Жан жак руссо цитаты. Афоризмы

Жан жак руссо цитаты. Афоризмы

Жан-Жак Руссо — родился 28 июня 1712 года в Женеве. Французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством (прямую демократию), которая используется и по сей день в Швейцарии. Автор произведений — «Новая Элоиза», «Эмиль», «Общественный договор», «Рассуждения» и др. Умер 2 июля 1778 года, Эрменонвиль, близ Парижа.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Жан-Жак Руссо


    Прекрасно то, чего нет.

Дайте детству созреть в детстве.

Оскорбления — это доводы неправых.

Терпение горько, но его плод сладок.

Трудись для того, чтоб наслаждаться.

Всякая злость происходит от бессилия.

Знать хорошее важнее, чем знать многое.

Наши истинные учителя — опыт и чувство.

Всякий праздный гражданин яатяется вором.

Правдивое сердце — главное оружие истины.

Любить глубоко — это значит забыть о себе.

От природы люди вовсе не враги друг другу.

Почти во всех делах самое трудное — начало.

Лишь великие события создают великих людей.

У духа есть свои потребности, как и у тела.

Важно знать не то, что есть, а то, что полезно.

Первое и важнейшее качество женщины — кротость.

Чистая совесть гасит жажду легкомысленных забав.

Против всего можно устоять, но не против доброты.

Прямодушие украшает все сопровождаемые им чувства.

Жажда счастья никогда не иссякает в сердце человека.

Фальшивых людей опаснее иметь друзьями, чем врагами.

Иной сходит в могилу ста лет, а умер, едва родившись.

Мое дело сказать правду, а не заставлять верить в нее.

С первой минуты жизни надо учиться быть достойными жить.

Свободным родился человек — и везде он закован в железо.

Вся нравственность человека заключается в его намерениях.

Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание.

Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один.

Царство женщины — это царство нежности, тонкости и терпимости.

Неподкупный глаз честного человека всегда беспокоит мошенников.

Тот, кто поносит порядочного человека, поносит этим самого себя.

Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным.

Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба — никогда.

Чем меньше вы будете читать, тем тщательнее следует выбирать книги.

Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.

Чтобы жить в добродетели, мы всегда должны вести борьбу сами с собой.

Доброта, высказанная нам каким-либо человеком, привязывает нас к нему.

Ничего могучего, ничего великого не может выйти из-под продажного пера.

Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления.

Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней.

Первая награда справедливости — это сознание, что справедливо поступили.

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

Отнимите у нашего сердца любовь к добру — вы отнимете всю прелесть жизни.

Принуждение и любовь не уживаются вместе, и нельзя наслаждаться по заказу.

Если мы будем искать счастья, не зная, где оно, мы рискуем с ним разойтись.

Дураки не бывают застенчивы, хотя застенчивость принимает все виды глупости.

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.

Чем более неистовы страсти, тем более необходимы законы, чтобы их сдерживать.

Есть избыток строгости и избыток снисходительности: обоих надо одинаково избегать.

Если тщеславие сделало кого-нибудь счастливым, то наверняка этот кто-то был дурак.

Как бы ни был правдив человек, но раз он католический епископ, ему приходится лгать.

Вовсе не обязательно делать из человека философа прежде, чем делать из него человека.

Ложное может выступать в бесконечных сочетаниях, истина же существует лишь в одном виде.

Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества.

Мужчина лучше женщины философствует о сердце человеческом, но женщина лучше его читает в сердце мужчин.

Всякая власть — от Бога, я это признаю; но и всякая болезнь от Него же: значит ли это, что запрещено звать врача?

Всякого рода привилегии выгодны для частных лиц, которые их получают, и ложатся бременем на нацию, которая их дает.

Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату.

Мы всего больше заботимся о жизни по мере того, как она теряет свою ценность; старики больше сожалеют о ней, чем молодые.

Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла.

Из всех способностей человека разум, представляющий собою объединение всех других, развивается труднее всего и позже всего.

Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.

Жена, домогающаяся власти, становится тираном своего мужа, а господин, сделавшийся рабом, бывает смешным и жалким созданием.

Воздержанность и труд — вот два истинных врача человека: труд обостряет его аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им.

Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку.

Естественное состояние — это такое состояние, когда забота о нашем самосохранении менее всего вредит заботе других о самосохранении.

Необходимым следствием порядка вещей становится то, что злой извлекает двойную выгоду: из собственной несправедливости и из честности других.

Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того. чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.

Жить — это не значит дышать, это значит действовать. Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь.

Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только что совершен, а когда спустя долгое время вспоминаешь его, потому что память о нем не угасает.

Ежели супруги много лет любят друг друга, то влюбленность неприметно переходит в сладостную привычку и пылкая страсть сменяется нежной дружбой.

Имейте в виду, что никогда незнание не делает зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими.

Мужчина говорит то, что знает, женщина — что нравится; первый, чтобы говорить, нуждается в знаниях, вторая — во вкусе; первый должен иметь в виду полезные вещи, вторая — приятные.

Всякий человек, рожденный в рабстве, рождается для рабства; ничто не может быть вернее этого. В оковах рабы теряют все, вплоть до желания от них освободиться.

Много рассуждают о качествах хорошего воспитания. Первое, которое я потребовал бы от него — а оно предполагает и много других, — это не быть человеком продажным.

Когда мужчина берет жену ниже себя по званию., он не унижает себя, но возвышает свою супругу; наоборот, заключая брак с особою более высокого звания, он унижает ее и сам не возвышается.

Вместо того чтобы обуздывать роскошь при помощи законов против роскоши, лучше предупреждать ее при помощи такого управления, которое делает ее невозможною.

Одно из преимуществ хороших поступков состоит в том, что они возвышают душу и предрасполагают ее к еще лучшим делам. Опаснейший подводный камень для правосудия — это предубеждение.

Весьма опасаюсь, как бы тот, кто с первого знакомства обходится со мною так, будто мы дружим лет двадцать, не обошелся бы со мною двадцать лет спустя как с незнакомцем, попроси я его о важной услуге.

Всякий, кто зависит от других и не имеет своих внутренних средств, не сможет стать свободным. Союзы, договоры, доверие людей — все это может привязать слабого к сильному, но не сильного к слабому.

Время — движущийся образ неподвижной вечности. Все, что нарушает единство общества, никуда не годится; все установления, ставящие человека в противоречие с самим собою, не стоят ничего.

Красноречие производит сильное, но зато минутное действие. Люди, легко поддающиеся возбуждению, так же легко и успокаиваются. Холодное и мощное убеждение не производит такого подъема; но если оно охватило человека, оно проникает в него, и действие его неизгладимо.

Единственное средство удержать государство в состоянии независимости от кого-либо — это сельское хозяйство. Обладай вы хоть всеми богатствами мира, если вам нечем питаться — вы зависите от других. Торговля создает богатство, но сельское хозяйство обеспечивает свободу.

Надо найти такую общую форму соединения, которая защищала бы и охраняла своей общей силой личность и имущество каждого своего члена и посредством которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе, оставаясь столь же свободным, как и раньше.

Родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан. У вас будет все, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами. Однако воспитать граждан — дело не одного дня; и чтобы иметь граждан-мужей, нужно наставлять их с детского возраста.

Пусть же родина явит себя общей матерью граждан; пусть выгоды, коими пользуются они в своей отчизне, сделают ее для них дорогою; пусть правительство оставит им в общественном управлении долю, достаточную для того, чтобы они чувствовали, что они у себя дома; и пусть законы будут в их глазах лишь поручительством за общую свободу.

Не соединяйте брачными узами людей, кои подходят друг другу лишь в известных условиях жизни и не будут подходить, если эти условия изменятся; но соединяйте людей, которые будут соответствовать друг другу, в каком бы положении они ни очутились, в какой бы стране ни обитали, в каком бы звании ни оказались.

Не трудно понять, что война и завоевания, с одной стороны, и усугубляющийся деспотизм — с другой, взаимно помогают друг другу; что у народа, состоящего из рабов, можно вволю брать деньги и людей, чтобы с их помощью покорять другие народы; что война дает одновременно и предлог для новых денежных поборов, и не менее благовидный предлог для того, чтобы постоянно содержать многочисленные армии, дабы держать народ в страхе. — Никто не может быть счастлив, если он не пользуется своим собственным уважением.

Отказаться от своей свободы — это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей. Невозможно никакое возмещение тому, кто от всего отказывается. Подобный отказ несовместим с природою человека; лишить человека свободы воли — это значит лишить его действия какой бы то ни было нравственности.

Если брать этот термин в точном его значении, то никогда не существовала подлинная демократия и никогда таковой не будет. Противно естественному порядку вещей, чтобы большее число управляло, а малое было управляемым. Нельзя себе представить, чтобы народ все свое время проводил в собраниях, занимаясь общественными делами, и легко видеть. что он не мог бы учредить для этого какие-либо комиссии, чтобы не изменилась и форма управления.

Два противоположных состояния ввергают людей в оцепенение безделья: одно из них — то душевное спокойствие, в силу которого мы довольствуемся тем, чем обладаем; второе — это ненасытное вожделение, дающее чувствовать невозможность его удовлетворения. Тот, кто живет, не имея желаний, и тот, кто знает, что не может получить того, что желает, равным образом пребывают в бездействии. Чтобы действовать, нужно и стремиться к чему-либо, и быть в состоянии этого достигнуть.

Мы видим вокруг нас почти только таких людей, которые жалуются на свою жизнь, и многих таких, которые лишают себя жизни, когда это в их власти; законы, божеский и человеческий, вместе едва способны остановить беспорядок. А случалось ли вам когда-либо слышать, чтобы дикарь на свободе хотя бы только подумал о том, чтобы жаловаться на жизнь и кончать с собою. Судите же с меньшим высокомерием о том, по какую сторону мы видим подлинное человеческое несчастье.

Недостаточно сказать гражданам: «Будьте добрыми!» -« надо научить их быть таковыми; и даже пример, который в этом отношении должен служить первым уроком, не есть единственное необходимое здесь средство. Любовь к отечеству всегда действенна, ибо всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле; и мы с охотою желаем того же, чего желают любимые нами люди.

Люди от природы ленивы; но страстное стремление к труду — это первый плод благоустроенного общества; и если народ вновь впадает в состояние лени и безразличия, то это происходит опять-таки из-за несправедливости этого же самого общества, которое не придает уже больше труду той цены, которой он заслуживает.

Главные движущие силы, которые заставляют людей действовать, если их хорошенько рассмотреть, сводятся к двум: сластолюбию и тщеславию; если вы отнимете у первого то, что принадлежит второму, то обнаружите при окончательном рассмотрении, что все сводится почти что к одному только тщеславию.

Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму. Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети.

Опыт давно уже приучил народ быть благодарным своим правителям за то, что они ему не причинили всего того зла, какое они могли ему причинить, и обожать своих правителей, когда народ им не ненавистен. Глупец, которому повинуются, может, как и всякий другой, карать преступления — настоящий государственный деятель умеет их предупреждать; он утверждает свою достойную уважения власть не столько над поступками, сколько, в большей еще мере, над волею людей.

Страх и надежда — вот два орудия, при помощи которых управляют людьми, но вместо того, чтобы пользоваться этими двумя орудиями, не делая различия между ними, следует использовать их в соответствии с их природой. Страх не возбуждает, он сдерживает; и использование его в законах о наказаниях служит не тому, чтобы побуждать делать добро, а тому, чтобы помешать творить зло. Не видно даже, чтобы страх перед нищетою делал когда-либо бездельников трудолюбивыми. Вот почему для того, чтобы возбудить среди людей настоящее соревнование в труде, следует показывать им, что труд — это не средство избежать голода, а способ достигнуть благосостояния.

Цитаты — 452

Мудрец, все свое нося с собою, носит в себе и свое счастье.

Встарь совершали великие дела малыми средствами, а ныне — делают наоборот.

Мода — владычица провинциалок, а парижанки — владычицы моды, и каждая умеет применить ее к себе. провинциалки — это как бы невежественные и раболепные переписчики, копирующие все, вплоть до орфографических ошибок; парижанки — это творцы, искусно воссоздающие оригинал и умело исправляющие его ошибки.

Деньги, которыми обладаешь, — орудие свободы; деньги, за которыми гонишься, — орудие рабства.

То, что один человек пишет другому, не предназначается для публики.

Все женские капризы преследуют одну цель: держать мужей в послушании и посбить с них спесь.

Праздность, любимая мной,— не праздность лентяя, который остается неподвижным, скрестив руки в полном бездействии, и размышляет не больше, чем он действует. Нет, это одновременно праздность ребенка, находящегося в постоянном движении, хотя ничего не делающего, и праздность пустомели, несущего всякий вздор, в то время как руки его отдыхают. Я люблю заниматься пустяками, браться за сто дел и ни одного не кончать; идти куда глаза глядят, ежеминутно изменяя направление; следить за полетом мухи; стараться передвинуть каменную глыбу, чтоб посмотреть, что под ней; горячо приняться за работу, требующую десятилетнего труда, и через десять минут без сожаления бросить ее; наконец — целый день бездельничать и во всем следовать лишь минутному капризу.

Праздность, любимая мной,— не праздность лентяя, который остается неподвижным, скрестив руки в полном бездействии, и размышляет не больше, чем он действует. Нет, это одновременно праздность ребенка, находящегося в постоянном движении, хотя ничего не делающего, и праздность пустомели, несущего… Развернуть

Моё рождение было первым из моих несчастий.

Чем более я тобою очарован, тем возвы­шеннее стано­вятся мои чувства.

Кто может отличить уста, Что всласть и вдоволь целовались, От уст, которые сурово охранялись?

Возьми суетную власть, друг мой, мне же оставь честь. Я готова стать твоей рабой, но жить в невин­ности, я не хочу приоб­ре­тать господ­ство над тобой ценою своего бесче­стия.

Он научил своих современников тому, что до него никто не умел: пускать пыль в глаза, строить воздушные замки, попадать пальцем в небо, хватать быка за рога, гнаться за двумя зайцами, садиться между двух стульев, ломиться в открытые двери, бить баклуши, ставить мертвому припарки, лезть в воду, не зная броду, соваться в чужой монастырь со своим уставом, обжегшись на молоке, дуть на воду, надрывать животики со смеху, выдавать кукушку за ястреба, совать нос в чужие дела, втирать очки, утаивать шило в мешке, разводить рукой чужую беду, резать правду-матку, шить белыми нитками, лить воду на чью-то мельницу, мягко стелить, чтобы жестко спать, класть зубы на полку, пускать козла в огород, а также оккрыл им немало секретов, которые люди без него не узнали и до сей поры.

Он научил своих современников тому, что до него никто не умел: пускать пыль в глаза, строить воздушные замки, попадать пальцем в небо, хватать быка за рога, гнаться за двумя зайцами, садиться между двух стульев, ломиться в открытые двери, бить баклуши, ставить мертвому припарки, лезть в воду, не… Развернуть

МИР АФОРИЗМОВ! МУДРЫЕ МЫСЛИ, ЦИТАТЫ, ПРИТЧИ

Руссо Жан-Жак

Большинство людей жалуется на недостаток сил в борьбе с искушениями, когда уже слишком поздно ими воспользоваться.

Брань — это довод неправых.

В положении могущества растёт соблазн зла.

Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней.

Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало.

Время – движущийся образ неподвижной вечности.

Все страсти хороши, когда мы владеем ими, все дурны, когда им покоряемся.

Вся нравственность человека заключается в его намерениях.

Всякая злость происходит от бессилия.

Деньги, которыми обладаешь, — орудие свободы; те, за которыми гонишься, — орудие рабства.

Дети создают нерасторжимые узы для тех, кто дал им жизнь.

Единственное искусство быть счастливым — сознавать, что счастье твое в твоих руках.

Если мы будем искать счастья, не зная, где оно, мы рискуем с ним разойтись.

Если слишком затягивать узы, они рвутся, в том числе и брачные.

Если у учёных иной раз меньше предрассудков, чем у других людей, зато они ещё крепче держатся за те, какие у них есть.

Жажда счастья никогда не иссякает в сердце человека.

Женщина узнаёт от мужчины, что ей надлежит видеть, а мужчина узнаёт от женщины, что ему следует делать.

Жить — это не значит дышать, это значит действовать.

Занимаясь делом, говорят только тогда, когда есть что сказать; но в безделье является потребность говорить беспрерывно.

Иногда удар не попадает в цель, но намеренье не может промахнуться.

Кто осторожнее в своих обещаниях, тот точнее в их исполнении.

Ложное может выступать в бесконечных сочетаниях, истина же существует лишь в одном виде.

Любить глубоко — это значит забыть о себе.

Мне известны только три орудия, при помощи которых можно влиять на нравы народа: сила закона, власть общественного мнения и привлекательность наслаждения.

Мужчина говорит то, что знает, женщина — что нравится; первый, чтобы говорить, нуждается в знаниях, вторая — во вкусе; первый должен иметь в виду полезные вещи, вторая — приятные.

Надежда — это сон бодрствующего человека.

Наши истинные учителя — опыт и чувство.

Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь.

Нет верней средства приобрести любовь людей, как самому полюбить их.

Нет такой законной выгоды, которую не превысила бы незаконная.

Бог дал мне разум не для того, чтобы запретить мне употребление его.

Большинство людей жалуется на недостаток сил в борьбе с искушениями, когда уже слишком поздно ими воспользоваться.

Везде, где приятное заменяют полезным, приятное почти всегда на этом выигрывает.

Видеть несправедливость и молчать о ней — это значит самому делать такую же несправедливость.

Власть женщины основана на кротости, ловкости и любезности, её ласки — те же приказания, её слёзы являются угрозами.

В положении могущества растёт соблазн зла.

Все народы мира знают и чтут высшее начало всего, хотя каждый одевает Его по-своему.

Все страсти хороши, когда мы владеем ими, все дурны, когда им покоряемся.

Вся нравственность человека заключается в его намерениях.

Всякая злость происходит от бессилия.

Дайте детству созреть в детстве.

Деньги, которыми обладаешь, — орудие свободы; те, за которыми гонишься, — орудие рабства.

Дети создают нерасторжимые узы для тех, кто дал им жизнь.

Доброе — это прекрасное в действии.

Доброта, высказанная нам каким-либо человеком, привязывает нас к нему.

Достоинства и способности должны не столько служить ступенями, чтобы подняться к благосостоянию, сколько средством обойтись без него.

Если мы будем искать счастья, не зная, где оно, мы рискуем с ним разойтись.

Если обязанность говорить правду основана только на её полезности, то кто может стать судьёй этой полезности.

Ежели неосмотрительная юность впадает в ошибки, то не потому, что она стремится к наслаждениям, а потому, что ищет наслаждений там, где их нет.

Если слишком затягивать узы, они рвутся, в том числе и брачные.

Есть известная преемственность душевных движений и мыслей: они последовательно видоизменяют друг друга, и это необходимо знать, чтобы правильно судить о них; нужно знать первопричины, чтобы понять связь последствий.

Жажда счастья никогда не иссякает в сердце человека.

Женщина узнаёт от мужчины, что ей надлежит видеть, а мужчина узнаёт от женщины, что ему следует делать.

Закон необходимости с ранней поры научает человека делать то, что ему не нравится, чтобы предупредить зло, которое ещё больше бы не пришлось ему по вкусу.

Законодательная власть — сердце государства. Исполнительная власть его мозг.

Занимаясь делом, говорят только тогда, когда есть что сказать; но в безделье является потребность говорить беспрерывно.

Именно потому, что порядок вещей всегда стремится нарушить равенство между людьми, сила законодательства всегда должна быть направлена на поддержание этого равенства.

Искренние люди правдивы в том, что они говорят, но они лгут в том, что они замалчивают, и то, что они скрывают, изменяет значение того, в чём они признаются. Говоря только часть правды, они не говорят ничего.

Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.

Ложное может выступать в бесконечных сочетаниях, истина же существует лишь в одном виде.

Любить глубоко — это значит забыть о себе.

Мрачное воображение делает плохое ещё худшим.

Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества.

Мужчина говорит то, что знает, женщина — что нравится; первый, чтобы говорить, нуждается в знаниях, вторая — во вкусе; первый должен иметь в виду полезные вещи, вторая — приятные.

Мы всего более заботимся о жизни по мере того, как она теряет свою ценность.

Надежда — это сон бодрствующего человека.

Наши истинные учителя — опыт и чувство.

Невежество не наносит ущерба ни честности, ни нравственности, а размышления часто приводят к тому, что человек вступает в сделку с совестью и подыскивает оправдания своим неблаговидным поступкам.

Не ищи свободы в том или ином образе правления — она в сердце человека свободного, он носит её повсюду с собою. Человек порочный всюду носит с собою рабство.

Нет верней средства приобрести любовь людей, как самому полюбить их.

Ничто великое, ничто мощное не может вылиться из-под продажного пера.

Никто не может быть счастливым, если он не пользуется своим собственным уважением.

Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла.

Оскорбления — это доводы неправых.

От природы человек не склонен мыслить. Мышление — это своего рода искусство, которое приобретается почти исключительно воспитанием.

Отнимите у нашего сердца любовь к добру — вы отнимете всю прелесть жизни.

Покоряясь необходимости, мы ни к чему не привязываемся и поэтому не расстаёмся со своей свободой.

Повсюду под именем закона царят корысть и людские страсти. Но существуют извечные законы природы, на коих зиждется порядок во вселенной. Для мудреца они заменяют людское право; они начертаны в глубине его сердца совестью и разумом; им-то и должен он повиноваться, дабы стать свободным.

Покупать у врага мир — значит снабжать его средствами для новой войны.

Почти во всех делах самое трудное — начало.

Похвалы портят только тех, которым они нравятся.

Причиной наших житейских тревог скорее бывают наши привязанности, нежели присущие нам потребности.

Разве Бог не сказал всего нашей совести и нашему разуму? То, что выдают за откровения Бога, только унижает Его, приписывая ему человеческие страсти.

Разум человеческий многим обязан страстям, которые, по общему признанию, также многим ему обязаны.

Расходуйте свои силы осторожнее, чтобы впоследствии сделать больше, но остерегайтесь когда-либо делать меньше.

Самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным — это приучить его не встречать ни в чём отказа.

Сама по себе жизнь ничего не значит, цена её зависит от её употребления.

Свобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого.

Скромностью и стыдливостью природа наградила слабого, дабы поработить сильного.

Сила и свобода — вот что делает человека прекрасным. Слабость и рабство никогда не создавали никого, кроме злых.

Скорбеть из-за прошлого — значит извлекать из небытия предмет для печали.

Совесть — это глас небес. Он безошибочно направляет и того, кто бредет ощупью.

С первой минуты жизни надо учиться быть достойными жить.

Терпение горько, но его плод сладок.

То, что нам не достаёт, мешает нам наслаждаться тем, что мы имеем.

Только тот исполняет свою волю, кто не нуждается для этого в чужих руках: отсюда следует, что первое из всех благ не власть, а свобода. Истинно свободный человек хочет только того, что может, и делает то, что ему угодно.

То, что достигается насильственным путём, немногого стоит, ибо закон, идущий вразрез с естественными склонностями, не будет соблюдаться и окажется бессильным.

Трудись для того, чтоб наслаждаться.

Трудные нравственные вопросы лучше решать по указаниям совести, а не на основе требований просвещённого разума.

Трудно заставить повиноваться того, кто не желает властвовать.

Удовольствие иметь не стоит труда приобретения.

У духа есть свои потребности, как и у тела.

Угрызения совести дремлют в дни благополучия и просыпаются в несчастье.

Хорошее употребление времени делает время ещё более драгоценным.

Хула есть очень удобная вещь: напасть можно с помощью одного слова, а нужны целые страницы для защиты.

Человек любознателен лишь в силу своей просвещённости.

Человек, получив беспредельные стремления, одновременно получил закон, их обуздывающий. Получив неумеренные страсти, он получил разум, призванный ими повелевать.

Чем многочисленнее население страны, тем меньше нравы согласуются с законами.

Чтобы отец любил своих детей, надобно, чтобы он уважал их мать. Поэтому женщина должна быть не только верной, но и почитаться таковой своим мужем.

Язык ума будет услышан, если он проходит через сердце.

Источники:

http://aphorism-citation.ru/index/0-127

http://www.livelib.ru/author/30521/quotes-zhanzhak-russo

http://aphoristic-world.ru/index.php/authors/1251-russo-zhan-zhak

Читать еще:  Глаза, полные лжи. Как Аугусто Пиночет вошёл в историю
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector