Теория и практика принятия политических решений.

Теории принятия политического решения

1. Модель рационального выбора. Ставит во главу угла рациональное начало в Полит процессе, тесно связана с эк теориями. Решения в данной модели принимаются по следующим алгоритму:

· уяснение сути проблемы,

· выбор цели на основе сущ предпочтений.

· оценка средств и способов достижения цели с точки зр их эффективности.

· принятие решения с выбором сценария, который приведет к намеченной цели.

Суть этого подхода в том, что всегда существуют ясные цели, и люди стремятся к этим целям осознанным образом.

Проблемы данного подхода:

· она применима на h отдельно взятого индивида и слабо применима на h групп. В группе применима лишь в случае жесткой дисциплины в группе.

· В реальной действительности решения чаще всего принимаются на основе не точной полной инф, поэтому конечные результаты различных стратегий не поддаются сравнению друг с другом.

· В данной модели игнорируются факторы Sого хар-ра (все возможные мнения о факторах реальной действительности, которые определяют решения больше, чем сама реальность). Реальность через призму человеческого сознания.

2. Эмпирическая модель (модель постепенного продвижения к цели). Исходит из того, что на практике решения всегда принимаются на основе неадекватной информации и при низком h изначального понимания проблемы. Из-за чего люди не могут позволить себе каких-либо оригинальных и смелых решений ==> Поэтому выработка политики всегда по принципу проб и ошибок. На основе обратной связи. Автор модели — Чарльз Линдблум (1963). Он определил принятие полит решений как науку продвигаться вперед мелкими шажками.

Недостаток модели — не объясняет как принмиаются решения революционного характера. (н-р- решение кастро посягнуть на власть на Кубе и т. д.).

В этой всязи Эмитай Эцуони (1967) предложил компромиссный вариант между рациональной и эмпирической моделью. Он полагает, что при принятии решений люди вначале сканируют всевозможные варианты наиболее эффективного решения задачи, после чего в отношении деталей принимают уже более частный подход медленного продвижения вперед.

3. Организационно — бюрократическая модель. Предыдущие модели показывают как результаты принятия решений воздействует сама система в которой принимаются решения. В отличае от них данная модель пытается понять, что внутри С и как она воздействует на процесс принятие решений (Грэм Алиссон).

Читать еще:  Замок эребру в швеции. По пути в Норвегию — Замок Эребру (Orebro)

На процесс принятия решения оказывают влияние те ценности, установки и сложившиеся модели поведения, которые всегда сущ в больших организациях. То есть решения часто вытекают не из анализа ситуации и определяются не поставленными целями, а внутренней культурой соответствующего органа. Выяснилось, что конечное решение всегда является результатом торга между различными участниками, преследующими свои цели. Тогда Правительство предстает не единым целым с едиными целями, а неким конгломератом конкурирующих сил.

Недостатки — не учитывает фактор политического лидерства; большим упрощением было бы думать, что люди думать только то, что диктует им только то, что диктует им их принадлежность к организации, то есть выбрасываются факторы индивидуального хар-ра; данная модель учитывает только внутренние факторы, исключая факторы внешней среды.

5. Идеологическая модель. Данный подход акцентирует внимание в процессах принятия решений на идеологический фактор (убеждения, взгляды), так как люди видят и понимают то, что позволяют и понимать их ценности и сформированное представление. Часто это происходит на подсознательном h. Люди, принимающие решения, думают, что они принимают рациональное решение, однако, в их сознании есть некий идеологический фильтр, именно он определяет, что хорошо, а что плохо.

Разные ученые видят действие этого фильтра по-разному: Роберт Джервис доказал фактами искажение точки зрения политиков по отношению к тем или иным реалиями.

Тема 10. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Институт принятия политических и управленческих решений на различных уровнях в органах государственной власти является ключевым узлом в управлении важнейшими сферами общественной жизни. Более того, политику в собственном смысле слова невозможно представить без механизмов подготовки, принятия и реализации решений. Сама политика в той или иной степени является результатом механизмов и процессов принятия решений.

10.1. Сущность и основные составляющие политического решения

Характер и содержание принимаемых властными структурами политических и административных решений указывают на цели, механизмы и средства осуществления государственного управления. С помощью института принятия и реализации решений от будничных до жизненно важных для данного общества обеспечивается взаимодействие управляемых и управляющих, воспроизводство самой политической системы, а также контроль над различными видами ресурсов, находящихся в распоряжении общества и государства. Политические решения играют незаменимую роль в качестве инструмента предотвращения или разрешения разного рода внутренних и внешних конфликтов.

Политическое решение — это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач органов государственной власти. Можно утверждать, что политическая деятельность любого уровня и любого масштаба начинается с принятия решения. И оттого, насколько продуманным, обоснованным и отвечающим реальному положению вещей данное решение является, зависит успех или неудача, а также репутация и авторитет того или иного политического деятеля, политических институтов и организаций, самого политического режима.

Читать еще:  Берия семья. Лаврентий берия - биография, информация, личная жизнь

Все разнообразие решений в зависимости от их значимости и статуса можно разделить на стратегические, принимаемые высшим политическим руководством страны, разного рода административно-управленческими органами центрального и регионального уровней, органами местного самоуправления, а также высшими и низовыми органами политических партий и общественных организаций и др. Решения можно разделить на политические и административные, жизненно важные для всего общества, касающиеся тех или иных категорий населения, каких-либо отдельно взятых регионов, тех или иных сфер общественной жизни и т.д.

Решающая роль в разработке и принятии долгосрочных и стратегических решений, определяющих основные направления и приоритеты социально-экономического и политического развития страны, принадлежит высшему политическому руководству страны, высшим органами государственной власти в лице законодательного собрания, главы государства и его аппарата, правительства и судебных органов. Речь идет о политическом управлении делами всего общества. В данном контексте государство призвано обеспечить функционирование и развитие основных сфер жизни людей, создать и поддерживать инфраструктуру, на которой базируется вся жизнедеятельность общества, в том числе и экономической системы.

Это — решения общенационального значения, обязательные для исполнения всеми без исключения органами и звеньями государственного аппарата и гражданами. Важнейшая функция государства в этом контексте состоит в обеспечении целостности и единства институтов и органов, выполняющих разнообразные функции управления.

Здесь определяющее значение приобретают политические приоритеты, стоящие перед государством. Под политическими приоритетами подразумеваются особо выделенные установки и ориентиры, которым придается первостепенное значение и которые ставятся во главу угла при выработке основных направлений социально-экономического, технологического и культурного развития страны. Именно исходя из них определяются стратегические интересы государства на международной арене. Решения, принимаемые в различных государственно-административных структурах, должны полностью соответствовать общей стратегической линии государства.

Политическое решение является одним из важнейших инструментов управления обществом, и в этом плане оно должно отвечать интересам всего общества и стать реальным воплощением ключевого принципа политики как искусства возможного. Среди множества политических решений, принимаемых в государстве, можно выделить разного рода законы, постановления, указы, распоряжения исполнительных органов, итоги всенародных голосований на парламентских, президентских и иных выборах и т.д.

Читать еще:  Игры лучше гта. Атака клонов: Игры, похожие на GTA

Принятие политических решений. Дегтярев А.А.

М.: КДУ, 2004. — 416 с.

Учебное пособие посвящено рассмотрению теоретико-методологических основ принятия политических решений. В работе содержатся современные концептуальные модели и базовые методологические подходы к интерпретации решений в сфере публично-государственной политики. Автор предпринимает попытку проведения реконструкции комплексного механизма и циклического процесса принятия и осуществления государственных решений.

Пособие предназначено для студентов старших курсов гуманитарных специальностей и слушателей магистратуры по направлениям, в рамках которых изучают дисциплины политологического и управленческого циклов. Данная работа может также представлять интерес для тех, кто занимается анализом современной теории и практики государственного управления.

Формат: pdf / zip

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Принятие публичных решений и система государственного управления 10
1.1. Публичные решения в государственно-управленческой системе 10
1.2. Основные модели государственного управления 19
1.3. Структура и компоненты государственного управления 27
1.4. Специфика политических решений 31
Глава 2. Теория принятия политических решений в комплексе социальных и управленческих дисциплин 44
2.1. Становление теоретических взглядов на принятие политических решений 44
2.2. Современное состояние теории принятия решений 52
2.3. Предметное поле 60
2.4. Структура и направления разработки 66
Глава 3. Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений 79
3.1. Бихевиоралистская модель 86
3.2. Когнитивистская модель «ограниченной рациональности» 88
3.3. Инкременталистская модель 94
3.4. Модель «всеобщей рациональности» 101
3.5. Модели групповой репрезентации 111
3.6. Модель политико-управленческих сетей 121
3.7. Организационно-институциональная модель 130
3.8. Модель политико-управленческого цикла 154
Глава 4. Механизм принятия политических решений (МППР): комплексная структура и основные компоненты 181
4.1. Проблема конструирования комплексной модели МППР 182
4.2. Сетевая структура МППР 193
Глава 5. Процесс принятия политических решений: циклы и фазы 217
5.1. Политико-управленческий цикл: типы и фазы 218
5.2. Формирование повестки дня и определение приоритетных общественных проблем 229
5.3. Подготовка и выбор проектов государственного решения 242
5.4. Согласование и утверждение официального решения в публичной политике 268
5.5. Реализация государственных решений и результаты их осуществления 295
Заключение 309
Методические рекомендации по курсу «Принятие политических решений» 313
Приложения 347
Программа учебной дисциплины «Принятие политических решений» 364

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Источники:

http://studopedia.ru/8_145490_teorii-prinyatiya-politicheskogo-resheniya.html

http://studme.org/1842112016264/politologiya/teoriya_praktika_prinyatiya_politicheskih_resheniy

http://alleng.org/d/polit/pol074.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector