Мать мария. Кем была на самом деле мать иисуса
Мать Иисуса Христа
Как-то во время проповеди Христа, в толпе, слушающей Его, были матерь и братья Его. И «одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Другими словами: «Как счастлива и благословенна Мать, которая родила этого человека!» А Христос сказал ей в ответ: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11:27,28).
Вы заметили, в восклицаниях этой женщины слышно эхо того, что говорила Дева Мария, когда ангел Господень сказал ей, что она родит сына, и что рождаемое ею святое наречется Сыном Божьим, что за это ее будут ублажать все народы.
Это как раз и делала эта женщина, она ублажала Матерь Иисуса, говоря, как благословенна и счастлива она, что имела честь родить такого Сына. Отвечая этой женщине, Христос не отрицает и не подтверждает сказанного ею, но Он говорит, что существует блаженство, которое выше родственных связей по плоти и доступно всем – это блаженство духовных взаимоотношений с Иисусом Христом.
И такие взаимоотношения с Иисусом возможны, если мы будем соблюдать Слово Его. Не кровное родство с Иисусом является самым важным, но отношение человека к Его Слову. Блаженны соблюдающие Его повеления!
Помимо повествования о рождении Иисуса, в Евангелии упомянуто еще четыре других события, в которых мы встречаем Иисуса и Его Матерь вместе. Первый раз в Иерусалиме, в храме, когда Иисус был двенадцатилетним отроком, второй раз на браке в Кане Галилейской. Третий раз было в вышеупомянутом случае, когда эта женщина воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» , а четвертый и последний раз, это было у Голгофского креста.
Сегодня я хотел бы, чтобы мы сосредоточили наше внимание на словах Иисуса, сказанных во время распятия и обращенных к Его Матери и к любимому ученику Иоанну. Об этом написано в Евангелии от Иоанна. Вися на кресте, «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26,27). Во время распятия Спасителя ближе всех остальных стояла у креста Его Матерь.
Может ли кто из нас представить хотя бы крошечную долю того, что переживала Мария, Матерь Иисуса, видя своего Сына умирающим в страшной агонии. Его смерть сопровождалась не только невыносимыми страданиями, но и большим позором. Ведь распятие было уделом только самых злостных и опасных преступников.
Можете ли вы войти в положение Матери, стоящей у креста в беспомощности и смотрящей, как умирает Тот, Которого она родила? Это она, Мария, держала Его у своей груди, когда Он был младенцем. Это она учила Его делать первые шаги, говорить первые слова. Она Его вырастила и воспитала. А теперь, стоя близ Него, умирающего страшной смертью, она не может даже дать Ему глоток воды или отереть Его окровавленное чело. Сердце ее обливалось кровью, видя, как гвозди терзали Его руки и ноги, которые всегда вели Его на дела милосердия и любви.
И вот, находясь в самых тяжелых и страшных страданиях, Иисус обращается к ней, и из запекшихся уст Его она слышит: «Жено! се, сын Твой» , а Иоанну Он говорит: «Се, Матерь твоя!» Христос не называет Марию Матерью, но говорит «жено» . Жено – это церковнославянское слово, означающее женщина. Такое обращение мы не должны воспринимать как нечто непочтительное, в те времена оно было общепринятым и уважительным. И тем не менее невольно напрашивается вопрос: «Почему Христос так обращается к Своей матери?» Этим Христос говорит, что Матерь Его не должна рассчитывать на особые права и привилегии по родственной связи.
Отныне ее взаимоотношения с Ним зависят не от кровного, а от духовного родства, которое достигается через подчинение воле Божьей. Есть родство, которое несравнимо с родством плоти, как сказано в Евангелии, «которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:13). И Мария должна сродниться с Иисусом таким же путем – признанием Его, как своего Спасителя. Она имеет дело уже не с Сыном по плоти, эти взаимоотношения на Голгофе заканчиваются, но продолжаются взаимоотношения с Сыном Божьим – ее Спасителем.
Да, несмотря на то, что ей, Деве Марии была оказана наивысшая честь, когда-либо проявленная человеку: быть Матерью Иисуса Христа, дать Ему человеческое тело, тем не менее она должна была принять спасение чрез Его смерть. И быть оправданной не делами, не личными достоинствами, не родством по плоти, а только верой в Господа Иисуса Христа.
Мария это поняла раньше, когда Ангел объявил ей, что родит Сына, зачатого от Духа Святого. От радости она восклицает: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, СПАСИТЕЛЕ Моем. » (Лк.1:46,47).
И здесь у креста мы видим удивительное смирение Марии. Она безмолвно покоряется тому, что Он говорит ей: «Жено! теперь вместо Меня у тебя будет другой сын, не Я, а Мой ученик Иоанн», а Иоанну Христос говорит, что отныне она будет его матерью.
Что Мария приняла Иисуса, как своего личного Спасителя и сроднилась с Ним чрез Его пролитую кровь, мы видим из того, что она в горнице вместе с остальными уверовавшими в Него молитвенно ожидает обещанного от Бога Отца Духа Святого. Это последний раз, когда Мария упомянута на страницах Священного Писания (Деян.1:14).
В чудный час, когда сошел Дух Святой в день Пятидесятницы , матерь Иисуса Христа была одной из тех, кто принял дар Отца Небесного. Того же самого Духа, Который образовал в ее чреве тело Иисуса, Он же теперь родил Того же Иисуса в ее сердце, но уже не временно, а навеки, чтобы она могла иметь Его как своего личного Спасителя и Господа, вечно пребывающего в ней. Все естественные связи должны были быть разорваны, чтобы было по благодати, а не по каким-либо заслугам. Заслуга нашего спасения только одна – искупительная жертва Иисуса Христа.
Но ни в коем случае мы не должны относиться с пренебрежением к Матери нашего Спасителя, ибо ни о каком другом человеке не сказано, что он блажен, только о Марии. Но ублажая ее, Писание нигде не говорит нам о том, чтобы обращаться к Марии, как к посреднице между нами и Богом.
Дорогие друзья, никогда не забудем, что между Богом и человеком есть один и только один посредник, который мог совершить искупление рода человеческого и это никто иной, как Тот, Которого родила Дева Мария. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. » (1Тим.2:5).
Мой друг, какого чудного Спасителя мы имеем, какого посредника между нами и Богом! Он один может нас представить Богу святыми и непорочными, полностью оправданными пред Ним. Является ли Иисус Христос твоим Спасителем? Если нет, то приди к Нему сейчас, Он тебя ждет, чтобы тебя спасти.
Кто были родители Пресвятой Богородицы?
В конце каждой службы священник перечисляет имена святых, которых Церковь вспоминает в этот день. Но есть два имени, которые звучат каждый день и на каждой службе, — это имена родителей Пресвятой Богородицы, праведных Иоакима и Анны. Что известно об этих святых? И почему Церковь воздает им такую особенную честь?
О родителях Пресвятой Богородицы Марии сообщают несколько источников, наиболее ранний из которых — Протоевангелие Иакова*, памятник христианской литературы второй половины II — начала III века (Примечание: Протоевангелием (от греч. πρῶτος, «первый») этот текст называют потому, что речь в нем идет большей частью о событиях, предшествовавших описанным в Евангелиях. Авторство текста приписывается (скорее всего, ошибочно) апостолу Иакову, брату Господню, одному из сыновей праведного Иосифа Обручника от первого брака. — Прим. ред.). Церковь не включила этот текст в состав Священного Писания, но многие из описанных в нем событий особо вспоминаются в течение богослужебного года, в том числе и Рождество Пресвятой Богородицы.
Иоаким, согласно Протоевангелию Иакова, был человек «очень богатый» и притом истинный праведник: материальный достаток он использовал для того, чтобы приносить Богу «двойные дары». Если, например, закон предписывал в том или ином случае приносить в жертву Богу козла или овцу, то Иоаким жертвовал двух овец или двух козлов и так далее. Но в один из праздников, когда все иудеи по традиции собрались в Иерусалимском храме и по очереди приносили дары Богу, Иоакима вдруг достаточно грубо отодвинули в сторону. Некто Рувим — священник или, возможно, распорядитель служб в храме — запретил ему подходить с дарами в числе первых: ведь тот был бездетным, «не принес потомства Израилю». А иудеи в то время привыкли связывать количество детей в семье с личной праведностью семейной пары. Считалось, чем больше детей послал супругам Бог, тем более высоко Он ценит благочестие этой четы. И — наоборот…
Иоаким сел за книги и стал искать, были ли в истории Израиля праведники, не оставившие по себе потомства. Оказалось, что таких не было. Тогда он пришел в отчаяние, возложил на себя сорокадневный пост и отправился в пустыню в надежде, что, может быть, Господь посетит его в скорби и утешит. «Да будет мне едою и питьем молитва», — решил Иоаким.
Скорбела и его супруга Анна, на которую тоже посыпались насмешки. Даже ее собственная служанка посмела сказать: «Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле».
Люди осуждали Иоакима и Анну, а их собственные надежды на продолжение рода к тому времени уже почти иссякли: ведь, если верить позднейшим пересказам их житий, они жили вместе уже 50 лет и, понятно, находились в годах весьма преклонных.
Впрочем, Анна помнила из священной истории, как Сарра в 90 лет родила Исаака, и не оставляла молитву о ниспослании ей ребенка.
И вот в самый тяжелый момент Господь ответил на вопрошания бездетных супругов. Согласно Протоевангелию Иакова, и к Иоакиму, и к Анне был послан Ангел, возвестивший им о скором зачатии ребенка, причем такого ребенка, о котором станет говорить целый мир. В ответ на это известие Анна воскликнула: «Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». Это обещание Анна и Иоаким исполнили в точности: когда рожденной ими Девочке исполнилось три года, они отвели Ее в Иерусалимский храм, где Мария с тех пор жила и получала воспитание. Отец же Ее и мать прожили на свете еще около 12 лет и отошли ко Господу в возрасте около восьмидесяти лет, как говорится в одном из сирийских переложений Протоевангелия Иакова — «Истории благословенной Девы Марии».
Этот сирийский текст (самые ранние из сохранившихся рукописей которого относятся к XII веку) интересен еще тем, что пытается проследить родословную линию Богородицы. Из него следует, что Иоаким (в сирийском варианте — Ионакир, или Цадок, то есть «праведный») был сыном Матфана и внуком Елеазара, то есть Дева Мария имела тех же деда и прадеда, что и Иосиф Обручник, Ее нареченный супруг. Иными словами, Богородица и Иосиф были двоюродными сестрой и братом и оба являлись продолжателями рода царя Давида. К царю Давиду возводят линию предков Богородицы и церковные писатели VIII–IX веков преподобный Иоанн Дамаскин и Епифаний Монах. Правда, Епифаний утверждает, что это Анна была дочерью Матфана, а не Иоаким — сыном.
За что же Церковь так почитает святых праведных Иоакима и Анну?
Дело в том, что Господь призывает судить о всяком дереве по его плодам (ср.: Мф 7:15–20), а плодом этой семейной пары явилась Пресвятая Богородица. Многие сотни и даже тысячи лет Господь ждал, когда же человечество принесет Ему такой плод — деву, чистую сердцем и всецело преданную Богу, способную без принуждения вверить Себя Ему со словами: Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему (Лк 1:38). Ведь только такая дева, чуждая греха не вследствие чуда, которое мог бы совершить над ней Бог, а вследствие своего собственного свободного выбора, только она и была достойна стать Матерью Сына Божия. А такие качества — любовь к Богу, смирение, кротость — не могли бы развиться в Деве Марии без участия Ее родителей.
Безусловно, большую роль сыграло воспитание Девочки при храме начиная с трехлетнего возраста, но ведь и это тоже было решение Ее родителей, Иоакима и Анны, — отдать Дочь, еще совсем маленькую, священникам. Как ни жаль им было расставаться с Дочерью, ставшей утешением в дни их старости, но обет посвятить Ее Богу оставался в силе — и они исполнили, что обещали.
«Терпение, навыкнув во времени, родило [в Иоакиме и Анне] глубочайшее смирение», — говорил в одной из проповедей архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
И точно такое же смирение мы находим в их Дочери, Которой суждено было стать Божией Матерью. Как некогда Ее родители, Дева Мария отказалась от всяких претензий на то, чтобы руководить Своим Сыном исключительно по своему разумению, жестко удерживать Его при Себе, связывать Своим родительским авторитетом (как это свойственно многим родителям). Она вверила Сына Промыслу Божию, а Сама смиренно последовала за Ним. Зерно такого смирения заронили в душу Пресвятой Богородицы Ее родители Иоаким и Анна.
Непорочная Дева Мария: житие
Дева Мария, Пресвятая Богородица, Царица Небесная — земная мать Иисуса Христа. В Священном Писаний не так много упоминаний о Ее земном пути и совсем ничего о том, что чувствовала и мыслила Мать Христа в момент Его казни на Голгофе. В Библии ничто не отвлекает от главного — Слова Божьего. Мы постарались рассказать о том, почему Богородица почитается в христианстве и, что нам известно о Ее земной жизни.
Дева Мария. Детство
Согласно Преданию, Дева Мария родилась в одном из пригородов Иерусалима. Предположительно, дом, в котором Она жила до трех лет, находился в Старом городе, у Львиных ворот. Родителями Девы Марии были праведные Иоаким и Анна. Они долго не имели детей, поэтому дали обет посвятить ребенка Богу.
4 декабря православные христиане отмечают Введение во храм Пресвятой Богородицы. В возрасте трех лет Деву Марию отдали в приют при Иерусалимском храме, где Она росла и воспитывалась. При этом Деву Марию ввели в сам храм. Введение во храм было совершенно уникальным событием, потому что в те времена женщина не могла войти в это здание. Туда допускались только Первосвященники и не каждый день, а только один раз в год, но, увидев Деву Марию, Первосвященник допустил Ее туда, очевидно, предчувствуя, что перед ним будущий одушевленный Храм Божий.
При храме Дева Мария занималась, обучалась, росла в религиозной среде и вела праведную жизнь. Именно там Дева Мария жила до обручения с праведным Иосифом. Современная Стена плача в Израиле — это часть стены, окружавшей тот храм.
Дева Мария. Отрочество
Дева Мария мечтала жить при храме и посвятить себя Богу. Но оставить при храме после совершеннолетия (в те времена возраст совершеннолетия достигали в 12 лет) Ее не могли. Для того времени и это было удивительным решением, потому что решение не вступать в брак, чтобы посвятить себя Господу стало распространенным позже. В те времена «плодитесь и размножайтесь» воспринимали не как благословение, но, скорее, как заповедь и необходимость. По законам того времени Дева Мария должна была вернуться в дом родителей или выйти замуж. Тогда Марию обручили с праведным Иосифом. Иосиф к тому времени уже достиг почтенных лет, поэтому брак не был браком в полном смысле этого слова. Иосиф не знал Марию, он стал, скорее опекуном и наставникам, поскольку после совершеннолетия идти ей было уже некуда. Она осталась сиротой.
Дева Мария. Благая весть
Дева Мария переехала в Назарет, в дом мужа. В те времена это было глухое место, совсем не то, где Она привыкла жить. Но именно здесь к Деве Марии явился Ангел, чтобы возвестить Благую весть. Праведный Иосиф был плотником и часто уезжал из дома работать. Ангел явился к Деве Марии именно в этот момент. По Преданию, Мария отправилась к своей родственнице, праведной Елисавете, будущей родственнице Иоанна Предтечи. В доме Елисаветы Она провела три месяца. За это время стало понятно, что Дева Мария ждет ребенка. Иосиф же, обнаружив, что Дева Мария непраздна, опечалился, подумав, что она согрешила и решил тайно отпустить ее, чтобы уберечь от позора и казни. Тогда к Иосифу явился во сне Ангел Господень, чтобы возвестить уже ему Божественную природу зачатия у Девы, не знавшей мужа. Ангел повелел назвать Сына Марии Иисус, что значит Спаситель, явно обозначая Его Небесное происхождение. Иосиф был настолько праведен и верен Богу, что ему не потребовалось дополнительных чудес.
«Он рождается на земле не для того, чтобы жить: ибо для этого не нужно было Ему земное рождение, но чтобы умереть, чтобы в самый ад снизойти, чтобы из смерти породить жизнь, из ада сынов неба, из погибели извести спасаемых. Так Спасает Он людей своих от грехов их. Не сказал Ангел Иосифу: родит тебе Сына, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – а сказал только: Родит Сына, ибо Мария родила не от Иосифа, и не Иосифу, а целой Вселенной».
Рождество Христово
Иисус появился на свет в хлеву, в стойле для скота. Для участия в переписи населения Дева Мария и Иосиф, оба принадлежавшие к роду Давида, направились в Вифлеем, но для них не нашлось места в гостинице, как для Сына Божьего не нашлось места в нашем падшем мире. Первыми яслями для Иисуса стала кормушка для скота. Как гласит Евангелие от Луки, первыми эту весть узнали пастухи, пасущие свои стада неподалеку от места рождения Спасителя. Великую радость они узнали от Ангела Господня и поспешили поклониться Богомладенцу.
Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове»
Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар тоже увидели звезду на Востоке и отправились, чтобы принести дары Спасителю Мира.
Дева Мария и чудо в Кане Галилейской
На восьмой день Младенец Иисус был обрезан по традициям того времени, а на сороковой принесен в Иерусалимский храм. Именно там Симеон Богоприимец предрек Деве Марии грядущие страдания. Далее в Писании мы видим упоминания о том, как в двенадцать лет Иисуса потеряли при визите в Иерсуалимский храм и оказалось, что Он общался со священниками, внимавшими Ему. Была Дева Мария и на браке в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. Он сделал это по просьбе своей Матери, упомянув все же, что «время еще не пришло». Это было первое чудо, совершенное Иисусом.
На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
(Ин. 2:1-11)
Самым трагическим моментом жизни Девы Марии, о котором упоминает Писание, стало присутствие на Голгофе, где Богородица смотрела на казнь Господа нашего Иисуса Христа. Со креста, Иисус говорит своему любимому ученику Иоанну: «Се Матерь твоя!». Перепоручая заботу о Своей земной Матери апостолу Иоанну.
Попрощаться с Богородицей перед ее Успением собрались все ученики. По Преданию Дева Мария участвовала в жребии при решении о том, куда пойдет проповедовать каждый из них. Дева Мария не умерла в привычном нам понимании слова. После Вознесения Иисуса Дева Мария осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод начал гонения на христиан, Дева Мария удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.
Дева Мария неустанно молилась о том, чтобы Господь скорее забрал ее к Себе. И тогда архангел Гавриил возвестил Ей скорую кончину. Увидевшись с учениками Христа Она предала Свою душу в руки Господа, и тут же раздалось ангельское пение.
В дни праздников, посвященных Деве Марии используют голубое облачение — цвет чистоты и непорочности.
Православное Предание говорит о том, что на земле существуют местности, которые находятся под особенным покровительством Божией Матери. Их называют земными Уделами Богородицы и всего их четыре, это Иверия (Грузия), Святая гора Афон, Киево-Печерская Лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь.
Молитва ко Пресвятой Богородице, Деве Марии
Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!
Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна!
Обиду мою веси — разреши ту, яко волиши!
Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати!
Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Читайте также:
Источники:
http://zen.yandex.ru/media/rcrbible/mat-iisusa-hrista-5cb7154e92bca500b3368338