Как происходит освящение. Для чего мы освящаем свои дома и квартиры
ДЛЯ ЧЕГО МЫ ОСВЯЩАЕМ СВОИ ДОМА И КВАРТИРЫ
Многие слышали о чине освящения дома или квартиры, а то и сами участвовали в нем. Не все, правда, осмысливают значение этого обряда: одни сомневаются в его необходимости, а другие, наоборот, относятся к нему как к некоему магическому действу. Что же это за обряд, как к нему относиться и кто имеет право его совершать?
Мы знаем, что над всем миром есть Ангел Хранитель: над каждой страной, над каждым городом, над каждым селом. Освящая квартиру и дом, священник с помощью молитв призывает Святаго Духа и изгоняет злых духов из этого помещения. Оно освящается, посвящается Богу и находится под покровом Ангела Хранителя этого города или села, а не домового. Ангел хранит это жилище при условии, что в нём проводят нормальный, нравственный образ жизни.
В чем смысл освящения
Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Каждый человек хочет, чтобы в его доме всегда был достаток, царило счастье, свет и тепло. Освящение дома или квартиры есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.
Освящение дома – это обряд, совершаемый священником, чтобы в повседневную жизнь жителей этого дома нисходило благословение Божие и чтобы всё в жизни этих людей совершалось с Божией помощью.
Церковное слово «освящение» в данном случае имеет иной смысл, чем освящение воды или иконы. Применительно к этому чинопоследованию более уместно слово «благословение»: при их совершениях мы молитвенно призываем Божие благословение на дом и живущих в нем, на их христианскую жизнь и совершение добрых дел.
Праведный Иоанн Кронштадтский писал, что обряды освящения вызываются крайней потребностью людей, имеющих непрестанную нужду в Боге.
Испокон веков христиане освящали свои жилища. Обычно это делалось сразу после строительства дома, чтобы еще до заселения в нем присутствовал дух святости и чистоты. Считалось, что если дом освящен, то вместе с семьей в нем живет сам Бог, который оберегает его от всех.
Также обряд освящения дома могут проводить после капитального ремонта, после смерти одного из проживающих в доме или, если в семье начались ссоры.
Православные христиане верят, что в этом обряде Сам Господь посылает благословение на жизнь в новом месте.
Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.
Квартира очищается от “нечистой силы” и благословляется жизнь всех домочадцев в этих стенах.
При этом стоит понимать, что это не мистический обряд, «обновляющий» энергетику дома, но освящение жилища посредством призывания Господа и обращения к Нему с целью получить благословение на благочестивую жизнь. Важно помнить, что само по себе освящение жилья ничего не дает человеку, ведь необходимо и самому стараться возрастать в духовной жизни и стремиться к главному идеалу святости – Господу Иисусу Христу.
По Закону Божиему живет и движется весь созданный Богом мир. Поэтому без благословения и помощи Божией ничего по-настоящему ценного, важного, благого, полезного сделать невозможно. Сам Спаситель в Евангелии сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).
Освящение жилища занимает около сорока минут времени. В зависимости от обстоятельств оно может несколько разниться. Перед началом освящения квартиры (дома) подготавливается стол, на который священник положит Евангелие, крест, емкость с елеем, кропило, чашу со святой водой.
Перед освящением квартиры на четыре несущие стены (по сторонам света) наносятся изображения креста. Под знамения крестов ставятся и свечи.
Практической стороной освящения является окропление дома святой водой, помазывание стен освященным маслом (елеем), каждение ладаном, а также чтение определенных молитв священником, в которых поминаются все жильцы и испрашивается благословение у Бога на их будущую жизнь. Православные христиане убеждены, что во время освящения, при окроплении святой водой и чтении специальных молитв от жилья отгоняются все бесовские силы. Именно для благодатного сохранения квартиры от воздействия нечистой силы и производится освящение.
При освящении демонические силы отгоняются, а квартира наполняется божественной благодатью, которую боятся бесы.
Освящение чем-то напоминает молебен. В этом обряде испрашивается у Бога помощь во всех домашних делах. Считается, что дом будет защищен не только от бесов, но и от злых людей.
Во время этого обряда на жилище сходит особая благодать, которая дарит жителям дома спокойную жизнь в его стенах, без ссор и размолвок.
При этом нужно учитывать, что обряд не решит бытовые или семейные проблемы, но настроит проживающих в доме на нужный лад, поможет обрести Божье благословение и позволит определиться, будет ли человек жить с Богом или уступит своим страстям.
Почему необходимы обряды освящения
Почему так важно освящать дома в наше время. Зачем нужно освящать дом или квартиру?
По учению святых отцов Церкви, в воздухе господствует нечистый дух, диавол, князь тьмы и ада, дух злобы, враг рода человеческого, до самого второго пришествия Христова. Слово воздух имеет несколько значений. Это и атмосфера Земли, в которой мы физически существуем, и то, что современные язычники и иудеи называют астралом – область духовных видений и контактов, в которой как нигде пребывает и господствует диавол с легионами нечистых духов.
Через астрал наши дома заполнили бессчетные легионы бесов. Люди уже не в состоянии понять, от чего разрушается их семейное и жизненное благополучие. Мало кто сегодня способен связать непослушание детей, их пристрастие к алкоголю и наркотикам, бесконечные разводы молодых и немолодых семейных пар с присутствием в их доме и жизни демонических сил – духи агрессии, злобы, мести, бесстыдной страсти.
Когда говорят, что в доме живёт домовой, это значит, что в неосвящённом доме живёт злой дух. Есть такие неразумные люди, которые при переезде на новую квартиру первой пускают в дом кошку (якобы она дружит с домовым, и он тогда не вредит людям), а не иконы и не святые книги. Не освящают дом окроплением святой водой, а умилостивляют домового. К сожалению, это очень часто наблюдается.
Поэтому сегодня благодать Божия, подаваемая через обряды освящения, в частности, через освящение наших домов, особенно нам необходима, чтобы помочь нам защитить, сознательно оградить себя от вирусов греховного соблазна и духовного разложения, проникающих в наши жилища.
Мы молимся, чтобы вся нечистая сила покинула дом и сюда вошел и остался в этом доме (квартире) Ангел Хранитель. И чтобы Бог хранил всех, здесь живущих (если это квартира), всех, здесь работающих (если предприятие, фирма).
Спасет ли нас освящение дома само по себе
Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)». То же самое можно сказать и об освящении жилища.
Никакое освящение не будет иметь смысла и не будет благотворно влиять на нашу жизнь, если в воздухе наших квартир и домов будут, в частности, безраздельно господствовать бесы теле- и радиовещания.
Разумеется, в наше неоязыческое время, когда столь популярны всякие целители и экстрасенсы, люди, просящие освятить машину или квартиру, прежде всего ждут некоего магического действия: сейчас-де священник “побрызгает” святой водой и будет все прекрасно и замечательно. Я тоже очень хочу, чтобы все было прекрасно и замечательно, чтобы машина не попадала в аварии и не ломалась, чтобы в семье царили мир и покой, чтобы никакие соседи не заливали водой с верхних этажей освященную квартиру и т. д. Но при этом я все же не забываю, что Православие и житейское благополучие — вещи далеко не всегда совместимые. Мы не можем при помощи каких-то магических действий “вынудить” Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Осознание этого первостепенно. В противном случае, благочестивый христианский обряд может быть превращен в языческое колдовство богопротивное и мерзкое. Мы должны помнить, что все, что мы получаем в жизни, исходит только от Бога.
Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении обряда будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой, тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.
Будем помнить, что освящение дома – это и защита его от всяких бедствий, и благословение на добрые дела и на охранение нашего жилища от всего злого, противного Богу; благословение на то, чтобы мы не уходили от Бога и старались направлять нашу жизнь не по тем законам, которые внедряет в человеческую жизнь враг рода человеческого, но по Закону Божьему.
Принципиальной целью освящения квартиры, о которой люди чаще всего просто не подозревают, является превращение этого жилища в малую Церковь.
Сам факт прихода священника в дом или молебна, совершаемого в присутствии членов семьи (а чаще всего именно так — собирается вся семья), является соприкосновением, приобщением благодати, и ни в коем случае не стоит недооценивать это, особенно если учесть, что соприкосновение с ней осуществляется посредством соборной молитвы семьи как малой Церкви, где двое или трое собраны во имя Христово (см. Мф. 18:20).
Что нам дает освящение?
Освящение квартиры не решает наших семейных, бытовых проблем, оно лишь помогает, настраивает. Человек сам волен выбирать, с Богом он живет или же поступает, руководствуясь собственными страстями. Если семья старается жить по-христиански, то и внутренний, и внешний ее устрой должен об этом свидетельствовать. Внутренний устрой налаживается и сохраняется через пост и молитву, посещение богослужений. А внешнее выражение намерения жить благочестиво находит себя, в том числе, в чине освящение жилища.
Кто может освящать жилище? Каждый ли человек может освятить свое жилище?
Многих интересует вопрос, можно ли проводить освящение квартиры самостоятельно.
Церковь отвечает отрицательно: обряд может совершать только священнослужитель.
Если же в доме произошло что-то нехорошее, случилась крупная ссора или неприятное событие, можно и самим окропить квартиру святой водой и обойти ее с молитвой. Это не будет считаться обрядом освящения, вы просто очистите свой дом от плохих эмоций, воспоминаний, ощущений.
Прочесть молитву, покадить, окропить квартиру – не только можно, но и нужно каждому. Есть благочестивая традиция раз в неделю, вечером, взять в руки горящие свечи, кадильницу, святую воду и с пением обойти квартиру. Покропить комнаты и помещения. Но освящение жилища священником – совершенно другое дело. Это не рядовое, пусть очень нужное, дело, а особенное, торжественное событие в жизни семьи. Кстати, поэтому лучше всего, чтобы на освящении жилища присутствовали все члены семьи.
Священник – это человек, поставленный Богом на особое служение, можно выразиться так: это особый делегат Божий. Именно священнику Господь поручает совершать Божественные службы и самую главную из них – Литургию. Поэтому в лице священника (независимо от его нравственных качеств) в Ваш дом приходит как бы Сам Бог. И благословляет ваше жилище.
Как некогда Спаситель, войдя в дом мытаря (сборщика налогов) Закхея, даровал спасение ему и всем домашним его (Лк. 19:1-10), так и ныне вместе со священником (служителем Христовым) в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, кто собирается жить в нем.
Освящение дома
Освящение дома совершается священником по особому чину, содержащему молитвословия, призывающие на дом и живущих в нем благословение Божие.
Практической стороной освящения является окропление жилья святой водой, крестообразное помазывание стен святым маслом (елеем), каждение ладаном, а также чтение определенных молитв священником, в которых поминаются все жильцы и испрашивается благословение у Бога на их будущую жизнь.
Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех от всякого зла и наставлющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.
Существует традиция, согласно которой после освящения накрывается небольшой стол и батюшка приглашается к чаепитию. Зачем это нужно? Считается, что священник в данном случае символизирует самого Иисуса Христа. Вы будто приглашаете его в свой дом как самого долгожданного гостя. Однако чаепитие не является обязательным правилом, все на ваше усмотрение. Кроме того, помните, что посещение батюшкой вашего дома – прекрасный повод для всей семьи разрешить какие-то духовные вопросы, сделать важный шаг в духовной жизни, на который они, возможно, не решатся в другой обстановке.
Сам обряд не страхует вас от грехов. Он лишь помогает обрести почву под ногами, фундамент, на котором будет строиться дальнейшая жизнь в стенах дома. Она должна быть по-христиански чистой и светлой. Только тогда можно будет поддерживать в жилище гармонию.
Освящение не застрахует вас от новых грехов, но поможет возвести тот внутренний фундамент, на котором впоследствии будет строиться жизнь вашей семьи. Она должна быть по-православному светлой – только в этом случае удастся поддерживать в доме мир и гармонию.
Освящение квартиры: инструкция по применению
Освящение квартиры и машины – пожалуй, одна из самых распространенных треб в наши дни. Просят освятить разные люди, по разным причинам, с разным отношением к происходящему. Кто-то хочет, «чтобы всё было хорошо», у кого-то «барабашки завелись» или «покойники снятся». Есть и такие, которые понимают, что освящение квартиры, равно как и всякой вещи, – это не универсальное решение проблем, а Божие благословение.
Что-то случилось
Это категория людей, у которых что-то произошло, что-то, по их мнению, очень важное. Реальный случай из священнической практики: звонит очень взволнованная женщина и говорит, что у нее дома бесы. Иду освящать, внутренне готовясь к чему-то страшному. Но ничего особенного не вижу.
– В чем же заключается проблема? – спрашиваю я.
– Знаете, ночью лопнули трубы, и так страшно было. Тут явно без бесов не обошлось.
Поговорили, освятил квартиру и объяснил, что в первую очередь надо жить нормальной духовной жизнью – исповедоваться, причащаться, а там Господь сам всё управит.
И таких случаев бывает множество. Как-то раз освящал квартиру, жильцам которой «снились покойники». Такого количества оккультных предметов на один квадратный метр не видел давно: несколько домовых, куча жаб с деньгами во рту, подковки и всё это на фоне подмигивающих со стен «глаз Фатимы». Да и сами жильцы не причащались лет 15.
Перед тем, как освящать это жилье, пришлось провести серьезную «профилактическую беседу», после которой домовые полетели в мусорное ведро, а жильцы исповедовались.
«Что-то случившиеся» – это люди, которые понимают, что есть Бог, что есть духовная жизнь, но прибегают к ним только как к средству защиты от чего-то очень нехорошего в своей жизни. Это категория людей с товарно-денежным отношением к Богу и Церкви: «Ты, Господи, дай нам, обереги нас, защити нас, а мы тебе… ну, свечку поставим». Примерно так.
Сюда же можно отнести людей, которым надо «почистить квартиру». Эту категорию людей можно узнать по первому же вопросу, будь то звонок по телефону или разговор в храме: «Нам бы надо почистить квартиру». Борются с порчей, сглазом, дурной энергетикой.
Печально, что эта категория людей зачастую отличается «религиозной всеядностью». В своем желании «почистить квартиру» они могут обращаться и к священнику, и к шаману, и еще много к кому.
Кстати, именно эти люди пытаются всеми возможными путями освятить свою квартиру несколько раз. Именно поэтому несколько раз уточняю перед освящением, не освящалась ли квартира раньше. Да и не мешает посмотреть по сторонам – вдруг висят крестики от прошлого освящения.
Чтобы было хорошо
Это категория гораздо более радостных людей. Как правило, они купили новую квартиру или машину и идут в храм, чтобы батюшка освятил их новое приобретение. Освятил для того, чтобы все действительно было хорошо: машина не попадала в аварии, дом был полной чашей и так далее.
С этими людьми приятнее общаться, хотя бы потому, что они на позитиве, в отличие от людей, у которых «что-то случилось».
Таким людям освящаю с радостью. С радостью и осторожностью. Осторожностью, потому что стараюсь подчеркнуть в проповеди, что само по себе освящение – это далеко не самое главное. Говорю, что Господь освящает вещи и предметы, но самое главное, что нужно освятить – самого себя. А освящается человек церковной жизнью, жизнью со Христом и во Христе, то есть с помощью Церкви и таинств.
Иногда просят освятить, чтобы было хорошо в семье. Тоже не отказываю этим людям, но в таком случае приходится быть в роли семейного психолога – рассказываю, что семья – это терпение, взаимопонимание. Бывает, что напоминаю слова апостола Павла, которые читаются во время таинства Брака. Искренне надеюсь, что у кого-то реально «стало хорошо» после освящения квартиры или машины.
Потому что это правильно
Есть такие люди, которые прекрасно понимают, что освящение квартиры или машины – это правильно. Ведь если мы – православные люди, то должны освящать и самого себя, и то, что нас окружает. Будь то дом, машина, квартира и так далее. Но нужно понимать, что подобное освящение – это не универсальное решение всех проблем, а Божие благословение, и человек сам должен идти навстречу к Богу.
К сожалению, людей с таким пониманием меньше, чем, например, тех, кто освящает квартиру после того, как «что-то случилось», и «чтобы все было хорошо». Но такие люди есть, и это, как правило, люди воцерковленные, участвующие в таинствах и понимающие, что и зачем.
Эти люди прекрасно понимают слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, который писал, что обряды освящения «вызываются крайней потребностью самой природы или естества стихий и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии. Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий».
Кому отказать
В церковном обществе периодически начинается дискуссия на тему того, освящать или не освящать тем людям, которые далеки от Церкви. Считаю, что освящать. Освящать и говорить с ними. Ведь если человек пришел в храм и хочет освятить квартиру или машину, пусть даже по какой-то странной причине, то он уже переступил порог храма, он уже пришел. А дальше уже работа священника, который должен с этим человеком поговорить, объяснить ему, затронуть струны его души и привести его в храм.
Опять же, история из священнической практики. Освящал квартиру очень хорошим людям. Но переступив порог этой квартиры, сразу же увидел огромное количество всякой эзотерики. Мы долго говорили, я объяснял православное понимание порчи и сглаза, объяснял, почему разного рода суеверия несовместимы с православием, и в итоге они все-таки все это сняли. Но именно на освящении квартиры они первый раз услышали, что быть православным – это, как оказалось, ходить в храм не просто чтобы поставить свечку, а ходить в храм на Исповедь и Причастие. Они узнали, что быть православным – это жить достаточно напряженной духовной жизнью. Не знаю, стали ли они прихожанами какого-то храма, но искренне надеюсь, что хотя бы часть из сказанного отложилась у них в сердце.
А когда не освящать? Нельзя освящать то, что уже было освящено ранее. Нельзя освящать, если человек открыто говорит о своих нецерковных воззрениях и если открыто говорит, что его цель – это эзотерическое «получение хорошей энергетики».
Кстати, об этом прекрасно сказал святитель Феофан Затворник:
«Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
Ответная реакция
Освящение, любая благодать от Бога, любая святыня – это призыв Бога к человеку. Призыв идти к Нему навстречу. Когда освящаю машины, то всегда говорю, что освящение машины – это всегда призыв проявлять свое христианское мировоззрение. Не просто повесить крестики и иконки, но постараться там, где можно, уступить кому-то, где можно, не подрезать и так далее. И самое главное – оказывать посильную помощь. Освятили машину, а потом на пустой трассе увидели машину, застрявшую в снежном заносе. Остановитесь, возьмите трос и помогите бедному человеку. Ведь Вы же освятили свою машину, получили благодать от Бога, а теперь пришло время ее реализовывать и идти навстречу Богу.
Инструкция по применению
Современное общество очень любит писать и читать инструкции. Наверное, так удобнее и понятнее. Поэтому тоже решил сделать небольшую инструкцию по освящению.
- Освящение – это не универсальное решение всех проблем Вашей жизни. Освящение какой-либо вещи – это посвящение ее Богу, т.е. мы должны стремиться служить Богу с помощью этой вещи. Если это квартира, то жить в ней по-христиански, если машина, то постараться помочь ближнему и т.д.
- Первое, что надо освятить – самого себя. Все мы, православные христиане, призваны к святости. Жить нормальной духовной жизнью: исповедоваться, причащаться – это главная задача православного человека, а затем уже идет освящение всех материальных предметов.
- Освящение материальных предметов должно быть. Православный человек должен стремиться освящать свое жизненное пространство, конечно же, в пределах разумного.
- Любое благословение – это призыв Бога к человеку. Господь посылает Свою благодать, освящает материальные предметы, но призывает, чтобы человек сам шел к Нему навстречу.
- Христианское освящение несовместимо с язычеством в любой его форме. В доме и в машине у православного христианина не может быть никаких языческих символов: ни подковок, ни домовых, ни знаков Зодиака. Все это несовместимо с православием.
Для чего мы освящаем свои дома и квартиры
В чем смысл освящения
Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.
В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь и т. д. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы.
Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.
Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.
Почему необходимы обряды освящения
Жизнь, здоровье и благополучие людей в значительной мере зависят от состояния окружающей их природной и духовной среды.
Губительные для людей последствия экологических катаклизмов, связанных с заражением и разрушением окружающей природы, имеют не только видимые, внешние, физические причины, но и причины невидимые, духовные.
Среди духовных причин, лежащих в основе всех явлений природы, а также явлений социальных и государственных, таких как революции, войны и различного рода глобальные перестройки, святая Церковь выделяет прежде всего религиозность народной жизни. Какова степень религиозности, каковы нравственность и поведение людей, таковы и состояние видимой природы, и ход истории. Люди грешат, удаляются от Бога, извращая свой нравственный порядок, и, как следствие, он портится и в мире.
Впервые это произошло после грехопадения наших прародителей Адама и Евы, нарушивших единственную данную им заповедь Божию. Человек согрешил, и в результате изменился весь мир, созданный Богом для человека: в мир вошло разрушение, болезни, скорби, тление, смерть. Господь изрек Адаму и Еве после грехопадения: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою… Адаму же сказал: …проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» ( Быт. 3:16-17 ).
Праведный Иоанн Кронштадтский пишет, что обряды освящения «вызываются крайней потребностью самой природы или естества стихий и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии», в огне и в земле. «Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий».
Почему так важно освящать дома в наше время
По учению святых отцов Церкви, нечистый дух, диавол, князь тьмы и ада, дух злобы, враг рода человеческого, до самого второго пришествия Христова господствует в воздухе. Славянское же слово воздух имеет несколько значений. Это и атмосфера земли, в которой мы физически существуем; это и эфир, переполненный сегодня как никогда радиоволнами, сигналами телевидения, сотовой и радиосвязи; это, наконец, и то, что современные язычники и иудеи называют астралом – область духовных видений и контактов, в которой как нигде пребывает и господствует диавол с легионами нечистых духов.
Телевидение, пресса и радиовещание, антихристианские по духу, развращающие сегодня русский народ хуже всякого вина и водки, стали главными источниками духовной пищи русских людей. Сегодня практически в каждом доме поставлена в красный угол «голубая икона» диавола – телевизор, перед которым часы напролет проводит население России, словно пребывающее в наркотическом сне, загипнотизированное и программируемое на самоуничтожение и вымирание.
Через эфир и астрал наши дома, квартиры, автомобили заполнили бессчетные легионы бесов: духи агрессии, злобы, мести, бесстыдной страсти. Люди уже не в состоянии понять, как их семейное и жизненное благополучие разбивается при помощи досконально разработанных технологий разрушения традиционной системы ценностей, этики, нравственности. Мало кто сегодня способен связать непослушание детей, их пристрастие к алкоголю и наркотикам, бесконечные разводы молодых и немолодых семейных пар с присутствием в их доме настоящего врага – телевизора, радиоприемника, бульварной газеты, умело подтачивающих ядом пошлости и разврата мораль общества, семьи, через насаждаемый культ удовольствия, влекущие к погибели все новые и новые души.
Поэтому сегодня благодать Божия, подаваемая через обряды освящения, в частности, через освящение наших домов, особенно нам необходима, чтобы помочь нам защитить, сознательно оградить себя от вирусов греховного соблазна и духовного разложения, проникающих в наши жилища.
Спасет ли нас освящение дома само по себе
Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
То же самое можно сказать и об освящении жилища. Дом, в котором главенствует пустое, праздное препровождение времени, подобен дому со светящимися окнами во время ночного налета вражеской авиации. Современное телевидение, пресса и радиовещание совершенно диавольским образом, под видом развлечения и удовольствия, отдаляют нас от нашего Отца небесного, от Того, в Чьей руке вся наша земная жизнь и жизнь будущего века. Поэтому никакое освящение не будет иметь смысла и не будет благотворно влиять на нашу жизнь, если в воздухе наших квартир и домов будут, в частности, безраздельно господствовать бесы теле- и радиовещания. В минуты постигшего нас несчастья, чтобы умилостивить районного судью и прокурора, от которых зависит наша участь или участь наших близких, преступивших уголовный закон, мы готовы пожертвовать и последними деньгами, и многим другим, а преступая закон Божий, неужели мы думаем, что, если мы будем и дальше раздражать Господа своим безверием и увеселениями с бесами, то Он будет милостив к нам? Нет. Развратник и богохульник своим отступлением от Бога и от Его заповедей совершает над собой самый страшный суд – остается без Бога наедине с диаволом и его слугами, которым только и нужна его душа, а точнее, ее падение и погибель.
Будем помнить, что освящение дома – это и защита его от всяких бедствий, и благословение на добрые дела и на охранение нашего жилища от всего злого, противного Богу; благословение на то, чтобы мы не уходили от Бога и старались направлять нашу жизнь не по тем законам, которые внедряет в человеческую жизнь враг рода человеческого, но по Закону Божьему.
Чин освящения нового дома
По Закону Божиему живет и движется весь созданный Богом мир. Поэтому без благословения и помощи Божией ничего по-настоящему ценного, важного, благого, полезного сделать невозможно. Сам Спаситель в Евангелии сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ).
И пророк Давид говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» ( Пс. 126:1 ).
Наши предки знали об этом. «Без Бога – ни до порога», – говорит русская пословица. Они часто молитвенно обращались к Богу, призывая благословение на всякое свое начинание. Поэтому и жилища христиан издревле освящались молебными пениями и священнодействиями.
Православная Церковь освящает новые дома по примеру освящения храмов Божиих. Еще при начале постройки дома в его основание закладывается крест, в самом доме устанавливаются святые иконы как знамения (знаки) благодатного пребывания Господа и святых в христианском жилище. В доме христианина Церковь разрешает совершать все виды своего богослужения за исключением Божественной литургии и таинства священства. Она не возбраняет вносить в каждый христианский дом, в известных случаях, святейшее и всеосвящающее Тело и животворящую Кровь Христову.
Для благословения и освящения христианского дома и очага с древних времен существуют особые молебные чины. При начале сооружения дома совершается малое освящение воды и читаются молитвы «на основание дому», содержащиеся в Требнике. В Требнике изложен и чин освящения нового дома. К этому чину могут быть добавлены при освящении дома молитвы «О храмине, стужаемой от злых духов» и молитва «Над пещию». Первая молитва, как это следует из названия, носит заклинательный характер, она употребляется при освящении тех домов, «которые терпят козни и напасти злых духов» (Новая Скрижаль). Вторая молитва читается для освящения очага – важнейшей части христианского жилища, связанной с приготовлением трапезы.
Перед освящением нового дома совершается малое водосвятие, либо священник приходит в дом, принеся с собой святую воду. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, небольшой сосуд с обычным, неосвященным елеем (растительным маслом), полагаются Евангелие, крест и возжигаются свечи в подсвечниках.
На каждой из четырех стен заранее изображается крест – в ознаменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения крестной силой от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.
После возгласа «Благословен Бог наш…» и обычных начальных молитв читается 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго…», в котором Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем под кровом Бога небесного и что под сенью Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем. «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему», – восклицает пророк ( Пс. 90:10 ).
Затем поется тропарь (краткое церковное песнопение), в котором говорится о том, что некогда Спаситель, войдя в дом Закхея, даровал спасение ему и всем домашним его. Так и ныне вместе со служителями Христовыми в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, кто собирается жить в нем.
Обратившись к востоку, священник произносит: «Господу помолимся», «Господи, помилуй», – отвечают ему, и он читает молитву, близкую по содержанию пропетому перед этим тропарю. Он молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и даровавшему спасение всему дому его, благословить новоустроенное жилище и сохранить тех, кто будет жить в нем, от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господни.
В следующей затем тайной молитве (то есть, молитве, читаемой не вслух, а про себя) священник просит Господа, чтобы Он даровал дому спасение, как принес его в дом Закхея, чтобы благословил этот дом, как благословил некогда дом Лавана приходом в него Иакова, дом Пентефрия – приходом в него Иосифа, Аведдара – внесением в его дом ковчега. (Об этих событиях повествуется в Библии, в книге Бытия, гл. 30, стихи 2-30; гл. 39, стихи 1-5 и во 2-й книге Царств, гл.6, стихи 10-12.) Он молит Спасителя ниспослать будущим обитателям нового дома благословение с высоты жилища Своего, оградить их страхом Божиим, защитить «от сопротивных» и умножить «вся благая в доме сем». В конце молитвы иерей возглашает: «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Присутствующие отвечают: «Аминь».
В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена молитва «Над пещию». В ней священник призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых – Ангелов, хранителей христиан, и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать их (Новая Скрижаль).
Затем священник трижды осеняет крестом елей во имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания «всяких сопротивных сил и сатанинских наветов».
После прочтения молитвы священник окропляет святой водой весь дом (каждую комнату кропит со всех четырех сторон), молясь: «Окроплением воды сей священныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо». Затем крестообразно помазывает 4 главные стены дома (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем, произнося слова: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».
Перед каждым начертанным на стенах крестом возжигают свечи, воздавая этим честь Честному Животворящему Кресту Господню, «который есть щит, оружие против диавола и знамение победы над ним,… печать, чтобы не коснулся нас «ангел погубляющий» ( Исх. 12:23 ) и… древо жизни вечной.
В стихире, которую поет хор, содержится моление ко Господу благословить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей «от всякого злаго обстояния» и даровать им изобилие небесного и земного благословения.
Затем священник читает Евангелие ( Лк. 19:1-10 ), где повествуется о посещении Спасителем дома мытаря (сборщика налогов) Закхея, который, хотя и был человеком грешным, но так сильно захотел увидеть Господа, что влез на дерево. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жителям нового христианского дома, радостно возвещая, что ныне спасение пришло и их дому и что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.
Затем читается псалом 100, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего» ( Пс. 100:2 ).
После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома. Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех, «в нем благочестно жити хотящих», от всякого зла и наставлющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.
Источники:
http://hram-troicy.prihod.ru/neopublikovannoe/view/id/1193821
http://pravoslavie.ru/102081.html