Вознесение господне. Вознесение Господне – праздник разлуки
Вознесение господне. Вознесение Господне – праздник разлуки
Еще вчера, в последний раз в этом году, мы слышали и произносили своими устами слова торжественных пасхальных песнопений. А сегодня православные празднуют торжественное событие. Церковь напоминает нам о Вознесении на небо Господа Иисуса Христа.
У этого православного праздника плавающая дата, которая связана со временем Пасхи. В 2019 году Вознесение выпадает на 6 июня, на сороковой день после Воскрешения Господня. Считается, что 40 дней после него Христос все еще пребывал на Земле, являясь своим ученикам, укрепляя их веру и готовя к сошествию Духа святого на 50-й день после Пасхи – Троица.
На сороковой день Спаситель позвал своих последователей на гору Елеон, где вознесся на небо, закончив жизнь на Земле, и соединившись с Богом-отцом и Святым духом. Вознесение символизирует спасение всего человечества, которое в лице Христа, искупившего грехи людей, может подняться к Престолу Господню.
Что можно и нельзя делать
В народе существует множество традиций, примет и запретов, связанных с Вознесением. Правда, церковь относится к ним скептически и считает суевериями. Один из самых распространенных вопросов подобного толка – можно ли стричься до Вознесения? Ответ церкви такой: можно стричься и до, и после, и на само Вознесение, но поход в парикмахерскую или салон красоты не должен заместить собой посещение церковной службы.
Еще один вопрос- можно ли работать на Вознесение? Можно, тем более, что в этом году праздник выпал на четверг и не у всех верующих есть возможность взять отгул на день. Кроме того, стоит помнить, что запрет на работу – это переиначенная установка на то, что в церковные праздники нужно посвятить время Богу. Это не значит, что нужно провести день в праздности. Просто среди трудовых хлопот нужно найти время на церковную службу и молитву.
Можно ли просить о чем-то Бога в Вознесение? Распространено мнение, что молитвы на Вознесение обладают особой силой и верующий будет услышан и получит, что просит. В церкви называют это очередным суеверием, которое противоречит духовным установкам, ведь о помощи и защите Господа просят в ежедневных молитвах и для этого не нужны особые дни и ритуалы.
А что же можно делать? Прежде всего, побывать на богослужении. А если на это не удалось выкроить время, то помолиться и почитать Евангелие. Вознесение – это не постный день, поэтому разрешено мясо, молоко и вино.
Вознесение Господне
Вознесение Господне – это один из двенадцати двунадесятых праздников, которые посвящены ключевым событиям евангельской истории. Это переходящий праздник: его дата зависит от даты празднования Пасхи. Также он принадлежит к числу так называемых господских праздников – то есть относящихся к Господу Иисусу Христу.
Что мы отмечаем?
В этот день православная церковь вспоминает события, произошедшие после Воскресения Иисуса Христа, когда Господь в течение 40 дней оставался со своими учениками. Причём оставался в физическом теле – например, из Священного Писания нам известно, что воскресший Господь ужинал запечённой рыбой или позволил апостолу Фоме вложить пальцы в свои раны.
Число дней, прожитых Спасителем с учениками после Воскресения, не случайно – этот период времени многократно упоминается в Священном Писании. Например, 40 дней и ночей лил дождь во время всемирного потопа, 40 лет Моисей водил евреев по пустыне Синайской, по закону Моисееву в 40-й день от рождения родители должны принести младенца в Храм, 40 дней постился Господь в пустыне после Своего Крещения. Таким образом, сорокадневный период является символом ожидания – или приуготовительного периода – перед какими-то значимыми качественными изменениями, имеющими как личностное, так и глобальное измерение. С другой стороны, число 40 в Библии обозначает полноту и завершенность.
И Христос действительно готовит своих учеников к такому изменению – сошествию Святого Духа на апостолов. В Евангелии от Иоанна сам Спаситель так готовит своих учеников: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам».
И тут же следует разъяснение: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам».
Явление Духа Святого есть прямое следствие окончания земного пути Спасителя и Его подвига искупления на кресте: отныне двери между человеческим миром и Небесами открыты настежь. Более того, сам Христос – как человек, в своей человеческой телесности – проходит в эти Двери и возносится на Небеса, завершая Свою миссию: отныне человек возвращён на Небо!
Вознесение – это не утрата Бога, не разрыв с Ним, а призыв к преображению, к восхождению, вознесению ввысь вслед за Господом
И следом за Христом Его путём отныне смогут пройти все Его ученики, все верящие в Него – сам Господь говорит, что он вознёсся на небо для того, чтобы приготовить его к принятию всех истинных Своих последователей. «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете».
Поэтому Вознесение – это не утрата Бога, не разрыв с Ним, а призыв к преображению, к восхождению, вознесению ввысь вслед за Господом, в Его Царство.
Как выглядело Вознесение Господа?
В день Вознесения Господь вывел учеников своих из Иерусалима и отвёл их на гору Елеон (или Масленичную гору – у подножия западного склона горы и растёт знаменитый Гефсиманский масленичный сад).
Ещё со времён Первого храма иудеи устраивали кладбища на склонах Масличной горы – чтобы первыми воскреснуть после прихода Мессии
Кстати, это не просто гора. В Книге пророка Захарии сказано, что в конце дней именно на Масличную гору взойдёт Мессия. И именно с Елеона и начнётся воскресение мёртвых: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу…» Именно поэтому, ещё со времён Первого храма иудеи устраивали кладбища на склонах Масличной горы – чтобы первыми воскреснуть после прихода Мессии. Именно на склонах этой горы находятся так называемые «Могилы пророков» – пещера с 36 погребальными нишами, где похоронены пророки Аггей, Малахия и Захария.
Так вот, собрав апостолов на вершине горы Елеон, Спаситель разъяснил апостолам, в чем будет их главное предназначение: «Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Затем Иисус благословил всех учеников.
И дальше апостолы стали свидетелями необыкновенного чуда, которое сами апостолы описали крайне лаконично. Так, евангелист Марк пишет: «И так Господь, после беседования с ними, вознёсся на небо и воссел одесную Бога».
Евангелист Лука: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо…»
Свидетельство о Вознесении осталось и в «Деяниях апостолов»: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо…»
Что же ученики? Евангелист Лука пишет, что они поклонились Христу и «возвратились в Иерусалим с великой радостью». Разлука обернулась торжеством, надеждой для всего человечества, началом строительства Церкви земной.
Кстати, святой Григорий Богослов так объяснил немногословность апостолов в описании Божественного чуда Вознесения. Дело в том, что в Ветхом Завете уже есть красочное описание того, как на небеса в человеческом теле был вознесён Илья-пророк: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на Небо». И святой Григорий Богослов пишет: «Спасителю не нужна была колесница, не нужна была помощь и Ангелов, ибо Творец Своей Божественной силой вознёсся на Небо. Возвратился туда, где пребывал от века…»
История праздника
Празднование Вознесения Господня было установлено на II Вселенском Соборе в 381 году, хотя большинство исследователей считает, что празднование Вознесения проводилось ещё во времена апостольские. О том, что в сороковой день после Пасхи совершается празднование Вознесения, пишут святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст. Правда, в те времена праздник продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства.
Паломница Этерия, посетившая Палестину в IV веке, сообщала, что на праздник Вознесения христиане Иерусалима собираются на горе Елеон – в том месте, с которого Господь вознёсся на небо, и там совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем.
Позже на Елеонской горе был возведён храм Вознесения. Но уже в VII веке храм разрушили персы. Считается, что именно этот храм послужил образцом для Купола скалы, мусульманского святилища, построенного в Иерусалиме в честь вознесения на небеса пророка Моххамеда.
В XII веке крестоносцы воздвигли на горе Елеон восьмиугольное здание с колоннами и открытым куполом посередине. Вскоре Елеон перешёл в руки мусульман, и храм был превращён в мечеть. Но христианам открыт доступ к местным реликвиям. Среди них – камень с отпечатком ноги. По преданию, это отпечаток ноги самого Христа, сделавшего шаг к небу.
4 февраля – Всемирный день борьбы против рака
75 лет назад советские офицеры подняли восстание в концлагере Маутхаузен
Кашин Православный
По благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора
По вопросам и предложениям пишите на электронный адрес администратора проекта «Кашин Православный»: kashin.ortox@gmail.com
Новости
-
19 Апрель 2019
Вознесение Господне – двунадесятый праздник
Вознесение Господне
Вознесение Господне – один из Двунадесятых праздников, установленный в честь восшествия Господа Иисуса Христа во плоти на небо, и обещания о Его втором пришествии. Праздник Вознесения Господня является переходящим, всегда приходится на четверг, празднуется на 40-й день после Пасхи.
Видео Вознесение Господне из цикла “Лето Господне”
Праздник Вознесения Господня
До конца IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день. Вслед за Пятидесятницей в особое празднование выделилось и Вознесение Господне. В Сирии и Палестине до конца IV в. Вознесение Господе и Сошествие Святого Духа праздновались вместе на 50-й день после Пасхи. Одной из последних об этой практике пишет паломница Эгерия, сообщающая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Иисус Христос вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господа.
Икона Вознесения Господня
Разделение двух праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе в 381 году и имело целью подчеркнуть особую роль Святого Духа в спасении.
Указания на отдельное празднование Вознесения Господня встречаются у Григория Нисского и в антиохийских проповедях Иоанна Златоуста. Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как о Вознесении Господа Иисуса Христа говорится в «Апостольских постановлениях» в 380 году. Источники V веков однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.
История Вознесения Господня
Событие праздника Вознесения Господня подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк 24. 50-51) и Деяниях святых апостолов (Деян 1. 9-11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк 16. 19). Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Иисус Христос являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (ср.: Ин 16. 7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк 24. 49; Деян 1. 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян 1. 12), и, подняв Свои руки, преподал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо.
В Деяниях св. апостолов описано, что, начав возноситься, Иисус Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк 24. 52), где через несколько дней на них сошел Св. Дух (Деян 2. 1-4). Различия в рассказе о Вознесении Господа Иисуса Христа в Евангелии от Луки и в Деяниях святых апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором – на начале апостольской проповеди.
Отдельные элементы рассказа о Вознесении Господа Иисуса Христа в Деяниях святых апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Святого Духа на апостолов (напр., согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о которой говорится в Деян 1. 12, должно начаться наступление Дня Господа – Зах 14. 4). В Деян 1. 3 период явлений Воскресшего Христа определяется в 40 дней, что соотносится с другими важными 40-дневными периодами в земной жизни Господа Иисуса Христа: от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (Лк 2. 22-38), и после Крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (Мф 4. 1-2; Мк 1. 12-13; Лк 4. 1-2).
В некоторых местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» (Деян 2. 32-36; 3. 15-16; 4. 10; 5. 30-32; 10. 40-43; 13. 31; 1 Кор 15. 5-8). В Евангелии от Иоанна Сам Христос указывает на временной промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «еще не восшел к Отцу» (Ин 20. 17).
Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах одесную Отца, которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в Лк 24. 26; Деян 5. 31; Еф 4. 8-10; Флп 2. 6-11; 1 Тим 3. 16; Евр 1. 3, 5; 2. 9; 5. 5; 12. 2; Откр 3. 21; 12. 5; о «прославлении» после Воскресения – в 1 Петр 1. 21; о «седении одесную Бога» – в Рим 8. 34; Еф 1. 20; 2. 5-6; Кол 3. 1). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Пс 109, говорит о Своем «седении одесную Бога» (Мк 12. 35-37; 14. 62). В Откр 3. 21 со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа (Евр 4. 14; 6. 20; 7. 26; 8. 1; 9. 11-12, 24; 10. 12). Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф 16. 27; 24. 30; 26. 64; Мк 8. 38; 13. 26; Лк 21. 27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному (Ин 3. 13; 13. 1-3; 16. 5, 28) предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин 3. 17, 31; 6. 38; 8. 23; 13. 3; 16. 28). О восхождении Иисуса Христа говорится и в Еф 4. 8-10 и 1 Петр 3. 18-22 (ср.: Пс 67. 19 и 138. 8).
Иконы Вознесения Господня
Наиболее ранним изображением Вознесения Господня является рельеф на деревянных дверях храма Санта-Сабина в городе Риме от 430 года: стоящий Иисус Христос со свитком в руке окружен символами Евангелистов в медальонах, по сторонам фигуры буквы A и W, внизу – Богоматерь, над Девой Марией два апостола держат крест в круге. Образ Богородицы традиционно истолковывают как символическое изображение Церкви. Подобная трактовка сохраняется и по отношению к памятникам средневековья. Описание Вознесения Господня в Священном Писании и изображение этого события в иконографии отличаются одной важной чертой – в основе иконографии лежит литургическая традиция, прославляющая триумфальное вознесение плоти Иисуса Христа на небеса.
Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
На всех последующих изображениях в центре композиции представлена Богородица; о Ее присутствии при Вознесении Господа свидетельствует Церковное Предание: творения святых отцов, тексты службы праздника.
На ампуле храма Иоанна Предтечи в Монцы в Италии представлена полностью сложившаяся композиция: нимб с возносящимся Иисусом Христом, который сидит на престоле, поддерживают четыре ангела, внизу изображена Богоматерь и двенадцать апостолов.
В миниатюрах Псалтири Вознесение Господне иллюстрирует некоторые псалмы. Так, в Хлудовской Псалтири на миниатюре к Пс. 23. 9-10 («Возмите врата князи ваша», л. 22) стоит Христос в сиянии, мандорлу несут два ангела, в небесном сегменте – двери; на другой, к Пс. 46. 7 («Взыде Бог в воскликновении», л. 46), Иисус Христос сидит на радуге. Последний тип изображения стал наиболее распространенным.
В храмовых росписях Вознесение Господне помещается в куполе: церковь Софии в Фессалонике, 880-885 гг, где два ангела несут ореол, Богоматерь, ангелы и апостолы – среди деревьев на склонах купола. В XII в. в композиции увеличилось число ангелов, несущих ореол с возносящимся Христом, например Спасский собор Мирожского монастыря во Пскове.
На иконах Кашинского чина XV в. Богородица, стоящая фронтально, обычно представлена не с воздетыми руками, а с раскрытой ладонью перед грудью.
Храм Вознесения Господня в Кашине
В 1799 году в Кашине была построена Вознесенская церковь на месте одноименного деревянного храма. Вознесенский собор является вторым по масштабу храмом после Воскресенского собора. В 1857-1860 годах Вознесенская церковь перестраивалась, в 1849 году близ храма выстроена отдельная звонница.
Вознесенский собор в Кашине подвергся разорению в 1929 году, с 1962 года стал использоваться под мебельный склад. Лишь в 1993 году состоялась передача храма РПЦ. В настоящее время храм является действующим.
Храм Вознесения Господня в Кашине
Святынями храма являются: мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской, рака в которой размещались мощи святой до 2009 года, икона святой Дорофеи Кашинской (мощи находятся в Сретенском монастыре), иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Божией Матери «Взыскание погибших», Божией Матери «Скоропослушница» Афонского Пантелеимонова монастыря, икона великомученика и целителя Пантелеимона, а также древний образ Архангела Гавриила.
Тропарь Вознесению Господню
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / радость сотворивый учеником / обетованием Святаго Духа, / извещенным им бывшим благословением, / яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак Вознесению Господню
Еже о нас исполнив смотрение,/ и яже на земли соединив небесным,/ вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/ никакоже отлучаяся,/ но пребывая неотступный,/ и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.
Величание Вознесению Господню
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем Еже на небеса, / с Пречистою Твоею плотию, / Божественное Вознесение.
Молитва Вознесению Господню
Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную.
Канон Вознесению Господню
Ирмос: Спасителю Богу в мори люди немокрыми ногами наставльшему, и фараона со всевоинством потопльшему, Тому Единому поим, яко прославися.
Припев: Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Воспоим вси людие, на рамех Херувимских вознесшуся со славою Христу и спосадившему нас одесную Отца, песнь победную: яко прославися.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Ходатая Богу и человеком Христа, лицы Ангельстии видевше с плотию в вышних, удивляхуся, согласно же воспеваху песнь победну: яко прославися.
Слава: Явльшемуся Богу на горе Синайстей и закон давшему Боговидцу Моисею, от горы Елеонстей вознесшемуся плотию, Тому вси воспоим: яко прославися.
И ныне: Пречистая.
Акафист Вознесению Господню
Возбранный Воеводо, Творче неба и земли! Победителю смерти похвальное приносим пение, яко по пресветлом Твоем из мертвых Воскресении на небеса со славою вознеслся еси и с пречистою плотию Твоею одесную Бога и Отца возсел еси, да и наше падшее естество совознесеши с Собою, и от грехов и от вечныя смерти свободиши на веки. Мы же Божественное Твое Вознесение празднующе со ученики Твоими от души Тебе вопием:
Иисусе, вознесыйся от нас на небо, не остави нас сирых.
Архангелов и Ангелов лики сопредсташа Тебе, Царю всех, на Елеонстей горе, со страхом видевше Тя на высоту небесную вземлема с плотию, и прославляху величие человеколюбия.
1. Протоиерей Серафим Слободской, Закон Божий.
«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х. ©
Источники:
http://racurs360.ru/index.php/obshchestvo/item/3560-u-pravoslavnykh-voznesenie-gospodne-prazdnik-razluki
http://s-t-o-l.com/tserkov-i-obshhestvo/voznesenie-gospodne/
http://kashin.ortox.ru/voznesenie_gospodne