Ковалев иван александрович капитан 1 ранга. Вениамин Левицкий

МОРПОЛИТ

НАШ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

Вениамин Левицкий. «Стажировка первых выпускников училища на Северном флоте»

Архивы

Как я уже говорил, ежегодно после завершения учебных занятий в классах курсанты разных курсов училища отправлялись на флоты страны для прохождения корабельной практики (для курсантов выпускного курса это была стажировка). Руководителями корабельной практикой курсантов (или их стажировкой) назначались преподаватели-офицеры с разных кафедр и строевые офицеры курсантских батальонов. В течение службы в училище мне пришлось дважды побывать в такой роли (в начале службы в июне 1971 года и за два года до её завершения, в августе 1983 года).

Июнь 1971 года… Меня назначили одним из руководителей стажировки группы курсантов выпускного курса на Северном флоте (почти сто человек). Прошло четыре года их обучения в нашем училище. Всем им было присвоено звание «мичман». После возвращения выпускников училища со стажировки в начале июля 1971 года должен был состояться первый выпуск политработников флота. На Северном флоте они дожны были стажироваться на кораблях тех соединений, куда они были уже распределены.

Я прибыл в училище в октябре 1969 года. Дисциплина «ЭЛТ И ЭОК» читалась на втором курсе, выпускники 1971 года были в это время уже на 3-м курсе. Поэтому я был мало знаком с ними. Помню, что старшим группы стажёров на Северном флоте был старшина их роты. Запомнились несколько историй…

В начале июня мы ехали на Северный флот на поезде (по-моему, это был прямой поезд Киев-Мурманск, курсирующий только в летнее время). Пассажиров в поезде было немного. Курсанты-выпускники располагались в одном из плацкартных вагонов, руководители стажировки – в купейном. Утром, в день прибытия поезда в Мурманск, меня пригласил к себе… директор поездного ресторана:

– Вчера несколько ваших курсантов в ресторане взяли коньяк, водку, несколько бутылок вина, потом они, как вам сказать … «отдыхали» всю ночь вместе с нашими официантками… Я понимаю… Ребята молодые… Но вот платить за вино они почему-то не хотят… Да к тому же разбили посуду, пепельницы… Я не хочу вам неприятностей, но надо как-то решить этот вопрос…

– Сколько стоит решение этого «вопроса»?

Директор назвал мне сумму… Я не помню точно, сколько это было, – по тем временам довольно внушительная цифра, свидетельствующая, что мои подопечные очень хорошо «отдохнули»…

Вызвал старшину нашей группы, рассказал о ситуации и предложил участникам «отдыха» заплатить за «приятно проведённую ночь»… Ответ старшины группы меня, мягко говоря, поразил и озадачил:

– А у них нет денег… Вот они приедут на Север, попросят «жён» (?!) выслать им деньги и потом заплатят…

Мы подъезжали к Мурманску. Надо было избежать скандала… Подумал и о чести нашего училища, и о своей роли в глазах командования: первый раз доверили руководить стажировкой выпускников училища и допустил такой безобразный их поступок (на флоте всегда руководители виноваты)…

– Хорошо. Я сейчас заплачу за них. Когда будем возвращаться, возьмёте у них деньги и мне вернёте…

Конец июня… Возвращаемся в Киев… Поезд Мурманск — Киев… Подъезжаем уже к Ленинграду… Никто не собирается возвращать мне деньги… Вызываю старшину группы:

– Так что насчёт денег, которые я заплатил «за удовольствие» ваших товарищей?

– У них денег нет… Они сказали, что жёны им деньги прислали, но они их… Потратили.

– . Значит так… Или вы мне через полчаса приносите деньги, или я по вовзвращении в Киев немедленно докладываю об этом случае начальнику училища. Вот тогда я не уверен, всё ли благополучно произойдёт у вас и ваших товарищей с выпуском…

Через 15 минут старшина вернулся ко мне в купе и протянул пилотку, в которой в разных купюрах (и монетах!) лежала, видимо, именно та сумма… Надо полагать, пилотка была «пущена по кругу» для выручки своих обанкротившихся (во всех смыслах!) однокурсников…

По прибытии на Северный флот стажёры-выпускники училища были разбиты на две группы: одна из них стажировалась в Полярном (руководителем этой группы был я), другая – в главной базе в Североморске. Если мне не изменяет память, кроме меня руководителями стажировки были капитан 2 ранга В.А. Кузьмин (старший преподаватель кафедры партийно-политической работы) и капитан 1 ранга Г.С. Мажный (старший преподаватель кафедры тактики и боевых средств флота). В Полярном выпускников училища распределили по объектам их стажировки, а мне было предложено разместиться на одной из плавмастерских. Стажировка первых выпускников была непродолжительной. Уже на 29 июня была назначена дата их убытия с Северного флота (думаю, что это было связано с тем, что уже в первых числах июля должен был состояться их выпуск из училища в присутствии Главнокомандующего ВМФ Адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова).

Читать еще:  Совместимость весов и рыб. Совместимость женщины рыбы и весов мужчины

Стажировка группы курсантов выпускного курса на Северном флоте.
На левой фотографии – стоит третий справа инженер-капитан 3 ранга В. Левицкий;
на правой – в ожидании распределения выпускников по объектам стажировки.
Полярный, июнь 1971 года.

Во время стажировки выпускников училища в Полярном мне приходилось решать различные организационные вопросы, для чего нужно было довольно часто бывать в Североморске (сообщение было неплохое – курсировал катер на подводных крыльях типа «Метеор»). В Североморске я был ещё курсантом летом 1954 года во время корабельной практики на крейсере «Железняков» (об этом я написал в книге своих воспоминаний «Шесть лет под Шпилем…»). Прошло почти 20 лет… Не помню, чтобы меня поразили большие изменения в самом городе… А вот флот уже стал другим, ракетоносным, океанским…

Во время одной из поездок в Североморск я повидался с моим одноклассником по училищу, капитаном 2 ранга-инженером Володей Распоповым (он служил в штабе Северного флота). До сих пор с удовольствием вспоминаю нашу встречу и радушный приём в его семье (Люся, жена Володи, предложила мне останавливаться у них каждый раз, когда я буду в Североморске)…

Очень сожалел, что не удалось повидаться с моей двоюродной сестрой Ириной и её мужем Эриком Ковалёвым (мы заранее договорились о такой возможности в связи с моим приездом «в места столь отдалённые»). Капитан 1 ранга Эрик Александрович Ковалёв в то время служил в Гаджиево (там базировались атомные подводные лодки, он был командиром одной из них).

Капитан 1 ранга Эрик Александрович Ковалёв… Окончил с золотой медалью Первое Балтийское высшее военно-морское училище… Известный подводник, моряк, как говорят, «от бога», с 1965 года – командир ПЛАРБ К-19, в 1967 году – командир атомного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667А К-207 (в октябре 1969 года РПКСН К-207 впервые в истории советского ВМФ погрузился на предельную глубину 400 метров), участник шести длительных автономных походов на боевую службу, автор замечательных книг о подводниках и истории подводных флотов царской России и Советского Союза…

Капитан 1 ранга Эрик Александрович Ковалёв и РПКСН проекта 667 А.
Северный флот, 1971 год.

Ирина мне написала, что Эрик ушёл на боевую службу, а она со своим маленьким сыном Вадиком уехала в Ленинград к маме…

С Эриком Ковалёвым я познакомился спустя несколько лет, когда он уже служил в Ленинграде — делился своими знаниями и опытом с офицерами-подводниками на Высших специальных командирских классах ВМФ… Горжусь этим знакомством…

Мои подопечные в Полярном особых хлопот мне не доставляли. Периодически я проверял выполнение ими заданий на стажировку, бывая на кораблях, на которые они были распределены. Заодно сам изучал особенности эксплуатации электрооборудования кораблей и подводных лодок разных проектов (это было запланировано моим начальником кафедры).

29 июня 1971 года… День отъезда наших стажёров (билеты на поезд Мурманск-Киев заказывал я, поэтому хорошо помню эту дату). Накануне Начальник политотдела базы собрал всех выпускников нашего училища, стажирующихся на кораблях в Полярном, подвёл итоги стажировки, высказал много добрых слов и пожеланий. Я написал записку одному из стажёров (он был старшим нашей группы), в которой попросил его выступить с ответным словом и поблагодарить командование базы за тёплый приём и хорошую организацию стажировки…

Поезд из Мурманска отправлялся в середине дня, где-то в районе 14 часов. Рано утром из Полярного нашу группу на буксире доставили в Североморск, откуда уже на другом большом буксире стажёры училища обеих групп должны были отправиться в Мурманск. В Североморске более высокое командование (думаю, на уровне Политуправления Северного флота) решило провести в Доме офицеров общее подведение итогов стажировки выпускников училища именно в день нашего отъезда. И хотя время отправления поезда было известно, совещание затянулось. Пришлось изрядно понервничать. Наконец все погрузились на буксир и отправились в Мурманск. По времени вроде успевали… Но в Мурманске случилось непредвиденное: капитан буксира не смог с первого раза пришвартоваться к пирсу напротив железнодорожного вокзала (места на пирсе было мало, и ему не удалось пришвартоваться лагом). Буксир развернулся и предпринял вторую попытку… Я сказал нашим руководителям, что в любом случае высажусь на берег и постараюсь предупредить дежурного по станции о возможной задержке нашей большой группы… Буксир уткнулся носом в пирс, я, не дожидаясь выгрузки наших стажёров, выпрыгнул на пирс и побежал на вокзал… До отхода поезда оставалось совсем мало времени… Добежав до вокзала (он находился на сопке, с которой хорошо были видны и залив, и причалы), обернулся – буксир в очередной раз разворачивался в заливе… Стало понятно, что к моменту отхода поезда курсанты не успевают. Я разыскал дежурную по станции и стал умолять её задержать отход поезда на несколько минут… «Я ничего не могу сделать.. Бегите к машинисту поезда и договаривайтесь с ним…» – ответила дежурная. Побежал к локомотиву, в двух словах объяснил машинисту сиуацию, стал его уговаривать задержаться с отправлением…

Читать еще:  Акафист богородице сколько дней читать. Порядок чтения акафистов

– Бутылка коньяка будет? – спросил, улыбаясь, машинист.

– Хорошо… Становись в конец поезда, так, чтобы я тебя видел. На отмашку дежурной по станциии и её сигналы внимания не обращай. Как только увидишь, что твои сели – махнёшь мне своей фуражкой…

Только с третьей попытки капитану буксира удалось пришвартоваться и выгрузить своих пассажиров… Я махнул машинисту фуражкой, когда увидел, что последний курсант сел в вагон… Поезд задержался на пятнадцать минут…

Командир корабля — «первый после бога».

Первые дня три ходит он так незаметно по кораблю — росточка небольшого,один к одному капитан парохода из к/ф «Полосатый рейс» (чисто внешне — копия артиста Алексея Грибова).
На 4-е сутки собрал всех офицеров крейсера в салоне кают-компании. Вставил так,что небо с овчинку показалось.
Мы то думали что мы ОГО-ГО какие. Круче нас только яйца. А оказалось — ого-го.
Ну и понеслось — оргпериод,дробь сходу на берег.И отпидорасили крейсер,стал как с иголочки.
Вскорости стали мы на деле лучшим кораблем Тихоокеанского флота.(По итогам 1982 года.)
Прослужил под его началом 4 года.
Служить под его началом было тяжело. Но. Себя он тоже не жалел. И корабль уважать доставил. А то некоторые флотоводцы хотели низвести ТАКР до простого БПК 1-го ранга. Хрен им.
Как человек — доступен каждому. Реально вникал в проблемы любого характера.
При нем началось обновление,второе дыхание и настоящая крейсерская организация.
Одно слово — моряк и командир от Бога.
Обидно одно — прокатили его с присвоением звания Героя Советского Союза из-за инцидента с потерей самолета на БС,в районе Камрани,в штормовую погоду. Это отдельная история. Много чего можно вспомнить о нем.

Службу он начал в 1955 г. Закончил ТОВВМУ им С.О.Макарова. «Минск» был его 3-м кораблем в качестве командира.
На крейсере служили многие замечательные люди. Вышла целая плеяда адмиралов. Главком ВМФ России наш бывший старпом Высоцкий Владимир.
Но Вениамин Саможенов — это нечто. Уникум.
Немного из Корабельного Устава (уже нынешнего, российского ВМФ — в веден в действие приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 01 сентября 2001 года № 350. )

Командир корабля
Общие обязанности
132. Командир корабля является прямым начальником всего личного состава корабля. Он является единоначальником и отвечает:
е) за состояние и сохранность корпуса корабля, оружия и технических средств, боеприпасов, топлива и иных материальных средств;
з) за подготовленность личного состава к борьбе за живучесть корабля, исправность и готовность к действию всех средств борьбы за живучесть;
134. Командир корабля обязан:
т) ежедневно принимать от штурманской боевой части прогноз погоды и доклад об изменениях в навигационной обстановке;
153. Командир корабля в соответствии с наблюдениями, получаемыми прогнозами погоды и предупреждениями об опасных гидрометеорологических явлениях обязан заблаговременно принимать все необходимые меры безопасности на случай ухудшения погоды.


Командующий флотом Н.И. Ховрин, Главком С.Г. Горшков, командир В.А. Гокинаев, гл. строитель заказа 102 И.И.Винник.

Ковалев иван александрович капитан 1 ранга. Вениамин Левицкий

Как минимум десять из четырнадцати семей не вернувшихся из Арктики гидронавтов живут в Петербурге. Смольный заявил о готовности оказать всевозможную поддержку. Решается вопрос о месте и дате захоронения. Вероятнее всего, все моряки будут похоронены на Серафимовском кладбище. Для них готово место напротив мемориала погибшим на подводной лодке «Курск».

Долонский Денис Владимирович

Герой России, капитан 1 ранга. 47 лет. Родился в Ленинграде.

Командир атомной глубоководной станции АС-31, она же АС-12. Служил на ней с момента спуска на воду. Занимался исследованиями Арктики и Антарктики. В начале 2010-х годов получил звание Героя Российской Федерации. Администрация Петродворцового района официально поздравляла его на сайте Смольного. Женат. Отец двоих сыновей.

Помимо «Золотой Звезды», награжден орденами: Мужества, «За военные заслуги», «За морские заслуги» и медалью «За заслуги перед Отечеством 2 степени».

Филин Николай Иванович

Герой России, капитан 1 ранга. 57 лет.

Родился в деревне Красилово Новгородской области. Окончил факультет ядерных энергетических установок Высшего военно-морского инженерного училища имени Дзержинского. Служил на Северном флоте, а с 1987 года приписан к воинской части в Петергофе. В 2018 году был представлен к званию Героя России за выполнение особо важного задания и проявленные при этом мужество и высокий профессионализм. «Золотую Звезду» ему вручал в Кремле президент России Владимир Путин. В Петербурге живет его семья: супруга, двое детей.

Читать еще:  Сервисная логистика. Задачи и принципы логистического сервиса

Николай Филин также кавалер трех орденов Мужества, имеет орден «За военные заслуги».

Абанкин Владимир Леонидович

Капитан 1 ранга. Родился в Крыму. Жил в Пушкине, воспитывал с женой-учителем двух дочерей.

Награжден: орден Мужества, медаль «За заслуги перед Отечеством 1 степени», медаль «За заслуги перед Отечеством 2 степени», медаль Ушакова.

Опарин Денис Александрович

Капитан 1 ранга. 40 лет. Уроженец поселка Оленья Губа Мурманской области. Сын капитана первого ранга Александра Ивановича Опарина, командира части в Петербурге, к которой был приписан экипаж. В 2000 году Опарин-старший на борту СРЗК «Темрюк» участвовал в спасательной экспедиции на месте гибели атомной подлодки «Курск» в Баренцевом море.

Награжден: орден Мужества, медаль «За заслуги перед Отечеством 2 степени», медаль Ушакова.

Данильченко Сергей Петрович

Капитан 1 ранга. 36 лет. Родился в Брянске. Окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С. О. Макарова во Владивостоке, прошёл Высшие специальные офицерские классы ВМФ. В Петербурге жил с супругой и дочкой.

Награжден: орден Мужества, медаль «За заслуги перед Отечеством 2 степени».

Воскресенский Андрей Владимирович

Капитан 1 ранга. 47 лет. Родился в Севастополе. Окончил Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. С начала нулевых служил в части ВМФ в Петербурге, которая подчинена Главному управлению глубоководных исследований Минобороны. Его семья хорошо известна в Сосновом Бору. Тесть погибшего, 72-летний контр-адмирал Владимир Бедердинов, был начальником сосновоборского Учебного центра флота. Бывшая супруга Наталья – депутат городского округа №5. Дочь занимается молодёжной политикой: третий год возглавляет движение «Студенты Санкт-Петербурга» и председательствует на Петербургском международном молодежном форуме труда.

Кавалер трех орденов Мужества, орден «За военные заслуги», медаль «За заслуги перед Отечеством 2 степени».

Иванов Константин Анатольевич

Капитан 1 ранга.

Награжден: орден Мужества, орден «За военные заслуги», медаль «За заслуги перед Отечеством 1 степени», медаль «За заслуги перед Отечеством 2 степени», медаль Ушакова.

Сомов Константин Юрьевич

Капитан 1 ранга. 48 лет. Родился в Грузинской ССР. В Пушкине живут жена и дочь.

Награжден: кавалер трех орденов Мужества, медаль «За заслуги перед Отечеством 1 степени», медаль «За заслуги перед Отечеством 2 степени».

Авдонин Александр Валерьевич

Капитан 2 ранга. 44 года. Родился в Петропавловске-Камчатском. Окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени Макарова. В Петербурге живет семья, двое детей.

Награжден: орден Мужества, орден «За военные заслуги», медаль Ушакова.

Васильев Александр Сергеевич

Подполковник медицинской службы. 43 года. Родился в Ленинграде. В 1999 году окончил 4-й факультет Военно-медицинской академии имени Кирова. По распределению был отправлен служить в Каспийскую флотилию. В Петербурге живут жена и трое детей.

Награжден: медаль «За заслуги перед Отечеством 2 степени», медаль Суворова.

Соловьев Дмитрий Александрович

Капитан 2 ранга. 37 лет. Родился в городе Почепе Брянской области. Окончил петербургское военно-морское училище. Семья живет в Петербурге. Есть сын.

Награжден: медаль «За заслуги перед Отечеством 2 степени», медаль «За отвагу», медаль Ушакова.

Кузьмин Виктор Сергеевич

Капитан 3 ранга. 33 года. Родился в городе Гаджиево Мурманской области. Окончил Морской корпус Петра Великого в Санкт-Петербурге. Сын Кузьмина Сергея Викторовича – командира атомной подводной лодки «Б-414», вице-адмирала и Героя России. Семья Кузьмина-младшего живет в Петербурге: жена, двое сыновей.

Награжден медалью Ушакова.

Сухиничев Владимир Геннадьевич

Капитан 3 ранга. 34 года. Родился в городе Вилючинск на Дальнем Востоке. Окончил Санкт-Петербургский военно-морской инженерный институт. Служил в 16-й краснознамённой эскадре атомных подводных лодок Тихоокеанского флота, затем – в 29-й отдельной бригаде подводных лодок Главного управления глубоководных исследований Минобороны.

Награжден медалью «За отвагу».

Дубков Михаил Игоревич

Капитан-лейтенант. 29 лет. Родился в Вилючинске. Жил в Мурманске. Учился в Военно-морском институте радиоэлектроники имени А. С. Попова. На его странице в соцсети – фотография встречи с Дмитрием Медведевым в мае 2014 года.


Фото: twitter.com/Pravitelstvo_RF

А единственный друг в соцсети — премьер-министр. В качестве интересов указаны спорт и работа.

Награжден ведомственными медалями Министерства обороны.

О возгорании «научно-исследовательского глубоководного аппарата» Минобороны сообщило 2 июля. Сам пожар произошел примерно в 20:30 первого числа неподалеку от Североморска. Министр обороны Сергей Шойгу рассказал, что подводники сначала эвакуировали гражданского, а затем задраили люк отсека и продолжили борьбу за живучесть корабля. Все четырнадцать человек погибли. Командование петербургской военной части, где служили офицеры, 3 июля разместило на информационном стенде официальное соболезнование. «Трагедия оборвала жизнь лучших представителей нашего направления», – говорится в сообщении и уточняется, что объемный пожар произошел на борту атомной глубоководной станции АС-31, это второе название подлодки АС-12, на которую изначально указывали многочисленные источники журналистов.

Источники «Фонтанки» сообщают, что тела как минимум десяти погибших моряков остаются на борту атомной станции. Операция по извлечению осложняется тем, что отсеки лодки заполнены водой.

Источники:

Вениамин Левицкий. «Стажировка первых выпускников училища на Северном флоте»

http://billybones-old.livejournal.com/132638.html

http://www.fontanka.ru/2019/07/03/139/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector