Где чеченцы. Происхождение чеченцев и ингушей

Где чеченцы. Происхождение чеченцев и ингушей

Краткий обзор древней истории Чечни.
________________________________________
К концу IV в. н. э. практически заканчивается нивелировка Кобанской и Каякентско-харачоевской культур, потомки которых, дожив в горах до этого периода, сливаются в более-менее однородный этнический массив. В немалой степени этому способствует влияние соседней, аланской культуры, которая сама, в свою очередь, есть продукт взаимодействия кавказцев с сарматами.
Археологические материалы, обнаруженные в долинах Аксая, Сунжи, Аргуна и Марты и связанные с периодом VII-IX вв., говорят в пользу автохтонности местного населения, происхождение которого связано с древними Кобанскими и Каякентско-харачоевскими племенами.
«Армянская география VII в.», основанная, по-видимому, на материалах грузинских историков, сообщает сведения о древних вайнахских племенах. В числе их названы кисты и нахчматьяны. Согласно исследованиям лингвистов, «нахчматьян» переводится с помощью современного чеченского языка, как «говорящие на языке нохчи» — Нохчийн мотт (чеч.).
К VIII в. н. э. вайнахи представляют собой уже три крупные племенные единицы, которые можно более или менее правильно свести к современному делению на этносы. Нахчматьян и дзурдзуки — это предки чеченцев, кисты — предки ингушей (район реки Армхи по-грузински называется Кистетис-Цкали).
Интересны так же исторические высказывания нохчей про своё видение исторического развития своего народа и взаимоотношений с русскими племенами:

В истории всех государств и народов есть «черные пятна». Но такое количество, какое встречается их в истории русского и чеченского народов и их государств, буквально поражает каждого искреннего исследователя, который давно разочаровался в «официальной науке». Взаимоотношения между этими государствами и между этими народами настолько трагичны, что являются без преувеличения одной из величайших драм на евразийском континенте. Предки вайнахов, таково самоназвание народа чеченцев и ингушей, свыше сорока тысяч лет назад заселили территорию, на которой в дальнейшем формировался их этногенез. Территория эта занимала ни много, ни мало Малую Азию, а также земли от Дона до Месопотамии с севера на юг и, от Чёрного до Каспийского моря, с запада на восток. По происхождению вайнахи являются самым древним народом Евразии. Их предками была создана древнейшая Шумерская цивилизация в пятом тысячелетии до нашей эры. Также протовайнахским племенем хеттов было основано древнее государство, просуществовавшее с 18 по 12 век до нашей эры. Родственное им племя хурритов было родоначальником государства Миттани (14-11 век до нашей эры). Также наиболее могущественным культурным и богатым государством своего времени было государство Урарту, 70% клинописей которого расшифровывается с помощью современного чеченского языка. Самым роковым является сплетение судеб русского и вайнахского народов. Примеров такой фатальности нигде в истории больше не существует. Начиная с упоминавшегося уже участия вайнахского племени рух-асов в этногенезе будущее русской нации, судьбы этих двух народов оказались переплетены самым невероятным образом.

944год.
Князь Игорь Олегович попадает в половецкий плен с маленьким сыном Святославом. выбраться из половецкого плена, что можно было сделать только с чей-то помощью. И такая помощь пришла — Святославу и его отцу бежать помог славный парень по имени Овлур, родом из гор Ичкерии. Чем фактически спас династию!
1395год.
Могущественный и беспощадный Железный хромец Тимур, покоривший пол-Евразии, преследует войско хана Золотой орды Тохтамыша. После разгрома под Киевом стана Бек-Ярык-оглана, сподвижника хана, Тимур берет курс на Москву, которая в то время была вассалом Золотой Орды. Поход был утвержден и участь Москвы предрешена. Ибо что мог противопоставить непобедимой армаде Тимура числом в 300 000 человек московский князь Василий Дмитриевич? Как бы то ни было, в случае появления армии Тимура, можно с уверенностью говорить о том, что Московское княжество перестало бы существовать как геополити

геополитическая реальность, а население попросту стерто с лица Земли. Что казалось, могло спасти Московское княжество и народ, его населявший, от полного исчезновения? А дело в том, что, идя войной на Тохтамыша, Тимур оставил у себя в тылу непокоренные вайнахские народы, к тому времени занимавшие как горные районы Кавказа, так и степи между Доном и Кубанью. Воспользовавшись отсутствием Железного Хромца, вайнахи подняли восстание под руководством народного героя Галраба. Получив такого врага в тылу, двигаться дальше на север для Тимура было бы полным безумием, и он повернул на юг. Во что обошелся этот поворот чеченскому народу, знает только Всевышний.
Так, в 1395 году, ценой практически полного своего истребления, чеченцы спасли русский народ.

Область, называемую Ичкерией, из тюркского «ичкер», «ичер» — внутренняя (земля)), откуда они вели партизанские бои против завоевателей. Для чеченцев и вообще кавказских народов горы всегда означали и означают приют и убежище, где они могут себя чувствовать действительно безопасно.
Есть мнение, что именно с пришествием монголов, чеченцы получили своё нынешнее название — в переводе с монгольского «сечэн» значит мудрый.
Кавказские горцы начали объединяться в постоянные отряды ополчения, их горные села — аулы — были вооружены и укреплялись. У вайнахов каждый род в аулах строил собственную оборонительную, т. наз. родовую башню, (но как рассказывали сами нохчи селения Итум-Кале, оборонительные башни в Аргунском ущелье строили завоеватели, для обороны караванных путей на захваченных землях).
В течение всей своей истории у чеченцев не было ни государства, ни короля. Единственная сохранившаяся исторически попытка вайнахских племен образовать государство кончилась трагедией: королевство Симсир, созданное в 14 веке, было в конце того же века жестоко уничтожено отрядами Тамерлана.
В наше время :
На заре 90-х г. г. в одной маленькой, доселе никому не известной кавказской республике власть в свои руки захватила кучка сепаратистов, провозгласивших курс на отделение от РСФСР. В короткие сроки были сфальсифицированы выборы, по результатам которых первым президентом республики стал генерал Д. Дудаев. Декларировалось строительство мусульманского государства. При строительстве своего мусульманского государства Д. Дудаев ориентировался не на страны исламского фундаментализма, что было бы геополитически оправдано, а в основном на Турцию и Саудовскую Аравию, которые занимают открыто проамериканские позиции. (явная ошибка навязать народу государственное устройство).
Жизнь в горах исключала принцип ленного хозяйствования, и наоборот укрепляла скотоводческие отношения. Таким образом, не было предпосылок для возникновения и развития феодализма и государства. первоочередную роль в жизни чеченцев играли вольные горские общества, т. наз. горская демократия, основывающаяся прежде всего на родовых и клановых началах.

Читать еще:  Сонник черепаха маленькая в руках. Сонник: черепаха во сне

Среди представителей отдельных тейпов царствовал дух соперничества и значительная напряженность, чего пытались и пытаются использовать иностранные державы. Военные набеги позволяли членам тейпов укрепить свое мужество перед своими одноплеменниками, равно как и перед представителями других тейпов. Этим можно объяснить то обстоятельство, почему общественный престиж многих кланов колебался.

Например, аварский тукхум Унсурилал считали в ауле Енди чуждым, а следовательно и новым и мало проявившимся, однако он сумел достичь уровня самых уважаемых тукхумов, ибо «его члены имели репутацию бесстрашных, согласно родовым преданиям, среди них не мог родиться, а родившись, жить человек, в сердце которого есть хотя бы мельчайшее место для вмещения чувства страха величиной с муравья». Все время проявляя мужество при набегах на соседей, представители этого тукхума приобретали большой авторитет для всего клана.

Истоки ислама у нохчей:
Более древний и когда-то прославленный своей храбростью тукхум Вагмаадул был «деклассифицирован» по дефиниции: «Несмотря на свою древность, это ведь потомки

пораженцев и бывшие кафиры», поскольку один из клановых вождей был 4 века назад разбит отрядами Тамерлана и насильственно принял исламское вероисповедание.
Но и ислам и христианство если и были распространены у нохчо, то только частично, из-за рельефа местности, препятствующего интенсивным контактам с окружающим миром. В Чечне, которая формально являлась мусульманской, таким образом, не действовали даже нормы исламского права, шариата.

Не безынтересны и такие предположения о происхождении нохчей:

Единственным государством в Кавказском ареале, где евреи занимали доминирующее положение, был Хазарский каганат. Политическая история Хазарии коротка — 650-965 г. г., территориально ограничена, связи с соседями прослеживаются достаточно четко.
491 год от Р. Х. В Иране произошло восстание маздакистов. Еврейская диаспора разделилась: более богатые иудеи-ортодоксы (раббаниты-«митнагеды») по понятным причинам (6) поддержали сторонников правящего режима, а бедные евреи-каббалисты («революционеры-миллентаристы») — повстанцев. После того как Маздак был казнен, и начались массовые гонения его сторонников, иудеи-каббалисты «изошли» из Ирана и обосновались на Кавказе. персидские евреи представляют собой первый, более ранний, миграционный поток иудеев на территорию Хазарии. Они более 200 лет прожили в равнинном Дагестане, между Тереком и Сулаком, по соседству с хазарами, совместно отражая нападения арабов. Существование Хазарского каганата было не долгим. Он окончательно пал после военного похода Святослава 964-965 г.г. Христианская часть хазар ушла и обосновалась в долине Дона и приняла наименование «бродичей». Позже они стали называться «казаками». Русский язык, православие (IX в.) позволили им войти в русский этнос в качестве одного из его субэтносов. Хазары, исповедавшие ислам, практически полностью ассимилировали с астраханскими татарами. Иная судьба была у евреев. Правящая верхушка иудеев-раббанитов (поздний миграционный поток) со всеми богатствами исчезла, а через некоторое время со всеми богатствами появилась. в Западной Европе (предположительно Испании). Персидские же евреи и часть этнических хазар, принявших иудаизм, оказались рассеянными по окраинам бывшей державы: в Крыму — караимы, в Дагестане — городские евреи. Еще часть евреев выселилась за Дон и укрылась на «гребне» — горном хребте за Тереком, где им было не страшно увеличение вод Каспия.
Первое письменное упоминание о чеченцах мы встречаем в грузинских источниках в период царствования царя Георгия Блистательного (1318-1346 г.г.), где говорится о племени «нахчей». О более ранней истории этого народа подлинно ничего не известно. Когда же мы встречаем обратное, то на лицо самоотожествление «нахчей» с «вайнахами», более древнем племени, расселявшемся на Северном Кавказе, от которого произошли многие современные кавказские народы (8). Национальные же черты чеченцев, описанные выше, резко отличают их от вайнахских племен.

Пришло время прямо отожествить ту часть хазарских евреев, потомков персидской каббалистической ветви, которая «исчезла» на горном хребте за Тереком в Х веке, с появившимися в этих местах в XIII — XIV в.в. «нахчами» (sic!). Именно потомки персидских иудеев, воинственные и одичавшие, могли стать той цементирующей основой, которой как раз и не хватало предыдущей концепции чеченского этногенеза. Рудименты иудаизма и присущего ему этноцентризма — вот фундамент, скрепивший разрозненных вайнахских маргиналов в чеченское племя «нахчей», вот тезис, позволяющий объяснить многие уникальные черты чеченцев. Еще одним аргументом против гипотезы может быть ислам, который исповедуют чеченцы. Однако этот контраргумент содержит ответ уже в самом себе. Для мусульманских республик на Северном Кавказе, населенных в основном вайнахами, характерны те или иные версии исламского суннизма. Достаточно странное исключение составляют лишь чеченцы, среди которых распространен суфизм и где все население поделено между двумя кру

Читать еще:  Значение имени дилара, диляра, диля. Диляра имя какой национальности

крупными суфийскими орденами («тарикатами») — «накшбандия» и «кадирия». Эзотерическая же сторона суфизма, как известно, очень близка иудейской каббале, носителями которой были те самые персидские евреи — далекие потомки самих чеченцев.
Надо помнить, что в Турции существует секта, называемая «денмэ», то есть, дословно, «оборотни». Они являются последователями Саббатаи Цеви, то есть саббатаистами. Это чисто еврейская организация, внешне принявшая ислам. Таким образом, они являются и мусульманами и евреями.

Сопредельное существование вольных горских обществ с сильным тогда Грузинским царством не могло не вызывать у последнего определенный интерес к своим северным соседям. Дело в том, что влияние на территорию вайнахских племен позволило бы Грузии контролировать горные проходы, ведущие из Закавказья на Северный Кавказ через территорию современных Чечни и Ингушетии.
Связи вайнахов с Грузинским царством в тот период были, несомненно, более интенсивными, чем с их северными соседями, аланами. Если жившие на равнине туземные племена, подвергшись мощному влиянию аланизации, постепенно утрачивали свой язык и культуру, вливаясь в состав доминирующего этноса, то непосредственными предками чеченцев и ингушей следует рассматривать, главным образом, горные племена. А потому именно их взаимоотношения с соседями являются приоритетными при рассмотрении вопроса о культурных и политических связях.
40-е годы IV в. н. э. ознаменовались ухудшением отношений горцев Северного Кавказа с Грузинским царством. Причиной тому послужила христианизации Грузии, которая, тут же попыталась распространить новую религию на своих северных соседей. Естественно, что христианизация встретила противодействие аборигенного населения. И причина была, отнюдь не в «неверии» горцев, а в поспешности грузинской стороны. Из истории других народов нам известно, что смена религий иногда охватывает период в несколько веков. Когда проповеди миссионеров на горцев не повлияли, «царский эристави пустил в ход немного оружия и силою сокрушил идолы их». Однако и это не помогло. Тогда царь Мирван III увеличил подати, возлагаемые на горское население. Пройдя таким образом все «таинства» новой веры, горцы ушли в высокогорные районы и здесь закрепились. Активную поддержку горцам оказали аланы. Чтобы закрепиться в Дзурдзукети политически, грузинским правителям необходимо было для начала утвердиться здесь в культурно-религиозном отношении. Проводится усиленная христианизация местного населения. В горах возникают христианские храмы — Тхаба-Ерды в IX в., а несколько позже, при католикосе Мелхиседеке I (вторая половина XI в.) — Алби-Ерды и Таргимский. Как подражание грузинской архитектуре вайнахи стали сооружать и свои языческие храмы — Итаз-Ерди, Маги-Ерди, Гал-Ерди и др. Но христианство плохо прививалось среди местного населения, необразованного и воинственного. Новые обряды, пришедшие с ним, воспринимались не как новая религия, а как дополнение к старой. Уходили миссионеры — уходили с ними и жалкие зачатки христианства.

Чем чеченцы отличаются от ингушей

Чеченцы (нохчий) и ингуши (гIалгIай) — два близких вайнахских народа. Называют себя лучшими братьями в мире. По сути это один народ, разделённый в силу исторических обстоятельств.

Вайнахи ( вай — наш + нах — народ = наш народ ) — семья автохтонных кавказских народов. Всего около двух миллионов человек. Обычно в нее включают чеченцев (около полумиллиона), ингушей (свыше полумиллиона), растворившихся между ними орстхойцев (карабулаков), а также малочисленных христиан-бацбийцев в селении Ахмета на востоке Грузии (пара тысяч потомков переселенцев XVI века из разоренного врагами ингушского аула Эрзи ).

Разделения вайнахов на западных и восточных, как полагают специалисты, началось еще в средние века. Хотя еще в XIX столетии сложно было точно сказать, кто ингуш , кто чеченец , а кто — карабулак .

Ингуши и чеченцы, как известно делятся на тейпы. При этом чеченские тейпы объединяются еще в девять тухкумов (звезды на флаге Ичкерии). У ингушей тухкумов нет, прежде они делились на шахары, а затем на три большие группы — Назрановцев, Галашевцев и Лоамарой . Чеченцы же иногда говорят обо всем ингушском народе, как о десятом своем тухкуме. Орсхойцы же современные в Чечне считают себя чеченцами, в Ингушетии — ингушами.

Вайнахов объединяют в одну нахско-дагестанскую группу с автохтонами Дагестана — аварцами, даргинцами, лезгинами . Специалисты полагают, что скорее всего нахско-дагестанские народы могут быть родственны другой автохтонной группе Кавказа — абхазо-адыгской . А еще одна смелая гипотеза, сино-кавказская, предложенная профессором Николаем Старостиным , роднит нахско-дагестанскую и абхазо-адыгскую группы с китайским языком.

Интересно, что чеченцы и ингуши неплохо понимают друг друга, когда говорят на родных языках. Самое крупное отличие гIалгIай мотт (ингушского) от нохчийн мотт (чеченского) это пожалуй, наличие в ингушском отсутствующего в литературном чеченском звука Ф. При этом западные диалекты чеченского гораздо ближе к ингушскому, чем к официальному чеченскому.

Считается, что христианство к западным вайнахам пришло от грузин и греков раньше, чем к восточным. И закрепилось на некоторое время прочнее — в Ингушетии сохранились развалины нескольких христианских храмов XI-XII веков. Самый знаменитый — разумеется, Тхаба-Ерды (Святого Фомы) в живописном Джейрахском районе Ингушетии . Вот он на фото:

Читать еще:  Решение тригонометрических неравенств. Решение неравенств онлайн

А вот ислам ранее пришел к чеченцам — еще около XVI века, окончательно закрепившись к середине XIX века. Среди ингушей ислам окончательно установился только в начале XX cтолетия.

Важное разделение — политическое. Ингуши добровольно вошли в состав России еще в конце XVIII века, против нее никогда массово не воевали. Именно тогда окончательно оформилось разделение вайнахского народа.

Любопытно, что большевики в 1920-е годы дали чеченцам и ингушам разные автономные округа. Хотя позже чеченцев и ингушей объединили в одну республику — Чечено-Ингушетию.

Чеченцы же сопротивлялись «белому царю» практически весь XVIII и XIX века, а конец XX-го столетия в нашей стране запомнился еще двумя чеченскими войнами.

В принципе, одинаковая. Среди чеченцев я б только отметил большее влияние других народов, вливавшихся в чеченский народ в прежние времена. Например, тюркских.

Обычаи обоих народов в общем-то близки. Но считается, что чеченцы более привержены именно исламским традициям, нежели ингуши. А ингуши сохраняют больше домусульманских обычаев.

Совсем уж опытные кавказоведы знают еще более тонкие различия ингушей и чеченцев. Например, каждый из народов по особенному строил свои знаменитые боевые башни (бIов, вIов). Или есть различия в круговом зикре — у ингушей он более спокойный, у чеченцев — более быстрый.

ИМЕНА И ФАМИЛИИ

Ну и конечно, фамилии. У ингушей и чеченцев они совершенно разные. Считается, что ингушские фамилии несут в себе оттенок языческого прошлого ( Мальсагов = Малх (солнце) + Саг (человек ). Также у ингушей имеются одинаковые фамилии с соседями-осетинами — например, Колоев.

Чеченские же фамилии, по большей части, чисто исламские, идут от арабских имен — Кадыров ( Кадир — на арабском «могущественный», «почетный» ).

Имена у ингушей в принципе, совпадают с чеченскими. Хотя есть и некоторые особенности. Считается, что ингуши чаще добавляют к именам частичку — хан или бек (господин) — Юнус-Бек, Зелимхан. Чеченцы же говорят: нам таких беков не нужно, у нас господ нет. Но Зелимханы и среди чеченцев попадаются — знаменитый абрек начала XX века Зелимхан Харачоевский тот же.

От кого произошли чеченцы?

Один из крупнейших народов Северного Кавказа, общая численность которого достигает 2 миллионов человек по всему миру, при строгости своих обычаев, отличается довольно запутанным происхождением.

Исторически, под чеченцами понимали разные народы, сначала, в 19 веке, к ним причисляли и ингушей, и даже часть осетин. Затем, по мере того как Россия закреплялась на Кавказе, появилось понимание глубоких различий местных народов.
Но в советские времена, для политических целей, вновь начались попытки подвести северокавказские народы под какой-то общий этноним и появился термин «вайнахи».

Но следует заметить, что ингуши и чеченцы, действительно, очень близки и фиксировать их общее происхождение вполне допустимо.

Легендарное происхождение чеченцев

По собственной мифологии, они пришли откуда-то с юга и заселили безлюдные, на тот момент, земли Северного Кавказа.
По чеченским летописям тептарам, родина народа лежит в стране Шем, где-то в Месопотамии, откуда они переселились в нынешние края обитания.
И эта версия нашла неожиданную поддержку у части ученых, которые предполагают, что чеченцы вышли из малоазийских царств Урарту и Аххиява, которые действительно находились на юге, но не в Месопотамии, а в нынешней Турции.
Затем народы смешивались с другими соседями по региону, что привело к путанице в родословных.
Для определения истинного происхождения, в одном из аулов был древний котел, с выгравированными на нем названиями древних тейпов.

Научные версии происхождения чеченцев

Антропологи фиксируют среди вайнахских народов большую долю кавкасионого антропологического типа: крайне массивных, рослых и среднепигментированных европеоидов, ближайших родственников европейского кроманьонца.
У этого типа доминируют темно-русые волосы и смешанные глаза: зеленые, светло-карие и серые.
Это потомки древнейшего населения Кавказа после ледникового периода и они едва ли проживали где-то южнее.
Другое дело, вторая часть антропологических типов чеченцев, имеющая явные переднеазиатские черты.
Они близки к народам Ближнего Востока и Южного Кавказа и действительно, скорее всего, являются пришельцами с юга.
Смешение двух этих типов и дает в массе основную часть чеченского народа.

Кроме того, генетики обнаружили явный иранский след в их генофонде. Соседство со скифами и сарматами, а позже аланами половцами не прошло даров и гаплотипы ираноязычных кочевников довольно часто встречаются в генофонде жителей Чечни.

Таким образом, чеченцы произошли от смешения пришлого народа с Южного Кавказа и местного аборигенного населения.

Далее во времена монгольского нашествия, а затем многочисленных войн с Россией, к чеченцам примыкали группы людей разных национальностей, которые включались в общее число.
Поэтому в чеченской среде ходит множество слухов и домыслом об этническом происхождении тейпов не на чеченском базисе.
Есть тейпы турецкого, грузинского, ногайского и кабадинского происходения, а также горные евреи, абазинцы и черкесы тоже включались в состав чеченцев, в рамках основателей тейпа.
Есть даже, правда куда менее достоверные, версии о русском и даже польском происхождении части тейпов.
Однако это на текущий момент не имеет четких доказательств и обоснованных выводов.

Источники:

http://vk.com/topic-726776_888167

http://zen.yandex.ru/media/id/5b62f1a7320be700acd67f9a/5dff244becfb8000adf84379

http://zen.yandex.ru/media/id/5a730e6586516519459ba346/5afc563c79885ef7920abf07

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector