Подвиг маринеско и трагедия «густлоффа». «Атака века» Александра Маринеско

75 лет Великой Победы. Подвиг Маринеско и трагедия “Густлоффа”

Атака века. Подводник с душой корсара

Морской талант без признаков дисциплины

Осенью 1933 года 20-летнего Александра Маринеско по комсомольской путевке отправили на службу в военно-морском флоте. Способного выпускника мореходного техникума направили на высшие курсы командного состава РККФ, после прохождения которых он стал штурманом подводной лодки Щ-306 Балтийского флота.

Маринеско был человеком способным, но одновременно резким, всегда говорящим то, что думает, вне зависимости от того, чем ему это грозило. Правдорубов испокон веков не очень жалуют, а в случае с Маринеско дело осложнялось тем, что он сам не был чужд радостей жизни. Молодой моряк, как и его отец, нравился женщинам и любил выпить. Два этих пристрастия позже выйдут Маринеско боком.

В его первой же аттестации от 1935 года говорилось: «Недостаточно дисциплинирован. Свою специальность знает хорошо. Руководить личным составом может под постоянным руководством. Выводы: обратить внимание на повышение дисциплинированности».

В 1936 году на флоте были введены звания и Маринеско стал лейтенантом. Летом 1938 года ему присвоено звание старший лейтенант, а сам он назначается командиром подводной лодки М-96 «Малютка».

Отношения капитана Маринеско с дисциплиной оставались сложными, но ему многое прощали, поскольку под его командованием в 1940 году М-96 стала лучшей на Балтийском флоте. Подлодке Маринеско принадлежал рекорд скорости погружения – 19,5 секунды при нормативе 35 секунд.

Отношения капитана Маринеско с дисциплиной было сложными, но ему многое прощали. Фото: www.russianlook.com

Маринеско мог оказаться на Каспии

Невероятно, но могло сложиться так, что Маринеско, носивший к началу войны звание капитан-лейтенанта, вовсе бы не принял участие в боевых действиях. «М-96» командование приняло решение вместе с экипажем перебросить на Каспийское море по железной дороге, и выполнению этого плана помешало только стремительное окружение Ленинграда фашистскими войсками.

Лодку ввели в строй, и с июля 1941 года она стала совершать боевые походы. Капитан Маринеско совмещал успешные действия, за которые был удостоен ордена Ленина, с очередными нарушениями дисциплины, из-за которых он был даже исключен из кандидатов в члены партии.


Подводная лодка «С-13». Марка России, 1996. Фото: Public Domain

Тем не менее, командирский талант Маринеско перевесил, и он после прохождения переобучения назначается на должность командира средней подлодки «С-13», на которой прослужит до конца войны.

В сентябре 1944 года капитана 3-го ранга Александра Маринеско все-таки принимают в члены ВКП(б), а в октябре он во время боевого похода атакует немецкий транспорт «Зигфрид». Не сумев потопить судно торпедами, экипаж «С-13» расстреливает его в надводном положении из пушек. Маринеско доложил, что транспорт стал быстро погружаться в воду, однако немецкие источники указывают, что «Зигфрид» был отбуксирован в порт и там восстановлен. Как бы то ни было, за этот поход капитан Маринеско был награжден орденом Красного Знамени.

Два транспорта в искупление шведских объятий

Казалось бы, карьера капитана пошла на лад. Но не тут-то было. Лодка Маринеско находилась на базе в финском Ханко. Сам же капитан с приятелем отправились встречать Новый 1945 год в город Турку. Как это часто бывало с Маринеско, веселье вышло из-под контроля. Ночь он провел у очаровательной шведки, хозяйки местной гостиницы. И все бы ничего, если бы утром к ветреной даме не приехал … ее жених. Обиженный мужчина в драку не полез, а нажаловался властям.

Когда все подробности гулянки Маринеско стали известны командованию, за него взялся «СМЕРШ». Шведку посчитали немецким агентом, а самого Маринеско заподозрили в разглашении военных секретов. Дело пахло трибуналом, но за капитана вступилось руководство – ему дали шанс искупить вину в боевом походе.

Именно этот поход капитана – «штрафника» стал историческим. 30 января 1945 года «С-13» на подходе к бухте Данцига настигла немецкий транспорт «Вильгельм Густлофф» (длина 208 м, ширина 23,5 м, водоизмещение 25 484 т). Судно было уничтожено тремя торпедами.

«Вильгельм Густлофф» оказался кораблем самого большого водоизмещения, который удалось уничтожить ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны, поэтому неудивительно, что это успех был назван «атакой века».


«Вильгельм Густлофф» оказался кораблем самого большого водоизмещения, который удалось уничтожить ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны. Фото: www.globallookpress.com

Уже позднее возникли споры о том, кто находился на борту судна. Западногерманские историки, а вслед за ними и многие отечественные «срыватели покровов» договорились до того, что Маринеско-де военный преступник, ибо на судне были «тысячи беженцев и множество детей».

Теме не менее утверждения о «тысячах беженцев» у многих исследователей по сей день вызывают серьезные сомнения. Те же немецкие историки признают, что «Густлофф» имел все атрибуты военного судна, а значит, являлся законной военной целью.

Известно, что это судно было учебной базой немецких подводников, и в момент атаки на нем находилось несколько десятков (!) экипажей для новейших немецких подводных лодок. Кроме бойцов других военных подразделений, на судне также находились высшие чины СС и гестапо, гауляйтеры польских земель, начальники ряда концлагерей – словом, это был настоящий фашистский «ноев ковчег», который уничтожил экипаж капитана Маринеско.

С этим успехом связана еще одна легенда: якобы в Германии был объявлен траур, а Гитлер объявил Маринеско «личным врагом». На самом деле этого не было – тысячелетний Рейх рассыпался на глазах, и его бонзам было не до «Вильгельма Густлоффа».

10 февраля 1945 года в районе все той же бухты Данцига «С-13» атакует и топит транспорт «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14 660 тонн. И снова разночтения – одни историки говорят, что речь шла о судне, пусть и являвшемся законной целью, но перевозившем раненых, другие настаивают, что советские подводники уничтожили корабль, перевозивший 3500 немецких танкистов.


После потоплений «Штойбена» Александр Маринеско стал рекордсменом среди советских подводников по общему тоннажу потопленных вражеских судов. Фото: www.globallookpress.com

Как бы то ни было, после потоплений «Штойбена» Александр Маринеско стал рекордсменом среди советских подводников по общему тоннажу потопленных вражеских судов.

Читать еще:  Игры декор комнат и домов. Игры для девочек

От флота до тюрьмы

Возвращение «С-13» на базу было триумфальным. Маринеско простили все грехи и даже представили к званию Героя Советского Союза. Правда, столь высокой награды «штрафнику» не дали, ограничившись орденом Красного Знамени. Лодка не стала, как было принято при подобном успехе, Гвардейской, а только Краснознаменной. Темпераментный капитан обиделся: ведь при награждении Золотой Звездой командира подлодки награждали орденами и весь экипаж, а тут получалось, что его подчиненных лишили заслуженных наград.

Слава о Маринеско облетела весь флот, вот только характер его не изменился. Окончание войны он встретил таким загулом, что терпение кончилось даже у тех начальников, которые всегда его защищали. Капитана Маринеско предлагали снять с должности и отправить на лечение от алкоголизма. Решение вопроса затянулось до осени, однако 14 сентября 1945 года приказом наркома ВМФ «за халатное отношение к служебным обязанностям систематическое пьянство и бытовую распущенность» капитана 3-го ранга Александра Маринеско сняли с должности командира «С-13» и понизили в звании до старшего лейтенанта. В ноябре 1945 года его уволили из ВМФ в запас.

Гражданская послевоенная жизнь Александра Ивановича сложилась трудно. В 1948 году он работал заместителем директора института переливания крови и уличил своего начальника в хищениях. Однако директор, куда более ловкий в крючкотворстве, нежели прямолинейный Маринеско, развернул дело так, что в места не столь отдаленные попал сам подводник. Хлебнув лиха на «зоне» в драках с бывшими полицаями и уголовниками, в октябре 1951 году он досрочно вышел на свободу.

Жил Маринеско в Ленинграде, работал на разных предприятиях, но своего места в жизни после флота найти так и не смог. Какое-то время он работал в столярной мастерской Высшего военно-морского училища инженеров оружия, и курсанты шептались по углам, что этот потрепанного вида мужчина «тот самый Маринеско».

Посмертный герой

Только в 1960 году его бывшие сослуживцы, герои войны, сумели добиться того, чтобы был отменен приказ о лишении Александра Маринеско звания капитана 3-го ранга. Это позволило ему получить персональную военную пенсию, которая улучшила его материальное положение.


Бронзовый бюст работы скульптора В. Приходько на могиле Александра Маринеско на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Фото: РИА Новости / Алексей Варфоломеев

Ему так и не удалось победить тягу к выпивке, поэтому в последние годы жизни он немало времени проводил в пивных Лениграда, где был известен как «Сашка-Подводник».

По-настоящему о нем вспомнили слишком поздно, когда он оказался в больнице со страшным диагнозом «рак». Друзья обратились за помощью к командующему Ленинградской военно-морской базой адмиралу Байкову. Его просили дать указание лечить Маринеско в военном госпитале. Надо отдать должное адмиралу: он не только дал соответствующее указание, но и выделил свою машину, чтобы перевезти легенду флота.

Но в судьбе капитана Маринеско уже ничего изменить было нельзя. Он умер 25 ноября 1963 года, в возрасте 50 лет.

После многочисленных ходатайств ветеранов ВМФ указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1990 года Александру Ивановичу Маринеско было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Легендарный адмирал Николай Кузнецов, один из создателей советского военно-морского флота, человек, лично принимавший решение о разжаловании Маринеско, и сам дважды разжалованный высшим государственным руководством, в 1968 году написал в журнале «Нева»: «В сложной и беспокойной натуре командира «С-13» высокий героизм, отчаянная храбрость уживались с множеством недостатков и слабостей. Сегодня он мог совершить героический подвиг, а завтра — опоздать на свой корабль, готовящийся к выходу на боевое задание, или каким-либо другим образом грубо нарушить воинскую дисциплину. К многочисленным серьезным проступкам Маринеско на службе и в быту я, как адмирал, отношусь совершенно определенно — отрицательно. Но зная его смелость, решительность и умение добиваться крупных боевых успехов, я готов многое простить ему и воздать должное за его заслуги перед Родиной».

В 1997 году имя Александра Маринеско получил вновь созданный Музей истории подводных сил России.

Подвиг маринеско и трагедия «густлоффа». «Атака века» Александра Маринеско

Александр Маринеско стал «подводником №1» благодаря «атаке века», в ходе которой был потоплен лайнер «Вильгельм Густлофф». Но он вошел в историю не только как гроза немецкого флота, но и как очень своенравный командир.

В отца

В глазах сослуживцев Александр Маринеско был достаточно противоречивой личностью: многие отмечали его прямой, но непростой характер. Он его унаследовал от отца. В свое время корабельный кочегар Ион Маринеску осмелился дать пощечину офицеру, за что попал под трибунал.

У Александра отношения с военным начальством складывались не намного лучше – он не раз оказывался в центре скандалов.

Тем не менее, в январе 1941 года капитан II ранга Евгений Юнаков дал следующую характеристику 27-летнему командиру подлодки: «Маринеско решителен, смел, находчив и сообразителен. Отличный моряк… Умеет быстро ориентироваться и принимает верные решения».

Загул

Однако качества Маринеско как военного моряка не уживались с его повседневным поведением. Менее чем через год после столь лестной характеристики строптивого командира исключают из кандидатов в члены партии с формулировкой: «За систематическую пьянку, за развал дисциплины, за отсутствие воспитательной работы среди личного состава, за неискренние признания своих ошибок».

В январе 1945 года Маринеско близко подошел к опасной черте, за которой мог последовать крах его военной карьеры.

Во время нахождения экипажа подлодки С-13 в финском Турку сильно подвыпивший капитан оказался вовлеченным в щекотливую историю с хозяйкой ресторана, с которой провел всю ночь. Явившийся под утро жених хозяйки немедля доложил об инциденте в Союзную контрольную комиссию.

По воспоминаниям шифровальщика подлодки Федора Егорова, Маринеско заинтересовался СМЕРШ. Задавали вопросы: «а нет ли у командира с кем-то на берегу шпионской связи, не передает ли он врагам секретные данные?». С трудом удалось замять скандал.

Но совсем скоро Маринеско смог сполна реабилитироваться за свое неподобающее поведение.

«Атака века»

30 января 1945 года экипажем подлодки С-13 под командованием Александра Маринеско была потоплена гордость немецкого флота – 9-палубный океанский лайнер «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25484 тонны, на борту которого находилось свыше 8 тыс. человек.

10 февраля Маринеско успешно атаковал еще одно немецкое судно – санитарный транспорт «Генерал Штойбен» более чем с 4000 человек на борту, хотя сам командир был уверен, что потопил немецкий крейсер «Эдмен».

Читать еще:  К чему снится зеленая трава. К чему снится сухая трава

Эти события стали стратегическим успехом советского военно-морского флота, а для Германии – крупнейшими морскими катастрофами.

По советским данным, тиражировавшимся долгое время, среди пассажиров «Вильгельма Густлоффа» находилось 3700 обученных специалистов подводников – практически весь цвет немецкого подводного флота.

Тем не менее, несмотря на столь громкий успех капитан III ранга Маринеско не был награжден Золотой Звездой. У современных исследователей есть своя версия на этот счет.

Историк Ростислав Горчаков пишет, что на борту «Густлоффа» должно было находиться более 10 тыс. человек, из которых 918 курсантов-подводников, 173 члена экипажа, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих и 8956 беженцев – в основном дети, женщины и старики. По немецким данным, выжило всего 1239 человек.

«Герой Советского Союза Александр Маринеско за какие-то десять дней убил больше грудных младенцев, женщин, стариков, подростков, раненых и инвалидов, чем все подводники всех морских держав за обе мировые войны», – жестко резюмирует Горчаков.

«Вероятно, что уничтожения «Густлова» постеснялись, – предполагает исследователь Сергей Глезеров, – ведь для оккупированной Германии готовили партии хлеба, хотели расположить немцев к себе, а тут – гибель такого большого количества народа».

Оправдание

Несмотря на то, что в Германии многие до сих пор «подвиг» Маринеско называют военным преступлением, а его действия приравнивают к бомбардировке союзной авиацией Дрездена, среди немецких историков в этом вопросе нет полного согласия.

Так, исследователь катастрофы «Вильгельма Густлоффа» Гейнц Шён заключает, что лайнер представлял собой военную цель и его потопление не являлось военным преступлением, так как суда, предназначенные для перевозки беженцев, обязаны были помечаться красным крестом и не могли носить камуфляжную окраску.

Даже учитывая то, что большинство погибших в результате «атаки века» не принадлежало к немецким вооруженным силам, Маринеско поступил согласно законам военного времени: оба немецких судна классифицировались как вспомогательные корабли ВМФ Германии.

«Воскресшие» суда

Советские историки приписывали Маринеско четыре потопленных немецких корабля, но в действительности их было два. В августе 1942 года подводник отрапортовал начальству, что потопил один транспорт из атакованного им конвоя.

Немецкий корабль оказался только поврежден, его удалось отбуксировать и отремонтировать.

В октябре 1944 года капитан обнаружил и атаковал броненосец «Зигфрид». По сообщениям Маринеско, транспорт стал быстро погружаться в воду и был признан затонувшим. Но в итоге поврежденный корабль немцы отбуксировали в Данциг и впоследствии восстановили.

На грани

Возвращаясь в августе 1942 года из очередного задания на подлодке М-96, Маринеско не предупредил советские дозоры и при всплытии был обстрелян своими. Проведя второе всплытие капитан ухитрился поставить субмарину между двумя советскими катерами так, что если бы они открыли огонь, то неминуемо попали бы друг в друга. Возможно такая смекалка командира и спасла жизнь экипажу М-96.

Потом выяснилось, что местами проступившая камуфляжная краска на субмарине напомнила советским пограничникам свастику.

Повезло команде Маринеско и во время обстрела «Вильгельма Гуслоффа». Три торпеды по немецкому кораблю были выпущены удачно, в вот четвертая с надписью «За Сталина» не пожелала выходить. Торпеду все-таки удалось извлечь и обезопасить подлодку от взрыва.

Конец пути

Не успела отгреметь война, а Маринеско в очередной раз «отличился». Но теперь командир дивизиона подлодок Роман Линденберг был непоколебим. «Считаю, что в настоящее время капитан III ранга Маринеско к службе на флоте непригоден», – гласил его вердикт. 14 сентября приказом адмирала флота Маринеско был отстранен от занимаемой должности и больше к военному делу не возвращался.

В конце 1962 года медики обнаружили у Маринеско страшную болезнь – рак пищевода. «Александр Иванович в госпитале вел себя мужественно, терпеливо сносил мучения, был, как ребенок, застенчив. Ни разу он не упомянул о заслугах и не пожаловался на судьбу», – вспоминал оперировавший капитана хирург. 25 ноября 1963 года легендарный подводник ушел из жизни, а 5 мая 1990 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Атака века — подвиг Маринеско

Это была, очевидно, самая крупная в истории катастрофа на море. В январе 1945 года немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф» был потоплен в Балтийском море советской подводной лодкой под командованием капитана III ранга Александра Маринеско. Число погибших оценивается в 9 тысяч человек — в шесть раз больше, чем на «Титанике»!

Беженцы

В начале 1945 года войска Красной армии замкнули кольцо вокруг прибрежных районов Восточной Пруссии и продолжили стремительное наступление в направлении Кёнигсберга и Данцига. Сотни тысяч местных жителей обратились в бегство перед советскими частями, стремясь попасть в порт Готенхафен, где стояли немецкие корабли. На всех видах транспорта, пешком и на повозках беженцы прибывали в порт в надежде на эвакуацию.
Немцы не могли рассчитывать на милость победителей. Известный публицист Рудольф Аугуштайн, отвечая на вопрос, почему немцы из Восточной Пруссии хотели покинуть порт до прихода советских войск, ответил: «Тот, кто знает, какие разрушения учинили в России гитлеровские армии, не будет долго искать ответа».
В Готтенхафен, объятый паникой, прибывали все новые беженцы. Наконец, 21 января вышел приказ командующего немецким военно-морским флотом гросс-адмирала Карла Деница, предписывающий всем имеющимся немецким кораблям и судам принять участие в эвакуации беженцев. В ходе этой операции, получившей кодовое название «Ганнибал», на запад были переправлены более двух миллионов человек.
В приказе Деница указывалось, что в первую очередь следовало эвакуировать кадетов Второй учебной дивизии подводных лодок и соответствующее военное имущество. Все остальные помещения на судах и кораблях отдавались женщинам и детям. Мужчинам предписывалось оставаться в порту, «чтобы сражаться до последнего патрона».

Лайнер «Вильгельм Густлофф»

Самым крупным судном в числе стоящих у пирса был лайнер «Вильгельм Густлофф». Построенный в 1936 году для морских круизов, он считался воплощением гитлеровской социальной политики. Назван корабль был, по личному пожеланию Гитлера, именем функционера национал-социалистической партии Вильгельма Густлоффа, убитого в 1936 году в Швейцарии.
В военное лихолетье лайнер был перекрашен в защитный серый цвет и использовался в качестве плавучей казармы кадетов-подводников. Кадеты и стали первыми пассажирами лайнера, к которым подселили группу девушек из флотской вспомогательной службы.
В это время у причала уже стояли тысячи людей. Сперва на борт корабля провели жён партийных бонз, которых разместили в каютах, а потом на лайнер хлынули беженцы, едва сдерживаемые матросами. Сначала пропускали беременных женщин, потом общий поток смел все преграды.
30 января в 12:20 четыре буксира вывели «Густлоффа» из порта. Люди с лодок ещё пытались забраться на борт лайнера, но многие срывались в ледяную воду. Вместе с «Густлоффом» предполагался выход в море судна «Ганга», но у него обнаружилась поломка в машине. Вместо обещанных трёх военных кораблей сопровождения командование выделило два — торпедоносец и тральщик.
В это время немцы заметили в восточной части Балтики три «восточные» подводные лодки, шедшие в надводном положении. Но в центральной и западной части моря подводных лодок не было. Немцы не могли знать, что поблизости курсирует советская подводная лодка С-13 под командованием капитана III ранга Александра Ивановича Маринеско.

Читать еще:  Желтая ряса. Цвета используемые на богослужении

Подводник от бога

Александру Маринеско пришлось пережить недоверие и полное забвение совершенного им подвига. Дело дошло до того, что после войны его уволили под надуманным предлогом с военной службы. Подводник от бога умер в 1963 году, так и не познав своей заслуженной боевой славы. Лишь в 1990 году Александр Иванович был полностью реабилитирован и награждён посмертно Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Член команды субмарины С-13, ныне 80-летний Астахов вспоминал: «Вечером 30 января 1945 года командир лодки собрал нас и сообщил, что обнаружен крупный немецкий корабль, идущий с кораблями сопровождения. На вопрос Маринеско: «Будем атаковать?» — мы все ответили, что будем». Экипаж был осведомлён о том, что на борту — Густлоффа» эвакуировались немецкие подводники.
Маринеско приказал всплывать, после чего на лодке увидели «Густлоффа», идущего с включёнными сигнальными огнями. Маринеско принял решение догнать обнаруженный корабль. Через два часа субмарина С-13 взяла курс прямо на корабль. На расстоянии 700 метров Маринеско дал команду на пуск четырёх торпед. Три из них поразили цель, четвёртая осталась в торпедном аппарате (на ней, кстати, была надпись: «За Сталина!»).
В это время по немецкому радио зазвучал гимн — в Берлине отмечали день прихода нацистов к власти (30 января 1933 года). Было ещё одно совпадение — 30 января 1895 года родился этот самый Густлофф, имя которого получил лайнер…
Три мощных взрыва потрясли корабль, он накренился на левый борт, и вода стала быстро заливать все отсеки. Пассажиры в панике ринулись к спасательным шлюпкам. Те шлюпки, которые удалось спустить на воду, были предельно загружены женщинами и детьми. Несчастных, пытавшихся залезть в лодки, били по рукам. Море вокруг тонувшего корабля было заполнено трупами замёрзших людей. Капитан «Густлоффа» 63-летний Петерсен пробился к одной из шлюпок, но он не только одним из первых ринулся спасаться, но и, будучи в шлюпке, пытался оттолкнуть от неё подплывшую женщину, которую вытащили другие люди.

Рождённые в минуты роковые

А в судовом лазарете с предродовыми схватками лежала женщина. Врач успел сделать успокаивающий укол, и санитары отнесли её в шлюпку. Ребёнок родился через несколько часов на корабле, который их подобрал.
С момента выхода в море у троих женщин до неё уже родились дети. Одна из рожениц, Ингеборг Пипмейер, вместе со своим сыном Эгбертом была среди спасённых. Ей сейчас 76 лет, а сын отпраздновал в этом году свой 57-й день рождения. Мать говорила, что ужас пережитого на «Густлоффе» она сохранила на всю жизнь, а сын шутил, что он «почему-то ничего не помнит».
Нахлынувшая на корабль высокая волна накрыла его до верхней палубы и снесла ещё находившихся там людей. Прежде чем «Густлофф» ушёл под воду, на нём неожиданно вспыхнули все огни и завыли судовые сирены. На поверхности остались спасательные шлюпки и плоты, обвешанные цеплявшимися за них людьми.
На месте катастрофы героически действовал торпедный катер, сумевший спасти 172 человека. Позже в район бедствия вышли тяжёлый крейсер «Адмирал Хиппер» и торпедный катер Т-36. Однако крейсер почти сразу ушёл, не оказав никому помощи. Его командир решил, что главное для него — вывести свой корабль из опасного района.
Командир катера Т-36 капитан-лейтенант Геринг поступил иначе: дал приказ остановить машину. Его моряки сбросили сходни и стали вытаскивать людей из воды. На Т-36 перешёл и капитан «Густлоффа» Петерсен. Геринг и сегодня в свои 83 года не хочет судить о малодушии коллеги. Но когда он сам должен был потопить свой повреждённый катер, то последним покинул его борт.

Жертвы

Спасая в ледяной Балтике людей, Геринг понимал, какому риску подвергается его катер. Вскоре он увидел на воде два характерных торпедных следа, направленные на Т-36. Катер ушёл в сторону и сбросил глубинные бомбы, которые, как выяснилось много лет спустя, не повредили ушедшую под воду лодку С-13. Всего торпедный катер Т-36 спас 564 человека! Когда поднимали последних, с борта сорвались два матроса. «Это был самый тяжёлый момент в моей жизни», — вспоминал Геринг.
По официальным советским сообщениям, «экипаж подводной лодки С-13 потопил германский лайнер «Вильгельм Густлофф», имевший на борту тысячи гитлеровцев, в том числе 3700 подводников, чем нанёс ощутимый урон германскому подводному флоту».
«Густлофф» пошёл ко дну в ста километрах от современного польского побережья. Его обломки находятся на глубине около 60 метров. Участники нескольких экспедиций обследовали корабль в поисках знаменитой Янтарной комнаты, вывезенной из Царского Села (город Пушкин). Но ничего не нашли. По просьбе выживших очевидцев трагедии с «Густлоффа» был снят корабельный колокол.
За минувшие годы в Германии издано несколько книг о событиях ночи 30 января 1945 года, создан и художественный фильм. В нынешнем году к этим событиям обратился лауреат Нобелевской премии писатель Понтер Грасс.
Тема «Густлоффа» оставалась раньше под своеобразным запретом. Считалось, что уместно говорить лишь о жертвах фашистского режима. А страдания, доставшиеся на долю немцев, — это лишь расплата за агрессию, за печи Освенцима. Между тем, было бы ошибкой обвинять весь немецкий народ в преступлениях, совершенных гитлеровскими правителями. Женщины и дети, погибшие на «Густлоффе», были, в конечном счёте, жертвами нацистского режима.

Журнал: Тайны 20-го века №3, январь 2010 года
Рубрика: Неизвестное об известном
Автор: Юрий Басистов

Источники:

http://xn--e1acddbor0ewc.xn--c1avg/?p=11654

«Атака века»: почему «подвиг» Александра Маринеско немцы называют военным преступлением

http://www.bagira.guru/war/ataka-veka-podvig-marinesko.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×
×
×