Немецкие подводники второй мировой. Немецкие подводные лодки второй мировой
U-Boote.ru
Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне
- Главная
- Флотилии
- Базы
- Лодки
- Вооружение
- Операции
- Подводники
- Факты
- Ссылки
- О сайте
СТАТИСТИКА ПО НЕМЕЦКИМ ПОДВОДНЫМ ЛОДКАМ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
Перед началом и во время Второй мировой войны Германией было построено, укомплектовано личным составом и подготовлено к плаванию 1153 подводные лодки: I серии – 2, II серии – 50, VII серии – 703, IX серии – 194, X серии – 8, XIV серии – 10, XVII серии – 7, XXI серии – 118, XXIII серии – 61.
15 иностранных подводных лодок было реквизировано или захвачено, укомплектовано личным составом и введено в строй. Некоторые из них участвовали в боевых операциях: UA (турецкая), UD-3 и UD-5 (голландские); большинство были учебными: UB (британская), UC-1 и UC-2 (норвежские), UD-1, UD-2 и UD-4 (голландские), UF-2 (французская); транспортными являлись: UIT-22, UIT-23, UIT-24 и UIT-25 (итальянские); не использовалась: UIT-21 (итальянская).
-
Самыми многочисленными построенными, укомплектованными личным составом и подготовленными к плаванию были лодки следующих типов:
- тип VIIC – 568 подводных лодок.
- тип VIIC/41 – 91 подводная лодка.
- тип IXC/40 – 87 подводных лодок.
-
Общие потери Кригсмарине во Второй мировой войне составили 766 подводных лодок. Ежегодные потери немецких подводных лодок распределены следующим образом:
- 1939 год – 9 подводных лодок;
- 1940 год – 24 подводные лодки;
- 1941 год – 35 подводных лодок;
- 1942 год – 86 подводных лодок;
- 1943 год – 243 подводные лодки;
- 1944 год – 249 подводных лодок;
- 1945 год – 120 подводных лодок.
Общий численный состав подводников, погибших во Второй мировой войне, составил 28728 человек, что равняется 75-80% от числа моряков, служивших на боевых подводных лодках. К концу войны в живых осталось около 7000 членов экипажей немецких подводных лодок.
Суммарные потери союзников и нейтральных стран от немецких подводных лодок составили по одним данным 2919 судов общим тоннажем 14879472 брутто-регистровые тонны, по другим данным 2882 судна общим тоннажем 14408412 брутто-регистровых тонн. Повреждения получили 264 судна общим тоннажем 1989703 брутто-регистровых тонн.
-
Самыми результативными были следующие немецкие капитаны-подводники:
- Фрегаттен-капитан Отто Кречмер – 47 судов общим тоннажем 274418 тонн.
- Капитан-цур-зее Вольфганг Лют – 47 судов общим тоннажем 225756 тонн.
- Фрегаттен-капитан Эрих Топп – 36 судов общим тоннажем 198650 тонн.
-
Самыми результативными были следующие немецкие подводные лодки:
- U-48 – уничтожено 51 транспортное судно общим тоннажем 306874 тонны.
- U-103 – уничтожено 45 транспортных судов общим тоннажем 237596 тонн.
- U-123 – уничтожено 42 транспортных судна общим тоннажем 219924 тонны.
-
Самые длительные плавания совершили следующие немецкие подводные лодки:
- U-196 – 225 суток с 13 марта по 23 октября 1943 года (Эйтель-Фридрих Кентрат).
- U-181 – 206 суток с 23 марта по 14 октября 1943 года (Вольфганг Лют).
- U-198 – 200 суток с 09 марта по 24 сентября 1943 года (Вернер Хартман).
ИНФОРМАЦИЯ ПО НЕМЕЦКИМ ПОДВОДНЫМ ЛОДКАМ
СПИСОК НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
Список всех построенных, укомплектованных личным составом и подготовленных к плаванию немецких подводных лодок, а также реквизированных и захваченных иностранных подводных лодок находится на этой странице.
ПОИСК НЕМЕЦКОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПО ИНДЕКСУ:
Подводная лодка типа XXI Третьего рейха
В середине 1944 г. состав флота гитлеровской Германии (кригсмарине) пополнила ультрасовременная подводная лодка типа XXI. Главнокомандующий кригсмарине гроссадмирал Карл ДЁНИЦ (Karl DÖNITZ) намеревался с ее помощью еще раз перевернуть страницу в подводной войне.
Первая настоящая подводная лодка
В первые годы Второй мировой войны классическая тактика немецкой подводной атаки выглядела так.
После обнаружения противника, в идеале ночью, подводная лодка в надводном положении старалась занять удобную позицию для выстрела и, оставаясь над водой, производила пуск торпеды. Затем лодка быстро ныряла и под водой стремилась как можно дальше уйти от противника, прежде чем корабли охранения начнут контратаку. Большая проблема действовавших тогда подводных лодок заключалась в том, что они фактически были только ныряющими, а не в полном смысле подводными лодками.
Атака первой по-настоящему подводной лодки в морской истории выглядела иначе. Как только ее радиоизмерительное или акустическое оборудование обнаруживало цель, подводная лодка типа XXI в погруженном положении, на высокой скорости и на пересекающемся курсе стремилась достичь ее. Высокая точность пеленгования и сопровождения цели, благодаря гидролокатору и прослушиванию шумов, позволяли выходить на позицию открытия огня без использования перископа.
Данные для стрельбы рассчитывал имевшийся на борту электромеханический блок управления огнем. После подводной атаки с использованием перископа подводная лодка уходила на большой скорости в глубину. По мнению немецких историков, подводные лодки типа XXI без проблем избегали атак кораблей охранения, ведь сонар преследователей работал на скоростях 12-13 узлов. Сама же лодка могла передвигаться под водой на скорости около 16,5 узлов.
Подводная лодка типа XXI – высокая боевая эффективность
Как только первые боеготовые подводные лодки в середине 1944 г. вошли в состав кригсмарине, оперативное командование подводного флота попыталось определить оперативные принципы боевого применения новых кораблей. В этой связи 10 июля 1944 г. был выпущен меморандум «Соображения по боевому применению типа XXI «.
В дополнение к преимуществам нового типа подводной лодки в нем нашли отражение высокий уровень разочарования по поводу общего хода подводной войны, а также особенности успешной противолодочной обороны союзников:
«Тип XXI — это лодка с сильными подводными боевыми характеристиками, которые подходят для того, чтобы в значительной степени преодолеть союзническую противолодочную оборону, имеющую превосходство, благодаря доминированию в воздухе и надводной локации. С этой лодкой станет возможным начать успешную подводную войну (…). «
Напротив, менее эйфоричны суждения относительно живучести новой подводной лодки, под которой понималась способность противостоять вражеской атаке. В частности, осознается то, что обнаруженная подводная лодка не сможет подойти к противнику на дальность торпедной атаки без риска собственного потопления.
Следовательно, выходить на огневую позицию над или под водой требовалось незаметно. В целом, для командиров подводных лодок существовал принцип: оставаться в оперативном районе по возможности незамеченными. Но подводным лодкам типа XXI для подкрадывания предлагались совершенно новые тактические возможности. По оценкам специалистов, они являлись результатом выдающихся подводных ходовых качеств.
Новая стратегия войны
Меморандум и не отговаривал от успешной тактики «стаи», характерной для первой фазы подводной войны в Атлантике с середины 1940 г.:
«… так как сосредоточение своих сил против объединенной обороны является целесообразным.»
Вместе с тем, эффективность боевых действий одиночной лодки типа XXI оценивалась более высоко, чем у кораблей, построенных ранее. Считалось, что оказавшись в атакующей позиции, команда, благодаря быстрой перезарядке торпедных аппаратов, способна в трех залпах выпустить до 18 торпед. Это представлялось до сих пор невообразимым увеличением боевой мощи.
В уже цитированном меморандуме говорится:
«Появление нескольких подводных лодок типа XXI уже приводит к гораздо большему дроблению обороны, чем значительно большее количество предыдущих боевых кораблей. Принцип: боевое применение лодки дорого, поэтому первая атака должна вести к окупаемому успеху. Это особенно верно в операциях в так называемых транспортных воронках недалеко от побережья.«
В полной мере командование ВМС третьего рейха смогло использовать боевые качества нового корабля тогда, когда лодку использовали для боевых действий на большом удалении. Об этом так говорится в цитируемом меморандуме от 10 июля 1944 г:
«Воздушное превосходство врага во всех морских районах, заставляют лодки предыдущих типов совершать переходы под водой и далеко в свободной Атлантике, для чего они по своей конструкции не предназначены. Это обстоятельство, прежде всего из-за постоянно растущей перегрузки рубки зенитными орудиями и радиолокаторами, становится все более и более неуместным. В мае 1942 года лодке IX-C для марша в Карибский бассейн потребовалось 50 суток. Напротив, для типа XXI расчёт составил 28 дней. Лодка типа XXI практически идет почти вдвое быстрее лодки типа IX C.«
Тактические преимущества
В случае необходимости подводная лодка типа XXI могла совершать длительный переход и под водой. Разумеется, для этого использовались не электромотор и аккумуляторы, а дизельные двигатели. Причем, их снабжение воздухом гарантировала инновационная система работы двигателя под водой – шноркель. В этом случае над поверхностью моря выступала только голова шноркеля с резиновым покрытием. Вероятность ее обнаружения радарами союзников была крайне мала, а визуально над водой можно было обнаружить только короткие водяные завихрения.
Тактическое преимущество сокращающее время прибытия в оперативный район очевидно: остается больше времени для фактического боевого применения. Кроме того, отпала необходимость опасного, но необходимого для прочих подводных лодок, снабжения горючим в море.
Командование кригсмарине в середине 1944 г. приписывало типу XXI максимальную глубину погружения около 300 м. По показателям глубины характеристики лодки обеспечивали оборонительную стойкость на случай, если противник преследовал ее с глубинными бомбами. Однако, на практике действовавшими лодки нового типа глубина погружения не выдерживалась. Только после усиления конструкции во время тестовых погружений удалось достигнуть максимум 220 м.
Интересна скорость подводной лодки типа XXI для уклонения от вражеских подводных охотников. С электродвигателями она достигала 16,5 узлов (30,6 км/ч). При подкрадывании составляла, как правило, шесть узлов (11,3 км / ч), а при подводном переходе на дизелях со шноркелем – 10,42 узла (19,3 км/ч).
Оснащение и сервис
Инновационное для того времени акустическое и эхолотное оборудование позволяло экипажу типа XXI лучше контролировать поведение противолодочных сил противника. В частности, оставаясь под водой, лодка могла избегать локационных сигналов противника (ASDIC), дальность распространения который достигал 5 км.
Для радиообмена тип XXI оснащался самыми современными средствами связи своего времени. Лодки отправляли свои донесения в операционный центр на суше на коротких волнах. Прием же распоряжений осуществлялся на коротких, длинных или сверх длинных волнах.
Для одиночного применения в больших морских районах подводные лодки типа XXI предлагали прежде невероятные удобства для 57 членов экипажа: более просторные помещения, большее число коек, поддерживаемая кондиционером температура.
Помимо того, достаточное количество оборудования для провианта, который хранился в больших холодильных установках, а также улучшенная вентиляция помещений в период подводных переходов. Эти факторы привели к снижению физического и психического напряжения экипажа.
Другим достижением новых подводных лодок считались наличие на борту двух водоотливных насосов на носу и в корме. Насосы обеспечивали осушение вод, проникающих на большой глубине. Установка этих агрегатов облегчала утомительное для центрального поста выравнивание количества воды в лодке.
От восхода до заката
Основная идея типа XXI возникла, когда в 1940 г. стал очевидным совершенно новый вид тяги для подводных лодок. По мнению специалистов, тогда серийное строительство подлодок типа XXVI с воздухонезависимым «двигателем Вальтера» («Walter-Antrieb») стал большим скачком в подводной технике. Однако, турбинная подводная лодка, где Т-топливо («аурол», Aurol) во взаимодействии с катализатором (С-топливо) производило высокотемпературную кислородно-паровую смесь («парогаз») для вращения турбины, не достигала требований, соответствующих боевому применению.
Изначально предусматривалась установка «двигателя Вальтера» и на лодки типа XXI. В дальнейшем запланированное для этого место в новом проекте подводной лодки заполнили новыми, особо легкими аккумуляторами. В результате появились «большая электрическая» подводная лодка тип XXI и ее меньшая, предназначенная для использования в прибрежных водах и окраинных моря лодка типа XXIII.
Батарея аккумулятора электродвигателя пл типа XXI. Музей «Вильгельм Бауэр».
От секции к кораблю
Строительство новой подводной лодки типа XXI в промышленном масштабе запустили в военном 1944 г. После того, как вопреки сомнениям вовлеченных верфей удалось реализовать метод секционного строительства.
В продольном направлении конструкцию нового корабля разделили на восемь секций. Каждая из секций строилась в комплекте со всем оборудованием и электропроводкой в каждом случае в своем производственном центре. По дорогам или внутренним водным путям готовые секции транспортировались на сборочные верфи. Там их соединяли в более крупные узлы и завершали строительство лодки.
Такой тактовый строительный метод, заимствованный из автомобильной промышленности, не принимался верфями. Кораблестроители предпочитали работать над подводной лодкой в целом. Но планировавшийся выпуск двух-трех подводных лодок в день убедил ответственных лиц — по крайней мере, на бумаге.
Однако, предусмотренное программой строительство более чем 1300 лодок никогда не было реализовано. Бомбардировка союзниками верфей и производственных площадок секций значительно повлияло на общий результат.
Трудный старт
Первую подводную лодку типа XXI бортовой номер U 2501 приняли в состав кригсмарине 27 июня 1944 г. в качестве лодки на испытании. В то же время еще в 1944 г. инженеры спроектировали еще два варианта типа XXI («В» и «С»). От основного они отличались, главным образом, количеством и расположением подводного вооружения. Но, как и многие проекты вооружений третьего рейха, они также не вышли за рамки фазы планирования.
Между 27 июня 1944 г. и окончанием войны в мае 1945 г. гитлеровский флот имел в общей сложности 118 подводных лодок типа XXI. Прочие экземпляры в мае 1945 г. – в продвинутой стадии производства. Кроме того, бомбардировщики союзников разрушили подводные лодки на этапе сборки.
… и бесславный финиш
Хотя оборонная промышленность производила их относительно быстро и в большом количестве, технически революционные лодки с военной точки зрения уже не играли большой роли. Война была проиграна и на море.
Имела место нехватка топлива. Технические проблемы зачастую препятствовали боевым операциям. Боевые выходы стали крайне редки и происходили только незадолго до окончания войны. К упомянутым факторам добавлялся недостаток обученных экипажей, подготовка которых в Балтийском море также была затруднена.
По утверждению немецких историков, в мае 1945 г. союзникам досталось около десятка неповрежденных лодок. Большую часть готовых кораблей либо ранее затопили их собственные экипажи, либо уничтожили многочисленные вражеские воздушные атаки.
Подводная революция гроссадмирала К. Дёница провалилась всего через одиннадцать месяцев после ввода в эксплуатацию первой лодки типа XXI. Вместе с тем, для дальнейшего развития подводного кораблестроения этот проект имел ключевое значение.
Последний сохранившийся экземпляр этого типа (бывшая U2540) сегодня можно увидеть как лодку-музей «Вильгельм Бауэр» в Бремерхафене („Technikmuseums U-Boot Wilhelm Bauer e.V.“, ссылка на страницу о музее: https://military-museum.livejournal.com/7652.html).
По материалам журнала «Clausewitz»
Подводные лодки Третьего рейха
По открытой информации в составе ВМФ России сегодня находится около 70 подводных лодок. У США их количество примерно такое же, и это два самых мощных на сегодня подводных флота в мире. На этом фоне 1154 субмарины, сражавшиеся в составе военно-морских сил Третьего рейха, кажутся какой-то невероятной цифрой. Да, подводные лодки тогда были проще и меньше, и до моделей с атомным двигателем развитие техники еще не дошло. Но все же цифра впечатляет. И не только она – германский подводный флот времен Второй мировой войны оказался самым многочисленным и смертоносным за всю историю вооруженных сил всех стран.
Содержание
Великая стройка
До начала войны, то есть до 1 сентября 1939 года, у Третьего рейха было 57 подводных лодок. Разрешение строить субмарины страна получила лишь в 1935 году. До этого работал Версальский мирный договор, одним из условий которого был запрет Германии делать субмарины. Однако нацистский режим постепенно возвращал позиции, и одним из таких дипломатических успехов стало заключение Англо-германского морского соглашения. По нему подводные лодки признали устаревшим вооружением, и запреты на их производство исчезли.
В июне 1939 года подводный флот Германии возглавил Карл Дениц – выдающийся военный специалист, разработавший концепцию подводной войны. В его распоряжении оказалось огромная сила. Во время Второй мировой войны в составе кригсмарине каждые 2 дня появлялась новая подводная лодка.
Подводная сила
Главное преимущество субмарин в их скрытности. Подводные лодки могут незамеченными пересекать океаны, неожиданно появляться и наносить огромный урон без существенных расходов на оборону. У Германии эта часть ВМФ во многом компенсировала ограниченные возможности надводного флота.
Ключевой наработкой Карла Деница стало создание концепции, при которой субмарины действовали устойчивыми группами. Их стали называть “волчьими стаями”, а сами операции — “охотами”. Немецкие подводные лодки охотились на транспортные корабли своих противников, нарушая снабжение войск. Их цель – топить суда врагов быстрее, чем те их строят.
“Волчья стая” на рейде выстраивалась так, чтобы охватить как можно больший фарватер в ожидании конвоя противной стороны. Когда одна из подлодок обнаруживала приближение корабля, она отправляла сообщение в центр, и сама продолжала следовать за ним на безопасном удалении в надводном положении. Остальные “волки” в это время окружали конвой и начинали нападение. Действовали подводные лодки обычно по ночам и при численном преимуществе, поэтому итоги нападений для них были весьма успешными.
По разным оценкам германские субмарины отправили на дно от 2000 до 2800 кораблей торгового флота. Вместе со своими судами погибло больше 100 000 моряков.
Были и единичные диверсионные вылазки. Самая громкая из них – потопление британского линкора “Ройял Оук”. Большой военный корабль стоял в гавани Скапа-Флоу (Шотландия), пролив в которую перегораживали три блокшива. Лодка U-47 (нумерация у немецких субмарин была сквозной от U-1 до U-3530) успешно проникла к месту стоянки линкора, дала три торпедных залпа и вернулась на базу.
Впрочем, подводные лодки вовсе не были неуязвимы. Статистика их потерь наталкивает на мысль, что у немецкого командования они считались чуть ли не расходным материалом. Из походов не вернулось почти 800 субмарин, то есть 70 процентов всего подводного флота. Вместе с ними на дно отправились и 30 000 членов экипажей. Среди российских исследователей кригсмарине подлодки Гитлера иногда называли “Стальными гробами Рейха”. Со временем члены антигитлеровской коалиции отработали приемы противолодочной обороны, и о прошлых успехах немецким подводникам пришлось забыть. У Карла Деница в составе экипажей субмарин погибло двое сыновей и племянник.
Операции “Регенбоген” и “Дэдлайт”
Легенды о судьбе сотен немецких подводных лодок продолжают ходить и сегодня. В мифах и вольных интерпретациях они вывозили в Южную Америку нацистское руководство, а из нее – полезные ископаемые, будто повторяя политику конкистадоров. В сообщениях разной степени достоверности субмарины Третьего рейха продолжают находить затопленными в Антарктиде, на Таймыре и у берегов Крыма.
На деле же судьба у подводного флота Гитлера была такой же, как и у остальных частей армии – его разгромили. Большая часть лодок погибла в боях, в отношении оставшихся провели две занимательные операции. Первая называется “Регенбоген”. Это слово не случайно звучит так по-немецки – операция спланирована и реализована самими нацистами. В конце апреля 1945 года стала очевидна скорая капитуляция, и Дениц приказал экипажам всех германских кораблей для сохранения чести флота затопить их. Приказ был исполнен – на дно отправилось 238 субмарин. Кстати, Regenbogen с немецкого переводится как “радуга”.
Союзники тоже не жалели захваченных подлодок Гитлера. В конце 1945 — начале 1946 года они провели операцию “Дэдлайт”, в ходе которой была затоплена 121 трофейная субмарина. Еще 33 подводные лодки остались у стран-победительниц для испытаний, пополнения собственного флота и создания музеев.
Карл Дениц пережил Нюрнбергский процесс, отсидел 10 лет и умер в 1980 году. Остаток жизни он провел в безвестности, но написал три книги – две о своей жизни и одну о тактике подводной войны.
Источники:
http://www.u-boote.ru/