Традиции и история медового спаса. Обычаи южных славян
Содержание
- 1 Традиции и история медового спаса. Обычаи южных славян
- 1.1 Медовый спас – праздник восточных славян. История, обычаи, приметы
- 1.2 История Медового Спаса
- 1.3 Почему «Маковый»?
- 1.4 Почему «Мокрый»?
- 1.5 Приметы и традиции, связанные с Медовым Спасом
- 1.6 О трех древних праздниках конца лета: Медовый Спас, Яблочный Спас и Льняной Спас
- 1.7 Медовый Спас — собираем мед, готовим медовуху и купаемся в водоемах
- 1.8 Краткая история праздника
- 1.9 Традиции наших предков на Спас Медовый
- 1.10 Работы в саду на Маковея
Медовый спас – праздник восточных славян. История, обычаи, приметы
1 августа по старому стилю и 14 августа по нашему календарю начинается двухнедельный Успенский пост, который включает сразу 3 спаса: Медовый (Маковый, Мокрый, на воде), Яблочный и Ореховый (Третий) Спас.
История Медового Спаса
Этот праздник уходит корнями в IX век, когда было положено начало традиции празднования Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Константинополе. Ежегодно часть Животворящего Креста стали приносить в храм Св. Софии и освящать им воду. Привязка именно к 1 августа, вероятно, связана еще и с тем, что Крещение Руси состоялось в этот день в 988 году. С начала августа вода начинала цвести, что становилось причиной повышенной заболеваемости, поэтому святая животворящая вода была очень кстати, как и запрет на полноценные купания в открытых водоемах после этого праздника.
С этого дня пчелы перестают носить мёд. Чтобы соседские пчелы не вытаскали мёд из ульев, пасечники вскрывали соты и собирали мёд. До этого дня мёд не ели. Лишь после того, как мёд из самого богатого улья был освещен в церкви, разрешалось есть остальной медовый урожай.
Почему «Маковый»?
В этот день отмечается также день памяти семи мучеников-братьев Маккавеев. Вероятно, созвучность имени рода стало причиной того, что мак тоже стал частью праздника, тем более что мак к этому времени как раз созревал. Традиционно, в этот день хозяйки пекут разнообразнейшую вкуснейшую выпечку не только с мёдом, но и с маком, а в маково-медовой массе обмакивают блины.
Почему «Мокрый»?
Как мы уже отметили, в этот день выполнялось малое водосвятие. Совершались крестные ходы на естественные водоемы, где в освященной воде совершали обряд окунания (купаться было уже нельзя).
Приметы и традиции, связанные с Медовым Спасом
В основе примет и традиций Медового Спаса лежит не только вера, но и просто прагматичные стремления собрать урожай в самое подходящее время, чтобы ничего не потерять, чтобы своевременно посеять озимые культуры, чтобы избежать роста заболеваемости, связанной с купанием в цветущей воде, где в такой период создаются все условия для развития болезнетворных микроорганизмов. Люди на протяжении веков подмечали те или иные явления природы и передавали свой опыт из поколения в поколение, оформляя это в форму обрядов.
Итак, народные приметы на Медовый Спас гласят:
- «на Спас в Ердани купаться — незамоленные грехи простятся»;
- скот и лошадей купали в этот день в последний раз в году, предупреждая, что если купать животное после 1 августа, то у животного зимой из-за стужи кровь застынет;
- в этот день освящали новые колодцы;
- вода в колодцах приобретала целебные свойства, ее набирали в сосуды и хранили. Также этой водой на следующий день делали генеральную уборку, вымывая весь негатив, зависть, сглазы и т.п.;
- в течение трех дней после Медового Спаса женщины не стирали в реках белье;
- крестьяне несли в церковь не только мёд и головки мака, но и подоспевшие овощи, а также плели венки из колосьев нового урожая;
- молодые парни и девушки собирались в хороводы и пели «Ой, на горе мак»;
- для того, чтобы никакая ведьма не посмела нагрянуть в дом, рассыпали семена мака;
- перед праздником вязали сухие букеты из мяты, календулы, чабреца и головок мака, которые освящали затем в церкви. Такие букеты должны были приносить спокойствие и благополучие в дом;
- по весне освященный мак из головок рассеивали по огороду, а остальные цветы из букета девушки вплетали в косы – считалось, что это предотвратит выпадение волос;
- 1 августа был днем «вдовьей и сиротской помочи» — вдовам и сиротам помогали по хозяйству и приносили угощение, привлекая таким образом счастье и достаток в свой дом;
- в этот день даже нищий должен был отведать мёда – пасечники угощали прохожих и отставляли «попову долю» после освящения в церкви, которая тоже раздавалась затем нищим;
- первая ложка освященного мёда могла исполнить желания – люди загадывали самые заветные желания и вкушали сладкое лакомство. Кроме того, такой мёд имел целительную сверхсилу и мог поставить на ноги даже тяжелобольных.
Интересна примета на Медовый Спас для девушки, которая уже «присмотрела» себе суженого: она должна была трижды обсыпать его маком, тихонько приговаривая: «Чтоб ты меня бросил, когда соберешь весь этот мак».
Люди подметили, что погода на Спас Медовый, аналогична погоде в день Третьего Спаса. Уже с 1 августа начинали провожать лето – «На первый спас олень копыто обмочил» (означало, что вода уже холодная).
Современные ведуны и ведуньи рекомендуют в этот день:
- принять ванну из полыни, мёда и соли. Это поможет укрепить здоровье и уберет последствия негативного общения с окружающим миром, снимет сглаз. Для этого нужно запарить свежую полынь, добавить щепотку соли и 3 столовых ложки мёда (можно заменить на мак для аллергиков). Полученный состав отфильтровать и вылить в ванну;
- взять колосья пшеницы нового урожая и потереть их в руках очищая зерна, мысленно избавляясь от зависти, недоброжелателей и т.п.;
- для того, чтобы укрепить семейные взаимоотношения со своей второй половинкой, нужно на Яблочный Спас разделить яблоко на 8 частей и съесть их с мёдом;
- сделать оберег для своего дома — веник из чертополоха, полыни, зверобоя, веточки дуба, веточки березы и колосьев пшеницы перевязать красной лентой длиной в 3 локтя, завязав 12 узлов. Такой оберег вешают на год до следующего Спаса как букетик – он должен принести в дом благополучие, удачу и уберечь от негативной энергетики.
Медовый Спас – один из православных праздников, который дает возможность людям оказаться ближе к природе, проявить заботу об окружающих и выразить свою любовь к родным. Именно поэтому праздник актуален спустя много веков и православные по всему миру 14 августа едят мёд, маково-медовую выпечку и собирают букетики из полевых цветов и трав.
Видео об обрядах и оберегах в канун Спаса:
О трех древних праздниках конца лета: Медовый Спас, Яблочный Спас и Льняной Спас
Во время Медового Спаса (14 августа) вырезали соты с медом. Этим медом святили воду в реках, а после водосвятия купали в них детей. Причем рубашки, одетые на детей до купания, бросали в реку, а ребенка одевали в новую не стиранную рубаху . Вспомним древний гимн Ригведы, где с медом связаны образы Неба и Бога Творца Вселенной:
«Мед навевают ветры благочестивому,
Мед струят реки,
Медовыми для нас да будут растения!
Медом пусть будет Небо – наш отец!»
…В санскрите, языке древнеиндийской культуры, со словом «Мад-ху» (мед) связаны такие понятия, как: сладкий, приятный, прелестный, нектар, молоко, святой, священный, пригодный для жертвоприношения, а также – мудрость, ум, разум, проницательность, жизненный опыт и, наконец, опьяняющий, хмельной напиток.
В.А.Васигин пишет в связи с древнеиндийскими домашними обрядами: «У индийцев мед в древности символизировал сущность жизни, бессмертие, он обладал будто бы оплодотворяющими способностями и поэтому его вместе с маслом лили в первую борозду» .
Именно мед во всех вариациях был главным продуктом питания и объектом поклонения в обрядах Медового Спаса. Этот день знаменовал собой начало сбора урожая, независимо от того, что часть его уже была к тому времени собрана. Древние обрядовые жертвы медом и медовыми напитками должны были сделать все плоды земли и все воды рек сладкими для людей. Мед был символом и знаком Бога Неба – «Деда» и поэтому им кропили воды рек прежде, чем купать в них детей.
…Как и другие летние праздники «Медовый Спас» – это комплекс обрядов, связанных с функцией сохранения, спасения. Основной смысл этого сохранения (спасения) – в приобщении следующего поколения к сокровищам знаний их предков. Омывшись в «медовых водах» Отца-Неба, дети должны быть готовы к осознанию всей полноты бытия, приобретению жизненного опыта, знаний.
…Второй праздник августовского цикла – «Яблочный Спас» (19 августа) также целиком и полностью связан с идеей сохранения и спасения.
В древности у индоевропейских народов яблоневый сад был символом вечной жизни – рая.
Так, древнегреческая мифология сохранила память о чудесной яблоне с золотыми яблоками вечной юности, которая по велению матери-Земли (Геи) «выросла в далекой древней Гиперборее» . У подножия этой яблони бил из недр ключ живой воды – воды бессмертия. Таким образом, древнегреческая мифология сохранила память об общеиндоевропейской прародине и тех мифологических представлениях, которые складывались на этой прародине в глубине тысячелетий.
Мы уже отмечали, что в русской народной традиции яблоня и яблоки занимают огромное место. В народных сказках яблоки – символ жизненной силы, красоты, мудрости, счастья, удачи. И в этом нет ничего удивительного. Ведь даже сегодня половина яблоневых садов мира находится в России. Ну, а в глубокой древности дикие яблони росли далеко на Севере. Заметим, что именно плоды диких яблонь наиболее богаты так необходимым человеку витамином «С».
Во время празднования Яблочного Спаса все начинали есть яблоки. До 19 августа женщины, у которых умирали дети, старались яблок не есть, так как считали, что тогда их детям «на том свете достанется яблочко». С яблоками были связаны представления о нравственном облике человек. Так, новорожденному клали в рот печеное яблоко, чтобы он не вырос пьяницей . Представление о яблоне как неком «древе жизни» настолько архаично, что оно сохранилось даже в мифологии калашей – жителей гор Гиндукуша (Афганистан) – потомков первых индоевропейских иммигрантов на субконтиненте .
Возвращаясь вновь к русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» заметим, что здесь очень четко обозначена мысль – злой, коварный, бесчестный (т.е. греховный) человек не может сорвать, а значит, вкусить плод с дерева жизни и познания, каковым в сказке является яблоня. Исходя из этого, можно понять и расположение обрядов в Трех Спасах.
Первый «Медовый Спас» – дети готовятся стать учениками. Они проходят священное омовение в насыщенных мудростью, знанием, жизненным опытом предыдущих поколений «Медовых водах» и, пуская свои старые рубашки по воде, прощаются со своим беззаботным детством.
Во время «Яблочного Спаса» дети получают вместе с яблоками запас жизненных сил, необходимых для приобщения к познанию.
Последний, третий праздник цикла «Льняной» (полотняный) или «Житный Спас» (29 августа). В этот день женщины, катаясь по сжатой ниве, приговаривали: «Нивка, нивка, отдай мою силку, на пест, на колотила, на молотила, на кривое веретено!» . Связанный с завершением уборки урожая, с предстоящим затем долгим процессом получения пряжи, холста, набором орнаментальных праставок – «священных текстов», Этот праздник также целиком посвящен сохранению. Это сохранение урожая, сохранение жизненных сил, сохранение священного знания, запечатленного в сакральных орнаментальных текстах.
Третий Спас как бы окончательно разделяет судьбы детей – мальчиков и девочек. Первые пойдут учиться грамоте, вторые – рукоделию. Известно, что у новорожденной девочки пуповину (в русской традиции) почти всегда раньше перерезали на прялке или веретене, чтобы она стала искусной пряхой. У мальчика пуповину перерезали на колоде для плетения лаптей, а иногда на книге, чтобы новорожденный вырос мастером своего дела или грамотным человеком .
Выдающийся исследователь русской культуры В.А.Городцов писал в 1926 году: «Шитью молодых девиц и знанию грамоты юношей придавалось одинаковое значение и это мы поймем, когда убедимся, что в шитье девиц выражалось такое же важное для населения знание священных символов той старой, а поэтому дорогой веры, которою жил народ тысячи лет. Как весталки, чистые девы Рима, хранили негасимый огонь, символ обоготворенного небесного огня-солнца, так юные девы Русского Севера обязывались и обязываются нести и несут символы своего первобытного народного культа от древнейших времен до наших дней» . Он же, говоря о северорусской вышивке и ткачестве, отмечал, что: «По отзывам вполне компетентных лиц, это в своем роде лучшие произведения в мире» . Вспомним, что на санскрите, языке древ-неарийской культуры, северорусское диалектное слово «прастава» (означающее орнаментальную полосу, украшающую одежду, полотенца, скатерти, свадебные простыни), значит «священный гимн, мудрая речь», а древнейший общеиндоевропейский бог неба Варуна носил имя Праджапати, что буквально значит «Отец пряжи».
Последний, третий праздник цикла «Льняной» (полотняный) или «Житный Спас» (29 августа). В этот день женщины, катаясь по сжатой ниве, приговаривали: «Нивка, нивка, отдай мою силку, на пест, на колотила, на молотила, на кривое веретено!» . Связанный с завершением уборки урожая, с предстоящим затем долгим процессом получения пряжи, холста, набором орнаментальных праставок – «священных текстов», Этот праздник также целиком посвящен сохранению.
Девочки, которым предстояло учиться прясть, ткать, вышивать (также, как и мальчики), начинали после посвящения Трех Спасов изучать свою сложную науку – науку будущей женской жизни.
Таким образом, три праздника конца лета – времени «сохранения» – действительно сохраняли и спасали сложившуюся структуру общественных связей, сохраняли преемственность знаний, традиций, верований, накопленных данным сообществом людей. «Три Спаса» – Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Льняной (29 августа) – это прежде всего комплекс обрядов посвящения детей, достигших возраста ученичества.
Медовый Спас — собираем мед, готовим медовуху и купаемся в водоемах
Медовый Спас — большой праздник, объединивший ряд событий, повлиявших на историю православной веры и славянскую культуру. Мы расскажем, какое значение торжество имело для церкви и для народа, о происхождении его названий, и с чем они связаны, как отмечали этот день наши предки, и с какими он связан современными традициями.
Краткая история праздника
Первый Спас — Медовый, отмечается 14 августа, и считается самым важным по церковным канонам. По старому календарю он выпадал на 1 августа — первый день последнего летнего месяца. Праздник совпадает с началом Успенского поста.
Спас назвали Медовым за традицию собирать мед в начале августа
Этот день связывают с несколькими важными для христианства событиями. Название праздника Спас произошло от слова спаситель, в честь Иисуса-Спасителя. Согласно легенде, однажды в Константинополе началась страшная эпидемия, с которой не могли справиться ни местные врачеватели, ни знахари. Тогда священнослужители вынесли из церкви небольшую часть креста, на котором распяли Христа, и осветили ею реки. После этого болезнь отступила.
Из древних сказаний о Спасении пошла традиция освящать в этот день колодцы, реки и озера, поэтому в некоторых поселениях праздник называли Мокрый, или Спас на воде.
Приставку Медовый праздник получил в связи с «дозреванием» меда, и наступлением периода его активного сбора из ульев. Наши предки старались сливать мед и собирать соты именно на Спас, поскольку в этот день он считался особенно полезным.
Также в этот праздник поминают братьев Маккавеев, которые пострадали за веру. В народе Медовый Спас часто называют Маковей.
Традиции наших предков на Спас Медовый
Верующие в праздник утром отправлялись в церковь, освящали букеты цветов, мед и яблоки. Освященные букеты играли роль оберегов. Их хранили до следующего года, чтобы защититься от злых духов.
По весне молодые девушки выбирали цветы из букетов и вплетали в косы, чтобы бог дал красивые волосы. Также, из освященных цветов готовили настои и купали в них больных малышей.
Как правило, празднование Спаса заканчивалось застольем. Но учитывая начало Успенского поста, гуляния не были пышными. На стол ставили свежеприготовленную медовуху, яблоки, пироги с маком, печенье.
Верующие на Медовый Спас начинали Успенский пост, поэтому отмечали его без мяса
Не разрешалось ссориться и громко разговаривать. Крестьяне верили: чем тише себя ведешь в этот день, тем быстрее душа очистится от грехов.
Трапеза на праздник начиналась с ложки свежего меда, при этом каждый загадывал желание. Люди благодарили бога за то, что он им дал, и просили у него защиты.
На Медовый Спас трапезу начинали с ложки меда и благодарили бога за дары
Считалось, что любая женщина может получить в этот день отпущение грехов, если попросит об этом своего ангела-хранителя. Крестьяне старались на Спас простить друг друга и отпустить обиды. Они были уверены, что если пожелать кому-то зла в этот день, оно обязательно вернется с удвоенной силой.
Работы в саду на Маковея
В современной России на Медовый Спас проводятся фестивали и ярмарки. Торговцы продают медовуху и настойки на ягодах, мед и сладкие соты, готовят шашлыки и другие мясные блюда на мангале. Во многих городах и поселках до сих пор существует традиция обмазываться разбавленным медом, а после купаться в освященных водоемах. Можно поучаствовать в общем празднике, или устроить собственный — на даче.
Фестиваль меда в России на Маковея
На Маковея можно выполнить работы в саду и в огороде:
- пересадить цветы и кустарники;
- посадить пряные травы;
- заняться укоренением черенков;
- провести плановые подкормки;
- обрезать пожелтевшие листья и отцветшие бутоны;
- собрать урожай корнеплодов на длительное хранение.
14 августа рекомендуется собирать семена на будущий сезон, можно собрать урожай подходящий для длительного хранения. Благоприятное время для пересаживания растений.
Медовый Спас — старинный, но до сих пор актуальный праздник, который имеет большое значение как православной церкви, так и для народа. В этот день следует воздержаться от тяжелого труда, но можно провести необходимые работы на садовом участке и собрать урожай, пересадить или полить растения. Обязательно искупайтесь в реке, или других водоемах, омывайтесь из колодцев — вода в этот день имеет очищающую и целительную силу.
Источники:
http://www.medovdom.ru/blog/medovyy-spas-prazdnik-vostochnykh-slavyan-istoriya-obychai-primety/
http://www.perunica.ru/zharnikova/7902-o-treh-drevnih-prazdnikah-konca-leta-medovyy-spas-yablochnyy-spas-i-lnyanoy-spas.html
http://vsadu.ru/post/medovyj-spas-istoriya-tradicii-kak-otmechajut.html