Особенности политической идеологии. Политика и власть
Особенности и функции политической идеологии;
Политическую идеологиючасто называют ядром политического сознания. Аналогия с физическим миром здесь не случайна: подобно тому как практически вся масса атома приходится на его ядро, так и в политическом сознании основная «тяжесть» идей и концепций сосредоточена в идеологиях. Именно они разрабатывают концептуальные политические схемы, объясняют и оправдывают возникающие политические коллизии, проявляют и рационализируют смутные и неопределенные политические «чувства» народных масс.
Центральное положение идеологий в структуре политического сознания изначально обусловлено рядом отличительных особенностей их формирования и функционирования, к которым обычно относят:
• целостность, систематичность представленного в идеологии знания, использование средств познания теоретического уровня;
• появление на свет в результате деятельности идеологов, профессионалов интеллектуальной деятельности (стихийно, «сама собой» идеология не складывается);
• изначальную нацеленность на изменение или закрепление существующих политических отношений и институтов;
• обусловленность интересами различных социальных групп (классов, слоев, сословий, элит и пр.);
• апелляцию к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов;
• склонность к некоторой лакировке действительности.
Большинство отмеченных особенностей идеологии достаточно очевидны и не требуют комментариев, за исключением последней. Данная неординарная особенность функционирования идеологии вызвана к жизни двумя обстоятельствами.
(1) Идеология – это взгляд на социум с позиций определенной социальной группы, преследующей свои интересы. Но в условиях идеологической конкуренции с другими социальными группами возникает большой соблазн обнаружить в мыслях и действиях соперников скрытые, корыстные мотивы, далекие от искреннего стремления к «чистой» истине. Поэтому любая критика «своей» идеологии рассматривается прежде всего как проявление предвзятости, ангажированности критикующей стороны интересами явно вненаучного порядка.
Так, марксизм, например, сомнение в истинности своих идей нередко истолковывал как стремление буржуазии извратить реальное положение дел в интересах сохранения своего господства.
Либерализм любую критику в свой адрес подает как попытку покушения на неотчуждаемые права и свободы индивида и т.д. Такой способ защиты «идейной чистоты» в пропагандистском плане достаточно эффективен, однако, делая идеологию маловосприимчивой к критике, он уменьшает ее шанс на объективное воспроизведение реальности. Идеологи начинают видеть в последней то, что они хотят увидеть, то, что «разрешается» видеть идеологическими постулатами.
(2) Идеология стремится переустроить, преобразить мир в соответствии с определенным идеалом, она всегда нацелена в будущее. А будущее должно быть прекрасно. Ведь когда любой из нас пытается представить себе свое индивидуальное будущее, оно непременно бывает выдержано в «розовых», благополучных тонах. Идеология делает то же самое, только на социально-групповом уровне.
Мечты индивидуальные сбываются чаще, чем общественные. Коммунизм ли или «свобода – равенство – братство» – этим конечным целям наиболее популярных идеологий еще не суждено было реализоваться. Да от них, впрочем, этого всерьез и не требуется, их главное назначение – дать социальный ориентир, побудить массы людей к практическому действию.
А для этого данный «ориентир» должен быть немного приподнят, возвышен над реальностью. Защищать, к примеру, «жизненные интересы нации», «идеалы свободы и демократии», «конституционный порядок» и прочее благороднее и почетнее, чем просто контролировать какие-либо ресурсы вроде нефти и газа, хотя последнее в современных условиях как раз и является в большинстве случаев подлинной основой первого. Это, конечно, не означает, что все выдвигаемые идеологиями цели иллюзорны или лицемерны, просто такова специфика выполнения идеологией своих главных задач и функций.
К числу ведущих функций политической идеологии относятся:
• целеобразующая– формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть;
• программно-практическая– перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования;
• интегративная – сплочение, формирование единства социальной группы;
• мотивирующая – побуждение людей к политической активности;
• коммуникативная – формирование особого языка политического общения – знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют «чужаков».
К основным функциям идеологии можно также отнести
• познавательную –способствует осмыслению и познанию политической реальности;
• аксиологическую (ценностную) – утверждает ценности определенного класса, социальной группы;
• пропагандистскую –способствует распространению определенных взглядов и идей;
• апологетическую (защиты политического имиджа властвующей элиты) и др. Таково в целом назначение идеологий в современном мире.
К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм, социализм и национализм. Все они имеют давние исторические традиции и ныне это разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы мышления, определяющие отношение людей ко всему окружающему миру. Приведем их краткие характеристики.
9.3. Идеология либерализма
Либерализм (Liberalism) от лат. Liberalis – касающийся свободы, идеологическая ориентация и политическое движение, провозглашающее свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества; поддерживающее в экономике – свободу частного предпринимательства и конкуренции; поддерживающее в политике – правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод.
Брокгауз и Ефрон указывали, что либерализм – это направление в политике, противоположное консерватизму, стремление к реформам и организации государства и общества на началах свободы личности, свободы от притеснений, налагаемых церковью, деспотизмом власти, полицейской регламентацией, обычаями и т. д.
Политический либерализм нашел классическое выражение во французской «Декларации прав человека и гражданина», где были установлены основы гражданских свобод: народный суверенитет, личная неприкосновенность, свобода совести и мысли, слова и печати, гражданское равенство.
Либерализм отстаивает начала народовластия и конституционных ограничений против абсолютизма, местное самоуправление против бюрократической централизации, равенство граждан против сословных привилегий, участие общества в отправлении правосудия и проч.
Истоки либеральной идеологии отчетливо прослеживаются в английской и французской политической философии XVII-XVIII вв. Идеи выдающихся мыслителей эпохи Просвещения – Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Монтескье, Жан-Жака Руссо, Адама Смита, французских энциклопедистов – и составили основу либеральной доктрины. В ней можно выделить три концептуальных постулата, вокруг которых концентрируется все богатство и разнообразие либеральной мысли:
(1) безграничная вера в возможности человеческого разума, в его способность рационально осмыслить и переустроить общественную жизнь на «разумных» началах;
(2) концепция естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека;
(3) требование полной свободы рынка и конкуренции в экономической и социальной сферах, невмешательства государства в экономику.
Таким образом, исходным базисом либеральной идеологии можно считать признание безусловной свободы индивидаво всех возможных формах – гражданской, политической, религиозной, нравственной и пр. Человек – независимое, ответственное и разумное существо, которое вправе самостоятельно определять свою судьбу без обязательного внешнего (государственного, церковного и т.д.) контроля. При этом либерализм вовсе не стремится утвердить ничем не ограниченную, анархическую по сути свободу каждого человека делать все, что ему заблагорассудится.
Важнейшим достоинством либерального образа мышления стало понимание необходимости обеспечения и регулирования пределов свободы индивида. Это составило суть второго, более широкого круга идей и концепций, вошедших в общую доктрину либерализма. К ним относятся:
• идея договорного характера отношений между государством и индивидом (теория общественного договора);
• концепция гражданского общества как неполитической части социума, сферы индивидуальной и общественной активности, не подлежащей вмешательству со стороны государства (новизна этой идеи заключается в том, что не государство определяет и структурирует жизнь общества, а, наоборот, общество, свободно развиваясь, создает для осуществления некоторых своих функций обслуживающую его организацию – государство, которое существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять рамки осуществления индивидуальной свободы; при этом носителем государственного суверенитета, источником политической власти являются не правители, а сам народ, нация в целом);
• концепция правового государства, базирующегося на принципах категорического соблюдения прав и свобод индивида, верховенства закона и разделения властей;
• идея изначального равенства возможностей самореализации индивида и равных прав в достижении своих целей и интересов;
• отождествление свободы с частной собственностью, которая трактуется как гарант и мера свободы;
• признание основополагающего значения и разработка принципов конституционализма, парламентаризма и демократии;
• признание принципа плюрализма во всех сферах общественной жизни – политической, социальной, культурной, религиозной и пр.
Таковы основные принципы классического либерализма, рожденного эпохой буржуазных революций и сформировавшего остов системы ценностей раннебуржуазного общества, центром которого стали индивидуализм и свободная конкуренция.
Содержание либеральной доктрины этой эпохи было достаточно революционно: признавалось, что дефекты «естественного состояния» общества могут быть исправлены его разумной организацией.
В сфере политики либерализм возник как реакция на авторитарные режимы. Либералы стремились ограничить права наследственной власти, установить институты парламентского правления, расширить круг лиц, имеющих право голоса, и обеспечить гарантии гражданских свобод. Такого рода меры рассматривались одновременно и как реализация политической свободы, и как средство достижения экономических реформ, на которых настаивали либералы.
В экономической области либерализм был реакцией на вмешательство государства в решение экономических вопросов. Либералы выступали за свободную конкуренцию внутри страны и свободу торговли между различными странами. С их точки зрения, частное предпринимательство, действующее на рынке согласно принципу конкуренции, является прямым выражением фундаментальных экономических свобод и источником политической свободы.
Идеи своеобразной социальной инженерии и в самом деле способствовали кардинальному обновлению общественных порядков XVIII – начала XIX в. Однако столь радикальным либерализм был недолго. Как выяснилось ближе к XX в., следование базовым принципам либерализма почему-то никак не приближало к социальной гармонии и справедливости, а скорее наоборот – вело ко все более резкому экономическому и социальному расслоению общества, что автоматически ставило либерализм с его требованием свободной конкуренции в положение доктрины, обслуживающей интересы привилегированных слоев.
Такая ситуация заставила идеологов этого направления пересмотреть отдельные принципы классического либерализма. Суть пересмотра – в признании большей позитивной роли государства в социальной и экономической жизни, расширении его регулирующих функций.
Позаимствовав у социал-демократии идею социальной справедливости, неолибералыпринялись разрабатывать системы и механизмы государственного регулирования экономики, провозгласили необходимость осуществления государством широкомасштабных социальных программ в целях поддержки малообеспеченных слоев населения. В их работах зазвучали идеи демократизации управления производством, необходимости широкого участия масс в политическом процессе и т.д.
В целом коррекция идей классического либерализма применительно к реалиям XX в. оказалась достаточно успешной. Наиболее заметные достижения социально-политического реформаторства прошлого столетия («Новый курс» Ф. Рузвельта в 30-е годы в США, строительство «государства всеобщего благосостояния» в 50-60-е годы в Западной Европе) были в значительной степени вдохновлены именно идеями неолиберализма (или социального либерализма). Однако позже, в 70-80-е годы, когда прояснились существенные негативные последствия усиленной государственной регламентации в экономической и социальной сферах, популярность неолиберальной идеологии пошла на спад. Появились программы возрождения идей классического либерализма (либертаризм), усилилось влияние главного конкурента либерального мышления – идеологии консерватизма.
Политика. ТЕОРИЯ. Политическая идеология.
Политическая идеология.
Идеология оформляется в форме социально-политической теории, затем конкретизируется в политических программах различных партий и деятелей и, определяя поведение людей, влияет на реальную политическую практику.
Направленность и способы политической деятельности задаются теми представлениями о разумном устройстве общества и приоритетных ценностях, которые определяют смысл и значение человеческих поступков, т. е. идеологией.
Политическая идеология (от гр. idea — понятие и logos — учение, слово) — это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.
Это система идей, выражающих интересы различных субъектов политической деятельности и создающих теоретическую основу для организованных политических действий
Политические ценности – это представления и понятия субъектов:
- о формах осуществления политики,
- облагах, достижение которых обеспечит та или иная политика,
- о действиях, необходимых для удовлетворения интересов общества.
Ценности чаше всего выражаются в конкретных идеалах. Это желаемые образы общественного устройства: безопасность, равенство, свобода, справедливость, демократия и др.
Формы политических идеологий:
- социально-политическая теория,
- политическая программа, определяющая поведение людей.
Функции политической идеологии.
- ориентационная: ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы;
- мобилизационная: стимулирует действия граждан на выполнение поставленных задач;
- интегрирующая: объединяет людей общими идеями и целями;
- образовательно-воспитательная – способствует формированию знаний о политике, воспитанию политической культуры на основе идей и ценностей;
- пропагандистская — создаёт позитивноый образа проводимой политической линии, привлекает на свою сторону единомышленников.
Средством распространения идеологии является пропаганда.
Пропаганда – вид деятельности, направленный на формирование в обществе определенных настроений, закрепление в сознании граждан определенных ценностей.
Манипулирование – управление политическим сознанием с целью побуждения граждан определённо действовать или бездействовать вопреки собственным интересам.
Современные идеологии.
Либерализм.
Либерализм — (от лат. liberal is — свободный) отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй.
Особенности.
- Главная ценность – свобода личности.
- Равноправие, равенство всех перед законом — все имеют равные гражданские и политические права и свободы
- Толерантность —терпимое и уважительное отношение к иным взглядам, мнениям, убеждениям, верованиям; приветствуется и политический плюрализм;
- Согласие — политические и другие социальные отношения должны основываться на взаимных договоренностях (например, на демократических выборах), а не на насилии
- Невмешательство государства в личную жизнь.
- Частная собственность.
- Разделение властей.
- Демократия и правовое государство.
- Свобода мысли и слова.
В XX в. была разработана теория неолиберализма, согласно которой основными функциями государства являются защита свободного предпринимательства, борьба с монополизмом, развитие индивидуальной предприимчивости.
Консерватизм.
Консерватизм — (от лат. conservare — охранять) это идеология, направленная на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям.
Особенности.
- Главная ценность – незыблемость существующих порядков, традиционализм, стабильность.
- Традиционность — уважение к обычаям, традициям, прошлому как к основам стабильности в обществе; консерватизм пропагандирует ценности семьи, религии, уважения к старшим;
- Иерархичность — естественным и необходимым является существование различных социальных позиций и статусов и связанное с этим неравенство людей в обществе;
- Патернализм — государство (подобно отцу семейства) должно опекать индивида и контролировать его; государственные ценности ставятся выше индивидуальных интересов;
- Сильная государственная власть.
- Интересы государства ценятся больше, чем интересы индивида.
- Частная собственность — консерватизм обычно выступает за неприкосновенность частной собственности.
В XX в. сформировался неоконсерватизм. Неоконсерватизм вобрал в себя либеральные ценности — защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом). В то же время неоконсерватизм выступил против чрезмерной толерантности современного либерализма, усматривая опасность в мультикультурализме и неконтролируемой иммиграции.
Социализм.
Социализм — (от лат. socialis — общественный) в качестве идеала выдвигает принципы социальной справедливости и равенства.
Особенности:
- равенство — всякое социальное неравенство должно быть ликвидировано;
- приоритет общества — индивид зависит от общества и все его действия социально заданы; интересы общества выше интересов личности;
- коллективизм — все люди связаны узами духовного братства, а коллективное взаимодействие эффективнее усилий одиночек;
- общественная собственность — частная собственность является источником неравенства и должна быть заменена общественной;
- массовость — социализм рассматривает политику как борьбу классов угнетателей и угнетенных; цель социализма — установление бесклассового общества;
- плановое хозяйство — экономика полностью регулируется государством для обеспечения потребностей населения.
Социал-демократизм.
Социал-демократизм является вариантом социалистической идеологии.
Особенности:
- переход к обществу социальной справедливости и равенства должен быть постепенным, через реформы;
- свобода, справедливость, солидарность;
- парламентская демократия, гарантии прав личности;
- улучшение состояния окружающей среды;
- компромисс между свободным рынком и государством;
- не против капитализма, но в то же время за необходимость перераспределения доходов государством в пользу неимущих, чтобы сократить разрыв между богатыми и бедными.
Коммунизм.
Коммунизм – общество справедливого равенства без частной собственности.
Особенности:
- От каждого- по способностям, каждому – по потребностям.
- Коллективные начала.
- Отмирание государства.
- Единственно верный путь – революционное насилие, которое должно уничтожить капитализм.
Коммунистическая идеология –вариант социалистической идеологии. Ее теоретическое обоснование было предпринято Карлом Марксом (1818-1883) и Владимиром Ильичом Лениным (1870-1924).Идеал – бесклассовое общество.
Фашизм.
Фашизм — (от итал. fascio — связка, пучок).
Особенности.
- Идеи национального и расового превосходства, насилия и шовинизма.
- Отношение к национальным меньшинствам как к внутренним врагам.
- Принцип фюрерства (вождя) призывы к национальному единству и сплочению вокруг харизматичного вождя.
- Личностное начало вторично по сравнению с расово-этническим.
- Сильная диктаторская власть.
- Культ силы.
- Романтизация героизма и самопожертвования.
- Кровь (национальность и раса) в фашизме ценилась выше индивидуальных характеристик.
- Милитаризм. Милитаризм –государственная политика, оправдывающая наращивание военной мощи и использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов.
Анархизм.
Анархизм (от греч. anarchia — безвластие) .
Особенности.
- Отрицание государственной власти, так как государственная власть — это форма насилия и должна быть ликвидирована.
- Свободные индивиды или небольшие сообщества могут решать свои дела без государства — сотрудничая друг с другом, обмениваясь товаром, заключая добровольные соглашения.
Национализм.
Национализм — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе.
Существует два типа национализма:
- Созидательный— способствует сплочению нации;
- Разрушительный — направлен против других народов и несет угрозу не только для чужого, но и для своего общества, превращая национальность в верховную и абсолютную ценность, которой подчиняется вся жизнь.
Существуют следующие системы социально-политических взглдов (наряду с идеологиями):
- феминизм (от лат. femina — женщина) – выступления за ликвидацию всех форм дискриминации, особенно дискриминации женщин мужчинами;
- энваиронментализм (от англ. environment — окружающая среда)- призыв к защите природы.
Эти системы взглядов оказывают все большее влияние на политические программы и политическую деятельность.
Виды идеологий по политическому спектру:
- Левые – с оптимизмом смотрят на природу человека и полагают, что социальной справедливости в обществе можно достичь без чрезмерной опеки государства.
- Крайне левые – это анархисты, к ним близки коммунисты.
- Умеренно-левые– социал-демократы.
- Центристы – это те, кто совмещает идеи либерализма и консерватизма, неолибералов и неоконсерваторов.
- Правые смотрят на природу человека более пессимистично и считают, что стабильность возможна только на основе традиций, надзора, государственного контроля.
- Умеренно-правые – консерваторы.
- Крайне правые – эти идеи приводит к фашистской идеологии.
Виды идеологий по методам политической борьбы:
- Радикализм (от лат. radicalis — коренной) – решительное изменение существующих социальных и политических институтов. Стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей. Может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма. Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп.
- Леворадикализм — (анархизм, марксизм и такие отдельные его разновидности, как маоизм, троцкизм и т.д.) предпочтение быстрых и резких способов достижения социального равенства и социальной справедливости.
- Праворадикализм — (фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм) основывается на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремится любыми законными и незаконными способами закрепить привилегированное положение таких групп
Роль идеологии в политике
Конституция РФ о политической идеологии в стране.
Статья № 13.
- В РФ признаётся идеологическое многообразие (то есть плюрализм мнений)
- Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
- В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность.
- Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Тема 23. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ
Мир политического невозможно представить себе без идеологии. С самого своего возникновения власть и связанные о ней формы правления, а также проводимый ими политический курс нуждались в обосновании, оправдании, легитимации. Идеология, не важно как она называлась в разные исторические эпохи, и была призвана выполнять эту задачу. Поэтому естественно, что немаловажное место и в политической науке, и политической философии занимает вопрос о соотношении политики и идеологии. О его значимости свидетельствует хотя бы тот факт, что XX в. называют веком идеологии, поскольку он прошел под знаком не просто бескомпромиссной борьбы, а войны различных идеологических систем.
23.1. Место и роль идеологии в политике
Мировоззренческие аспекты мира политического воплощаются в идеологических или идейно-политических установках, ориентациях, принципах разных конкурирующих между собой социально-политических сил. Размежевание между ними, как правило, выражается в существовании целого ряда идейно-политических течений и направлений, отличающихся друг от друга по их подходу к решению важнейших экономических и социальных проблем, полому, какое место и роль отводятся ими правам и свободам человека, частной собственности, свободному рынку, государству, партиям и т.д.
Среди них господствующее место занимают либерализм, консерватизм, социал-демократизм и марксизм, различные формы авторитаризма, правого и левого радикализма. Каждое из этих течений составляет комплекс идей, принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий и политической стратегии тех или иных социально-политических сил, того или иного правительства или правительственной коалиции. Вместе с тем они представляют собой нечто большее, а именно типы и формы освоения и понимания социально-политического мира, системы воззрений, установок, ориентации, теорий, доктрин.
Возникновение и институционализация каждого из этих течений и идеологии в целом теснейшим образом связаны с процессами усложнения и плюрализации социального состава общества, разложения универсального средневекового мышления, появления политико-философской мысли и ее диверсификации на различные направления и течения. Немаловажную роль сыграло отделение мировоззрения от государства, частным случаем которого первоначально стало отделение церкви от государства.
Идеология теснейшим образом связана также с формированием и институционализацией идей нации и национального государства. Более того, в течение последних двух-трех столетий идеология и национализм дополняли и стимулировали друг друга. Не случайно они возникли почти одновременно в качестве выразителей интересов поднимавшегося третьего сословия, или буржуазии. Другое дело, что в XX в. оба феномена приобрели универсальный характер и стали использоваться для обозначения широкого спектра явлений.
Появившиеся в XX в. понятия “буржуазный национализм”, “либеральный национализм”, “мелкобуржуазный национализм”, “национал-шовинизм”, “нацизм” и т.д. использовались в качестве идеологических конструкций для оправдания и обоснования политико-партийных и идеологических программ соответствующих социально-политических сил.
Все идеологии, независимо от их содержания, касаются проблем авторитета, власти, властных отношений. Они основываются на признании определенной модели общества и политической системы, путей и средств практической реализации этой модели. Именно в идеологии в наиболее обнаженной форме находит свое практическое воплощение, оправдание и обоснование конфликтное начало мира политического.
Для консолидации идеологии внешний враг имеет, пожалуй, не менее, если не более, важное значение, чем единство интересов ее носителей. Здесь враг служит мощным катализатором кристаллизации этих интересов. Если врага нет, то его искусственно изобретают. Особенно отчетливо этот принцип проявляется в радикальных идеологиях, которые вообще не могут обходиться без внутренних и внешних врагов. Более того, сама суть этих идеологий выражается с помощью образа или образов врагов.
С определенными оговорками можно сказать, что в идеологии присутствуют два взаимосвязанных друг с другом компонента, один из которых в доведенной до логического конца и крайней форме предполагает разрушение существующей системы, а второй — позитивную модель предполагаемого общественного или государственного устройства. Речь идет прежде всего о радикальных идеологиях левого и правого толка, наиболее типичными примерами которых могут служить большевизм и национал-социализм.
Большинство же идеологических течений колеблется между этими полюсами, предлагая свои проекты или программы в качестве альтернатив политическому курсу других политических сил в рамках существующей системы. Естественно, всегда в выигрышном положении находятся те, кто противопоставляет будущее гипотетическое совершенное общество существующей системе со всеми ее недостатками и проблемами.
Для правильного понимания сущности идеологии необходимо иметь в виду еще один момент. Часто идеология привилегированных или господствующих групп, слоев, классов основывается на их глубоком убеждении в законности и абсолютной легитимности своего привилегированного или же господствующего положения. Поэтому они просто не в состоянии трезвыми глазами смотреть на реальное положение вещей, в том числе и на глубокие изменения, возможно, произошедшие в собственной стране и окружающем мире. Соответственно, они готовы отстаивать свои позиции любыми, даже насильственными, средствами.
В свою очередь тс группы, сословия, классы, которые недовольны существующим положением и выступают за его изменение, склонны впадать в другую крайность. Разумеется, степень такого недовольства может быть различной у разных категорий граждан и диапазон их программ может варьироваться от требований перестройки тех или иных аспектов социально-экономической и политической жизни до радикального слома существующей системы.
Сторонники радикальной или революционной идеологии могут быть настолько одержимы сознанием своей правоты и законности предъявляемых ими требований, что вольно или невольно подгоняют многообразие жизненных ситуаций и процессов к собственному видению мира и тем самым также теряют способность трезво оценивать реальное положение. В результате, особенно в тех случаях, когда власть имущие не хотят и не могут идти на какие бы то ни было серьезные уступки, революция, радикальный переворот нередко могут рассматриваться в качестве универсального ключа к решению всех проблем.
Источники:
http://studopedia.su/4_38145_osobennosti-i-funktsii-politicheskoy-ideologii.html
http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE/
http://m.studme.org/1499052816303/politologiya/politicheskaya_ideologiya