где был подбит ,пройдя горящим на снижение 21 км.)

В списках погибших считается стрелок радист гв. сержант Долгополов Сергей Николаевич 1915 г.р.
Орджоникидзевский край, Александровский р-н, с. Александров. Призван Александровский РВК. Пропал без вести 05.07.1943
с.Калиновское Александровский район Ставропольский край: (донесение 11.08.1948 г.)
жена: Шкуматова Галина Ивановна.
На основании донесения летчик и штурман в госпитале :
—————————————- —————————————- —————————————- —–
Разница между Берлинским временем и Московским в один час , в донесении 82 ГВ.БАП указано время 10.20-10.25, в заявленных победах летчиков Люфтваффе от 05.07.1943 г, зафиксированы два сбитых самолета ПЕ-2 , по Берлинскому времени 9.15.-9.20.

2.)ВРЕМЯ (9.20.)-координаты:[61 321]: Hauptmann.Haiböck Josef / 1./Jagdgeschwader 52 / ( ГРИНЕВ ЛЕС между н.п.КАЗАЦКОЕ и н.п.ВЫСОКОЕ )

-Летчик.мл.лейтенант.Монин Борис Петрович:14.05.23 г.р.Татарская АССР, г. Мензелинск.
Призван КАЗАНСКИМ РВК.
05.07.43 г- плен : ТОМАРОВКА.

ЖИВ : 30.08.52 г,состоял на учете в Сталинском РВК г.Казани.

-Штурман.Сержант.Лапин Константин Демьянович :Киргизская ССР, Джалал-Абадская обл., р.п. Кок-Янгак.
Кок-Янганский РВК.
05.07.43 г, попал в плен
Репатриирован из немецкого плена ,демобилизован.


С 13-й серии справа установили крупнокалиберный пулемет БК; цифрой 2 отмечен выдвинутый патронный ящик:
Начиная с апреля-мая (с 13-й серии), люковый ШКАС заменили на крупнокалиберный турельный пулемет БТ конструкции Березина с боекомплектом 200 патронов. Правый ШКАС в носовой установке также был заменен на пулемет БК (крыльевой вариант с цилиндром пневмоперезарядки) с боекомплектом 150 патронов, но одновременно уменьшился запас патронов левого ШКАСа до 450 шт. В связи с тем, что выбрасываемые вниз сравнительно тяжелые звенья и гильзы БК наносили серьезный ущерб обшивке самолета и даже попадали в туннели водорадиаторов, был предусмотрен их сбор в специальный короб. На верхней установке ТСС-1 с той же целью стали собирать в мешок звенья.
(источник: Авиация и космонавтика 2004 05-06)
—————————————- —————————————- ————————————

Источники:

http://www.nashapobeda.lv/1717.html

http://zen.yandex.ru/media/id/595093b477d0e65de11a18c1/5cf6accf09c48a00b1acebca

http://aleks-savenkov.livejournal.com/53267.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: