Что значит интонация в русском языке. Компоненты интонации
Основные компоненты интонации и их взаимодействие
( мелодика, интенсивность, паузы, тембр речи).
Понятие интонация оказывается существенным при характеристике врзазы, поскольку интонация определяет ритмико-мелодический строй речи. Интонация – это звуковое средство языка, с помощбю которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывание по и цели (повествовательные, волеизъявление, вопрос) и предают субъективное отношение к высказываемому. Элементами являются: мелодика речи, ударение, паузы, темп речи, тембр голоса. Важнейшие элементы интонации – это мелодика и ударение; на них базируются интонационные еденицы: интонемы(интонационные конструкции) и синтагма (такт).
Мелодика речи – движение голоса по высоте тона. Мелодика слога и слова создает музыкальное, политаническое ударение. Мелодика созает интонационный рисунок, которы лкжит в основе инт. модели – интонемы. Мелодика вопросительной фразы характеризуется тем, что тон повышается на ударном слоге того слова, к которому славится вопрос. Имеют свою интонему повествовательные и восклицательные фразы, а также обособление, пояснение, перечисление и другие типы интонаций. Интонемы связывают интонацию с синтаксическими конструкциями, которые свойствены тому или иному языку.
Синтагма создается мелоией, ударением, темпом и паузой после нее. Синтагма имеет две функции – фонетическую и семантическую. Фонетическая синтагма членит фразу на такты, свойственные данному языку. Синтагматическое членение предложения способствует выражению более тонких смысловых и стилистически оттенков, а так же отношения говорящего к содержанию высказывания. Синтагматическое членение предложения, наряду с порядком слов, является средством актуального членения предложения.
1. Мелодика (изменение частоты основного тона (повышение/понижение). Наиболее существенен для выражения и восприятия различий по цели высказывания;
2. Пауза. Имеет смысловую нагрузку: а)членнение речи на интонационно-смысловые еденицы:фразы и синтагмы; б)средство выделения фрагмента речи путем постановки паузы пред ним или после него;
3. Интенсивность. Артикуляционная интенсивность – это степень произносительного усилия, обусловленная активностью мышц и их направления – различия в громкости.
4. Тембр речи. Тембровая характеристика отражает эмоции. (высокая степень + эмоции(любовь) реализуется высоким предыхательным голосом; отрицательные эмоции (ненависть) реализуется низким зашумленным тоном; торжество – высокий восходящий; горе – низкий мягкий.
109.201.137.33 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Интонация
Понятие интонации
Интонация — это система средств организации связной звучащей речи. Система включает: 1) мелодику (движение основного тона голоса); 2) ударения, участвующие в оформлении интонационных конструкций, передаче интонационных значений, а также в выражении эмоционального состояния говорящего, т.е. несловесные (по своей функции) ударения; 3) темп речи; 4) паузы. Элементы интонации реально существуют лишь в единстве, хотя в научных и особенно учебных целях их можно рассматривать и по отдельности. По своей природе интонация суперсегментна: она надстраивается над линейной структурой речи.
Интонация является обязательной характеристикой звучащей речи. Речь без интонации невозможна. Богатство и содержательность речи, ее выразительность обеспечиваются не только богатством словаря и мастерством словесного выражения, но также и ее интонационной гибкостью, выразительностью и разнообразием. Интонация занимает важное место в структуре языка и выполняет целый ряд функций.
Традиционными терминами для обозначения раздела об интонации являются просодия или просодика; существует и более новый термин интонология.
Функции интонации
Интонация 1) обеспечивает фонетическую цельнооформленность фразы или ее части; 2) служит для членения текста или высказывания на осмысленные и фонетически оформленные сегменты; 3) передает важнейшие коммуникативные значения: повествование, вопрос, побуждение и др.; 4) указывает на определенные семантические и грамматические отношения между единицами, образующими высказывание, и между самими высказываниями; 5) передает отношение говорящего к содержанию своего высказывания или высказывания собеседника; 6) передает информацию об эмоциональном состоянии говорящего [Бондарко, 1998. С. 230].
Богатство выразительных и структурно-грамматических возможностей интонации не раз отмечалось исследователями. Выделялись, например, такие типы интонаций: вопросительная, восклицательная, звательная, убедительная, просительная, пригласительная, сопоставительная, перечислительная, утвердительная, угрожающая, интонация изумления, обиды, безразличия, вежливой просьбы, удивления, предупреждения и др. Бесспорно, перечень интонаций можно значительно расширить, но это только вызовет сомнения в объективности их существования и в возможности, с опорой на фонетические критерии, отличить одну от другой. Ясно, что при описании интонационных типов следует учитывать только такие, которые имеют четко выраженные характеристики.
Важнейшим звеном в описании теории интонации является синтагма.
Понятие синтагмы
Простейшие наблюдения над звучащей речью показывают, что речевой поток состоит из отдельных отрезков — слов, групп слов, частей предложения и самих предложений, например: В этот вечер / Казбич был угрюмее, / чем когда-нибудь, / и я заметил, / что у него под бешметом / надета кольчуга // (М. Лермонтов). (Знаками / обозначаются паузы, // — конец фразы.) Возникают осмысленные сочетания слов, имеющие и определенные синтаксические функции. Интонационно-смысловые единства, возникающие в процессе речи и являющиеся составными частями фраз, называются синтагмами. Понятие синтагмы было введено в отечественное языкознание Л. В. Щербой, который определял синтагму как “фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи-мысли”. Здесь важно указание на то, что синтагмы — это смысловые целые, возникающие “в процессе речи-мысли”. Щерба видел в синтагмах такие смысловые единства, которые создаются в данной речевой ситуации. В синтагматическом членении, таким образом, находит свое выражение осмысление говорящим данной ситуации. Поэтому оно может передавать различные смысловые нюансы. Ср.: 1. Увидимся завтра вечером и 2. Увидимся завтра, / вечером. Во втором случае время встречи подчеркнуто уточняется, а вечером становится уточняющим членом предложения, в то время как в первом случае время встречи мыслится нерасчлененно как вечер завтрашнего дня.
Синтагма обладает семантической, синтаксической и интонационной целостностью.
В семантическом плане синтагма является отрезком осмысленно расчлененной фразы. Здесь можно отметить два случая. Во- первых, смысловым целым является каждая синтагма, например: Вчера вечером/ отец и мать/ были в театре//. Здесь каждая синтагма выступает как самостоятельная смысловая единица. Во-вторых, во фразе могут быть синтагмы, не составляющие смыслового единства, например: За команду факультета выступали/ Коля,/ Петя/ и Вася//. Здесь самодостаточными в смысловом отношении являются однословные синтагмы Коля и Петя; безусловно, несамостоятельна ввиду наличия союза синтагма и Вася; скорее несамостоятельной является первая синтагма. Однако осмысленность членения в обоих случаях не вызывает сомнений.
Семантическая специфика синтагмы обусловливается функциональной направленностью речи. Речь имеет своей функцией передачу какого-то содержания, смысла, поэтому членение речи на синтагмы должно способствовать реализации этой функции.
В синтаксическом плане синтагма является отрезком синтаксически правильно расчлененной фразы. Синтагма может составлять целую фразу (С утра шел дождь), быть простым членом предложения (Коля; Петя) или распространенным (были в театре — группа сказуемого), или никак не соотноситься с синтаксическими конструкциями (За команду факультета выступали). Однако ясно, что семантической осмысленности членения соответствует и синтаксическая осмысленность.
Синтаксическая структура предложений во многих случаях предопределяет синтагматические границы, которые оказываются как бы вынужденными. Вот несколько типичных примеров: а) сложносочиненное предложение: Сверкнула молния, / и тотчас же загремел гром//; Я убежал, / а он остался//; б) сложноподчиненное предложение: Я приеду, / потому что обещал//; Если хочешь, / поедем за город, / когда кончится дождь//; в) однородные члены предложения: По улицам двигались трамваи,/ троллейбусы / и автобусы//; г) обособленные члены предложения: Он упал, / выронив из рук пакет//; Высокое дерево,/ заметное издалека, / служило нам ориентиром//; д) обращение: Мама, / где мой портфель?//
Интонация — неотъемлемая часть живого русского языка и литературы
Что такое интонация? Как расшифровывается и что обозначает данное понятие?
Интонация — это совокупность речевых элементов для придания высказыванию смысловой нагрузки и эмоциональной окраски. Ее называют музыкой речи. И неслучайно. Трудна для восприятия монотонно звучащая, не разделенная паузами, речь.
Как мерный стук дождя за окном, она убаюкивает. Чтобы донести до слушателя смысл высказывания, речь должна содержать все богатство интонации, ее мелодию.
Что такое интонация в русском языке
Как видно из определения, интонация речи состоит из элементов.
Мелодика речи
Повышением и понижением голоса одной и той же фразе можно придать разный смысл: утверждение, вопрос, восклицание. Сравните типы интонаций:
- Тебе понравилось его выступление. Ровный тон снижается к концу предложения. Это — утверждение.
- Тебе понравилось его выступление? Вопрос звучит более высоким тоном в начале и пониженным — в конце.
- Тебе понравилось его выступление! В восклицании перепад тона не такой явный, как у вопроса, но это и не повествовательная манера.
Повышением тона можно выделить отдельное слово в восклицательном или вопросительном предложении, например, для уточнения информации:
- Тебе понравилось выступление?
- Тебе понравилось выступление! (для более яркой констатации факта).
Из примера видно, что акцент на разных словах меняет смысл всего предложения.
Ритм речи
Паузы и чередование ударных и неакцентированных слов создают ритм. Это хорошо видно в поэзии.
Ритм — это также выделение голосом ударных слогов в словах, когда они произносятся протяжно или более громко. Например, команды “налЕЕЕво, крУУУгом”.
Владея ритмом речи, можно создавать определенное настроение у своего слушателя. Достаточно сравнить бравурные марши и задушевные колыбельные, чтобы понять это.
Увеличивая ритмичность речи, мы активизируем нервную систему и:
- побуждаем к действию;
- приводим в тонус;
- более убедительно подаем важную информацию;
- отдаем команды.
При снижении ритма, наша речь становится мягкой, плавной благодаря эмоциональной составляющей. И тогда мы:
- без труда устанавливаем душевную близость;
- создаем лирическое настроение;
- читаем сказки и поем колыбельные;
- снижаем напряжение у аудитории.
Тембр речи
Речь, не согретая чувством, не затронет слушателя, не коснется струн его души. Это касается даже сугубо деловых выступлений, когда докладчик, периодически отступая от темы, общается с аудиторией.
По тембру речи угадывается отношение человека к предмету разговора, его компетентность, настроение.
С помощью слов, насыщенных эмоциональным содержанием, можно легко донести не только свои мысли, но и выявить подтекст сказанной фразы.
Таким образом, основные элементы позволяют интонации выполнять следующие функции в русском языке:
Темп речи
Темп во многом зависит от свойств личности. Характер, темперамент человека сказывается на его манере говорить. Быстрая, энергичная или медленная, обстоятельная — у каждого оратора своя манера и своя аудитория. Но умение использовать разную скорость произнесения слов и фраз относится к основным навыкам ораторского мастерства.
Интенсивность речи
Интенсивность, или сила звучания, определяется работой мышц речевого аппарата. Громкость голоса может быть разной, например, при выступлении на митинге и на школьном уроке. Варьируя силой голоса, используя умение говорить и громко, и тихо, можно выделять наиболее важные моменты в своей речи.
Логическое ударение и паузы
Ударения необходимы для подчеркивания главных по смыслу слов. Сделать это можно изменением тона, силы звучания, ослаблением темпа или же паузой. Ударение делает речь понятной и облегчает восприятие.
Паузы делят речевой поток на отдельные смысловые фразы. Чрезмерное количество пауз, как и их отсутствие, делает непонятной мысль, которую хотят донести до слушателя.
Виды интонаций в русском языке
Какие интонации бывают? Она может быть повествовательной, вопросительной, восклицательной.
Для повествования характерен выдержанный тон, произношение с легким повышением и понижением голоса в процессе повествования.
При вопросе голос повышается в начале фразы и снижается по завершении, либо делается акцент на одном слове независимо от его местоположения в предложении.
Восклицание определяется повышением тона в конце высказывания и яркостью эмоциональной окраски.
Интонация в музыке
Посредством музыкальных звуков, используя тон, силу звучания, темп, ударения, паузы, ритм, можно образно передать всю гамму чувств и переживаний героев. И не только. Самые разные движения — тоже. Например, спотыкающийся шаг, крадущаяся походка. А стук дождя или порывы ветра! Это все музыкальная интонация!
Значение слова “интонация” в музыке отличается от понятия “интонирование”.
Интонирование — это верное воспроизведение тона при пении или игре на музыкальном инструменте.
В более общем понимании интонирование — это производная, обозначающая использование интонации в своей речи или при исполнении чего-либо.
Интонация в литературе
Интонация в литературе — это умение выразить в словах чувства и переживания героя.
Интонация — это язык чувств и наше отношение к окружающим, это мажор и минор нашего настроения, это разноцветная палитра нашего восприятия, переданная в речи, музыке, литературе.
Источники:
http://studopedia.ru/10_205748_osnovnie-komponenti-intonatsii-i-ih-vzaimodeystvie.html
http://studme.org/1506091318420/literatura/intonatsiya
Интонация — неотъемлемая часть живого русского языка и литературы