Навигационный маяк амино. Маяк что это? Морская лоция

Что такое маяк? Классификация и назначение маяков

Сложно переоценить значимость навигационного оборудования для работы судоводителей. Хотя современные приборы, позволяющие определять координаты, имеют множество преимуществ в виде эргономики, точности и функциональности, их недостаточно для поддержки безопасного управления судами в прибрежной зоне. Поэтому на подходах к якорным стоянкам и портам, к примеру, в качестве навигатора используются маяки. Их сигналы позволяют определять точное местоположение судна и при необходимости корректировать маршрут.

Что такое маяк с точки зрения технического исполнения? Как правило, стационарные конструкции или сооружения, обеспеченные средствами визуального наблюдения. Но бывают и другие варианты, отличающиеся также по функциональным возможностям.

Общие сведения о маяках

В сущности, это сигнальные станции, выполняющие задачи навигационного ориентирования. Наиболее распространены береговые маяки, обозначающие надводные или подводные контуры сооружений и опасностей. В состав объекта могут входить капитальные постройки, инженерное оборудование, технологические устройства для сигнализации и коммуникации. Современная станция редко обходится без источников тепло- и энергоснабжения, причем в большинстве случаев их представляют автономные генераторы.

При этом важно различать средства берегового ограждения от конкретных опасностей и непосредственно маяки. Функции локальной ограды выполняют буи, вехи и бакены. Такие навигационные устройства могут быть независимыми от береговой инфраструктуры. А что такое маяк в плане функциональности? В любом исполнении это инструмент навигационной разметки, которая воспринимается штурманом посредством специальных сигналов. Однако цели у таких станций бывают разными.

Назначение маяков

Морские сигнальные станции можно рассматривать и как створное, и как опознавательное средство. В первом случае организуется система, состоящая как минимум из двух маяков, линия между которыми формирует маршрутный контур. Ориентируясь на такие линии, судоводитель меняет или прокладывает курс входа в порт или гавань. Одиночные же станции используются в опознавательных целях и обозначают собой определенную точку – как на земной прибрежной, так и на водной поверхности. Например, маяк на острове непосредственно указывает на часть земной площадки среди моря или океана. Таким же способом обозначаются опасные участки, портовые объекты и т. д. Оба типа маяков отличаются по высоте. Причем размерные параметры имеют и функциональное значение. Так, разница в высотах между створными конструкциями позволяет определять направление движения к тому или иному объекту, расположенному в этом районе.

Как работает маячный излучатель?

Типовая и наиболее распространенная сигнализация маяка представляет собой прожектор, выполненный в особой конфигурации. Для повышения силы излучения в устройстве прибора используется комплекс зеркал и линз, обеспечивающих концентрацию фотонного отражения. В некоторых системах применяется не отражающая, а просвечивающая оптика. Данный эффект достигается составными линзами в сборке, которые вращаются вокруг источника света. В конструкциях прежних поколений в качестве излучателя использовали керосиновые лампы. Они характеризовались независимостью и полной автономностью, но требовали кропотливого обслуживания.

Что такое маяк современного типа? Это сооружения или конструкции, обеспечиваемые источниками импульсного света. Те же прожекторы распространяют световые потоки на оптическую оснастку для более широкого распространения сигнала. Для питания электротехнической инфраструктуры используются дизель-генераторы, солнечные батареи или же местные энергетические подстанции.

Свойства цветовой навигации

Способ подачи света имеет свои особенности и в части цветового оформления, обусловленного стандартизированными требованиями. Спектр излучения делится на несколько сегментов, каждому из которых присваивается определенный оттенок.

В частности, белое свечение указывает на то, что в обслуживаемой зоне на данный момент проход безопасный. Красным обозначаются левые по отношению к безопасной зоне места для прохождения. Напротив, зеленый свет маяка характеризует правую область по отношению к сегменту, где приближается судно. Существуют и принципы «дневной метки», согласно которым сами станции имеют окраску из нескольких полос. Это позволяет визуально различать опасные объекты и башни маяков. В ночное же время применяется система секторных огней. Опять же, за счет управления цветами и подключения разных сегментов свечения штурманам даются сигналы о статусе тех или иных областей в зоне охвата.

Читать еще:  Национальное дагестанское блюдо. Чуду, курзе и натух

Классификация по способу сигнализации

Оптические световые сигналы являются основным, но не единственным способом привлечения внимания штурманов. Кроме них используются акустические, туманные и радиосигнальные устройства. Применяются сирены, диафоны, осцилляторы и другие приборы, обеспечивающие распространение звуковых сигналов. В последнее время активно развиваются технологии радиосигнального оповещения. Что такое маяк с радиостанцией? Чаще всего это пеленговые базы, в рамках определенного частотного диапазона и радиуса определяющие приближение судов. Они могут не только фиксировать местоположение объектов, но и передавать информацию о направлении, производить вычисления по координатам и т. д.

Классификация по месту расположения

Принципиально отличаются два типа маяка – уже упомянутые береговые и плавучие. Первые могут устанавливаться на берегу, на острове или в удаленной от прибрежной линии зоне. Наиболее выигрышные места для таких объектов – возвышенности и открытые визуальному наблюдению участки, где навигационное оборудование сможет работать без помех.

Что касается плавучих станций, то они используются на кораблях и другой водной технике. То есть это не стационарное, а мобильное или даже портативное оборудование. Есть и группа плавучих маяков, которые размещаются в качестве опознавательных устройств на входах в каналы и проливы. Их корпуса оформляются специальным цветом для более выраженного визуального эффекта.

Эксплуатационные требования к маяку

Поскольку на работе сигнальной морской станции лежит высокая ответственность, еще перед разработкой ее проекта утверждаются следующие требования:

  • конструкция должна быть видна днем и ночью;
  • независимо от времени суток, свет маяка должен отличаться от случайных огней другого назначения;
  • в инфраструктуре башни должна предусматриваться туманная сигнализация;
  • визуально-опознавательную функцию должны обеспечивать и освещаемые, и неосвещаемые сигнальные метки.

Заключение

Регуляция мореходного движения выполняется комплексным набором средств, особое место среди которых занимает маяк. Подаваемые им знаки и огни минимизируют шансы на потерю курса у приближающихся судов и оптимизируют процессы помощи, если в ней есть необходимость. Существенное место в общей инфраструктуре маяка занимает навигационное оборудование в виде приборов и радиопеленгаторных станций. Нынешний уровень технологического развития позволяет использовать для определения местоположения эффективные устройства, связывающиеся со спутниковыми системами. Но и традиционная опознавательная функция в виде светового рассеивания через оптику сохраняет свою актуальность.

Глава V . Морская лоция.

Морская лоция — дисциплина, рассматривающая системы навигационного оборудования морей, правила пользования различными навигационными пособиями и организацию службы безопасности на море. Пособия, описывающие конкретный район плавания, также называются лоцией данного моря, района;, в ней приводятся сведения о физико-географических и навигационных особенностях района, местные правила плавания и т. д.

§ 15. Береговая зона.

Морское плавание маломерных судов происходит, как правило, в прибрежных районах, где глубины небольшие. Поэтому плавание в этих районах осложнено, а иногда и опасно. Мореплаватель-любитель должен изучить лоцию этого района и особенно имеющиеся в нем навигационные опасности. Для этого ему необходимо знать основную терминологию, относящуюся к прибрежной зоне.

Рис. 31. Элементы береговой зоны

Основные элементы береговой зоны показаны на рис. 36.

Береговая линия — граница между сушей и поверхностью моря;

побережье — полоса суши, прилегающая к морю до береговой линии;

берег — полоса суши, примыкающая к береговой линии;

пляж — скопление песчаных наносов в прибойной зоне.

Навигационными опасностями называют места с малыми глубинами. К ним относятся:

банка — отдельно расположенный участок мели, глубина над которым значительно меньше, чем глубина вокруг него;

Читать еще:  Что едят на 40 дней после смерти. Что делать в течение года после похорон

бар — наносная мель в устье реки при ее впадении в море, лежащая поперек входа в устье;

коса — узкая длинная мель, переходящая в подводную отмель берега;

мелководье — большое неглубокое пространство;

мель — место в море с глубинами менее 10 м;

отмель — мель, идущая от берега в сторону моря;

риф — отмель или банка из камней или кораллов;

осушная мель — появляющаяся из воды при отливе;

отличительная глубина — глубина, резко отличающаяся от окружных глубин в большую или меньшую сторону.

§ 16. Средства навигационного оборудования.

Опасные в навигационном отношении места как в открытом море, так и вблизи берегов ограждаются соответствующими знаками или сооружениями, которые называются средствами навигационного оборудования.

Средства навигационного оборудования подразделяются на береговые и плавучие.

1. Береговые СНО.


Рис. 32. Береговой маяк

К береговым СНО относятся маяки, навигационные и створные знаки.

Маяк (рис. 32) представляет собой фундаментальное строение башенного типа, оборудованное в верхней части специальным световым аппаратом. Маяк не только предупреждает об опасности, но и служит для определения места судна в море. Для того чтобы мореплаватель мог опознать маяки, их строят различной приметной формы и придают огню каждого маяка особую световую характеристику. Это помогает судоводителю безошибочно определить местонахождение своего судна (в том случае, если он детально изучил предстоящий район плавания).

Отличительной характеристикой маяка являются: характер и цвет огня; число проблесков или затмений; период проблесков; Дальность видимости маяка в милях для высоты глаза наблюдателя в 5 м; обслуживаемый маяк пли нет; сведения о техническом вооружении маяка; сведения об имеющихся лоцманских и спасательных станциях и средствах связи.

Огонь маяков бывает: постоянным, проблесковым, группопроблесковым, постоянным с проблесками, постоянным с группой проблесков. Огонь маяка может быть цветопеременным, т. е. меняющим цвет.

Для обеспечения безопасности плавания во время тумана и ограниченной видимости на маяках подают звуковые сигналы при помощи сирены, тифона, наутфона, колокола, предупреждающие судоводителя о близкой навигационной опасности. На картах маяки обозначаются звездочками с просветом посередине и с точкой в центре, указывающей точное положение маяка на карте. На генеральных картах все маячные огни независимо от их цвета изображаются желтыми пятнами. Около условного изображения маяка на карте ставится его полная характеристика и название. Если маяк светит только в определенном секторе, то этот сектор наносится в виде пунктира. Например, рядом с обозначением


Рис. 33. Береговые створные знаки

маяка на карте стоит надпись ГР Пр (2) (20с) 18м Т (с) РМк ЛС. Расшифровывается это так: маяк имеет огонь группо-проблесковый, 2 проблеска в группе, продолжительность периода 20 секунд, дальность видимости огня 18 миль, туманный сигнал — сирена, имеются радиомаяк и лоцманская станция.

Навигационные знаки — специальные сооружения различной конструкции, по размерам значительно меньше маяков. Они могут быть освещаемыми и неосвещаемыми. Включение огня на знаках производится обычно автоматически при помощи фотоэлементов. Знаки постоянно не обслуживаются. Освещаемые навигационные знаки имеют отличительную от других знаков района световую характеристику, которая, как правило, бывает проблесковой, постоянной или группо-проблесковой. Кроме того, освещаемые знаки различаются по цвету огня. Само расположение знака и характеристика его огня наносятся на навигационную карту. Дальность видимости огней таких знаков достигает 6-8 миль при ясном состоянии атмосферы.

Створные знаки устанавливаются на берегу для указания судового хода на фарватерах и в узкостях (рис. 33). Онислужат для обеспечения безопасности прохода судов в районах со стесненными условиями плавания. Кроме того, створные знаки устанавливаются при оборудовании мерных линий для обозначения направления движения судна и секущих направлений для замеров скорости хода судна на различных режимах работы двигателя. Знаки бывают деревянными, металлическими, каменными, освещаемыми и неосвещаемыми. Днем на белых (черных) трапециевидных щитах отчетливо видны черные (белые) вертикальные полосы, а ночью в верхней части щитов зажигаются огни, чаще всего красного или зеленого цвета, чтобы их легко было отличить от любых случайных огней населенного берегового пункта. Направление линий створов на фарватере, узкости или мерной линии нанесено па навигационной карте. На карту мелкого масштаба нельзя одновременно нанести два створных знака, тогда наносят один знак и линию, а рядом ставят пояснительную надпись «2 ств. зн. ».

Читать еще:  Сонник очки солнцезащитные. Сонник — Ось от воза

Линия девиационных, ограничительных и поворотных створов на карте обозначается точечным пунктиром, а ходовые направления- сплошной линией. Значения направления створов даются на карте только истинные.

2. Плавучие средства навигационного оборудования.


Рис. 34. Плавучий маяк

К плавучим средствам навигационного оборудования относятся плавучие маяки, буи, бакены и вехи. Плавучие средства навигационного оборудования ограждают участок водной поверхности, который представляет опасность для плавания судов, или указывают направление фарватера в районах, где можно плавать лишь по определенным путям.

Плавучий маяк -судно, оборудованное маячной аппаратурой и установленное на якорях в точно обозначенном на карте месте (рис. 34). Плавучий маяк служит подходным ориентиром к порту, заливу, бухте и т. д. и на нем часто размещается лоцманская вахта. Судно имеет отличительную окраску, а на его бортах наносится название маяка.

Навигационный маяк амино. Маяк что это? Морская лоция

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое «МАЯК» в других словарях:

Маяк — Маяк, Великобритания. МАЯК, сооружение башенного типа, устанавливаемое обычно на берегу или мелководье. Служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется так называемыми маячными огнями, а также устройствами для подачи звуковых сигналов,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МАЯК — (Light house) 1. Искусственное сооружение, служащее для определения места судна при плавании в виду берегов и для лучшего опознания берега с целью избежания опасностей. Обыкновенно маяк представляет собой башню, на которой ночью обязательно… … Морской словарь

Маяк — (Кирилловка,Украина) Категория отеля: Адрес: Улица Калинина 150, Кирилловка, 72563, Украина … Каталог отелей

Маяк — (Челябинск,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Дарвина 2А, Челябинск, Росс … Каталог отелей

МАЯК — МАЯК, башнеобразное строение с высоко расположенной световой камерой, находящееся на берегу моря для того, чтобы судна не сбились с курса ночью. Маяки строят на суше и в море, иногда вблизи порта или гавани, а иногда в знак того, что в том или… … Научно-технический энциклопедический словарь

Маяк — Приспособление для наблюдения за развитием трещин: гипсовая или алебастровая плитка, прикрепляемая к обоим краям трещины на стене; две стеклянные или плексигласовые пластинки, имеющие риски для измерения величины раскрытия трещины и др. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

маяк — передовик, путеводная звезда, стахановец, маячок, флагман, ударник, правофланговый, башня Словарь русских синонимов. маяк 1. путеводная звезда 2. см. передовик Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М … Словарь синонимов

МАЯК — МАЯК, сооружение башенного типа, устанавливаемое обычно на берегу или мелководье. Служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется так называемыми маячными огнями, а также устройствами для подачи звуковых сигналов, радиосигналов (радиомаяк) … Современная энциклопедия

МАЯК — сооружение башенного типа, устанавливаемое на выступающих в море частях берега, в устьях рек, на скалах, отмелях; служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется светооптической системой, а также др. средствами сигнализации (сирена, диафон … Большой Энциклопедический словарь

МАЯК — МАЯК, маяка, муж. 1. Башня с сигнальными огнями на берегу моря, острове для ориентировки проходящих судов. 2. Символ, эмблема надежды (книжн., ритор.). Спасительный маяк. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МАЯК — МАЯК, см. маячить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Источники:

http://www.syl.ru/article/368213/chto-takoe-mayak-klassifikatsiya-i-naznachenie-mayakov

http://www.interesnyekartinki.ru/navigacionnyi-mayak-amino-mayak-chto-eto-morskaya-lociya.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/6610/%D0%9C%D0%90%D0%AF%D0%9A

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector