История происхождения и традиции. Буряты

Буряты — кто такие?

Спросите бурята о его семье – и он расскажет вам о своих далёких предках, о которых знает не меньше, чем о родителях или детях. Захотите поразить бурята – проявите небывалое красноречие. Давайте узнаем больше об этом народе.

Буряты – один из самых загадочных народов. Несмотря на свою многочисленность и значительную площадь расселения, многие их обычаи так и остаются непознанными представителями других наций. В этом народе сочетается верность старинным обрядам и стремление к познанию всего нового. Чтобы лучше понять их, нужно детальнее познакомиться с нюансами исторического и культурного развития бурятов.

О появлении в землях, расположенных неподалёку от Байкала, новых племён до сих пор идут споры. Одни утверждают, что бурятский народ произошёл от родственных наций, другие придерживаются мнения о прародителях-монголах. В любом случае, монголоидные черты достаточно заметны, что говорит о непосредственном родстве этих народов.

Исторические сведения о сформировавшемся народе относятся приблизительно к концу VIII века нашей эры. В тот период рассказывается о противостояние двух союзов, являющимися объединениями бурятской нации. Как известно, между ними длилось довольно долгое военное противостояние. Его результатом стало разделение племён, в ходе которого одни заняли земли в Предбайкалье, а другие вынуждены были отступить в северные регионы.

Более поздние сведения принадлежат арабским путешественникам и историкам. В них рассказывается о племенах, которые жили в лесах и были превосходными воинами и охотниками. Также арабы упоминают об этническом разнообразии этих народностей, что стало результатом смешения разных культур.

С начальных этапов формирования народа буряты находились в соседстве с другими племенами, а потому им нередко приходилось отстаивать свои территории. Кроме того, суровые законы тех времён требовали и самим вести наступление, чтобы расширять территории, а значит, и собственную власть. Такой подход давал возможность активно развиваться военному делу. Многие буряты с раннего детства обучались стрельбе из лука и поездкам верхом, а затем занимали одну из самых почитаемых должностей, становясь воинами по призванию. Искусство нападения буряты во многом переняли у монголов, последовав их тактике. При окружении города они сначала наносили решающий удар, затем якобы отступали, а вскоре, рассредоточившись в окружение, совершали решающий бросок.

На протяжении истории отношения с русским народом у бурят были достаточно напряжёнными. С первым приходом русских в земли этого народа последовали частые стычки, во время которых буряты нередко объединялись с казаками, выступая против своеволия военачальников. Впоследствии между двумя нациями было достигнуто согласие.

Сейчас бурятский край также не имеет своей однородности. В различных регионах буряты исповедуют разную религию – буддизм, православие или даже шаманизм. Традиции различных регионов также отличаются друг от друга, но нередко можно встретить и общие черты.

У каждого бурятского рода есть священное животное-прародитель, которому поклоняются и одаривают особыми почестями. Нередко им становился скот или домашняя птица, ведь в Бурятии издавна развивается скотоводство, которое помогало выжить в непростых климатических условиях. В определённые дни религиозных праздников принято призывать удачу в свой дом, то есть стараться воспроизвести звуки, которые издаёт священный зверь или птица. Поэтому нередко возле бурятских юрт можно услышать гоготание гусей или мычание коровы. Чем правдоподобнее будет воспроизведено – тем лучше.

Традиционными в праздники являются танцы и игровые забавы. Однако они носят не только развлекательную функцию – во многих элементах действа есть символизм и тонкости определённых обрядов, а игры служат своеобразной формой налаживания дружеских связей с другими семьями.

Буряты – очень открытый народ. Они прекрасно знают историю своего рода, причём, нередко бурятская семья осведомлена о своих предках 8-9 поколения. Любой представитель бурятской национальности с удовольствием расскажет о своих родоначальниках, так как испытывает особенную гордость, говоря об этом. Кроме того, этот народ отличается щедростью. Буряты любят помогать людям и делиться всем с теми, кто нуждается.

Практически все празднества и обряды требуют выражения почтения к божествам и принесения даров духам. Большое внимание буряты уделяют и природным явлениям. Одним из самых главных праздников у них является день прихода весны, который они празднуют в первый весенний день в соответствии с лунным календарём. Во время священного обряда сжигается зимнее зло, а огонь олицетворяет тёплые и светлые силы весны, которая уже вступает в свои права.

Особенное место среди бурятов занимают рассказчики и сказочники. Этот народ настолько ценит мастеров красноречия, что даже проводит между ними состязания, во время которых слушатели определяют лучшего. Но не только мастера слова могут показать себя во время гуляний. Большое внимание уделяется физическому развитию человека, силе и ловкости. Победители спортивных соревнований считаются отмеченными высшими силами, а потому получают ценные награды. Кроме того, буряты очень любят людей с живым мышлением и быстротой мысли. Для тех, кто считает себя ловким и на деле, и на словах проводятся «поединки», где участники стремятся задать друг другу сложные вопросы, ответ на которые должен быть молниеносным.

Буряты – один из народов, который смог успешно сохранить нажитое в прошлом, а также вникнуть в новые тенденции. В нашем веке среди них можно встретить людей, которые прекрасно ориентируются в современных технологиях и, в то же время, искренне верят в силу духов. Без сомнения, в будущем буряты сберегут свой удивительный культурный колорит, а возможно, смогут обогатить им другие народности.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

ms_farfelue

ms_farfelue


Глоссарий бурятских слов
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ БУРЯТ
ЖИЗНЬ ДО ПРИХОДА РУССКИХ КОЛОНИЗАТОРОВ
БУРЯТСКИЙ И МОНГОЛЬСКИЙ ЯЗЫКИ
ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О БУРЯТАХ СРЕДИ РУССКИХ
ВХОЖДЕНИЕ В КОНТАКТ С РУССКИМИ
Два основных бурятских племени
Разное отношение к русским колонизаторам
БОРЬБА ПРОТИВ РУССКИХ
ЭТНОНИМ БУРЯТЫ
Бурят-Монголы в 1700-1907гг
РУССКАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ БУРЯТ
Устав 1822 г об управлении инородцев Сперанского
БУРЯТЫ ОХРАНЯЮТ ГРАНИЦУ
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ВОСТОЧНЫМИ И ЗАПАДНЫМИ БУРЯТАМИ
РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС (2 ЦЕРКВИ)
ЛАМАИЗМ
КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ
Грамотность у западных и восточных бурят
НАЧАЛО 20 ВЕКА
РЕВОЛЮЦИЯ
СОЦИАЛИЗМ
Буряты после второй мировой войны
Библиография

Ajl дом, юрта, семья, группа юрт
Ajmak монгольская провинция
Ajrag молоко в состоянии брожения (часто кобылицы)
Arxi Алкоголь на молочной основе
Burxan дух, иногда Будда
Duun песня
Ëxor бурятский танец кругом
Taabari загадка
Mangadxaj антигерой, злое зооморфное существо
Nojon монгольский аристократ
Oboo место поклонение (святые места). Нагромождение камней или вязанок хвороста часто у подножия холма
Sèržèm жидкость, которую преподносят во время жертвоприношения
Surxarban летние бурятские игры
Tajlgan летний шаманский ритуал
Ül’gèr бурятская эпопея
Ulus семья, юрта, дом, группа юрт

Читать еще:  Контурная карта нашей земли два полушария. Материки и океаны на глобусе

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ БУРЯТ

В. А. Рязановский в своей книге « Монгольское право » так излагает свою версию о происхождении бурят :
« Первые исторические сведения о бурятах относятся, повидимому, к XII веку. В летописях Юань-чао-ми-ши, Санан-Сэтцена и Рашид Эддина упоминается о подчинении Чингиз-хану бурятских племен, обитавших за Байкалом. Так, в летописи Санан-Сэтцена под 1189 г. говорится о вожде бурят Шикгуши, поднесшем Чингиз-хану сокола (ястреба) в знак покорности бурятского народа, жившего в то время у Байкала В летописи Рашид Эддина под 1188 г. сообщается о победе Чингиз-хана над тайджиютами у реки Ингоды, на стороне которых сражался вождь племени хори—Сумаджи, а под 1200-1201 г. (594 г. геждры) говорится, что Ван-хан разбил Тухту, который ушел в место, называемое „Баргуджин»; „это место за рекой Селенгой к Востоку от Монголии, к одному племени из монголов, которое называется Баргут, это имя усвоено по той причине, что они обитали в этом Баргуджине; и они до сих пор называются этим именем»). Таким образом по самым древним, дошедшим до нас, историческим сведениям буряты первоначально обитали в Забайкалье, откуда они, повидимому, двинулись при Чингиз-хане на юг). Внутренние междуусобия в Монголии, внешние нападения на нее, поиски новых пастбищ заставляли монголов Халхи двигаться на север, селиться по р. Селенге, о. Байкалу и за Байкалом (XV-XVII в.). Здесь новые пришельцы вытесняли одни местные племена, покоряли другие, смешивались с третьими и образовали современных нам бурят, среди которых можно различать две ветви—одни с преобладанием бурятского типа —бурят-монголы, гл. обр. северные буряты, другие с преобладанием монгольского типа—монголо-буряты, преимущественно южные буряты. »
В Википедии мы узнаем, что :
« Современные буряты сформировались, по всей видимости, из различных монголоязычных групп на территории северной окраины ханства Алтан-ханов, сложившегося в конце XVI — начале XVII века. К XVII веку буряты состояли из нескольких племенных групп, крупнейшими среди которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры. »
“Пастбища к востоку от озера Байкал были домом пастбищных кочевников с незапамятных времен и в самом деле на Ононе к югу от современной Российской границы родился Чингис Хан.( Онон (монг. Онон гол) — река в северо-восточной Монголии и России. Верхнее течение Онона — одно из предполагаемых мест, где родился и вырос Чингисхан. По легенде здесь же он и захоронен.©Википедия) Таким образом этот факт дает бурятам живущим на востоке Байкала основание считать себя « чистыми монголами ». Эти племена включали «the Tabanut, Atagan and Khori »(Табануты, Атаганы и Хори) — последние жили также на западном берегу Байкала и на большом острове « Oikhon » ( по-русски Ольхон). Другие монгольские племена – « the Bulagat, Ekherit and Khongodor »(Булагаты, Эхириты и Хонгодоры)- расселились вокруг озера Байкал и у долины реки Ангары которая вытекает из южного конца озера. Здесь и в соседних долинах, доходящих до верховья реки Лены они нашли луговые степи, которые можно было использовать в качестве пастбищ для их лошадей и рогатого скота. Эти монголы, расселившиеся по Тунгусске и другие жители лесов, и стали западными бурятами. »₁

В своей книге, « La chasse à l’âme » посвященной главным образом бурятскому шаманизму, Roberte Hamayon так рассказывает о первых упоминаниях о бурятах :
« p.44 Sources anciennes
Названия племен, которые сформируют позже бурятский этнос, фигурируют в Секретной истории Монгол « Histoire secrète des Mongols » ( речь идет о тексте изготовленном в монгольской среде, но известном только по китайской транскрипщии датированной 1240 годом(…) В этом тексте фигурирует племя ekires или ikires, часть которого присоединилась с давних пор к будущему Чингис Хана, эта часть племени была включена в 1206 году, наряду с булуганскими людьми(Bulugan (la tribu bulagazin ?)) в федерафию племен войлочных палаток (tribus aux tentures de feutre), предками Эхиритов и Булагатов прибайкалья ; племя « qori-tümed », упомянутое в числе «лесных людей » покорившихся в 1207 году, потомками которого являются Хори Забайкалья ; а также племя бурияд (burijad), также причисленное к « лесным людям », и покорившееся в 1207 году, исторически отличное от предыдущих), генеалогическое повествование о роде Чингиз Хана. Эта летопись считается содержит данные об отношениях между племенами и кланами в доимпериальную эпоху, об отношениях сотрудничества и мести, которые вписываются в кадр шаманических действий, и которые встречаются в похожем виде в прибайкалье 19 века. В эту эпоху монгольский двор с благосклонностью принимал все иностранные религии, в то же время стремясь обуздать шаманов, не желая больше допущения раздела власти с ними (раздел власти который окажется свойственный шаманизму, и следовательно несовместимый с государственной централизацией) ; монгольский двор был терпим к маргиналам, но Чингиз Хан во время своего восхода к высшей власти устранил шамана Kököcü по прозвищу Теб Тенгери, который намеревался пустить в ход свои полномочия.
Упомянутые племена оказываются забытыми до их вступления в российскую империю в середине 17 века.

Язык бурят относится к монгольской семье. Монгольский язык в настоящее время основан на халхасском диалекте. Многие слова идентичны в бурятском и халхасском, например gar « рука », ger « дом », ulaan « красный » и khoyor « два », но так же есть некоторые систематические звуковые отличия. Например, вода в бурятском языке – uha, тогда как в монгольском это us. Другие подобные отличия :
Hara месяц sar
Seseg цветок tsetseg
Morin лошадь mor
Üder день ödör
В грамматике бурятского языка сохранились личные глагольные окончания, напр. Bi yabanab, shi yabanash, tere yabna « Я иду, ты идешь, он идет », тогда как монгольский имеет только одну форму yabna для « Я иду, ты идешь, он идет » .
бурятский язык содержит много тюркских слов ( результат долгого контакта с тюркскими народами внутренней азии и западной сибири), так же как и заимствования с китайского, санскрита, тибетского, манчжурского и др. языков.
ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О БУРЯТАХ СРЕДИ РУССКИХ
Первые слухи среди русских о бурятах появились в 1609 году. Русская экпедиция в Томск была послана для того чтобы подчинить племена на восточном берегу Енисея и обложить их данью. Русские узнали от кетов и самоедов, что те уже заплатили ясак бурятам, которые жили за горами в идинской долине и иногда приезжали за данью. Поэтому русские встретили идинских бурят только через 20 лет спустя.[должно быть, буряты даже по слухам представлялись русским серьезным врагом]
В 1625 году русские из Енисейска взяв ясак с тунгусов впервые услышали о бурятских монголах в этом регионе.
Последовали так называемые Они решили исследовать и покорить эту землю.
бурятские войны – череда кампаний, рейдов и контр-атак. Главным стимулом русских покорить бурятские земли являлся слух о серебрянных залежах
Первая встреча русских с бурятами произошла в 1628 году в устье реки в этой местности.
Оки
[©Forsyth]. В тот раз русские не получили дани от бурят, но нанесли им поражение, забрав их жен и детей в качестве пленников.В следующем году казачий командир Бекетов (далеко продвинувшись по Оке) успешно взял оброк с бурят. К концу захвата ангарской долины русскими были уже основаны форты : Братск (от слова « брат »), Идинск, Иркутск(был основан в 1652 году как ясачная застава(yasak outpost)).
Бурятское сопротивление продолжалось на других территориях. На Ангаре основные анти-русские кампании произошли в 1634 году( когда братский форт был сожжен), они продолжались в течение 1638-41гг.
Крупнейшее бурятское восстание произошло в 1644 году. Русские пришельцы представляли из себя разбойников и мародеров. Большой бунт произошел по бурятским территориям в 1695-1696 гг, когда Иркутск был осажден.
Т.к. в 1640е надежда на изгнание русских испарилась, некоторые из эхиритских бурят двинулись вниз по Байкалу в Монголию. В 1658 году русские переселенцы нанесли поражение племенам амехабатских бурят, вынудив их покинуть территорию отныне занятую русскими. В том же году большая часть булагатских бурят также перебралась в Монголию
Оккупация русскими забайкальских земель вынуждала коренных жителей(тех кто не желал платить ясака) покидать свою территорию.
Многочисленные племена Хори бурят после нескольких лет борьбы с русскими шайками были вынуждены в начале 1650х гг. уйти из своих земель по обеим сторонам Байкала и двинуться в северную Монголию. К сожалению, в то время Монголия не была гостеприимным убежищем.

Два основных бурятских племени
Разное отношение к русским колонизаторам

На западе Эхирит-Булагаты, видя в них сначала захватчиков во время первых встреч в 1627-1628 годах , плохо их приняли и сделали жизнь казаков достаточно трудной. Они будут организовывать восстания против их присутствия, как например на Лене в 1644-1665. Они находятся в самом рассвете, они живут охотой, у них есть лошади, которые позволяют им увеличить доходность их облав. Они держат в повиновении малочисленные народы тофаларов, кетов, тунгусов.Поэтому они воспринимают русских как соперников. К тому же долина Ангары, в которой царствовали булагаты ценна плодородной землей. Это привлекает русских поселенцев. Эхирит Булагаты начали платить подать в 1662, а через 2 года их декларируют как подчинившихся, хотя сами они признают это только в 1818.
Напротив Хори , которые хотят защититься от монголов, достаточно доброжелательно принимают первых казаков, русское присутствие менее плотное, чем на прибайкалье и вес от него ощущается медленнее.
Версия Рязановского выглядит немного иначе :
« Пришедшие в начале XVII в. в восточную Сибирь русские нашли бурят на современных местах. Первые сведения о бурятах русские получили в 1609 году от „десарских людей», ко-торые платили ясак „братским людям». В 1612 г. буряты напали на подчинившееся русским племя аринов. В 1614 г. в числе других туземных племен, осаждавших Томск, упоминаются и „браты». В 1621 г. также встречаем упоминание о бурятах, беспокоящих томских служилых людей. К 1622 г. относятся сведения о том, что буряты в числе 3-х тыс. чел., не считая данников, ходили войной на аринцев и других канских инородцев. Таким образом, буряты представляли воинственный и многочисленный народ, на который не могли не обратить внимания русские завоеватели. В 1628 г. сотник Петр Бекетов из Енисейска с 30 казаками дошел до устья реки Оки и взял первый ясак с проживающих здесь бурят. С этого времени начинается постепенное подчинение бурятских племен русской власти. Это подчинение произошло не сразу и редко добровольно.»

Объяснения этнонима « буряты » многочисленны и иногда неубедительны.
По Зориктуеву прибайкальские буряты назывались buraad от buraa,лес, с суффиксом d, который означает группу людей, следовательно buraad
Егунов выдвигает другую версию, по которой самоназвание – «лесные люди».
буряад произошло от тюркского слова « bürè
Только с 19 века регулярно употребляют название « буряты » в официальных русских документах. Первые казачьи регистры называют их « братьями » или « братские » и назыв их землю братской землей. » (волк). Волк был тотемом некоторых кланов западных бурят.
[Почему-то мне приходит на ум история с « кенгуру » : русские казаки встретив представителей одного из прибайкальских племен спрашивает о том, кто они. На что прибайкальцы отвечают,что они живут в лесах, «buraa ». Русские, для лучшей меморизации ищут созвучное и главное простое слово в своем лексиконе. И вот отсюда появились « браты ».]
По крайней мере только перед опастностями колонизации, потому что прибайкальские группы прежде всего ставят свою кланов идентичность, между кланами существует соперничество,следовательно зачастую принятие « общего » названия только для вида.
Это название сохранилось со временем, и из-за превратностей колонизации, а также благодаря лингвистической близости служит созданию у раньше изолированных групп (а иногда и вражеских племен) общей идентичности, а впоследствии это название поможет сформировать этнос.
Даже Хори возьмут это название , котор им позволит отличить себя от монголов и поспособствует их интеграции в Российскую империю, даруя им правосубъектность, уже полученная прибайкальскими бурятами.
Для всех это имя конкретизирует чувство идентичности появившейся для одних от опозиции русскому проникновению, для других это опозиция притязаниям монгольского сюзеренитета.
Буряты называют русских в обиходе « mangad » этот термин в эпопее обозначает врага героя, того кто занимает его территорию, присваивает себе его собственность, его жену, и котор за этот причиненный им вред наказан быть побежденным, хотя он сильнее, но взамен он награжден посмертным культом « bon mâle », потому что в бою он показал себя отважным (или честным).[это самая распространенная версия, хотя некоторые буряты с этим не согласны.
В конце концов, все названия и пр. Можно интерпретировать по-разному, благо есть обильный материал : легенды, песни, письменные повествования, в которых фигурирует слова созвучные этому. ]

Народ буряты

Буряты

— нация монгольского происхождения, проживающая на территории Забайкалья, Иркутской области и Республики Бурятия. Всего носителей этого этноса насчитывается около 690 тыс. человек по результатам последней переписи населения. Бурятский язык является самостоятельной веткой одного из монгольских наречий.

Буряты

Буряты, история народа

Древние времена

С древних времен буряты жили на территории, расположенной вокруг Байкала. Первые письменные упоминания об этой ветви можно встретить в знаменитом «Сокровенном сказании монголов» — литературном памятнике начала тринадцатого века, который описывает жизнь и подвиги Чингисхана. Буряты в этой летописи упомянуты как лесной народ, покорившийся власти Джучи — сына Чингисхана.
В начале тринадцатого века Темучин создал конгломерат основных племен монголии, охвативший значительную территорию, в том числе Предбайкалье и Забайкалье. Именно в эти времена и начала складываться бурятская народность. Многие племена и этносы кочевников постоянно перемещались с места на место, смешиваясь друг с другом. Благодаря такой бурной жизни кочевых народов ученым до сих пор сложно с точностью определить истинных предков бурят.
Как полагают сами буряты, история народа берет начало у северных монголов. И действительно, какое-то время кочевые племена продвигались на север под предводительством Чингисхана, вытесняя местное население и частично смешиваясь с ним. В итоге образовались две ветви современного типа бурят, бурят-монголы (северная часть) и монголо-буряты (южная часть). Они различались по типу внешности (преобладание бурятского либо монгольского типов) и диалекту.
Как и все кочевники, буряты долгое время были шаманистами — почитали духов природы и всего живого, имели обширный пантеон различных божеств и совершали шаманские ритуалы и жертвоприношения. В 16 веке среди монголов стремительно начал распространяться буддизм, и столетие спустя большинство бурят покинуло свою коренную религию.

Присоедиение к России

В семнадцатом веке Русское Государство завершает освоение Сибири, и тут уже источники отечественного происхождения упоминают о бурятах, которые долгое время сопротивлялись укоренению новой власти, совершая набеги на остроги и укрепления. Подчинение этого многочисленного и воинственного народа происходило медленно и болезненно, но в середине восемнадцатого века все Забайкалье было освоено и признано частью Русского государства.

Быт бурят вчера и сегодня.

Основой хозяйственной деятельности полуоседлых бурят было полукочевое скотоводство. Они с успехом разводили лошадей, верблюдов и коз, иногда коров и баранов. Среди промыслов были особенно развиты, как и у всех кочевых народов, рыболовство и охота. Все побочные продукты животноводства шли в переработку — жилы, кости, шкура и шерсть. Из них мастерили предметы утвари, украшения, игрушки, шили одежду и обувь.

Буряты освоили множество способов переработки мяса и молока. Они могли изготавливать продукты длительного хранения, пригодные для использования в длительных перегонах.
До прихода русских, основным жилищем бурят были войлочные юрты, шестистенные или восьмистенные, с крепким складным каркасом, который позволял быстро перемещать строение по необходимости.
Быт бурят в наше время, конечно же отличается от прежнего. С приходом Русского мира традиционные юрты кочевников сменились на рубленные строения, усовершенствовались орудия труда, распространилось земледелие.
Современные буряты, прожив бок о бок с русскими более трех столетий, сумели сохранить в быту и культуре богатейшее культурное наследие и национальный колорит.

Традиции бурят

Классические традиции бурятского этноса передавались из поколения в поколение много веков подряд. Они складывались под влиянием тех или иных потребностей общественного уклада, совершенствовались и изменялись под влиянием современных тенденций, но сохраняли свою основу неизменной.
Желающим оценить национальный колорит бурят, стоит посетить один из многочисленных праздников, таких как Сурхарбан. Все бурятские праздники — большие, и маленькие, — сопровождаются танцами и забавами, в числе которых неизменные состязания в ловкости и силе среди мужчин. Главный праздник в году у бурят — Сагаалган, этнический Новый Год, приготовления к которому начинаются задолго до самого торжества.
Традиции бурят в области семейных ценностей наиболее значимы для них самих. Кровные узы для этого народа очень важны, а пращуры — почитаемы. Каждый бурят может без труда назвать всех своих предков до седьмого поколения по линии отца.

Роль мужчины и женщины в бурятском обществе

Доминирующую роль в семье бурят всегда занимал мужчина-охотник. Рождение мальчика считалось величайшим счастьем, ведь мужчина — основа материального благоденствия рода. Мальчиков с детства обучали крепко держаться в седле и ухаживать за лошадьми. Мужчина бурят с ранних лет постигал основы охоты, рыбной ловли и кузнечного мастерства. Он должен был уметь метко стрелять, натягивать тетиву лука и при этом быть ловким борцом.
Девочки воспитывались в традициях родового патриархата. Они должны были помогать старшим по хозяйству, обучаться шитью и плетению. Женщина бурятка не могла называть по имени старших родственников мужа и сидеть в их присутствии. На родовые советы она тоже не допускалась, не имела права проходить мимо висящих на стене юрты идолов.
Независимо от пола, все дети воспитывались в гармонии с духами живой и неживой природы. Знание национальной истории, почитание старших и непререкаемый авторитет буддийских мудрецов — нравственная основа для молодых бурят, неизменная и по сей день.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5b80fe406a028a00aa57235f

http://ms-farfelue.livejournal.com/3197.html

http://goturist.ru/narod-buryaty/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector