Бедные люди читать анализ. Анализ романа «Бедные люди» Достоевского Ф.М

Анализ романа Бедные люди Достоевского

Жанровая направленность произведения представляется в виде эпистолярного романа, написанного в виде диалога в направлении сентиментализма, являющегося сочетанием романтизма и реализма.

Основной тематикой романа является изображение проблемы маленького человека, описание нищеты, одиночества, несправедливости, жизненного существования людей, вынужденных из-за обстоятельств ограничивать себя во всем.

Главной мыслью романа является авторское утверждение о необходимости справедливого, сострадательного отношения к бедным людям, являющихся достойными сопереживания и участия.

Композиционная структура произведения выстраивается в виде писем, содержащих историю переписки ключевых персонажей романа, при этом последним письмом является написание Варварой отправления в день собственной свадьбы. Одновременно композиция представляется сюжетной линией что является своеобразием произведения, заключающимся в описании внутреннего мира пишущих героев в образах Варвары и Макара, не затрагивая изображение событий, происходящих вокруг.

Отличительной особенностью романа является использование писателем определенного лексикона, грамотных выражений, особого строения предложений и самостоятельной характеристики героями, описанной в ненавязчивой и естественной форме.

Главными героями романа являются Варенька и Макар Алексеевич, представленные в образах добрых, искренних людей, имеющих открытый душевный многогранный мир.

Макар Девушкин изображается в качестве смирного, кроткого, безвольного, посредственного мужчины, возраст которого приближается к пятидесяти, работающего переписчиком чужих текстов, слабого и зависящего от мнения других людей человека.

Варвара Доброселова описывается в качестве молодой красивой девушки, начитанной и обладающей литературным вкусом, испытавшей в своей недолгой жизни немало горя, но оставшейся при это добродетельной и трудолюбивой.

Особую роль в романе играет второстепенный персонаж, представленный автором в виде Петербурга, места, изображенного объемно в виде большого мрачного города, который приносит несчастья главным героям. Городу противопоставляются воспоминания Вареньки о деревне, которая представляется как яркий, прекрасный рай.

Смысловая нагрузка произведения имеет остросоциальную направленность, заключающуюся в изображении нищеты и бесправности простых людей, а также вседозволенности представителей высшего света. Кроме того, писатель демонстрирует читательской аудитории урок нравственности, раскрывая прекрасную сущность главных героев, несмотря на их невзрачность и жалость.

Анализ 2

«Бедные люди» является дебютным романом Федора Михайловича Достоевского. Это произведение имеет мало общего с книгами, которые принесли известность писателю, но в нем он обращается к темам, которые впоследствии будет развивать во всем своем творчестве.

Главный герой «Бедных людей» Макар Алексеевич Девушкин работает титулярным советником, и по сути занимается переписыванием бумаг за мизерную плату. Он живет в маленькой комнатке, а большую часть своей зарплаты он отдает на содержание своей дальней родственницы — Варвары Алексеевны Доброселовой. Он редко видится с родственницей, для того чтобы избежать слухов, но начинает с Варварой переписку. Именно интимные и полные нежных чувств письма между главными героями составляют текст романа. Тогда романы в письмах уже начали выходить из моды и, но Достоевский выбрал для себя такую форму для того чтобы с большей легкостью раскрыть внутренний мир героев.

Макар Девушкин является персонажем, на которого во многом вдохновил автора Николай Гоголь. Он отсылает к главному герою Гоголевской «Шинели». Эту книгу дает почитать Девушкина Варвара и она в отличие от «Станционного смотрителя» Пушкина вызывает у него недовольство. Хотя ничтожность и слабость персонажей Гоголя и Достоевского во многом похожа, но авторы задают совершенно разные причины и решения этой проблемы. Акакий Акакиевич страдает из-за своей бедности и видит решение всех своих бед в новой шинели. Макар Алексеевич не стесняется своей бедности, его больше оскорбляют насмешки людей, и он вечно чувствует себя хуже других. Амбиции заставляют Девушкина все время доказывать другим, что ничем не хуже них. Именно самопожертвование на которое идет герой ради своей родственницы делает его лучшим человеком в ее глазах. Банальный чиновник из-за своей мало, не библейской жертвы превращается в настоящего героя.

Варвара Алексеевна — жертва внешних обстоятельств и все на, что она может рассчитывать это доброта других. Она была дочерью управляющих в княжеском имении, но отец теряет место и вскоре умирает. Ее с матерью принимает у себя дальняя родственница Анна Федоровна. Она плохо относится к вдове и ее дочери. Скоро мать Вареньки болеет и умирает, оставляя ее на опекаемые Анны Федоровны. Несмотря на тяжелую судьбу в душе молодой девушки нет места для злобы. Под влиянием детства в деревне, и знаний которые она приобретает благодаря бывшему студенту Петра Покровского, живущего в том же доме Варвара становиться чистой душой.

Варенька это типичный для Достоевского — образ невинного ангела, жертвы окружающих обстоятельств. Этот персонаж отражал типичное положение женщины в тогдашнем обществе. Анна Федоровна пыталась выдать сироту за своего друга — богатого и подлого помещика Быкова, который бесчестит невинную девушку. Несмотря на побег Доброселовой и попытки Девушкина спасти свою «ясочку» в конце романа она соглашается на брак с Быковым, оставляя своего друга и покровителя. Катарсис в романе наступает с последним письмом Макара Алексеевича, в котором он демонстрирует то, что от напуганного, маленького чиновника не осталось и следа.

Читать еще:  Как открыть новую организацию. Как начать свой бизнес

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Бедные люди

Популярные сегодня темы

Каждый человек должен получить не только обычное образование, которое даёт нам школа или университет, но и духовное обучение. Духовное образование основывается на принципах и нравственных убеждениях, которые записаны в Библии

Валентин Александрович Серов известен во всем мире. Он был не просто живописцем, а народным талантом. Все его творчество проникнуто самосовершенствованием и непрерывным поиском чего-то нового.

Сколько слов есть в русском языке? Много. Их нельзя сосчитать по щелку пальца. Для этого потребуются долгие годы, но даже тогда нельзя будет пересчитать все слова русского языка.

Повествование о том, что происходит в достаточно старом доме, а также о тех, кто живет в его стенах. Благодаря повествованию мы узнаем, что у дома достаточно обитателей, а множество проблем доставлял дом и его постоянные жители

Салтыков-Щедрин использует в тексте говорящие фамилии, выражая тем самым свое отношение к персонажам, оценку их поведения и характера. Градоначальник и его подчиненные олицетворяют

Анализ романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

В 1845 году Ф.М.Достоевский закончил работу над романом «Бедные люди». Признание и слава к автору пришли еще до опубликования. С текстом ознакомились Григорович, Некрасов, Белинский. «О «Бедных людях» говорит уже пол-Петербурга», — сообщал в октябре 1845 года Достоевский своему брату Михаилу. «В ноябре и декабре 1845 года все литературные дилетанты ловили и перебрасывали отрадную новость о появлении нового ог­ромного таланта», — свидетельствовал критик Валериан Майков. В январе 1846 года некрасовский «Петербургский сборник» вышел в свет. Открывал эту книгу роман «Бедные люди».

Уже название романа указывало на тот материал, ко­торый положен в его основу, на преобладающий типаж его героев. Это — бедные люди, влачащие жалкое существова­ние, городская «дробь и мелочь», как говаривал в таких случаях Гоголь.

У них невидные должности, мелкие чины, обычно не старше чина девятого класса, то есть титулярного советни­ка (титулярным советником является Макар Алексеевич Девушкин). Они ютятся где-нибудь в отдаленных районах, в дешевых квартирках; вечно недоедают, мерзнут в своей ветхой одежде (у Девушкина и сапоги прохудились, и пуговицы чуть ли не с половины борта все осыпались), страдают от болезней, не вылезают из долгов, забирают жалованье вперед, чтобы кое-как выкрутиться, и нередко попадают в сети жадных ростовщиков. Для такого персо­нажа впоследствии был найден специальный термин — маленький человек. Выражение это, впрочем без четкого терминологического ограничения, употреблялось в 40-е годы XIX века; встречается оно и в «Бедных людях». «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек», — говорит Девушкин. Маленький человек здесь синоним непритязательности, способности примириться и сносить любые невзгоды.

Оригинальность Достоевского заметна уже и в самом типе романа, в некоторых поэтических его особенностях. Обычно о «забитых существованиях» рассказывалось в третьем лице — о них повествовал автор, рассказчик, то есть лицо постороннее. В «Бедных людях» герои говорят о себе сами — Варенька и особенно Макар Алексеевич Девушкин. Стороннего рассказчика вообще нет; все мы узнаем от самих героев. Это значит, что слово передоверено маленькому человеку. Он сам поверяет нам свои пережи­вания и думы, настроения и намерения.

Но это еще не все. Роман почти сплошь состоит из писем героев; лишь небольшой его фрагмент, рассказы­вающий о прошлом Вареньки, написан в форме ее воспо­минаний, но и они приложены к очередному ее письму. «Бедные люди» — роман в письмах. Такой жанр не был изобретением Достоевского. Но заслуга автора заключалась в том, что он решительно поставил этот жанр на службу своей теме — теме маленького человека.

Ведь письмо — если это письмо частное и обращено к близкому и дорогому человеку, каким является для Макара Алексеевича Варенька, — документ личный и интимный. В нем говорят то, что не предназначено для чужих ушей, что составляет сокровенную тайну души и сердца. Внешние обстоятельства жизни наших героев способствуют разви­тию переписки (вместе с тем это является и ее мотивиров­кой, то есть оправданием жанра романа в письмах) — живущие совсем рядом, через дорогу, они не могут видеть­ся часто. Макар Алексеевич боится, что его встречи с девушкой дадут повод для сплетен и пересудов. Только в письмах может он дать волю своей нежности, заботе, тревогам. Чувство, не выговоренное вслух и вовремя, при­обретает необычайную силу и выразительность. «Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями», — заметил известный литературовед В.В.Виноградов.

Читать еще:  Когда появился праздник пасха. Пасха история праздника кратко

«С тональными вибрациями» — это значит с необы­чайным диапазоном тонких душевных движений. Подоб­ного русская литература еще не знала.

В смысле жизни внешней Девушкин относительно свободен, то есть он может не замечать или преодолеть голод, нужду и т.д. Но во взаимоотношениях с Варенькой все гораздо сложнее.

Уже первое письмо Варвары Алексеевны действует в этом смысле на Девушкина отрезвляюще. Бедный Макар Алексеевич вообразил, что Варенька для него подняла оконную занавеску — знак ему условный подает. А оказа­лось: «про занавеску я и не думала; она, верно, сама зацепилась. » Узнав об этом, Макар Алексеевич расстро­ился, да и в чувствах своих забил отбой, чтобы не подумала, не дай бог, чего-нибудь лишнего. «Отеческая приязнь одушевляла меня, единственно чистая отеческая приязнь, Варвара Алексеевна, ибо я занимаю у вас место отца родного. » (колебания чувств Девушкина — вернее, пози­ции — отражают его обращения в письмах, от доверчивого «Голубчик мой, Варенька!» до холодно-официального «Милостивая государыня, Варвара Алексеевна!»).

Эпизод с занавескою характерен тем, что здесь пре­краснодушные мечтания и иллюзии героя были опрокину­ты и развеяны самой жизнью. И в этом смысле эпизод оказался предвестием заключительных сцен, когда на го­ризонте обозначилась реальная угроза в лице господина Быкова, и Макар Алексеевич понял, что он может потерять Вареньку навсегда.

В жанре романа в письмах у автора нет иной возмож­ности высказать свое мнение, как только с помощью реального развития действия. И Достоевский пользуется этой возможностью, сталкивая представления Макара Алексеевича с действительностью и отмечая их несоответ­ствие.

И все же есть одно место, где автор, выходя за пределы суждений своих персонажей, дает иную, стороннюю точку зрения на все происходящее. Речь идет об эпиграфе, взятом из одного рассказа известного писателя и философа В.Ф.Одоевского. Причем и здесь авторская точка зрения выражена способом «от противного», ибо она противостоит той позиции, которая обозначена в эпиграфе.

Некое незнакомое лицо, судя по всему ворчун и брюз­га, жалуется на писателей: «Нет чтобы написать что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то всю подноготную в земле вырывают. Вот уж запретил бы им писать!»

Знакомые интонации — ведь и Макар Девушкин был против того, чтобы до «подноготной» докапываться, высту­пал за успокаивающее, усладительное чтение (однажды он даже Вареньке посоветовал: «Когда конфетку во рту дер­жите — вот тогда прочтите»). В свете эпиграфа некоторые рассуждения Макара Алексеевича приобретают ироничес­кую подсветку.

Но эта же подсветка усиливает звучание трагической темы романа, которая в авторском стремлении раскрыть весь ход жизни без прикрас противостоит и эпиграфу, и наивным верованиям Девушкина.

Словосочетание «бедные люди», вынесенное в загла­вие романа, играет важную роль в понимании смысла этого произведения. Сначала кажется, что подразумевается лишь недостаточность средств существования, бедность матери­альная и физическая. Но вот Девушкин говорит о семей­стве Горшкова: «Бедны-то они, бедны — господи, бог мой! Всегда у них в комнате тихо и смирно, словно и не живет никто». Бедность здесь в одном ряду с покорностью, ти­шиной, смирением. Но это обманчивое смирение. «Бедные люди капризны, — это уж так от природы устроено. Он, бедный-то человек, он взыскателен; он и на свет-то божий иначе смотрит, и на каждого прохожего косо глядит, да вокруг себя смущенным взором поводит, да прислушива­ется к каждому слову, — дескать, не про него ли там говорят. И ведомо каждому, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там ни пиши. »

Перед читателем возникает целая гамма чувств и пере­живаний в духе той сложной психологии, которая отличает характер самого Девушкина. Становится понятным, поче­му Достоевский назвал свой роман не «Бедняки», не «Бед­ные», а именно «Бедные люди», где значимы оба понятия.

Так уже в первом своем произведении писатель при­ступил к решению той задачи, которую впоследствии оп­ределил следующими словами: «При полном реализме от­крыть человека в человеке».

«Бедные люди», анализ романа Достоевского

Творчество Федора Михайловича Достоевского можно смело отнести к числу тех, что создает мировую славу русской литературе. Массовому читателю больше известен роман «Преступление и наказание», ставший мировым бестселлером, но далеко не все знают, что началась литературная слава Достоевского с другого произведения — романа «Бедные люди», анализ которого и будет представлен.

Литературным дебютом стал перевод романа Бальзака «Евгения Гранде», появившийся в середине 1844 года в альманахе «Репертуар и пантеон». В том же году Достоевский начал увлеченно работать над своим первым романом «Бедные люди». Почти два года писатель продолжал работу: несколько раз переделывал рукопись, потом ее прочитал Григорович, который и передал ее Н. А. Некрасову, а тот — В. Г Белинскому. И вот уже 15 января 1846 года роман «Бедные люди» открыл «Петербургский сборник».

Читать еще:  Насколько полезна манная каша? Блюдо из детства – манная каша.

Годом раньше Достоевский испытал потрясение, которое впоследствии назвал «видением на Неве». Однажды он возвращался домой вдоль Невы и вдруг в морозно-мутной дали увидел совершенно иной новый мир и какие-то необычные фигуры, «вполне прозаические» — «вполне титулярные советники». И в воображении вдруг появилась «другая история, какое-то титулярное сердце, честное и чистое, а вместе с ним какая-то девочка, оскорбленная и грустная».

В душе будущего писателя произошел переворот: он точно прозрел и увидел мир глазами «маленьких людей» — бедного чиновника Макара Девушкина и Вареньки Добросёловой, его дальней родственницы. Тогда и появился замысел оригинального романа — романа в письмах, в котором от лица самих героев и ведется повествование. Впоследствии Белинский назовет Достоевского «новым Гоголем», ведь, по словам начинающего писателя, тот затеял «тяжбу со всей литературой» и в первую очередь — с гоголевскою «Шинелью». Но у Гоголя человек уничтожен обстоятельствами, его окружавшими. А Достоевский позволяет своему герою, «маленькому человеку», обрести голос, чтобы судить не только окружающую его действительность, но и самого себя.

В самом начале романа писатель напоминает читателям известную христианскую заповедь о том, что надо больше заботиться о своей душе, нежели об одежде, потому что именно душа открывает все естество человека. Вот такая душа у главного героя Макара Девушкина — душа открытая, обнаженная. Если вчитаться в содержание романа, то можно ужаснуться тому, как душа героя изранена жизненными обстоятельствами. Но в отличие от Акакия Акакиевича из «Шинели» Гоголя, Макар Девушкин больше уязвлен не бедностью, а собственными амбициями, болезненной гордостью.

Больше всего «маленького человека» удручает, что он не просто беднее — он вообще хуже всех других, как ему кажется. И он слишком озабочен тем, как к нему относятся другие, стоящие выше его по социальному положению, что о нем говорят или думают эти самые «другие». Амбиции, заменившие для него чувство собственного достоинства, заставляют его доказывать всему миру, а прежде всего себе, что он не хуже других — он такой же, как те «другие».

Главный герой романа — титулярный советник Макар Девушкин сорока семи лет. За более чем скромное жалование он занимается переписыванием бумаг в одном из департаментов Петербурга. Узнав о трагедии семнадцатилетней сироты Вареньки Добросёловой, обесчещенной богатым помещиком Быковым, он берет ее под свою защиту, чтобы спасти от окончательной «гибели». Автор раскрывает историю их взаимоотношений в письмах. Хотя видятся они редко, так как боятся сплетен и пересудов, но их ежедневная переписка становится для обоих настоящим источником душевного тепла и сочувствия.

Читатель узнает, что бедная Варенька почти месяц была в беспамятстве, спасаясь от Быкова, а Девушкин, чтобы прокормить ее, был вынужден продать свой новый вицмундир. Из переписки можно узнать и о детстве девушки, и о том, как она осталась сиротой. Макар в ответ сетует, что в департаменте над ним издеваются, считая его предметом постоянных насмешек: «… до сапогов, до мундира, до волос, до фигуры моей добрались: все не по них, все переделать нужно!»

Именно Варенька, образованием которой когда-то занимался студент Покровский, знакомит чиновника с повестью Пушкина «Станционный смотритель» и «Шинелью» Гоголя. Пушкинская повесть возвышает Девушкина в собственных глазах, а гоголевская — обижает. Самоуважение к себе дает Варя: он по-прежнему чувствует себя значимым для девушки, защищая ее от недостойных претендентов на ее руку. Но девушка все-таки собирается замуж за своего обидчика — помещика Быкова, чтобы он вернул ей честное имя и отвратил от нее бедность.

Заканчивается переписка героев в день свадьбы — 30 сентября. Варя в прощальном письме называет героя «добрым, бесценным, единственным другом» и просит не забывать «бедную Вареньку». Девушкин же в ответ пишет, что это не может быть последнее письмо, призывает Варю и оттуда писать, чтобы и ему было, кому писать, ведь у него только формируется слог. Он сожалеет, что Быков женился не на купчихе, а для Вари он мил сделался лишь потому, что ей тряпок может накупить.

Такая эпистолярная форма больше была свойственна произведениям эпохи сентиментализма (роман Жан Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»). Однако Достоевскому такой формат романа позволяет достичь настоящего эпического охвата действительности. В письмах чиновника Девушкина и Вареньки заочно воскресают судьбы многих несчастных людей: и семья нищего чиновника Горшкова, которая живет в комнате, где даже «чижики мрут», и трагическая история студента Петра Покровского, и судьба мелкого литератора Ратазяева, и хозяйка-«ведьма».

По мысли автора, любовь к Вареньке возвращает Девушкину чувство уважения к себе самому: он теперь не просто по-иному смотрит на окружающий мир, но и видит порочность его внутреннего устройства. В глазах читателей Макар Девушкин из «маленького ничтожного человека» становится героем, достойным подлинного уважения и сочувствия.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/analiz-romana-bednye-lyudi

http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/369-roman-fm-dostoevskogo-bednye-lyudi.html

http://goldlit.ru/dostoevsky/581-bednye-ludi-analiz

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector