Эстетическое восприятие — это: определение, особенности и сущность.

Что значит эстетическое восприятие? История вопроса

культурология

  • Аксенова Ольга Николаевна , магистр
  • Калмыцкий государственный университет им.Б.Б.Городовикова
  • Муева Ангелина Викторовна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова
  • Похожие материалы

    Эстетическое восприятие рассматривается как вид эстетической деятельности, которое воспринимается как целенаправленное в целом. Сопровождается переживанием и созерцанием окружающей действительности, включающей жизненный опыт, ценностные ориентации, передаваемые близким окружением и тем самым определяющим эстетический вкус. По мнению многих исследователей в этой области эстетическую ценность действительности предстоит, как открывать, так и познавать самому. Это сложный жизненный процесс, в котором заложен некий технологично творческий результат сознания того, что многое из того, что видим, лишь отображении действительности. А сама действительность некая эстетическая дистанция восприятия, по которой происходит движение как вперед, так и в обратном направлении [1].

    Эту мысль в свое время выделил Ленин, опираясь на рассмотрение вопроса Л. Фейербахом. Философский взгляд вопроса можно выделить из описания сделанного им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней. Субъект божества — разум, а субъект разума — человек» [2].

    Как видим убеждение, что чувствительность – это источник знания, а по возможности всеобщего и необходимого познания, актуально и в наши дни. Ощущение и познание самого себя является реальностью познания и восприятия. Могущество разума было очевидно и рассматривалось философами Л.А. фон Фейербахом и Гегелем. Все наводит на мысль, что интерес к этике и восприятию был преобладающим, чем теория познания.

    По мнению Фейербах личность человека некая сущность материи, обладающая сознанием и одновременно мыслящая, которой присущ разум и воля. А развитие и раскрытие способностей и понимания себя как природного существа возможно только при общении человека с человеком. Все это наводит на мысль, что индивидуальность носит общественный характер [2].

    Возвращаясь к вопросу об эстетическом восприятии рассмотрим само понятие «эстетика».

    Эстетика — это одна из сфер, объединяющее человечество [3]. Понятие «эстетика» как термин вводит в научный обиход в середине XVIII в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен (в трактате «Aesthetica» (1750-1758)). Термин происходит от греческого слова «aisthetikos» – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Он же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину, которая исследует вопросы красоты, искусства и вкуса.

    И многие рассматривают её как науку о чувственном познании, постигающем и созидающем. Восприятие человеком, выражается в образах искусства, в созерцании природы и во многом, что радует глаз. Понятие «эстетика» употребляется в нашей повседневной жизни все чаще. Ведь использование этого понятия в разных ипостасях — свидетельствует о широком содержании и длительном историческом пути. При всём различии употребления понятия оно обозначает некоторый единый принцип, в обобщении в чувственно-выразительном качестве. Эстетику можно воспринимать, соединив воедино: теорию и практику. Опираясь на философскую методологию, так как в любой науке выработаны методы внутри самой науки, можно выработать научное познание эстетического восприятия — мышления.

    На сегодняшний день доказана важность и необходимость чувственного развития. Восприятие рассматривается, как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность. Хотя наше восприятие проявляет определенные предпочтения: не всё привлекает наши чувства и ум в одинаковой мере. Исследование таких предпочтений — одна из задач эстетики. Оно немыслимо без умения манипулировать механизмами, лежащими в основе избирательности восприятия, и таким образом возбуждать эстетические переживания.

    Изучая вопросы эстетики, приходится затрагивать еще и искусство. Проблема эстетического восприятия искусства вызывала интерес у философов древности (И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс) и психологов (Т. Липпс, В. Вундт) на протяжении многих веков. По Канту истина и добро находят себя в красоте, а вкус — «способность судить о красоте», т.е. он формулирует условие, при котором раскрывается эстетическое качество. Краеугольным камнем эстетики Гегеля является понятие истины. Красота есть истина, истина в форме созерцания, в образах наших чувств, в формах самой жизни.

    Как считают многие ученые, восприятие представляет собой целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Саму проблему эстетического восприятия, развития личности и формирования эстетической культуры рассматривают достаточно полно в трудах отечественные педагоги и психологи,среди них Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, И.Ф. Смольянинов, О.П. Котикова и другие. В работах И.П. Волкова, В.С. Бадаевой, И.К. Баталовой, Е.Н. Прилуцкой, Н.М. Сокольниковой, Н.В. Величко и др. также рассматриваются интересующие вопросы.

    Как считают авторы исследований, в эстетическом воспитании важнейшая роль принадлежит художественному творчеству. Оно рассматривается, как действенное средство приобщения к высоким духовным ценностям человеческой культуры через личностный внутренний опыт эмоциональных переживаний. Художественное творчество помогает, вводит личность в культурное пространство человеческой цивилизации, выражает и формирует отношение человека к миру, обществу и самому себе.

    Многое из выше сказанного наводит на мысль, что эстетическую способность можно принять лишь в степени развития эстетических чувств. Воспринимая собственный жизненный и культурный опыт, понимая сокровенный смысл эмоций и собственных переживаний. И суждение об эстетическом восприятии останавливается на предварительных эмоциях и уровне узнавания привычных образов. Дальнейшее развитие эстетического восприятия будет связано с переживание радости и счастья, открывающего смысла происходящего вокруг.

    Список литературы

    1. Аксенова О.Н., Муева А.В. Реализация принципа историзма в процессе исследования проблемы эстетического восприятии // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания» № 1(44). Январь 2016 www.grani.vspu.ru
    2. Антропологический материализм Л.Фейербаха: Философия как материалистическая антропология // Цанн-кай-си Ф.В. Исторические формы бытия философии. Введение в философию как теоретическое мировоззрение: Курс лекций. / 2-е изд. доп. и перераб. – Владимир: ВГПУ. 2007.-391с.
    3. Эстетика: словарь/под ред. А.А.Беляева и др.- М.: Политиздат, 1989г-447с.

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Краткий словарь по эстетике

    ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ (художественное) — протекающее во времени специфическое отражение человеком и общественным коллективом произведений искусства (художественное восприятие) а также объектов природы, социальной жизни, культуры, имеющих эстетическую ценность. Характер эстетического восприятия определяется предметом отражения, совокупностью его свойств. Но процесс отражения не мертвый, не зеркальный акт пассивного воспроизведения объекта, а результат активной духовной деятельности субъекта. Способность человека к эстетическому восприятию — результат длительною общественного развития, социальной шлифовки органов чувств. Индивидуальный акт эстетического восприятия детерминирован опосредствованно: социально-исторической ситуацией, ценностными ориентациями данного коллектива, эстетическими нормами, а также непосредственно: глубоко личностными установками, вкусами и предпочтениями.

    Эстетическое восприятие имеет много общих черт с художественным восприятием: и в том и в другом случае восприятие неотделимо от формирования элементарных эстетических эмоций, связанных с быстрой, зачастую неосознаваемой реакцией на цвет, звучание, пространственные формы и их соотношения. И в той и в другой сфере действует механизм эстетического вкуса, применяются критерии красоты, соразмерности, целостности и выразительности формы. Возникает сходное чувство духовной радости и удовольствия. Наконец, восприятие эстетических аспектов природы, социального бытия, предметов культуры, с одной стороны, и восприятие искусства — с другой, духовно обогащает человека и способно пробудить его творческие возможности.

    Вместе с тем нельзя не видеть глубоких различий между этими темами восприятий. Комфортность и эстетическая выразительность предметной среды не могут заменить собой искусства, с его специфическим отражением мира, идейно-эмоциональной направленностью и обращенностью к самым глубинным и интимным сторонам духовной жизни человека. Художественное восприятие не ограничивается «прочитыванием» выразительной формы, а увлекается в сферу познавательно-ценностного содержания (см. Содержание художественное). Произведение искусства требует особой концентрации внимания, сосредоточенности, а также активизации духовного потенциала личности, интуиции, напряженной работы воображения, высокой степени самоотдачи. При этом необходимо знание и понимание специального языка искусства, его видов и жанров приобретенного человеком в процессе обучения и в результате общения с искусством. Одним словом, восприятие искусства требует напряженного духовного труда и сотворчества.

    Если толчком и для эстетического и для художественного восприятий может стать аналогичная позитивная эстетическая эмоция от объекта, которая вызывает стремление постичь его наиболее полно, с различных сторон, то дальнейшее течение этих типов восприятий различно. Художественное восприятие отличает особая нравственно-мировоззренческая направленность, сложность и диалектичность противоречивых эмоционально-эстетических реакций, позитивных и негативных: удовольствия и неудовольствия (см. Катарсис). В том числе и тогда, когда зритель вступает в контакт с высокой художественной ценностью, к тому же отвечающей его критериям вкуса. Радость и удовольствие, доставляемые искусством в процессе восприятия, зиждятся на обретении человеком особого знания о мире и о себе, которое не могут предоставить другие сферы культуры, на очищении эмоций от всего наносного, хаотичного, смутного, на удовлетворении от точной нацеленности художественной формы на определенное содержание. Вместе с тем художественное восприятие включает целую гамму отрицательных, негативных эмоций, связанных с воссозданием в искусстве явлений уродливых, низменных, отвратительных, а также с самим течением процесса восприятия . Если гнев, отвращение, презрение, ужас по отношению к реальным предметам и явлениям прерывают процесс эстетического восприятия даже в том случае, когда вначале был получен позитивный стимул, то совсем иное происходит при восприятии искусства по отношению к его воображаемым предметам. Когда художник дает им верную социально-эстетическую оценку, когда известная дистанция изображаемого со зрителем соблюдена, когда форма воплощения совершенна, художественное восприятие развивается несмотря на отрицательные эмоции (здесь не учитываются случаи намеренного смакования уродств и ужасов в искусстве, а также особые индивидуальные ситуации воспринимающего). Кроме того, получаемая при первичном контакте с произведением искусства информация в отдельных своих звеньях может превысить возможности зрительского понимания и вызвать вспышки кратковременного неудовольствия. Отнюдь не безоблачным, а зачастую напряженным является взаимодействие прежнего, относительно стабильного художественного опыта личности с той динамичной, полной неожиданностей информацией, которую несет нам новое, оригинальное произведение искусства. Лишь в целостном, итоговом восприятии или только при условии его повторности и даже многократности все эти неудовольствия окажутся переплавленными в доминирующее общее чувство удовольствия и радости.

    Диалектика художественного восприятия заключается в том, что оно, с одной стороны, не требует признания произведений искусства за действительность, с другой — создает вслед за художником воображаемый мир, наделенный особой художественной достоверностью. С одной стороны, оно направлено на чувственно-созерцаемый предмет (красочную фактуру живописного полотна, объемные формы, соотношения музыкальных звуков, звукоречевые структуры), с другой — как бы отрывается от них и уходит с помощью воображения в образно-смысловую, духовную сферу эстетически ценностного объекта, возвращаясь, однако, постоянно к чувственному созерцанию. В первичном художественном восприятии взаимодействуют подтверждение ожидания следующей его фазы (развития мелодии, ритма, конфликта, сюжета и т. п.) и одновременно опровержение этих предугадываний также вызывающие особое взаимоотношение и удовольствия и неудовольствия.

    Художественное восприятие может быть первичным и многократным, специально или случайно подготовленным (суждением критики, других зрителей, предварительным знакомством с копиями и т. п.) или неподготовленным. В каждом из этих случаев будет своя специфическая точка отсчета (непосредственная предварительная эмоция, суждение о произведении, «предчувствие» его и предварительный абрис, целостный образ-представление и т. п.), свое соотношение рационального и эмоционального, ожидания и неожиданности, созерцательного успокоения и поискового беспокойства.

    Следует различать чувственное восприятие как отправной путь всякого познания и художественное восприятие как целостный, многоуровневый процесс. Оно основывается на чувственной ступени познания, в том числе на чувственном восприятии, но не ограничивается чувственной ступенью как таковой, а включает как образное, так и логическое мышление.

    Художественное восприятие, кроме того, представляет единство познания и оценки, оно носит глубоко личностный характер, приобретает форму эстетического переживания и сопровождается формированием эстетических чувств.

    Особую проблему для современного эстетического восприятия представляет вопрос о соотношении исторического изучения художественной литературы и других видов искусства с непосредственным художественным восприятием. Всякое изучение искусства должно опираться на его восприятие и корректироваться им. Никакой самый совершенный научный анализ искусства не способен заменить непосредственного контакта с ним. Изучение призвано не «оголять», рационализировать и сводить к готовым формулам смысл произведения, тем самым разрушать художественное восприятие, а, напротив, развивать его, обогащать, делать более глубоким.

    Статья на тему «Особенности эстетического восприятия детей»

    Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

    Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

    Можно ли избежать переутомления?

    Статья на тему «Особенности эстетического восприятия детей»

    Дети эмоционально воспринимают произведения искусства (картину, скульптуру, иллюстрацию, декоративные изделия), постепенно постигают их художественный «язык». Ребенок как личность имеет свой взгляд на окружающий мир, и чем он старше, тем более четко определяет свою позицию и выражает ее в творческой деятельности, передает в образной форме свои впечатления. В этом процессе большую помощь ребенку оказывает взрослый, обучая его способам изображения.

    Психологи отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое проходит определенный путь становления. По мнению А.В. Запорожца, эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим— умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определенном этапе развития ребенка.

    По данным психологов, восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней развития — от поверхностного, чисто внешнего, схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств до постижения сути и глубины художественного содержания.

    Говоря об эстетическом восприятии детей, П.М. Якобсон в книге «Психология художественного восприятия» (1964) указывает, что ребенок способен получать большое удовольствие от ярких красок, от разнообразия форм предметов, но для него это лишь чувственные качества вещей. Автор считает важным, чтобы в процессе развития ребенок начал понимать, что картина есть картина, сказка есть сказка. После такого осознания у детей начинает формироваться иное, особое отношение к произведениям искусства, умение отличать их от обычных предметов. Далее ученый указывает, что такое осознание— сложный процесс, что вначале ребенком многое не замечается, не получает правильного толкования, но постепенно, в еще не развитых формах, эстетическое восприятие начинает проявляться [Т.Г. Казакова. Теория и методика развития детского изобразительного творчества].

    Маленький ребенок при восприятии ярко окрашенных предметов, при исполнении собственных ритмических движений переживает чувство радости [Психологическая энциклопедия http://enc-dic.com/enc_psy/Vosprijatie-3367.html ]. Только к старшему дошкольному возрасту, в связи с накоплением впечатлений от знакомства с широким кругом явлений, с появлением жизненного опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению и другим мыслительным операциям, ребенок способен оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и ее изображением [Т.Г. Казакова. Теория и методика развития детского изобразительного творчества].

    В младшем школьном возрасте основную роль, определяющую эмоциональное воздействие произведений искусства, играют изображенные в них события. При этом для положительного отношения ребенка к произведению важно, чтобы сами эти события вызывали у него интерес и одобрение [Психологическая энциклопедия http://enc-dic.com/enc_psy/Vosprijatie-3367.html ].

    Младших школьников больше интересует изображение действий, событий, чем рисование с натуры статичных постановок. Специалисты в области художественного воспитания детей объясняют эти особенности младших школьников «двигательной» установкой психики (А.В. Бакушинский), «действенным» отношением к действительности (Б.П. Юсов).

    Для дошкольников и младших школьников очень характерно активное отношение к изображаемым событиям. Можно наблюдать даже, как некоторые ребята, рисуя, «озвучивают» изображаемые действия Увлеченность младших учащихся содержанием своих рисунков, активное проявление личного отношения к изображаемым персонажам – все это усиливает изобразительность детских работ [Искусство в жизни детей: опыт художественных занятий с младшими школьниками/ А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня].

    В младшем школьном возрасте, как и в дошкольном, эмоциональные реакции по отношению к произведениям искусства характеризуются в основном переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия. Большое место в эстетическом развитии младшего школьника занимает его собственная деятельность: рисование, пение, драматизация [Психологическая энциклопедия http://enc-dic.com/enc_psy/Vosprijatie-3367.html ].

    В подростковом возрасте на смену «двигательной» придет «зрительная» установка психики (А.В. Бакушинский), наступит период «предметной отнесенности» изобразительной деятельности (Б.П. Юсов) [Искусство в жизни детей: опыт художественных занятий с младшими школьниками/ А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня].

    В подростковом и старшем школьном возрасте отношение к произведениям искусства все более определяется выраженными в них мыслями и чувствами; особое значение имеет их идейное содержание. Все большее значение для оценки произведения приобретают его художественные особенности, прежде всего выразительность средств изображения, раскрывающих внутренний мир изображенных людей. Возрастные особенности восприятия искусства тесно связаны с характерными для каждого возраста потребностями. Поэтому необходимо учитывать эти потребности ребенка в процессе эстетического воспитания, при формировании способности к эстетическому восприятию действительности, в ходе постепенного осознания искусства как специфического продукта человеческой культуры [Психологическая энциклопедия http://enc-dic.com/enc_psy/Vosprijatie-3367.html ].

    Материалы исследований Зубаревой Н.М. позволяют высказать ряд положений относительно самого характера эстетических оценок детей дошкольного возраста.

    Дети 3—4 лет еще не могут осознать, вычленить, выразить в слове свои эмоции, связанные с восприятием элементарных эстетических качеств изображенных предметов хотя именно эти качества уже привлекают их, воздействуют на них и вызывают радостные переживания. 5— 7-летние дети уже могут не просто восхищаться красивым, но и могут высказывать свое суждение о нем, пробуют обосновать, почему тот иной предмет кажется им красивым, что в нем красивого. На основании экспериментальной материала Зубарева Н.М. выделяет три различных уровня эстетического развития детей дошкольного возраста.

    На первом, самом низшем уровне эстетического развития ребенок эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. На этом уровне в целом ряде случаев мотив оценки носит предметный или житейский, практический характер (выбрал ту или иную открытку потому, что «дома такой еще нет», «потому что здесь лодка, можно покататься», «потому что яблоко, оно вкусное»), На таком уровне эстетического развития стоят дети примерно трехлетнего возраста. Если эта сторона работы не становится предметом внимания педагога, то на этом уровне дети остаются не только в 6—7-летнем возраст, но и в более старшем.

    На втором уровне эстетического развития ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже — форму и композиционные приемы.

    На третьем , самом высоком уровне эстетического развития дети-дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, неполное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне восприятия оказываются дети в основном старшего дошкольного возраста при условии проведения с ними целенаправленной педагогической работы по развитию их эстетических чувств и эстетического восприятия. Представлять эти три уровня эстетического развития детей очень важно для практики эстетического воспитания. Воспитателю следует всех детей, стоящих на первом, самом низком уровне эстетического развития, учить видеть эстетические качества и свойства картины.

    Следует помнить, что эстетические эмоции, возникшие под воздействием внешней красивости — яркости красок, ритмичности, еще не свидетельствуют о глубине эстетического восприятия. Более глубоким эстетическое чувство будет тогда, когда человек ответит переживанием не только на прекрасную форму в произведении искусства, но и на его образно-художественное содержание. Отсюда задача педагога — поднимать детей со второго уровня эстетического развития до более высокого, третьего [Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5-7 лет].

    Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов—сенсорные эталоны. Это подтверждено разными системами сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декро- ли, Е.И. Тихеева). Согласно новейшим исследованиям, восприятие представляет собой особые действия анализаторов, направленных на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы — значит обучать ребенка действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями.

    Для того чтобы ребенок воспринял предмет, ему недостаточно лишь смотреть на него, хотя основой художественного образа являются зрительные восприятия. Дети должны овладеть способами сенсорного обследования движениями рук материалов, предметов, их формы, величины, цвета, поверхности и т.д. Чем больше знаний и представлений об объекте, тем богаче и выразительнее будет его воплощенный образ. Некоторые виды восприятия имеют специфическое значение для осуществления какой-либо определенной деятельности. В таких случаях восприятие рассматривается как определенная способность по отношению к этой деятельности, например восприятие пропорций в изобразительной деятельности. На это указывал Л.А. Венгер в книге «Восприятие и обучение» (1969), считающий, что для развития восприятия ребенка большое значение имеют продуктивные деятельности, прежде всего аппликация, рисование, лепка и конструирование. По его мнению, именно в контексте продуктивной изодеятельности восприятие ребенка полностью «очеловечивается», достигает того уровня развития, на котором индивидуальный перцептивный опыт сливается с общечеловеческим, фиксированным в системах сенсорных эталонов. Б.М. Теп- лов полагал, что сенсорные способности не обеспечивают прямого развития эстетического видения — они являются лишь предпосылками для его развития.

    Рассматривая эстетическое восприятие как один из важных компонентов художественной деятельности, Е.А. Флерина высказывает мысль о том, что детей необходимо обогащать разнообразными впечатлениями, создавать предметную среду, способствовать развитию наблюдательности, умению видеть характерные особенности предмета, запоминать их и воспроизводить в процессе работы.

    Акцентируя внимание на культуре детского восприятия, многие известные педагоги отмечали, что только организованный процесс эстетического восприятия способен обеспечить для всех детей его подлинное развитие. Е.А. Флерина видела прямую зависимость развития эстетического восприятия от руководства им, подчеркивая при этом роль педагога, призванного научить детей замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом соответствующие чувства. По мнению В.Б. Косминской и Н.П. Сакулиной, для создания художественного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, насыщенное чувствами, переживаниями. Использование произведений искусства в процессе обучения способствует этому, помогает тонко чувствовать и понимать красоту. Е.А. Флерина в книге «Эстетическое воспитание дошкольника» (1961) сделала вывод о том, что эстетические чувства у ребенка развиваются под влиянием воспитания и обучения на основе чувственного восприятия, познания реального мира и восприятия искусства.

    По мнению многих исследователей, произведения изобразительного искусства, являясь высокохудожественными объектами, несут в себе эмоциональный творческий потенциал, а эстетически выразительная форма служит толчком к творческому восприятию. Говоря о восприятии искусства, исследователи рассматривают его как единый и неразрывный процесс эстетической деятельности, одновременно сочетающий познание и творчество. В процессе эстетического восприятия человек не просто познает эстетический объект, но и творчески его перерабатывает в своем воображении. Исходя из этого необходимо отметить, что большая роль во многих педагогических исследованиях отводится развитию детского воображения. Об этом в своей книге «Мудрость красоты» (1981) писал Б.М. Неменский. Полноценное восприятие искусства, по его мнению, это способность связывать в своем сознании (фантазия) далекие друг от друга явления, способность создавать на основе восприятия жизни художественный образ и уметь его воспринимать в произведениях искусства [Т.Г. Казакова. Теория и методика развития детского изобразительного творчества].

    В начальной школе как показано Г.С. Лепским, занятия изобразительным искусством выступают как средство наглядно-действенного отношения детей к окружающей действительности. По существу, это воспитание у детей эстетического отношения к действительности посредством художественной деятельности, но ещё не развитие детей в искусстве. Вместе с тем этот период, обеспечивающий фундамент дальнейшего развития ребенка в изобразительном развитии искусства, подготовку сенсорного и перцептивного алфавита, основный пространственных ориентировок, формирование представления об основных средствах изобразительного языка и параметрах изображения [Система эстетического воспитания школьников/под ред. С.А. Герасимова].

    Психологи отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое проходит определенный путь становления.

    Таким образом, младший школьный возраст — это особенный возраст для развития эстетического восприятия, где главную роль играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством развития в школьниках эстетического восприятия заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

    Источники:

    http://novainfo.ru/article/4889

    Восприятие эстетическое

    http://infourok.ru/statya-na-temu-osobennosti-esteticheskogo-vospriyatiya-detey-1090471.html

    Читать еще:  Афганистан — интересные факты. Самые шокирующие факты об Афганской войне
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector