Главы жизнеобеспечение человека. V

Главы жизнеобеспечение человека. V

Системы жизнеобеспечения полузамкнутого типа

Системы жизнеобеспечения полузамкнутого типа
ГЛАВА V Жизнеобеспечение в космосе
Исходя из этого можно сделать вывод, что СЖО полузамкнутого типа должна работать таким образом, чтобы удовлетворять следующим минимальным потребностям космонавтов (в кг/чел-денъ): Кислород для дыхания 0,906 Питьевая вода 3,624 Вода для личной гигиены космонавтов 5,436 Пища 0,589
Прежде чем приступить к описанию СЖО полузамкнутого типа, целесообразно снова вернуться к рассмотрению основных биологических параметров, с учетом которых они разрабатываются. Однако следует помнить, что это номинальные величины, которые необходимо корректировать в соответствии с полученным опытом и требуемыми коэффициентом безопасности и резервирования.
Зная, сколько человек будет в экипаже космического корабля, можно подсчитать количество продуктов, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности экипажа во время космического полета.
СЖО должна также удалять или перерабатывать следующие продукты жизнедеятельности космонавтов (в кг/чел-день): Углекислый газ 1,019 Водяные пары (содержатся в поте и выдыхаемом воздухе) 2,491 Грязная вода после умывания 5,436 Моча 1,450 Фекальные массы 0,158 Метаболическое тепло 12000 /чел-день
СЖО полузамкнутого типа можно рассматривать как группу связанных друг с другом подсистем, каждая из которых выполняет определенную задачу. Такие СЖО применялись на кораблях «Восток», «Меркурий», «Джеминай». Простоты ради можно сказать, что СЖО состоит из четырех основных подсистем:
После рассмотрения этих биологических вопросов остается решить вопросы, которые относятся в основном к обычным инженерно-технологическим проблемам.
2) обеспечения водой;
1) кондиционирования воздуха;
4) терморегуляции (обеспечение нормальных температурных условий).
3) обработки продуктов жизнедеятельности космонавтов;
В подсистему кондиционирования воздуха входят запасы кислорода или смеси газов для дыхания, оборудование для их циркуляции (вентиляционное оборудование), а также устройства для очистки и обработки газовых смесей (удаление запахов, углекислого газа, твердых частиц и других загрязнений, а также поддержание необходимых влажности, температуры и давления). Подсистемы обеспечения водой и обработки продуктов жизнедеятельности космонавтов снабжают космонавтов питьевой водой и водой для личной гигиены, а также обрабатывают и хранят в качестве отходов продукты их жизнедеятельности. Подсистема терморегуляции поддерживает в кабине космического корабля оптимальную, заранее выбранную температуру. Как эти подсистемы связаны друг с другом, хорошо видно из блок-схемы СЖО командного модуля корабля «Аполлон», приведенной на стр. 12 В очень ограниченном объеме кабины компоненты этой СЖО занимают объем всего лишь 0,25 м3.
Рис. 5 Двигательный отсек кораблей «Восток» и «Восход» вместе с присоединенным к нему командным отсеком корабля «Восток». Тормозной ракетный двигатель и радиатор со створками находятся внутри двигательного отсека

Глава IX. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ

Понятие техники и информации. Научно-технический прогресс: особенности и этапы. Человек и информационное общество.

Состояние современного мира таково, что его дальнейшее прогрессивное развитие во многом определяется развитием техники и информационных технологий. С другой стороны, оно невозможно, если технические системы превышают адаптивные, психические и физиологические возможности самого человека (жизнь которого, в свою очередь, протекает не только в «техносфере», но и в природной среде).

Поэтому человек как бы обращен на совместное сосуществование с искусственной (технизированной) иприродной средой.

Будучи по природе малоадаптированным существом, человек изначально нуждался в специальных приспособлениях к внешним условиям жизни.

Впервые данный факт (на уровне теоретической рефлексии) был зафиксирован и в общих чертах осмыслен в древнегреческой философии. Греки этим словом обозначали искусство или мастерство во всяком роде производства. В латинском языке появляется выражение «техника искусства», которое дополняет понятие искусства производства и уже означает общую совокупность того, что является соответствующим искусством или мастерством.

Позднее «искусство умелого производства» как термин появляется во французском языке, это происходит в период высокой технической активности в XVII веке. В XVIII веке в немецком языке прочно утвердился термин technik для обозначения целой области процедур и действий, которые относятся к искусству всякого рода.

В истории мысли в дальнейшем все различия в трактовках техники объясняются именно односторонним освещением этого феномена. Так, в марксистской трактовке техника – есть система искусственных органов общественного человека, составная часть производительных сил общества. По Хайдеггеру – это наша первооснова, коренное человеческое начало,способ самореализации человека.

Только целостное видение техники позволяет более адекватно отразить весь спектр отношений развивающейся адаптивной системы «человек-техника».

Что соответственно предполагает рассмотрение человека как целостного феномена.

Между тем, философский анализ развития техники и общества, техники и человека, который в конце XIX века стал основой новой философской дисциплины («философии техники») нередко грешит узким подходом к этой сложной системе взаимоотношений.

Особенно часто на первый план выходили познавательные способности человека. В известный период времени, более всего с XVIII века, это имело под собой довольно прочное основание – науку, научный разум человека. Поэтому взаимоотношение человека и техники приобрело вид отношения науки и техники.

На современном этапе общественного развития философия техники ставит проблемы, связанные с новой формой социального бытия человека, обусловленной развитием науки и техники. Прежде всего, это проблема формирования новой концепции природы и человека. Современная техника не может исходить из старой познавательной установки в понимании природы как пассивного поставщика средств существования для человека. В настоящее время речь должна идти о новых формах приспособления общества (человека) к природе, приспособления в том смысле, что в технологии производства должны быть включены компоненты, способствующие природному и гуманитарному (антропному) воспроизводству и восстановлению. Поэтому первоначально заложенный в технэ информационный аспект теперь получает полную «развертку»: в технэ входит не только воспроизводство из естественного материала, но воспроизводство самого естественного материала (например, такая технология в генной инженерии, как клонирование и др.) и условий, способствующих целостному развитию человека (этическому, интеллектуальному и т. д.), например, различных средств общения (коммуникации).

Читать еще:  Предпринимательская деятельность.

Итак, второе важнейшее понятие, описывающее положение человека в современном мире, это – информация.

Термин «информация» происходит от латинского – informatia – ознакомление, разъяснение, представление, понятие. В современном истолковании информация представляет собой: а) сообщение, осведомление о чем-то, совокупность каких-либо данных, знаний; б) одно из основных понятий кибернетики. Информация снимает неопределенность в ситуации, связана с функцией управления, отражает разнообразие в объектах живой и неживой природы.

Научное понимание информации обычно отвлекается от содержательной стороны сообщений. Первоначальное понимание информации как совокупности сведений сохранилось вплоть до ХХ столетия. С появлением новых технологических средств, предназначенных для общения людей, таких, как телефон, телеграф, радио и телевидение, в связи с ростом объема передаваемых сообщений появилась необходимость в изучении информации для улучшения условий ее передачи. Появляются математические и статистические методы обработки информации, новые искусственные языки для обмена компьютерной информацией. В ХХ веке в связи с появлением новых способов передачи информации, новых способов ее кодирования появились и науки, изучающие информацию с разных сторон. Например, математические модели информации относятся к синтаксическим, поскольку описывают структуру сообщений. В семантических и прагматических теориях исследуется, соответственно, содержательный и ценностный аспекты информации. Особо следует подчеркнуть, что любая информативная деятельность связана с потребностями и целями человека. Отсюда появляется проблема исследования информации с точки зрения ее надежности, достоверности, достаточности, оперативности и т. д. Информация и способы ее исследования позволили по-новому взглянуть на всеобщие взаимосвязи: подойти с единой точкой зрения ко многим, ранее представлявшимся совершенно различными, процессам. Были установлены однотипные функциональные зависимости между передачей сообщений по техническим каналам связи и функционированием нервной системы, связи между работой вычислительных машин и процессами управления в биологических, а частично и в социальных системах. Аналогия обнаружилась на уровне передачи, переработки и хранения информации. Многие современные философы предлагают в понятии различать два аспекта. Во-первых, информация представляет собой меру организации системы. Математическое выражение для информации тождественно выражению энтропии, но с обратным знаком. Энтропийное состояние системы выражает степень неупорядоченности системы. Информация относится как ко внутреннему состоянию системы, так и ко внешнему. Во-вторых, информация может также включать в себя отношения между элементами и системами, не принадлежащими одной сущности. Тогда речь будет идти о системной информации. Так, например, в последнее время большой интерес у философов вызывают исследования в области компьютерной информации (как разновидности системной информации). Дело в том, что в компьютерных технологиях изменения в одном объекте, вызванные воздействием на него другого объекта, могут стать основой (или одним из условий) функционирования первого объекта.

Основные направления, по которым исследуется информация, это анализ информации как формы управления в саморазвивающихся системах, изучение информации как отражения, которое может передаваться, распространяться, объективироваться, анализа информации как способа функционирования общества.

Применительно к современному обществу следует говорить не только об информации, но и об информационных технологиях. Так, сегодня на базе информационных технологий стало возможным ставить вопрос о преодолении грани между программируемыми «рассудочными» (аналитическими) способностями и не программированными «чувственными» способностями машин. Программирование «чувственных» (сенсорных) способностей сегодня лежит в области биоимитационных технологий.

Главное, что следует ожидать от их применения, заключается в том, что широкое использование информационных технологий может заметно ускорить системные процессы самоорганизации и саморазвития многих сфер общества (начиная от образования и науки и кончая большой политикой).

Одно из самых заметных преимуществ ХХ века по сравнению с предыдущим состоит в превращении науки из формы познания законов мироздания в одно из главных средств преобразования мира на основе его познания.

Положение науки сегодня качественно отличается отпредшествующих эпох. Современную науку, как правило, делают научные коллективы, организованные по универсальным принципам, а к технологиям и их применению, по сути вещей, имеют отношение все.

У истоков нынешней технологической революции лежала научная революция конца XIX- начала ХХ века. В этот период был сделан ряд выдающихся открытий, существенно изменивших представления о законах развития природы и облик самой науки. Научная революция породила неклассическую науку, которая по ряду существенных: характеристик отлична от прежнего типа научного знания. Последнее стало теперь восприниматься как классическое.

Читать еще:  Средняя численность за квартал формула. Понятие среднесписочной численности

Необходимо выделить следующие характерные черты классической науки и ее картины мира. Во-первых, картина мира в классической науке предполагала доминирование в природе однозначных и определенных законов – динамических ипочти не уделяла внимания законам статистическим (вероятностным). Во-вторых, она строилась на предпосылке возможности полного исключения субъекта, т. е. человека, из объекта познания – представимости природы так, «как будто человека не было». В третьих, исходя из понимания самого человека в качестве сугубо или по преимуществу рационального существа – роль иррационального, темного начала в человеке в полной мере не была известна и не учитывалась. Картина мира именно классической науки создавала почву для веры в достижимость абсолютного торжества научного разума, веры, согласно которой все общественные и человеческие проблемы в скором времени будут решены за счет развития науки.

И хотя сейчас взгляд на мир изменился не столько «со стороны», сколько «изнутри», мы смотрим на мир и учитываем в нем наше присутствие, тем не менее, вера в преобразовательную мощь науки осталась незыблемой. Это объясняется тем, что такие фундаментальные научные достижения, как познание теории электромагнитного поля, обнаружение радиоактивности, квантовая теория и др., не просто расширили научные горизонты, они одновременно значительно усилили и технические возможности человека.

Первый этап технологической революции связан с автоматизацией производственных процессов. Автоматизация стала принципиально новым шагом по сравнению с механизацией, которая являлась характерной чертой промышленной революции прошлого.

Следующим этапом технологической революции стала информатизация. Информатизация связана с широким внедрением компьютеров и компьютерных сетей в соединении с совершенными средствами связи (коммуникации). Компьютер стал мощным средством автоматизации интеллектуальной деятельности.

Последствия технологической революции многообразны. Очевидно, что техническое могущество открыло широкие возможности для социального прогресса в самых разнообразных сферах. Однако, как выясняется, сама по себе техника автоматически не приводит к развитию в духовно-нравственной и культурой областях. Скорее дело обстоит так, что научно-технические достижения до того, как стать фактором, способствующим динамическому росту процессов развития и самоорганизации общества, прежде на своих начальных (достаточно неопределенных) стадиях выступают фактором усложнения течения тех или иных социальных процессов, вызревания нового. Так, например, власть техники выдвигает множество острых проблем, требующих решения. Достаточно назвать проблему ядерной безопасности и экологическую угрозу. Наличие момента неопределенности чревато также некоторой непредсказуемостью последствий технического прогресса, в том числе и негативных, несущих угрозу самому человеку. Человеку, следовательно, необходимо находиться в постоянной готовности, чтобы уметь ответить на вызовы, которые несет созданный им самим искусственный мир технических устройств и, в целом, тот тип общества, который порождается этим искусственным миром.

Новые технологии значительно изменили мир человека и сам характер его бытия. Они превратили деятельность человека в один из внутриприродных факторов (например, геологический), мощь которого сравнима, а порой и превосходит известные силы природы. Многие природные процессы теперь протекают не так, как они могли протекать в отсутствие человеческой деятельности. Человек стал не только геологической силой, что предвидел еще В.И. Вернадский, но и становится космической силой: суммарная мощность электромагнитных полей, генерируемых всеми техническими устройствами, сопоставима с радиоизлучением отдельного небесного тела.

А это делает человека ответственным, быть может, за протекание отдельных галактических процессов.

Способно ли то общество, в котором живет человек и которое все еще называют информационным (или постиндустриальным), снизить степень негативных влияний на природу и самое себя? Очевидно, что позитивный ответ на этот вопрос связан с существенным изменением характера деятельности человека информационного общества.

Видовыми признаками этого общества принято считать: широкое внедрение в производство наукоемких и информационноемких и в тенденции – экоемких технологий, выдвижение в число приоритетных тех отраслей производства, которые связаны со сферой образования, науки, услуг («индустрия знаний»); быстрая смена форм социальной деятельности и социальных общностей (благодаря международной информационной сети человек может входить в самые разные общности разных стран: стать партнером, другом, членом семьи).

Среди перечисленных параметров нередко забывают указать самый важный – человеческий. Все виды деятельности, все сферы и структуры общества, все его технологии имеют смысл лишь в том случае, если они способствуют ценностному развитию личности, человека.

Общество может попросту превратиться в информационный муравейник, опутанный Интернетом. Поэтому информационные технологии не должны быть самоцелью. Не надо только забывать, что информация есть также вид знаний. Знания же есть развивающаяся информация. Она необходима современному человеку не только для того, чтобы сформировать у граждан определенную экономическую, социальную и политическую позиции. Без развития самостоятельного мышления, без умения анализировать информацию, не может быть сформирована личность в современном обществе. А личность, в отличие от самой «умной» машины способна не только хранить и передавать информацию. Человек обладает верой, интуицией, совестью, состраданием. Развитие этих сущностных качеств человека – важнейшая задача информационного общества.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях ( ЖОН ЧС )

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (ЖОН ЧС) – совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам по ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

Читать еще:  Дикие утки. К чему снится утка? Видеть во сне уток - толкование сна

Дополнительно в энциклопедии:

Жизнеобеспечение населения, т.е. создание и поддержание условий, необходимых для повседневной его жизнедеятельности, является непрерывным процессом создания и предоставления населению разнообразной продукции, услуг и других жизненно необходимых средств.

Основным уровнем территориальной структуры административно-хозяйственного управления Российской Федерации, на котором решается весь комплекс задач по жизнеобеспечению населения, является субъект Российской Федерации. В повседневном режиме уровни удовлетворения потребностей населения (объемы, номенклатура и качество предоставляемых населению продукции и услуг) в общем случае определяются характером и уровнем социального и экономического развития территории проживания, денежными доходами населения, территориальными (национальными) и др. особенностями потребления. Возникновение и развитие многих типов чрезвычайных ситуаций сопровождается более или менее глубокими нарушениями состояния и процессов функционирования территориальных систем жизнеобеспечения населения. В результате возможности территориальной системы жизнеобеспечения в зоне чрезвычайной ситуации в выпуске продукции и предоставлении различных видов услуг населению могут достичь уровней, которые не смогут обеспечить физиологические потребности населения, необходимые для сохранения жизни и поддержания здоровья людей.

Решение проблемы сохранения жизни и поддержания здоровья пострадавшего населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций является первостепенной задачей органов исполнительной власти федерального, регионального, муниципального уровня, а также различных концернов, ассоциаций, организаций и предприятий (независимо от форм собственности), непосредственно решающих задачи по жизнеобеспечению населения в своей повседневной деятельности.

Органы исполнительной власти и управления всех уровней при организации жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях руководствуются следующими принципами:

  • основным объектом социальной защиты в чрезвычайных ситуациях является личность с её правом на безопасные условия жизнедеятельности;
  • социальной защите в чрезвычайных ситуациях подлежат все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России;
  • снабжение пострадавшего населения в зонах бедствия, в районах эвакуации, а также сил, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций ресурсами жизнеобеспечения (продовольствием, товарами первой необходимости и т.д.), осуществляется из принципа физиологической (для неработающих) и энергетической достаточности.

Основным субъектом социальной защиты населения в чрезвычайных ситуациях является государство, осуществляющее свои функции в этой области через РСЧС, органы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы жизнеобеспечения населения, равно как и его защиты в чрезвычайных ситуациях, имеют приоритет перед любыми др. сферами деятельности государства.

Для обеспечения потребностей населения в условиях чрезвычайных ситуаций региональная система жизнеобеспечения должна обладать следующими свойствами:

  • физической устойчивостью систем и объектов жизнеобеспечения к воздействию поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий;
  • способностью к быстрому восстановлению инфраструктуры жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации;
  • наличием защищённых запасов ресурсов (средств) жизнеобеспечения, достаточных для поддержания жизни и здоровья пострадавшего и не пострадавшего населения в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • наличием запасов материально-технических ресурсов для восстановления инфраструктуры жизнеобеспечения в зоне чрезвычайной ситуации;
  • способностью к быстрому перераспределению собственных ресурсов жизнеобеспечения территории в пользу пострадавшего района и доставки необходимых ресурсов из других регионов, а также из федерального резерва, в случае недостаточности ресурсов данного территориального звена;
  • надежностью функционирования систем и объектов жизнеобеспечения в условиях поражающего воздействия факторов чрезвычайной ситуации.

Под надёжностью функционирования систем и объектов жизнеобеспечения понимается их способность сохранять свои свойства на уровне, достаточном для обеспечения минимальных, но достаточных для сохранения жизни и поддержания здоровья, потребностей пострадавшего населения в зонах чрезвычайной ситуации.

Жизнеобеспечение населения осуществляется в соответствии с принятыми законодательными, правовыми и нормативными актами для чрезвычайных ситуаций, которые определяют:

  • статус, роль и задачи органов исполнительной власти и управления всех уровней в организации жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций, их организационные структуры на период чрезвычайных ситуаций, материальное и финансовое обеспечение, правовой статус людей в зоне чрезвычайной ситуации;
  • права и обязанности должностных лиц и органов управления, их ответственность за проведение мероприятий по подготовке систем жизнеобеспечения и организацию снабжения населения в условиях чрезвычайных ситуаций, а также взаимоотношения и взаимодействия между федеральными, межрегиональными, региональными и муниципальными органами исполнительной власти и управления.

Состав нормативных правовых документов, стимулирующих органы исполнительной власти и управления всех уровней на проведение мероприятий по подготовке систем жизнеобеспечения населения к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях, разрабатывается для федерального, межрегионального, регионального и муниципального уровней с учётом масштабов возможных чрезвычайных ситуаций.

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том I (А–И); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: Московская типография № 2, 2006; ГОСТ Р 22.3.05-96. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения.

Дополнительная литература по теме:

Источники:

http://www.vbega.ru/book/e3e301ed.html

http://studopedia.ru/16_100216_glava-IX-chelovek-v-informatsionno-tehnicheskom-mire.html

http://fireman.club/inseklodepia/zhizneobespechenie-naseleniya-v-chrezvyichaynyih-situatsiyah-zhon-chs/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: