Заповеди блаженства из нагорной проповеди христа. Нагорная проповедь

Заповеди блаженства из нагорной проповеди христа. Нагорная проповедь

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ.
Евангелие от Матфея

«Нагорная проповедь» (Матфея 5:1-7:29; Луки 6:12-41) на наших страницах является точной копией текста русской библии синодального перевода. В ней Господь Иисус Христос высказал всю суть Своего учения. Самое основное это «Заповеди блаженства», но кроме них есть еще много других поучений. Нагорная проповедь начинается Заповедями блаженства, а кончается «Притчей о благоразумном строителе» (Матфея 7:24-27) которая нас учит на каком основании нужно строить нашу жизнь и что именно во время беды ясно видно преимущество жизни по заповедям Закона Божия.

    ГЛАВА 5(Арх. Аверкий)
    Заповеди блаженства
  1. Увидев народ, Он взошел на гору;
    и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
  2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
  3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  7. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  8. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  9. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  10. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  11. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
  12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах:
    так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Вы — соль земли
Вы — соль земли.
Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?
Она уже ни к чему негодна,
как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Вы — свет мира

  • Вы — свет мира.
    Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
  • И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике,
    и светит всем в доме.
  • Так да светит свет ваш пред людьми,
    чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

    Не нарушить пришел Я, но исполнить.

  • Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков:
    не нарушить пришел Я, но исполнить.
  • Ибо истинно говорю вам:
    доколе не прейдет небо и земля,
    ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона,
    пока не исполнится все.
  • Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей,
    тот малейшим наречется в Царстве Небесном;
    а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
  • Ибо, говорю вам,
    если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев,
    то вы не войдете в Царство Небесное.

    Нельзя гневаться

  • Вы слышали, что сказано древним:
    не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
  • А Я говорю вам, что всякий,
    гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду;
    кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону;
    а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
  • Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику
    и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
  • оставь там дар твой пред жертвенником,
    и пойди прежде примирись с братом твоим,
    и тогда приди и принеси дар твой.
  • Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним,
    чтобы соперник не отдал тебя судье,
    а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
  • истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

    Нельзя прелюбодействовать в сердце своем

  • Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
  • А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
  • Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
  • И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

    Нельзя разводиться

  • Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
  • А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

    Не клянись вовсе

  • Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
  • А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
  • ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
  • ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
  • Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

    Просящему у тебя дай

  • Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
  • А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
  • и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
  • и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
  • Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

    Любить нужно всех, включая врагов

  • Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
  • А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
  • да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
  • Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
  • И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

    Будьте совершенны

  • Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
    1. ГЛАВА 6(Арх. Аверкий)
      Милостыню нельзя делать на показ
    2. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
    3. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
    4. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
    5. чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

      Как нужно молиться

    6. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
    7. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
    8. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
    9. не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

      Господня молитва

    10. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
    11. да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
    12. хлеб наш насущный дай нам на сей день;
    13. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
    14. и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

      Нужно прощать

    15. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
    16. а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

      Не нужно поститься на показ

    17. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
    18. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
    19. чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

      Не собирайте себе сокровищ на земле

    20. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
    21. но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
    22. ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

      Светильник для тела есть око

    23. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
    24. если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

      Никто не может служить двум господам

    25. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
    26. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
    27. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
    28. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
    29. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
    30. но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
    31. если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
    32. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
    33. потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
    34. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
    35. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
      ГЛАВА 7(Арх. Аверкий)
      Не судите, да не судимы будете
    1. Не судите, да не судимы будете,
    2. ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
    3. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
    4. Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
    5. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

      Не давайте святыни псам
      Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

      Просите, и дано будет вам

    6. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
    7. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
    8. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
    9. и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
    10. Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

      Золотое правило
      Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

      Входите тесными вратами

    11. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
    12. потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

      Берегитесь лжепророков

    13. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
    14. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
    15. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
    16. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
    17. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
    18. Итак по плодам их узнаете их.
    19. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
    20. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
    21. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

      Притча о благоразумном строителе

    22. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
    23. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
    24. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
    25. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

      Конец Нагорной проповеди

    26. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,
    27. ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

    НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ-1. ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВ

    (МФ 5:2—12)

    Призвав первых учеников, Христос проповедует в галилейских синагогах, уча и исцеляя. К Нему стекается народ; все больше людей сопровождает Его в пути, и не только галилеяне, но и люди из Десятиградия (Декаполиса, группы городов к востоку от Иордана), Иерусалима, Иудеи и Заиорданья.

    И вот, Иисус взошел на гору и сел на вершине. Ученики расположились вокруг, а народ — на склонах.

    И зазвучали впервые слова, названные затем Нагорной проповедью. Они прекрасно нам известны, но ради удобства читателей их следует здесь привести.

    Нагорная проповедь. Карл Блох , 1890.

    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

    Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

    Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

    Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

    Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

    Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

    Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

    Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство небесное.

    Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

    Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

    Этот текст (за исключением последней полуфразы о пророках) поется по-церковнославянски на Литургии в качестве третьего антифона, то есть третьего из хоров, поющихся попеременно на клиросах.

    Тем самым это очень-очень знакомые слова. Но, к сожалению, при частом и не очень внимательном повторении смысл не проясняется, а наоборот, подергивается туманом. Так вернемся же к нему, тем более что существующих толкований — море. Предлагается выбрать из них максимально единообразные и для начала договориться, что все эти заповеди относятся не к разным людям: каждый слышащий их призван относить к себе все. Христос не делит Своих на десяток категорий, а просит, чтобы каждый из нас стремился быть вот именно таким, соединяющим в себе все эти качества.

    Теперь посмотрим, какие именно.

    Столько всего написано-наговорено про нищих духом… Сколько сторонников получили при этом идеи материальной нищеты и неразумности… А ведь сказано донельзя ясно, и проще всего понимать это так же ясно: не нужно гордиться своим духовным совершенством, потому что все, что у нас по этой части есть, даровано нам Богом по Его милости, то есть в прямом смысле слова как милостыня нищим. Поэтому недействительны мысли и разговоры о степени «воцерковления», о духовном «стаже», о том, что, мол, «а можно, батюшка, я мужем поруковожу, а то он такой недуховный…». Лучше всего раскрывает никчемность таких горделивых построений старый добродушный анекдот о девице, которая говорит на исповеди: «Батюшка, я дошла до третьей ступени духовного совершенства по Иоанну Лествичнику». А батюшка отвечает: «Замуж. Замуж. Замуж». И все дела.

    Разумеется, только нищие духом и могут войти в Царство Небесное. Гордящимся там не место.

    О плачущих. Имеются в виду, разумеется, не капризные люди с расстроенными нервами, а те, кто оплакивает свое несовершенство и беды людские. Хороший пример — преподобный Давид Гареджийский ( VI в.), грузинский монах, который однажды молитвенно задумался о мучениях женщин в родах и болезнях и заплакал от сострадания. От его слез пробился источник, вода которого до сих пор помогает больным и бесплодным женщинам. И ему молятся о благополучных родах и об исцелениях.

    Для того чтобы плакать слезами сострадания, нужно иметь доброе, мягкое сердце. В глазах Христа это было важнейшей чертой человека. Упрекая за недостаточное понимание духовных истин, Он говорил про окаменевшие сердца, а вовсе не про недостаток ума. И чем же могут утешиться плачущие? — только исцелением тех вещей, о которых плачут: болезней, несчастий, несправедливости… Слезы их — Богу, и Он утешит.

    А как понимать то, что «кроткие наследуют землю»? А вот так и понимать. Кроткие — значит не агрессивные. Если подумать — где они, воинственные народы древности? Да, побеждали, конечно, заливая землю своей и чужой кровью. А потом исчезали, и она переходила к другим. Это не значит, что кроткие не могут воевать. Могут, но не зверея. Об этом думать и думать.

    Вот совершенно замечательные слова — об алчущих и жаждущих правды, которые насытятся. Ну не может человек жить без правды! Существовать может, но не как человек, а как белковое тело. А для того чтобы поддерживать человеческую жизнь, нужны не только белки, жиры и углеводы, но и правда; без нее — как без еды и воды: одолевают голод и жажда. И не нужно рассуждать о том, что правду хорошо бы еще и умело приготовить, а то ведь не поймут, людишки-то глупые, слабые… Правда нужна такая, какая она есть: Божия. Вне Него правды нет, а есть попытки свести человека к материальным и даже чисто физиологическим потребностям, провозгласив именно их сущностью жизни. Вранье. Можно цинично провозгласить, что «на самом деле» все лгут, хитрят, прячут подлые и корыстные желания за разными словами — и самому так и жить, и не верить в добро, честность и благородство. На самом деле это прямой путь к гибели. К сожалению, те, кто избрал этот путь, стараются увлечь за собой как можно больше народа. Мафиозный принцип — основа функционирования зла в падшем мире.

    Ложь не насыщает, она только создает впечатление, что кроме нее ничего не нужно, потому что трудно переварить. Это как опилками питаться. А вот правдой насыщаются, и радостно чувствуют ее полноту и то, что она придает сил жить, действовать и продолжать идти к новым ее постижениям.

    Милостивые будут помилованы. Лаконично переданное древнее «золотое правило»: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. В ХХ веке одна монахиня назвала это «круговой порукой добра». Замечательно то, что в этот круг включается и Бог, и милостивые получают милость не только от людей, к которым проявили милосердие, но и от Него, позже сказавшего, что тот, кто помогает человеку, помогает тем самым и Ему. Христианство — удивительное учение: Господь всегда стремится быть с нами и ждет от нас ответного устремления.

    Чистые сердцем увидят Бога. А что омрачает, загрязняет сердце? Злоба, зависть, ложь, алчность, грязная похоть, равнодушие… ну, и еще что-нибудь в этом же роде. Одним словом, пороки. А как же от них сердце очищать? Известное дело, постом и молитвой. Пост — хорошее средство для бодрости, а молитва должна быть совершенно конкретной и четко адресованной Создателю и Спасителю.

    Тут есть одна деталь: чистота сердца — это не обязательно набожность. Существует замечательный рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он был неверующим подростком, но честно и чистосердечно стремился к истине. Не понравилась ему услышанная проповедь и он решил прочесть Евангелие и «самому убедиться», и в зависимости от результата отказаться навсегда либо от мыслей о вере, либо — от своего предубеждения. Взял Евангелие от Марка как самое короткое, начал читать — и через некоторое время ощутил, что «по ту сторону стола, тут, стоит Христос…». И эту сопричастность сохранил на всю свою долгую жизнь.

    Но есть вещь, без которой чистота сердца недостижима, и это покаяние. Поэтому именно в покаянном 50-м псалме содержится молитвенное прошение:

    «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».

    Миротворцы будут называться сынами Божьими. Понятно, что мир в душе и на земле — драгоценность, к которой нужно стремиться. А быть провозглашенными сынами Божиими — великая награда. По замыслу Божию люди были созданы именно в этом качестве, а согрешив, утратили свое богосыновство, можно даже сказать, добровольно от него отреклись и стали рабами. Таков удел падшего человека в падшем мире: в лучшем случае быть рабом Бога, в худшем — рабом греха. Откровение дает человечеству новый шанс, потому что Господь, щедрый и милостивый и долготерпеливый, вновь призывает его к Себе, заново усыновляет, — лишь бы человек унаследовал у своего Небесного Отца любовь и миролюбие.

    Изгнанные за правду войдут Царство Небесное. Изгнать человека из его земного отечества нетрудно, а участь изгнанника горька. Ахматова писала о ней: «Темна твоя дорога, странник, полынью пахнет хлеб чужой». Но если он изгнан за правду Божию и тем самым несправедливо, то его ждет иное наследие: Царство нашего Небесного Отца. Вот только не надо в этом деле лукавить: считать изгнанником того, кто выбрал лучшие условия. Конечно, он в своем праве; конечно, степень принуждения при этом есть. Различие в нюансах… Кстати сказать, изгнание за правду — это не только высылка из страны, но и увольнение из-за веры (веры! а не из-за пренебрежения своими рабочими обязанностями, как это, увы, бывает).

    Последняя из «заповедей блаженств» касается тех, кто претерпевает поношение, гонение (а мы знаем, что были в истории, и древней, и недавней, гонения смертельные) и неправедное злословие — за Христа. Но вот именно что за Него. Это не значит, что если вас обругали в магазине или в конторе, то вы уже страстотерпец. Или если на вас возвели напраслину, осудив из-за непривычной прически. Да, напрасно обиженный нуждается в сострадании (очень мне подозрительно, когда пострадавшему чуть ли не под дулом автомата кричат: «А ты смиряйся!» — лучше бы обидчиков посмиряли), праведником он сможет стать разве что если переборет обиду по-христиански. Но всегда нужно помнить строки Апокалипсиса, где речь идет о 144 тысячах праведных (число — символ полноты, тысячекратный квадрат 12), нашедших приют под Престолом Божиим и облаченных в белые одежды.

    Наконец звучит призыв к радости и веселью в ожидании великой награды на небесах. И вот тут следует подумать: а на земле-то что? Сплошное горе и уныние? Вот это вряд ли, потому что само по себе исполнение этих заповедей несет в себе награду здесь и сейчас. Разумеется, она несравнима с небесным блаженством, но она его подготавливает, потому что тот, кто не любит людей (а это уже само по себе радость), не сможет полюбить и Бога, и тот, кто не знал радости, — как может ей научиться?

    Другое дело — наша жизнь исполнена испытаний, и нам постоянно приходится делать выбор между добром и злом. Выбор этот труден, потому что, выбирая добро, мы рискуем подвергнуть себя очень крупным неприятностям. Но сам по себе этот выбор несет в себе и отраду: ощущение того, что я с Господом, а Он со мной. Замечательный христианский писатель Генрих Бёлль в романе «Бильярд в половине десятого», может быть, лучшем романе ХХ века, назвал это выбором между причастием агнца и причастием буйвола. Причастие агнца означает выбор пути Христова, причастие буйвола — присоединение к грубой и злой силе. И никто этот выбор за нас не сделает.

    «С Богом нашим взойдем на стену», говорится в Псалтири. И без всякого карате.

    Нагорная проповедь. Десять заповедей Моисея.


    К. Г. Блох. «Нагорная проповедь». 1877. Масло на меди. Датский музей национальной истории, Фредериксборг.
    кликнуть

    Иисус произнёс эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей.
    Гора, на которой была произнесена Нагорная проповедь, получила название «гора Блаженств».
    Согласно древнему византийскому преданию, это была гора Карней Хиттин.

    Самая известная часть Нагорной проповеди — Заповеди Блаженства , помещённые в начале Нагорной проповеди. Также в Нагорную проповедь входят молитва Отче наш , заповедь «не противиться злому» ( Мф. 5:39 ), «подставить другую щёку», а также Золотое правило . Также часто цитируются выражения: « соль земли », «свет мира», и «не судите, да не судимы будете».

    Многие христиане считают Нагорную проповедь комментарием к Десяти заповедям. Христос предстаёт истинным толкователем закона Моисеева

    Заповеди Блаженства [ вики-текст ]

    • Блаженны [Μακάριοι — счастливы] нищие духом [πτωχοὶ τῷ πνεύματι — нуждающиеся в Духе, осознающие нужду в духовном совершенствовании,- духовно совершенствующиеся], ибо их есть Царство Небесное.
    • Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
    • Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
    • Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
    • Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
    • Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
    • Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
    • Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
    • Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
    • Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас [3] .

    Другие заповеди Нагорной проповеди

    1 Указание на необходимость для христиан помогать людям найти путь к Богу (как к Небесному Отцу), прежде всего, своими добрыми делами (своей работой на Бога — своей праведностью).

    2 Указание на то, что приход Иисуса Христа, исполняет пророчества Ветхого Завета:

    4 Указание на необходимость повышения своей праведности (Принесения пользы Богу путём повышения своего духовного уровня и духовного уровня своих ближних.)

    5 Запрет не только на убийство, но и на гнев, осуждение и оскорбление:

    • Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
    • А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

    6 Указание, что следует мириться с ближними прежде своего обращения к Богу:

    7 Запрет не только на прелюбодеяние, но и похоть:

    • Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
    • А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

    8 Указание на необходимость решительного устранения всего того, что приводит к греху:

    9 Пояснение о разводах:

    • Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
    • А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

    10 Запрет на клятвы чем-либо:

    • Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
    • А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, ни землею,ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
    • Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

    11 Запрет на противление злу:

    • Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
    • А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

    12 Запрет на сутяжничество, скупость и немилосердие:

    13 Заповеди любви:

    • Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
    • По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

    14 Призыв к духовному совершенствованию:

    • Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

    15 Запрет на показную благотворительность:

    • Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
    • чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

    16 Запрет на показную набожность и показную молитву:

    • И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
    • Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

    17 Запрет на разглагольствование в молитве:

    18 Указание на молитву и на то, как молиться:

    • Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
    • да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
    • хлеб наш насущный дай нам на сей день;
    • и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
    • и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

    19 Указание на необходимость прощать других людей с тем, чтобы и Отец наш Небесный простил нам грехи наши:

    20 Запрет на показной пост:

    21 Указание на существование сердечной привязанности человека к имеющимся у него ценностям.

    • Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
    • но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
    • ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

    22 Указание смотреть на всё с духовной точки зрения:

    23 Указание на то, что стремление к накоплению земных богатств отвлекает от полноценного стремления к Богу (поиска Царствия Небесного):

    • Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

    24 Запрет осуждения других и стремления исправлять других, пока не исправил себя:

    • Не судите, да не судимы будете,
    • ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

    25 Запрет на раскрытие внутренней духовной жизни христиан перед невежами:

    • Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

    26 Указание просить Бога о помощи в своих нуждах:

    • Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
    • ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

    27 Указание поступать с другими так, как хочешь чтоб поступали другие с тобой:

    28 Указание на то, что путь в Царствие Божие труден, а указателей на нём мало.

    29 Указание беречься ложных наставников и критерий их распознания:

    • Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
    • По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
    • Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.


    «Моисей со скрижалями законов», Рембрандт, 1659.

    Десять заповедей

    1. Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
    2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
    3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
    4. Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
    5. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
    6. Не убивай.
    7. Не прелюбодействуй.
    8. Не кради.
    9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
    10. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

    Источники:

    http://www.dorogadomoj.com/d385nag.html

    НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ-1. ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВ

    http://evgensemenihin.livejournal.com/1596667.html

    Читать еще:  Презентация "организация сюжетно-ролевой игры".
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему:

    Adblock
    detector