Основные проблемы философии. Введение

Основные проблемы философии

«Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества»

Философию можно рассматривать с 2 направлений:

— как форму теоретического мировоззрения

— как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления

Оба этих направления тесно связаны между собой, в итоге образуя целостное философское знание.

В истории представлены различные варианты понимания, что такое философия:

1. «Философия от латинского — любовь к мудрости» — Пифагор

2. «Философия – стремление к совершенству» — Платон

3. «Философия – эпоха схваченная в мысли» — Георг Гегель

Философские размышления часто сложны, малопонятны, туманны, философия не предлагает конкретного и готового результата, как например: математика или физика.

Борьба с философами была во все времена. Их изгоняли из родной страны, сжигали на кострах, подвергали гонению. В 20-е века в фашисткой Германии массово истребляли народы за их инакомыслие.

В молодой советской России в 1922 г. многие философы были отправлены в пожизненную эмиграцию на «философский пароход», а оставшихся в стране философов ждали лагеря и смертные приговоры.

«Польза от философии сомнительна, а вред весьма очевиден» — министр народного просвещения Российской империи П.А. Ширинский-Шихматов 1850 г.

«Общество в котором правят тираны, не допускающее социальных и культурных изменений в философах больше не нуждаются» — американский философ Ричард Рорти 1994 г.

Такие высказывания означают, что наука философия признавалась опасной для тоталитарной власти, т.к. философия давала возможность самостоятельного мышления и критики. Советское массовое общество в наши дни это продукт политических и информационных технологий, рекламы и пропаганды. С помощью этих средств упрощается взгляд на мир, на общество.

Вывод: Кому нужна философия? Это выбор интеллектуального независимого внутренне свободного человека. Философия нужна обществу в целом – свободомыслие, критика, формирование новых идей и предупреждение о новых сложностях.

Философия зародилась в странах Древней Греции и Рима. Философия – общая теория мира и человека в нём. Мировоззрение (взгляд на мир) – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающему миру и самому себе. Философия и мировоззрение тесно взаимосвязаны между собой. Мировоззрение имеет свою структуру: знания, убеждения, вера (религия), надежда, любовь, идеал, принципы, мифология, ценности и т.д.

Знания являются основным звеном мировоззрения, они бывают обыденные (житейские) и научные. Если нет знаний, то нет и мировоззрения.

Убеждение означает твердую уверенность человека в истинности своих знаний и представлении в правоте своей жизненной позиции. Наличие убеждений является показателем социальной зрелости человека. Убеждения могут изменяться, уточняться при появлении новых знаний и фактов (например ДТП)

— Вера особое духовное состояние человека, его психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как действительности. Вера бывает 2 видов:

1. Рациональная (основанная на знаниях и фактах) например: мы знаем. Что после зимы будет весна.

2. Иррациональная (вера основана на предположениях, фантазиях, догмах. Например: окончание колледжа, нахождение денег.

Надежда единство, знания и вера. Радостное ожидание, какого либо события или результата. Например: надежда на лучшее (худшее).

Любовь доброе, бескорыстное отношение к внешнему миру, к другим людям. Стремление к совершенству.

Идеал образ желаемого будущего как цель и программа действий для человека.

Часто ради идеала люди отказывают себе во многом. Сознательно идут на жертвы и лишения. Например: Павел Корчагин, бытовой: диета.

Принципы важнейшие руководящие идеи и правила поведения в мире, идеи и понятия могут быть как положительными так и отрицательными. Например : добро и зло; прекрасное и безобразное; низменное и высокое.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой 4 компонента мировоззрения:

Мировоззрение имеет 2 уровня:

— теоретический (познание мира)

— практический (поступки, деятельность)

В философии существует 3 исторических типа мировоззрения:

Основные черты исторических типов мировоззрения

Основные проблемы философии

Вечные проблемы. Современные вопросы. Основной вопрос философии

Основными проблемами философии называют высшие, существенные, важнейшие вопросы человека о мире и о самом себе. В разное время сущность и способы постановки во­просов варьировались. В табл. 1.2 показаны основные про­блемные сферы, первоначально исследуемые в разные эпохи и разными философами.

Таблица 1.2. Основные проблемы философии

Все эти вопросы — из разряда «вечных» и открытых. Каж­дый из них может быть уточнен в ряде более развернутых, но не менее существенных вопросов, например, таких:

о Что есть бытие? -» Из чего все произошло?

о Что есть познание? -» Каковы пределы знания человека?

о Что есть человек? -» В чем смысл жизни?

о Что есть общество? -> Как сделать общество справедливым?

о Что есть ценность? -4 Что имеет значение в жизни?

Конечно, философия не ограничивается «вечными пробле­мами». Уже говорилось, что в философии отражается время со всеми его особенностями и противоречиями. Поэтому фило­софия «обречена» заниматься и современностью. Приведем примерный список наиболее актуальных вопросов, рассматри-

§ 1.5. Основные проблемы философии

вавшихся на международных философских конгрессах и кон­ференциях последних лет:

О философия политики и права — международное право, демо­кратия, права человека, международный порядок, война и справедливость, терроризм, неравенство, бедность, глобали­зация;

о философия языка и литературы — язык науки, смысл, понима­ние текста, выражение истины, искусственные языки;

о прикладные этико-философские вопросы — проблемы аборта, эв­таназии, клонирования человека, генной инженерии; смерт­ной казни; прав животных, ценности природы; ответствен­ность ученого;

о философия виртуальности — интернет, виртуальные миры, компьютеризация, искусственный интеллект;

О философия феминизма — права женщин, эмоции и чувства, кри­тика логики;

о история философии — применение традиционных теорий к со­временности.

Читать еще:  Сонник когда во сне. К чему снится гнев

Одним из важных для понимания развития философского знания является вопрос, традиционно называемый «основным вопросом» философии. Звучит он так: «Что первично — материя или сознание?» Мир имеет как материальные проявления (ощущаемые физические объекты), так и идеальные (знания, идеи, мысли, эмоции). Что является определяющим? В зависи­мости от ответа на этот вопрос философы делятся на материа­листов и идеалистов.

Материалисты полагают, что реально существует лишь ма­терия. Она полностью независима от нашего сознания. Более того, сознание зависимо, вторично и является свойством са­мой материи. Так, сознание человека не может существовать без мозга как сложного материального органа. Вера в сущест­вование особых и независимых от материи сущностей — души, духа — ненаучный предрассудок.

Идеалисты 1 , напротив, считают, что единственной досто­верной реальностью можно считать лишь наше сознание, а то, что называют материальными вещами, есть лишь его проявле-

1 Не стоит путать философский идеализм с идеализмом в поведении (мечтате­льность и наивное прекраснодушие).

Глава 1. Метафилософия (введение в философию)

ния. Кто способен достоверно доказать, что видимые нами ве­щи являются реальностью, а не простой видимостью? Так, че­ловек считает все, что он видит во сне, реальным, однако мир сна иллюзорен и создан сознанием. Может быть, вся жизнь есть сон, иллюзия, мираж и мы просто не способны «проснуть­ся» и пробиться к настоящей реальности (как считают объек­тивные идеалисты) или же реальности и вовсе нет, а все суще­ствует только в нашем сознании (как считают субъективные идеалисты)!

Тем, кто видел фильм «Матрица» (1999, режиссеры братья Вачовски), достаточно легко понять концепцию объективного идеализма. Для пони­мания идей субъективных идеалистов рекомендуем обратить внимание на классическую пьесу П. Кальдерона с символическим названием «Жизнь есть сон» (1636).

Дуалисты придерживаются третьей точки зрения, согласно которой материя и сознание рассматриваются как две незави­симые стороны реальности. Для дуализма, собственно, не воз­никает проблем по поводу ответа на «основной вопрос филосо­фии», поскольку становится невозможен сам вопрос: в мире нет ничего вторичного. И материя и сознание — равноправные и взаимосвязанные начала. Дуализм в философии не очень по­пулярен — он уходит от борьбы, которая является движущей силой философской мысли. В этом отношении и материализм, и идеализм имеют право на существование: в их вечном споре оттачиваются аргументы, рождаются новые идеи и в конечном итоге развивается философия.

В качестве «философских» часто приводят два следующих вопроса: «Что было раньше — курица или яйцо» и «Слышен ли звук падающего в лесу де­рева, если поблизости никого нет?» Хотя оба вопроса, строго говоря, не являются философскими, для первого можно предположить, что, соглас­но теории эволюции, вначале все-таки было яйцо. Во втором вопросе не­обходимо отметить многозначность слова «звук». Это и волновые колеба­ния, и слуховые ощущения человека. Тогда звук будет существовать в пер­вом смысле и не будет — во втором. Что касается философских вопросов, то философ-идеалист, возможно, спросил бы по этому поводу: «Есть ли вообще лес, если в нем никого нет?»

§ 1.5. Основные проблемы философии 25

По мнению многих современных философов, основным явля­ется вопрос о справедливом обществе, о ценностях человека или его предназначении. Так, французский философ Альбер Камю писал:

Решать, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит от­ветить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное — име­ет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или две­надцатью категориями — второстепенно’.

Для вопроса Камю тоже есть свои основания, хотя ответ ин­туитивно очевиден: «стоит» (к этому заключению приходит и сам философ). Но как прожить эту жизнь?

Таким образом, философские проблемы многообраз­ны — единственной общей их особенностью является то, что развернутые ответы на них не способна дать ни одна из наук, кроме самой философии. Выбор основной проблемы — личное дело каждого мыслящего человека. Философия предполагает, что в поисках сути каждый должен руководствоваться собст­венным умом, а книги и высказывания известных филосо­фов — лишь средства формирования собственного мнения, а не набор истин на все случаи жизни.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Философские проблемы суть важнейшие и наиболее общие вопросы человека о мире и о самом себе.

2. В зависимости от ответа на вопрос: «Что первично — материя или сознание?» в философии выделяются две основные традиции — мате­риализм и идеализм.

1. Перечислите основные проблемы философии. Какую из них вы считаете наиболее важной? Почему?

2. В чем основные отличия материализма от идеализма?

Название «основной вопрос философии» (данное немец­ким философом Фридрихом Энгельсом) достаточно условно.

Камю А. Миф о Сизифе//Сумерки богов. М., 1989. С. 223.

Основные проблемы философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 00:49, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение вопроса об основных проблемах философии.
Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Оглавление

Введение
1. Истоки проблем философского мировоззрения
2. Специфика основных проблем философии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

сурс.docx

Основные проблемы философии

1. Истоки проблем философского мировоззрения

2. Специфика основных проблем философии

Список использованной литературы

В обыденном сознании в течение многих веков существовало, да нередко встречается и в наши дни, представление, будто философия не имеет собственных реальных проблем. Не случайно символом философа был медведь, сосущий собственную лапу.

При определении специфики философии, а тем более ее природы, не нужно все-таки абсолютизировать роль проблем. Это чрезвычайно важный, но не единственный параметр, способный характеризовать ее своеобразие. Проблемность сама по себе релятивна и неопределенна. Лишь когда четко фиксируется предметное основание и теория, категории, законы, его отражающие, «проблема» становится одним из важнейших признаков, разделяющих мировоззрение и частнонаучное знание. Если те или иные компоненты философского знания могут казаться идентичными утверждениями, имеющимся в частнонаучном знании, то философская концепция в целом, в силу специфики проблем, и проблемы, развернутые в систему знаний об объекте, существенным образом отличают философское знание от частнонаучного.

Читать еще:  Скачать мод на скайрим мытье. Моды и плагины

В современной философии существует целое течение — позитивизм, объявляющее проблемы философии бессмысленными, беспредметными. Однако проблемы философии не менее реальны, чем в любой науке.

В ряду характерных признаков проблем философского мировоззрения на первом месте стоит их функция выражать и представлять специфический предмет философии. Все философские проблемы спроецированы на предмет философии, его отражают и его спецификой обусловлены. Своеобразие этих проблем — это, прежде всего своеобразие предмета философии.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса об основных проблемах философии.

Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы.

1. Истоки проблем философского мировоззрения

Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и народов различен, в них в той или иной мере есть и общее, и уже одно это обстоятельство говорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то глубокими причинами.

Основная проблема мировоззрения — отношение человека к миру в целом. Мировоззрение есть общая картина мира, т.е. более или менее сложная и систематизированная совокупность образов, представлений и понятий, в которой и через которую осознают мир в его целостности и единстве, а также (что самое главное) положение в этом мироздании такой его важнейшей (для нас) части, как человечество; основной вопрос мировоззрения — это вопрос о взаимоотношении «мы» (части) и «оно» (целого)1.

В книге А. Швейцера «Культура и этика» названы следующие проблемы мировоззрения: Конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое значение имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое истина? Разрешима ли дихотомия человеческого существования: конечности тела и бесконечности духа? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь, героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?2

В современной литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен мир? В каком направлении развивается Вселенная и имеет ли она цель в своем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества или человек лишь верит в них в силу своей склонности к порядку? Что такое человек, и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческого разума? Как человек познает окружающий его мир и самого себя? Что есть истина и заблуждение? Что такое добро и зло? В каком направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? Все эти и подобные им вопросы, отмечает А.Г. Спиркин, не могут не волновать каждого мыслящего человека, в какой бы сфере жизни он ни действовал. Размышляя о такого рода вопросах, человек может прийти и неизбежно приходит к определенной мировоззренческой позиции.

Исходный пункт мировоззрения неотделим от особенностей человеческого существования, от потребности человека в осмыслении своего места в мире. Для индивида весь мир оказывается расколотым на две части: на мое «Я» и остальное «не-Я», включая природу, общество, других людей. Вопрос об отношении человека к миру является главным, основным вопросом всякого мировоззрения. С ним соотносятся другие проблемы смысла жизни, счастья, возможности личного бессмертия и т.п. Все эти вопросы – «экзистенциальные», поскольку неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной потребностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. В этом плане только те проблемы материального бытия составляют проблематику мировоззрения, которые неотрывны от бытия человека, без которых невозможно представление о мире в целом, невозможно целостное видение мира и места в нем человека. Поэтому понимание жизни человека составляет важную сторону мировоззрения, а проблема человека выступает не только в явном виде, но и в неявном — во всех так называемых онтологическо-«метафизических» проблемах.

Итак, важным источником мировоззрения и его проблем является бытие индивида, осмысление им своего существования, перспектив своего бытия.

Истоки мировоззрения не замыкаются, однако, на индивидуальных потребностях души. Если уж каждый сознательный индивид стремится иметь мировоззрение, соответствующее его жизненному опыту, то это стремление тем более оправдано для социальных групп, классов, имеющих свой исторический опыт. Социальная группа заинтересована в идеологии, обосновывающей ее положение в мире (а не только в обществе), ее отношение к миру в целом. Для каждой социальной группы существует познавательная проблема «разорванности» всего мира на духовное и материальное.

Развитие общественных, гуманитарных наук рождает большое количество мировоззренческих проблем. Они неразрывно связаны с социальным бытием человека, с осмыслением этого бытия и человеческой деятельности. Таковы проблемы соотношения духовного и материального в жизни общества, наличия или отсутствия нравственного прогресса, проблема добра и зла, проблема социальной справедливости и др. Потребности эстетического, художественного освоения мира также дают много проблем; центральной из них выступает проблема прекрасного1.

Широким источником философских проблем является естествознание и научно-технический прогресс. В науках о природе коренятся, в конечном счете, проблемы первоосновы мира, бесконечности (или конечности) пространства, проблемы субъектно-объектных отношений при познании микромира и т.п.

Таким образом, главные истоки проблем мировоззрения: 1) индивидуально- экзистенциальные, 2) социально-классовые, 3) внутринаучные, 4) художественно-эстетические. Проблемы философского мировоззрения являются порождением многообразных потребностей человека и детерминируются многообразной его деятельностью. Фактически любая сфера деятельности человека есть источник проблем мировоззрения, в то время как естествознание ограничено познанием неживой и живой природы и природного в человеческом существе. Эти проблемы не случайны, а необходимы, причем не в меньшей мере, чем проблемы физики, политэкономии или медицины. Философские проблемы возникали в прошлом, рождаются они и сейчас, особенно в социальной сфере. Много новых проблем, связанных с перспективами человеческой цивилизации (например, глобальные проблемы), требуют своего глубокого осмысления со стороны философов.

Читать еще:  К чему снится идти в церковь женщине. Сонник от А до Я

2. Специфика основных проблем философии

Для более целенаправленной, более эффективной деятельности следует четко представлять, в чем заключается специфика проблем философии.

Проблема в философии есть логическая форма познания. Понятие «проблема» родственно понятию «вопрос», точнее, проблема есть разновидность вопроса. Вопрос, заданный с целью проверить усвоение тех или иных правил пунктуации в немецком языке или, допустим, отдельных законов физики, есть вопрос, связанный с воспроизведением общества знания. Проблема — это вопрос, являющийся органической частью поисковой познавательной ситуации, когда имеют место поиски новых явлений, процессов, структур, законов, новой информации. Это знание о незнании и некоторое предположение о неизвестном, подлежащем раскрытию. Проблема философии, как и в частных науках, организует познавательную деятельность, направляет исследование1.

Проблемы бывают реальные и мнимые, вечные и преходящие, существенные и несущественные и т.п. Псевдопроблемами являются, например, проблема вечного двигателя в естествознании и проблема первопричины в философии. Существуют также реальные, но ложно поставленные проблемы.

Всеобщее в системе «мир-человек», составляющее предмет философского познания, и является предметным основанием проблем философии. Они сами всеобщи, предельны — предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем в мировоззрении (по их значимости для деятельности человека), не бывает. Понятия материи, пространства, времени, движения, причины, возможности, необходимости и т.п. — предельные. Предельными эти понятия оказываются в силу того, что они находятся в основаниях любого рода человеческой деятельности. Например, вряд ли можно обнаружить род деятельности, который не вызывался бы определенного характера причинами, не протекал бы в определенных пространственно-временных условиях и т. д. Но как предельные, категории причинности, пространства, времени и другие не уясняются ни в одном из специальных видов деятельности. Можно выяснить причины любых явлений и человеческих поступков, но нелегко ставить вопрос о причине самой причинности. В качестве предельных понятий философские категории и принципы не подлежат уяснению в собственных терминах. Именно поэтому они исторически явились предельными, наиболее универсальными основаниями целостно-связной совокупности многообразных форм отношения человека к миру. Отсюда субъектно-объектный способ их уяснения как предельных оснований культуры. Предельная широта философских проблем и понятий связана, как мы видим, с их фундаментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру.

Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп: 1) онтологическую, 2)антропологическую (жизневоззренческую), 3) аксиологическую, 4) гносеологическую и 5) праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии.

Основной вопрос (или основная проблема) философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования. Это предметное ядро философии и пытаются игнорировать сторонники антропологистской и онтологистской концепций. Вопрос о соотношении материи и сознания является «основным» потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии. Другие проблемы только потому и становятся философскими, что их, оказывается, можно рассматривать через призму онтологического и гносеологического отношения человека к бытию. Этот вопрос является основным еще и потому, что в зависимости от ответа на его онтологическую часть формируются две главные, принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм.

Но как бы ни была велика роль основного вопроса философии в формировании картины мира и в ориентировке человека в мире, его значение не абсолютно, и считать его основным в смысле «единственности», как это делают некоторые философы, вряд ли правомерно, так как это лишило бы относительной самостоятельности множество других важных проблем философии. Абсолютизация гносеологического отношения человека к миру ведет к редуцированию (а порой и к полному устранению) таких проблем, как проблема человека, смысла жизни, проблема мира в целом, проблема причинности и др. Предмет философии шире, чем отношения, фиксируемые в двух сторонах основного философского вопроса.

Итак, всеобщность (в отмеченном смысле), предельность — важнейшая и определяющая черта проблем философии.

Следующая особенность проблем философского мировоззрения — их «вечность», то есть постоянство для всех времен. Это проблема «мир в целом», проблема человека, смысла жизни, свободы, взаимоотношения философии и культуры, философии и естествознания и др. Философия, отмечал В.И. Вернадский, «постоянно касается таких вечных вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово»1.

Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальной конкретной ситуации. Философские проблемы «вечны» в том смысле, что «они всегда сохраняют свое значение: в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы» 2.

Вечный характер проблем мировоззрения не означает, что отсутствует прогресс в глубине их осмысления. Проблема материи, например, от ориентации на единственную стихию или состояние вещества в античности эволюционировала к ориентации на первичные, в принципе неделимые атомы во французском материализме XVIII в., с переориентацией на ее гносеологический, а затем и субстанциальный аспект; такой поворот проблемы не есть ее исчерпывающее осмысление на все времена, но осмысление в стратегическом ее направлении. «Инвариантность» проблем философии создает видимость их неразрешимости вообще и отсутствия сколько-нибудь существенного прогресса в философии. М. Борн писал: «Я изучал философов всех времен и встретил у них множество ярких идей, но не смог усмотреть никакого стабильного прогресса к более глубокому познанию или пониманию сути вещей. Наука, напротив, наполняет меня чувством устойчивого прогресса»1.

Источники:

http://studopedia.ru/1_110303_osnovnie-problemi-filosofii.html

http://megalektsii.ru/s162893t5.html

http://student.zoomru.ru/fil/osnovnye-problemy-filosofii/257507.2240039.s1.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector