Научный стиль речи кратко. Признаки научного стиля текста

Научный стиль и его особенности

Сфера научного общения отличается тем, что в ней пре­следуются цели наиболее точного, логичного, однознач­ного выражения мысли. Ведущее положение в научном стиле занимает моно­логическая речь. Речевыми жанрами, воплощающими этот стиль языка, являются научные монографии, научные ста­тьи, диссертационные работы, различные жанры учебной, научно-технической, научно-популярной литературы; научные доклады, лекции.

В большинстве случаев научный стиль реализуется в письменной форме речи. Однако с развитием средств мас­совой коммуникации, с ростом значимости науки в совре­менном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, семинары, возрастает роль устной научной речи.

Основными чертами научного стиля являются точ­ность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Именно они формируют этот функциональ­ный стиль, определяют выбор лексики, используемой в про­изведениях научного стиля.

Требование точности научной речи предопределяет такую особенность словаря научного стиля, как терминологичность. В научной речи активно используется специальная и терминологическая лексика. В последнее время возросла роль международной терминологии (особенно это заметно в экономической сфере, например, менеджмент, спонсор, секвестр, риэлтер и проч.).

Возрастающая роль интернационализмов в терминологической лексике сви­детельствует, с одной стороны, о тенденции к междуна­родной стандартизации языка науки, а с другой – явля­ется показателем «отстраненности» средств научного стиля от общеупотребительной лексики языка. Научный стиль не обладает свойством общедоступности. Однако это не означает правильности обратного утверждения: «чем непонятнее, тем научнее». Псевдонаучный стиль из­ложения, не подкрепленный информативностью, являет­ся недостатком речи.

Особенностью использования лексики в научном сти­ле является то, что многозначные стилистически нейтраль­ные слова употребляются в научном стиле не во всех сво­их значениях, а только, как правило, в одном. Например, из четырех основных значений глагола видеть, отмечае­мых словарями, в научном стиле реализуется значение «сознавать, понимать». Например: Мы видим, что в трак­товке этого явления ученые расходятся. Употребление в одном, становящемся терминологическим, значении характерно и для других частей речи, например, существи­тельных, прилагательных: тело, сила, движение, кислый, тяжелый и т. п.

Стремление к обобщению, абстракции проявляется в научном стиле в преобладании абстрактной лекси­ки над конкретной. Весьма частотными являются суще­ствительные с абстрактными значениями типа: мышле­ние, перспективы, истина, гипотеза, точка зрения, обусловленность и под.

Лексический состав научного стиля характеризуемся относительной однородностью и замкнутостью, что вы­ражается, в частности, в меньшем использовании сино­нимов. Объем текста в научном стиле увеличивается не столько за счет употребления различных слов, сколько за счет многократного повторения одних и тех же.

В научном функциональном стиле отсутствует разго­ворная и просторечная лексика. Этому стилю в мень­шей степени свойственна оценочность. Оценки исполь­зуются, чтобы выразить точку зрения автора, сделать ее более понятной, доступной, пояснить мысль, и в основном имеют рациональный, а не эмоционально-экспрессивный характер. Научному стилю речи чужда эмоционально-экспрессивная окрашенность, поскольку она не способствует достижению точности, логичности, объективности и абстрактности изложения.

Не только неуместно, но и комично звучат высказывания типа: «Бесподобный метод интегрирования. »; «Интеграл ведет себя вполне прилично. »; «Решение задачи дрожало на кончике пера. ». Однако, как отмечают ученые, в некоторых жан­рах научной речи, таких, например, как: полемические ста­тьи, лекции, научно-популярные доклады могут встречать­ся экспрессивные средства языка, используемые как сред­ство усиления логической аргументации.

В научном стиле речи максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации. Это выражается в использовании обоб­щенно-личных и безличных конструкций, например: считается, известно, есть основания полагать, пред­положительно, можно сказать, следует подчеркнуть и т. п.

Стремление к логичности изложения материала в на­учной речи обусловливает активное использование слож­ных предложений союзного типа, в которых отношения между частями выражаются однозначно, например: Иног­да достаточно провести 23 занятия, чтобы восста­новить плавную речь. Наиболее типичными сложнопод­чиненными предложениями являются предложения с придаточными причины и условия, например: «Если плохо работает предприятие или какое-то его струк­турное подразделение, то это значит, что здесь не все в порядке с менеджментом».

Цели подчеркнуто логичного изложения мысли служит также употребление вводных слов, из которых особен­но широко в научном стиле представлены вводные слова, обозначающие последовательность сообщений, а также степень достоверности и источник информации: во-пер­вых, во-вторых, наконец; конечно, по-видимому, как утверждают . согласно теории и т. п.

Отличительной особенностью письменной научной речи является то, что тексты могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таб­лицы, графики и т. п. В большей степени это характерно для текстов естественных и прикладных наук: математи­ки, физики, химии и др. Однако практически любой науч­ный текст может содержать графическую информацию; это одна из характерных черт научного стиля речи.

Читать еще:  Насколько обоснованы запреты земных поклонов в выходные и праздники.

Обобщая отличительные особенности научного стиля, прежде всего его лексического состава, можно сказать, что он характеризуется:

1. Употреблением книжной, ней­тральной и терминологической лексики.

2. Преобладани­ем абстрактной лексики над конкретной.

3. Употреблением многозначных слов в одном (реже двух) значениях.

4. Уве­личением доли интернационализмов в терминологии.

5. Относительной однородностью, замкнутостью лексичес­кого состава.

6. Неупотребительностью разговорных и просторечных слов; слов с эмоционально-экспрессивной и оценочной окраской.

7. Наличием синтаксических кон­струкций, подчеркивающих логическую связь и последо­вательность мыслей.

109.201.137.33 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Основные признаки научного стиля

Лекция 5.

Научный стиль

1. Понятие о научном стиле. Основные признаки научного стиля.

2. Функционально-стилевая классификация научного стиля.

3. Жанровые различия произведений научного стиля

4. Структурные особенности научной работы

5. Языковые особенности научного стиля.

6. Образ автора в научном тексте.

1.

Понятие о научном стиле.

Основные признаки научного стиля

Стилистика – раздел лингвистики (языкознания), в котором изучается система стилей языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.

В рамках данного курса предметом рассмотрения станут:

Нау́чный стиль – функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей:

· предварительное обдумывание высказывания,

· строгий отбор языковых средств,

· тяготение к нормированной речи.

Основная цель научного стиля – сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания.

Цель конкретизируется в задачах, которые с учетом ситуации определяют отбор материала, используемого на протяжении всего научного текста.

Доминирующая функция научного стиля – информативная; основная форма речи – письменная; типичный вид речи – монолог.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Специфика научного стиля проявляется в следующих особенностях:

· точность – достоверное, объективное описание предмета исследования; в письменной речи проявляется в наличии определений, цитировании, ссылок на источники энциклопедического материала;

· логичность – выявление закономерностей развития изучаемого предмета, установление причинно-следственных связей изучаем го предмета с другими предметами действительности; в письменной речи – наличие смысловых переходов между последовательными единицами (блоками) текста: вводные слова, поясняющие вставные конструкции, заскобочные ссылки;

· последовательность – выводы не непротиворечивы, должны вытекать из содержания; текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному; в письменной речи проявляется в абзацном членении, в рубрикации (наличие плана, выделение глав, параграфов, подзаголовков)

· абстрактность – наличие обобщений, формул, использование понятийного аппарата (специальной терминологической лексики);

· ясность – относительная однородность и замкнутость лексического состава, использование слов в прямом значении;

· краткость – при сохранении насыщенности содержания, отсутствие смысловых повторов; отсутствие эпитетов, изобразительно-выразительных средств; научному стилю присуща специфическая экспрессия;

· объективность– подтверждённость энциклопедическим материалом; в тексте – использование местоимений и глагольных форм 1 лица мн. числа, безличных форм, запрет на использование 1 лица ед. числа.

Яркий признак текстов научного стиля – наличие специализированной лексики, терминологии.

Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом понятийного аппарата, т.е. входящее в систему терминов.

· однозначность внутри данной научной системы;

Общенаучные термины – предназначены выражать категории и понятия, продуктивно принимаемые ко всем областям научного знания (система, функция, фактор, универсалии, категория).

Межнаучные, междисциплинарные термины – наименования базовых понятий, общих для определённого комплекса наук (общетехнические, общебиологические) (валентность – химия, лингвистика; адаптация – биология, педагогика; охлаждение – химия, физика

Узкоспециальные термины – именуют специфические для каждой отрасли знания реалии, понятия, категории, рассчитаны на людей, специализирующихся в данной области знания.

В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.); в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 % общей лексики научного стиля.

2.

Дата добавления: 2015-10-13 ; просмотров: 5768 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Научный стиль: понятие, признаки и примеры

Научный стиль текста – это язык науки, научной сферы деятельности. Жанры, в которых он функционирует, в основном письменные:

  • научные статьи и заметки,
  • методические пособия и монографии,
  • рецензии и аннотации,
  • курсовые, дипломные и кандидатские работы для получения или защиты ученой степени.
Читать еще:  Памятки для родителей по здоровью. Памятка для родителей: Правила здоровья

В устной форме научный стиль представлен жанрами выступлений – научными докладами, лекциями.

Примеры разговорного стиля: пример 1, пример 2, пример 3.

Статью о других стилях речи читайте здесь.

В научном стиле выделяют ряд некоторых черт, отличающих его от иных функциональных стилей текста. Причем данные черты характерны для любой сферы научной деятельности – технической, гуманитарной, естественнонаучной.

Среди черт научного стиля прежде всего выделяются такие:

  1. Безличность автора – или сухое «мы» (предполагаем, делаем вывод, считаем и др.), или полное отсутствие указания на автора; монологичность речи.
  2. Обилие научной терминологии; масса речевых клише; минимум экспрессивно-эмоциональной лексики (а то и полное ее отсутствие).
  3. Преобладание существительных, прилагательных и наречий над глаголами, и, как следствие, – статичный, медленно читаемый и трудный для восприятия текст.
  4. Логичность и тезисность изложения.
  5. Обилие вводных слов, сложные конструкции предложений с массой приточных. Предельная насыщенность предложений словами, уточняющими различные понятия (явления).

Устал от домашек и рефератов?

Научный стиль: разбор примера

Давайте разберем пример собственно научного текста.

Отрывок из статьи:

Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн. К этому типу моделей относится модель локальных источников рассеяния. Несмотря на то, что все эти модели имеют одни и те же методологические основы, они имеют особенности, которые проявляются при дополнительных упрощениях и допущениях математического и физического характера. Аналоговой моделью принято называть стохастическую модель «блестящих» точек, получивую широкое распространение при анализе рассеянных полей от объектов, которые представлены в виде совокупности локальных отражателей.

Главные стилевые черты в данном отрывке таковы: употребление терминов и их последующая интерпретация, безликость авторского «я», монологичность, однозначность слов, доказательное изложение, наличие важной информации, официальность, точность, стандартизованность, четкость изложения.

Дополнительно можно назвать черты следующие:

1) терминологичность (феноменологические модели, модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния, совокупности локальных отражателей);

2) количественное преобладание существительных и прилагательных в тексте над глаголами (Аналоговой моделью принято называть стохастическую модель «блестящих» точек, получивую широкое распространение при анализе рассеянных полей от объектов, которые представлены в виде совокупности локальных отражателей);

3) выбор отглагольных оборотов и слов (широкое распространение, отражатели, допущения и пр.);

4) использование глаголов в настоящем времени, которые выражают «вневременное», другими словами, признаковое значение и у которых ослаблено лексико-грамматическое значение времени, лица, числа (принято называть, представлены, получили);

5) широкое применение предложений большой длины, и при этом следует отметить их безличный характер в совокупности с пассивными конструкциями и необычным расположением членов предложений (Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн).

Надо сказать, что научный стиль нельзя назвать замкнутой системой. Как научные языковые средства активно используются в жанрах, например, публицистики, так и чистый научный стиль применяет языковые средства других стилей.

Таким образом, при подобном взаимодействии образуются подстили разбираемого стиля речи:

  • научно-популярный – очерки, лекции;
  • научно-публицистический – статьи, очерки, заметки;
  • научно-информативный – патентные описания, аннотации;
  • научно-учебный – учебники, методические пособия, лекции, рефераты;
  • научно-справочный – словари, каталоги;
  • собственно научный – статьи, монографии, диссертации, доклады.

Рассмотрим примеры некоторых подстилей.

Научно-популярный стиль: разбор примера

Отрывок из статьи:

Мировая экономика, пишет автор, рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине – истощения сырьевых ресурсов Земли. Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г. Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир, люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям, в исследованиях, а не в разрушениях. А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением, вытесняющим энергию разрушения, что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему. Кроме того, такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнации, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой.

Стиль данного текста – научно-популярный.

Лексика приведенного отрывка состоит из таких пластов:

  • слова широкого употребления: автор, положение, люди;
  • термины: стагнация, Солнечная система;
  • общенаучная лексика: аспект, философ, экономика;
  • абстрактная лексика: мир, познание;
  • научная фразеология: материальные ресурсы, психологический аспект, интеллектуальные стимулы.

В морфологии данного текста следует выделить:

  • численное преобладание существительных и прилагательных в разбираемом отрывке над глаголами;
  • характерное употребление имен существительных среднего рода, которые обозначают абстрактное понятие: познание, исследование, истощение;
  • отсутствие глаголов во втором лице (как ед., так и мн. числа), поскольку они несвойственны научной речи;
  • преобладание описательных прилагательных: материальные, энергетические, культурные, интеллектуальные.

Синтаксис имеет следующие особенности:

  • выделяется тенденция к построению сложных, сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными: Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир…, …что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему;
  • простое предложение осложняется вводными словами и вводной конструкцией (кроме того, вероятно), а также причастными оборотами: вытесняющим энергию разрушения, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой;
  • в предложениях используется обычный порядок слов – прямой: Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г;
  • по цели высказывания, как правило, предложения повествовательные.
Читать еще:  Богоявление: что это за праздник. Богоявление господне

Научно-публицистический стиль: разбор примера

В одной из предыдущих статей о стилях речи мы уже разбирали один из примеров подобного подстиля. Однако в том случае преобладали черты публицистического стиля, а не стиля научного, как в этот раз.

Посмотреть предыдущий разбор и сравнить можно, перейдя по ссылке на эту статью.

А теперь посмотрим на новый отрывок научно-публицистического текста.

Отрывок из статьи:

При нормативной оценке избыточных сочетаний необходимо иметь в виду, что многие из них служат стилистическим целям, являются одним из способов усиления признака целенаправленной характеристики предмета высказывания. Неслучайно поэтому соединение синонимов и некоторые тавтологические сочетания имеют общую психо-эмоциональную основу, сосредоточение внимания на значимом представлении путем повторения одних и тех же или родственных сигналов. Мы, замечал еще выдающийся русский ученый А. А. Потебня, чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые значат приблизительно одно и то же. В устном народном творчестве, в классической и современной литературе встречается много сочетаний слов, которые в той или иной степени повторяют (усиливают) основной признак выражаемого понятия. Но ведь никто не станет браковать такие, например, широко употребительные выражения как истинная правда, всякая всячина, слыхом не слыхивать, криком кричать, вокруг да около и т.д.

Приведенный текст, как уже было сказано, написан научно-публицистическим подстилем.

Внеязыковые особенности: сжатость, краткость и тезисность изложения, использование цитат.

Лексика:

  • общеупотребительные слова: способов, признака, сочетание, творчество;
  • термины: избыточных сочетаний, синонимов, тавтологические сочетания, сосредоточение внимания, сигналов;
  • разговорные слова: нагромождаем, браковать;
  • абстрактные слова: основа, степени, сочетания, признак;
  • речевые клише: необходимо иметь в виду, являются одним из способов, неслучайно, путем повторения;
  • фразеологизмы и устойчивые сочетания: истинная правда, всякая всячина, слыхом не слыхивать, криком кричать, вокруг да около.

Разберем морфологию. Отмечаются следующие особенности:

  • тематикой текста диктуется совмещение морфологических черт научного стиля с чертами стиля публицистического;
  • используются отвлеченные существительные, стоящие в родительном, дательном и винительных падежах: признака целенаправленной характеристики, сигналов, нашу мысль;
  • наличествует принципиальное совпадение автора и рассказчика;
  • характерно употребляются глаголы настоящего времени в 3 лице мн. числа с обобщенным значением субъекта действия: являются, служат, имеют;
  • над глаголами в тексте имеют количественное преобладание имена существительные и прилагательные;
  • отмечается употребление большого числа личных и указательных местоимений: из них, мы, нашу, никто.

Синтаксис:

  • в большинстве своем предложения (что характерно для публицистики) необъемные, несложной структуры: Мы, замечал еще выдающийся русский ученый А. А. Потебня, чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые значат приблизительно одно и то же;
  • по цели высказывания – повествовательные и побудительные;
  • эмоционально окрашенные предложения: но ведь никто не станет браковать такие, например, широко употребительные выражения как истинная правда, всякая всячина;
  • стандартные конструкции: необходимо иметь в виду, что…; чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые…; например;
  • цитата, вплетенная в текст без ссылок и кавычек.

Данный текст – рассуждение, выстроенное логической цепочкой «факт – анализ факта – вывод», причем факты переданы научным языком, а их анализ и выводы – публицистическим. Кроме того, несмотря на преобладание ярких черт научного и публицистического стиля, в данном отрывке отмечаются также и черты стиля художественного – объемные предложения с большой смысловой нагрузкой и др.

Подытожим: в целом, научный стиль служит одной цели – передаче информации адресату. А смысловая сложность информации и отбор языковых средств зависит от выбранного подстиля.

Источники:

http://studopedia.ru/12_66746_nauchniy-stil-i-ego-osobennosti.html

http://helpiks.org/5-71223.html

http://school-of-inspiration.ru/nauchnyj-stil-ponyatie-priznaki-i-primery

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector