Очарованный странник. Hиколай Лесков — Очарованный странник

Легендарные христианские книги: Н. С. Лесков “Очарованный странник”

Автор

О книге

Интересные
факты

Цитаты

Автор

Портрет Николая Лескова. Валентин Серов. 1894

Николай Семёнович Лесков (1831–1895) — писатель, о котором Лев Толстой говорил, что он «самый русский из наших писателей».

«Я смею, даже, может быть, дерзко думаю, — писал Лесков, — что я знаю русского человека в самую его глубь и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе».

Предки Лескова были священниками в селе Лески Орловской губернии. Отсюда вышла родовая фамилия Лесковы. Писатель хорошо знал Библию, церковные традиции и часто обращался к христианским образам и мотивам в своих текстах. Лесков был убежден, что литература призвана поднимать дух человеческий и что «цели евангельские» для нее дороже всех иных.

О книге

Время написания

История создания и замысел

Странник. В. Суриков. 1886

В 1870-е годы у Лескова родилась идея написать цикл рассказов о праведниках. В итоге им было написано 10 произведений: «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Несмертельный Голован», «Пигмей», «Инженеры-бессребреники», «Человек на часах», «Шерамур», «Однодум» «Левша»и «Очарованный странник». Созданную Лесковым галерею народных характеров, людей, исповедующих православно-христианский идеал добра, странников, Максим Горький назвал «иконостасом праведников и святых».

Лесков считал, что праведники «сильнее других делают историю», а также замечал: «Таких людей достойно знать и в известных случаях жизни подражать им, если есть сила вместить благородный патриотический дух, который согревал их сердце, окрылял слово и руководил поступками».

Замысел «Очарованного странника» возник у писателя летом 1872 года, во время путешествия по Ладожскому озеру на Корелу и Валаам. Уже в 1873 году повесть была опубликована в газете «Русский мир» под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». А вскоре вышла отдельная книга «Очарованный странник. Рассказ Н. Лескова».

Содержание

Валаам. Пихтовая аллея. Художник Александр Александровский. facebook.com/AlexandrovskyArt

Пассажиры судна плывут по Ладожскому озеру на остров Валаам. Среди путников выделяется некто Иван Северьяныч Флягин, одетый в послушничий подрясник. По просьбам спутников мужчина рассказывает им долгую историю своей жизни.

Родившись в семье крепостного крестьянина, он с детства занимался лошадьми, имея к этому особый дар. В 11 лет он из баловства стал причиной гибели старенького монаха. Монах является мальчику во сне, предсказав, что тот будет много раз погибать, но не погибнет и в конце концов уйдет в монастырь. Начинается череда приключений — странствий главного героя, который множество раз меняет род занятий. Он служит помощником кучера, нянькой барского ребенка, лекарем в татарском плену, объездчиком лошадей, участвует в Кавказской войне, работает актером в петербургском театре, чиновником… Наконец, он становится иноком в монастыре. И вот теперь 52-летний Флягин отправляется странствовать по святым местам и оказывается среди попутчиков. Признавшись им, что ему «за народ очень помереть хочется», он заканчивает повествование. После этого очарованный странник впадает «в тихую сосредоточенность», которой никто из собеседников не смеет нарушить.

Особенности

Иван Северьяныч. Иллюстрация Ивана Глазунова, 1973

«Очарованный странник» — необычная повесть. В ней используются мотивы древнерусских житий, народных былин, а также сюжетная схема популярных авантюрных романов.

«Очарованный странник» — житие. Лесков последовательно описывает биографию своего героя, организовав ее как несколько завершенных эпизодов — фрагментов его жизни. Схожим образом строятся жизнеописания святых. Лесковский странник проходит сложный путь от греха к искуплению и покаянию. Он уходит в монастырь, считая, что это предопределено Богом. «Очарованного странника» сближают с житиями видения будущего, открывающегося главному герою, пророческие сны, а также его победа над кознями бесов — традиционный житийный элемент сюжета.

«Очарованный странник» — былина. Ивана Северьяныча Лесков сближает не только с героями житий, но и с персонажами русских былин — богатырями, прославившимися своими подвигами во имя народа. Попутчики Флягина сразу же отмечают его сходство с Ильей Муромцем: «…он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…» В одном из эпизодов повести Иван сечется нагайками с киргизом Савакиреем. Этот бой напоминает поединок русского богатыря с противником-басурманом.

«Очарованный странник» — авантюрный роман. Мотив странствий роднит лесковскую повесть с романом приключений. С героем авантюрного романа, так же, как и с Флягиным, случаются самые удивительные происшествия. Он скитается по свету, меняя имена и род занятий, приспосабливаясь к обстоятельствам и спасаясь от гибели.

Также исследователи отмечают сходство повести Лескова с произведениями Пушкина и Лермонтова. Однако главное, что отличает «Очарованного странника» от всех классических жанров, — это установка автора на документализм, хроникальность изложения. Лесков старается убедить читателя в подлинности событий произведения. На примере судьбы очарованного странника автор доказывает, что настоящая, реальная жизнь может быть гораздо интереснее и непредсказуемее вымышленных литературных сюжетов: «А в жизни, особенно у нас на Руси, происходят иногда вещи, гораздо мудренее всякого вымысла — и между тем такие странности часто остаются незамеченными», — уверен Лесков.

Название

Дорога во ржи. Г. Г. Мясоедов. 1881

Странник Лескова — не простой, а очарованный. Эта очарованность проявляется в ощущении героем предопределенности всего, что с ним происходит. В этой подчиненности высшим силам кроется христианский смысл. С рождения Иван — обещанный Богу ребенок, которого мать вымолила у Господа. «Не своей волей» движим Иван Северьяныч, а Божьей.

Еще одна трактовка слова «очарованный» — восхищенный красотой и многообразием всего окружающего. Эту совершенную красоту странник постоянно встречает на своем пути: находит ее то в заботе о лошадях, то в искреннем и возвышенном чувстве к красавице-цыганке, то в образе Родины, за которую хочет умереть, и, конечно, в природе: «Краса природы совершенство, и за это восхищенному человеку погибнуть… даже радость!»

Читать еще:  Манченко петр степанович участник финской войны. На той войне незнаменитой

Смысл произведения

Иллюстрация Николая Кузьмина. 1952

По замыслу автора, в характере и судьбе очарованного странника Ивана Флягина отчетливо слышна общенациональная нота, звучание которой определено православной христианской верой. В нем раскрываются лучшие стороны народного характера: бесстрашие, благородство, простодушие и открытость. Иван Северьяныч понимает православное вероучение как практическое доброделание и добротолюбие.

В «Очарованном страннике» Николай Лесков показывает, как в сложных жизненных обстоятельствах формируется тип «русского праведника», который так необходим людям. Главный герой, убийца и грешник, искупает свою вину и, оказавшись в монастыре, преображается, получает способность пророчествовать и испытывает «наитие вещательного духа». Эволюция, духовное восхождение Ивана Северьяновича происходит постепенно. Каждый эпизод в сюжете повести — это новый этап преображения внутреннего мира героя, восстановление образа Бога в человеке, следующий шаг на пути к служению людям, состраданию ближнему и праведности.

Интересные факты

1. Первоначально у «Очарованного странника» было другое название: «Черноземный Телемак». Телемак — герой древнегреческой мифологии, сын хитроумного странника Одиссея. Также название Лескова было стилизовано под заглавия приключенческих, нравоописательных романов XVIII века («Приключения Телемака» Франсуа Фенелона, 1699).

2. В 2002 году композитор Родион Щедрин написал оперу «Очарованный странник», премьера которой состоялась в Нью-Йорке в концертном зале Эвери-Фишер-холл в исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра.

3. Географический масштаб скитаний Флягина огромен. Это Астрахань, Курск, Петербург, Орловщина, Николаев, Каспий, Подмосковье, Пенза, Соловецкие острова, Карачев, Кавказ, Корела.

4. Некоторые исследователи считают, что Лесков построил композицию «Очарованного странника», ориентируясь на житийную икону с клеймами, где на одной доске с главной иконой по периметру размещаются сюжеты, описывающие различные деяния святого. Так и в повести все эпизоды, связанные с жизнью очарованного странника, последовательно показывают его духовное восхождение.

Икона Прокопия Устюжского с житием в 24-х клеймах

Фильм “Очарованный странник”

«Очарованный странник» был дважды экранизирован. В 1963 году вышел черно-белый фильм Ивана Ермакова с Николаем Симоновым в главной роли. А в 1990 году режиссером Ириной Поплавской был снят одноименный фильм, где роль Ивана Флягина исполнил Александр Михайлов.

Кадр из фильма Ирины Поплавской “Очарованный странник”, 1990

Цитаты

Начнешь молиться… и молишься… так молишься, что даже снег инда под коленами протает и где слезы падали — утром травку увидишь.

Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть.

Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь.

Hиколай Лесков — Очарованный странник

Hиколай Лесков — Очарованный странник краткое содержание

Очарованный странник читать онлайн бесплатно

Лесков Hиколай Семенович

Мы плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму* и на пути зашли по корабельной надобности в пристань к Кореле. Здесь многие из нас полюбопытствовали сойти на берег и съездили на бодрых чухонских лошадках в пустынный городок. Затем капитан изготовился продолжать путь, и мы снова отплыли.

После посещения Корелы весьма естественно, что речь зашла об этом бедном, хотя и чрезвычайно старом русском поселке, грустнее которого трудно что-нибудь выдумать. На судне все разделяли это мнение, и один из пассажиров, человек, склонный к философским обобщениям и политической шутливости, заметил, что он никак не может понять: для чего это неудобных в Петербурге людей принято отправлять куда-нибудь в более или менее отдаленные места, отчего, конечно, происходит убыток казне на их провоз, тогда как тут же, вблизи столицы, есть на Ладожском берегу такое превосходное место, как Корела, где любое вольномыслие и свободомыслие не могут устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущей, скупой природы.

— Я уверен, — сказал этот путник, — что в настоящем случае непременно виновата рутина или в крайнем случае, может быть, недостаток подлежащих сведений.

Кто-то часто здесь путешествующий ответил на это, что будто и здесь разновременно живали какие-то изгнанники, но только все они недолго будто выдерживали.

— Один молодец из семинаристов сюда за грубость в дьячки был прислан (этого рода ссылки я уже и понять не мог). Так, приехавши сюда, он долго храбрился и все надеялся какое-то судбище поднять; а потом как запил, так до того пил, что совсем с ума сошел и послал такую просьбу, чтобы его лучше как можно скорее велели «расстрелять или в солдаты отдать, а за неспособностью повесить».

— Какая же на это последовала резолюция?

— М. н. не знаю, право; только он все равно этой резолюции не дождался: самовольно повесился.

— И прекрасно сделал, — откликнулся философ.

— Прекрасно? — переспросил рассказчик, очевидно купец, и притом человек солидный и религиозный.

— А что же? по крайней мере, умер, и концы в воду.

— Как же концы в воду-с? А на том свете что ему будет? Самоубийцы, ведь они целый век будут мучиться. За них даже и молиться никто не может.

Философ ядовито улыбнулся, но ничего не ответил, но зато и против него и против купца выступил новый оппонент, неожиданно вступившийся за дьячка, совершившего над собою смертную казнь без разрешения начальства.

Это был новый пассажир, который ни для кого из нас не заметно присел с Коневца. Од до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным. Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был иди постриженный монах* — этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого*. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор».

Читать еще:  Белые обои во сне. Тайны сновидений

Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою.

— Это все ничего не значит, — начал он, лениво и мягко выпуская слово за словом из-под густых, вверх, по-гусарски, закрученных седых усов. Я, что вы насчет того света для самоубийцев говорите, что они будто никогда не простятся, не приемлю. И что за них будто некому молиться — это тоже пустяки, потому что есть такой человек, который все их положение самым легким манером очень просто может поправить.

Его спросили: кто же это такой человек, который ведает и исправляет дела самоубийц, после их смерти?

— А вот кто-с, — отвечал богатырь-черноризец, — есть в московской епархии* в одном селе попик — прегорчающий пьяница, которого чуть было не расстригли, — так он ими орудует.

— Как же вам это известно?

— А помилуйте-с, это не я один знаю, а все в московском округе про то знают, потому что это дело шло через самого высокопреосвященного митрополита Филарета.

Вышла маленькая пауза, и кто-то сказал, что все это довольно сомнительно.

Черноризец нимало не обиделся этим замечанием и отвечал:

— Да-с, оно по первому взгляду так-с, сомнительно-с. И что тут удивительного, что оно нам сомнительным кажется, когда даже сами его высокопреосвященство долго этому не верили, а потом, получив верные тому доказательства, увидали, что нельзя этому не верить, и поверили?

Пассажиры пристали к иноку с просьбою рассказать эту дивную историю, и он от этого не отказался и начал следующее:

— Повествуют так, что пишет будто бы раз один благочинный высокопреосвященному владыке, что будто бы, говорит, так и так, этот попик ужасная пьяница, — пьет вино и в приходе не годится. И оно, это донесение, по одной сущности было справедливо. Владыко и велели прислать к ним этого попика в Москву. Посмотрели на него и видят, что действительно этот попик запивашка, и решили, что быть ему без места. Попик огорчился и даже перестал пить, и все убивается и оплакивает: «До чего, думает, я себя довел, и что мне теперь больше делать, как не руки на себя наложить? Это одно, говорит, мне только и осталося: тогда, по крайней мере, владыка сжалятся над моею несчастною семьею и дочери жениха дадут, чтобы он на мое место заступил семью мою питал». Вот и хорошо: так он порешил настоятельно себя кончить и день к тому определил, но только как был он человек доброй души, то подумал: «Хорошо же; умереть-то я, положим, умру, а ведь я не скотина: я не без души, — куда потом моя душа пойдет?» И стал он от этого часу еще больше скорбеть. Ну, хорошо: скорбит он и скорбит, а владыко решили, что быть ему за его пьянство без места, и легли однажды после трапезы на диванчик с книжкой отдохнуть и заснули. Ну, хорошо: заснули они или этак только воздремали, как вдруг видят, будто к ним в келию двери отворяются. Они и окликнули: «Кто там?» — потому что думали, будто служка им про кого-нибудь доложить пришел; ан, вместо служки, смотрят — входит старец, добрый-предобрый, и владыко его сейчас узнали, что это преподобный Сергий*.

Владыка и говорят:

«Ты ли это, пресвятой отче Сергие?»

А угодник отвечает:

«Я, раб божий Филарет*».

«Что же твоей чистоте угодно от моего недостоинства?»

А святой Сергий отвечает:

«Кому же повелишь явить ее?»

А угодник и наименовал того попика, что за пьянство места лишен, и сам удалился; а владыко проснулись и думают: «К чему это причесть: простой это сон, или мечтание, или духоводительное видение?» И стали они размышлять и, как муж ума во всем свете именитого, находят, что это простой сон, потому что статочное ли дело, что святой Сергий, постник и доброго, строгого жития блюститель, ходатайствовал об иерее слабом, творящем житие с небрежением. Ну-с, хорошо: рассудили так его высокопреосвященство и оставили все это дело естественному оного течению, как было начато, а сами провели время, как им надлежало, и отошли опять в должный час ко сну. Но только что они снова опочили, как снова видение, и такое, что великий дух владыки еще в большее смятение повергло. Можете вообразить: грохот. такой страшный грохот, что ничем его невозможно выразить. Скачут. числа им нет, сколько рыцарей. несутся, все в зеленом убранстве, латы и перья, и кони что львы, вороные, а впереди их горделивый стратопедарх* в таком же уборе, и куда помахнет темным знаменем, туда все и скачут, а на знамени змей. Владыка не знают, к чему этот поезд, а оный горделивец командует: «Терзайте, — говорит, — их: теперь нет их молитвенника», — и проскакал мимо; а за сим стратопедархом его воины, а за ними, как стая весенних гусей тощих, потянулись скучные тени, и вс? кивают владыке грустно и жалостно, и вс? сквозь плач тихо стонут: «Отпусти его! — он один за нас молится». Владыко как изволили встать, сейчас посылают за пьяным попиком и расспрашивают: как и за кого он молится? А поп по бедности духовной весь перед святителем растерялся и говорит: «Я, владыко, как положено совершаю». И насилу его высокопреосвященство добились, что он повинился: «Виноват, — говорит, — в одном, что сам, слабость душевную имея и от отчаяния думая, что лучше жизни себя лишить, я всегда на святой проскомидии* за без покаяния скончавшихся и руки на ся наложивших молюсь. » Ну, тут владыка и поняли, что то за тени пред ним в сидении, как тощие гуси, плыли, и не восхотели радовать тех демонов, что впереди их спешили с губительством, и благословили попика: «Ступай — изволили сказать, — и к тому не согрешай, а за кого молился — молись», — и опять его на место отправили. Так вот он, этакий человек, всегда таковым людям, что жизни борения не переносят, может быть полезен, ибо он уже от дерзости своего призвания не отступит и все будет за них создателю докучать, и тот должен будет их простить.

Читать еще:  Перья сонник. Перья толкование сонника

Очарованный странник. Hиколай Лесков — Очарованный странник

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или «читалке».

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

Тссс.
читают сейчас

Хищники на Чегеме
читают сейчас

Зверь
читают сейчас

Детство
читают сейчас

Тссс.
1 минуту назад

Сказки
1 минуту назад

Неизвестно
1 минуту назад

Неизвестно
2 минуты назад

Раскаянье
2 минуты назад

Раскаянье
2 минуты назад

Источники:

Легендарные христианские книги: Н. С. Лесков «Очарованный странник»

http://nice-books.ru/books/proza/raznoe/237871-hikolai-leskov-ocharovannyi-strannik.html

http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=53&tid=6272

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector