Уроки по всемирной истории первая мировая война. Уроки первой мировой войны

Содержание

Первая Мировая война: размышления о войне и человеке

Эта войнасамоубийство Европы

Тема предложена обучающимся 11-го класса в качестве размышления над одной из трагических страниц в истории мировой цивилизации. В историко-культурном стандарте указано: «Первая мировая война не без основания считается рубежом эпох: с ее окончанием начинается отсчет новейшего периода истории». Кроме того, эта война кардинально изменила геополитическую карту Европы и ввергла европейскую цивилизацию «в состоянии небывалого прежде глобального кризиса, сопровождавшегося массовой гибелью солдат и мирных жителей, сменой типа экономического развития, миграционными процессами, безработицей и резким снижением уровня жизни населения. Голод, эпидемии, смерть и хаос становились обыденным явлением».

Успешная реализация личностно-ориентированного подхода к изучению истории предполагает активное участие самого ученика в учебном процессе и его творческий подход к изучению событий прошлого. Учащийся должен научиться добывать исторические знания разным путём: не только через целенаправленное изучение истории на уроках, но и через средства массовой информации, художественную литературу, искусство. Не менее важным является и эмоциональное переживание учениками исторического прошлого, и превращение этих переживаний в ценности индивидуального сознания, что является основой духовности сознания и основным показателем социальной зрелости, важным фактором формирования гражданской культуры.

В условиях перехода от событийно-хронологической модели школьного исторического образования к современным моделям вариативного образования, построенным на принципах многоперспективности, поликультурности, многосубъектности и диалогичности, все более возрастает значимость работы с информацией, анализа достоверности исторических источников, умения их интерпретировать. В этой связи достаточную актуальность в современной школе приобрел вопрос об умении учащихся работать с разными источниками информации, в том числе с художественной литературой, что в полной мере отвечает основной задаче школы — пробудить интерес ребенка к обучению, воспитать социально активную личность, способную к самоутверждению и самосовершенствованию.

В разделе V Историко-культурного стандарта (Россия в годы «Великих потрясений». 1914–1921 гг.) предлагается указывать место России в Первой Мировой войне, в т. ч. и смену общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Обобщающий урок по предложенной теме поможет систематизировать знания, проанализировать ключевые проблемы и подвести основные итоги. На него отводится два часа. В качестве организационной формы предлагается урок-размышление.

При постановке целей урока нужно учитывать:

  • необходимость углубления и закрепления понятий, раскрытых в ходе изучения темы;
  • сосредоточение внимания учащихся на тех вопросах истории Первой Мировой войны, которые требуют новых подходов;
  • умения учащихся анализировать исторический и литературный источник;
  • необходимость проявления школьниками патриотизма, гуманизма, уважения к подвигу простого солдата и тружеников тыла при изучении темы;
  • умение старшеклассников участвовать в дискуссии.
  1. Война и общество. На пути к Мировой войне
  2. Человек и война

Средства обучения, использованные на уроке, могут включать в себя:

  • учебную карту (возможно на слайде),
  • выставку литературы по теме,
  • по желанию учителя — кинофрагменты из фильмов по Первой Мировой войне (в т. ч. заключительный фильм «Письма прапорщика Герасимова» из документального сериала «На разломе эпох»).

В начале изучения раздела учащимся дается опережающее задание в группах:

1. Написать исторический портрет одной из предложенных исторических личностей:

  • Николай II
  • Отто фон Бисмарк
  • Вильгельм II Гогенцолерн
  • Брусилов А.А.

2. Написать рецензию на одно из прочитанных литературных произведений:

  • Барбюс А. Огонь
  • Горький М. Несвоевременные мысли
  • Пикуль В. Честь имею
  • Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен
  • Ропшин В. (Савинков Б.) Во Франции во время войны
  • Толстой А. Хождение по мукам
  • Федин К. Города и годы
  • Шолохов М. Тихий Дон

3. Проанализировать письма солдат Первой Мировой войны (рекомендуемая статья Постникова Н.Д. «Письма с фронта забытой войны»)

Вступление учителя. «Над полями носится запах серы, черного пороха, паленых тряпок, испепеленной земли. Как будто разъярились дикие звери: странное свирепое рычание, мычание, завывание, мяуканье жестоко разрывают наши барабанные перепонки, и отдаются в животе, и порой кажется, что протяжно ревет сирена погибающего парохода. Иногда даже раздается нечто похожее на возгласы, и странные изменения тона придают им человеческий звук. Кое-где поля приподнимаются и опять опускаются: от горизонта до горизонта свирепствует небывалая буря».

Так увидел войну Анри Барбюс. Какую проблему поднял писатель в этом отрывке?

Проблема урока – В чем проявился трагизм Первой Мировой войны?

Перед учащимися ставится задача:

  • через мироощущение героев тех дней, авторов, чьи художественные произведения были прочитаны к этому уроку, увидеть трагизм этой страшной войны.

1. Война и общество. На пути к Мировой войне

Война, как ни странно, не была неожиданной ни для кого. Правительства сосредоточенно готовились, вынашивая авантюрные планы; рабочие и интеллигенция напряженно следили за нарастающим напряжением. Однако когда война началась, она разделила весь мир и всех и все, что в нем было на две части – ДО и ПОСЛЕ войны. Эта война изменила всё: взгляды, теории, души…

«Несколько десятков миллионов людей, здоровых и наиболее трудоспособных оторваны от великого дела жизни – развития производительных сил земли – посланы убивать друг друга… Разрушаются тысячи деревень, десятки городов, уничтожен вековой труд множества поколений, сожжены и вырублены леса, испорчены дороги, взорваны мосты, в прахе и пепле сокровища земли. Эта война – самоубийство Европы!» — пишет М. Горький.

Предлагается задание в группах:

1) проанализировать отношение к войне в противоборствующих блоках (Тройственный союз, Антанта), в России:

  • Германия в своем блоке проводила активную шовинистическую и националистическую пропаганду;
  • Антанта активно готовилась противостоять Тройственному союзу;
  • Российские политические партии, пытающиеся проводить активную антивоенную пропаганду, авторитета среди трудящихся не имели, в то время как правительство готово было следовать союзническим интересам.

2) Можно ли было избежать войны?

  • Субъективно можно – путем отказа ряда стран от активного наращивания военных проблем;
  • Объективно нет – с середины XIX века все империалистические страны активно готовились к войне и искали лишь повода к ее началу.

Но ведь так давно и красноречиво говорилось о братстве людей, о единстве интересов человечества. Кто же виноват в развязывании этого кровавого хаоса?

3) Какими качествами должен обладать политик, чтобы повернуть ход истории в сторону Мировой войны? Какие качества могут быть опасными для дела мира? Кому нужна война и почему?

  • Работа в группах с историческими портретами, предварительно подготовленными обучающимися к уроку (обсуждение исторических портретов, качеств политических лидеров, их роль в исторических событиях).
Читать еще:  Что означает родинка на щеке. Что значит родинка на щеке слева

Информация для учителя. Во времена активной деятельности Отто фон Бисмарка русская дипломатическая миссия во главе с А.М. Горчаковым делала все, чтобы не ввязаться в войну. Вильгельм II же, сменив своего предшественника Вильгельма I, настойчиво стремился к мировому господству. Будучи в родственных отношениях с русским императором Николаем II, Вильгельм старался оторвать его от всех возможных союзников, старался доказать, что хочет иметь с ним дружеские связи. Николай II, не рассчитывая особенно на дружбу, заявлял в конце 1913 г.: «…Я вижу ясно, что мы ненадолго сохраним мир… Что же будет, если мы опять будем не готовы к войне. » Немецкие генералы активно готовились к войне и, например, фельдмаршал Х. Мольтке заявлял: «Вечный мир – это мечта и даже далеко не прекрасная; война же составляет необходимый элемент в жизни общества. В войне проявляются высшие добродетели человека, которые иначе дремлют и гаснут». А вот русский генерал А. Брусилов выполнял приказ: «Я не о себе забочусь, ничего не ищу для себя, никогда ничего не просил и не прошу, но мне горестно, что … компрометируется выигрыш войны, что весьма чревато последствиями, и жаль воинов, которые самоотверженно дерутся; да и жаль… возможности проигрыша операции, которая была хорошо продумана и выполнена, но не докончена…ни за что, ни про что…»

Вывод. «Этому отвратительному самоистреблению нет оправдания. Сколько бы ни лгали лицемеры о «великих» целях войны, их ложь не скроет страшной и позорной правды: войну родил Барыш, единственный из богов, которому верят и молятся «реальные политики», убийцы, торгующие жизнью народа» (М. Горький)

2. Человек и война

Война вскрыла в человеке те качества, которые были скрыты до этого: в ком-то хорошие, а в ком-то — самые низменные.

Как изменился человек, его душа к концу войны?

«Это не солдаты, это люди! Не искатели приключений, не воины, созданные для резни, не мясники, не скот. Это земледельцы или рабочие, их узнаешь даже в форменной одежде. Это штатские, оторванные от своего дела. Они готовы. Они ждут сигнала действий и убийства, но, вглядываясь в их лица, между вертикальными полосами штыков, видишь, что это простые люди» (А. Барбюс)

Продолжение работы в группах с прочитанными литературными произведениями и письмами солдат Первой Мировой:

1) Как массы людей отнеслись к войне? Кто ее поддержал или нет и почему?

2) Как автор в лице своего героя относится к войне? Что для него храбрость в тылу и на фронте?

3) Как правило, литературные произведения предполагают вымысел автора и его субъективную оценку. Как сами участники событий своими «глазами и сердцем» увидели эту войну?

Информация для учителя.

Из писем солдат. «Знаешь, как на позиции? Стоим в окопах. Холод, грязь, паразиты кусают. Кушать один раз в сутки дают в 10 часов вечера, и то чечевица черная, что свинья есть не будет…»

«Дорогая мамаша, лучше бы ты меня на свет не родила, лучше бы маленьким в воде утопила, так я сейчас мучаюсь!»

«Чем дальше живется, тем хуже. Начальство наше душит нас, выжимает последнюю кровь, которой очень мало осталось. Не дождешься этого времени, когда придет конец всему этому!»

В статье Постникова Н.Д. «Письма с фронта забытой войны» предложены выдержки из перлюстрированных военной цензурой писем. Эти свидетельства позволяют увидеть, «в каких тяжелых, порою невыносимых условиях, приходилось воевать русскому солдату из-за преступных действий, а точнее бездействия интендантов и командиров всех уровней». Отсутствие обмундирование, голод, холод, болезни и вражеские пули уносили огромное количество жизней, и бесконечное множество людей оказались просто никому не нужными: ни армии и командирам, ни государству… Но все-таки несмотря ни на что «именно простой русский солдат проявлял чудеса мужества и стойкости»!

4) Как изменилось сознание людей в ходе войны? Изменились ли понятия «храбрость», «героизм», «патриот»?

5) В чем проявился трагизм войны?

Подведение итогов

Страшная война нанесла огромный вред материальному достоянию человечества: на нее было истрачено 208 млрд. рублей, тогда как на европейские наполеоновские войны было затрачено 6 млрд. Первая Мировая война охватила 38 государств и погубила 10 млн. человек. Это счет в смертях… А в человеческих страданиях? Разрушенные души никто не считал…

«Бедные ближние, бедные незнакомцы! Теперь ваш черед принести себя в жертву! Потом наступит наш. Может быть, завтра и нам придется почувствовать, как над нами раскалывается небо и под ногами разверзается земля, нас сметет дыхание урагана в тысячу раз более мощного, чем обычный ураган».

Но хочется надеяться, что верующие в победу над безумием должны стремиться к единению своих сил. Ведь в конце концов побеждает разум!

Первая мировая война

Первая мировая война 1914-1918 гг. является первым глобальным конфликтом в новейшей истории человечества, включившим в свою орбиту 38 государств и коренным образом изменившим мир в политическом, экономическом, социальном и даже культурном планах. О причинах войны, её основных этапах и сражениях будет рассказано ниже.

Первая мировая война

Продолжавшая с 1914 по 1918 год Первая мировая война открыла новую страницу в истории человечества. Масштаб войны и число участников, новые методы ведения войны, принципиально новые вооружения и многомиллионные жертвы, крушение империй и политических режимов – всё это позволяет нам говорить о начале очередной исторической эпохи, получившей название Новейшего времени.

Предыстория

Стремление милитаристской Германии к гегемонии в Европе, столкновение интересов России и Австро-Венгрии на Балканах, претензии ведущих держав на наследие близкой к распаду Османской империи – эти и другие факторы стали причиной ряда вооруженных конфликтов и локальных войн в начале XX века. С каждым годом обстановка накалялась все сильнее, были сформированы два военно-политических блока – Антанта и Тройственный союз. Европа готовилась к грядущей войне, для который нужен был лишь повод.

Участники

Уже во время войны Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) превратился в Четверной (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария). Италия в 1915 г. выступила на стороне Антанты (Англия, Франция, Россия). В апреле 1917 г. к коалиции Антанты присоединяется мощный союзник – США.

События

28 июня 1914 г. – наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд с женой убиты в Сараево (Босния) боснийским сербом Гаврило Принципом (подробнее: Пуля, начавшая Первую мировую войну).

23 июля 1914 г. – Австро-Венгрия, считавшая власти Сербии косвенно ответственными за убийство, предъявила Сербии ультиматум (текст: Австро-Венгерская нота от 23 июля 1914 г.), фактически ставивший под вопрос суверенитет страны. Ультиматум был принят частично, в ответ на него через несколько дней Австро-Венгрия объявила Сербии войну. В течение последующей недели все участники Антанты и Тройственного союза провели военную мобилизацию и объявили друг другу войну. Первая мировая война началась.

1914 г. – успех в целом сопутствует Германии и Австро-Венгрии. Германия успешно ведет войну на два фронта – против России на востоке и Франции на западе, однако нехватка сил не позволила ей взять Париж и вывести Францию из войны. Германское наступление было остановлено в боях на Марне.

Читать еще:  Что делать если бесит все вокруг. Все раздражает: что делать

1915 г. – на западном фронте стороны ведут позиционную войну. Начинает активно применяться химическое оружие. На восточном фронте – Великое отступление русской армии, Германией оккупированы обширные территории Российской империи. В Турции происходит геноцид армян (подробнее: Геноцид армян), классифицированный Антантой как преступление против человечества (впервые в истории).

1916 г. – Верденская битва (Верденская мясорубка); германские войска предприняли попытку прорыва на западном фронте, чтобы достичь Парижа, однако не смогли прорвать французскую оборону. Боевые действия длились практически весь год, использовалась авиация, огнеметы, химическое оружие (подробнее: Боевые отравляющие вещества в Первой мировой войне). Порядка миллиона убитых и раненых.

1916 г. – битва на Сомме. Неудачная попытка наступления британских и французских войск. Первое в истории применение танков. Порядка миллиона убитых и раненых.

1916 г. – Брусиловский прорыв. Успешное наступление русских войск против Австро-Венгрии в Галиции (подробнее: Россия в Первой мировой войне 1915-1917 гг. Продолжение).

1917 г. – в России в результате Февральской революции пала монархия, внутренняя нестабильность негативно сказывается на активности русских войск.

3 марта 1918 г. – Россия, в которой к власти пришли большевики, выходит из войны, подписывая сепаратный Брестский мир с Германией и ее союзниками, по которому Россия теряла значительные территории (подробнее: Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг.).

1918 г. – летом Антанта и союзники проводят успешное наступление по всем фронтам, война близится к завершению.

Ноябрь 1918 г. – во многом в результате военных неудач происходят революции в Германии и Австро-Венгрии; в этих странах ликвидируются монархии; новые правительства заключают перемирие; Первая мировая война заканчивается.

Заключение

Падение империй

Затянувшаяся война требовала от всех ее участников огромных ресурсов. Экономика стран, участвовавших в войне, работала в первую очередь на нужды армии, что приводило к нехватке ресурсов в гражданской сфере. Это вызывало народные волнения, усиливавшиеся в случае неудач на фронте. В итоге прекратили существование Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская империи; во всех этих странах изменилась форма правления, монархии были ликвидированы. Распад империй изменил политическую карту Европы и Ближнего Востока.

Влияние на умы

Первая мировая войны стала самой кровопролитной войной в истории на тот момент. Для нее было характерно ведение позиционной войны, когда миллионные жертвы не приводили к значительному изменению баланса сил. Многие современники были поражены, сколь малой сделали цену человеческой жизни новые вооружения, такие как химическое оружие. Эти чувства, нашли отражение, в частности, в антивоенных литературных произведениях, появившихся позднее.

Конспект

К началу Первой мировой войны мировая политическая система находилась в состоянии глубокого кризиса и острых противоречий, связанных с недоговорённостью ведущих мировых держав по вопросам колоний, сфер влияния и торгово-экономическому балансу сил. Создававшиеся на протяжении последних 30 лет военно-политические блоки к 1914 году окончательно оформились и не скрывали друг от друга своих враждебных настроений. Такими блоками, с одной стороны, была коалиция Германии, Австро-Венгрии и Италии, с другой – Антанта с входившими в неё Англией, Францией и Россией.

Ведущую роль в развязывании Первой мировой войны играли такие страны, как Германия и Австро-Венгрия. Первая стремилась к новому переделу мира, желая заполучить новые колонии и сферы влияния. Вторая – усилить своё влияние на Балканском полуострове и Украине, чьи территории входили в зоны влияния Российской империи.

В свою очередь, страны Антанты, не желавшие допустить нового передела Мира, в силу складывавшихся обстоятельств были вынуждены пойти на конфронтацию, и открыто заявляли о возможности открытия боевых действий.

Как было уже сказано выше, Австро-Венгрия имела территориальные претензии на Балканах, и в первую очередь в Сербии, которая являлась многовековым союзником России. Подталкиваемая Германией к ведению более активных политических действий, Австро-Венгрия стала всё давить на Сербию в политическом и экономическом планах.

Формальным поводом для начала Первой мировой войны стал т. н. «Выстрел в Сараево». 28 июня 1914 года девятнадцатилетний боснийский серб – Гаврило Принцип, член террористической организации «Млада Босна», застрелил наследника австрийского престола Франца Фердинанда и его жену во время посещения ими боснийского города Сараево, который незадолго до этого был присоединён к Австрии (см. Рис. 1).

Именно этот выстрел положил начало крупномасштабному мировому конфликту и явился поводом к развязыванию боевых действий.

Рис. 1. Эрцгерцог Франц Фердинанд (Источник)

Спустя месяц, 28 июля 1914 года, Австрия объявила войну Сербии. 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Вслед за этим 3 августа 1914 года Германия объявила войну Франции, 4 августа 1914 года Великобритания объявляет войну Германии. 6 августа 1914 года Австро-Венгрия начала боевые действия против России, а 11 августа 1914 года Франция и Великобритания объявили войну Австрии.

Всеобщая история

Первая мировая война

Обложка урока взята с источника.

План урока:

Перед началом Первой мировой

В начале XX века с развитием капитализма усилились противоречия между могущественными индустриальными странами. Они стремились к захвату новых рынков сбыта для своих товаров, приобретению природных ресурсов и капиталов. Мир накануне Первой мировой напоминал осиное гнездо, в котором каждый пытался найти и «ужалить» более слабого соседа.

Страны Азии, Латинской Америки и Африки не могли угнаться за бурным индустриальным развитием европейских государств, которые стремились к обогащению, за счет захвата колоний [1] и полуколониальных владений. Так, например, территории Кореи делили между собой Россия, США и Япония, за власть над Китаем боролись Германия, Россия, Япония, Франция и Великобритания. Иран, Афганистан и другие азиатские страны стали причиной многочисленных конфликтов между мощнейшими индустриальными странами Европы.

Когда Великобритания, Япония, Италия, Германия, Россия, Франция, США, Австро-Венгрия, Португалия, Испания захватили практически все отстающие в своем развитии страны, они начали борьбу между собой за новый передел мира. Так как цели крупнейших индустриальных держав не совпадали, между ними назрели серьезные противоречия.

Германия в Первой мировой войне стремилась:

  • к отстранению Англии от влияния на территориях Европы, завоеванию английских колоний;
  • захвату промышленных областей Франции и Бельгии;
  • получению контрибуций с побежденных государств;
  • установлению тотального контроля на Балканском полуострове;
  • присоединению российских территорий: Белоруссии, Польши, Украины, Прибалтики, с целью установления там сельскохозяйственной базы Германии;
  • поглощению Германией всех стран, на территориях которых проживает большая часть немецкого населения.

Запоминаем новые слова!

Контрибуции – послевоенные платежи побежденного государства странам победительницам.

Цели России в Первой мировой войне:

  • сохранение Польши под сферой влияния Российской империи, присоединение к Польше части Галиции, южной Силезии, восточной Познани;
  • захват Босфора и Дарданелл принадлежавших Османской империи;
  • ослабление влияния Германской империи и Австро-Венгрии, путем территориальных потерь и контрибуций.

Австро-Венгрия в Первой мировой планировала:

  • подчинить своему влиянию Балканы;
  • отторгнуть от России часть ее западных земель;
  • сохранить завоеванные в 1908 году Боснию и Герцеговину;
  • ослабить влияние государств, входящих в состав Антанты;
  • подавить национально-освободительные движения славян на Балканском полуострове.
  • ослабить Германскую империю, захватить часть земель по левому берегу Рейна и колоний;
  • захватить Сирию и Палестину, частично земли Египта и Марокко;
  • возвратить Эльзас и Лотарингию.
Читать еще:  Имя яна происхождение страна. Яна: происхождение и значение имени

Таким образом, с каждый годом приближался глобальный передел мира, в котором реализовалось противостояние Антанты и Тройственного союза.

Военно-политические союзы Первой мировой

В начале 1900-х годов могущественные державы осознали, что решение всех их внешнеполитических целей возможно только в случае объединения с другими сильными государствами. Так образовались знаменитые военно-политические союзы: Антанта и Тройственный союз.

Сначала, образовался Тройственный союз, который сложился в течение 1879-1882 года. Германская империя объединилась в союз Австро-Венгрией, затем, к Тройственному союзу присоединилась Италия, а уже в годы войны в союз также вошли Болгария и Османская империя.

Союз Антанта формировался на протяжении 1904-1907 годов. Сначала взаимные соглашения подписали между собой Великобритания и Франция, разделившие между собой африканские колониальные владения. В 1907 году в состав Антанты вошла Российская империя, вместе с Францией страны пообещали оказать друг другу в случае надобности взаимную боевую поддержку. В годы Первой мировой этот военно-политический союз поддержали: Португалия, Коста-Рика, Китай, Бельгия, Черногория, Перу, Египет, Панама,Греция, Куба и многие другие государства.

Начало войны

Предлогом к войне стало убийство Франца Фердинанда – наследника австро-венгерского престола. Нападение на него было совершено 28 июня 1914 года сербом Гаврилой Принципом. В результате этих событий, Австро-Венгрия выдвинула ультиматум Сербии. Она обвинила славянское государство в пропаганде против австро-венгерской монархии, приказала ей закрыть общество «Народная оборона» и подавить революционное движение.


Источник

Запоминаем новые слова!

Ультиматум – беспрекословное требование.

Ровно через месяц после убийства Франца Фердинанда 28 июля 1914 началась Первая мировая война – Австро-Венгрия объявила войну Сербии. В ответ на обстрел Австро-Венгрией столицы Сербии – Белграда, Россия начала всеобщую мобилизацию.

Запоминаем новые слова!

Мобилизация – приведение армии в боевую готовность.

Таким образом, развязалась Первая мировая, в ней впоследствии приняли участие 38 государств – 2/3 народонаселения всей планеты.

Еще задолго до начала войны у Германской империи уже был принят план ведения боевых действий – план Шлиффена. Германский военачальник — Альфред фон Шлиффен разработал этот план еще в 1905 году. Его стратегия предполагала проведение Германией нескольких сокрушительных ударов. Первый удар планировалось нанести по Франции, подступив к ней через территории нейтральной на то время Бельгии. После ее разгрома Шлиффен планировал нанести второй удар по России, совершив переброску германских войск на Восточный фронт.

План Шлиффена в Первой мировой не предусматривал продолжительных боевых действий, Германская империя рассчитывала на молниеносный разгром своих противников. Однако уже в конце 1914 года она убедилась, что одержать в кратчайшие сроки победу одновременно на двух фронтах ей не удастся, началась позиционная война.


Источник

Запоминаем новые слова!

Позиционная война – война, при которой враждующие армии долгое время удерживают свои позиции, при этом линия фронта практически не сдвигается в какую-либо сторону.

Наткнувшись на сильную оборону английских и французских войск, немцы вынуждены были вырыть окопы. Ни одна и враждующих сторон не решалась на масштабное наступление. Так как силы уравнялись, у немецких войск, рассчитывавших на молниеносную войну, истощились запасы снарядов и вооружения.

Великие битвы и сражения

Принявшая затяжной характер война способствовала возникновению военно-технических новинок. Так впервые были применено химическое оружие, были изобретены бронежилеты, танки, каски, самолеты-бомбардировщики, противогаз, огнеметы, автомат Федорова, минометы.

22 апреля 1915 года состоялась битва при Ипре, где впервые было опробовано химическое оружие. Германия заранее установила вдоль линии фронта баллоны, наполненные отравляющим газом на основе хлора. Ранним утром английские и французские войска разбежались в панике, увидев зеленый туман, растянувшийся на несколько метров над землей, мгновенно убивший первые ряды солдат. Тогда от газа погибло более 5000 человек, более 15 тысяч человек получили острое отравление. Первое применение химического оружия обернулось и против самых немцев, когда ветер подул в сторону немецких солдат, их не спасли защитные повязки, они также получили отравление.


Источник

После первого применения химического оружия на Ипре химические атаки повторялись все чаще, началась настоящая химическая война. Против опасных для жизни химических веществ воюющие стороны разрабатывали различные влажные маски – защитные повязки, пропитанные различными абсорбентами. Тогда русский ученый Николай Дмитриевич Зелинский решил использовать активированный древесный уголь в качества абсорбента [2] и создал на его основе первый в мире противогаз.

21 февраля 1916 года началось сражение под Верденом, расположенным на севере Франции, в истории оно запомнилось под названием «Верденская мясорубка». Немецкое главнокомандование отдало приказ захватить Верден, чтобы открыть солдатам дорогу на Париж. Накануне немцы перебросили туда огромное количество артиллерии. Французы знали, что после падения Вердена падет вся Франция, поэтому бросили все силы на защиту последнего рубежа. На протяжении полугода Германия штурмовала позиции французов, которые ценой огромных жертв и благодаря поддержке союзников — русских солдат, выстояли. Сражение под Верденом стало самым жестоким и кровавым в Первой мировой войне, в ходе него погибло более миллиона человек с обеих сторон.

Чтобы освободить французскую армию, сражающуюся в Вердене, 1 июля 1916года англо-французская армия начала с немцами битву на реке Сомме. С целью устрашения противника 15 сентября 1916 года британцы использовали новое секретное оружие – танк. Первое применение танков произвело неизгладимый психологический эффект на противника. Но сами танки были несовершенны, лишь половина машин добралась без поломок до линии фронта. Противостояние между вражескими войсками продолжалось в течение пяти месяцев, в результате битвы на Сомме Тройственный союз утратил инициативу.

С 31 мая по 1 июня 1916 года состоялось Ютландское сражение — крупнейшее морское сражение Первой мировой. Борьба на море развернулась между германским и английским флотом, при этом английские корабли по численности и технической оснащенности превосходили германские. О победе в Ютландском морском сражении заявили обе стороны: как Германия, так и Великобритания. Германская империя объявила свою победу, так как уничтожила большее количество Английских кораблей, а Англия – так как не дала Германии прорвать морскую блокаду.


Источник

Последним генеральным наступлением германцев стала битва на Марне, состоявшаяся 15 июля 1918 года. Германская империя подготовила эту операцию, чтобы восстановить моральный дух собственной армии, которая уже не верила в победу и устала от бесконечных военных действий. В помощь французским войскам пришли англичане, американцы и итальянцы. Объединенными усилиями они остановили наступление немцев и нанесли противнику серьезные потери – более 90 000 человек. В результате сражения на Марне стратегическая инициатива окончательно отошла к странам Антанты.

Завершение войны

Под натиском англо-американо-французских войск Германия подписала перемирие. 11 ноября 1918 года в чаще Компьенского леса между Странами Антанты и Германией был заключен мир, который ознаменовал окончание Первой мировой войны.

Словарь

Колонии — земли потерявшие самостоятельность, попавшие в зависимость от другого государства.

Абсорбент – вещество, способное поглощать другие вещества.

Источники:

http://rosuchebnik.ru/material/pervaya-mirovaya-voyna-razmyshleniya-o-voyne-i-cheloveke/

http://interneturok.ru/lesson/istoriya/9-klass/noveyshaya-istoriya-pervaya-polovina-xx-v/pervaya-mirovaya-voyna

http://100urokov.ru/predmety/urok-3-pervaya-mirovaya-vojna

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×
×
×