История и этнография. Буряты, история
Байкал
История и этнография
Буряты
Первоначальным местом поселения протобурятских племен очевидно, следует считать Предбайкалье, хотя ранее была довольно популярна точка зрения, что бурятские племена являются пришлыми из Монголии. Сегодняшние данные позволяют говорить о существовании еще в позднем неолите (около 2500 года до н.э.) протобурятских племен шоно и нохой.
Названия эти являются тотемными, и переводятся как волк и собака. Некоторые исследователи считают племя шоно предками булагатов и эхиритов, а нохой – предками хоринцев. Вероятно, в ходе длительных процессов передвижений племен, нохой большей частью перешли на восточную сторону Байкала, где вошли в состав империи гуннов. Шоно же находились в даннической зависимости.
Начиная с III века до н. э. население нынешнего Прибайкалья и Забайкалья последовательно входило в состав центральноазиатских тюркских государств — хунну, сяньби, жужаней и др. В VIII—IX веках регион Байкала представлял собой часть Уйгурского ханства. Основными племенами, жившими здесь, были курыканы и баргуты (байерку).
Более подробные сведения о предках бурят относятся к IX-X векам нашей эры. Считается, что западные племена предков бурят входили в то время в состав уч-курыканского племенного союза, а восточные составляли сильный хори-туматский союз. Существует точка зрения, что между курыканским и хори-туматским союзами были длительные военные столкновения, продолжавшиеся более 100 лет с различной интенсивностью. После поражения от хори-туматов протобурятские племена Предбайкалья остались, а курыкане (предки якутов и тунгусов) ушли частью на север, частью на запад. Другие исследователи считают туматов предками курыкан, и отвергают предположение о войне. Однако влияние древних тюрков на формирование бурятской народности несомненно.
Позже, в “Сборнике летописей” персидского ученого Рашид-ад-Дина упоминается о лесных племенах булагачинов и кэрэмучинов, живших к западу от Байкала. Очевидно, речь идет о предках эхиритов и булагатов. Эти племена входили по Рашид-ад-Дину в страну Могулистан, населенную монголо-язычными племенами. Также говорится о местности Баргуджин-Тукум. Этим термином у монголов обозначался обширный район по обе стороны Байкала. В него входили, судя по всему баргуты, хори, булагачины и кэрэмучины и другие малочисленные племена или живущие отдельно от своих соплеменников монголы, меркиты, киданьские переселенцы. В период монгольского владычества в этом районе сформировались племена эхиритов, булагатов и хонгодоров. Хори же сформировались раньше, и ко времени появления русских жили в Забайкалье. Их первоначальное местожительство до сих пор вызывает горячие споры у историков, этнографов, археологов. По мнению многих ученых, неоспорим факт совместного жительства трех главных бурятских племен в глубокой древности. Видимо, в процессе дальнейшего развития хори оказались на территории Забайкалья, а затем с 10 века вновь оказались в Предбайкалье, а во времена Чингисхана часть из них ушла обратно в Забайкалье. Об этом свидетельствует проживание нескольких хоринских родов на территории нынешних районов Усть-Ордынского округа.
В русских документах булагаты, эхириты и хонгодоры именуются “большими брацкими людьми” и говорится о существовании племени буретов, по имени которых стали называть и другие племена Предбайкалья.
Начиная с X века, Прибайкалье и Забайкалье входили в зону влияния монгольских племен Трехречья, а с XIII века – непосредственно в состав единой Монгольской империи. Именно к этому периоду относится первое упоминание слова “буряты” – в монгольском сочинении “Сокровенное сказание” (1240). После распада империи в XIV веке Забайкалье и Прибайкалье оставались в составе Монгольского государства, а несколько позднее представляли собой северную окраину ханства Алтан-ханов.
Социальная организация бурят монгольского периода — традиционная центральноазиатская. В Прибайкалье, находившемся в даннической зависимости от монгольских правителей, больше сохранялись черты родо-племенных отношений. Подразделявшиеся на племена и роды, прибайкальские буряты возглавлялись князьками разных уровней. Забайкальские группы бурят непосредственно находились в системе Монгольского государства. После отторжения от монгольского этноса буряты Забайкалья и Прибайкалья жили отдельными племенами и территориально-родовыми группами. Наиболее крупными из них были булагаты, эхириты, хоринцы, икинаты, хонгодоры, табангуты.
К XVII веку основной формой общественной связи у бурят оставалась родовая связь. Угон скота, споры из-за пастбищ и охотничьих угодий приводили к кровопролитным конфликтам. Среди бурят нередки были случаи кровной мести.
Во время прихода русских, предбайкальские буряты первое время нередко сталкивались с их отрядами, ходили на остроги, так в 1631 году бурятами был сожжен Братский острог.
Зачинщиками выступлений бурят выступали родовые нойоны, недовольные потерей полного влияния на своих людей, но и казацкие предводители часто давали почву для ответных действий, в конце XVI – начале XVII веков нередки были случаи объединения бурят и рядовых казаков против воевод-лихоимцев.
В середине XVII века Бурятия была присоединена к России, в связи с чем территории по обе стороны Байкала отделились от Монголии. В условиях российской государственности начался процесс консолидации различных групп и племен. В итоге к концу XIX века образовалась новая общность — бурятский этнос. Помимо собственно бурятских племен в него вошли отдельные группы халха-монголов и ойратов, а также тюркские и тунгусские элементы. управами.
Буряты входили в Иркутскую губернию, в составе которой была выделена Забайкальская область (1851). В XVIII — начале XX вв. низшей административной единицей являлся улус, управляемый старшиною. Объединение нескольких улусов составляло родовое управление во главе с шуленгой. Группа родов образовывала ведомство. Малочисленные ведомства управлялись специальными управами, а крупные — степными думами под главенством тайшей. С конца XIX века постепенно была введена система волостного правления.
Буряты постепенно вовлекались в систему социально-экономической жизни российского общества. Часть забайкальских бурят несла воинскую повинность — охрану государственных границ. В 1851 в составе 4 полков они были переведены в сословие Забайкальского казачьего войска. Буряты-казаки по роду занятий и образу жизни оставались скотоводами.
По мере колонизации края русскими, роста городов и сел, развития промышленных предприятий и хлебопашества усиливался процесс сокращения кочевания и переход к оседлости. Буряты начали селиться более компактно, образуя нередко, особенно в западных ведомствах, значительные по размеру поселения. В степных ведомствах Забайкалья перекочевки совершались от 4 до 12 раз в год, жилищем служила войлочная юрта. Срубных домов русского типа было мало. В Юго-Западном Забайкалье кочевали 2—4 раза, наиболее распространенными видами жилища были деревянные и войлочные юрты. Войлочная юрта — монгольского типа. Ее остов составляли решетчатые раздвижные стены из ивовых ветвей. “Стационарные” юрты — бревенчатые, шести- и восьмистенные, а также прямоугольные и квадратные в плане, каркасно-столбовой конструкции, крыша куполообразная с дымовым отверстием.
Прибайкальские буряты, занимавшие лесостепные зоны, перекочевывали 2 раза в год — в зимники и летники, жили в деревянных и лишь отчасти в войлочных юртах. Постепенно они почти полностью перешли к оседлости, под влиянием русских строили срубные дома, амбары, надворные постройки, сараи, хлевы, окружали усадьбу изгородью. Деревянные юрты приобрели подсобное значение, а войлочные вовсе вышли из употребления.
Преобладающей отраслью традиционного хозяйства бурят в XVII-XIX вв. было пастбищное скотоводство, преимущественно кочевого типа. Разводили рогатый скот, лошадей, овец, коз и верблюдов. Вспомогательное значение имели охота и рыболовство. Позже под влиянием русских крестьян буряты все больше стали заниматься пашенным земледелием. По мере развития товарно-денежных отношений буряты заводили усовершенствованные сельскохозяйственные орудия, осваивали новые формы и методы сельскохозяйственного производства. Из ремесел были развиты кузнечное, обработка кож и шкур, выделка войлока, изготовление сбруи, одежды и обуви, столярное и плотницкое дело. Буряты также занимались выплавкой железа, добычей слюды и соли.
В советский период буряты полностью перешли к оседлости. Вплоть до 1960-х годов большинство бурят оставалось в аграрном секторе, постепенно вовлекаясь в многоотраслевую промышленность. Возникли новые города и рабочие поселки, изменились соотношение городского и сельского населения, социально-профессиональная структура населения.
После Октябрьской революции были образованы Бурят-Монгольская автономная область в составе Дальневосточной республики (1921) и Бурят-Монгольская автономная область в составе РСФСР (1922). В 1923 году они объединились в Бурят-Монгольскую АССР в составе РСФСР. В 1937 году из ее состава был выведен ряд районов, из которых были образованы бурятские автономные округа — Усть-Ордынский и Агинский. В 1958 Бурят-Монгольская АССР преобразована в Бурятскую АССР, с 1992 — в Республику Бурятия.
В настоящее время численность бурятов составляет около 550 тысяч человек, проживающих преимущественно в Республике Бурятия, Иркутской области (Усть-Ордынский Бурятский округ), Забайкальском крае (Агинский Бурятский округ) и др. Они говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской семьи. Распространены также русский и монгольский языки.
Ко времени прихода русских в Забайкалье уже имелись буддийские кумирни (дуганы) и служители культа (ламы). В 1741 году буддизм (в форме ламаизма тибетской школы Гелугпа) признан одной из официальных религий в России. Тогда же был построен первый бурятский стационарный монастырь — Тамчинский (Гусиноозерский) дацан. Дацаны и постройки при них — важнейшие общественные сооружения у бурят. Общий их облик — пирамидальный, воспроизводящий форму священной горы Сумер (Меру). Буддийские ступы (субурганы) и часовни (бумханы), сооружавшиеся из бревен, камней и досок, размещались на вершинах или склонах гор, холмов, доминирующих над окружающей местностью.
Буддизм стал важным фактором формирования образа жизни, национальной психологии и нравственности. Вторая половина XIX — начало XX вв. — период бурного расцвета бурятского буддизма. В дацанах работали богословские школы; здесь занимались книгопечатанием, различными видами прикладного искусства; развивались богословие, наука, переводческо-издательское дело, художественная литература. В 1914 году в Бурятии насчитывалось 48 дацанов с 16 тысячами лам.
К концу 1930-х гг. Бурятская буддийская церковь перестала существовать, все дацаны были закрыты и разграблены. Лишь в 1946 году были заново открыты 2 дацана: Иволгинский и Агинский.
Подлинное возрождение буддизма в Бурятии началось со второй половины 80-х гг. Восстановлены более двух десятков старых дацанов, ведется подготовка лам в Буддийских академиях Монголии и Бурятии, восстановлен институт молодых послушников при монастырях. Буддизм стал одним из факторов национальной консолидации и духовного возрождения бурят.
Распространение христианства у бурят началось вместе с появлением первых русских землепроходцев. Иркутская епархия, созданная в 1727, широко развернула миссионерскую работу. Христианизация бурят усилилась во второй половине XIX века. В начале XX века в Бурятии функционировали 41 миссионерский стан, десятки миссионерских школ. Наибольших успехов христианство добилось у западных бурят.
Фольклор и культура бурят
Основные жанры бурятского фольклора — мифы, легенды, предания, героический эпос (“Гэсэр”), сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Широко распространенными у бурят были эпические сказания — улигэры, например “Аламжи Мэргэн”, “Алтан Шаргай”, “Айдуурай Мэргэн”, “Шоно Батор” и др.
Широко бытовало музыкально-поэтическое творчество, связанное с улигэрами, которые исполнялись в сопровождении двухструнного смычкового инструмента (хуре). Наиболее популярным танцем является хоровод ёхор. Существуют танцы-игры “Ягша”, “Айсухай”, “Ягаруухай”, “Гуугэл”, “Аярзон-Баярзон” и др. Разнообразны народные инструменты — струнные, духовые и ударные: бубен, хур, хучир, чанза, лимба, бичхур, сур и т. д. Особый раздел составляет музыкально-драматическое искусство культового назначения — шаманские и буддийские ритуальные действа, мистерии.
Наиболее значительными праздниками у бурят были тайлаганы, включавшие молебен и жертвоприношения духам-покровителям, общую трапезу, различные игры-состязания (борьба, стрельба из лука, конные скачки). У большинства бурят существовали три обязательных тайлагана — весенний, летний и осенний. С утверждением буддизма получили распространение праздники — хуралы, устраивавшиеся при дацанах. Наиболее популярные из них — Майдари и Цам, приходятся на летние месяцы. В зимнее время празднуется Белый месяц (Цагаан сар), который считался началом Нового года. В настоящее время из традиционных праздников самыми популярными являются Цагаалган (Новый год) и Сурхарбан. Возрождаются в полной мере тайлаганы.
В народном искусстве бурят большое место занимают резьба по кости, дереву и камню, литье, чеканка по металлу, ювелирное дело, вышивка, вязание из шерсти, изготовление аппликаций на коже, войлоке и тканях.
Облик древних бурят
Источник: “Информ Полис” № 7, 15.02.2012
Буддистские ритуалы бурят
Источник: газета “Номер один” № 40, 10.10.2012
Буряты — кто такие?
Спросите бурята о его семье – и он расскажет вам о своих далёких предках, о которых знает не меньше, чем о родителях или детях. Захотите поразить бурята – проявите небывалое красноречие. Давайте узнаем больше об этом народе.
Буряты – один из самых загадочных народов. Несмотря на свою многочисленность и значительную площадь расселения, многие их обычаи так и остаются непознанными представителями других наций. В этом народе сочетается верность старинным обрядам и стремление к познанию всего нового. Чтобы лучше понять их, нужно детальнее познакомиться с нюансами исторического и культурного развития бурятов.
О появлении в землях, расположенных неподалёку от Байкала, новых племён до сих пор идут споры. Одни утверждают, что бурятский народ произошёл от родственных наций, другие придерживаются мнения о прародителях-монголах. В любом случае, монголоидные черты достаточно заметны, что говорит о непосредственном родстве этих народов.
Исторические сведения о сформировавшемся народе относятся приблизительно к концу VIII века нашей эры. В тот период рассказывается о противостояние двух союзов, являющимися объединениями бурятской нации. Как известно, между ними длилось довольно долгое военное противостояние. Его результатом стало разделение племён, в ходе которого одни заняли земли в Предбайкалье, а другие вынуждены были отступить в северные регионы.
Более поздние сведения принадлежат арабским путешественникам и историкам. В них рассказывается о племенах, которые жили в лесах и были превосходными воинами и охотниками. Также арабы упоминают об этническом разнообразии этих народностей, что стало результатом смешения разных культур.
С начальных этапов формирования народа буряты находились в соседстве с другими племенами, а потому им нередко приходилось отстаивать свои территории. Кроме того, суровые законы тех времён требовали и самим вести наступление, чтобы расширять территории, а значит, и собственную власть. Такой подход давал возможность активно развиваться военному делу. Многие буряты с раннего детства обучались стрельбе из лука и поездкам верхом, а затем занимали одну из самых почитаемых должностей, становясь воинами по призванию. Искусство нападения буряты во многом переняли у монголов, последовав их тактике. При окружении города они сначала наносили решающий удар, затем якобы отступали, а вскоре, рассредоточившись в окружение, совершали решающий бросок.
На протяжении истории отношения с русским народом у бурят были достаточно напряжёнными. С первым приходом русских в земли этого народа последовали частые стычки, во время которых буряты нередко объединялись с казаками, выступая против своеволия военачальников. Впоследствии между двумя нациями было достигнуто согласие.
Сейчас бурятский край также не имеет своей однородности. В различных регионах буряты исповедуют разную религию – буддизм, православие или даже шаманизм. Традиции различных регионов также отличаются друг от друга, но нередко можно встретить и общие черты.
У каждого бурятского рода есть священное животное-прародитель, которому поклоняются и одаривают особыми почестями. Нередко им становился скот или домашняя птица, ведь в Бурятии издавна развивается скотоводство, которое помогало выжить в непростых климатических условиях. В определённые дни религиозных праздников принято призывать удачу в свой дом, то есть стараться воспроизвести звуки, которые издаёт священный зверь или птица. Поэтому нередко возле бурятских юрт можно услышать гоготание гусей или мычание коровы. Чем правдоподобнее будет воспроизведено – тем лучше.
Традиционными в праздники являются танцы и игровые забавы. Однако они носят не только развлекательную функцию – во многих элементах действа есть символизм и тонкости определённых обрядов, а игры служат своеобразной формой налаживания дружеских связей с другими семьями.
Буряты – очень открытый народ. Они прекрасно знают историю своего рода, причём, нередко бурятская семья осведомлена о своих предках 8-9 поколения. Любой представитель бурятской национальности с удовольствием расскажет о своих родоначальниках, так как испытывает особенную гордость, говоря об этом. Кроме того, этот народ отличается щедростью. Буряты любят помогать людям и делиться всем с теми, кто нуждается.
Практически все празднества и обряды требуют выражения почтения к божествам и принесения даров духам. Большое внимание буряты уделяют и природным явлениям. Одним из самых главных праздников у них является день прихода весны, который они празднуют в первый весенний день в соответствии с лунным календарём. Во время священного обряда сжигается зимнее зло, а огонь олицетворяет тёплые и светлые силы весны, которая уже вступает в свои права.
Особенное место среди бурятов занимают рассказчики и сказочники. Этот народ настолько ценит мастеров красноречия, что даже проводит между ними состязания, во время которых слушатели определяют лучшего. Но не только мастера слова могут показать себя во время гуляний. Большое внимание уделяется физическому развитию человека, силе и ловкости. Победители спортивных соревнований считаются отмеченными высшими силами, а потому получают ценные награды. Кроме того, буряты очень любят людей с живым мышлением и быстротой мысли. Для тех, кто считает себя ловким и на деле, и на словах проводятся «поединки», где участники стремятся задать друг другу сложные вопросы, ответ на которые должен быть молниеносным.
Буряты – один из народов, который смог успешно сохранить нажитое в прошлом, а также вникнуть в новые тенденции. В нашем веке среди них можно встретить людей, которые прекрасно ориентируются в современных технологиях и, в то же время, искренне верят в силу духов. Без сомнения, в будущем буряты сберегут свой удивительный культурный колорит, а возможно, смогут обогатить им другие народности.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( – палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.
История и этнография Байкала
В Прибайкалье, в эпоху палеолита 24-25 тыс. лет назад, возникли самые древние, известные ученым, поселения. Примерно в 100 км от Иркутска на р. Ангара, возле деревень Нижняя Буреть и Мальта, археологи обнаружили эти поселения. Они были расположены друг от друга в 7-8 км. Охотники здесь охотились на мамонтов. Кости и бивни этих гигантов, служили основным строительным материалом для постройки жилищ. Из раскидистых рогов северного оленя, делали каркас для кровли, искусно переплетая их. На месте этих поселений, археологи нашли разнообразные каменные орудия, из них некоторые были рассчитаны для тонкой резьбы по кости.
В так называемом серовском этапе, после длительного периода застоя и упадка, жители Байкальского региона возобновляют строительство больших постоянных поселков в десятки очагов; принадлежности для рыбной ловли, оружие, инвентарь у них – совершенный, хозяйственный, сложный и разнообразный, а керамическая посуда богато орнаментированная. Так называемый сложный лук, похоже, создан был впервые в мире – здесь. Роговыми пластинами-накладками усилена его деревянная основа, это хорошо увеличивает дальнобойность. Одно из «серовских» захоронений, раскопанными археологами, прах мужчины был «обложен» дугообразными длинными роговыми пластинами, почти, что во весь его рост с одной стороны. На деревянной основе лука, остались такие давно истлевшие «силовые» накладки. В обиходе этих жителей, были разнообразные украшения-амулеты с красивыми резными рисунками животных. Лось был самый главный «персонаж» тогдашнего искусства.
Украшали скалы изображениями сохатого, многочисленным наведением и высечением охрой. Приметные отдельные камни в долинах Верхней Лены и Ангары, а также по берегам озера Байкала и его небольших протоках. В неолитических памятниках Алтая, Енисея, Центральной Якутии, от Забайкалья до Амура – проявляется заметное влияние байкальской культуры. Кое-какие элементы байкальской вещественной культуры, такие как, «уолбинского» типа, наконечники стрел, неразличимо похожи с теми, которые находят в неолитических раскопках на островах Онежского озера, сопредельных стран Северной Европы и в Скандинавии.
Жители Байкала, после «серовского» этапа, лишаются «лидирующих положений» в развитии центрально-азиатской и сибирской культуры. «Глазковская» археологическая культура, развивается здесь почти в течение тысячи лет, со средины III до середины II тысячелетия до н.э. Так называемый тунгусский комплекс, потихоньку появился именно в ее недрах. В данный «комплекс» включены: деревянная и берестяная посуда; берестяная лодка; берестяные переносные колыбели; сложный лук; устройство для переноски груза на спине – словно строительная старинная «коза»; копье, прочное и короткое, с длинным массивным острием; распашная трехсоставная одежда, которая допускает просушивание у костра, не снимая её с тела, и много других вещей обихода.
Русские первопроходцы, именно так застали вооруженными и снаряженными тунгусов-эвенков, добравшиеся до Средней Сибири и Прибайкалья с середины XVII века. Итак, этот комплекс продлился около 3 тысяч лет! Поразительное совершенство и устойчивость, можно так сказать про этот комплекс. Предки современных эвенов и эвенков, и тунгусские племена снаряженные таким образом, прошли и овладели безлюдные таежно-горные земли на север до гор Анабара и Путорана от озера Байкала, на восток – до Охотского побережья и Колымского массива.
«Культура плиточных погребений» освоилась в Забайкалье в конце бронзового века, во многом схожа с татарской культурой Минусинской котловины. В нее также были внесены части «скифского звериного стиля». Знаменитые камни «овечьи» или «оленные», были оставлены нам этими «плиточниками». В устье реки Иволги в 22 км от Улан-Удэ был обнаружен «Иволгинский камень», самый популярный среди них, со всемирно знаменитым скифским «летящим оленем». «Плиточники» Монголии и Забайкалья, в культурном отношении, были составляющей частью общего скифского мира. Вероятно, их часть впоследствии существовала среди предков сегодняшних бурят.
Гунны, победители сибирских скифов, а еще их называют «сменщиками». Это был поистине очень воинственный и хорошо оснащенный народ для войны, видно по раскопкам Иволгинского городища. В Сибири, впервые, именно здесь, были обнаружены значительные остатки железного оружия, шлемов, лат. Вдобавок имеются и железные орудия труда, включая и сошники для плугов. Возможно, гунны и были первыми реальными хозяевами железа в Сибири. Видимо это в существенной мере содействовало их военным успехам. Было разрушено и сожжено Нижнеиволгинское городище в середине II века до н.э.
Кочевники – являются прямыми предками монголов. Они были покорены, в свое время, гуннами и входили в число их государства. Потом, как это часто бывает, изгнали своих бывших хозяев. И вот с этого времени, из Забайкалья, открылся путь изгнанников-гунн, и через пять с половиной веков закончившийся на Каталуанских полях в Галлии, поражением войска гуннского вождя Аттилы.
После этого, в Х-XI веках, тут заселились монголоязычные племена, включая племя баргут. А изгнанные ими тюрки сдвинулись на запад и север, дав начало народам уйгур и курыган. Монголы проходят далеко в леса, на север, почти до верховьев реки Лены. На Верхней Лене, они покинули свои могильники, один из них Сэненутский. Также покинули здесь свои писанцы, на известных Шишкинских скалах, их нанесли поверх курыканских. Показывают они сцены перегона стад, перекочевок, перевозки юрт и так далее. Рашид- ад-дин –знаменитый арабский путешественник и ученый XIII века, автор историчного трактата об истории завоеваний Чингисхана – «Сокровенные сказания» – изображает племена степных скотоводов и лесных звероловов в стране Баргуджин-Тукум. Лесных он называет баргутов, хари- туматов и бурятов («булия»). В окрестностях Байкала «отметилась» и последняя из крупнейших степных империй – держава Чингисхана и его наследников.
Раскопанны археологами в Забайкалье памятники этого периода, так называемые городки – Хирхиринский и Кондуйский. Один из них, Кондуйский, расположен на р. Борул-Кондуй. Это большой дворцовый комплекс, напоминающий своей роскошной отделкой и архитектурой, дворец кагана Угедея ранней «оседлой» столице государства Чингизидов – Каракоруме. В XIII веке, еще в первой половине, сгорел в огне пожара дворец Борул-Кондуйский.
Городок Хирхиринский был расположен недалеко от Борул-Кондуйского. С цитаделью внутри и крепостной стеной снаружи было окружено это поселение городского типа. С уйгурской надписью каменная плита была откопана именно здесь, важная для изучения первой истории Бурятии: в которой говорится, про Чингисхана, который после нашествий возвратился в народ Сартгул, и все люди собрались в Буга- Чучигее, и Исунке получил в распоряжение 335 воинов хондогорских. Историческая фигура – Исунке, известная из иных источников, как близкий родственник, может племянник Чингисхана. В округе Хирхиринского городища найдено еще несколько монгольских захоронений, видимо относящихся к высшим аристократам. Это заметно по открытию, часть из них серебряных и золотых нагрудных пластин-пайцз с узором волчий головы, сокола и других. Для высших чинов администрации и армии, а также родственников повелителя, «служебным удостоверением» служили такие пайцзы. Значит здесь какое-то время вблизи от родовых кочевий Темучина – Чингисхана, располагалась столица его новорожденного государства. Во Внутреннюю Монголию сместился очень быстро ее центр, а потом и в Китай. Окрестности Байкала, а также и Забайкалье вследствие стали заглушенной окраиной монгольско-китайской империи Юань. Видимо большая дружба, промеж поселившихся «родственников» по языку, не имелась.
Тунгусские племена лесных охотников, еще звавшиеся братские люди и конные тунгусы – буряты-скотоводы, составляли коренное поселение этих мест, ко времени прихода русских первопроходцев на Байкале. В Х-XI веках началось плавное их сплочение, и длилось до XVI- XVII веков. Атаманы Василий Тюменец и Поздей Фирсов к началу XVII века уже «описывают» тюменскому воеводе, про братских людей, которых более чем 20 тыс. человек. По местным меркам, здесь народ громадный.
Источники:
http://baikalfund.ru/baikal/history/nations/index.wbp?doc_id=dc6d2d42-e79e-422e-8e21-bdc5ee880ce8
http://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5b80fe406a028a00aa57235f
http://baikal.shamora.info/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F-%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0/