Вхожу я в темные храмы анализ кратко. Анализ «Вхожу я в темные храмы…»
Содержание
- 1 Вхожу я в темные храмы анализ кратко. Анализ «Вхожу я в темные храмы…»
- 1.1 Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы» Блока
- 1.2 Краткий анализ
- 1.3 История создания
- 1.4 Композиция
- 1.5 Средства выразительности
- 1.6 Анализ «Вхожу я в темные храмы…». Блок о любви
- 1.7 Краткая история любви
- 1.8 Сон наяву
- 1.9 Сюжет и композиция элегии
- 1.10 Изменчивость настроений
- 1.11 Любовь – тема стихотворения
- 1.12 Образы вечной любви
- 1.13 Поэтическая фонетика, лексика и синтаксис
- 1.14 Завершение
- 1.15 Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…»
Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы» Блока
Стихотворение “Вхожу я в темные храмы” стало одним из первых в знаменитом цикле “Стихи о Прекрасной Даме”, который сам Блок считал одним из лучших этапов своего творчества. Краткий анализ “Вхожу я в темные храмы” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, поможет ученикам лучше понять это произведение.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вхожу я в темные храмы.
История создания – известна точная дата написания Блоком этого стихотворения: 25 октября 1902 года. Тогда поэт был страстно влюблен в свою будущую супругу Л. Менделееву.
Тема – влюбленность лирического героя, который ждет от своей избранницы момента, когда она раскроет женскую сущность.
Композиция – условно произведение можно разделить на три части. Первая – вступление, в нем герой испытывает сомнение в том, что его возлюбленная – та самая, воплощающая в себе вечную женственность, то все же предвкушает встречу с ней. Вторая часть развивает философскую мысль, одновременно подчеркивая, что лирический герой относится с любимой и как к обычной женщине. Заключение – последняя строфа, в ней он снова выводит незримую сущность своей дамы на первый план.
Жанр – сочетание любовной и духовной лирики, присущее ранним поэтическим творениям Блока.
Стихотворный размер – дольник.
Эпитеты – “темные храмы”, “бедный обряд”, “Прекрасная Дама”, “озаренный образ”, “Величавой Вечной Жены”, “ласковы свечи”, “отрадны черты”.
Метафоры – “глядит образ”, “ризы Жены”, “бегут улыбки, сказки и сны”.
- История создания
- Тема
- Композиция
- Жанр
- Средства выразительности
Бонус
- Тест по стихотворению
История создания
В ранний период творчества Александр Блок был очень увлечен философией Владимира Соловьева, а особенно – его учением о вечной женственности. Оно произвело на поэта столь глубокое впечатление, что один их самых известных его поэтических циклов – “Стихи о Прекрасной Даме” – основан на нем полностью.
Эта же философская мысль положена и в основу стихотворения “Вхожу я в темные храмы”, которое сам Блок датировал очень точно – 25 октября 1902 года. В то время поэт был страстно влюблен в Любовь Менделееву, которая впоследствии станет его невестой, а после – супругой. Девушка виделась ему воплощением той самой вечной женственности. Блок придавал своей влюбленности мистический смысл, видя в ней особое чувство.
Основная тема – это любовь. Лирический герой испытывает страстные чувства к своей избраннице, он видит в ней свою земную богиню. Уже в этом произведении проявляется присущее всему творчеству Блока двоемирие: есть мир, который можно увидеть и ощутить, и второй – недостижимый, божественный. Это вторая тема стиха – философская.
Вообще, в нем ярко проявляется еще одна черта ранней лирики Блока, когда действительность отступает перед иллюзорным миром. Он открыт только внутреннему взору самого поэта и невидим более никем.
Композиция
Композиционно стихотворение можно разделить на три части. В первой – зачине – лирический герой входит в “ темные храмы “, чтобы совершить свой обряд. Он немного сомневается в том, что выбранная им женщина действительно воплощает в себе вечную женственность, но он влюблен, а потому с нетерпением предвкушает свою встречу с ней.
Вторая часть – развитие основной мысли. Лирический герой, более не сомневаясь, рассуждает о том, что ему дано каждый день соприкасаться с настоящим божеством. С одной стороны, он понимает, что его возлюбленная – это воплощение всего божественного, что он не может себе даже представить, с другой – говорит о том, что привык ежедневно соприкасаться с чудом, и это помогает ему думать о своей любимой не только как о богине, но и как о женщине.
Завершается произведение тем, что Блок подчеркивает уже не земную, а возвышенную сущность своей любимой. В ней воплощается то высокое и прекрасное, что не может постичь обычный человек.
С одной стороны, его можно отнести в любовной лирике, так как лирический герой этого произведения говорит о своих чувствах, рассказывает о том, какие эмоции вызывает у него возлюбленная. С другой же, в поэтические строчки вложен и философский смысл, тесно связывающий их с учением Соловьева. Таким образом, произведение является образчиком любовно-философской лирики. Что касается использованного стихотворного размера, то это дольник. Таким образом он делает его строй взволнованным и даже несколько диссонансным, передавая чувства лирического героя. Отвлеченная лексика создает высокую тональность.
Средства выразительности
Чтобы подчеркнуть свою идею, Блок использует разнообразные выразительные средства. Среди них:
- Эпитеты – “темные храмы”, “бедный обряд”, “Прекрасная Дама”, “озаренный образ”, “Величавой Вечной Жены”, “ласковы свечи”, “отрадны черты” .
- Метафоры – “глядит образ”, “ризы Жены”, “бегут улыбки, сказки и сны” .
Если посмотреть на синтаксическую структуру предложение, то можно увидеть много инверсий, например “ вхожу я”, “жду я” и тому подобных. Это делает его торжественным и размеренным.
Анализ «Вхожу я в темные храмы…». Блок о любви
Цикл стихотворений «О Прекрасной Даме», в который включено произведение «Вхожу я в темные храмы…», Блок начал 25 января 1901 года и окончил в октябре 1902 года. Обручение влюбленных Александра и Любови состоялось 25.05.1903 года, а 17 августа – венчание.
Краткая история любви
В детстве Люба и Саша, которые жили в имениях неподалеку друг от друга, виделись часто. Но на любительском спектакле, когда Александру было 16 лет, а Любе – 15, они встретились, играя роли Гамлета и Офелии, и Александр увидел в девушке неземное.
Любовь Менделеева не была красавицей. Полноватая фигура, «бегемотистая», по словам А. Ахматовой, круглое лицо со свисающими щеками, маленькие глазки-щелки, нос – уточкой.
Как говорит пословица, «не по хорошу мил, а по милу хорош», так и воспринял ее юный, изысканный, рафинированный Блок, поднял на пьедестал и через всю жизнь пронес глубокое чувство к Любови Дмитриевне.
Объяснение в любви состоялось очень странно. На бал в Дворянском собрании 07.11.1902 года поэт пришел с трагической запиской. Она объясняла причины его предполагаемой смерти. Все однако закончилось благополучно. Сборник о «Прекрасной Даме», в котором предпоследним было интересующее нас произведение, поэт уже написал. Сейчас будет проведен анализ «Вхожу я в темные храмы…». Блок, как рыцарь, везде видел только свою Прекрасную Даму.
Сон наяву
В лирическом сюжете крайне мало земного. Оно не касается героя. Перед ним стоит лишь образ таинственный и непостижимый Прекрасной Дамы. Каждое слово и каждый стих наполнены значительностью и медлительностью: герой ничего не слышит. Храмовый бедный обряд не привлекает его внимания, он свершает свой собственный. Его вера – это вера в Святую и Милую. Продолжим анализ «Вхожу я в темные храмы…». Блок закодировал и затемнил свои впечатления о встрече с возлюбленной в Исаакиевском соборе.
Сюжет и композиция элегии
В первом четверостишии лирический герой ожидает появления Прекрасной Дамы, высокая любовь к ней живет и не находит выхода, даже при совершении «бедного» обряда. По сравнению с возлюбленной все бесцветно и мелко.
Его нетерпеливое ожидание встречи так велико, что героя пробирает дрожь даже от скрипа дверей. Не образа храма он видит, а только ее озаренный образ.
Герой одел свою любовь в торжественные праздничные ризы величавой и вечной Жены. Он грезит: для него по карнизам, который расположены на большой высоте, пробегают улыбки и сказки.
Встреча с любовью не возвращает его в обыденный мир, а только еще выше поднимает над ним. Но на этом не окончен анализ «Вхожу я в темные храмы…». Блок ничего не видит, и самое главное – ничего не хочет видеть, кроме отрадных черт.
Изменчивость настроений
Вначале лирический герой спокойно ждет, затем начинает дрожать от нетерпеливых предчувствий встречи, затем успокаивается в мечтательных снах и, наконец, озаряется радостью свидания, ослепленный и оглушенный им.
Любовь – тема стихотворения
Переполненный любовью Блок («Вхожу я в темные храмы…») тематикой делает свои неземные, эфемерные чувства, не вдумываясь в то, что испытывает реальная, земная девушка.
Любимая поставлена на высочайший недостижимый постамент, у которого он слагает посвященные ей стихи и песни. Она свята для поэта, и этого ему достаточно. Это исключительно лирическое любовное стихотворение.
Образы вечной любви
Весь цикл проходит в уточнении образа, созданного воображением лирического героя. Начало стихотворения в полутьме и сиянии лампад и свечей не позволяет увидеть загадочное и неземное видение.
Она во всех стихотворениях принимает поклонение и безмолвствует. В небесной высоте, где она находится, по мнению лирического героя, ей слова не нужны. Пусть до нее долетают его стихи. Анализ «Вхожу я в темные храмы…» (Блок) показывает ее божественную для героя суть: «О, святая», – обращается он к своему идолу, которым она стала для него. У самого героя от пылкой и нежнейшей, но бесплотной любви, все перевернулось в голове.
В христианском храме свою возлюбленную он ставит в центр мироздания, творя кумира. Он, окутывая все полусумраком, заставляет читателя почувствовать аромат ладана, не говоря о нем ни слова. Колеблется и мерцает золотистый неверный свет свечей и красный жертвенный цвет крови лампад, когда, у высокой колонны, герой в ее тени ждет появления Прекрасной Дамы.
Поэтическая фонетика, лексика и синтаксис
В каждой строфе встречается аллитерация «с». Она создает атмосферу тайны и сокровенности. Также каждая строфа несет ассонанс «о», создающий в целом торжественный образ. Мы немного детальнее рассмотрим «Вхожу я в темные храмы…» (Блок), стих поэта. Кроме этого, в стихотворении дважды используются инверсии: «вхожу я, жду я». Глаголам, как сильному выразительному средству, уделена особая роль, которая подчеркивает нетерпение героя. Именно с инверсии начинается первый стих «Вхожу я в темные храмы…». Блок стих усиливает метафорой «темные». Поэт углубляет впечатление от таинственности его чувства.
Завершение
В заключение о поэтике следует сказать, что Блок («Вхожу я в темные храмы…») размер использует широко распространенный в начале XX века. Это трехсложный дольник.
Любовь – чувство экзистенциальное. Самое совершенное сочинение о нем не приблизит к пониманию человека, которого оно никогда не сжигало. Только личный опыт поможет войти в мир любящего и сгорающего от страсти.
Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…»
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было создано А.А. Блоком в 1902 году. Оно было написано под впечатлением встречи поэта с Любой Менделеевой в Исаакиевском соборе. Стихотворение вошло в «Цикл стихов о Прекрасной Даме». В юности поэт был увлечен философским учением В. Соловьева. Согласно этому учению, мир, погрязший в грехах, будет спасен и возрожден к жизни неким Божественным началом, воплотившим в себе Вечную Женственность. Блок наделял этот образ идеальными чертами, давал ему различные имена: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Купина. Себя же он представлял рыцарем, давшим обет служения Прекрасной Даме. В рамках этих творческих поисков и было создано данное произведение.
Композиционно в стихотворении развивается одна и та же тема – чудесная мечта героя, описывается его свидание с Прекрасной Дамой. В начале стихотворения даны некоторые приметы реальности: «темные храмы», «бедный обряд». Все эти образы предваряют свидание героя с Прекрасной Дамой. И недаром оно происходит в храме. Это мир, в котором всегда царят любовь и гармония, доброта, тепло и совершенство. Таким образом, образ героини в сознании лирического героя приравнен к Божественному началу. И постепенно образ героя также проясняется для читателя. Своеобразной кульминацией темы свидания становится вторая строфа:
В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
Читатель здесь понимает, что Прекрасная Дама – это лишь мечта героя. Однако в душе его нет ни горечи, ни сожаления. Он полностью погружен в свою мечту, бесконечно предан ей. Реальность не тяготит его, потому что ее словно бы не существует в его душе. Мир героя – это мир «улыбок, сказок и снов». Главное – это вера в мечту: «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты».
Поэт использует здесь характерные образы и краски: мы видим мерцанье «красных лампад», золотой блеск икон, матовость желтых свечей. Цветовая палитра здесь символична: красный цвет говорит о жертвенности, намекает на готовность лирического героя отдать жизнь ради Прекрасной Дамы (красный цвет ассоциируется с кровью). Желтый же и золотой, напротив, – краски, символизирующие жизнь, солнце, тепло. Очевидно, лирический герой настолько слился со своей мечтой, что она стала неизменной частью его жизни.
Стихотворение написано дольником. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («темные храмы»), метафору («Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны»), аллитерацию («дрожу от скрипа дверей»).
Таким образом, произведение является «программным» для ранней лирики Блока. Молодой поэт воплощал свой миф о Мировой Душе путем иносказаний, мистических предчувствий, таинственных намеков и знамений.
Источники:
http://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/blok/vhozhu-ya-v-temnye-hramy.html
http://www.syl.ru/article/289233/new_analiz-vhoju-ya-v-temnyie-hramyi-blok-o-lyubvi
http://sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-bloka-vhozhu-ya-v-temnye-hramy/