Традиции и история медового спаса. Обычаи южных славян

Медовый спас – праздник восточных славян. История, обычаи, приметы

1 августа по старому стилю и 14 августа по нашему календарю начинается двухнедельный Успенский пост, который включает сразу 3 спаса: Медовый (Маковый, Мокрый, на воде), Яблочный и Ореховый (Третий) Спас.

История Медового Спаса

Этот праздник уходит корнями в IX век, когда было положено начало традиции празднования Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Константинополе. Ежегодно часть Животворящего Креста стали приносить в храм Св. Софии и освящать им воду. Привязка именно к 1 августа, вероятно, связана еще и с тем, что Крещение Руси состоялось в этот день в 988 году. С начала августа вода начинала цвести, что становилось причиной повышенной заболеваемости, поэтому святая животворящая вода была очень кстати, как и запрет на полноценные купания в открытых водоемах после этого праздника.

С этого дня пчелы перестают носить мёд. Чтобы соседские пчелы не вытаскали мёд из ульев, пасечники вскрывали соты и собирали мёд. До этого дня мёд не ели. Лишь после того, как мёд из самого богатого улья был освещен в церкви, разрешалось есть остальной медовый урожай.

Почему «Маковый»?

В этот день отмечается также день памяти семи мучеников-братьев Маккавеев. Вероятно, созвучность имени рода стало причиной того, что мак тоже стал частью праздника, тем более что мак к этому времени как раз созревал. Традиционно, в этот день хозяйки пекут разнообразнейшую вкуснейшую выпечку не только с мёдом, но и с маком, а в маково-медовой массе обмакивают блины.

Почему «Мокрый»?

Как мы уже отметили, в этот день выполнялось малое водосвятие. Совершались крестные ходы на естественные водоемы, где в освященной воде совершали обряд окунания (купаться было уже нельзя).

Приметы и традиции, связанные с Медовым Спасом

В основе примет и традиций Медового Спаса лежит не только вера, но и просто прагматичные стремления собрать урожай в самое подходящее время, чтобы ничего не потерять, чтобы своевременно посеять озимые культуры, чтобы избежать роста заболеваемости, связанной с купанием в цветущей воде, где в такой период создаются все условия для развития болезнетворных микроорганизмов. Люди на протяжении веков подмечали те или иные явления природы и передавали свой опыт из поколения в поколение, оформляя это в форму обрядов.

Итак, народные приметы на Медовый Спас гласят:

  • «на Спас в Ердани купаться — незамоленные грехи простятся»;
  • скот и лошадей купали в этот день в последний раз в году, предупреждая, что если купать животное после 1 августа, то у животного зимой из-за стужи кровь застынет;
  • в этот день освящали новые колодцы;
  • вода в колодцах приобретала целебные свойства, ее набирали в сосуды и хранили. Также этой водой на следующий день делали генеральную уборку, вымывая весь негатив, зависть, сглазы и т.п.;
  • в течение трех дней после Медового Спаса женщины не стирали в реках белье;
  • крестьяне несли в церковь не только мёд и головки мака, но и подоспевшие овощи, а также плели венки из колосьев нового урожая;
  • молодые парни и девушки собирались в хороводы и пели «Ой, на горе мак»;
  • для того, чтобы никакая ведьма не посмела нагрянуть в дом, рассыпали семена мака;
  • перед праздником вязали сухие букеты из мяты, календулы, чабреца и головок мака, которые освящали затем в церкви. Такие букеты должны были приносить спокойствие и благополучие в дом;
  • по весне освященный мак из головок рассеивали по огороду, а остальные цветы из букета девушки вплетали в косы – считалось, что это предотвратит выпадение волос;
  • 1 августа был днем «вдовьей и сиротской помочи» — вдовам и сиротам помогали по хозяйству и приносили угощение, привлекая таким образом счастье и достаток в свой дом;
  • в этот день даже нищий должен был отведать мёда – пасечники угощали прохожих и отставляли «попову долю» после освящения в церкви, которая тоже раздавалась затем нищим;
  • первая ложка освященного мёда могла исполнить желания – люди загадывали самые заветные желания и вкушали сладкое лакомство. Кроме того, такой мёд имел целительную сверхсилу и мог поставить на ноги даже тяжелобольных.
Читать еще:  Значение имени эмилия. Эмилия

Интересна примета на Медовый Спас для девушки, которая уже «присмотрела» себе суженого: она должна была трижды обсыпать его маком, тихонько приговаривая: «Чтоб ты меня бросил, когда соберешь весь этот мак».

Люди подметили, что погода на Спас Медовый, аналогична погоде в день Третьего Спаса. Уже с 1 августа начинали провожать лето – «На первый спас олень копыто обмочил» (означало, что вода уже холодная).

Современные ведуны и ведуньи рекомендуют в этот день:

  • принять ванну из полыни, мёда и соли. Это поможет укрепить здоровье и уберет последствия негативного общения с окружающим миром, снимет сглаз. Для этого нужно запарить свежую полынь, добавить щепотку соли и 3 столовых ложки мёда (можно заменить на мак для аллергиков). Полученный состав отфильтровать и вылить в ванну;
  • взять колосья пшеницы нового урожая и потереть их в руках очищая зерна, мысленно избавляясь от зависти, недоброжелателей и т.п.;
  • для того, чтобы укрепить семейные взаимоотношения со своей второй половинкой, нужно на Яблочный Спас разделить яблоко на 8 частей и съесть их с мёдом;
  • сделать оберег для своего дома — веник из чертополоха, полыни, зверобоя, веточки дуба, веточки березы и колосьев пшеницы перевязать красной лентой длиной в 3 локтя, завязав 12 узлов. Такой оберег вешают на год до следующего Спаса как букетик – он должен принести в дом благополучие, удачу и уберечь от негативной энергетики.

Медовый Спас – один из православных праздников, который дает возможность людям оказаться ближе к природе, проявить заботу об окружающих и выразить свою любовь к родным. Именно поэтому праздник актуален спустя много веков и православные по всему миру 14 августа едят мёд, маково-медовую выпечку и собирают букетики из полевых цветов и трав.

Видео об обрядах и оберегах в канун Спаса:

О трех древних праздниках конца лета: Медовый Спас, Яблочный Спас и Льняной Спас

Во время Медового Спаса (14 августа) вырезали соты с медом. Этим медом святили воду в реках, а после водосвятия купали в них де­тей. Причем рубашки, одетые на детей до купания, бросали в реку, а ребенка одевали в новую не стиранную рубаху . Вспомним древний гимн Ригведы, где с медом связаны образы Неба и Бога Творца Вселенной:

«Мед навевают ветры благочестивому,

Мед струят реки,

Медовыми для нас да будут растения!

Медом пусть будет Небо – наш отец!»

…В санскрите, языке древнеиндийской культуры, со словом «Мад-ху» (мед) связаны такие понятия, как: сладкий, приятный, прелестный, нектар, молоко, святой, священный, пригодный для жертвоприноше­ния, а также – мудрость, ум, разум, проницательность, жиз­ненный опыт и, наконец, опьяняющий, хмельной напиток.

В.А.Васигин пишет в связи с древнеиндийскими домашними об­рядами: «У индийцев мед в древности символизировал сущность жиз­ни, бессмертие, он обладал будто бы оплодотворяющими способностя­ми и поэтому его вместе с маслом лили в первую борозду» .

Именно мед во всех вариациях был главным продуктом питания и объектом поклонения в обрядах Медового Спаса. Этот день знамено­вал собой начало сбора урожая, независимо от того, что часть его уже была к тому времени собрана. Древние обрядовые жертвы медом и ме­довыми напитками должны были сделать все плоды земли и все воды рек сладкими для людей. Мед был символом и знаком Бога Неба – «Деда» и поэтому им кропили воды рек прежде, чем купать в них детей.

…Как и другие летние праздники «Медовый Спас» – это комплекс обрядов, связанных с функцией сохранения, спасения. Основной смысл этого со­хранения (спасения) – в приобщении следующего поколения к сокро­вищам знаний их предков. Омывшись в «медовых водах» Отца-Неба, дети должны быть готовы к осознанию всей полноты бытия, приобрете­нию жизненного опыта, знаний.

…Второй праздник августовского цикла – «Яблочный Спас» (19 августа) также целиком и полностью связан с идеей сохранения и спа­сения.

В древности у индоевропейских народов яблоневый сад был сим­волом вечной жизни – рая.

Так, древнегреческая мифология сохранила память о чудесной яблоне с золотыми яблоками вечной юности, которая по велению мате­ри-Земли (Геи) «выросла в далекой древней Гиперборее» . У подно­жия этой яблони бил из недр ключ живой воды – воды бессмертия. Та­ким образом, древнегреческая мифология сохранила память об общеиндоевропейской прародине и тех мифологических представлени­ях, которые складывались на этой прародине в глубине тысячелетий.

Читать еще:  Связать из тонкого. Узоры вязания спицами

Мы уже отмечали, что в русской народной традиции яблоня и яб­локи занимают огромное место. В народных сказках яблоки – символ жизненной силы, красоты, мудрости, счастья, удачи. И в этом нет ниче­го удивительного. Ведь даже сегодня половина яблоневых садов мира находится в России. Ну, а в глубокой древности дикие яблони росли да­леко на Севере. Заметим, что именно плоды диких яблонь наиболее бо­гаты так необходимым человеку витамином «С».

Во время празднования Яблочного Спаса все начинали есть яб­локи. До 19 августа женщины, у которых умирали дети, старались яб­лок не есть, так как считали, что тогда их детям «на том свете достанется яблочко». С яблоками были связаны представления о нравственном облике человек. Так, новорожденному клали в рот печеное яблоко, что­бы он не вырос пьяницей . Представление о яблоне как неком «древе жизни» настолько архаично, что оно сохранилось даже в мифологии калашей – жителей гор Гиндукуша (Афганистан) – потомков первых индоевропейских иммигрантов на субконтиненте .

Возвращаясь вновь к русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» заметим, что здесь очень четко обозначена мысль – злой, коварный, бесчестный (т.е. греховный) человек не может сорвать, а значит, вкусить плод с дерева жизни и познания, каковым в сказке яв­ляется яблоня. Исходя из этого, можно понять и расположение обрядов в Трех Спасах.

Первый «Медовый Спас» – дети готовятся стать учениками. Они проходят священное омовение в насыщенных мудростью, знанием, жиз­ненным опытом предыдущих поколений «Медовых водах» и, пуская свои старые рубашки по воде, прощаются со своим беззаботным дет­ством.

Во время «Яблочного Спаса» дети получают вместе с яблоками запас жизненных сил, необходимых для приобщения к познанию.

Последний, третий праздник цикла «Льняной» (полотняный) или «Житный Спас» (29 августа). В этот день женщины, катаясь по сжатой ниве, приговаривали: «Нивка, нивка, отдай мою силку, на пест, на ко­лотила, на молотила, на кривое веретено!» . Связанный с завершени­ем уборки урожая, с предстоящим затем долгим процессом получения пряжи, холста, набором орнаментальных праставок – «священных тек­стов», Этот праздник также целиком посвящен сохранению. Это со­хранение урожая, сохранение жизненных сил, сохранение священного знания, запечатленного в сакральных орнаментальных текстах.

Третий Спас как бы окончательно разделяет судьбы детей – маль­чиков и девочек. Первые пойдут учиться грамоте, вторые – рукоделию. Известно, что у новорожденной девочки пуповину (в русской традиции) почти всегда раньше перерезали на прялке или веретене, чтобы она стала искусной пряхой. У мальчика пуповину перерезали на колоде для плетения лаптей, а иногда на книге, чтобы новорожденный вырос мас­тером своего дела или грамотным человеком .

Выдающийся исследователь русской культуры В.А.Городцов пи­сал в 1926 году: «Шитью молодых девиц и знанию грамоты юношей придавалось одинаковое значение и это мы поймем, когда убедимся, что в шитье девиц выражалось такое же важное для населения знание свя­щенных символов той старой, а поэтому дорогой веры, которою жил народ тысячи лет. Как весталки, чистые девы Рима, хранили негасимый огонь, символ обоготворенного небесного огня-солнца, так юные девы Русского Севера обязывались и обязываются нести и несут символы своего первобытного народного культа от древнейших времен до наших дней» . Он же, говоря о северорусской вышивке и ткачестве, отме­чал, что: «По отзывам вполне компетентных лиц, это в своем роде луч­шие произведения в мире» . Вспомним, что на санскрите, языке древ-неарийской культуры, северорусское диалектное слово «прастава» (означающее орнаментальную полосу, украшающую одежду, полотен­ца, скатерти, свадебные простыни), значит «священный гимн, мудрая речь», а древнейший общеиндоевропейский бог неба Варуна носил имя Праджапати, что буквально значит «Отец пряжи».

Последний, третий праздник цикла «Льняной» (полотняный) или «Житный Спас» (29 августа). В этот день женщины, катаясь по сжатой ниве, приговаривали: «Нивка, нивка, отдай мою силку, на пест, на ко­лотила, на молотила, на кривое веретено!» . Связанный с завершени­ем уборки урожая, с предстоящим затем долгим процессом получения пряжи, холста, набором орнаментальных праставок – «священных тек­стов», Этот праздник также целиком посвящен сохранению.

Девочки, которым предстояло учиться прясть, ткать, вышивать (также, как и мальчики), начинали после посвящения Трех Спасов изу­чать свою сложную науку – науку будущей женской жизни.

Таким образом, три праздника конца лета – времени «сохране­ния» – действительно сохраняли и спасали сложившуюся структуру об­щественных связей, сохраняли преемственность знаний, традиций, ве­рований, накопленных данным сообществом людей. «Три Спаса» – Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Льняной (29 августа) – это прежде всего комплекс обрядов посвящения детей, достигших возраста ученичества.

Читать еще:  О святой воде. Когда в православных храмах освящают воду

Медовый Спас — собираем мед, готовим медовуху и купаемся в водоемах

Медовый Спас — большой праздник, объединивший ряд событий, повлиявших на историю православной веры и славянскую культуру. Мы расскажем, какое значение торжество имело для церкви и для народа, о происхождении его названий, и с чем они связаны, как отмечали этот день наши предки, и с какими он связан современными традициями.

Краткая история праздника

Первый Спас — Медовый, отмечается 14 августа, и считается самым важным по церковным канонам. По старому календарю он выпадал на 1 августа — первый день последнего летнего месяца. Праздник совпадает с началом Успенского поста.

Спас назвали Медовым за традицию собирать мед в начале августа

Этот день связывают с несколькими важными для христианства событиями. Название праздника Спас произошло от слова спаситель, в честь Иисуса-Спасителя. Согласно легенде, однажды в Константинополе началась страшная эпидемия, с которой не могли справиться ни местные врачеватели, ни знахари. Тогда священнослужители вынесли из церкви небольшую часть креста, на котором распяли Христа, и осветили ею реки. После этого болезнь отступила.

Из древних сказаний о Спасении пошла традиция освящать в этот день колодцы, реки и озера, поэтому в некоторых поселениях праздник называли Мокрый, или Спас на воде.

Приставку Медовый праздник получил в связи с «дозреванием» меда, и наступлением периода его активного сбора из ульев. Наши предки старались сливать мед и собирать соты именно на Спас, поскольку в этот день он считался особенно полезным.

Также в этот праздник поминают братьев Маккавеев, которые пострадали за веру. В народе Медовый Спас часто называют Маковей.

Традиции наших предков на Спас Медовый

Верующие в праздник утром отправлялись в церковь, освящали букеты цветов, мед и яблоки. Освященные букеты играли роль оберегов. Их хранили до следующего года, чтобы защититься от злых духов.

По весне молодые девушки выбирали цветы из букетов и вплетали в косы, чтобы бог дал красивые волосы. Также, из освященных цветов готовили настои и купали в них больных малышей.

Как правило, празднование Спаса заканчивалось застольем. Но учитывая начало Успенского поста, гуляния не были пышными. На стол ставили свежеприготовленную медовуху, яблоки, пироги с маком, печенье.

Верующие на Медовый Спас начинали Успенский пост, поэтому отмечали его без мяса

Не разрешалось ссориться и громко разговаривать. Крестьяне верили: чем тише себя ведешь в этот день, тем быстрее душа очистится от грехов.

Трапеза на праздник начиналась с ложки свежего меда, при этом каждый загадывал желание. Люди благодарили бога за то, что он им дал, и просили у него защиты.

На Медовый Спас трапезу начинали с ложки меда и благодарили бога за дары

Считалось, что любая женщина может получить в этот день отпущение грехов, если попросит об этом своего ангела-хранителя. Крестьяне старались на Спас простить друг друга и отпустить обиды. Они были уверены, что если пожелать кому-то зла в этот день, оно обязательно вернется с удвоенной силой.

Работы в саду на Маковея

В современной России на Медовый Спас проводятся фестивали и ярмарки. Торговцы продают медовуху и настойки на ягодах, мед и сладкие соты, готовят шашлыки и другие мясные блюда на мангале. Во многих городах и поселках до сих пор существует традиция обмазываться разбавленным медом, а после купаться в освященных водоемах. Можно поучаствовать в общем празднике, или устроить собственный — на даче.

Фестиваль меда в России на Маковея

На Маковея можно выполнить работы в саду и в огороде:

  • пересадить цветы и кустарники;
  • посадить пряные травы;
  • заняться укоренением черенков;
  • провести плановые подкормки;
  • обрезать пожелтевшие листья и отцветшие бутоны;
  • собрать урожай корнеплодов на длительное хранение.

14 августа рекомендуется собирать семена на будущий сезон, можно собрать урожай подходящий для длительного хранения. Благоприятное время для пересаживания растений.

Медовый Спас — старинный, но до сих пор актуальный праздник, который имеет большое значение как православной церкви, так и для народа. В этот день следует воздержаться от тяжелого труда, но можно провести необходимые работы на садовом участке и собрать урожай, пересадить или полить растения. Обязательно искупайтесь в реке, или других водоемах, омывайтесь из колодцев — вода в этот день имеет очищающую и целительную силу.

Источники:

http://www.medovdom.ru/blog/medovyy-spas-prazdnik-vostochnykh-slavyan-istoriya-obychai-primety/

http://www.perunica.ru/zharnikova/7902-o-treh-drevnih-prazdnikah-konca-leta-medovyy-spas-yablochnyy-spas-i-lnyanoy-spas.html

http://vsadu.ru/post/medovyj-spas-istoriya-tradicii-kak-otmechajut.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector