Что такое политика оттепели в духовной сфере. Оттепель» в духовной жизни

«ОТТЕПЕЛЬ» В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Гипермаркет знаний>>История>>История 9 класс>>История: «Оттепель» в духовной жизни. Развитие науки и образования

«Оттепель» в духовной жизни. Развитие науки и образования

1.Преодоление сталинизма в литературе и искусстве.


Преодоление сталинизма в литературе и искусстве.

Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни общества. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в то же время это была не «весна» с ее полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог вновь последовать и «легкий морозец».

На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Еще до XX съезда КПСС появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе — обновленческого. Одной из первых таких работ стала опубликованная в 1953 г. в «Новом мире» статья В. Померанцева «Об искренности в литературе», где он поставил вопрос о том, что «честно писать — это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей». Здесь же поднимался и вопрос о жизненной необходимости существования различных литературных школ и направлений.

В «Новом мире» появились написанные в новом ключе статьи В. Овечкина, Ф. Абрамова, М. Лифшица, а также ставшие широко известными произведения И. Эренбурга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панферова («Волга-матушка река») и др. В них авторы отходили от лакировки реальной жизни людей. Впервые был поставлен вопрос о губительности для интеллигенции той атмосферы, которая сложилась в стране. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Твардовского от руководства журналом.

Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменения стиля руководства Союзом писателей и отношений его с ЦК КПСС. Попытки А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к гибели. В своем предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью». Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник»).

Невозможность действовать репрессивными методами вынуждала партийное руководство искать новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Н. С. Хрущева, выступавшего на этих встречах с многочисленными речами, приобретали характер официальных оценок. Подобное бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и у интеллигенции в целом, но и у самых широких слоев населения.

После XX съезда КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление и в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Ответственность за «перегибы» прежних лет была возложена на Сталина, Берию, Жданова, Молотова, Маленкова и др.

В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Шебалина, Г. Попова, Н. Мясковского и др.
В то же время в ответ на призывы в среде интеллигенции отменить и другие постановления 40-х гг. по идеологическим вопросам заявлялось, что они «сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма» и в своем «основном содержании сохраняют актуальное значение». Это свидетельствовало о том, что политика «оттепели» в духовной жизни имела вполне определенные границы. Говоря о них на одной из встреч с литераторами, Хрущев заявил, что достигнутое в последние годы «вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотека. Партия проводила и будет последовательно и твердо проводить. ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний».

Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» в духовной жизни стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещенного властями романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. он был исключен из Союза писателей и вынужден отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны.

Настоящим потрясением для многих людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», в полный рост поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей. Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей тоталитарной системе, Хрущев в своих выступлениях обращал внимание писателя на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». Официальные «ограничители» действовали и в других сферах культуры. Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), но и скульпторы, художники, режиссеры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки.
Тем не менее в эти годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М. Шолохова, «Тишина» Ю. Бондарева), кинофильмов («Летят журавли» М. Калатозова, «Чистое небо» Г. Чухрая), картин, получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму, основанным на новом курсе советского руководства.

Партийные директивы стимулировали развитие отечественной науки. В 1956 г. был создан Международный исследовательский центр в Дубне (Объединенный институт ядерных исследований). В 1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР с широкой сетью институтов и лабораторий. Создавались и другие научные центры. Только в системе АН СССР за 1956 — 1958 гг. было организовано 48 новых НИИ. Расширилась и их география (Урал, Кольский полуостров, Карелия, Якутия). К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений. Численность научных работников страны приближалась к 300 тыс. К числу крупнейших достижений отечественной науки этого времени можно отнести создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957); спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин»; запуск в космос первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.); отправку в космос животных (ноябрь 1957 г.); полеты спутников к Луне; первый полет человека в космос (12 апреля 1961 г.); выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского лайнера Ту-104; создание быстроходных пассажирских судов на подводных крыльях («Ракета») и т. д. Возобновились работы в области генетики. Как и прежде, приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса. На его нужды работали не только крупнейшие ученые страны (С. Королев, М. Келдыш, А. Туполев, В. Челомей, А. Сахаров, И. Курчатов и др.), но и советская разведка. Даже космическая программа была лишь «приложением» к программе создания средств доставки ядерного оружия.

Читать еще:  История происхождения и традиции. Буряты

Таким образом, научно-технические достижения «хрущевской эпохи» закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США.

Сложившаяся в 30-е гг. образовательная система нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий, переменам в социально-гуманитарной сфере.

Однако это входило в противоречие с официальным курсом па продолжение экстенсивного развития экономики, который требовал ежегодно сотни тысяч новых рабочих для освоения тысяч строящихся по всей стране предприятий.

Для решения этой проблемы во многом и была задумана реформа образования.

В декабре 1958 г. был принят закон о новой его структуре, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодежь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением.

Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж.

Таким образом, острота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для руководителей предприятий это создавало новые проблемы с текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих.

Из выступлений Н. С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства

В вопросах художественного творчества Центральный Комитет партии будет добиваться от всех. неуклонного проведения партийной линии.

Вовсе не означает, что теперь после осуждения культа личности наступила пора самотека, что будто бы ослаблены бразды правления, общественный корабль плывет по воле волн и каждый может своевольничать, вести себя, как ему заблагорассудится. Нет. Партия проводила и будет проводить и твердо проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний.

Некоторые представители искусства судят о действительности только по запахам отхожих мест, изображают людей в нарочито уродливом виде, малюют свои картины мрачными красками, которые только и способны повергать людей в состояние уныния, тоски и безысходности, рисуют действительность сообразно своим предвзятым, извращенным, субъективистским представлениям о ней, по надуманным или худосочным схемам. Мы видели тошнотворную стряпню Эрнста Неизвестного и возмущались тем, что этот человек, не лишенный, очевидно, задатков, окончивший советское высшее учебное заведение, платит народу такой черной неблагодарностью. Хорошо, что таких художников у нас немного. Вы видели и некоторые другие изделия художников-абстракционистов. Мы осуждаем и будем осуждать подобные уродства открыто, со всей непримиримостью. В литературе и искусстве партия поддерживает только те произведения, которые вдохновляют народ и сплачивают его силы.

1. Что означала политика «оттепели» в духовной сфере?

2. Покажите на примерах (используя опубликованные документы) пределы «оттепели» в культурной жизни

3. Какие процессы в общественной жизни зародились под воздействием «оттепели»?

4. Какие задачи должна была решать реформа образования 1958 г.?

5. В чем вы видите противоречивый характер «оттепели» в духовной сфере?

Расширяем словарный запас:

Технологическая дисциплина — точное, безусловное соблюдение технологии производства.

История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003

Планирование по истории , учебники и книги онлайн, курсы и задачи по истории для 9 класса скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Оттепель» в духовной сфере

«Теплый ветер перемен», подувший с трибуны XX съезда КПСС в феврале 1956 г. резко изменил жизнь советских людей. Точную характеристику хрущевскому времени дал писатель Илья Григорьевич Эренбург, назвав его «оттепелью». В его романе с символическим названием «Оттепель» был поставлен целый ряд вопросов: что следует сказать о прошлом, в чем миссия интеллигенции, какими должны быть ее отношения с партией.

Во второй половине 1950-х гг. общество охватило чувство восторга от внезапной свободы, сами люди до конца не понимали этого нового и, несомненно, искреннего чувства. Особую прелесть ему придавала именно недоговоренность. Это чувство господствовало в одном из характерных фильмов тех лет – «Я шагаю по Москве»…(Никита Михалков в главной роли, это его одна из первых ролей). И гимном неясному восторгу стала песня из фильма: «Бывает все на свете хорошо, в чем дело сразу не поймешь…».

«Оттепель» отразилась, прежде всего, на литературе. Возникли новые журналы: «Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник». Особую роль сыграл журнал «Новый мир», возглавляемый А.Т. Твардовским. Именно здесь была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Солженицын стал одним из «диссидентов», как их позже называли (инакомыслящих). В его сочинениях излагалась правдивая картина труда, страданий и героизма советского народа.

Началась реабилитация писателей С. Есенина, М. Булгакова, А. Ахматовой, М. Зощенко, О. Мандельштама, Б. Пильняка и др. Советские люди стали больше читать, больше думать. Именно тогда появилось утверждение о том, что СССР – самая читающая страна в мире. Стилем жизни стало массовое увлечение поэзией, выступления поэтов проходили на стадионах и в огромных залах. Пожалуй, после «серебряного века» русской поэзии интерес к ней не поднимался так высоко, как в «хрущевское десятилетие». Например, Е. Евтушенко, по свидетельствам современников, выступал 250 раз в год. Вторым кумиром читающей публики стал А. Вознесенский.

Стал приоткрываться «железный занавес» перед западом. В журналах начали публиковаться произведения зарубежных писателей Э. Хемингуэя, Э.-М. Ремарка, Т. Драйзера, Дж. Лондона и др. (Э. Золя, В. Гюго, О. де Бальзака, С. Цвейга).

Ремарк и Хемингуэй повлияли не только на умы, но и на образ жизнь некоторых групп населения, прежде всего молодежи, которые пытались копировать западную моду, манеры поведения. Строчки из песни: «… Носил он брюки узкие, читал Хемингуэя…». Это образ стиляги: молодой человек в узких брюках, в длинноносых ботинках изогнулся в странной вычурной позе, подражая западному рок-н-роллу, твисту, шейку и др.

Процесс «оттепели», либерализации литературы не был однозначным, и это было характерно для всей жизни общества хрущевского времени. Остались под запретом такие писатели, как Б. Пастернак (за роман «Доктор Живаго), В.Д. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин, А. Вознесенский, И. Эренбург, В.П. Некрасов. Нападки на писателей были связаны не столько с критикой их произведений, сколько с изменением политической ситуации, т.е. со сворачиванием политических и общественных свобод. В конце 1950-х гг. начался закат «оттепели» во всех сферах жизни общества. В среде интеллигенции все громче звучали голоса против политики Н.С. Хрущева.

Борис Пастернак долгие годы работал над романом о революции и гражданской войне. Стихи из этого романа были напечатаны еще в 1947 г. Но сам роман ему не удавалось напечатать, т.к. цензоры усматривали в нем отступление от «социалистического реализма». Рукопись «Доктор Живаго» попала за границу и была напечатан в Италии. В 1958 г. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе за этот не напечатанный в СССР роман. Это вызвало однозначное осуждение со стороны Хрущева и партии. Развернулась кампания бичевания Пастернака. Его исключили из Союза писателей. Практически все писатели были вынуждены присоединиться к этой кампании, подвергая Пастернака оскорблениям. Шельмования Пастернака отразило попытки партии сохранить полный контроль над обществом, не допуская никакого инакомыслия. Сам Пастернак в эти дни написал стихотворение, ставшее известным годы спустя:

Читать еще:  Притягиваем удачу. Мощная мантра на удачу, богатство, здоровье…

Что же посмел я намаракать,

Пакостник я и злодей?

Я весь мир заставил плакать над красой земли моей.

Общество хрущевского периода заметно изменилось. Люди чаще стали ходить в гости, они «соскучились по общению, соскучились по возможности говорить громко обо всем, что тревожило». После 10-тий страха, когда разговоры даже в узком и, казалось, доверительном кругу могли кончиться и кончались лагерями и расстрелами, появилась возможность поговорить и пообщаться. Новым явлением стали горячие споры на рабочем месте после окончания рабочего дня, в небольших кафе. «… Кафе стали на манер аквариумов – со стеклянными стенами всем на обозрение. И вместо солидных… [названий] страну усыпали легкомысленные «Улыбки», «Минутки», «Ветерки». В «стекляшках» говорили о политике и искусстве, спорте и сердечных делах. Организованные формы принимало общение и во дворцах и домах культуры, количество которых возросло. Устные журналы, диспуты, обсуждение литературных произведений, кинокартин и спектаклей – эти формы общения заметно оживились по сравнению с предшествующими годами, да и высказывания участников отличались определенной долей свободы. Стали возникать «объединения по интересам» – клубы филателистов, аквалангистов, книголюбов, цветоводов, любителей песни, джазовой музыки, и т.д.

Самыми необычными для советского времени были клубы интернациональной дружбы, тоже детища «оттепели». В 1957 г. в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Он привел к установлению дружеских контактов между молодежью СССР и других стран. С 1958 г. стали праздновать День советской молодежи.

Характерным штрихом «хрущевской оттепели» стало развитие сатиры. Восторженно публика принимала выступления клоунов Олега Попова, Тарапуньки и Штепселя, Аркадия Райкина, М.В. Мироновой и А.С. Менакера, П.В. Рудакова и В.П. Нечаева. Страна взахлеб повторяла райкинские словечки «Уже смеюсь!», и «Бу’сделано!».

В быт людей входило телевидение. Телевизоры были редкостью, их смотрели вместе с друзьями, знакомыми, соседями, оживленно обсуждали передачи. Неимоверную популярность снискала игра КВН, появившаяся в 1961 г. Сама эта игра в 1960-е гг. приобрела характер всеобщей эпидемии. В КВН играли все и всюду: школьники младших и старших классов, учащиеся техникумов и студентов, рабочие и служащие; в школах и красных уголках общежитий, в студенческих клубах и дворцах культуры, в домах отдыха и санаториях.

В киноискусстве была снята установка на съемку только безусловных шедевров. В 1951 г. особо заметен стал застой в кино – за год сняли всего 6 художественных полнометражных лент. В дальнейшем на экранах начали появляться новые талантливые актеры. Зрители познакомились с такими выдающимися работами как «Тихий Дон», «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Идиот» и др. В 1958 г. киностудии выпустили 102 худож. фильма («Карнавальная ночь» с И.И. Ильинским и Л.М. Гурченко, «Человек-амфибия» с А. Вертинской, «Гусарская баллада» с Ю.В. Яковлевым и Л.И. Голубкиной, «Пес Барбос и необычайный кросс» и «Самогонщики» Л.И. Гайдая). Была заложена высокая традиция интеллектуального кино, которая была подхвачена в 1960–1970-е гг. Многие мастера отечественного кинематографа получили широкое международное признание (Г. Чухрай, М. Калатазов, С. Бондарчук, А. Тарковский, Н. Михалков и др.).

В кинотеатрах стали показывать польские, итальянские (Федерико Феллини), французские, немецкие, индийские, венгерские, египетские фильмы. Для советских людей это был глоток новой свежей западной жизни.

Общий подход к культурной среде был противоречивым: он отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Сам Хрущев стремился привлечь на свою сторону широкие круги интеллигенции, но рассматривал ее в качестве «автоматчиков партии», о чем прямо сказал в одном из своих выступлений (т.е. интеллигенция должна была работать на нужды партии). Уже с конца 1950-х гг. начал усиливаться контроль партаппарата за деятельностью художественной интеллигенции. На встречах с ее представителями Хрущев по-отечески наставлял писателей и художников, говорил им, как нужно работать. Хотя сам он слабо разбирался в вопросах культуры, имел средние вкусы. Все это рождало недоверие к политике партии в области культуры.

Усилились оппозиционные настроения, прежде всего в среде интеллигенции. Представители оппозиции считали необходимой проведение более решительной десталинизации, чем ее предусматривали власти. Партия не могла не реагировать на публичные выступления оппозиционеров: к ним применялись «мягкие репрессии» (исключение из партии, увольнение с работы, лишение столичной прописки и др.).

§ 41. «Оттепель» в духовной жизни

Преодоление сталинизма в литературе и искусстве. Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни. Известный советский писатель И. Г. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в то же время это была не «весна» с её полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог вновь последовать и «лёгкий морозец».

На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Ещё до XX съезда КПСС появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе — обновленческого. Суть его состояла в обращении к внутреннему миру человека, его повседневным заботам и проблемам, нерешённым вопросам развития страны. Одной из первых таких работ стала опубликованная в 1953 г. в журнале «Новый мир» статья В. М. Померанцева «Об искренности в литературе», где он впервые поставил вопрос о том, что «честно писать — это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей». Здесь же поднимался и вопрос о необходимости существования различных литературных школ и направлений.

В журнале «Новый мир» появились статьи В. Овечкина (ещё в 1952 г.), Ф. Абрамова, ставшие широко известными произведения И. Эренбурга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панфёрова («Волга-матушка река») и др. Их авторы отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей. Впервые за многие годы был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Твардовского от руководства журналом.

Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменить стиль руководства Союзом писателей и его отношений с ЦК КПСС.

Попытки главы Союза писателей А. А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к самоубийству. В своём предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью». Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник»).

Освоение космоса, разработка новейших образцов техники сделали любимым жанром читателей научную фантастику. Романы и повести И. А. Ефремова, А. П. Казанцева, братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких и др. приоткрывали для читателя завесу будущего, позволяли обратиться к внутреннему миру учёного, человека.

Власть искала новые приёмы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Хрущёва, выступавшего на этих встречах с многословными речами, приобретали характер официальных оценок. Бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и у интеллигенции в целом, но и у самых широких слоёв населения.

Читать еще:  Толкование сновидений о мандаринах. К чему снятся мандарины

После XX съезда КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление и в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Ответственность за «перегибы» прежних лет была возложена на Сталина, Берию, Жданова, Молотова, Маленкова и др.

В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Мурадели, В. Шебалина, Г. Попова, Н. Мясковского и др. В то же время призывы интеллигенции отменить и другие постановления 1940-х гг. по идеологическим вопросам отвергались. Подтверждалось, что они «сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма» и «сохраняют актуальное значение». Политика «оттепели» в духовной жизни, таким образом, имела вполне определённые границы.

Из выступлений Н. С. Хрущёва
перед деятелями литературы и искусства

Вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотёка, что будто бы ослаблены бразды правления, общественный корабль плывёт по воле волн и каждый может своевольничать, вести себя как ему заблагорассудится. Нет. Партия проводила и будет твёрдо проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний.

Какие границы творческой свободы устанавливались Хрущёвым? Насколько определёнными они были? Выскажите своё понимание того, что Хрущёв называл «идейными шатаниями».

Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещённого романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. Б. Пастернак был исключён из Союза писателей. Он вынужден был отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны.

Настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей.

Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей советской системе, Хрущёв в своих выступлениях обращал внимание писателей на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». Официальные «ограничители» действовали и в других сферах культуры. Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), но и скульпторы, художники, режиссёры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки.

Тем не менее в те годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М. Шолохова, «Тишина» Ю. Бондарева), кинофильмов («Летят журавли» М. Калатозова, «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо» Г. Чухрая), картин, получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму, обращению к внутреннему миру и повседневной жизни человека.

Развитие науки. Партийные директивы, ориентировавшие на развитие научно-технического прогресса, стимулировали развитие отечественной науки. В 1956 г. открыли Международный исследовательский центр в Дубне (Объединённый институт ядерных исследований). В 1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР с широкой сетью институтов и лабораторий. Создавались и другие научные центры. Только в системе Академии наук СССР за 1956—1958 гг. было организовано 48 новых НИИ. Расширилась и их география (Урал, Кольский полуостров, Карелия, Якутия). К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений. Численность научных работников страны приближалась к 300 тысячам.

К числу крупнейших достижений отечественной науки того времени можно отнести создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957); спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин»; запуск в космос первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.), отправку в космос животных (ноябрь 1957 г.), первый полёт человека в космос (12 апреля 1961 г.); выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского лайнера Ту-104; создание быстроходных пассажирских судов на подводных крыльях («Ракета») и т. д. Возобновились работы в области генетики.

Однако, как и прежде, приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса. На его нужды работали не только крупнейшие учёные страны (С. Королёв, М. Келдыш, А. Туполев, В. Челомей, А. Сахаров, И. Курчатов и др.), но и советская разведка. Так, космическая программа была лишь «приложением» к программе создания средств доставки ядерного оружия.

Таким образом, научно-технические достижения «хрущёвской эпохи» закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США.

Советский спорт. Годы «оттепели» были ознаменованы триумфальными победами советских спортсменов. Уже первое участие советских легкоатлетов в Олимпиаде в Хельсинки (1952) было отмечено 22 золотыми, 30 серебряными и 19 бронзовыми медалями. В неофициальном командном зачёте команда СССР набрала одинаковое количество очков с командой США. Первым золотым призёром Олимпиады стала метательница диска Н. Ромашкова (Пономарёва). Лучшим спортсменом Олимпиады в Мельбурне (1956) был назван советский бегун В. Куц, ставший двукратным чемпионом в беге на 5 и 10 км. Золотыми медалями Олимпиады в Риме (1960) были награждены П. Болотников (бег), сёстры Т. и И. Пресс (метание диска, бег с барьерами), В. Капитонов (велоспорт), Б. Шахлин и Л. Латынина (гимнастика), Ю. Власов (тяжёлая атлетика), В. Иванов (академическая гребля) и др. Блестящих результатов и мировой известности добились на Олимпиаде в Токио (1964): в прыжках в высоту В. Брумель, тяжелоатлет Л. Жаботинский, гимнастка Л. Латынина и др. Это были годы триумфа великого советского футболиста-вратаря Л. Яшина, сыгравшего за спортивную карьеру более 800 матчей (в том числе 207 — без пропущенных голов) и ставшего серебряным призёром Кубка Европы (1964) и чемпионом Олимпийских игр (1956).

Успехи советских спортсменов вызвали небывалую популярность соревнований, чем создавали важную предпосылку для развития массового спорта. Поощряя эти настроения, руководство страны обратило внимание на строительство стадионов и дворцов спорта, массовое открытие спортивных секций и детско-юношеских спортивных школ. Это закладывало хорошую основу для будущих мировых побед советских спортсменов.

Развитие образования. По мере построения основ индустриального общества в СССР сложившаяся в 30-е гг. система образования нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий, переменам в социально-гуманитарной сфере.

Однако это входило в противоречие с официальным курсом на продолжение экстенсивного развития экономики, который требовал ежегодно новых рабочих для освоения строящихся предприятий.

Для решения этой проблемы во многом и была задумана реформа образования. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодёжь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодёжи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трёхгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж.

Таким образом, острота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для предприятий это создавало новые проблемы с текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих.

Запоминаем новые слова

Политехническая школа — школа, основанная на обучении основам техники, рабочих профессий.

Источники:

http://edufuture.biz/index.php?title=%C2%AB%D0%9E%D0%A2%D0%A2%D0%95%D0%9F%D0%95%D0%9B%D0%AC%C2%BB_%D0%92_%D0%94%D0%A3%D0%A5%D0%9E%D0%92%D0%9D%D0%9E%D0%99_%D0%96%D0%98%D0%97%D0%9D%D0%98._%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%92%D0%98%D0%A2%D0%98%D0%95_%D0%9D%D0%90%D0%A3%D0%9A%D0%98_%D0%98_%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%AF

http://studopedia.ru/10_153518_ottepel-v-duhovnoy-sfere.html

http://tepka.ru/istoriya_rossii_9/45.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector