Урок «открытия» нового знания. Как подготовить современный урок

«Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Урок открытия нового знания».

МБОУ СОШ №4 с УИОП им. Г.К.Жукова
Доклад
на тему
«Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Урок открытия нового знания».
Подготовила учитель
английского языка –
Лесная Е.Н.

г. о. Краснознаменск
2015
«Скажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомню.Дай мне действовать самому, и я научусь» (Китайская пословица)
Утверждение государственных образовательных стандартов возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения.
Современный урок по ФГОС – это — профессиональная и методическая подготовка учителя — целеполагание и мотивация учения — системно-деятельностный подход — современные средства обучения — выбор оптимальных средств обучения — создание условий для саморазвития — анализ каждого учебного занятия
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
ФГОС вводят новое понятие — учебная ситуация – это такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его или предлагают свое описание, частично запоминают.
В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.Создание учебной ситуации должно строится с учетом: — возраста ребенка; -специфики учебного предмета; -меры сформированности универсальных учебных действий учащихся;
У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе. Например, при изучении иностранного языка этот термин дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения. Научить коммуникативным видам деятельности можно не только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой деятельности, но больше всего моделируя реальные ситуации общения.
Главная задача новых образовательных стандартов — реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
· уроки «открытия» нового знания;
· уроки отработки умений и рефлексии;
· уроки общеметодологической направленности;
· уроки развивающего контроля.
Урок открытия нового знания
Цели
Деятелъностная – формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная – расширение понятийной базы учащихся за счет включения в нее новых элементов.
По требованиям технологии деятельностного метода урок «открытия» нового знания состоит из 9 этапов:
· этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
При этом происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я — идеальный ученик”,осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
·этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий,достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;3) мотивацию к пробному учебному действию(“надо” — “могу” — “хочу”) и его самостоятельное осуществление;4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
· этап выявления места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг,операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
· этап построения проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
· этап реализации построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
· этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации(фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
· этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
· этап включения в систему знаний и повторения. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
· этап рефлексии учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Нельзя не отметить основные проблемные моменты и трудности, которые возникают на этапе подготовки урока в условиях ФГОС:
— сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока;- необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её;- необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию; — замена известных планов-конспектов технологическими картами урока;- контрольно-оценочная деятельность;
Реализация стандарта должна изменить представление учителя об уроке. Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:
— главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;- на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению;- на уроке реализуется деятельностный подход;- организация урока динамична и вариативна;- на уроке используются современные педагогические технологии;
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Хотелось бы закончить свой доклад следующей цитатой: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Читать еще:  Че началось то нормально же общались

  • FGOS1
    Размер файла: 20 kB Загрузок: 24
  • FGOS2
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 61

Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:

1. Выделить и сформулировать новое знание.

2. Смоделировать способ открытия нового знания.

3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

4. Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.

5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.

6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации. 7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.

8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.

9. Определить приемы организации и проведения первичного закрепления.

10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням.

11. Провести анализ урока по конспекту.

12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

Структура урока открытия нового знания:

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий

активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

актуализировали норму пробного учебного действия («надо» — «хочу» — «могу»)

попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке

зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

  1. Этап выявления места и причины затруднения

Основная цель этапа — организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали

зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения)

соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)

предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить

выбрали способ построения нового знания (как?) — метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)

выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) — изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

  1. Этап реализации построенного проекта

Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы

при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.

применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение

зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково

зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия

при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Для этого необходимо:
организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону

создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка

для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Для этого необходимо:
выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

довести его до уровня автоматизированного навыка

при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса

повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке

Читать еще:  Словесные игры ст гр. Весёлые словесные игры для детей и подростков

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Урок «открытия» нового знания: этапы, приемы, способы рефлексии

Транскрипт

1 Тульская область Каменский район село Архангельское Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Архангельская средняя школа имени А.А. Кудрявцева» Урок «открытия» нового знания: этапы, приемы, способы рефлексии Подготовила: Синдеева Е.А., учитель биологии май 2015 года

2 Деятелъностная цель урока открытия нового знания: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель урока открытия нового знания: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Алгоритм конструирования урока открытия нового знания: 1.Выделить и сформулировать новое знание. 2.Смоделировать способ открытия нового знания. 3.Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. 4.Определить необходимые ЗУН и способы его повторения. 5.Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов. 6.Смоделировать затруднение и способ его фиксации. 7.Смоделировать проблемную ситуацию и диалог. 8.Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон. 9.Определить приемы организации и проведения первичного закрепления. 10.Подобрать задания для этапа повторения по уровням. 11.Провести анализ урока по конспекту. 12.Внести при необходимости коррективы в план конспекта. Структура урока открытия нового знания: 1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. 2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Этап выявления места и причины затруднения. 4) Этап построения проекта выхода из затруднения. 5) Этап реализации построенного проекта. 6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. 7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 8) Этап включения в систему знаний и повторения. 9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо: — создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); — установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

3 Приемы обучения Баллы и образы. Взаимоопрос. Графический диктант. «Да-нетка». Игра в случайность. Идеальный опрос. Индивидуальный опрос. Интеллектуальная разминка или простой опрос. Коммуникативная атака. Линия времени. Начало урока с высказывания выдающихся людей. Начало урока с пословицы, поговорки. Начало урока с элементами театрализации. Начало урока с эпиграфа к уроку. Отсроченная отгадка. Перестановка, движение. Пресс-конференция. Рифмованное начало урока. «Светофор». Смотрю, вижу. Тестовый контроль. Удивляй! Фантазер. Фантастическая добавка. Щадящий опрос. Эмоциональное вхождение в урок. 2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель этапа актуализации пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: — воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; — активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); — актуализировали норму пробного учебного действия («надо» — «хочу» — «могу»); — попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; — зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

4 Ассоциативный ряд. Видеосюжет. Диалог. Игра в случайность. Идеальный опрос. Интеллектуальная разминка. Лови ошибку. Лото. Музыкальный фрагмент. Обсуждение выполнения домашнего задания. Отсроченная отгадка. Проблемный вопрос. Ролевой сюжет. Проблемная ситуация. Смена мизансцены. Смена ролей. Театрализация 3. Выявление места и причины затруднений. Основная цель этапа — организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основевыявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: — проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали; — зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); — соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения). Вопрос-размышление. Группировка. Домысливание. ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать). Исключение. Линия времени. «Мозговой штурм». Подводящий диалог. Работа над понятием. Ситуация яркого пятна. Тема-вопрос.

5 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: — сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться); — предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить; — выбрали способ построения нового знания (как?) — метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий); — выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) — изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. Деловая игра «Компетентность». Деловая игра «НИЛ». Деловая игра «Точка зрения». Дерево целей. Пресс-конференция. Проблемный ряд. Эксперимент. 5. Реализация построенного проекта Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Для реализации этой цели учащиеся должны: — на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы; — при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.; — применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; — зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; — зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. Вопрос к тексту. Выдвижение гипотезы. Деловая игра «НИЛ» Деловая игра «Точка зрения» Доклад.

6 Лови ошибку! Практичность теории. Пресс-конференция. Привлекательная цель. Проблемный диалог. Удивляй! Фантастическая добавка. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: — решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; — при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование определения, алгоритмы, свойства и т.д. 1) Закрепление Вопросы к тексту. Игра «Верите ли вы, что». Комментированное чтение. Лови ошибку! «Найди связь с жизнью». Отсроченная отгадка. Пресс-конференция. Привлекательная цель. Работа по инструкции. Работа с сигнальными карточками. Своя опора. Синквейн. Технология ВИКИ. Подготовка презентации учащимися. Рассказ-эстафета. Снежный ком. Удивляй! Фиш-болл. 2) Динамическая пауза Гимнастика для глаз. Упражнения для профилактики плоскостопия. Упражнения для профилактики сколиоза. Упражнения на развитие моторики кистей рук. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация(переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная)

Читать еще:  Собирать свои вещи во сне. Собирать вещи во сне: в чему это

7 достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. Для этого необходимо: — организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; — организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; — создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; — для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления. «В своем темпе». Да-нетка. Деловая игра «Я учитель». Игра-тренинг. Лови ошибку. Найди соответствие. Мини-исследование. Мини-проекты. Озвучивание «немого кино». Работа в группах. Работа с компьютером. «Реставратор». Решение орфографических задач. Своя опора. Щадящий опрос. 8. Включение в систему знаний и повторение. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. Для этого нужно: — выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; — довести его до уровня автоматизированного навыка; — при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса; — повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. Аукцион знаний. Блиц-контрольная. Вернисаж.

8 «Верю, не верю». Выборочный контроль. Игра в случайность. Идеальный опрос. Кластер. Метод 6 шляп. «Найди ошибку». Обычная контрольная работа. Опрос по цепочке. Опрос-итог. Пересечение тем. Повторяем с контролем. Повторяем с расширением. Показательный ответ. Программируемый опрос. Реклама, эссе, резюме. Решение или составление кроссворда. «Светофор». Свои примеры. Своя опора. Тест. Тихий опрос. Фактологический диктант. 9. Рефлексия УД на уроке Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели: — организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; — учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; — намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: 1. рефлексия настроения и эмоционального состояния 2. рефлексия деятельности 3. рефлексия содержания учебного материал Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в концедеятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоциональнохудожественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

9 «Дерево творчества». По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: Плоды дело прошло полезно, плодотворно; Цветок довольно неплохо; Листики не совсем удовлетворён днём. «Ёлочка настроения» Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку. Лесенка «Моё состояние» Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки. Комфортно Уверен в своих силах Хорошо Плохо Крайне скверно «Цветик-многоцветик» Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок. Закончи предложение. Интеллектуальная рефлексия. Метод ранжирования. «Огонек общения». Оценка успешности. Плюс-минус-интересно. Рефлексивные карточки. Рисуем настроение. Свободный микрофон. Скажи друг другу доброе слово. Цветотехника. Чудо-дерево. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха». В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ

10 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (клеше), пословицы, подбора афоризма,рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал — Теперь я знаю ); достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана: сегодня я узнал было интересно узнать было трудно выполнять теперь я могу решать.. я научился у меня получилось я смог я попробую сам Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, взависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным или

11 информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Источники:

http://educontest.net/ru/139868/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%B2-%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%D1%85-%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%BD/

http://school410.spb.ru/lessons-constructor-files/page-onz-index.html

http://docplayer.ru/45782503-Urok-otkrytiya-novogo-znaniya-etapy-priemy-sposoby-refleksii.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector