Кто такой купидон в греческой мифологии. Купидон и Амур
Кто такой купидон в греческой мифологии. Купидон и Амур
Купидон – маленький крылатый хулиган, за спиной которого колчан стрел, поражающих в самое сердце. Его изображение встречается на картинах различных эпох, а легенда бога любви уходит корнями в древнюю мифологию.
История происхождения
У Купидона несколько имен. Божественное существо также называют Амур, в древнегреческом варианте – Эрот. Персонаж древнеримских мифов, он является покровителем любви. Рожденный богиней Венерой, малыш предстает в облике озорного ангела, норовящего пронзить стрелой влюбленности сердце первого встречного или неугодного ему героя ради шалости. Его сопровождают важные атрибуты: колчан, лук и стрелы, которыми он поражает, заставляя влюбляться. Стрелам Купидона были подвластны и простые смертные, и боги.
Амуры в скульптуре
Этот персонаж знаменит трогательной любовной историей, связывающей его с простой земной девушкой по имени Психея. Мать Купидона, богиня Венера, велела сыну наказать не приглянувшуюся ей красавицу. Но сын прельстился Психеей и, влюбившись, стал ей мужем. Девушка не знала, кто стал ее избранником, так как простые смертные не позволяли себе поднимать взор на богов. Семейная идиллия казалась восхитительной до тех пор, пока сестры не спровоцировали Психею подсмотреть за Купидоном. Послушавшись родственниц, девушка привела Купидона в гнев. Он покинул возлюбленную, уничтожив все, чем они жили в браке.
Психея убивалась по супругу и, находясь в отчаянье, отправилась в храм Венеры. Моля свекровь о прощении, она отважилась пройти поставленные перед ней препятствия в виде сложных заданий. Венера думала извести девушку и избавиться от нее, но Психея преодолела трудности с помощью любви.
Психея
Финальным испытанием стало перемещение в преисподнюю ящика Пандоры. Внутри него таилась красота супруги бога Плутона. Важным условием задания был запрет на вскрытие коробки. Психея вновь не устояла перед искушением. Внутри ящика оказался мертвый сон, сразивший красавицу. Купидон отыскал возлюбленную и помог прийти в себя. Герой простил девушку. Боги, увидевшие силу любви молодых людей, сделали Психею богиней.
Древнегреческая мифология раскрывает аналогичный сюжет. Он стал источником вдохновения для деятелей искусства, поэтому образ Купидона, он же Амур, он же Эрот, воспевался в литературе, изобразительном искусстве, скульптуре и архитектуре.
Венера, Психея и Купидон
Мифологический персонаж предстает в образе светловолосого ангела, олицетворяющего возвышенные чувства. Личико мальчонки украшают румянец и шаловливая улыбка, вокруг него часто находятся прекрасные цветы пастельных оттенков. Любопытно, что с оружием Купидона нередко сравнивают женские губы из-за схожести форм.
В День Святого Валентина образ Купидона пользуется чрезвычайной популярностью, хотя римское божество, равно как греческий бог Эрот, слыли порождением хаоса из-за своего вольнолюбивого нрава. Праздник всех влюбленных сопровождается тематической атрибутикой, на которой принято изображать маленьких ангелочков, выпускающих стрелы в сторону безнадежных скептиков.
Купидон в культуре
Помощник Афродиты в греческой культуре и сын Венеры в римской не считался ключевой фигурой мифологии. Но он часто воспевался в эпоху эллинизма и во времена Ренессанса. К его изображению прибегали, используя героя в качестве символа. Ему не нужно быть активным действующим лицом, чтобы присутствовать на холсте или в скульптурном ансамбле. Купидона изображали, чтобы намекнуть о наличии любовного лейтмотива в описываемом сюжете.
Афродита и Амур
Юнца часто изображают на картинах, описывающих соблазнение Юпитером прекрасных дев. Купидон также появляется перед публикой в сюжетах, где взаимодействуют Венера и Адонис. Посланец любви играет с орудиями Марса и дубиной Геракла, вызывая ассоциацию с обезоруживающими чувствами.
Разочаровавшиеся в мальчугане строго наказывали его. Так поступали Диана и Минерва, чьи образы олицетворяют целомудрие.
Эрот и Диана
Образ Купидона воспевался в эпоху Возрождения. Изваяния, посвященные ему, часто становились украшениями для надгробий и фамильных склепов. Купидон (или Амур в альтернативной интерпретации) – герой картины художника Лезюэра. На ней изображена Венера в окружении трех Граций, одна из которых протягивает богине малыша Купидона.
По легенде, Эрот не рос до тех пор, пока у него не было друга, способного любить его. Им стал Антэрот, в противовес Эроту отвечающий за взаимную любовь.
Эрот
Поэт Анакреон посвятил несколько стихотворений популярной легенде о том, что Юпитер приказал убить Купидона его матери. Венера спрятала дитя в лесу, где его воспитали дикие звери. Это предание описано в картинах Прюдона. Он же запечатлел на холсте любовные приключения Купидона.
Авторской идее следовали Корреджо и Тициан, на чьих картинах Венера надевала на глаза сыну повязку, делая меткий выстрел Купидона произвольным.
Кто такой Купидон на самом деле: факты о боге любви, которых мы не знали (4 фото)
Имя и образ Купидона известен практически каждому. Многие знают, что Купидон – бог любви, однако на этом зачастую и заканчивается наше знакомство с ангелоподобным мальчиком, вооруженным луком и стрелами.
На самом деле у Купидона далеко не простая история. Стоит упомянуть лишь то, что в разные исторические периоды бог любви не просто выглядел по-разному, но был совершенно иным существом.
Метаморфозы Купидона
В древнегреческих источниках, откуда впервые мы и узнали о нем, Купидона называли Эросом или Эротом (в зависимости от перевода)
В самых ранних источниках (космогонии, самые ранние философские тексты) он – один из примордиальных четырех богов, создавших космос. Среди них, кроме Эроса, еще Хаос, Гея и Тартар.
Более поздние источники говорят об Эросе как о сыне Афродиты то ли от Урана, то ли от Ареса. В римскую традицию Купидон или Амур перешел сыном Венеры (Афродиты) и Марса (Ареса).
В конечном счете у более поздних, практически средневековых поэтов и трубадуров Купидон представлен как ребенок с луком и стрелами, часто ослепленный. В раннем греческом искусстве Эрос же изображался молодым мужчиной – воплощением страсти и сексуальной силы.
Древняя Греция и Рим
В Древнем Риме у бога любви было два имени, как и сегодня. Оба значения этих имен напрямую связаны с любовью. Купидон происходит от латинского слова Cupido, что означает «желание». Другое латинское имя Купидона – Амур – происходит от латинского слова «любовь».
Как выглядел Купидон у греков, мы описали выше. Однако после Эллинистического периода, который закончился около 31 года до нашей эры, когда Рим завоевал Грецию, этого бога стали изображать маленьким полнощеким мальчиком, который знаком каждому современному человеку, особенно в преддверии Дня святого Валентина.
Непостоянство любви
Непостоянство любви стали изображать двухконечной стрелой Амура. Один конец – золотой, наполнит сердце искренней и страстной любовью, другой – медный, остудит влюбленное сердце.
Стоит отметить, что двойственная природа любви отражалась и в древнегреческой мифологии, где у Эроса был брат-близнец – Антерос. Антерос был богом взаимной «ответной» любви, он не отличался страстностью, скорее наоборот, был хладнокровным и мстил тем, кто не отвечает на искренние чувства и особенно тем, кто насмехается над ними.
Средневековье
Лук и стрелы были у Купидона и в период классицизма, однако огромное внимание им стали уделять в период раннего Средневековья. Тогда же Купидона начали ослеплять, символизируя тем самым непредсказуемый характер любви – ей подвластны все вне зависимости от возраста, пола и положения в обществе.
Ослепленного повязкой Купидона можно встретить в пьесах Шекспира.
После того как христианство стало фактически единственной формой культуры в Европе в Средние века, бога любви пытались изображать скорее демоном, нежели ангелом. Он был «демоном внебрачной связи», обольстительной злобной фигурой, сбивающей людей с пути истинного. Его колчан стал символом развращенного ума, лук – символом обмана, стрелы – яда, а факел – горячей порочной страсти.
Амур и Психея
Одним из самых популярных классических мифов было повествование о любви Эроса и Психеи – смертной прекрасной девушки. Этот миф увековечил в своем романе римский писатель и поэт Апулей.
Психея была настолько прекрасна, что сама Афродита стала завидовать ее красоте. Ревнивая богиня послала к девушке Эроса, чтобы он заставил ее сердце запылать страстью к самому уродливому существу на земле. Девушку оставили на краю утеса, где ее должен был встретить монстр и забрать в жены. Однако Эрос, увидев Психею, смиренно ожидающую свою жестокую судьбу, сжалился над девушкой и унес ее с утеса.
Эрос стал приходить к девушке, но лишь под покровом тьмы, так как не хотел, чтобы она узнала, кто он. Он взял с девушки обещание не пытаться разведать, кто он. Ревнивые сестры Психеи прознали об ее спасении и любви к таинственному спасителю и решили обхитрить сестру. Они сказали Психее, что ее тайный любовник – жуткое чудище, и убедили ее взглянуть на него, пока он спит.
Психея зажгла масляную лампу и взглянула на Эроса. Он оказался настолько прекрасным, что девушка залюбовалась им настолько, что не заметила, как масло от лампы потекло на плечо бога любви. Эрос, увидев, что Психея предала его, покинул ее и исчез.
Расстроенная Психея бросилась вслед за возлюбленным, долго искала его, скитаясь по всему миру, пока не решилась обратиться за помощью к Афродите.
Разгневанная богиня захотела поиздеваться над девушкой, давая ей одно невыполнимое задание за другим. Однако Психея не сдавалась и справилась со всеми заданиями не без помощи сверхъестественных сил, сжалившихся над нею.
Эрос, узнав о том, что его любимая так долго его искала и перенесла столько мук и страданий, даже спустилась в ад, отправился к Зевсу просить о том, чтобы Психее был дан статус бессмертной. Зевс послушал его, и Психея отправилась жить на Олимп вместе с Эросом. У них родилась дочь Гедония (в римской традиции Волупия) от слова «сладострастие».
Купидон в искусстве
Амур всегда был одним из любимых сюжетов поэтов, художников, музыкантов и скульпторов.
С возобновившимся интересом к гуманизму классического искусства художники эпохи Возрождения изображали Купидона как вполне реалистического ребенка. Однако он неумолимо становился все моложе и моложе. На некоторых картинах мастеров итальянского и северного Ренессанса Купидон был изображен не просто малышом, но даже младенцем.
В период развития итальянского Ренессанса многие художники начали изображать несколько Купидонов на одной картине. Этот прием стал известен как amorini, или амуры. Порой амуры (которых называли еще и putti – ангелочки) попадали даже на библейские изображения, например на «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля.
Купидон в современной культуре
С кудрявыми волосами, красными губками, крошечными крыльями, стрелой с наконечником в форме сердца Купидон является культовой и узнаваемой фигурой в современной массовой культуре. Чаще всего его можно заметить на валентинках, коробках конфет и мягких игрушках, но не стоит забывать про глубокое художественное наследие этого исторического символа.
Купидон остается актуальным и в современном искусстве. Например, популярный поп-арт дуэт муж и жена Класа Олденбурга и Косье ван Брюгген установили популярную скульптуру в Сан-Франциско. Скульптура называется «Охват Купидона» (Cupid’s Span), что очень даже символично, ведь вдохновленные Купидоном предметы и произведения искусства создавались и все еще создаются уже на протяжении тысяч лет, доказывая тем самым, что бог любви и искусство всегда были идеальной парой.
Кто такой купидон в греческой мифологии. Купидон и Амур
Эрот (Эрос, др.-греч. Ἔρως, также Эрос, Амур, у римлян Купидон) – бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.
Эрот и Психея
Существовало множество вариантов происхождения Эрота:
– Гесиод считает его самозародившимся после Хаоса, Геи и Тартара божеством, одним из древнейших богов.
– По Алкею, сын Зефира и Ириды.
– По Сапфо, сын Афродиты и Урана.
– По Симониду, сын Ареса и Афродиты.
– По Акусилаю, сын Эреба и Нюкты.
– По орфической космогонии, родился из яйца, снесенного Ночью или сотворенного Хроносом. Именуется великим даймоном.
– По Ферекиду, Зевс стал Эросом как демиург.
– По Пармениду, создание Афродиты.
– По Еврипиду, сын Зевса, или Зевса и Афродиты.
– По Павсанию, сын Илифии.
– У Платона – сын Пороса и Пении.
– Сын Хаоса.
– По некоей версии, сын Геи.
– Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др.
Согласно речи Котты, их было три:
– Сын Гермеса и первой Артемиды.
– Сын Гермеса и второй Афродиты.
– Сын Ареса и третьей Афродиты, он же Антэрос.
– Согласно Нонну, родился у города Берои.
Эрот – мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время – с цветком и лирой, позднее сострелами любви или пылающим факелом. В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эроса празднество – Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрос, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и девушек, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эроса ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критянеобыкновенно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию. Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антерота (иначе Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота». Кормилицы Эрота хариты отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте.
Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.
В честь Эрота назван астероид (433) Эрос, открытый в 1898 году, а также астероид (763) Купидон (англ.) русск., открытый в 1913 году.
Купидон (франц. Cupidon, от лат. Cupido; Cupiditas – “страсть, влечение, томление”) – в древнеримской мифологии – божество любовной страсти, безудержного желания. Этим он отличается от более сдержанного Амура. Купидон – воплощение эротики, его спутник – Йокус, олицетворениенизменной страсти. Амур стремится соединить влюбленных, он не терпит одиночества и отсутствия любви. В средневековом искусстве изображение Купидона, спящего на потухшем факеле любви, символизировало сладострастие, приводящее к пресыщенности. Позднее значение этих персонажей – Амура, Купидона, Эрота и Антэрота – нивелировалось, что искажало и запутывало содержание мифологических сюжетов.
В честь бога любви назван спутник Урана Купидон, открытый в 2003 году.
Амур в образе ребёнка (раб. Этьена Мориса Фальконе, после 1757, Эрмитаж)
Амур (франц. Amour от лат. Amor – “любовь”) – в древнеримской мифологии – бог любви. Символизировал не платоническую, а чувственную любовь между мужчиной и женщиной.
Амур был сыном Венеры и Марса.
Изображался в образе крылатого мальчика с луком и стрелами, поражающими сердца.
“Амурчиками” часто называют изображения множества маленьких эротов, с самыми разными атрибутами, музыкальными инструментами, развлекающих себя шалостями. Подобные изображения характерны для искусства эллинистического времени, в частностиалександрийской школы. В эпоху Итальянского Возрождения этот мотив появился снова, но в нем античные эроты (чтобы отличить их от Ангелов) стали изображаться без крыльев и получили новое название: путти, или путто (итал. putto – “младенец”).
Позднейшее французское название амура – купидон.
С эротической культурой связано также слово “амуре́тт” (франц. Amourette – “легкая, мимолетная любовь”). Но термином “амуретт” именуют и черное дерево (паслен) и древесину акации, которые применяют для инкрустации (маркетри) мебели. “Аморетто” (итал. Amoretto) – “маленький купидон”.
В изобразительном искусстве часто использовался сюжет, сочиненный Апулеем: “Амур (Купидон) и Психея” (ок. 150 г. н. э.; см. Психея).
Амур и Психея. Антонио Канова, 1786-93 г. Париж
Еще одна, итальянская, персонификация этого божества – Амор (от итал. Amore – “любовь”). В представлении итальянских поэтов XIII—XIV вв. Амор – это “молодой сеньор светского обхождения”.
“Стрелы Амура” (франц. “flèches d’Amour”) – название драгоценного камня, разновидности горного хрусталя и разновидности аметиста.
С образом Амура связана сложная и разнообразная символика куртуазной культуры. Она отражена, в частности, в популярной книге “Избранные эмблемы и символы” («Emblemata et Symbola Selecta”), изданной И. Камерарио в 1668 г. в Майнце, многократно переиздававшейся, в том числе и в России.
Амур с пылающим сердцем в руке – символ любви, когда сердце возгорается к желанному объекту.
Амур, прикрывающий рукой зажженный факел, – если с пренебрежением относиться к любви, которую мы зажгли в сердце другого человека, она может погаснуть.
Амур, как кузнец, ударяющий по сердцу на наковальне, – необходимо усмирять наши страсти, а порывы сердца согласовывать с благими устремлениями.
Амур, улетающий с одним из выбранных сердец, – одного правильно выбранного сердца вполне достаточно.
Амур, удящий рыбу, – проглотив по неосторожности приманку любви, мы слишком легко можем оказаться пойманными сами, что создаст беспокойство и трудности.
Амур с завязанным ртом – символ интимности в любовных делах, любовь должна быть немой, или тайной, но не слепой.
Амур, ухаживающий за деревом, – необходимо заботиться о росте взаимной любви, приносящей плоды.
Амур, оставивший свое оружие в погоне за сердцем, – ради любви к другому мы должны жертвовать всем.
Амур, плачущий у надгробия, – у двух любящих одно сердце, они вместе живут и вместе умирают.
Амур, льющий воду на пылающее сердце, – истинную любовь ничем не погасить.
Амур с луком, но без стрел, – я позаимствую стрелы у глаз прекрасной.
Амур, стреляющий в сердце, расположенное на высокой колонне, – не воображай, что находишься вне досягаемости стрел любви, и не полагайся на собственную силу и власть.
Амур, уносящий сердце прочь от чудовища, – подлинная любовь вопреки зависти и злословию всегда восторжествует.
Образ Амура в виде нагого ребенка используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель.
Источники:
http://24smi.org/person/3951-kupidon.html
http://nlo-mir.ru/bezrubriki/kto-takoj-kupidon.html
http://lubovbezusl.ru/publ/ljubov/serdce/p/35-1-0-429