Луна – Журнал “Все о Космосе”. Основные характеристики луны
Луна – Журнал “Все о Космосе”. Основные характеристики луны
Масса Луны составляет двенадцать тысячных от массы Земли. В то же время самый большой спутник планеты Нептун — Тритон — в 1000 раз легче Нептуна.
Другие же спутники и сравнении со своей планетой и того меньше. Кроме того, спутники обычно находятся значительно дальше от своих планет, чем Луна от Земли. Итак, Луна — крупный спутник, находящийся не слишком далеко от Земли.
Из-за этого астрономы иногда называют Землю двойной планетой. Как и другие небесные тела, Луна вращается вокруг своей оси, совершая полный оборот за 28 дней. Замечательно, что полный оборот вокруг Земли Луна совершает ровно за то же самое время — за 28 дней.
В результате получается, что Луна всегда повернута к Земле одной и той же стороной, которая так и называется — видимая сторона Луны.
Может быть именно из-за этого Луну очень долго считали плоской. Есть и другая ошибка, часто встречающаяся на детских рисунках. Разбрасывая звездочки по небу, дети помещают одну из них между рогами месяца. На настоящем небе такое увидеть нельзя. Ведь в этом месте находится неоснащенная часть Луны, закрывающая от нас далекие звезды.
Между рогами месяца могут сверкать только огни самолета или космического корабля, пролетающего между Луной и Землей. Вернемся к движению Луны и Земли вокруг Солнца.
Луна вращается вокруг Земли. Но при этом Земля тоже не стоит на месте. За то время, которое понадобится Луне, чтобы совершить полный оборот, Земля успевает пройти одну тринадцатую часть своей орбиты.
В результате, зарисовав пути Земли и Луны, мы получим картинку, изображенную на рис. 24. Мы видим, что Земля и Луна, действительно, ведут себя как двойная планета. Однако, разглядывая плоские рисунки, не стоит забывать о том, что на самом деле небесные тела движутся в объемном пространстве.
Есть у земного неба одна замечательная особенность: Солнце и Луна на нем совершенно одинакового размера. Объясняется это тем, что Солнце, будучи в 400 раз больше Луны, находится примерно во столько же раз дальше от нас.
В результате время от времени возникает ситуация, когда Луна, оказавшись на прямой, соединяющей Землю и Солнце, закрывает от нас Солнце. В этот момент люди наблюдают потрясающее явление — солнечное затмение.
Луна не слишком торопится освободить место между Солнцем и Землей. Но сама Земля вращается вокруг своейj оси достаточно быстро.
Поэтому тень от Луны быстро бежит по поверхности Земли и полное солнечное затмение наблюдается не более 7 минут. Выглядит это так.
Предположим, нам повезло, 7 минут затмения пришлись на середину ясного дня. Тогда мы увидим, как Солнце начинает потихоньку меркнуть.
Его свет уже не слепит глаза, и, взглянув на него, мы увидим, что неизвестно откуда взявшийся темный диск наползает на Солнце. В последнюю минуту перед полным закрытием мы заметим, что к нам из-за горизонта стремительно несется полная тьма и, наконец, обрушивается на нас.
Тогда на небе вспыхивает солнечная корона — сияние вокруг черного диска, светящиеся языки, вырывающиеся с поверхности Солнца.
Через несколько минут, однако, черный диск сползает в сторону, открывая серпик Солнца, тьма уходит и корона гаснет.
Теперь приведем немного цифр. Диаметр Луны (диаметр равен двум радиусам) — 3500 км, это примерно столько же, сколько от Белого моря до Черного. Расстояния от нас до Луны меняется в течение месяца, так как орбита Луны — это тоже эллипс.
Будем считать, что до Луны примерно 400 000 км. Атмосферы на Луне нет, поэтому вся ее поверхность изъедена кратерами — следами метеоритных ударов. Видимую сторону Луны люди прекрасно рассмотрели в бинокли и телескопы и даже составили карту лунной поверхности.
Крупные кратеры назвали морями, хотя в них нет ни капли воды. Самое большое из них — Море Дождей — размером примерно с Черное море. Как только люди научились запускать ракеты в космос, их, конечно, сразу же заинтересовала Луна.
В 1959 году автоматическая межпланетная станция «Луна-2», запущенная в нашей стране, сфотографировала обратную сторону Луны. Так люди впервые заглянули за спину своей соседке и обнаружили там картины, похожие на те, что наблюдались и на видимой стороне Луны.
Конечно, наши ученые стали давать свои названия новым лунным пейзажам, появились Море Москвы, Кратер Ломоносова и многое другое. Затем в 1966 году наша автоматическая станция впервые совершила мягкую посадку на Луну.
Позднее, в 1970 году на поверхность была выпущена самоходная конструкция — луноход. Передвигаться по Луне, кстати, оказалось не так-то легко — Луна в этом месте была засыпана слоем легкого летучего песка, хотя в других местах встречаются и твердые скалы. Автоматы собрали образцы лунного грунта и вернулись на Землю.
Но на Луне побывали не только автоматы. В 1969 году американский космический корабль «Аполлон-11» доставил на Луну первых космонавтов — Нила Армстронга и Эдвина Олдрина. Это была настоящая сенсация, сравнимая разве что с первым пилотируемым космическим полетом. 21 июля 1969 года нога человека впервые ступила на поверхность другого небесного тела! Два человека своими глазами увидели, кик выглядит Земля с поверхности Луны.
Оказалось, что Земля так же восходит над Луной, как и Луна на нашем небе, так же видна то серпом, то «полноземлием». Только, конечно, Земля на небе Луны огромна.
И к тому же не повернута одной и той же стороной, а довольно быстро крутится, демонстрируя разные участки своей поверхности.
Атмосферы на Луне нет, значит, нет и ветров. Поэтому следы могут сохраняться очень и очень долго. Возможно, пели вам доведется совершить прогулку по Луне, вы еще встретите там след первого космонавта, ступившего на ее поверхность.
Исследовательский проект «Загадочный космос. Луна»
Галина Борисова
Исследовательский проект «Загадочный космос. Луна»
1 Этапы реализации проекта. ….
1.1 Подготовительный этап…. 5
1.2 Основной этап… 5
1.3 Заключительный этап. Вывод.
Перспективы развития проекта… 6
Список литературы …. 7
Введение
Актуальность выбора темы и значимость исследования.
«Человечество не останется вечно на земле, но,
в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство»
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как данная тема как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченных интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Реализуя образовательную программу по познавательному развитию заметила, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Космос». Интерес одного из воспитанников в группе подвинул на мысль необходимости работы над проектом «Этот загадочный космос-Луна». Передо мной стояла задача: как развить у ребёнка представления об окружающем мире до глубин Вселенной не зазубривая научные истины, а открывая их самому. Итак, объектом изучения стал естественный спутник Земли Луна
Цель: систематизировать представления о спутнике планеты Земля – Луне, ее значения для планеты на которой мы живем.
Задачи:
– изучить, что такое спутник Земли -Луна, ее значимость для жизни на Земле;
– познакомиться с понятиями «скафандр», «телескоп», «кратер», «космонавт»;
– расширить представление о космическом пространстве (об этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о солнечной системе, планетах и спутниках);
– создать макет планеты Земля и её спутника.
-с помощью экспериментов проверить выдвинутую гипотезу.
Гипотеза: Действительно ли, что на Луне нет жизни и она влияет на жизнь на Земле.
Планируемый результат исследователя:
– сформированность элементарных знаний по теме «Луна-спутник планеты Земля»,ее влияние на жизнь Земли;
– сформированность нравственно – патриотических чувств;
– заинтересованность темой «Космос»;
– изготовление макета планеты Земля и ее спутника Луны. ;
– расширение знаний и проявление интереса детей к Вселенной;
– развитие интереса детей к поисково-познавательной деятельности;
– изготовление поделок и работ по теме: «Космос».
-создание методического раздела по теме «Космос» в детском саду.
По количеству участников: индивидуально-групповой;
По приоритету метода: исследовательский;
По продолжительности: средней продолжительности.
Участники реализации проекта:
Воспитанники старшей группы;
– метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, презентаций, видеофильмов, анкетирование);
– словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);
– практический (самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов для изображения);
Образовательные области реализации проекта:
Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности:
Продуктивная, игровая, трудовая, коммуникативная, поисково-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.
1. Этапы реализации проекта.
1.1 Подготовительный этап
Определение цели и задач Сбор информации по теме «космос».
Подбор иллюстративного материала на тему о космосе
Подготовка консультаций для родителей по теме проекта.
Оформить картотеки загадок, пословиц, поговорок по теме
Изготовить памятки для родителей
Оформить информационный стенд для родителей «Загадочный мир космоса»;
Привлечение родителей к сбору материала (стихов, пословиц, поговорок) .
Привлечение родителей к сбору материала для оформления коллажа про космос
1.2 Основной этап
Аппликация: «Покорители космоса».
Рисование: «Планеты солнечной системы».
С/р игра: «Космос», «Большое космическое путешествие».
Беседы на темы: «Земля наш дом», «Изучаем Вселенную», «Тайны Солнечной системы».
викторина на тему «Космос».
Опыт: «День – ночь»,
«Есть ли жизнь на луне»
Чтение А. А. Анпилова «Ю. А. Гагарин»,просмотр мультфильма: «Тайна третьей планеты», чтение рассказов по заданной тематике.
Прослушивание музыкальных произведений по теме
Консультация для родителей: «Космос далёкий и близкий»
«Как рассказать детям о космосе»
1.3 Заключительный этап.
Выступление перед детьми подготовительной группы: «Спутница Земли» Подтверждение выдвинутой гипотезы
Составление презентации по итогам проведенной работы
Вывод:
Мы поняли, что Луна имеет большое влияние на жизнь на Земле. И как бы мы не хотели, чтобы ее населяли люди, животные, растения, теперь знаем, что это не возможно, так как на ней нет воды и воздуха. Но в ней таится еще много тайн и загадок, которые предстоит разгадать. Мы планируем продолжить работу над темой «Неизведанный и загадочный КОСМОС»
Перспективы развития проекта:
– распространение проекта посредством Интернет – ресурсов;
-дальнейшая совместная деятельность по вопросу изучения космоса.
1. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205с.
2. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
3. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. – М. : ОЛМА Медия Групп, 2013г.
4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.
5. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»
6. Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. – Новосибирск, 2008г
7. Гризик Т. И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», М. ,2001г
8. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. – М. : Сфера, 2002г.
9. Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г.
10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
11. Левитан Е. П. Малышам о звездах. – М. ,1986г.
12. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. – М. : ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008г.
13. Носов Н. Незнайка на луне. – М. : РОСМЭН, 1996г.
14. Шорыгина Т. А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М. : Книголюб, 2005г.
15. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.
16. Интернет ресурсы.
Приложение
Эксперименты и опыты
1. Тема «Лунные кратеры»
В тарелку насыпать немного муки. Отпечатком кратера послужит небольшой грузик, который необходимо бросить с расстояния поднятой руки. Образовавшиеся ямки будут лунными кратерами.
Вывод: Так как на Луне отсутствует атмосфера, то космические тела падают на поверхность Луны, образуя кратеры похожие на кратеры из нашего экс
2. Тема: «Почему мы видим разные части Луны?»
Материал: фонарик, 2 круглых предмета (маленький мячик и грейпфрут).
Фонарик нужно установить на столе так, чтобы он не падал, или прикрепить к спинке стула. На столе рядом со стулом разместить грейпфрут (Землю) и мячик (Луну). Убедиться, что фонарик (Солнце) освещает оба этих предмета. Начинать передвигать Луну вокруг Земли по круговой орбите. Во время вращения Луны вокруг Земли можно убедиться, что для наблюдателя с Земли она то заходит в тень, то снова возвращается на солнечный свет. Пригнитесь к столу и посмотрите поверх Земли на Луну. Если свет от фонарика падает под правильным углом, то можно увидеть, что освещенная часть мячика выглядит подобно полумесяцу, или лунному серпу. Когда обернутая к нам сторона Луны полностью находится в тени, происходит рождение Луны (новолуние).
Вывод: Наш эксперимент подтвержден этой схемой, на которой видно, как меняется положение луны относительно Земли, и как Луна освещается Солнцем. Луна меняется, но мы все время видим только одну ее сторону. Дело в том, что Луна поворачивается вокруг своей оси за четыре недели и столько же времени она тратит на то, чтобы обойти вокруг своей подруги Земли. Вот почему она повернута к нам всегда одной стороной.
3. Тема «Есть ли жизнь на Луне?»
Мы взяли две банки и зерна гороха, в одну банку мы поместили зерна гороха, налили немного воды и оставили открытой, в теплом месте. В другую банку мы также поместили зерна гороха, но при этом мы не налили воды и банку плотно закрыли крышкой. Вторую банку мы поместили в холодильник. Для чего мы это сделали? Мы приблизили условия в банке, к условиям на Луне (нет воздуха, нет воды, нет тепла) .Через два дня мы проверили, что происходит в банках. И вот что получилось: в банке, где были благоприятные условия, горох пророс, а во второй банке, где не было воды, воздуха и тепла, с горохом не произошло ничего, он остался без изменения.
Вывод: Этот эксперимент показал, что живые организмы не могут жить без воды, воздуха и тепла. Поэтому на Луне нет жизни, так как там нет воздуха и воды
Из чего сделана Луна
Начало нового этапа в изучении Луны датируется вторым января 1959 года. В этот день к Луне ринулась первая советская ракета. Началось изучение Луны средствами космонавтики. Вспомним главные события, предшествующие рождению селенохимии.
В феврале 1966 г. советская автоматическая станция «Луна-9» впервые в истории совершила мягкую посадку на лунную поверхность. Изображения, переданные станцией на Землю, показали, что поверхность Луны состоит из мелких частиц твердого вещества и что на этой сравнительно плотной поверхности рассеяны камни до 10-20 см в поперечнике.
Химический анализ лунного грунта произвела в марте 1966 г. советская станция «Луна-10». С помощью бортового гамма-спектрометра станция измерила гамма-излучения лунных пород и установила, что лунные моря сложены из базальтов. Станция «Луна-12» с орбиты искусственного спутника Луны обнаружила рентгеновское излучение магния и алюминия, входящих в состав лунного грунта.
Достаточно полный химический анализ лунных пород (по рассеянию а-частиц) провели американские станции типа «Сервейор». Вот какие были получены результаты (в %):
Из этих данных видно, что материковый грунт содержит меньше железа и больше алюминия, чем морской.
Годы 1969 и 1970 отмечены в истории человечества двумя важнейшими событиями — первой высадкой людей на Луку («Аполлон-11», 20 июня 1969 г.) и первой доставкой с Луны на Землю проб лунного грунта, взятого космическим автоматом («Луна-16», 20 сентября 1970 г.). Эти великие свершения положили начало непосредственному изучению соседнего небесного тела.
В последующие годы с Луны на Землю людьми и автоматами было доставлено лунное вещество из восьми районов. Пять из них приходятся на лунные моря, три — на материки. Следует заметить, что в феврале 1972 г. автоматическая станция «Луна-20» успешно взяла пробы в труднодоступном для космонавтов горном районе Луны. Немалую роль в изучении лунного мира и состава лунного грунта сыграли советские «луноходы» (1970, 1973 гг.).
Чем же обогатило науку изучение образцов лунного вещества, доставленного в земные лаборатории? Прежде всего отметим, что лунный грунт (иначе называемый реголитом) — материал рыхлый, переработанный при падении на Луну и взрывах множества мелких и крупных метеоритов. Толщина реголита в разных районах неодинакова и в целом составляет от 3 до 6 метров. Материковый грунт светлее, грунт морских территорий темнее, что объясняется различием пород, его составляющих. Повсюду на поверхности Луны встречаются камни и глыбы, иногда исполинских размеров (до 2 км в поперечнике). Эта особенность лунного рельефа свидетельствует о процессах дробления лунной поверхности, сопровождающих всю историю Луны. Часть лунных камней — это вулканические бомбы, состоящие из изверженных пород. Они представлены двумя типами: базальтами на морских впадинах и анортозитами на материках.
Районы Луны, в которых были взяты пробы грунта (отмечены косыми крестами)
Лунные базальты — вулканические кристаллические образования со средней плотностью 3,19 г/см3. Они имеют сложный минералогический состав (полевой шпат, оливин, пироксены и другие минералы). При ударах метеоритов о лунную поверхность развиваются весьма высокие температуры, за счет чего образуются куски разноцветных стекол, найденных в лунном веществе.
Анортозиты состоят главным образом из минерала анортита, имеющего более светлую окраску, чем базальты. В анортозитах также встречаются следы метеоритной бомбардировки в виде примеси всевозможных стекол.
Следует отметить, что лунные пробы содержат много минералов, обогащенных такими тугоплавкими элементами, как хром, титан и цирконий. Некоторые из минералов привнесены в лунный грунт метеоритами. Для наглядности приведен минералогический состав и плотность (в г/см3) наиболее типичных лунных пород, доставленных с трех морских территорий (по А. Л. Туркевичу, 1971):
Любопытно, что в лунном веществе удалось обнаружить такие минералы, какие не встречаются ни на Земле, ни в метеоритах. К ним относится армолколит (Fe, Mg)Ti2O5, названный так в честь Нейла Армстронга, первого человека, ступившего на Луну; транквиллитит Fe3(Zr,Y)2Ti3Si3О24 и другие экзотические минералы.
Химический состав морских и материковых проб, как уже отмечалось, различен. В первых больше железа, хрома, титана, кальция, марганца, но меньше алюминия. По сравнению с метеоритами лунный грунт значительно обогащен такими, например, элементами, как стронций, цирконий, кадмий, углерод (графит), тантал, уран,и обеднен такими легколетучими элементами, как медь, цинк, никель, кобальт. По-видимому, это указывает на то, что первичная эволюция лунного мира происходила при высоких температурах. Судя по наиболее древним лунным пробам, возраст Луны как космического тела близок к 4,5 млрд. лет.
Хотя вода в лунном грунте практически не найдена, выяснилось, что лунное вещество содержит органогенные элементы, которые, в принципе, могли бы служить химической основой для формирования в условиях космоса более сложных органических соединений. К таким органогенным элементам относятся прежде всего углерод, водород и азот. Их содержание в пробах незначительно (сотые доли процента). Тем не менее с помощью высокоточных методов химического анализа в лунном веществе обнаружены (правда, в очень малом количестве) аминокислоты и другие важные для жизни химические соединения.
Так как содержание углерода в лунных образцах оказалось весьма низким, вряд ли на Луне когда-либо существовали какие-либо формы жизни. Примечательно, однако, что лунный грунт неожиданно оказался плодородной почвой для земных растений. На лунном веществе высеивались бобы, томаты, пшеница, сосна и другие земные растения. Все они не только выжили, но в ряде случаев росли даже лучше, чем контрольные образцы на обычной земной почве. Означает ли это, что на Луне все же могут существовать какие-то формы растительности?
Повременим с окончательным ответом. Ведь лунные пробы взяты пока только из восьми точек Луны. Среди них нет ни одной, где наблюдались бы загадочные изменения цвета поверхности, как, скажем, на дне кратера Платон. Может быть, новые пробы опровергнут общепринятые ныне представления о полной безжизненности Луны?
Мощная кора — характерная особенность Луны. Не исключено, что в некоторых районах толщина коры превосходит 100 км. По уточненной модели Луны, приводимой В. Н. Жариковым (В. Н. Жариков. Внутреннее строение Земли и планет. М., Наука, 1978), лунная мантия делится на верхнюю, среднюю и нижнюю. Первая, непосредственно подстилающая кору, имеет толщину 250 км и, видимо, состоит в основном из двух минералов — оливина и пироксена. Средняя мантия (глубиной от 300 до 800 км), вероятно, состоит из веществ, близких к веществу Луны в первичные эпохи ее существования. Кора, верхняя и средняя мантии составляют твердую литосферу Луны. Ниже, с глубины около 1000 км, начинается нижняя мантия, называемая иначе астеносферой. Здесь при температурах около 1500°С лунное вещество частично находится в расплавленном состоянии. Наконец, в центре Луны имеется расплавленное или полурасплавленное небольшое ядро с радиусом в несколько сотен километров. Судя по многим данным, оно состоит из раствора Fe — FeS.
Несомненно, что эта схема строения лунных недр в дальнейшем по мере изучения Луны будет уточняться. Однако общие черты внутреннего строения лунного мира в ней все же уловлены.
Источники:
http://www.vseocosmose.ru/?p=442
http://www.maam.ru/detskijsad/isledovatelskii-proekt-zagadochnyi-kosmos-luna.html
http://astroera.net/content/view/602/57/