Тропами войны – линия Мажино. Миф о неприступности укреплённых линий

Миф о неприступности укреплённых линий

Принято считать, что оборонятся всегда легче, чем атаковать, особенно на подготовленных рубежах – специально подготовленных линиях укреплений.

Одна из самых известных линий оборонительных укреплений – это «линия Мажино», защищавшая западную границу Франции. Многие считают, что французы сделали стратегический просчёт, не прикрыв северный участок границы, через который гитлеровцы и пробились. Но, ошибки не было, задачей «линии Мажино» было заставить немцев повторить наступление 1914 года (по плану Шлиффена), то есть через Север –Бельгию, Люксембург, Нидерланды. Это давало французам и англичанам выигрыш во времени, позволяло навязать вермахту сражение в Бельгии.

К тому же «линия Мажино» была и на северной границе, не такая мощная, как на границе с Германией, но была, немцы её прорвали в Арденнах.

Справка: «Линия Мажино» – система это система укреплений французской границы на восточной границе, с Германией. Названа в честь военного министра Франции Андре Мажино. В её состав входили 5600 долговременных оборонительных укреплений, 70 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, 500 казематов, а также блиндажи и наблюдательные пункты. Общая численность войск на линии достигала 300 тыс. человек. Построена с 1929 по 1934 гг., до 1940 года шло её совершенствование.

Прорыв «линии Мажино»

17 мая 1940 года 2-ва 210-мм орудия открыли огонь по укреплению Ла-Фер (Ла-Ферте), 18-го гарнизоны двух казематов отступили. 19-го захвачено всё укрепление, немецкие штурмовые группы начали захватывать одно укрепление за другим. С 20-по 23 мая немцы ликвидировали 4-ре укрепления.

После этого, вермахт провел операции «Тигр» и «Медведь» – 14 июня вермахт прорвался через Саарский укрепрайон, и к 21-му вышли в тыл укрепрайона Мец. В укрепрайоне Лаутер вермахт прорвался между Битшем и Лембаком.

Кроме того, 15 июня немцы приступили к форсированию Рейна. Рейнские укрепления пытались было дать отпор наступающим, но старые слабые капониры оказались неспособны устоять перед огнем 88-мм зениток. Войска вермахта захватили первую линию укреплений и вышли на вторую. Полевые части французов получили приказ отходить. Рейнские укрепления пали.

– Широко использовали тяжёлую артиллерию, 420-мм, 280-мм осадные мортиры, 355-мм, 305 мм, 210 мм орудия, даже 88-мм зенитки успешно использовали.

– Удары штурмовой авиации, пикирующих бомбардировщиков.

– Штурмовые группы, специальные саперные подразделения.

– Внезапность и фантазия, так например: 10 мая 1940 года немецкая десантно-штурмовая группа, на 40 планерах приземлилась на крышу форта Эбен Эмаэль (в Бельгии) и заставила гарнизон капитулировать, подорвав кумулятивные заряды на куполах и башнях форта.

По той же методике были взломаны укрепления т. н. «линии Сталина» летом 1941 года. Да и «Линию Маннергейма» Красная Армия в Финляндии взломала.
Механизм армии 20 века без особых проблем перемолол бетонные укрепления. Форты, крепости, казематы, доты не были препятствием для современных армий. Атака побеждала оборону.

Неприступные линии обороны XX века — линия Мажино

Начавшаяся 70 лет назад Вторая мировая война стала еще одним доказательством того, что генералы готовятся к войнам прошлого. Память о позиционных мясорубках прошлой войны заставила правительства разных стран заняться возведением масштабных, колоссальных по оснащенности оборонительных линий.

Несмотря на трату огромных финансовых средств, ни одна из этих «новых китайских стен» по тем или иным причинам не выполнила возложенной на нее роли. Наиболее известными для широкой аудитории являются три возводимые перед войной оборонительные линии: линия Мажино, линия Маннергейма и линия Сталина. Начнем наше знакомство с ними с самой совершенной, но от этого не ставшей более полезной, французской лини укреплений Мажино.

План французской обороны

• Французские генералы полагали, что немцы будут действовать так же, как в кампании 1914 года. Попробуют провести прорыв с северо-востока через территорию Бельгии. План французской обороны предусматривал отражение немецкого наступления на реке Диль, с ведением пассивной обороны на укреплениях линии Мажино. Строительство данной линии началось в 1928 году и к 1936 году основные строительные работы были завершены. Ответственным за возведение «непреодолимой линии» обороны был военный министр Франции Андрэ Мажино, именем которого и была названа система фортификационных сооружений.

Читать еще:  Богородица кто она. История святой девы марии

• В восточной части Франции были расположены 10 самых богатых провинций, в которых в 30-40-х годах прошлого века производилось около 60% стали и стальных изделий, добывалось 76,5% цинка и 94% меди. При любом развитии войны армия должна была сделать все возможное, чтобы не допустить немцев в эти важные экономические районы. В первую очередь с северного и северо-восточного направлений.

В военной науке различают 2 основных типа обороны – жесткая (позиционная) и маневренная. При позиционной обороне войска упорно защищают выбранный рубеж и пытаются не попустить противника за линию фронта. В то же время маневренная оборона основана на том, что позиции не удерживаются жестко и могут быть сданы, когда же противник истощит свои резервы и наступательные возможности, утраченное положение обороняющиеся пытаются вернуть контрударами. Маневренная оборона вполне допускает временную потерю отдельных территорий.

Маневренный тип обороны особенно любят военные, и в большинстве случаев не переносят государственные деятели и политики. Военные любят его за то, что этот метод не делает обороняющиеся войска пассивными, не дает наступающему противнику навязывать свою волю, позволяет в подходящий момент перехватить инициативу и перейти к наступлению. В то время как позиционная оборона ставит обороняющихся в заведомо проигрышное положение, ведь противник рано или поздно нащупает брешь в обороне, что будет чревато окружением всей обороняющейся группировки.

• Политиков же маневренная оборона заставляет нервничать, им бывает очень трудно объяснить населению страны потерю той или иной территории, оставления ее под властью оккупантов и связанные с этим человеческие и материальные потери. Население страны часто рассматривает это как неудачный ход войны. Моральное состояние, как и доверие к политикам падает, что может быть чревато поражением.

• Задачей французской армии в войне было не допустить немцев в богатейшие промышленные районы Франции, что поставило бы страну в тяжелейшее положение и лишило армию возможности пополнения ресурсами. Париж видел выход из ситуации в выстраивании вдоль германской границы непробиваемой обороны, что требовало постройки мощных фортификационных сооружений, способных выдерживать обстрел крупнокалиберной артиллерии и длительное время сдерживать атаки больших масс пехоты.

Французы прекрасно понимали, что вермахт постарается ворваться во Францию через Бельгию, как и в Первую мировую войну, а линия Мажино просто не позволит им нанести удар в другом месте. В Париже считали, что, удерживая большую часть северной и северно-восточной границы, они не пропустят немцев в промышленные районы страны, навязав немцам полевые сражения на севере Франции с переносом боев в Бельгию. При этом французские генералы полагали, что в любой момент смогут нанести по противнику контрудар из-за линии Мажино в направлении на север, отрезая всю германскую армию и перехватывая все ее линии снабжения.

Линия Мажино

• На строительство линии Мажино французы потратили очень внушительную по тем временам сумму — около 3 млрд. франков или 1 млрд. долларов. Общая численность войск, располагавшихся на линии, доходила до 300 000 человек. В подземных многоуровневых фортах размещались помещения для личного состава, мощные вентиляционные установки, электростанции, проложенные узкоколейные дороги, комнаты отдыха, госпитали, телефонные станции, которые были недосягаемы для бомб и снарядов. В верхних наземных этажах были расположены орудийные и пулеметные казематы, снабженные лифтами для подачи боеприпасов.

Читать еще:  Самый тайный секрет мира. Неразгаданные природные загадки мира

Форты представляли из себя вкопанные глубоко в землю бетонные «коробки», толщина стен которых доходила до 3-4 метров. Наверху обычно располагались лишь бронебашни-турели. Перед первой линией обороны по возможности были вырыты противотанковые рвы и выставлены заграждения из противотанковых ежей. За первой линией обороны находилась целая сеть из опорных точек – бетонных площадок, предназначенных для размещения пехоты, артиллерии, прожекторов.

Склады боеприпасов и снаряжения располагались на глубине до 50 метров. В глубине обороны располагались позиции дальнобойной артиллерии на железнодорожном ходу. Еще дальше располагалась старая модернизированная оборонительная линия, включавшая форты Бельфор, Верден, Эпиналь и ряд других. Глубина линии Мажино на некоторых участках доходила до 90-100 км, французские генералы считали ее неприступной.

• Поэтажное устройство фортов выглядело примерно следующим образом. На поверхности были расположены лишь бетонированные пулеметные гнезда и артиллерийские блокгаузы, противотанковые ямы и заграждения. Ниже под землю уходил ряд этажей форта, связь между которыми осуществлялась по лестницам и лифтам, максимальная глубина укреплений могла достигать 100 метров. Толщина железобетонной крыши любого форта доходила до 3,5 м, что позволяло выдерживать обстрел снарядами калибра до 420 мм.

На первых двух этажах форта располагались помещения для гарнизона. Здесь же был установлен ряд дизелей, приводивших в движение вентиляционные установки, осуществляющие подачу воздуха во все помещения форта, а также динамо-машины, обеспечивавшие выработку электричества. Подобные двигатели были расположены и на других этажах, выполняя роль страхующих, на случай выхода из строя какого-либо из них.

На третьем этаже форта размещались боеприпасы для текущего боепитания и запасы воды и продуктов. На четвертом этаже находилась телефонная станция и помещения канцелярии форта.

На пятом этаже располагались запасы медикаментов и помещения госпиталя, ниже на шестом уровне проходил тоннель электрифицированной подземной узкоколейки, посредством которой осуществлялась быстрая переброска боеприпасов и войск на нужное направление. Главный путь этого подземного метро был двухколейным, вспомогательные подъездные пути – одноколейными.

На уровне седьмого этажа находился штаб форта, еще ниже были расположены резервные склады боеприпасов и резервные дизели. На достаточно большую глубину форт защищался сплошными бетонными стенами, которые устраняли возможность проникновения в форт или его подрыв с использованием подкопа.

Линия Мажино была чудом фортификационной мысли своего времени:
– 5600 долговременных оборонительных укреплений,
— 70 бункеров,
— 500 артиллерийских и пехотных блоков,
— около 500 казематов,
— многочисленные блиндажи и наблюдательные пункты.

Протяженность линии около 400 км. Средняя плотность была на уровне 7,7 сооружений на 1 км фронта (на некоторых участках это число доходило до 14). Нигде между ДОТами не было промежутков, превышающих по длине 8 км. Часть дотов была оборудована артиллерийскими и пулеметными бронеколпаками, которые могли подниматься для ведения огня и опускаться потом под землю, избегая ответного огня противника.

Оборонительное укрепление пещерного типа

Устройство форта укреплённого сектора Буле

Устройство форта укреплённого сектора Тионвиль

• Основу укрепленных секторов составляли большие форты, между которыми располагались малые форты и отдельные ДОТы, а также танковые башни. Все боевые сооружения УС объединялись единым командованием, и их расположение на местности обеспечивало взаимную видимость и связь. Система огня была организована так, что соседние сооружения всегда могли поддержать огнем атакованный форт или ДОТ или закрыть огнем брешь, если укрепление захвачено или разрушено противником.

• Часть укрепрайонов была оборудована специальными плотинами, которые обеспечивали затопление обширных территорий и подземных сооружений в случае их захвата неприятелем. При постройке линии были задействованы многие передовые для того времени военно-инженерные решения.

Читать еще:  Кулинария макароны. Что приготовить из макарон — простые и вкусные блюда

Крушение надежд

• Многие историки считают, что линия Мажино не оправдала себя полностью, что является правдой лишь отчасти. Свое основное значение линия выполнила – сильно ограничила масштаб атак на те районы, которые были ей защищены. Трагедия заключалась в другом — многочисленные просчеты французского командования и руководства страны свели на нет все те преимущества, которые предоставляла им эта мощнейшая в мире оборонительная линия.

Главная и самая трагическая ошибка французского генералитета заключалась в том, что они не смогли предугадать новой тактики, которую навязал им вермахт. Немцы сделали своим козырем стремительные удары крупных механизированных соединений, основной ударной силой которых были танки.

• Полевая оборона французской армии и английского экспедиционного корпуса просто не выдерживала натиска механизированных соединений. Вопреки планам французского командования им не удалось навязать немцам позиционные бои ни на территории Бельгии, ни на территории севера Франции, пропустив немецкие части в тыл линии Мажино.

Как “непреступную” французскую Линию Мажино немцы пешком обошли

История знает множество примеров человеческой глупости, и линия Мажино – несомненно один из них. По поводу этого оборонительного сооружения к истории осталось много вопросов. Попытаемся ответить на все.

Что строили?

Линия Мажино была одним из самых известных оборонительных комплексов Второй мировой, наряду с линией Маннергейма и линией Сталина. Названа по имени ответственного за строительство министра обороны Франции Андрэ Мажино. Ее протяженность от Бельфора до Лонгийона составила около 400 км, годы проведения основных работ – 1928-1936, по другим данным – 1929-1934. Чудо инженерной мысли конца 20-х годов оказалось бесполезным, когда враг ступил на земли Франции.

Как строили и сколько потратили?

В оборонительный комплекс вошли 5600 ДОТов, 75 бункеров, 500 казематов, 39 долговременных наблюдательных пунктов, многочисленные блиндажи и т.д. Все это соединялось и обеспечивалось подземной железной дорогой, лифтами, плотинами… Все это – для 300 тыс. военнослужащих. Глубина обороны составляла 90-100 км. Неудивительно, что работать над проектом специально созданная экспертная комиссия начала в 1926 году. Странным было только то, что предполагаемый враг еще крепко спал, и никем всерьез не воспринимался. Да, это были немецкие нацисты – все еще политические пешки в середине 20-х, дальнейшие действия которых не мог предугадать никто. А с бюджетом проекта французы явно заморочились: первичная постройка обошлась в 3 млрд. франков (1 млрд. долл. по тогдашнему курсу); к 1940 году, учитывая усовершенствование постройки, эта сумма составляла уже от 5 до 7 млрд. франков. Таким образом, на одну только линию Мажино уходила примерно половина военного бюджета Франции.

Зачем строили?

Во-первых, пытались защитить богатейшие провинции и главные производственные мощности страны, где производилась сталь, добывались цинк и медь. Во-вторых, на границе с Бельгией линия была на порядок слабее лишь затем, чтобы специально впустить врага с этой стороны, где, как предполагалось, его будет ожидать жесткий отпор. В-третьих, за линией было очень удобно прятаться во время Странной войны.

И что потом?

17 мая 1940 года “неприступное укрепление” обошли в Арденнах. Соседние укрепления Ле Шен и Ла Фер просто не смогли оказать друг другу поддержку в решающий момент – расстояние между ними было слишком велико. В результате, 20-23 мая были захвачены еще четыре пункта. Страна сдалась под напором нацистов за 38 дней. А вместе с ней капитулировал весь гарнизон оборонительной линии, равных которой по технологичности не было во всей Европе. Как тут не вспомнить героическую оборону Брестской крепости и в очередной раз не почувствовать гордость за простого советского солдата?

Источники:

http://topwar.ru/3319-mif-o-nepristupnosti-ukreplyonnyx-linij.html

http://army-news.ru/2011/10/liniya-mazhino/

http://zen.yandex.ru/media/id/599c81d750c9e58fd74553fc/5ba80ef769d47500ae8aff4d

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: