Огнеземельцы. Экзотические племена — ямано

Индейцы ямана — туземцы с огненной земли

На краю света под названием Огненная Земля живут удивительные люди — индейцы ямана. Их осталось немного, всего несколько семей. При холодном, суровом климате ямана почти всегда ходили голыми. Если раньше они умели пользоваться тем, что давала природа, то сейчас им приходится довольствоваться содержимым мусорных контейнеров или выпрашивать еду и спиртное у военных, так как благами цивилизации пользоваться они так и не научились.

В 1519 году экспедиция Фернана Магеллана достигла берегов Огненной Земли. Правда, тогда она не носила это название, его придумали позже. Географы того времени были убеждены, что Огненная Земля — это крайняя северная точка материка, расположенного вокруг Южного полюса.

Дело было ночью, и на берегу отчетливо виднелись сотни огней. Казалось, они пляшут в воздухе. Участники экспедиции высказали предположение, что огни имели вулканическое происхождение. Однако необычное зрелище настолько напугало членов экипажа судна, что они наотрез отказались пристать к берегу. Тем более что вулканов в тех местах никогда не было. Это означало, что огни кто-то зажег, и это показалось тем более странным, что дрова здесь на вес золота! Кто и зачем это сделал? Неизвестность пугала. Значительно позже, пытаясь разгадать тайну огней, исследователи предположили, что такое количество костров было зажжено для приготовления мяса. Скажем, выбросило на берег какое-то крупное животное… Как бы то ни было, карта мира обогатилась Огненной Землей.

Только спустя почти 100 лет, в 1616 году, экспедиция голландцев, отправившись в эти места, выяснила, что Огненная Земля на самом деле является островом. Но серьезные исследования этой суровой местности начались лишь в 1774 году во время кругосветной экспедиции Джеймса Кука. Георг Форстер, сопровождавший его, первым описал аборигенов Огненной Земли индейцев ямана, назвав их «диковинной смесью глупости, безразличия и вялости».

Освоению острова очень мешал климат. Здесь даже летом было довольно прохладно, не более 15°С. Но местным жителям холод явно был привычен. Часть острова, покрытую лесом, занимали индейцы селькнамы, прирожденные охотники. Возле реки обитали алакалуфы, промышлявшие рыболовством. А на самой непригодной для жизни территории — небольших островках между проливами — прозябали ямана.

Для европейцев ямана оказались самым необычным народом. Их племя состояло из семей. Надо сказать, семьи ямана создавали один раз в жизни. Бракосочетание, по их представлениям, было пышным, как настоящий праздник. Дети росли в семьях до тех пор, пока не наступало время для обряда инициации. Личное имущество любой семьи составляла лишь лодка, которую аборигены изготавливали из коры.

Эти дикари не знали одежды, они и в дождь, и в снег ходили нагишом. И только если ветер был особенно сильным, позволяли себе накинуть на плечи тюленью шкуру. Почти все время они проводили в лодках, курсирующих от островка к островку. На берег выходили во время шторма или собрать ракушек и кореньев. Даже костры ямана разжигали и поддерживали прямо в лодке. Глава семьи занимал место на носу, высматривая добычу. Обычно это были тюлени. А женщины, как правило, сидели на веслах. Кроме того, они ныряли за морскими ежами, которые тоже входили в рацион ямана.

Обязанности в племени были четко разграничены. Девочек учили плавать, а мальчиков разжигать костры. Конечно, если чья-то лодка приходила в негодность, то все племя помогало сделать новую. Поскольку все, кроме лодок, у ямана было общим, в том числе и орудия труда, то каждый брал то, что успел.

Индивидуальности эти индейцы достигали с помощью раскраски. Их мужчины, разрисованные белой и темной глиной, выглядели просто невероятно.

Европейцев бросало в дрожь от вида обнаженных ямана, расположившихся на ночлег на голых холодных камнях, а то и прямо на снегу. Возможно, поэтому их стали называть снежными индейцами.

К Огненной Земле время от времени подходили корабли. И однажды, в 1830 году, к английскому судну неожиданно приблизились несколько лодок с ямана. Индейцы понятия не имели о торговле, поэтому надеялись что-нибудь выпросить у европейцев. Нет, они, конечно, предлагали какой-то обмен, но совершенно нелепый и неравнозначный. Например, продали молодого человека своего племени за перламутровую пуговицу, а за банку консервов отдали еще двух.

Трое выменянных на безделушки аборигенов вытянули свой счастливый билет — поездку в Англию. В Европе их привели в подобающий вид: постригли, одели, научили правилам поведения и английскому языку. На удивление, ямана учились быстро, и вскоре их не стыдно было посадить за стол. Они пользовались приборами и даже могли общаться в светской манере. Вскоре о них заговорили как о воспитанных и покладистых людях. Но «приятные» ямана не желали ничего рассказывать о жизни племени, чем огорчали любопытных британцев.

Читать еще:  К чему снятся маленькие черепашки. К чему снится черепаха женщине маленькая

А вот постичь язык ямана англичанам так и не удалось, он был слишком сложным, слишком образным. Индейцы описывали происходящее вокруг с помощью метафор, непонятных европейцам.

Спустя год образованных ямана отправили обратно на родину. Предполагалось, что они будут переводчиками и адептами цивилизованного образа жизни. Но надежды европейцев не оправдались. Оказавшись на Огненной Земле, все трое зажили по-старому. Причем они не только перестали быть похожими на денди, но и стали еще более дикими, чем раньше!

До того как три яманских юноши побывали в Европе, аборигены никогда ничего не пытались украсть. Да и повода не было, ведь собственность у них была общая. Но приехавшие из Англии индейцы быстро привили им эту пагубную привычку. И туземцы тащили друг у друга все, что оставалось без присмотра. Они или дрались, или делили на части даже неделимые вещи.

Кстати, Дарвин отзывался о ямана как о жалких созданиях с безобразной внешностью. Да и речь их он называл «клекотом и шумом».

Такое презрительное отношение авторитетного в научном мире человека сказалось не только на ямана, но и на всех других аборигенах Огненной Земли. Европейцы вдруг решили разводить на острове овец, так как в суровом климате они обрастали отличной шерстью. С индейцами, разумеется, никто не церемонился. А у них, как водится, частной собственности не было, потому они считали это все своим. Они устраивали охоту на овец, ломали ограды загонов, разжигали огонь там, где им хотелось. Вскоре и на них объявили охоту. За пару индейских ушей давали фунт стерлингов. Жаждущие наживы охотники уничтожали всех без разбора. А когда в 1880 году на Огненной Земле нашли золото, потребовалось всего 5 лет, чтобы на острове почти не осталось туземцев…

Селькнамы: необычный народ Огненной Земли, уничтоженный миссионерами

Когда-то эти индейцы жили на самом юге Южной Америке – на территории Огненной Земли, за что их называли огнеземельцами. Недавно это племя вымерло, и его язык стал мертвым. Между тем они, хотя и не были изучены до конца, были довольно интересны.

Селькнамы отличаются от других индейцев тем, что до них европейцы добрались позже всех. Если первые индейцы познакомились с Колумбом со товарищи в конце XVI века, то до селькнамов белым удалось дотянуться только в середине XIX века.

Именно с этого и началось тотальное сокращение численности селькнамов. Здесь нужно сделать оговорку: селькнамов никто не жег на кострах инквизиции, которые к тому времени и не функционировали. Да и сами эти «костры» сильно преувеличиваются.

Считается, что злые испанские католики пришли к индейцам и включили свою любимую развлекуху – инквизицию, которой нещадно терроризировали местных. Да, это и в самом деле было, однако в глаза бросается один факт: большая часть населения современной Латинской Америки имеет полностью или частично индейское происхождение. Для сравнения, в Северной Америке, никаких инквизиций не было, однако от коренного населения не осталось почти и следа. Вот и делайте выводы, кто был более жесток – испанцы-католики или протестанты-англичане.

В случае же с вымиранием селькнамов губительную роль сыграли не испанцы в рясах, а банальные болезни, от которых у индейцев не было иммунитета. Кстати, в отличие от англичан, со злым умыслом испанцы индейцам заразу не подбрасывали. Но так было только поначалу…

Увы, без геноцида не обошлось. Только он был не религиозным и не расовым, а промышленным. Европейские колонисты захватывали пространства под пастбища и конфликтовали с местным населением, в результате во второй половине XIX века правительство и крупные компании выдавали награду за убийство коренных жителей. Для этого достаточно было предъявить череп, оба уха или обе кисти убитого. Жизнь селькнама оценивалась в целый фунт!

В итоге к началу Первой мировой войны от и без того немногочисленных селькнамов осталась только сотня человек, а в 1974 году умер последний представитель этого племени. Сейчас осталась только пара десятков метисов, которые говорят на испанском языке, и полностью чужды традициям предков.

Настоящие же селькнамы жили охотой и собирательством, находясь в ладу с природой. Помимо этого собирали моллюсков и рыбачили, используя разные приспособления. Жили большими семьями, в основном моногамными. Но иногда случались и случаи полигамии. Духовный мир селькнамов базировался на шаманизме, и имел высокое развитие и массу сказаний о богах, героях, различных притч, показывавших место человека в природе.

Каждый род, численность которого могла доходить до 120 человек, имел своего вождя, свои жилища и собственные владения. Каждую зиму они проводили шаманский обряд клоктен, в ходе которого надевали маски и раскрашивались в разные цвета. Что именно они делали помимо этого, и какие состояния переживали, теперь уже не скажешь, поскольку смысл обряда, как и его точное описание утрачены. Известно лишь то, что для мужчин прохождение этого обряда было инициацией.

Читать еще:  Кожаные юбки фасоны. Юбки в стиле ретро

Если Вам понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал Экватор . Оставайтесь с нами, друзья! Впереди ждёт много интересного!

ШАГ НАВСТРЕЧУ

Последние комментарии

Экзотические племена — ЯМАНО.

Иногда мы называем людей дикарями только потому, что не понимаем их. А иной раз даже не пытаемся понять – настолько увлечены своими делами. Сейчас Чили и Аргентина бьются за право спасти от вымирания индейцев племени ямана. Но если бы сто лет назад снежных индейцев не посчитали дикарями, то их и не пришлось бы спасать.

Племя ямана живет буквально на краю света

Эти люди издавна жили там, где современное человечество чувствует себя некомфортно. Огненная Земля – настоящий край света. Холодный, суровый и неприветливый. В разгар лета может пойти мокрый снег, а океан зимой не замерзает лишь из-за штормов и течений. Именно на Огненной Земле расположен самый южный город мира – чилийский Пуэрто-Уильямс, где круглый год ощущается ледяное дыхание Антарктиды. Это даже не город, а поселок. Там доживают свой век несколько семей индейцев ямана – и это почти все, кто остался от удивительного, но так и не понятого белыми людьми народа.
Они либо греются на солнце в редкие погожие дни, либо роются в мусорных контейнерах, либо выпрашивают у военнослужащих спиртное и сигареты. Эти люди уже не умеют жить в гармонии с природой, как их предки, но так и не научились пользоваться благами цивилизации.
Первым из европейцев берегов Огненной Земли достиг Фернан Магеллан в 1520 году. Название открытой местности дали испанские матросы. Они шли через пролив ночью, а на берегу видели пламя сотен костров. В то время географы посчитали, что Огненная Земля – северная оконечность материка, который должен был располагаться вокруг Южного полюса. В 1616 году голландская экспедиция открыла мыс Горн и выяснила, что Огненная Земля – остров. Однако местность выглядела настолько непривлекательно, что всерьез обследовать ее решились только в 1774 году. Сделал это англичанин Георг Форстер. Он описал ямана как «диковинную смесь глупости, безразличия и праздности». Впрочем, осваивать остров европейцы не спешили. Мешал отвратительный климат – летом температура воздуха там редко поднимается выше 15 градусов.
Но индейцев это не смущало. Внутренние области Огненной Земли, покрытые лесом, занимали охотники селькнамы. На побережье жили рыболовы алакалуфы. Самую никчемную, по мнению европейцев, территорию занимали ямана. Они обитали на многочисленных мелких труднодоступных островках, разделенных узкими проливами, большую часть жизни проводя в своих лодках.

Снежные индейцы

Именно ямана больше всего поразили европейцев, так как были совершенно необычным народом. Племя делилось на семьи. У каждой семьи из имущества была только лодка, умело сшитая из кусков коры. Семьи создавались один раз и на всю жизнь, свадьбе сопутствовали пышные, по меркам ямана, обряды. Дети воспитывались в каждой семье индивидуально, вплоть до прохождения обряда инициации.
Ямана не признавали никакой одежды, лишь при самом сильном ветре накидывая на плечи кусок тюленьей шкуры. Они были морскими кочевниками и на берег выбирались, только чтобы укрыться от сильного шторма или собрать съедобные коренья и ракушки.
Вся семья проводила целые недели в лодке, блуждая между небольшими островками. Прямо в лодке индейцы поддерживали небольшой костерок. Старший мужчина располагался на носу, высматривая тюленей. Женщина в это время должна была грести. Кроме того, в ее обязанности входило нырять за морскими ежами, которые шли в пищу. Разделение труда было предельно четким, даже плавать ямана учили только девочек. А, к примеру, разжигать и поддерживать огонь – только мальчиков.
В случае надобности новые лодки изготавливали силами всего племени. Орудия охоты тоже принадлежали всем ямана, и после стоянки каждый индеец брал то, что попадалось под руку. Индивидуальной была только раскраска тел и лиц. При полном параде мужчины племени выглядели совершенно фантастически.
Морозоустойчивость ямана поражала воображение европейцев. Неделями индейцы находились на пронизывающем
ветру, под дождем и снегом. Они спокойно ныряли в ледяную воду и спали на голых скалах. Путешественников бросало в дрожь от одного только вида целого племени совершенно обнаженных людей, расположившихся на отдых при десятиградусном морозе на заснеженной поляне. Немудрено, что аборигенов Огненной Земли окрестили снежными индейцами.

Мистер Джемми Баттон

Обязательная раскраска мужчин племени

Весной 1830 года к одному из английских кораблей подплыли несколько индейских лодок. Ямана не умели торговать и рассчитывали лишь выклянчить что-нибудь у европейцев. Они совершенно не умели соотносить ценность предметов, отчего сделки получались на редкость нелепыми. Так и выменяли одного индейского юношу, названного потом Джемми Баттоном, на перламутровую пуговицу от мундира, а еще двоих – на банку консервов.
Трое молодых ямана были доставлены в Англию. Их постригли по тогдашней моде, переодели в европейское платье, обучили языку и манерам. Индейцы поразительно быстро освоились: научились пользоваться столовыми приборами, вести себя за столом и поддерживать светскую беседу.
Английскому они тоже научились очень быстро. Британцы отмечали, что трое ямана стали исключительно воспитанными, покладистыми и приятными в обращении юношами.
Однако о своей жизни на Огненной Земле они говорить не любили. Не удалось европейцам понять и язык ямана. Он оказался слишком образным и по строению сильно отличался от европейских. С поразительной фантазией индейцам удавалось передать происходившее в окружавшем их мире, собственные ощущения и абстрактные идеи в виде метафор.
После годичного пребывания в Англии ямана отправились на родину. Индейцев рассчитывали использовать как переводчиков и пропагандистов «образа жизни цивилизованного человека». Однако европейцев постигло разочарование. Едва оказавшись в привычной среде, индейцы тут же вернулись к старому образу жизни. Но только теперь они действительно стали дикарями. С них моментально слетел приобретенный лоск, но не вернулись очарование и загадочность, свойственные детям природы. Они просто забыли заветы предков.
Например, у ямана совершенно не было воровства, так как не существовало собственности. Однако побывавшие в Англии туземцы быстро привили соплеменникам страсть стяжательства. Теперь они тащили то, что плохо лежит, дрались из-за вещей, а все, что могли, ломали на части – чтобы по кусочку досталось каждому.
Возможно, именно поэтому молодой тогда натуралист Чарлз Дарвин, участвовавший в экспедиции, отозвался о ямана крайне презрительно: «Бедные, жалкие создания… с безобразными лицами». Их язык показался автору эволюционной теории «клекотом и шумом, которые едва заслуживают называться членораздельной речью».
Презрение Дарвина прозвучало приговором не только ямана, но и их соседям алакалуфам и селькнамам. Европейцы как раз оценили то, что из-за сурового климата Огненной Земли у овец отрастает превосходная шерсть. Под пастбища и загоны стали расчищать любой пригодный клочок земли. Индейцы, естественно, всем мешали. Не знавшие частной собственности, они охотились на овец, разбирали ограды, жгли костры где придется. К тому же селькнамы хоть и были миролюбивы, но умели постоять за себя. Скоро за пару ушей аборигенов власти стали предлагать по фунту стерлингов. Охотники за головами убивали всех без разбора: вооруженных селькнамов и безобидных ямана. С того момента индейцы Огненной Земли были обречены. Тем более что в 1880 году на их острове нашли золото. Старатели очистили территорию за каких-то пять лет.

Читать еще:  Сон большие волны на море. Сонник – огромная волна

Последние кадры

Если бы не германский миссионер Мартин Гусинде, совершивший в 1918-1924 годах четыре экспедиции на Огненную Землю, от ямана не осталось бы вообще никакой памяти. К счастью, он вполне профессионально занимался этнографией и фотоделом. Гусинде стал единственным европейцем, которого ямана приняли в свое племя, обучили языку и разрешили присутствовать при всех обрядах.
Увы, к моменту первой экспедиции образ жизни огнеземельцев уже изменился из-за контактов с фермерами и миссионерами. Во многих семьях старинные обычаи и мифы знали лишь весьма отрывочно. Ямана не слишком любили фотографироваться и далеко не сразу разрешили любопытному пришельцу делать записи.
Гусинде допустили к обряду инициации – перехода из детской жизни во взрослую. В течение нескольких месяцев испытуемым рассказывали заветы предков, этические принципы и посвящали в практические навыки племени. Им приходилось выдерживать тяжкие испытания. Долгое время они проводили в особенно неудобной позе: голова наклонена, руки скрещены на груди, колени подобраны — порой десять дней подряд им не разрешалось расслабиться, вытянуть ноги, даже несколько часов сна им приходилось проводить в таком положении. Зато потом они умели отдыхать, даже скучившись на крохотном кусочке земли.
Гусинде доказал, что язык ямана вовсе не так примитивен, как считалось до него. Огнеземельцам удавалось выражать тончайшие нюансы жизни природы и человека. Так, «ийя» означало «привязать лодку к зарослям бурых водорослей», «окон» – «спать в движущейся лодке». Совершенно другими словами обозначались такие понятия как «спать в хижине», «спать на берегу» или «спать с женщиной». Что же касается их самоназвания – «ямана», – это слово значило «жить», «дышать», «быть счастливым».
Вернувшись в Европу, Гусинде издал результаты своих исследований, которые рассказали, пусть и не полностью, о быте и культуре ямана. Сделанные им фотографии являются и вовсе уникальными. В опубликованных материалах немецкий этнограф не согласился с точкой зрения Дарвина. Правительства Аргентины и Чили постарались немедленно прекратить истребление ямана, но было уже поздно. От восьмитысячного народа остались несколько сотен человек, пристрастившихся к алкоголю и разучившихся выживать в суровых условиях.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источники:

http://pikabu.ru/story/indeytsyi_yamana__tuzemtsyi_s_ognennoy_zemli_6409464

http://zen.yandex.ru/media/id/5cab1be02fe23f00aff4d9d1/5ce5fce3d102e000b336803f

http://chagnavstretchy.mirtesen.ru/comments/42348926667/page

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector