Этика ораторского выступления.

Этика ораторского выступления;

Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.

Доброжелательность предполагает невозможность таких форм ре­чевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).

Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение ра­ботать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжела­тельно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудито­рию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному. Выступление оратора — его профессиональная деятельность, и он должен руководствоваться интересами дела, подчиняя ему свои чув­ства, эмоции, отношения.

Отметим некоторые типичныеошибки, которые допускают вы­ступающие (даже помимо своей воли).

1. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение которых вы оспариваете. Нельзя следовать утверждению: «Непоследова­тельный человек не может быть прав». Надо разбирать мнение, точку зрения, взгляды оппонента, ане его жизнь.

2. Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипулирование аудиторией. Предположим, выступление направ­лено против кого-либо из администрации города и носит критичес­кий характер. Не следует говорить о разгуле преступности в городе. и т.п., что вызывает негативные чувства у слушающих, и связывать их с именем оппонента, если он по своим должностным обязаннос­тям не может влиять на соответствующие стороны городской жизни. Не следует говорить о социальных и этнических предрассудках, свя­зывая их с социальным положением или национальностью оппонен­та, играя на низменных чувствах части аудитории.

3. Не следует отождествлять взгляды человека со взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит. Если он коммунист, член ЛДПР и т.д., совсем не обязательно, что его взгляды полностью со­впадают со взглядами лидера партии или партии в целом.

4. Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полеми­зируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторож­но следует обращаться с цитатами.

5. Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д.

6 Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте. Нельзя представлять то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся. Всегда вызывают возражения фразы типа: ясно, как божий день, что; конечно, мне незачем вам говорить, что; ни один человек в здравом уме не будет отрицать, что; я вас могу заверить в том, что.

7. В ходе выступления нельзя отказываться от исходных (высказанных или невысказанных) тезисов, сделав вид, что вы «так и не думали». Вы потеряете доверие.

8. Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т. п. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным.

Читать еще:  Места на суматре где мало туристов. Где находится остров суматра

9. Не следует требовать, чтобы вашу концепцию признали правильной только на том основании, что вам ваше обоснование представляется убедительным.

Этика ораторского выступления.

Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.

Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).

Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудиторию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному. Выступление оратора — его профессиональная деятельность, и он должен руководствоваться интересами дела, подчиняя ему свои чувства, эмоции, отношения.

Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно-выразительные средства. Выступление становится более убедительным, привлекательным, что способствует установлению более тесного контакта с аудиторией. В значительной степени это объясняется тем, что изобразительно-выразительные средства апеллируют к миру чувств и эмоций аудитории. В конфликтной ситуации чаша весов часто склоняется в пользу того, кто сумел овладеть эмоциями и чувствами аудитории. Укажем наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, используемые в воздействующей публичной речи. |

1. М е т а ф о р а представляет собой перенос наименования на основе сходства. Для использования в качестве метафоры пригодны слова с предметным значением, т.е. с таким значением, определить которое можно, указав на соответствующий предмет, звук, запах и любой другой чувственно воспринимаемый элемент окружающего нас мира. «Владимир Иванович (Малышев) любил жить в одноэтажном! доме науки,потому что он не был горожанином, он всегда оставался городе выходцем из деревни» (Д.С. Лихачев).

2. Э п и т е т. В узком понимании эпитет — это образное определение, выраженное метафорическим прилагательным. Текст, насыщенный эпитетами, очень изобретателен и выразителен: «Скромными и сдержанный во всем, он смотрел на большой мир литературы глазами несколько удивленными и восхищенными, грустными и доверчивымик раскрывающейся перед ними художественной правде» (Д.С. Лихачев).

3.О л и ц е т в о р е н и е — разновидность метафорического переноса, когда какое-либо явление, событие, качество, свойство уподобляется живому существу: «Что всякая революция выпускает из людей наружу инстинктыпервобытного варварства, темную стихию зависти, жадности и ненависти — было слишком видно и современникам» (А.И. Солженицин)

4. Г и п е р б о л а (преувеличение) — количественное усиление интенсивности, свойств, особенностей поведения и т.п.: «А и если, мы не
воспитаем сами класть твердые границы своим желаниям и требованиям,
подчинять интересы критериям нравственности —
нас, человечество, просто разорвет.Оскалятся, худшие стороны человеческой природы» (А.И. Солженицын)

5. С р а в н е н и е — уподобление одного предмета, лица, события
другому предмету, лицу, событию на основе выявления общего при
знака, который благодаря сравнению актуализируется, выпячивается на первый план: «Мы, все мы, все цивилизованное человечество, — посаженные на одну и ту же жестко связанную карусель, совершали долгий орбитальный путь. Как детишкам на карусельных конях,он казался нам нескончаемым – и все вперед, все вперед, нисколько не вбок, не вкривь» (А.И. Солженицын).

Читать еще:  Строение атома: ядро, нейтрон, протон, электрон. Состав ядра атома

6. А н т и т е з а (противопоставление) часто строится на основе
антонимии. Противопоставленные понятия лучше выявляют свою
специфику на фоне друг друга: «Рассказы о нем (В.И. Малышеве) надо всячески фиксировать, но рассказывать о нем как о мертвомможет
быть еще рано: мы все его хорошо
помним живыми очень чувствительны
ко всякой фальши»
(Д.С. Лихачев).

7. Р и т о р и ч е с к и й в о п р о с— предложение, по форме построенное как вопросительное, но по цели высказывания являющееся повествовательным: риторический вопрос несет позитивную информацию. Несоответствие содержания и формы порождает экспрессию: «Но, если вы свободны по рождению, зачем вы подставляете шею рабству? Зачем вы помогаете нашим рабовладельцам?» (А.И. Солженицын).

8. С и н т а к с и ч е с к и й п а р а л л е л и з м. При этом приеме два или более рядом стоящих отрезка текста имеют тождественное синтаксическое строение, благодаря чему они выделяются на общем
фоне текста: «Он был красив своим отношением, к людям,, своей манерой поведения, но он был красив и своими научными взглядами, своим научным мировоззрением». (Д.С.Лихачёв).

1. Введенская Л.А. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2004.

2. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной,

Е.Н. Ширяевой. – М., 1999.

3. Культура парламентской речи. – М., 1994.

4. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. –М., 1997.

5. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1994.

6. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2000.

7. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980.

8. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001.

9. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2003.

10. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М., 1997.

11. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. – М., 1998.

12. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 2000.

13. Бельчиков Ю.А., Панюлеева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994.

14. Лексические трудности русского языка. – М., 1994.

15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1994.

16. Орфографический словарь русского языка. / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1990.

Этика ораторского выступления

Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.

Читать еще:  Знаменитые женщины-президенты.

Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).

Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудиторию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному. Выступление оратора — его профессиональная деятельность, и он должен руководствоваться интересами дела, подчиняя ему свои чувства, эмоции, отношения.

Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие (даже помимо своей воли).

  • 1. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение которых вы оспариваете. Нельзя следовать утверждению: «Непоследовательный человек не может быть прав». Надо разбирать мнение, точку зрения, взгляды оппонента, а не его жизнь.
  • 2. Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипулирование аудиторией. Предположим, выступление направлено против кого-либо из администрации города и носит критический характер. Не следует говорить о разгуле преступности в городе. и т.п., что вызывает негативные чувства у слушающих, и связывать их с именем оппонента, если он по своим должностным обязанностям не может влиять на соответствующие стороны городской жизни. Не следует говорить о социальных и этнических предрассудках, связывая их с социальным положением или национальностью оппонента, играя на низменных чувствах части аудитории.
  • 3. Не следует отождествлять взгляды человека со взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит. Если он коммунист, член ЛДПР и т.д., совсем не обязательно, что его взгляды полностью совпадают со взглядами лидера партии или партии в целом.
  • 4. Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полемизируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторожно следует обращаться с цитатами.
  • 5. Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д.
  • 6 Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте. Нельзя представлять то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся. Всегда вызывают возражения фразы типа: ясно, как божий день, что; конечно, мне незачем вам говорить, что; ни один человек в здравом уме не будет отрицать, что; я вас могу заверить в том, что.
  • 7. В ходе выступления нельзя отказываться от исходных (высказанных или невысказанных) тезисов, сделав вид, что вы «так и не думали». Вы потеряете доверие.
  • 8. Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т.п. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным.
  • 9. Не следует требовать, чтобы вашу концепцию признали правильной только на том основании, что вам ваше обоснование представляется убедительным.

Источники:

http://studopedia.su/7_5189_etika-oratorskogo-vistupleniya.html

http://helpiks.org/9-38713.html

http://vuzlit.ru/694048/etika_oratorskogo_vystupleniya

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector