Контурная карта нашей земли два полушария. Материки и океаны на глобусе
Урок окружающего мира «Карта полушарий. Материки и океаны на глобусе и карте» ( 4 класс, УМК «Гармония»)
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?
Можно ли избежать переутомления?
Урок окружающего мира
«Карта полушарий. Материки и океаны на глобусе и карте»
( 4 класс, УМК «Гармония»)
Цель: ввести понятие «карта полушарий»; познакомить учащихся с материками, островами и океанами Земли, научить их показывать на карте
сформировать умение работать с картой полушарий;
выявить общие и отличительные черты глобуса и карты
развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
развивать внимание, активность
развивать пространственное воображение, мышление, речь
формировать умение работать в группе;
воспитывать чувство взаимопомощи;
учить уважительно относиться друг к другу
Оборудование: интерактивная доска « Smart Board », мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус, контуры карты полушарий и материков, презентация к уроку.
1. Организационный момент.
– Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.
Окружающий нас мир
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать?
2. Актуализация знаний.
Разгадайте кроссворд. (слайд 2)
Самая длинная параллель.
Точка, где сходятся все меридианы.
Линия, соединяющая на глобусе оба полюса.
Линии, параллельные экватору.
1
– Итак, что же такое глобус? (слайд 3)
– Глобус – это модель Земли.
– Почему глобус имеет форму шара и вращается?
– Наша Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси.
– На какие полушария разделен глобус экватором?
– На Северное и Южное
– На какие – начальным меридианом?
– На Западное и Восточное
– Что можно увидеть на глобусе?
– Моря, реки, горы, равнины, города и т.д.
– Что на глобусе изображено голубым цветом?
– Океаны, моря, реки, озера
– Каким цветом на глобусе показаны участки суши?
– Зеленым, желтым, коричневым.
3. Сообщение темы урока.
– На прошлом уроке мы с вами были космонавтами и наблюдали Землю из космоса.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие. Как вы думаете, какой транспорт выберем? Почему?
– Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода. (слайд 4)
– В кругосветное путешествие мы отправимся на 4 кораблях. (класс заранее разделен на 4 группы)
– Удобно ли брать глобус в путешествие?
– Нет, т.к. масштаб очень мелкий, поэтому не все объекты нанесены.
– Что поможет нам, вы узнаете, когда отгадаете загадку. (слайд 5)
Страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
– Правильно. Для удобства решили условно разделить земной шар вдоль меридиана на западное и восточное полушария. Затем нанесли на карту изображения сразу двух полушарий. Такая карта получила название карта полушарий. Именно она поможет нам в кругосветном путешествии.
4. Изучение нового материала.
– Рассмотрите карту полушарий. Какой масштаб карты?
– Покажите на карте меридианы. Какое направление они указывают?
– Покажите параллели. Какое направление они указывают?
– Экватор. На какие два полушария делит экватор Землю?
– На Северное и Южное
– Что объединяет эти линии?
– Это воображаемые линии. (слайд 6)
– Что еще вы видите на карте полушарий?
– Материки и океаны.
– Что такое материк?
– Материки – это огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой. (слайд 7)
– Сколько материков на Земле?
– Отправляемя в путешествие от самого маленького материка.
– Покажите его на карте.
– В каком полушарии он находится?
– Какой материк самый большой?
– Где он находится?
– Как вы думаете, какой материк самый жаркий?
– Проплыли вдоль побережья Африки и оказались в Западном полушарии. Какие материки там расположены?
– Северная Америка и Южная Америка.
– Все ли материки мы встретили на своем пути? Какой материк мы не увидели?
– Антарктида – самый холодный материк. Морозы там достигают до – 80 градусов. Давайте посмотрим небольшой видеоролик про Антарктиду .
– Можно ли Антарктиду и Австралию объединить в одну группу?
– Можно. Оба материка расположены в Южном полушарии.
– Наши корабли от материка к материку плыли по океанам.
– Какие океаны пересекли мы во время плавания? (слайд 8)
– Индийский океан, Атлантический океан, Тихий океан.
– По какому океану мы не плыли?
– Северный Ледовитый океан.
– Покажите на карте самый большой и самый маленький океаны.
– Самый большой – Тихий океан, самый маленький – Северный Ледовитый.
– Какие материки омывает Северный Ледовитый океан?
– Евразию и Северную Америку.
– Какой океан омывает сразу 4 материка?
– Индийский (Африка, Евразия, Австралия и Антарктида)
– В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?
– В восточном полушарии.
– Вы обратили внимание, что во время нашего путешествия по океанским просторам нам встречались не только большие участки суши, но и маленькие? Кто знает, как называются маленькие участки суши, которые со всех сторон омываются водой?
– Далеко ли от материков находятся острова?
– Покажите на карте полушарий острова.
– Наше кругосветное путешествие подходит к концу. А знаете ли вы, кто совершил первое путешествие вокруг света?
– В 1519 году из испанского порта Севилья на 5 каравеллах отправилась экспедиция Фернанда Магеллана с экипажем 265 человек. (слайды 9 – 14 )
Путешествие продолжалось три года. Суда пересекли океан, преодолев расстояние в 18000 км. Спустя три недели плавания через пролив эскадра вышла в Тихий океан. Три месяца и двадцать дней, пока корабли плыли по океану, он был спокоен, и потому Магеллан назвал его Тихим. В результате плавания Магеллана была подтверждена идея шарообразности Земли, доказано, что между Азией и Америкой лежит огромное водное пространство — Тихий океан, что большая часть земного шара занята водой, а не сушей, Магеллан осуществил мечту своей жизни, но погиб в стычке с местными жителями. Лишь корабль «Виктория», обогнув Африку, 6 сентября 1522 г возвратился в Испанию. До наших дней сохранился бортовой журнал , в который мореплаватели записывали все об увиденных землях. По их записям мы сейчас попробуем догадаться, какие материки встретились на их пути. ( капитаны кораблей по очереди читают запись из бортового журнала, все ребята узнают материк)
Это самый высокий материк Земли. Почти вся его поверхность покрыта ледяным панцирем. С берегов материка медленно сползают ледники, плавучие ледяные горы – айсберги. Это самый холодный материк. Зимой, в июле, температура достигает минус 88 градусов. Здесь на многие сотни километров простираются снежные равнины. Часто дают ураганные ветры. Белый цвет снегов и голубоватый цвет льда властвуют здесь повсюду. Но на высоких скалах летом появляются мхи, лишайники, водоросли. Тишина материка иногда прерывается криками птиц – альбатросов, чаек и пингвинов. Здесь нет насекомых. В прибрежных водах этого материка много морских животных. Крупнейшие из них – киты, тюлени, морские львы.
Это самый маленький материк, почти в 4 раза меньше Африки. Расположен в южном полушарии, на большом удалении от других материков. Вблизи материка располагается огромное количество больших и малых островов. Это самый засушливый материк. Здесь много таких животных и растений, которые не встречаются больше нигде на Земле, например, чудо – дерево – эвкалипт, коала, утконос, ехидна, муравьед. Но самое знаменитое животное этого материка – кенгуру.
Это самый жаркий материк. Второй после Евразии по величине материк. Почти посередине пересекает экватор. Здесь протекает самая длинная река в мире – Нил. На этом материке находится величайшая пустыня мира – Сахара. Живая природа поражает богатством и изобилием. Обитает самое высокое животное – жираф, быстроногие гепарды, антилопы и страусы, громадные бегемоты и гориллы.
Это величайший материк на Земле. Занимает 1/3 всей суши. Самый густонаселенный материк. Трое из каждых четырех жителей планеты живут на этом материке. Благодаря громадным размерам материка в разных его уголках сложились разные условия жизни. Например, на севере материка летом и зимой ходят в меховых одеждах, а на крайнем юге круглый год ходят в лёгких одеждах.
Работа в группах.
Вы правильно назвали все материки, о которых писали путешественники. А сейчас я предлагаю создать на каждом корабле свою карту полушарий. Для этого у вас есть контур карты полушарий и контуры материков. Наклейте материки на карту и подпишите их названия.
Ребята работают в группах, затем созданные карты помещаются на выставку.
– Итак, наше кругосветное путешествие подошло к концу. Что помогло нам его совершить?
– Чем карта отличается от глобуса? Что у них общего?
– Какие материки увидели во время плавания?
– Чем сходны и чем различаются материк и остров?
– Какие океаны пересекли?
Закончить наше путешествие я хочу стихотворением. (слайд 15)
Смотрю на глобус– шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои, теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.
Материки и океаны на Земле
На поверхности Земли все есть 2 больших класса объектов: материки и океаны. Всего нашей планете 4 океана и 6 материков. Каждый из этих объектов географии наделен своими уникальными характеристиками, поэтому в дальнейших статьях раздела мы будет отдельно рассматривать каждый материк и каждый океан, чтобы составить о них наиболее точное и полное представление. В сегодняшнем же материале мы изучим общие характеристики океанов и материков на планете Земля. Как известно, наша планета называется “голубой”, поскольку воды на ней намного больше чем земли. Поэтому главноая харакетристика данного исследования – океаны значительно крупнее материков.
Материки
Планета замля географически делится обычно на 2 полушария (северноеи южное) с границей по экватору. В литературе часто приходится читать, что Северное полушарие наызвается “материковым”, а Южное – “океаническим”. Почему? Это связано с тем, что 39% Северного поулшария занимают материки и 61% занимает вода. В южном поулшарии на долю суши приходится всего 19% территории и 81% на водный массив. Экваториальное разделение, в соответсвии с теорией описанной выше, выделяет следующие классы материков:
- Северные: Евразия и Северная Америка.
- Южные: Южная Америка, Африка, Антарктида, Австралия и Океания.
Особенности Южных и Северных материков
Эватор пересекает каждый материк. Поэтому возникает вопрос – как в географии однозначно определеить принадлежность материка к северным или .жным районам? Ответ достаточно прост – в какой части света располагается большая площадь материка (континента), к той части света он и относится.
Важнейшей характеристикой всех материков является их площадь. Дело в том, что чем крупнее образование суши, тем меньше влияние он испытывает от океана. Например, в Евразии (особенно в центральной ее чсти) климат впрактически никакой связи с океанической деятельностью не имеет. Но если рассматирвать климат Австралии или Южной Америки – там климат напрямую зависит от океана, и именно его активность приводит к изменению погоды (температура, осадки и так далее). Если материки на Земеле расположить в порядке убывания площади, то список поулчится следующим: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.
Евразия и Северная Америка разграничены между собой узким Беринговым проливом. Зимой ненадолго этот пролив замерзает и граница исчезает. Более того, ученые доказали, что давно это был единый элемент суши – Лавразия. Этоже относится и к Южным материкам – некогда они тоже были едиными образованием и назывался континент Гондвана.
Географическое положение материков в разных широтах играет важную роль в контексте климатических условий, растительного и живтного мира региона.
Материки и их площадь
Различие в климате и природных условиях между Северным и Южными материками связано с обледенением, эпоха которого завершилась 10-15 тыс лет назад. Эта эпоха оказала серьезное влияние на северное полушарие: живтоный мир, строение земной коры, климат и другое.
Океаны
Важнейшая харакетристика мирового океана – неделим и един. Конечно, мы выделяем океаны и другие водные элементы, их составляющие. Но в целом Мировой океан един и все границы межды в нем довольно условны. Всего ывделяется 4 океана на нашей планете: Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый. Все они имеют свои особенности. В подавляющем большинстве случае эти особенности характеризуются положением океана, строением его дна, течениями и другими факторами. Ниже приведена таблица с общими характеристиками океанов на Земле.
Материки и океаны на Земле
На поверхности Земли все есть 2 больших класса объектов: материки и океаны. Всего нашей планете 4 океана и 6 материков. Каждый из этих объектов географии наделен своими уникальными характеристиками, поэтому в дальнейших статьях раздела мы будет отдельно рассматривать каждый материк и каждый океан, чтобы составить о них наиболее точное и полное представление. В сегодняшнем же материале мы изучим общие характеристики океанов и материков на планете Земля. Как известно, наша планета называется “голубой”, поскольку воды на ней намного больше чем земли. Поэтому главноая харакетристика данного исследования – океаны значительно крупнее материков.
Материки
Планета замля географически делится обычно на 2 полушария (северноеи южное) с границей по экватору. В литературе часто приходится читать, что Северное полушарие наызвается “материковым”, а Южное – “океаническим”. Почему? Это связано с тем, что 39% Северного поулшария занимают материки и 61% занимает вода. В южном поулшарии на долю суши приходится всего 19% территории и 81% на водный массив. Экваториальное разделение, в соответсвии с теорией описанной выше, выделяет следующие классы материков:
- Северные: Евразия и Северная Америка.
- Южные: Южная Америка, Африка, Антарктида, Австралия и Океания.
Особенности Южных и Северных материков
Эватор пересекает каждый материк. Поэтому возникает вопрос – как в географии однозначно определеить принадлежность материка к северным или .жным районам? Ответ достаточно прост – в какой части света располагается большая площадь материка (континента), к той части света он и относится.
Важнейшей характеристикой всех материков является их площадь. Дело в том, что чем крупнее образование суши, тем меньше влияние он испытывает от океана. Например, в Евразии (особенно в центральной ее чсти) климат впрактически никакой связи с океанической деятельностью не имеет. Но если рассматирвать климат Австралии или Южной Америки – там климат напрямую зависит от океана, и именно его активность приводит к изменению погоды (температура, осадки и так далее). Если материки на Земеле расположить в порядке убывания площади, то список поулчится следующим: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.
Евразия и Северная Америка разграничены между собой узким Беринговым проливом. Зимой ненадолго этот пролив замерзает и граница исчезает. Более того, ученые доказали, что давно это был единый элемент суши – Лавразия. Этоже относится и к Южным материкам – некогда они тоже были едиными образованием и назывался континент Гондвана.
Географическое положение материков в разных широтах играет важную роль в контексте климатических условий, растительного и живтного мира региона.
Материки и их площадь
Различие в климате и природных условиях между Северным и Южными материками связано с обледенением, эпоха которого завершилась 10-15 тыс лет назад. Эта эпоха оказала серьезное влияние на северное полушарие: живтоный мир, строение земной коры, климат и другое.
Океаны
Важнейшая харакетристика мирового океана – неделим и един. Конечно, мы выделяем океаны и другие водные элементы, их составляющие. Но в целом Мировой океан един и все границы межды в нем довольно условны. Всего ывделяется 4 океана на нашей планете: Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый. Все они имеют свои особенности. В подавляющем большинстве случае эти особенности характеризуются положением океана, строением его дна, течениями и другими факторами. Ниже приведена таблица с общими характеристиками океанов на Земле.
Источники:
http://infourok.ru/urok_okruzhayuschego_mira__karta_polushariy._materiki_i_okeany_na_globuse_i_karte___4_klass_umk-368854.htm
http://geografiyazemli.ru/materiki-i-okeani.html
http://geografiyazemli.ru/materiki-i-okeani.html