Памятки по русскому языку. Предложение

Содержание

памятка по разбору предложений
методическая разработка по русскому языку по теме

Для учащихся начальной школы

Скачать:

Предварительный просмотр:

1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. По интонации : восклицательное, невосклицательное.

3. Основа предложения: главные члены предложения – подлежащее и сказуемое .

4. Наличие второстепенных предложений: распространённое, не распространённое.

5. По структуре: простое, сложное

6. Установить связь членов предложений, поставить вопросы к второстепенным членам предложения и указать её стрелочками.

Наступила долгожданная весна. Повеств., невоскл., распр., прост.

Второстепенные члены предложения:

  1. дополнение (кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?) ———
  2. определение (какой? какая? какое? какие?) ﹏﹏﹏﹏
  3. обстоятельство (где? куда? откуда? как? когда?) ﹎ . ﹎ . ﹎ . ﹎

1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. По интонации : восклицательное, невосклицательное.

3. Основа предложения: главные члены предложения – подлежащее и сказуемое .

4. Наличие второстепенных предложений: распространённое, не распространённое.

5. По структуре: простое, сложное

6. Установить связь членов предложений, поставить вопросы к второстепенным членам предложения и указать её стрелочками.

Наступила долгожданная весна. Повеств., невоскл., распр., прост.

Второстепенные члены предложения:

  1. дополнение (кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?) ———
  2. определение (какой? какая? какое? какие?) ﹏﹏﹏﹏
  3. обстоятельство (где? куда? откуда? как? когда?) ﹎ . ﹎ . ﹎ . ﹎

1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. По интонации : восклицательное, невосклицательное.

3. Основа предложения: главные члены предложения – подлежащее и сказуемое .

4. Наличие второстепенных предложений: распространённое, не распространённое.

5. По структуре: простое, сложное

6. Установить связь членов предложений, поставить вопросы к второстепенным членам предложения и указать её стрелочками.

Наступила долгожданная весна. Повеств., невоскл., распр., прост.

Второстепенные члены предложения:

  1. дополнение (кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?) ———
  2. определение (какой? какая? какое? какие?) ﹏﹏﹏﹏
  3. обстоятельство (где? куда? откуда? как? когда?) ﹎ . ﹎ . ﹎ . ﹎
Читать еще:  Водород. Свойства, получение, применение

1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. По интонации : восклицательное, невосклицательное.

3. Основа предложения: главные члены предложения – подлежащее и сказуемое .

4. Наличие второстепенных предложений: распространённое, не распространённое.

5. По структуре: простое, сложное

6. Установить связь членов предложений, поставить вопросы к второстепенным членам предложения и указать её стрелочками.

Наступила долгожданная весна. Повеств., невоскл., распр., прост.

Второстепенные члены предложения:

  1. дополнение (кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?) ———
  2. определение (какой? какая? какое? какие?) ﹏﹏﹏﹏
  3. обстоятельство (где? куда? откуда? как? когда?) ﹎ . ﹎ . ﹎ . ﹎

Предварительный просмотр:

Фонетический разбор слова.

а о э ы у | м л н р й б д з ж в г

я ё е и ю | п т с ш ф к ц ч щ х ъь

О | ле’нь – 2 слога, 2 гл., 2 согл.,

л [л’] – согл., зв., непарн., мягк.

н [н’] – согл., зв., непарн., мягк.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно и поэтапно объяснить ученикам полный синтаксический разбор предложения? Для этого предлагаю вам разработанную памятку, с помощью которой ребята смогут научиться делать синтаксический раз.

В памятке представлен образец письменного разбора предложения.

Памятка по разбору предложения.

В данной памятки дана классификация предложений по интонации , по видам высказывания.

В помощь ученику и родителю.

Полный разбор предложения по членам предложения, частям речи, с характеристикой является итогом работы с предложением в начальной школе и доступен ученикам 4 класса при условии освоенного умения.

Памятка по теме «Предложения»

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Предложение это слово или несколько слов, которые связанны по смыслу и грамматически и выражают законченную мысль .

по количеству по наличию

по цели высказывания: по интонации: основ: второстепенных членов:

повествовательные -восклицательные -простые предл. -нераспространенные

сообщение выражают эмоции (!) одна грам. основа только главные члены

вопрос не выражают эмоций (.) несколько главные члены и

грам. основ второстепенные члены

побуждение к действию

(грамматическая основа предложения)

О ком или о чем говорится в предложении

Чаще именем существительным ,

местоимением и др.

То, что говорится о подлежащем

кр.прил., сущ. и др.

Чей? Чья? Чьё? Чьи?

Чаще именем прилагательным ,

местоимением, числительным и др.

Вопросы косвенных падежей

все, кроме именительного:

Кого? Кому? Кого? Кем? О ком?

Чего? Чему? Что? Чем? О чем?

Чаще именем существительным ,

местоимением и др.

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Чаще наречием , именем существительным с предлогом и др.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Федорова Наталия Александровна
  • Написать
  • 348
  • 17.11.2016

Номер материала: ДБ-363281

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 17.11.2016
  • 255
  • 17.11.2016
  • 1452
  • 17.11.2016
  • 3741
  • 17.11.2016
  • 2318
  • 17.11.2016
  • 553
  • 17.11.2016
  • 894
  • 17.11.2016
  • 8143

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Памятки по русскому языку

Простое предложение

Назвать вид предложения:

по цели высказывания:

Найти главные члены — грамматическую основу предложения.

Рассказать о строении предложения:

по наличию второстепенных членов:

Образец синтаксического разбора простого предложения

На вершинах сосен играет солнечный свет.

Это предложение повествовательное, невосклицательное.

В предложении говорится о свете .

Что?- свет.

Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой.

На вершинах сосен играет солнечный свет.

Свет что делает? – играет.

Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.

На вершинах сосен играет солнечный свет.

Главные члены предложения- свет играет.

Свет играет.

Второстепенные члены предложения-

На вершинах сосен, солнечный.

Предложение распространенное.

Словосочетание

Выделить словосочетание из предложения:

— из группы подлежащего;

— из группы сказуемого;

— из группы второстепенных членов.

Найти главное и зависимое слова и указать тип словосочетания по главному слову:

Образец синтаксического разбора простого словосочетания

На вершинах сосен играет солнечный свет.

Перед работой со словосочетанием необходимо найти главные члены предложения.

Помните: главные члены не являются словосочетанием — это грамматическая основа предложения.

Второстепенные члены предложения-

На вершинах сосен, солнечный.

Выделяем словосочетание из группы подлежащего (слово связанное вопросом с подлежащим)

Свет какой? солнечный.

Главное слово Свет (т.к. от него задается вопрос), зависимое – солнечный . Словосочетание именное (т.к. главное слово является существительным)

Выделяем словосочетание из группы сказуемого (слово связанное вопросом со сказуемым)

Играет где? на вершинах.

Главное слово играет (т.к. от него задается вопрос), зависимое – на вершинах . Словосочетание глагольное (т.к. главное слово является глаголом)

Выделяем словосочетание из группы второстепенных членов (слово связанное вопросом со второстепенным членом)

Вершинах чего? сосен.

Главное слово вершинах (т.к. от него задается вопрос), зависимое – сосен . Словосочетание именное (т.к. главное слово является существительным)

Разбор слова по составу

Порядок разбора слова по составу.

Определить слово как часть речи.

Читать еще:  Фотографии для рабочего стола компьютера. Лучшие обои для рабочего стола

У изменяемого слова найти окончание.

Указать основу слова.

Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни в сложных словах.

Выделить приставки и суффиксы (если они есть).

Схема разбора по составу имени существительного

Определить окончание, найти основу, для этого:

Изменить слово по числам

Мн. число- выпечки

Окончание- а, основа -выпечк

или изменить слово по падежам (подставить слова: есть, нет, рад, вижу, доволен, думаю )

Вижу- выпечку

Окончание- а, основа -выпечк

Найти корень

Подобрать однокоренные слова с другими суффиксами и приставками или без суффиксов и приставок

Корень- печ

Определить приставку

Приставка-вы

Определить суффикс

Суффикс- к

Схема разбора по составу имени прилагательного

Определить окончание, найти основу, для этого:

Изменить слово по родам ( какая, какой, какое )

Душевная, душевное

Окончание- ый, основа -душевн

или изменить слово по падежам (подставить слова: есть, нет, рад, вижу, доволен, думаю )

Вижу- душевного, рад-душевному

Окончание- ый, основа -душевн

Найти корень

Подобрать однокоренные слова с другими суффиксами и приставками или без суффиксов и приставок

Бездушный, душа

Корень- душ

Определить приставку

Нет приставки

Определить суффикс

Суффиксы- ев, н

Фонетический разбор слова

Порядок фонетического разбора

Выделить слоги, указать, сколько их в слове.

Дать характеристику гласных звуков (ударные или безударные), какими буквами они обозначены.

Дать характеристику согласных звуков (парные – непарные, твердые – мягкие, звонкие — глухие), какими буквами они обозначены.

Указать количество звуков и букв.

вода — во – да-2 слога
[в] — согл., парн. тв., звон.
[а] — гласн., безударн.
[д] — согл., парн. тв., звон.
[а] — гласн., ударн.
4 букв , 4 звука

вьюга – вью-га- 2слога
в [в’] — согл, мяг., парн. звон.
ь —
[й’] — согл., непарн. мяг., звон.
ю [у] — глас., удар.
г [г] — согл., парн. твер., звон.
а [а] — глас, безуд.
5 букв, 5 звуков

Фонетический разбор слова.

Буквы служат для записи звуков на письме (буквы мы пишем и читаем,

звуки мы слышим и произносим).

Гласных букв 10 : а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и.

Гласных звуков всего 6 — [а] [у] [о] [э] [ы] [и]. Количество слогов определяется количеством в нём гласных звуков: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

А, О, У, Э, Ы – обозначают твёрдость согласных звуков.
Я, Ё, Ю, Е, И – обозначают мягкость согласных звуков.

Йотированные гласные буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука Я — [йа] Ю- [йу] Е – [йэ] Ё – [йо] , если стоят:
— в начале слова (ёж, яблоко, юла)
— после Ъ и Ь (съешь, семья, подъём)
— после гласных букв (споём, союз, военный)

Буквы е, я, ю, ё обозначают один звук [э], [а], [у], [о] после согласного только под ударением.
век — [в’эк], мяч- [м’ач’], блюз — [бл’ус], мед — [м’от]

В безударном положении эти буквы после согласного обозначают звук [и]
ряды [р’ и д ы] лесок [л’ и с о к]

С О Г Л А С Н Ы Е

Согласные бывают парными/непарными по звонкости/глухости, по твердости/мягкости.

Парные по звонкости/глухости

Непарные по звонкости/глухости

Звонкие: л, м, н, р, й (сонорные, что в переводе с латинского значит «звучные». )

Непарные по твердости/мягкости

Наиболее распространенные суффиксы

рыба – рыб к а

ключ – ключик
замок – замочек
друг – дружок
малый – маленький
сухой – сухонький
Ваня – Ванечка
игла – иголочка
дед – дедушка
поле – полюшко

Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок

лес – лес ник

возить – возчик
барабан – барабанщик
учить – учитель
учить – учительница
радист – радистка

Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий

Читать еще:  Сообщение про габдуллы тукая кратко. Биография Габдуллы Тукая

скала – скал ист ый

город – городской
горох — гороховый
шаль – шалевый
лето – летний

звук – звуч а ть

рана –ранить
белый – белеть
зима – зимовать
кольцо – кольцевать
укачать – укачивать
открыть -открывать

учить – учить ся – учу сь лечить – лечиться – лечусь

Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.

чита ть нести

Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.

читаю – чита л говорю – говорил

Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

  • Начальные классы

1. Назвать вид предложения:

по цели высказывания:

2. Найти главные члены — грамматическую основу предложения.

3. Рассказать о строении предложения:

по наличию второстепенных членов:

Образец синтаксического разбора простого предложения На вершинах сосен играет солнечный свет. Это предложение повествовательное, невосклицательное. В предложении говорится о свете . Что?- свет. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. На вершинах сосен играет солнечный свет . Свет что делает? – играет. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами. На вершинах сосен играет солнечный свет . Главные члены предложения- свет играет. Свет играет. Второстепенные члены предложения- На вершинах сосен, солнечный. Предложение распространенное. Словосочетание

1. Выделить словосочетание из предложения:

— из группы подлежащего;

— из группы сказуемого;

— из группы второстепенных членов.

2. Найти главное и зависимое слова и указать тип словосочетания по главному слову:

Образец синтаксического разбора простого словосочетания На вершинах сосен играет солнечный свет . Перед работой со словосочетанием необходимо найти главные члены предложения. Помните: главные члены не являются словосочетанием — это грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения- На вершинах сосен, солнечный. Выделяем словосочетание из группы подлежащего (слово связанное вопросом с подлежащим) Свет какой? солнечный. Главное слово Свет (т.к. от него задается вопрос), зависимое – солнечный . Словосочетание именное (т.к. главное слово является существительным) Выделяем словосочетание из группы сказуемого (слово связанное вопросом со сказуемым) Играет где? на вершинах. Главное слово играет (т.к. от него задается вопрос), зависимое – на вершинах . Словосочетание глагольное (т.к. главное слово является глаголом) Выделяем словосочетание из группы второстепенных членов (слово связанное вопросом со второстепенным членом) Вершинах чего? сосен. Главное слово вершинах (т.к. от него задается вопрос), зависимое – сосен . Словосочетание именное (т.к. главное слово является существительным)

Разбор слова по составу Порядок разбора слова по составу.

1. Определить слово как часть речи.

2. У изменяемого слова найти окончание.

3. Указать основу слова.

4. Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни в сложных словах.

5. Выделить приставки и суффиксы (если они есть).

Схема разбора по составу имени существительного

Определить окончание, найти основу, для этого: Изменить слово по числам Мн. число- выпечки Окончание- а, основа -выпечк или изменить слово по падежам (подставить слова: есть, нет, рад, вижу, доволен, думаю ) Вижу- выпечку Окончание- а, основа -выпечк Найти корень Подобрать однокоренные слова с другими суффиксами и приставками или без суффиксов и приставок Печь Корень- печ Определить приставку Приставка-вы Определить суффикс Суффикс- к

Схема разбора по составу имени прилагательного

Определить окончание, найти основу, для этого: Изменить слово по родам ( какая, какой, какое ) Душевная, душевное Окончание- ый, основа -душевн или изменить слово по падежам (подставить слова: есть, нет, рад, вижу, доволен, думаю ) Вижу- душевного, рад-душевному Окончание- ый, основа -душевн Найти корень Подобрать однокоренные слова с другими суффиксами и приставками или без суффиксов и приставок Бездушный, душа Корень- душ Определить приставку Нет приставки Определить суффикс Суффиксы- ев, н Фонетический разбор слова Порядок фонетического разбора

1. Выделить слоги, указать, сколько их в слове.

2. Показать место ударения .

3. Дать характеристику гласных звуков (ударные или безударные), какими буквами они обозначены.

4. Дать характеристику согласных звуков (парные – непарные, твердые – мягкие, звонкие — глухие), какими буквами они обозначены.

5. Указать количество звуков и букв .

вода — во – да-2 слога
[в] — согл., парн. тв., звон.
[а] — гласн., безударн.
[д] — согл., парн. тв., звон.
[а] — гласн., ударн .
4 букв , 4 звука

вьюга – вью-га- 2слога
в [в’] — согл, мяг., парн. звон.
ь —
[й’] — согл., непарн. мяг., звон.
ю [у] — глас., удар.
г [г] — согл., парн. твер., звон.
а [а] — глас, безуд.
5 букв, 5 звуков

Источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/02/23/pamyatka-po-razboru-predlozheniy

http://infourok.ru/pamyatka-po-teme-predlozheniya-1363538.html

http://www.metod-kopilka.ru/pamyatki_po_russkomu_yazyku-24844.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector